История школы

История МАОУ «Велижанская СОШ»

23.04.2020

Алимпиева Елена Борисовна,

учитель истории МАОУ «Велижанская СОШ»

В конце ХІХ века Министерство просвещения открывало школы по всей России, так как страна вступала на путь капитализма, а значит, нужны были грамотные работники. Для школы было построено специальное здание в 1896 за счет государства. Советская власть начала строительство новой школы на основании декрета об отделении школы от церкви и принципов единой трудовой школы. В 1920 году в Велижанской волости были назначены и утверждены учителя: в Велижанскую — Пигаркины Анна Никитична и Илья Иванович; в Заморозковскую утверждена учительница Пуртова Евдокия Еремеевна; в Круглянскую – Белоглазова Мария Андриановна; в Иску ( Самарьяны) – Попова; в Тандашскую – Ефремов; в Темнореченскую – Осипенко(3). В селе Велижаны в 1920 году была открыта советская школа І ступени, в которой было четыре отделения, общая численность учащихся составляла 88 детей от 7 до 13 лет.  После гражданской войны занятия в Велижанской школе начались 23 октября 1922 года. Школа располагалась в собственном деревянном одноэтажном здании. У молодого государства не было средств для содержания школ, поэтому с сельским обществом был заключен договор на содержание школы, по которому крестьяне села обязались предоставить 48 пудов ржи и 24 пуда картофеля. Заведующей школой была Белоглазова Мария Андриановна, имевшая стаж работы 3 года, 7 классов гимназии и возраст 21 год и учительница Кочеткова Пелагея Тимофеевна, стаж работы которой был 4 года, образование – 8 классов гимназии, 24 лет от рода. В трех группах обучалось 71 мальчик и 39 девочек. В деревне Иска школа начала работать 1 ноября 1922 года. Учительницей в этой школе была Зимина Иустина Алексеевна 20 лет, стаж работы насчитывал всего один год, образование – 5 классов гимназии и курсы. В Искинской школе было открыто также три отделения, в которых обучалось 42 мальчика и 17 девочек. В 1927 году в селе Велижанском была школа І ступени с 4 группами. Здесь обучалось 72 мальчика и 57 девочек. Всего преподавателей, работавших в школе, было четверо: Домрачева-заведующая школой, Зимина-учительница 4 класса, Исакова – учительница 1 класса, Мурашкина – учительница 2 класса. Велижанскую школу посещали дети из Велижан, Прохоровой, Скородума, Иски, Глубоковских хуторов и Темной речки. В 1935 году был организован Велижанский район с центром в селе Велижаны. В 1936 году в селе Велижаны была уже неполная средняя школа, располагавшаяся в трех зданиях, с 13 классами, в которой обучалось 461 ученик, педагогических работников было 16 человек. Одно здание было новое типовое располагалось оно по улице Кирова (деревня Прохорова) на берегу реки Иска и два здания были приспособленными. Отопление в школах было печное. Технические работники сами пилили дрова и возили их на лошадях. В 1940 году типовое здание сгорело. Профессиональный уровень учительских кадров значительно повысился. Половина педагогов уже имела специальное педагогическое образование: педагогический техникум, учительская семинария, курсы по предметам, а директор школы Саранин Федор Иванович и его жена Саранина Татьяна Григорьевна учились в институте народного образования. Самым опытным учителем, имевшим стаж работы 20 лет, был завуч школы Васильев Фадей Васильевич. При школе был интернат, в котором проживало 34 ученика, а всего приезжих учащихся было 190 человек, поэтому в 1937 году планировалось открыть два интерната на 100 учащихся. Школа носила звание школы крестьянской молодежи (ШКМ) и для молодежи из дальних деревень были открыты двухэтажные общежития в двух домах зажиточных крестьян. В летнее время работал пионерский лагерь колхоза «Красный передовик». В лагере отдыхало 25 ребят-пионеров. Пионеры ежедневно купались по два раза в день, загорали, играли в различные игры, занимались физкультурой, читали книги, танцевали и пели хором. Кроме того, по два часа в день они занимались прополкой школьной усадьбы и слушали лекции о соблюдении правил гигиены и о пионерской работе и задачах пионеров . В годы Великой Отечественной войны занятия в школе продолжались. В 1941 году в школе было 16 классов-комплектов. Работали следующие учителя: 1 класс – Гвоздева, во 2 классе – Иванова, в 3 А – Устинова Софья Алексеевна, в 3 Б – Чепяк Т.