Пояснительная записка. Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования. Программа «Функциональная грамотность» «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина). Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественнонаучная грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения 2 выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс): 1 класс – 33 часа 2 класс – 34 часа 3 класс – 34 часа 4 класс – 34 часа В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить. Формы организации занятий: Предметные недели; Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: - осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; 3 - овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; - осознавать личную ответственность за свои поступки; - уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: - осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; - использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: - проявлять познавательную и творческую инициативу; - принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; - контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: - адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах работы в группе; 4 - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: - способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; - умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; - умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; - умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»: - способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; - способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; - способность проводить математические рассуждения; - способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; - способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: - понимание и правильное использование финансовых терминов; - представление о семейных расходах и доходах; - умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; - представление о различных видах семейных доходов; - представление о различных видах семейных расходов; - представление о способах экономии семейного бюджета. 5 ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: - степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; - поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; - результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; - косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. 6 Содержание программы 1 класс (33 ч) № п/п 1 Раздел Кол-во часов Читательская грамотность 1 1 1 1 1 1 1 Итого 2. Математическая грамотность 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 3. Итого Финансовая грамотность 8 1 1 1 1 1 1 1 4. Итого Естественно-научная грамотность 1 8 1 1 1 Содержание В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. Грузинская сказка. Лев и заяц. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата. Формы внеурочной деятельности Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения Про курочку рябу, золотые и простые яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про старика, старуху, волка и лисичку. Про медведя, лису и мишкин мед. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения За покупками. Находчивый колобок. День рождения мухицокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик и медведь прибыль делили. Как мужик золото менял. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Про репку и другие корнеплоды. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно- 7 1 1 1 1 Итого Итого 1 1 9 Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. Иванова соль. В. Сутеев. Яблоко. исследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения 33 Календарно-тематическое планирование (1 класс) № п/п Тема занятия Всего часов 1. В. Бианки. Лис и мышонок. Дата проведения Планир. Факт. 1 ЦОР URL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения 01.02.2017). Аnimalregister.net. Журнал о животных нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyie- 2. Русская народная сказка. Мороз и заяц. 1 https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir- 3. В. Сутеев. Живые грибы. 1 4. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. 1 5. М. Пляцковский. Урок дружбы. 1 Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir- 6. Грузинская сказка. Лев заяц. 1 URL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения 01.02.2017). и Аnimalregister.net. Журнал о животных нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyie- 7. Русская народная сказка. Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим 1 8 Как лиса училась летать. 8. Е. Пермяк. Четыре брата. доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir- 1 9. Про курочку рябу, золотые и простые яйца. 1 10.Про козу, козлят и капусту. 1 11.Про петушка и жерновцы. 1 12.Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. 1 13.Про наливные яблочки. 1 14.Про Машу и трех медведей. 15.Про старика, старуху, волка и лисичку. 1 16.Про медведя, лису и мишкин мед. 1 Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mirАристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://inlnk.ru/n0PAXZ Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka URL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения 01.02.2017). 1 Аnimalregister.net. Журнал о животных нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyie- 17.За покупками. 1 https://inlnk.ru/n0PAXZ 18.Находчивый колобок. 19.День рождения мухи-цокотухи. 1 https://inlnk.ru/n0PAXZ 1 https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir- 20.Буратино карманные 1 Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим и 9 деньги. доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://inlnk.ru/n0PAXZ 21.Кот Василий продает молоко. 22.Лесной банк. 1 23.Как мужик и медведь прибыль делили. 24.Как мужик золото менял. 1 1 https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir- 25.Как Иванушка хотел попить водицы. 1 26.Пятачок, Виннипух и воздушный шарик. 27.Про репку и другие корнеплоды. 1 Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://inlnk.ru/n0PAXZ Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://inlnk.ru/n0PAXZ 1 1 URL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения 01.02.2017). Аnimalregister.net. Журнал о животных нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyie- 28.Плывет, плывет кораблик. 29.