Практикум по русскому языку 11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Практикум по русскому языку» на уровне
среднего общего образования составлена в качестве дополнения к рабочей программе
предмета «Русский язык» на основе требований к результатам освоения ФОП СОО,
представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с
учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.
№ 637-р).
В содержании
программы
выделяются
две
сквозные
линии:
«Орфография и пунктуация», «Функциональная стилистика. Культура речи».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения основными
понятиями культуры речи и функциональной стилистики, формирование навыков нормативного
употребления языковых единиц и расширение круга используемых языковых средств;
совершенствование коммуникативных умений в разных сферах общения, способности к
самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;

- развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой
деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной и
дополнительной информации; развитие умений чтения текстов разных форматов
(гипертексты,
графика,
инфографика
и
др.);
совершенствование
умений
трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию в
практической деятельности.
На изучение курса «Практикум по русскому языку» отводится в 11 классе – 68 часов
(2 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
11 КЛАСС
Язык и речь. Культура речи Синтаксис.
Синтаксические нормы
Синтаксис
как
раздел
лингвистики
(повторение,
обобщение).
Синтаксический анализ словосочетания и предложения.
Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Синтаксический параллелизм,
парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический
повтор, анафора, эпифора, антитеза; риторический вопрос, риторическое восклицание,
риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие.
Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Сложное предложение.
Пунктуация. Основные правила пунктуации
Пунктуационный
анализ
предложения.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания и их функции.
Научный стиль, сферы его использования, назначение.
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные
признаки официально-делового стиля: точность, стандартизированность, стереотипность.
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки
публицистического стиля: экспрессивность, призывность, оценочность. Лексические,
морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Создание
текстов любого жанра публицистического стиля (заметка, статья, репортаж, очерк, эссе,
интервью).
Язык художественной литературы и его отличие от других функциональных
разновидностей языка (повторение, обобщение). Основные признаки художественной
речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств,
языковых средств других функциональных разновидностей языка.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Все личностные и метапредметные результаты освоения обучающимися данной
программы на уровне среднего общего образования достигаются в тесной связи с
планируемыми результатами освоения ФОП СОО «Русский язык».
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
11 КЛАСС
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по русскому языку:
Язык и речь. Культура речи Синтаксис.
Синтаксические нормы
Выполнять синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного
предложения.

Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского языка (в
рамках изученного).
Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения основных
норм согласования сказуемого с подлежащим, употребления падежной и предложнопадежной формы управляемого слова в словосочетании, употребления однородных членов
предложения, причастного и деепричастного оборотов (в рамках изученного).
Соблюдать синтаксические нормы.
Использовать словари грамматических трудностей, справочники.
Пунктуация. Основные правила пунктуации
Иметь представление о принципах и разделах русской пунктуации. Выполнять
пунктуационный анализ предложения.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных
правил современного русского литературного языка (в рамках изученного). Соблюдать
правила пунктуации. Использовать справочники по пунктуации.
Функциональная стилистика. Культура речи
Иметь представление о функциональной стилистике как разделе лингвистики.
Иметь представление об основных признаках разговорной речи, функциональных
стилей (научного, публицистического, официально- делового), языка художественной
литературы.
Распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных
разновидностей
языка
(разговорная
речь,
научный,
публицистический
и
официальноделовой стили, язык художественной литературы).
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров
научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее
150 слов).
Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой практике.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем программы
Всего

Контро
льные
работы

Практи
ческие
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Язык и речь. Культура речи. Синтаксис. Синтаксические нормы
1.1

Синтаксис как раздел лингвистики (повторение,
обобщение)

3

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

1.2.

