ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Практикум по русскому языку» на уровне
среднего общего образования составлена в качестве дополнения к рабочей программе
предмета «Русский язык» на основе требований к результатам освоения ФОП СОО,
представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с
учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.
№ 637-р).
В содержании
программы
выделяются
две
сквозные
линии:
«Орфография и пунктуация», «Функциональная стилистика. Культура речи».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения основными
понятиями культуры речи и функциональной стилистики, формирование навыков нормативного
употребления языковых единиц и расширение круга используемых языковых средств;
совершенствование коммуникативных умений в разных сферах общения, способности к
самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;
- развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой
деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной и
дополнительной информации; развитие умений чтения текстов разных форматов
(гипертексты,
графика,
инфографика
и
др.);
совершенствование
умений
трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию в
практической деятельности.
На изучение курса «Практикум по русскому языку» отводится в 11 классе – 68 часов
(2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
11 КЛАСС
Язык и речь. Культура речи Синтаксис.
Синтаксические нормы
Синтаксис
как
раздел
лингвистики
(повторение,
обобщение).
Синтаксический анализ словосочетания и предложения.
Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Синтаксический параллелизм,
парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический
повтор, анафора, эпифора, антитеза; риторический вопрос, риторическое восклицание,
риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие.
Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Сложное предложение.
Пунктуация. Основные правила пунктуации
Пунктуационный
анализ
предложения.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания и их функции.
Научный стиль, сферы его использования, назначение.
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные
признаки официально-делового стиля: точность, стандартизированность, стереотипность.
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки
публицистического стиля: экспрессивность, призывность, оценочность. Лексические,
морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Создание
текстов любого жанра публицистического стиля (заметка, статья, репортаж, очерк, эссе,
интервью).
Язык художественной литературы и его отличие от других функциональных
разновидностей языка (повторение, обобщение). Основные признаки художественной
речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств,
языковых средств других функциональных разновидностей языка.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Все личностные и метапредметные результаты освоения обучающимися данной
программы на уровне среднего общего образования достигаются в тесной связи с
планируемыми результатами освоения ФОП СОО «Русский язык».
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
11 КЛАСС
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по русскому языку:
Язык и речь. Культура речи Синтаксис.
Синтаксические нормы
Выполнять синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного
предложения.
Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского языка (в
рамках изученного).
Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения основных
норм согласования сказуемого с подлежащим, употребления падежной и предложнопадежной формы управляемого слова в словосочетании, употребления однородных членов
предложения, причастного и деепричастного оборотов (в рамках изученного).
Соблюдать синтаксические нормы.
Использовать словари грамматических трудностей, справочники.
Пунктуация. Основные правила пунктуации
Иметь представление о принципах и разделах русской пунктуации. Выполнять
пунктуационный анализ предложения.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных
правил современного русского литературного языка (в рамках изученного). Соблюдать
правила пунктуации. Использовать справочники по пунктуации.
Функциональная стилистика. Культура речи
Иметь представление о функциональной стилистике как разделе лингвистики.
Иметь представление об основных признаках разговорной речи, функциональных
стилей (научного, публицистического, официально- делового), языка художественной
литературы.
Распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных
разновидностей
языка
(разговорная
речь,
научный,
публицистический
и
официальноделовой стили, язык художественной литературы).
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров
научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее
150 слов).
Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой практике.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Всего
Контро
льные
работы
Практи
ческие
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Язык и речь. Культура речи. Синтаксис. Синтаксические нормы
1.1
Синтаксис как раздел лингвистики (повторение,
обобщение)
3
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
1.2.
Синтаксические нормы. Основные нормы согласования
сказуемого с подлежащим
4
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
1.3
Основные нормы употребления однородных членов
предложения
5
1.4
Основные
нормы
употребления
деепричастных оборотов
1.5
Основные нормы построения сложных предложений
причастных
Итого по разделу
и
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
Библиотека ЦОК
7
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
2
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
Библиотека ЦОК
21
Раздел 2. Язык и речь. Культура речи. Пунктуация. Основные правила пунктуации
2.1
Пунктуация как раздел лингвистики (повторение,
обобщение)
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
2.2
Знаки препинания между подлежащим и сказуемым
3
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
2.3
Знаки препинания в предложениях с однородными
членами
5
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
Библиотека ЦОК
2.4
Знаки препинания при обособлении
2.5
Знаки препинания в предложениях с
конструкциями, обращениями, междометиями
2.6
Знаки препинания в сложном предложении
5
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
2.7
Знаки препинания в сложном предложении с разными
видами связи
4
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
2.8
Знаки препинания при передаче чужой речи
4
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
2.9
Обобщение по теме «Пунктуация»
3
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
5
вводными
Итого по разделу
4
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
37
Раздел 3. Функциональная стилистика. Культура речи
3.1
Научный стиль
3.2
Официально-деловой
стиль.