Про Снегурочку и превращения воды. 1 https://inlnk.ru/n0PAXZ 1 https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir- 30.Как делили апельсин. 1 31.Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. 32.Иванова соль. 1 Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://inlnk.ru/n0PAXZ 33.В. Сутеев. Яблоко. 1 Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255- 1 10 okruzhajuschij-mirИтого: 33 Содержание программы 2 класс (34 ч) № п/п 1 Раздел Кол-во часов Читательская грамотность 1 1 1 1 0,5 Формы внеурочной деятельности Михаил Пришвин. Беличья Библиотечные память. уроки; И. Соколов-Микитов. В Деловые берлоге. беседы; Лев Толстой. Зайцы. Участие Николай Сладков. Веселая в научноигра. исследовательс Обыкновенные кроты. ких Эдуард Шим. Тяжкий труд. дискуссиях; Полевой хомяк. Практические Про бобров. упражнения Позвоночные животные. 8,5 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 Про беличьи запасы. Медвежье, потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы. Про крота. Про ежа. Про полевого хомяка. Бобры строители. Встреча друзей. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения Беличьи деньги. Поврежденные фальшивые деньги. Банковская карта. Безопасность денег банковской карте. Про кредиты. Про вклады. Ловушки для денег. Такие разные деньги. Встреча друзей. Библиотечные и уроки; Деловые беседы; на Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения 1 1 1 1 Итого 2. 3. Математическая грамотность Итого Финансовая грамотность 8,5 1 1 1 1 4. Итого Естественно-научная грамотность 1 1 1 1 0,5 8,5 1 1 1 Содержание Про белочку и погоду. Лесные сладкоежки. Про зайчишку и овощи. 11 Библиотечные уроки; Деловые 1 1 1 1 1 0,5 Итого 8,5 Итого 34 Лисьи норы. Корень часть растения. Занимательные особенности яблока. Про хомяка и его запасы. Материал для плотин. Позвоночные животные. беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения Календарно-тематическое планирование (2 класс) № п/п Тема занятия Всего часов 1. Михаил Пришвин. Беличья память. 1 Дата проведения Планир. Факт. URL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения 01.02.2017). Аnimalregister.net. Журнал о животных нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyie- 2. Про беличьи запасы. 1 3. Беличьи деньги. 1 4. Про белочку и погоду. 1 5. И. СоколовМикитов. В берлоге. 1 6. Медвежье потомство. 1 7. Поврежденные и фальшивые деньги. 1 Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mirАристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mirАристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka URL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения 01.02.2017). Аnimalregister.net. Журнал о животных 12 нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyie- 8. Лесные сладкоежки. 1 https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir- 9. Лев Толстой. Зайцы. 1 10.Про зайчат и зайчиху. 1 Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir- 11.Банковская карта. 1 12.Про зайчишку и овощи. 1 13.Николай Сладков. Веселая игра. 14.Лисьи забавы. 1 https://inlnk.ru/n0PAXZ 1 15.Безопасность денег на банковской карте. 1 Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir- 16.Лисьи норы. 1 https://inlnk.ru/n0PAXZ 17.Обыкновенные кроты. 1 18.Про крота. 1 Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://inlnk.ru/n0PAXZ 19.Про кредиты. 1 https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir- 20.Корень часть растения. 21.Эдуард Шим. Тяжкий труд. 22.Про ежа. 1 https://inlnk.ru/n0PAXZ 1 https://inlnk.ru/n0PAXZ 1 https://school- Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir- 13 textbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir23.Про вклады. 1 https://inlnk.ru/n0PAXZ 24.Занимательные особенности яблока. 1 URL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения 01.02.2017). Аnimalregister.net. Журнал о животных нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyie- 25.Полевой хомяк. 1 https://inlnk.ru/n0PAXZ 26.Про полевого хомяка. 1 27.Ловушки для денег. 1 Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir- 28.Про хомяка и его запасы. 29.Про бобров. 1 https://inlnk.ru/n0PAXZ 1 https://inlnk.ru/n0PAXZ 30.Бобры строители. 1 https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir- 31.Такие разные деньги. 1 32.Материал для плотин. 33.Позвоночные животные. 1 Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://inlnk.ru/n0PAXZ 1 URL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения 01.02.2017). Аnimalregister.net. Журнал о животных нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyie- 34.Встреча друзей. Итого: 1 https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir- 34 14 Содержание программы 3 класс (34 ч) № п/п Раздел Кол-во часов Содержание Про дождевого червяка. Кальций. Сколько весит облако? Хлеб, всему голова. Про мел. Про мыло. История свечи. Магнит. 1 Читательская грамотность 1 1 1 1 1 1 1 1 2. Итого Естественно-научная грамотность 8 1 1 1 1 1 1 1 1 3. Итого Финансовая грамотность 8 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого 4. Математическая грамотность 8 1 1 Формы внеурочной деятельности Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество мел. Чем интересно мыло и как оно «работает»? Про свечи. Волшебный Магнит. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения Что такое «бюджет»? Семейный бюджет. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. Как сэкономить семейные деньги? Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет. Библиотечные уроки; Деловые беседы; 15 1 1 1 1 1 1 5 Итого Проверочные работы Итого 8 2 Подсчитываем семейный доход. Пенсии и пособия. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные деньги. Проверь себя 34 16 Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения Календарно-тематическое планирование (3 класс) № п/п Тема занятия 1. Про дождевого червяка. Всего часов 1 Дата проведения Планир. Факт. http://natureworld.ru/dikiezhivotnyie/dozhdevyie-chervilumbricina.html Аnimalregister.net. Журнал о животных нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyie- 2. Кальций. 1 3. Сколько весит облако? 1 4. Хлеб, всему голова. 1 Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mirURL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения 01.02.2017). Аnimalregister.net. Журнал о животных нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyie- 5. Про мел. 1 https://inlnk.ru/n0PAXZ 6. Про мыло. 1 https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir- 7. История свечи. 