ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 2 9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: Обучающиеся усовершенствуют навыки систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); заполнять и/или дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. Регулятивные УУД 1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: ● анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; ● определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов; ● идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов; ● выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат; ● ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей; ● обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов. 2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: ● определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; ● обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; ● определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; 3 ● выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); ● выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; ● составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования); ● определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; ● описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач; ● планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. 3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: ● различать результаты и способы действий при достижении результатов; ● определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; ● систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности; ● отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; ● оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации; ● работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей результата; устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата; ● соотносить свои действия с целью обучения. 4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: ● определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; ● анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; ● свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств; ● оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; ● обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; 4 ● фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет: ● анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; ● соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации; ● принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения; ● определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний. Познавательные УУД 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: ● подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; ● выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; ● выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия; ● объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; ● различать/выделять явление из общего ряда других явлений; ● выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; ● строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия; ● излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; ● самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; ● объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности; ● выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; ● делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 5 7.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: ● обозначать символом и знаком предмет и/или явление; ● определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; ● создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; ● строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; ● создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; ● переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот; ● строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; ● строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата. 8.Смысловое чтение. Обучающийся сможет: ● находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ● ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; ● устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; ● резюмировать главную идею текста; ● преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержаниютекста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный); ● критически оценивать содержание и форму текста. 9.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет: ● определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания; ● анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций; ● прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор; ● распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды. 6 10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет: ● определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы; ● осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками; формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности. Коммуникативные УУД 11. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: ● определять возможные роли в совместной деятельности; ● играть определенную роль в совместной деятельности; ● принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы); ● определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; ● строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; ● корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль; ● критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его; ● предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; ● выделять общую точку зрения в дискуссии; ● договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; ● организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); ● устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. 12.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: ● определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства; ● представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; ● соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; 7 ● высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; ● создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств; ● использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления; ● использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей; ● оценивать эффективность коммуникации после ее завершения. 