Рабочая программа Осмысленное чтение 8 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение» для 8 класса
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования (ФГОС ООО 2021 г.), в соответствии с Программой
воспитания основного общего образования.
Актуальность включения данного курса в образовательный процесс объясняется тем, что
на каждом занятии целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-речевые
умения в основных видах речевой деятельности: аудировании (слушании), письме,
говорении на разнообразные темы, чтении-понимании текстов разных стилей. Каждое из
перечисленных умений формируется с помощью ряда методик, приёмов, упражнений,
носящих, в основном, деятельностный характер.
Данный курс способствует формированию у обучающихся информационнокоммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в
источниках различного типа; развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в
зависимости от коммуникативных задач; обосновывать свою позицию; приводить систему
аргументов; оценивать и редактировать текст.
Цель курса:
1. Формирование осмысленного и глубокого чтения;
2. формирование читательской культуры и умения находить способы проявления
авторской позиции;
3. формирование восприятия произведения как художественного целого, осмысление
его в этой целостности, видение авторского замысла;
4. формирование стремления размышлять над прочитанным, умения выделять в
произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы
художественного произведения.
Задачи:
1. обучать стратегии, приёмам смыслового чтения;
2. ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
3. адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
4. владеть разными видами чтения; ориентироваться в содержании текста и понимать
его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение
текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий
содержанию и общему смыслу текста;
5. находить в тексте требуемую информацию
6. формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
7. воспитывать эмоционально-ценностное отношение к языку, пробуждение интереса
к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке.
8. формировать умения работать в сотрудничестве, навыки работы в группе, владение
различными социальными ролями в коллективе, умение использовать разные
способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать
необходимую информацию.
Формы работы: лекции и практические занятия, коллективный способ обучения, работа в
парах, сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование игровых
форм организации деятельности.
Методы и приемы.
Для организации занятий используются словесные, наглядные и практические методы
обучения:
 беседа;
 объяснение учителя;

 исследование;
 наблюдение;
 сопоставление и анализ;
 учебные дискуссии;
 творческие задания;
 постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
 создание и редактирование текстов;
 использование разных каналов поиска информации;
Планируемые
результаты
освоения
учебного
предмета
(личностные,
метапредметные и предметные результаты)
Личностные результаты:
 осознание необходимости владения родным языком для учебной, трудовой и
профессиональной деятельности;
 умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
 интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
 способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
 адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста,
основную и дополнительную информацию);
 пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
 владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным);
 умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текс с заданной степенью
свёрнутости (изложение, план);
 умение строить устное и письменное высказывание с учётом сферы и ситуации
общения, участвовать в беседах;
 умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками
информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой;
 умение работать в парах, коллективно, в группах; распределять роли в группе,
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;
 уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения.
Регулятивные универсальные учебные действия
Удерживать цель деятельности до получения её результата.
-Учиться анализу достижения цели.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте
информацию, необходимую для её решения.
- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого из его частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
 извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
 Планировать учебное исследование;
 ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного
исследования;
Предметные результаты:
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Восьмиклассник научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему
смыслу текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать
соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом,
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его
основные элементы,);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного
понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент
информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Восьмиклассник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения,
получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Восьмиклассник научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;
проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: таблицы;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного
характера;
— делать выводы;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Восьмиклассник получит возможность научиться:
• выявлять информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с
информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и
структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации

Восьмиклассник научится:
• откликаться на содержание текста:
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения
чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном
сообщении (прочитанном тексте).
Восьмиклассник получит возможность научиться:
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или
конфликтной ситуации.
Основное содержание курса
Раздел I: Работа с текстом: Поиск информации и понимание прочитанного. Содержание
текста, его смысл. Главная тема, подтемы текста, назначение текста. Заголовок. Виды
планов. Текстовые и внетекстовые компоненты. Приёмы нахождения требуемой
информации в тексте. Система аргументов. Авторская позиция.
РАЗДЕЛ II. Работа с текстом: Преобразование и интерпретация информации. Структура
текста (нумерация страниц, сноски, ссылки, оглавление, преобразование текста в
таблицу). Интерпретация текста. Сравнение и противопоставление информации. Вывод,
авторская позиция.
РАЗДЕЛ III. Работа с текстом: Оценка информации. Оценка содержания текста. Оценка
достоверности информации. Оценочные суждения.
Календарно-тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