1 8. Магнит. 1 Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir- 9. Дождевые черви. 1 10.Полезный кальций. 1 11.Про облака. 1 https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir- 12.Про хлеб и дрожжи. 1 https://inlnk.ru/n0PAXZ 13.Интересное вещество мел. 1 Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obraz- Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://inlnk.ru/n0PAXZ 17 14.Чем интересно мыло и как оно «работает»? sokrata…komedii…oblaka URL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения 01.02.2017). 1 Аnimalregister.net. Журнал о животных нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyie- 15.Про свечи. 1 https://inlnk.ru/n0PAXZ 16.Волшебный Магнит. 1 17.Проверь себя. 1 Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir- 18.Что такое «бюджет»? 1 https://inlnk.ru/n0PAXZ 19.Семейный бюджет. 1 https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir- 20.Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. 1 21.Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. 22.Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш. 1 Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://inlnk.ru/n0PAXZ 1 URL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения 01.02.2017). Аnimalregister.net. Журнал о животных нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyie- 23.На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. 1 Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir- 24.На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. 1 25.Как сэкономить семейные деньги? 26.Расходы и доходы бюджета. 1 https://inlnk.ru/n0PAXZ 1 Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka 18 27.Планируем семейный бюджет. 1 URL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения 01.02.2017). Аnimalregister.net. Журнал о животных нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyie- 28.Подсчитываем семейный доход. 29.Пенсии и пособия. 1 https://inlnk.ru/n0PAXZ 1 https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir- 30.Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. 31.Подсчитываем расходы. 32.Расходы на обязательные платежи. 1 Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://inlnk.ru/n0PAXZ 1 https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir- 33.Подсчитываем сэкономленные деньги. 1 URL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения 01.02.2017). 1 Аnimalregister.net. Журнал о животных нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyie- 34.Проверь себя. https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir- 1 Итого: 34 19 Содержание программы 4 класс (34 ч) № п/п 1 Раздел Кол-во часов Читательская грамотность 1 1 1 1 2 1 1 2. Итого Естественно-научная грамотность 8 1 1 1 1 1 1 1 1 3. Итого Финансовая грамотность 8 2 1 1 2 1 1 Итого 4. Математическая грамотность 8 1 2 1 1 2 1 Содержание Старинная женская одежда. Старинные женские головные уборы. Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России Формы внеурочной деятельности Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения Томат. Болгарский перец. Картофель. Баклажан. Семейство Паслёновые. Лук. Капуста. Горох. Грибы. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Инфляция. Распродажи, скидки, бонусы. Благотворительность. Страхование. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения В бассейне. Делаем ремонт. Праздничный торт. Обустраиваем участок. Поход в кино. Отправляемся в путешествие. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; 20 Практические упражнения Итого Творческие работы 8 1 1 Итого 2 Итого По выбору. Составляем словарик по финансовой грамотности. 34 Календарно-тематическое планирование (4 класс) № п/ п Тема занятия 1.Старинная женская одежда. 2.Старинные женские головные уборы. Всег Дата о проведения часов Планир Факт . . 1 1 https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mirURL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения 01.02.2017). Аnimalregister.net. Журнал о животных нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyi e- 3.Старинная мужская одежда и головные уборы. 1 4.Жилище крестьянской семьи на Руси. 1 5.Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. 2 Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mirURL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения 01.02.2017). Аnimalregister.net. Журнал о животных нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyi e- 6.История посуды на Руси. Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka 1 21 7.Какие деньги были раньше в России 1 https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir- 8.Томат. 1 9.Болгарский перец. 1 Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir- 10. Картофель. 1 https://inlnk.ru/n0PAXZ 11. Баклажан. Семейство Паслёновые. 1 https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir- 12. Лук. 1 13. Капуста. 1 Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://inlnk.ru/n0PAXZ 14. Горох. 1 URL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения 01.02.2017). Аnimalregister.net. Журнал о животных нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyi e- 15. Грибы. 1 https://inlnk.ru/n0PAXZ 16. Творческая работа. 1 17. Потребительская корзина. 2 Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir- 18. Прожиточный минимум. 19. Инфляция. 1 https://inlnk.ru/n0PAXZ 1 20. Распродажи, скидки, 2 Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka URL: http://ferma22 бонусы. biz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения 01.02.2017). Аnimalregister.net. Журнал о животных нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyi e- 21. Благотворительност ь. 22. Страхование. 1 https://inlnk.ru/n0PAXZ 1 23. В бассейне. 1 Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir- 24. Делаем ремонт. 2 https://inlnk.ru/n0PAXZ 25. Праздничный торт. 1 26. Обустраиваем участок. 1 Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir- 27. Поход в кино. 2 28. Отправляемся в путешествие. 1 29. Составляем словарик финансовой грамотности. Аристофан «Облака»[Электронный ресурс]//-Режим доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir- 1 URL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения 01.02.2017). по Аnimalregister.net. Журнал о животных нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyi e- Итого: 34 23