15.12.2021
Консультация для родителей
В наше время
нравственному воспитанию детей уделяется мало внимания. Во многих семьях книги
ушли на второй план, их место заняли диски с мультфильмами, компьютер,
телевизор, просмотр которого не всегда контролируется со стороны родителей. Все чаще поднимается вопрос
о негативном влиянии современного телевидения на личность ребенка. У детей
появляются герои, часто не отличающиеся душевностью и нравственной
чистотой. Родители увлечены
идеей интеллектуального воспитания ребенка. Они хотят видеть своих детей усидчивыми,
внимательными, целеустремленными, желающими учиться. Это, конечно, правильно.
Однако, занимаясь развитием интеллекта ребенка, надо стремиться к тому, чтобы
малыш вырос добрым, отзывчивым, чутким. Родители, забирая своего ребенка из детского сада, в первую
очередь, спрашивают у воспитателя об успехах своего чада на занятиях, а не с
кем он сегодня играл и во что. На жалобу ребенка о том, что его кто-то обидел, зачастую
слышим: «Ты, что, не мог дать сдачи». По мнению педагогов и
психологов, необходимо воспитывать у ребенка не какое-то одно, а целую систему
взаимосвязанных качеств. В детском театре на
фоне активного эмоционального развития существуют и гармонично дополняют друг друга еще 2 направления в
воспитании: развитие интеллекта у ребенка и привитие ему социально-нравственных
качеств. Театр дает детям
уроки эмоциональной нравственности: учит быт добрым, чутким, честным,
справедливым. Персонажи, наделенные определенными характерами, постоянно ставят
перед маленькими зрителями вопрос выбора нравственной позиции: «За кого
ты?» Понимая, что театр –
это всего лишь игра, ребенок отказывается играть «плохих» героев,
ему неприятно испытывать на себе отрицательное отношение к герою других персонажей сказки и
зрителей. А роли «добрых» идут нарасхват. Вживаясь в образ
доброго персонажа, ребенок испытывает приятные ощущения, гордится собой. Добрые
чувства постепенно все дольше задерживаются, а потом и остаются навсегда в душе
ребенка. А как же быть с отрицательными персонажами? Мы нашли выход. Во время
совместной деятельности кружок «В мир сказок» дети вместе с
воспитателем фантазируют, придумывают, как перевоспитать отрицательных героев и
испытывают при этом удовольствие и радость. Театр укрепляет в сознании дошкольника важность нравственного
отношения к другим людям.
Но только ли радость испытывает ребенок, погружаясь в сказку? Конечно, нет.
Жалость, сострадание, гнев, страх, разочарование, стыд, вина, удивление.
Палитра эмоций велика. Исполняя ту или иную роль, дети обогащают свою
чувственную сферу, и, благодаря этому, становятся более отзывчивыми к
чувствам других. С
развитием эмоций тесно связано развитие мотивов деятельности и поведения
ребенка. Важно, чтобы мотивы были правильными, то есть имели
социально-нравственную ценность. Зная нормы поведения и имея личное
эмоциональное отношение к этим нормам, ребенок начинает приобретать и
складывать в копилку, называемую мировоззрением, свои собственные убеждения,
которые и становятся побудителями действий и поступков. Через какой материал,
репертуар лучше донести до ребенка понятия добра и зла, воспитать добрые
чувства? Да, конечно, через сказки. Поэтому сказки прочно вошли в содержание
занятий. Каждый раз перед взором ребенка возникают образы родной природы, люди
с их характером, быт, мир птиц и животных, способных говорить, думать и
поступать «по-человечески». Ребенок проникается этими чувствами,
переживает вместе с героями, а вместе с тем постигает простую и сложную
поучительную правду жизни. Театр предоставляет
детям возможность на практике познакомиться поближе, искренне
сопереживать друг другу,
воспитывает добрые чувства, дает прожить и испытать разные эмоции.