13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет: ● целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; ● использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации; ● оперировать данными при решении задачи; ● выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.; ● использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Предметные результаты: 1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; 2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; 3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; 4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности; 8 5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей, обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; 6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться Человек. Деятельность человека • • • • • • • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы; характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста; в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека; приводить примеры основных видов деятельности человека; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов. • • • • • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека; оценивать роль деятельности в жизни человека и общества; оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов; моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы. Общество • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека; наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; 9 • • • • • • • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ; характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса; на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение; раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность; конкретизировать примерами опасность международного терроризма. выявлять причинно - следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития; осознанно содействовать защите природы. Социальные нормы • • • • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; различать отдельные виды социальных норм; характеризовать основные нормы морали; критически осмысливать информацию моральнонравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями; • • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; оценивать социальную значимость здорового образа жизни. 10 • • • • • • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; характеризовать специфику норм права; сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности; раскрывать сущность процесса социализации личности; объяснять причины отклоняющегося поведения; описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения. Сфера духовной культуры • • • • • • • • • • • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; описывать явления духовной культуры; объяснять причины возрастания роли науки в современном мире; оценивать роль образования в современном обществе; различать уровни общего образования в России; находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним; объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях; учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности; раскрывать роль религии в современном обществе; характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры. описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода. 11 • Социальная сфера • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы; объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства; выделять параметры, определяющие социальный статус личности; приводить примеры предписанных и достигаемых статусов; описывать основные социальные роли подростка; конкретизировать примерами процесс социальной мобильности; характеризовать межнациональные отношения в современном мире; объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения; характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе; раскрывать основные роли членов семьи; характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов. • • • • • • • • • • • • • • • раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов; формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа. Политическая сфера жизни общества 12 • • • • • • объяснять роль политики в жизни общества; различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; давать характеристику формам государственнотерриториального устройства; различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии; называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах; характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни. осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы. Гражданин и государство • • • • • • • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию; объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ; раскрывать достижения российского народа; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства; характеризовать конституционные обязанности гражданина. аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире; использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. Основы российского законодательства 13 • • • • • • • • • • • • • характеризовать систему российского законодательства; раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних; характеризовать гражданские правоотношения; раскрывать смысл права на труд; объяснять роль трудового договора; разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях; характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей; характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений; конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них; характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних; раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование; анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные. • • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами. Экономика 14 • • • • • • • • • • • • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; раскрывать факторы, влияющие на производительность труда; характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах; характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции; объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства; называть и конкретизировать примерами виды налогов; характеризовать функции денег и их роль в экономике; раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства; анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя; решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; сопоставлять свои потребности и возможности оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет. 15 • • • оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Общая характеристика учебного предмета: Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений. Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем. Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества. Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам. Форма реализации воспитательного потенциала: Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы дисциплины и самоорганизации; Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, использование воспитательных возможностей содержания раздела через подбор соответствующих упражнений; 16 Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; Инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией. 8 класс: Введение (1 ч.) Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса. Личность и общество (5ч). Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития. Сфера духовной культуры (8ч). Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научнотехнический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности. Социальная сфера (7ч.). Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия - многонациональное государство. Социальная политика Российского государства. Экономика (12ч.). Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, 17 мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция. Повторение (1 ч.) Провести диагностику результатов обучения в 8 классе. Подвести итоги учебной работы за год 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 8 класс Название темы № Количество часов Воспитательный момент Введение (1 ч.) 1 Введение 1 - формировать умения давать определения понятий, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, делать несложные выводы -сформировать положительную установку на изучение обществоведческого предмета - сформировать представление о человеке и человеческом отношении ко всему окружающему -формирование стартовой мотивации к изучению нового материала; осмысление важности изучения обществознания -воспитывать интерес к процессу познания нового, способов приобретения знаний и расширения представлений об обществе 2 Личность и общество (5ч) Что делает человека человеком. 1 - воспитание гражданственности, интереса к предмету «обществознание» -прививать интерес к познанию законов развития общества -формировать перспективы совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности в 8 классе 18 3 Человек, общество и природа. 1 Учимся уважительно относиться к природе (воспитательный момент) 4 Общество как форма жизнедеятельности людей 1 5 Развитие общества 1 Учимся жить в обществе (воспитательный момент) -формировать основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся -формирование навыков работать с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также ведению дискуссии и эвристической беседы, работе с документами, выполнению проблемных заданий, работе в группе - сформировать у учащихся представление о происхождении человека и его отличиях от животных -воспитывать интерес к процессу познания нового, способов приобретения знаний и расширения представлений об обществе - объяснять, как ценности влияют на поведение и выбор человека -формирование понятий индивидуальность, индивид, человек, социальная среда, личность, социализация -обоснование того, что какое влияние на процесс становления личности оказывает природа, общество - объяснить взаимосвязь природы, человека, общества, иллюстрировать конкретными примерами - сформировать четкое представление об обществе как совместной жизнедеятельности людей - формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам - формирование целостного представления об обществе и его структуре -способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся -формирование заинтересованности не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой - формирование ответственного отношения к учению, готовности и 19 6 Повторительно-обобщающий урок «Личность и общество» 1 способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию -формирование положительного отношения к процессу познания, адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности -воспитание чувства само- и взаимоуважения, развитие сотрудничества при работе в парах, воспитание интереса к обществознанию как науки - способствовать выработке гражданской позиции учащихся - формировать умение работать с книгой, отвечать на вопросы, делать несложные выводы; -воспитывать интерес к предмету -формирование различных взглядов на процесс общественного развития, охарактеризовать формы общественных преобразований, выявить важнейшие процессы развития современного общества -обобщение и расширение имеющуюся у обучающихся информации о глобальных проблемах современного общества Сфера духовной культуры (8ч) 7 Сфера духовной жизни 1 8 Мораль. 1 -формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира -формирование знаний о структуре духовной сферы общества, о путях приобщения человека к культуре, противоречивых процессах, разворачивающихся в современной культурной жизни России -способствовать осознанию культурной привлекательности подлинных произведений духовной культуры, их влияния на культуру отдельной личности и всего общества - воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим людям 20 9 Моральный выбор — это ответственность 1 Учимся поступать правильно (воспитательный момент) 10 Образование Учимся ценить образование (воспитательный момент) 1 -сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей - воспитывать чувство доброго и ответственного отношения к людям, уважения к правам других людей -способствовать знакомству с проблемой морального выбора, определить соотношение свободы и ответственности в практическом поведении личности - приучение школьников к моральной самооценке, критическому анализу собственных поступков -формирование и развитие познавательного интереса к моральным проблемам общества -осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений -формирование творческих способностей через активные формы деятельности -воспитание ответственного отношения к своим словам и поступкам -формирование эстетического сознания через освоение художественного и научного наследия народов России и мира, творческой деятельности - формировать личностное отношение к содержанию урока - формирование представления учащихся об образовании как системе -обоснование вопроса о возрастающей значимости образования в современном мире -сформировать сущность и роль образования в жизни общества -способствовать определению того, что непрерывное образование является ключевой задачей общества -сформировать представление о системе образования в Российской Федерации - умение давать оценку современных процессам, происходящим в обществе, выражать свою позицию, уметь делать личностный прогноз 21 11 Наука в современном обществе 1 12 Религия как одна из форм культуры 1 Учимся уважительно относиться к людям исповедующим другие религии (воспитательный момент) 13 Влияние искусства на развитие личности и общества 1 - познакомиться с особенностями научных знаний, со сложившейся в современном обществе классификацией наук и основными элементами системы организации науки -способствовать формированию умения объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций, представлений о нравственной ответственности учёного, возрастании социального значения науки в современном обществе -формирование эстетического сознания через освоение художественного и научного наследия народов России и мира, творческой деятельности - формирование способности к развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности - овладение формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство - формирование толерантности и уважения к культуре и религии других народов - формирование уважительного отношения к свободе вероисповедания и религиозным традициям других народов - создать условия для формирования представлений о роли религии в жизни общества и свободе вероисповедания - воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни -формирование и осознание основных теоретических положений раздела, основных понятий - cистематизация и закрепление знаний учащихся по изученным темам раздела «Сфера духовной культуры» -сформировать целостное представление о духовной жизни общества -продолжить формирование навыков решения тестовых заданий по обществознанию 22 14 Повторительно - обобщающий урок «Сфера духовной культуры» 1 15 Социальная сфера (7ч.) Социальная структура общества 1 16 Социальные статусы и роли. 1 -воспитывать умение работать в команде, слушать и слышать других людей -формирование интеллекта, эмоций -воспитывать гуманизм, гражданственность, патриотизм -формирование и осознание основных теоретических положений раздела, основных понятий - cистематизация и закрепление знаний учащихся по изученным темам раздела «Сфера духовной культуры» -сформировать целостное представление о духовной жизни общества -продолжить формирование навыков решения тестовых заданий по обществознанию -воспитывать умение работать в команде, слушать и слышать других людей -формирование интеллекта, эмоций -воспитывать гуманизм, гражданственность, патриотизм - сформировать представления учащихся о социальной структуре общества - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах -продолжить формирование умения работать с историческим документом, иллюстрирующим социальную мобильность. -формирование познавательного интереса с помощью фрагментов художественных фильмов. -формирование умения работать в паре; выполнять рефлексию. - освоение социальных норм, правил поведения, ролей -способствовать усвоению понятий “социальный статус” и “ социальная роль”. -формировать отношение к процессу социализации, вырабатывать активную гражданскую позицию -воспитывать толерантное отношение к людям -формирование познавательного интереса у учащихся к 23 17 Семья как малая группа 1 18 Нации и межнациональные отношения 1 Учимся жить в многонациональном обществе (воспитательный момент) 19 Социализация личности и отклоняющееся поведение Учимся уважительно относиться к правилам, которые создает общество (воспитательный момент) 1 изучению данной темы при работе с Интернетом, электронными носителями -способствовать знакомству со способами связи и взаимодействия индивидов, занимающих определённые социальные позиции (статус) и выполняющих определённые социальные функции (роль), характеризовать социальные статусы и роли -формирование и развитие познавательного интереса к обществоведческим проблемам -формирование собственного мнения к проблемам взаимоотношения поколений -осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений -формирование понятий о том, что такое этнос и этнические общности - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции -формировать условия и особенности межнациональных отношений в современном мире. -обоснование опасности межнациональных конфликтов. -формировать негативное отношение к национальным и межнациональным конфликтам. - осознавать угрозу для общества со стороны алкоголизма, наркомании, преступности -обосновывать сущность понятия «отклоняющееся поведение», рассмотреть его отдельные формы -описать последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения, проанализировать причины негативного поведения. -формировать умения выступать с докладами, работать с текстом в учебнике, выбирать главное. -воспитывать здоровый образ жизни 24 20 Социальная политика государства 1 21 Повторительно-обобщающий урок «Социальная сфера» 1 22 Экономика (12ч.) Экономика и ее роль в жизни общества Финансовая грамотность 1 -формирование и осознание основных теоретических положений раздела, основных понятий - обобщить и систематизировать знания по теме «Социальная сфера» -формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов -формирование и осознание основных теоретических положений раздела, основных понятий - обобщить и систематизировать знания по теме «Социальная сфера» -формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов -формирование и развитие познавательного интереса к изучению обществознания, важнейших нравственных ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности -определение своей жизненной позиции (смысл, цели, интересы и т. д.); -умение применять полученные знания в практической деятельности -формирование истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности - воспитание экономически грамотной личности - расширить представление учащихся об экономике как важной сфере жизни общества, направленной на удовлетворение многообразных потребностей людей -формирование проблемы, с которыми приходится сталкиваться всем участникам экономических отношений: проблему ограниченности ресурсов и проблему экономического выбора. -продолжить формирование умений анализировать 25 23 Главные вопросы экономики Финансовая грамотность 1 24 Рыночная экономика 1 Финансовая грамотность 25 Производство- основа экономики Финансовая грамотность 1 дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей - воспитание экономически грамотной личности - сформировать представление о содержании главных вопросов экономики и способах их разрешения в разных экономических системах -формирование активной жизненной позиции, умение выражать собственное отношение к явлениям жизни, умение анализировать собственные поступки с точки зрения экономической природы человека и рационалистической модели экономического выбора, умение выражать собственное отношение к явлениям экономической жизни, уважение к экономической сфере жизни общества, -формирование понимания истинных причин успехов и неуспеха в учебной деятельности - воспитание экономически грамотной личности - развивать познавательный интерес -формировать основы экономической и информационной культуры учащихся - обосновать условия для формирования представления о рыночном механизме регулирования экономики -обоснование условий для формирования представления о рыночном механизме регулирования экономики - развивать познавательный интерес -формировать основы экономической и информационной культуры учащихся. - воспитание экономически грамотной личности -формирование первоначального знания об основных понятиях темы -воспитывать нравственное поведение в экономике - воспитывать понимание значения знаний для человека, стремление реализовать свои способности и возможности 26 26 Предпринимательская