официально-делового стиля
3.3
4.9
2
Основные
жанры
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
Библиотека ЦОК
2
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
Публицистический стиль
2
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
Язык художественной литературы
4
Итого по разделу
10
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
11 КЛАСС
№
Количес
тво
часов
Тема урока
п/п
Дата
изучен
ия
Электронные
цифровые
образовательные ресурсы
1 -3
Культура речи и синтаксические нормы
3
Способы выражения подлежащего. Способы выражения
сказуемого
3
https://www.yaklass.ru
4-6
7
Сложные случаи управления. Форма множественного числа
родительного падежа
1
https://www.yaklass.ru
5
8-12
Основные нормы употребления однородных членов
предложения. Обобщающее слово. Знаки препинания
при обобщающем слове
Употребление причастных оборотов.
необособленные определения
и
3
https://www.yaklass.ru
13-15
16-19
Употребление деепричастных оборотов. Обособленные
обстоятельства. Случаи адвербиализации деепричастий
4
https://www.yaklass.ru
20-21
Сложные предложения. Осложненные предложения.
2
https://www.yaklass.ru
Графические символы – помощники логического построения
предложения. Пунктуация
2
https://www.yaklass.ru
22- 23
Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Работа
над деформированным текстом
3
https://www.yaklass.ru
24-27
28-33
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
5
https://www.yaklass.ru
Правила постановки знаков препинания в предложениях с
обособленными определениями, приложениями
1
https://www.yaklass.ru
34
35
Правила постановки знаков препинания в предложениях с
обособленными дополнениями, обстоятельствами,
1
https://www.yaklass.ru
Обособленные
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8
уточняющими членами
36
Правила постановки знаков препинания в предложениях с
вводными конструкциями, обращениями, междометиями
1
https://www.yaklass.ru
37
Знаки препинания при вводных словах, вводных
конструкциях
1
https://www.yaklass.ru
Правила постановки знаков препинания в сложном
предложении
5
https://www.yaklass.ru
38-42
43-45
Знаки препинания в осложнённых предложениях и в
сложных предложениях с разными видами связи.
2
https://www.yaklass.ru
Знаки препинания в сложных предложениях на стыке
союзов
Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной
речью
2
50-51
Пунктуационное оформление предложений при передаче
чужой речи.
2
52-53
Работа с текстом. Расстановка знаков препинания.
2
54-55
Комплексное повторение.
Орфография. Пунктуация.
2
56
Стилистика. Научный стиль речи
1
57
Работа с текстами научного стиля
1
58
Официально-деловой стиль речи
1
59
Работа с текстами официально-делового стиля
1
60
Публицистический стиль речи
1
61
Публицистический стиль. Лексические, морфологические
и синтаксические особенности стиля
1
46-47
62
Осложнённое
Жанры публицистического стиля
списывание.
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaf3ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab2c48
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab2ea0
63
Работа с текстом публицистического стиля
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab3026
1
64
Средства художественной выразительности
65
Язык художественной литературы. Образность и
выразительность
1
66
Работа с текстом художественного стиля
1
67-68
Комплексное повторение. Функциональные стили речи
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab318e
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab1578
68
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Гольцова Н. Г., Мищерина И. В. Методическое пособие к учебнику
Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной «Русский язык». 10-11
класс. Базовый уровень. "Русское слово". М. 2021
2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий
ЕГЭ:2024: Русский язык/ авт.-сост. И.П.Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П.
Васильевых и др. – М.: «Экзамен», 2024.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ffb0
2. Российская электронная школа https://resh.edu.ru
3. ООО "Инфоурок" https://infourok.ru
4. Онлайн-школа "Фоксфорд" https://foxford.ru
5. Цифровой
образовательный
ресурс
для
школ
«Якласс»
https://www.yaklass.ru