Ф., в 4 А – Кожевникова, в 4 Б – Велижанина М.П.. в 5-10 классы были назначены следующие классные руководители: 5А и 5Б – Богданова, 6А – Сергеенко, 6 Б – Тавринова Л.Г., 7 А – Ронжина З.С., 7Б – Юнг Эвальд Иванович, 8 А – Колбасюк М.А., 8Б – Щепетов К.Н., 9 — Волкова, 10 – Щепетова В.Д. Учителя — мужчины и юноши – десятиклассники уходили на фронт. Например, с 1 сентября 1943 года Финевич Владимир Иванович начал работать в школе преподавателем истории в 5-6 классах, а 1 октября 1944 года он был призван в армию. В 1941 году военное дело преподавал Попгозин Петр Яковлевич, в марте 1942 года военруком был назначен Нечет Н.Т., а в ноябре 1944 года после тяжелого ранения на фронте в школе вести военное дело стал Ермаков Иван Дмитриевич. Из 10 класса Велижанской школы вместе с другими выпускниками ушел на фронт Прокопьев Поликарп Петрович. Уход на фронт мужчин, занятость женщин в общественном производстве, недостаток в одежде, обуви, продовольствии во многих семьях порождали у учащихся и их родителей мнение, что в условиях войны обучение – дело второстепенное. Об этом же написал в книге воспоминаний Попков Георгий Максимович: «В те тяжелые для страны, и для нашего народа дни, ходил в школу с горем пополам. Трудностей становилось все больше и больше. Многое легло на мои жиденькие плечи – подростка. Четырнадцати лет отроду, имея только семилетнее образование, пришлось быть во главе семьи. Оставив школу, после зимних каникул и до призывной, военной подготовки, в середине февраля 1942 года я устроился на работу в свой колхоз «Красное Знамя». В 1941-1942 учебном году из школ Омской области ушло на производство 8,5% учащихся, перешли в другие учебные заведения (ФЗО, ремесленные училища, профессионально-технические курсы) 20,1%, оставили школу по материальной необеспеченности и занятости в домашнем хозяйстве 31,7%, переехали на новое место жительства 20,7%, не посещали школу из-за длительной болезни 6,6%, из-за отдаленности от школы 4,4%(11). Для снабжения Велижанской школы дровами, как вспоминает Попков Г.М., за ним закрепили в колхозе лошадь. «Из лесу, по глубочайшему снегу, возили только что срубленные нами двухметровые кряжи разных пород деревьев на дрова. Но нужно было выполнять план: привезти в каждую из этих организаций по четыре кубометра на двоих. И только после этого, по справке директора и главврача, мы получили по 400 граммов черного хлеба». Благодаря такой организации учебные занятия в школе не отменялись. Снабжение школ учебниками, учебно-наглядными пособиями и школьно-письменными принадлежностями в период войны сильно осложнялось в связи с перестройкой всей промышленности на военный лад. Завоз новых учебников резко сократился. Основное внимание обращалось на привлечение подержанных учебников. В 1942-1943 учебном году на каждого школьника приходилось в среднем две с половиной тетради, полтора карандаша и одно перо. Учащиеся многих школ использовали для письма старые книги, журналы, газеты и даже бересту. В лесной части школы своими силами изготавливали доски для письма. Чернила готовили сами из сажи и крушины. Великая Отечественная война предъявила высокие требования ко всей системе народного образования, внесла глубокие изменения в содержание учебно-воспитательной работы. Нужно было преодолеть трудности, вызванные введением трехсменных занятий в школах, сокращением учебного года на месяц и урока на 40 минут, перегруженностью классов, непрерывной массовой передвижкой учительских кадров, наличием в классах новых коллективов, недостатком учебников, тетрадей, наглядных пособий.Хочу такой сайт