деятельность 1 Учимся правильно организовывать свой бизнес (воспитательный момент) 27 Роль государства в экономике 1 Финансовая грамотность 28 Инфляция и семейная экономика Учимся составлять семейный бюджет (воспитательный момент) 1 -сформировать понятие производство, факторы производства, различие товара и услуги, свойства товара, разделение, специализация, производительность труда -способствовать формированию умения составлять план, решать познавательные задачи -способствовать воспитанию коммуникативных качеств и оценочных суждений - воспитание экономически грамотной личности - обоснование предпринимательства как экономической деятельности -формирование предпринимательства как социального института. -формирование правовых аспектов предпринимательской деятельности -обоснование основных организационно-правовых форм предпринимательства - воспитание экономически грамотной личности - познакомить учащихся с функциями государства в экономике и различными формами вмешательства государства в рыночные отношения - способствовать пониманию значения этих знаний для человека и роли государства в экономике - способствовать мотивации к учебной деятельности, проявлению интереса к новому учебному материалу -формирование развития способности к самооценке -формирование определения границы собственного знания и незнания - сформировать представление учащихся о роли государства в экономике - воспитание экономически грамотной личности -познакомить учащихся с понятиями «инфляция», «номинальный доход», «реальный доход», видами инфляции 27 Финансовая грамотность 29 Банковские услуги 1 Учимся как правильно взять кредит (воспитательный момент) Финансовая грамотность 30 Страховые услуги 1 Финансовая грамотность 31 Рынок труда и безработица 1 Финансовая грамотность 32 Современный работник Учимся быть востребованным работником 1 по происхождению и по темпам, последствиями инфляции для людей, предприятий, государства -рассмотреть влияние инфляции на семейную экономику и на распределение доходов между экономическими агентами, проанализировать функции сбережений в современном обществе -способствовать интеллектуальному развитию учащихся формирование качеств мышления решение практических проблем, научить учащихся решать задачи из повседневных бытовых проблем -формирование экономической грамотности, активной гражданской позиции, ответственного отношения к пользованию кредитными продуктами банков; развитие творческих способностей через активные формы деятельности - воспитывать коммуникативные навыки, культуру речи, навыки публичного выступления, умение находиться в социуме и прослеживать связь с жизнью -выяснить, какое влияние оказывает инфляция на доходы граждан -проанализировать функции сбережений в современном обществе, рассмотреть понятие потребительского кредита и основные принципы пользования потребительским кредитом - воспитание экономически грамотной личности - познакомить с причинами и последствиями безработицы; характеризовать роль государства в процессе обеспечения занятости населения - формирование и развитие заинтересованности в личном успехе, в благополучии и процветании своей страны - определение жизненных ценностей, направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни - воспитание экономически грамотной личности 28 (воспитательный момент) 33 Повторительно - обобщающий урок «Экономика» 1 - познакомить со структурой мирового хозяйства; с особенностями внешней торговли и факторами, влияющими на этот процесс в современном мире -формирование и развитие познавательного интереса к экономической сфере жизни общества, навыков рационального экономического поведения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности - формировать целевые установки учебной деятельности -формирование понятий внешняя торговля, международное разделение труда, протекционизм, фритредерство, обменный валютный курс, описывать связи между участниками международных экономических отношений; характеризовать причины -формирование и осознание основных теоретических положений раздела, основных понятий - проверить качество и прочность знаний учащихся по разделу «Экономика»; - корректировать допущенные пробелы; - продолжить экономическое воспитание - развивать способность выстраивать логическую цепочку рассуждений, познавательный интерес, логическое мышление -формировать основы экономической и информационной культуры учащихся -систематизировать и контролировать качество знаний учащихся по изученному разделу; -продолжить формирование умений работать с кроссвордом, тестовыми заданиями -способствовать подготовке учащихся к экзамену по обществознанию -закрепить знание основных понятий -формирование навыков решения несложных проблем экономического характера, психологию успеха -развитие памяти, внимания, творческого мышления, умения работать с кроссвордом 29 Повторение (1 ч.) Самостоятельная работа за курс 8 класса 34 -формирование и осознание основных теоретических положений раздела, основных понятий - проверить качество и прочность знаний учащихся по разделу «Экономика»; - корректировать допущенные пробелы; - продолжить экономическое воспитание - развивать способность выстраивать логическую цепочку рассуждений, познавательный интерес, логическое мышление -формировать основы экономической и информационной культуры учащихся 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 8 класс № Тема Часы Домашнее задание 1 Введение 1 Стр. 4-5 2 Что делает человека человеком. 1 §1. 3 Человек, общество и природа. 1 §2. 4 Общество как форма жизнедеятельности людей 1 §3. 5 Развитие общества 1 §4 Дата проведения по плану по факту 30 6 Повторительно-обобщающий урок «Личность и общество» 1 §1-4 7 Сфера духовной жизни 1 §5 8 Мораль. 1 §6 9 Моральный выбор — это ответственность 1 §7 10 Образование 1 §8 11 Наука в современном обществе 1 §9 12 Религия как одна из форм культуры 1 §10 13 Влияние искусства на развитие личности и общества 1 §11 14 1 §5-11 15 Повторительно - обобщающий урок «Сфера духовной культуры» Социальная структура общества 1 §12 16 Социальные статусы и роли. 1 § 13 17 Семья как малая группа 1 § 14 18 Нации и межнациональные отношения 1 §15 19 Социализация личности и отклоняющееся поведение 1 §16 20 Социальная политика государства 1 §17 21 Повторительно-обобщающий урок «Социальная сфера» 1 §12-17 31 22 23 Экономика и ее роль в жизни общества Главные вопросы экономики 1 §18 1 §19 24 Рыночная экономика 1 §20 25 Производство- основа экономики 1 §21 26 Предпринимательская деятельность 1 §22 27 Роль государства в экономике 1 §23 28 Инфляция и семейная экономика 1 § 24 29 Банковские услуги 1 § 25 30 Страховые услуги 1 § 26 31 Рынок труда и безработица 1 § 27 32 Современный работник 1 § 28 33 Повторительно - обобщающий урок «Экономика» 1 § 18-28 34 Самостоятельная работа за курс 8 класса 1