дата

тема

форма контроля

Типология текстов.
Рассуждение-размышление.
Рассуждение-объяснение.
Рассуждение-доказательство.
Языковые средства текста.
Языковые средства текста.
Тема текста, идея, основная мысль.
Текст, микротемы текста.
Вычленение информации из текста.
Структура и композиция текста.
Разные способы представления
информации.
Разные способы представления
информации.
Источники информации.
Источники информации.
Подробный и сжатый пересказ.
Приемы сжатия текста.
Приемы сжатия текста.
Формулирование тезисов и выводов на

Работа с текстом
Практикум
Практикум
Практикум
Анализ языковых средств
Анализ языковых средств
Работа с текстом
Практикум
Практикум
Практикум
Конспект
Конспект
Практикум
Практикум
Практикум
Работа с текстом
Работа с текстом
Беседа по теме

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

основе текста.
Аргументы, подтверждающие вывод.
Соотнесение фактов с общей идеей
текста.
Композиция текста-рассуждения.
Формулирование тезисов, аргументов,
выводов.
Письменное воспроизведение текста с
заданной степенью свернутости.
Письменное воспроизведение текста с
заданной степенью свернутости.
Формулирование точных ответов на
поставленный вопрос.
Оценка содержания и структуры текста.
Оценка языковых особенностей текста.
Выражение собственного мнения, его
аргументация.
Участие в учебном диалоге.
Позиция автора в тексте.
Соотнесения разных точек зрения на
информацию.
Нахождение в тексте необходимой
информации
Интерпретация необходимой
информации.
Критическое отношение к информации.

Беседа по теме
Практикум
Практикум
Практикум
Письменная работа
(изложение)
Письменная работа
(изложение)
Беседа по вопросам
Практикум
Практикум
Практикум
Учебный диалог
Практикум
Беседа по теме
Практикум
Учебный диалог
Учебный диалог

Лист корректировки рабочей программы внеурочной деятельности
8 класс
№ урока
(по КТП)

Дата по
плану
(по КТП)

Дата по факту

Тема

Причина
корректировки*

Способ
корректировки**

*Например: Карантин, Актированный день, Праздничный день 00.00.0000 и т.п.
** Например: Применение дистанционных форм обучения, Применение форм внеурочной деятельности, Уплотнение учебного материала и
т.п.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Русский язык, 8 класс/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М.
Александрова, Издательство "Просвещение"
2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.,1990 (статьи «Разговорная речь»,
«Устная публичная речь»
3. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 1995.
4. Дьяченко Л.В. Тексты и задания для аудирования по русскому языку в 5-11 классах –
Донецк: ПКФ «БАО», 2002.
5. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические
формы – М.: Русский язык, 1983. – 704с.
6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник,
2003. – 944с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
И.П. Цыбулько. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы.
Пособие для учителей общеобразовательных организаций под редакцией Г.С.
Ковалевой, О.Б. Логиновой. – Москва, «Просвещение», 2014г• Т. Шклярова: Письмо
по памяти. Методика. Рекомендации. Тексты. Издательство «Грамотей», 2017г.
 Н Русова: Пишем грамотно. 100 важнейших правил. Учебное пособие. Издательство
«Владос», 2018г.
 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к
мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.
Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.
 3.Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд.
доработанное – М.: Просвещение, 2011.- 223 с. 4. Обучение стратегиям чтения в 5-9
классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М.:
Баласс, 2011. 5. Гойхман ОЛ., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. - М.:
1997.
 Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. — М., 2001.
 Иконников С.Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского языка. - М.1977.
 Запятая О. Коммуникативные умения как компонент содержания образования.
Сельская школа.- 2006.-№ 6.
 Селевко Г.К. Групповые формы учебной деятельности. Школьные технологии.- 2005.№ 1.


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
 www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
 www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикой».
 www.slovari.ru Электронные словари.
 www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
 www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.
 http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»
 http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»
 http://www.fipi.ru сайт ФИПИ
 https://rus-oge.sdamgia.ru/ решу ОГЭ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».