В послевоенный период количество учащихся увеличивалось. В 1950-1951 учебном году в Велижанской средней школе обучалось 475 детей. Встала проблема нехватки классных помещений. На 18 классов-комплектов в школе было всего 13 классных комнат. Обучение велось в две смены. В первую смену на занятия приходило 329 учеников, во вторую – 146. Учителей работало 24 человека и 13 человек административно-хозяйственного и обслуживающего персонала. Директором школы в это время был Воробьев Василий Захарович, завучем работала Штанова Тамара Сергеевна. По улице Кирова было построено новое двухэтажное здание школы и спортивный зал. В 1952 году в Велижанскую школу приехало 20 новых учителей, так как численность учащихся резко возросла и достигла 1500 человек. Директором школы был Железков Петр Васильевич. В 1954 году в школе было четыре 5-х, четыре 6-х, четыре 7-х, пять 8-х классов. В 1954 году учителями русского языка и литературы работали Копылова А.П., Грошева О.Г., Жданова Е.Г., Фадеева Е.Г., Воинкова Л.Н., Борисова Т.А., Борисов М.А. (директор школы). Математику и физику преподавали Чистякова В.Г., Филатова Н.С., Давыдова Т.К., Титусова М.С., Пономарева А.И., Велитченко В.И., Зорихина Л.С., Садырина Л.М. Преподавателями истории, Конституции и географии были Железков П.В., Ожгихина З.С., Ермолаева Н.В., Скобова Н.И., Устинова А.А., Пономарева З.А. Естествознание и химию преподавали Ожгихина Т.С., Краснова М.В., Кайгородова Л.Д., Велижанина М.П. учителями иностранного языка были Бобикова Т.В., Дотц Е.Ф., Ульянова В.Л. Молодцов Л.Н., Щербинин И.Х. были учителями физической культуры, черчение и рисование преподавал Назаров Г.Ф. Проблемой школы 1940-х-1950-х годов было второгодничество. В 1946 году по результатам первой четверти неуспевающих учащихся было 103 ученика из 316. В 1950-1951 учебном году в Велижанской средней школе на второй год было оставлено 36 учащихся, из них 12 учащихся 1-4 классов, 19 учеников 5-7-х классов, 5 учеников 8-11-х классов. Причин такого положения было несколько. Как отмечали сами учителя, это, прежде всего, отсутствие нормального режима в работе школы. Например, в 1946 году в течение первой четверти сменилось 7 учителей, из-за сельскохозяйственных работ, болезни учителей из 56 рабочих дней только 12 дней проводились по расписанию, все это приводило к невыполнению программ. На заседании педагогического совета отмечались и такие причины как слабая дисциплина среди самих преподавателей, а именно: опоздания на занятия, непродуманные планы уроков, недостаточное внимание к неуспевающим учащимся, не тщательная проверка тетрадей учителями русского языка, мало внимания уделялось самостоятельной работе на уроках математики, отсутствие методической работы среди учителей. Плохая дисциплина среди учащихся: опоздания и пропуски уроков, невыполнение домашних заданий, грубость в отношении некоторых учителей со стороны учащихся. Улучшение учебно-воспитательной работы в школах Тюменской области стало особенно заметно в 1956-1957 учебном году. Это проявилось, прежде всего, в состоянии успеваемости, которая во всех городах и районах была выше прошлогодней. Школы Велижанского района в 1955-1956 учебном году дали 85,1%, а в 1956-1957 учебном году — 90,7% успеваемости. В 1956 году окончили 10 класс на «4» и «5» десять выпускников: Свистунова Лидия, Сёмочкина Тамара, Мальцева Нина, Липская Тамара, Паули Вера, Молодцова Галина, Елесин Владимир, Велижанин Иван, Богдан Людмила, Шабалина Евдокия, а Заплетина Галина и Велитченко Людмила за отличную учебу и примерное поведение были представлены к золотой медали. В Велижанской средней школе были введены новые предметы: труд, обществознание, изобразительное искусство. Учащиеся старших классов в летнее время работали в трудовом лагере, который располагался на территории колхоза «Путь к коммунизму». Школьники занимались прополкой колхозных полей. При школе был интернат, где жили дети из сел Канаш, Чугунаево, Тандашка, Малого и Большого хуторов, из населенных пунктов Глубоковского сельского Совета. В школе были организованы группы продленного дня. В Велижанах действовала вечерняя школа, где получали среднее образование взрослые люди. Например, Попков Г.М. после фронта работал в школе учителем физкультуры, затем в райкоме комсомола понял, что необходимо получить среднее образование. «Пришлось собрать все силы, вопреки отдыху и домашним делам, — заняться учебой. За зиму 1954 – 1955 годов подготовился по основным дисциплинам и вместе с десятиклассниками получил диплом о среднем образовании». Проблема второгодничества оставалась актуальной и в этот период существования школы. Трудности состояли в том, что Велижанская школа не имела единого типового школьного здания, так как двухэтажное здание школы, построенное в послевоенное время, оказалось непригодным для использования, и было разобрано. Из бревен этого здания построили одноэтажное школьное здание на берегу реки Иска и здание Велижанской участковой больницы. Занятия проходили в нескольких зданиях, расположенных в разных местах села Велижаны. Мастерские были открыты в приспособленных зданиях. Из кабинетов были только кабинет физики и химии, расположенные в отдельном здании. Работа учителей усложнялась тем, что в течение дня им приходилось переходить из одного здания в другое. Занятия велись в две смены, а после уроков учителя должны были посещать заседания педагогических советов, партийных и профсоюзных собраний, политические занятия. Нагрузка на педагогических работников была большая, так как учителей не хватало, и была значительная текучесть педагогов. Молодые учителя не хотели работать в таких условиях и поэтому, отработав год-два, уезжали из села. Только немногие оставались, обретя здесь свою семью и вторую родину. Например, Дмитриева (Велитченко) Валентина Ивановна приехала в Тюменскую область после окончания Рыльского педагогического училища. Сначала она была направлена в деревню Понизовку учителем математики, затем ее перевели в Новоникольскую школу, а в 1952 году в Велижанскую среднюю школу, где Валентина Ивановна проработала учителем начальных классов до 1996 года. Теперь каждый житель села знает эту женщину. Девяткова (Иванова) Александра Петровна в 1959 году окончила Тюменский педагогический институт по специальности «учитель английского и немецкого языка». Отработав год в селе Юрга Юргинского района, Александра Петровна приехала в Велижаны и стала учить велижанских детей иностранным языкам. С 1968 по 1969 год была завучем, с 1989 по 2001 годы – организатором внеклассной воспитательной работы. В 1962 году Анохина Зинаида Ивановна с мужем переехали в село Велижаны. Здесь Зинаида Ивановна проработала до 1995 года учителем начальных классов. Стребкова Людмила Ивановна в 1965 году окончила Псковский государственный педагогический институт имени С.М.Кирова. Получив диплом учителя немецкого языка, Людмила Ивановна с 1965 по 1967 работала в Читинской области. В 1967 году она переехала в Тюменскую область и стала учителем немецкого языка Велижанской средней школы до 2005 года. В 1968 году после окончания Голышмановского педагогического училища в Велижанскую школу приехала Кравцова (Гуськова) Валентина Васильевна и проработала учителем начальных классов до 2005 года. В 1976 году по распределению попала в Тюменскую область Велижанина (Барская) Людмила Владимировна, окончив Тульский государственный педагогический институт по специальности «учитель английского и немецкого языков», и оказалась в Велижанской средней школе, где и работает до настоящего времени. Яковлева Тамара Маркеловна (выпускница ТГПИ) приехала в Велижанскую среднюю школу в 1979 году, работала завучем, директором школы, учителем физики, астрономии, черчения, изобразительного