Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"

Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов
«Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, требования к основной образовательной программе
начального общего образования.
Программа
«Функциональная
грамотность»
«Функциональная
грамотность» составлена на основе авторского курса программы
«Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В.
Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественнонаучная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на
них, использования их содержания для достижения собственных целей,
развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание
и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления
жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического
образа
мышления,
воспитание
ответственности
нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут
быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения
2

выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы
необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые
вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих
решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в
неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию
читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по
формированию математической финансовой грамотности. Если учитель
считает необходимым, последовательность проведения занятий можно
изменить.
Формы организации занятий:
 Предметные недели;
 Библиотечные уроки;
 Деловые беседы;
 Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
 Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями
здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных
программ начального общего образования при одновременном сохранении
коррекционной направленности педагогического процесса, которая
реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания,
специфические методы, приемы работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;

3

- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в
том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать
правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с
критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
4

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская
грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная
грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.

5

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при
выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность,
заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса
эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики
с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть
повышение качества успеваемости по математике, русскому языку,
окружающему миру, литературному чтению и др.

6

Содержание программы 1 класс (33 ч)
№
п/п
1

Раздел

Кол-во
часов

Читательская
грамотность

1
1
1
1
1
1
1
Итого

2.

Математическая
грамотность

1
8
1
1
1
1
1
1
1
1

3.

Итого
Финансовая грамотность

8
1
1
1
1
1
1
1

4.

Итого
Естественно-научная
грамотность

1
8
1
1
1

Содержание
В. Бианки. Лис и мышонок.
Русская народная сказка.
Мороз и заяц.
В. Сутеев. Живые грибы.
Г. Цыферов. Петушок и
солнышко.
М. Пляцковский. Урок
дружбы.
Грузинская сказка. Лев и
заяц.
Русская народная сказка.
Как лиса училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.

Формы
внеурочной
деятельности
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

Про курочку рябу, золотые
и простые яйца.
Про козу, козлят и капусту.
Про петушка и жерновцы.
Как петушок и курочки
делили бобовые зернышки.
Про наливные яблочки.
Про
Машу
и
трех
медведей.
Про
старика,
старуху,
волка и лисичку.
Про медведя, лису и
мишкин мед.

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

За покупками.
Находчивый колобок.
День
рождения
мухицокотухи.
Буратино и карманные
деньги.
Кот
Василий
продает
молоко.
Лесной банк.
Как мужик и медведь
прибыль делили.
Как мужик золото менял.

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

Как
Иванушка
хотел
попить водицы.
Пятачок, Винни-пух и
воздушный шарик.
Про репку и другие
корнеплоды.

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научно-

7

1
1
1
1

Итого

Итого

1
1
9

Плывет, плывет кораблик.
Про
Снегурочку
и
превращения воды.
Как делили апельсин.
Крошка енот и Тот, кто
сидит в пруду.
Иванова соль.
В. Сутеев. Яблоко.

исследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

33

Календарно-тематическое планирование (1 класс)
№
п/п

Тема занятия

Всего
часов

1. В. Бианки. Лис и
мышонок.

Дата
проведения
Планир. Факт.

1

ЦОР

URL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения
01.02.2017).
Аnimalregister.net. Журнал о животных
нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyie-

2. