Консультация для родителей.
26.05.2022
Консультация для родителей.
«Развитие речи дошкольников старшей
группы через чтение художественной литературы»
Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Художественная литература сопровождает
детей с первых дней жизни. Слушая знакомую сказку, стихотворение ребенок
переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать.
Дошкольники старшего возраста
любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной
деятельности. В связи с этим значительно увеличиваются их речевые возможности,
расширяется словарный запас, речь становится грамматически оформленной и
содержательной. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью,
необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со
взрослыми и сверстниками.
Различают активный и пассивный словарь. Расширение
словаря происходит одновременно с ознакомлением детей с окружающей
действительностью, с формированием отношения к окружающему. Пассивный словарь -
это слова, которые ребенок понимает, знает, но не использует. Активный словарь
- это слова, которые ребенок не только понимает, но и употребляет в своей речи. Активный словарь пятилетнего ребенка к концу
года должен насчитывать 3000 слов. Пассивный словарь обычно больше активного.
Вы можете протестировать своего ребенка. Предложите ему
пересказать сказку или коротенький текст, рассказать о каком-либо событии,
составить рассказ по картинке, а затем проанализировать:
как близко к тексту он передал содержание, использовал ли прилагательные, часто
ли затруднялся в подборе слов. Вот наиболее типичные проблемы в речи дошкольника:
- Речь, состоящая лишь из простых, как правило,
нераспространенных предложений. Неумение грамматически правильно построить
распространенное предложение. Односложные ответы на вопросы (да, нет, было, хорошо, есть, плохо)
-
Недостаточный словарный запас. Неумение подобрать синонимы. Назвать признак
предмета;
- Использование в речи сленговых слов, рекламных клише, нелитературных слов и выражений;
-
Неспособность грамотно сформулировать вопрос;
-
Неспособность построить монолог, например, сюжетный или описательный рассказ,
пересказ текста;
-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и
выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать
просьбу, выразить протест (в результате - родители не
понимают многих поступков ребенка);
-Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию,
регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.:
Если вы
заметили, что у вашего ребенка есть проблемы с речью, обратитесь за помощью к
специалистам.
Многих трудностей можно избежать, если систематически
заниматься речевым развитием детей.
Особое место в этом процессе отводится художественной литературе:
сказки, колыбельные песенки, потешки, поговорки, пословицы, стихи, прибаутки,
рассказы. Чем больше времени вы будете уделять ребенку в дошкольном возрасте, тем
меньше вам придется помогать ему в школе. Но нужно помнить, что обучение дошкольника - это, прежде всего, игра, интересная
и увлекательная. Вы можете проводить речевые игры, которые не требуют
дополнительного времени, необходимо только ваше желание.
Не маловажную роль в развитии
речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны
помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже
научился самостоятельно читать, надо удовлетворять.
• По
дороге в детский сад предложите ребенку поделиться наблюдениями, касающимися
погоды, подобрать как можно больше слов, описывающих деревья, рассказать, что нового
он заметил на улице, в парке и т. д.
• Дома на кухне спросите ребенка, какие продукты нужны,
чтобы сварить борщ, суп, сделать салат, окрошку, сварить компот, какие продукты
необходимо купить в магазине, какие приборы-помощники есть у вас на кухне и т.
д. Вы сами можете придумать много таких игр. Главная цель - добиться, чтобы
ребенок отвечал полными предложениями, использовал в речи прилагательные.
Художественная литература поможет вам в развитии речи детей.
Произведения для чтения ребенку
нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие. Одну и ту же книжку можно перечитывать ребенку по нескольку раз,
открывая каждый раз новые стороны. Больше читайте детям и результат вас удивит.
Воспитатель Смиренникова
С.Н.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.05.2022
Дата обновления: 26.05.2022
Дата публикации: 26.05.2022