искусства, технологии и продолжает свою педагогическую деятельность в этой школе. Современное здание Велижанской средней школы было построено в 1985 году в живописном лесном массиве на берегу реки Иски между селами Велижаны и Иска. Здание было рассчитано на 784 места. В новом здании были все необходимые кабинеты, спортивный и актовый залы, мастерские, библиотека, столовая, туалеты и душевые комнаты, подсобные помещения. Вокруг школы был разбит сад, пришкольный участок, цветник, спортивная площадка, военный городок, турники, теплица. В школе работало 37 учителей, из них 12 – выпускники данной школы. Это Окишева Ольга Николаевна, учитель истории и обществознания, выпускница ТГПИ, Гоношилова Галина Ивановна, учитель математики, Ермакова Нина Ивановна, учитель математики, «Заслуженный учитель РФ», Ожилевская Людмила Витальевна, учитель физики, библиотекарь, Гоношилова Ольга Викторовна, учитель истории и географии, Марченко Тамара Павловна, учитель математики и информатики, Дементьева Ирина Николаевна, учитель математики, выпускница ТГПИ, Велижанина Ирина Владимировна, выпускница ТГПИ, учитель начальных классов, обладательница гранта Президента РФ, Андреева Светлана Анатольевна, учитель начальных классов, Ваганова Надежда Васильевна, директор школы в настоящее время, учитель русского языка и литературы, выпускница ТГПИ, Столбова Ирина Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы, выпускница ТГПИ, Фадеева Светлана Григорьевна, учитель технологии, изобразительного искусства, Окишева Валентина Ивановна, учитель начальных классов.

В настоящее время здание школы капитально отремонтировано, в нем красиво, уютно, тепло. Сейчас это целый культурно-воспитательный комплекс. Здесь расположена не только средняя общеобразовательная школа, в которой обучается более 400 детей, но и дошкольное отделение, Искинская сельская и школьная библиотека, Искинский сельский Дом культуры. На территории школы имеется хоккейный корт, футбольное поле, беговая дорожка, детский спортивный городок. В названии муниципального общеобразовательного учреждения «Велижанская средняя общеобразовательная школа» сохранилось ее историческое наименование, но расположена она на территории Искинского сельского поселения. Здесь обучаются дети из девяти сельских поселений, которых на занятия ежедневно подвозят на трех школьных автобусах. В школе работает 26 педагогов, из них 21 с высшим образованием, один с неоконченным высшим, 4 учителя со средним специальным образованием. 13 учителей являются выпускниками этой школы. С 1998 года ведётся подготовка допризывников к службе в армии по программе спецкласса «Тайфун» (в настоящее время руководитель — Гордеев Д.В.)Почти 20 лет на школьной и районной сцене выступают воспитанники театральной студии «Дар», рук. Гоношилова О.В. В школе работает вокально-хореографический коллектив «Зори Кавказа», лауреат фестиваля национальных культур «Радуга» и «Роза ветров» (Рук. Оздоева З.А.) Школа является опытно-экспериментальной площадкой по теме: «Социализация личности школьника средствами НРК» (2007-1011 гг.). За это время опубликовано более 20 работ педагогов и школьников по данной теме, проводятся семинары, авторы исследовательских проектов принимают участие в конференциях «Шаг в будущее», «Тавдинские чтения», «Мы живём в Сибири». Исследовательские работы пополняют фонды школьного краеведческого музея. (Рук. Алимпиева Е.Б.) Летом 2011 года группа школьников принимала участие в работе археологической экспедиции «Тайны Тавдинской земли» на берегу озера Ипкуль.

МАОУ «Велижанская СОШ » является базовой школой, внедряющей ФГОС нового поколения. Для этого созданы все условия. Школа владеет хорошей материально-технической базой, компьютерным, мультимедийным оборудованием, полностью укомплектована педагогами, большая часть которых – выпускники ТГПИ.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».