Синтаксические нормы. Основные нормы согласования
сказуемого с подлежащим

4

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

1.3

Основные нормы употребления однородных членов
предложения

5

1.4

Основные
нормы
употребления
деепричастных оборотов

1.5

Основные нормы построения сложных предложений

причастных

Итого по разделу

и

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК

7

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

2

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК

21

Раздел 2. Язык и речь. Культура речи. Пунктуация. Основные правила пунктуации
2.1

Пунктуация как раздел лингвистики (повторение,
обобщение)

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

2.2

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым

3

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

2.3

Знаки препинания в предложениях с однородными
членами

5

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК

2.4

Знаки препинания при обособлении

2.5

Знаки препинания в предложениях с
конструкциями, обращениями, междометиями

2.6

Знаки препинания в сложном предложении

5

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

2.7

Знаки препинания в сложном предложении с разными
видами связи

4

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

2.8

Знаки препинания при передаче чужой речи

4

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

2.9

Обобщение по теме «Пунктуация»

3

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

5
вводными

Итого по разделу

4

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

37

Раздел 3. Функциональная стилистика. Культура речи
3.1

Научный стиль

3.2

Официально-деловой
стиль.
официально-делового стиля

3.3
4.9

2
Основные

жанры

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК

2

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Публицистический стиль

2

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Язык художественной литературы

4

Итого по разделу

10

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

11 КЛАСС
№

Количес
тво
часов

Тема урока

п/п

Дата
изучен
ия

Электронные
цифровые
образовательные ресурсы

1 -3

Культура речи и синтаксические нормы

3

Способы выражения подлежащего. Способы выражения
сказуемого

3

https://www.yaklass.ru

4-6
7

Сложные случаи управления. Форма множественного числа
родительного падежа

1

https://www.yaklass.ru

5

8-12

Основные нормы употребления однородных членов
предложения. Обобщающее слово. Знаки препинания
при обобщающем слове
Употребление причастных оборотов.
необособленные определения

и

3

https://www.yaklass.ru

13-15
16-19

Употребление деепричастных оборотов. Обособленные
обстоятельства. Случаи адвербиализации деепричастий

4

https://www.yaklass.ru

20-21

Сложные предложения. Осложненные предложения.

2

https://www.yaklass.ru

Графические символы – помощники логического построения
предложения. Пунктуация

2

https://www.yaklass.ru

22- 23

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Работа
над деформированным текстом

3

https://www.yaklass.ru

24-27
28-33

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

5

https://www.yaklass.ru

Правила постановки знаков препинания в предложениях с
обособленными определениями, приложениями

1

https://www.yaklass.ru

34
35

Правила постановки знаков препинания в предложениях с
обособленными дополнениями, обстоятельствами,

1

https://www.yaklass.ru

Обособленные

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab04e8

уточняющими членами
36

Правила постановки знаков препинания в предложениях с
вводными конструкциями, обращениями, междометиями

1

https://www.yaklass.ru

37

Знаки препинания при вводных словах, вводных
конструкциях

1

https://www.yaklass.ru

Правила постановки знаков препинания в сложном
предложении

5

https://www.yaklass.ru

38-42
43-45

Знаки препинания в осложнённых предложениях и в
сложных предложениях с разными видами связи.

2

https://www.yaklass.ru

Знаки препинания в сложных предложениях на стыке
союзов
Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной
речью

2

50-51

Пунктуационное оформление предложений при передаче
чужой речи.

2

52-53

Работа с текстом. Расстановка знаков препинания.

2

54-55

Комплексное повторение.
Орфография. Пунктуация.

2

56

Стилистика. Научный стиль речи

1

57

Работа с текстами научного стиля

1

58

Официально-деловой стиль речи

1

59

Работа с текстами официально-делового стиля

1

60

Публицистический стиль речи

1

61

Публицистический стиль. Лексические, морфологические
и синтаксические особенности стиля

1

46-47

62

Осложнённое

Жанры публицистического стиля

списывание.

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaf3ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab2c48

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab2ea0

63

Работа с текстом публицистического стиля

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab3026

1

64

Средства художественной выразительности

65

Язык художественной литературы. Образность и
выразительность

1

66

Работа с текстом художественного стиля

1

67-68

Комплексное повторение. Функциональные стили речи

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab318e

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab1578

68

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Гольцова Н. Г., Мищерина И. В. Методическое пособие к учебнику
Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной «Русский язык». 10-11
класс. Базовый уровень. "Русское слово". М. 2021
2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий
ЕГЭ:2024: Русский язык/ авт.-сост. И.П.Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П.
Васильевых и др. – М.: «Экзамен», 2024.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ffb0
2. Российская электронная школа https://resh.edu.ru
3. ООО "Инфоурок" https://infourok.ru
4. Онлайн-школа "Фоксфорд" https://foxford.ru
5. Цифровой
образовательный
ресурс
для
школ
«Якласс»
https://www.yaklass.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».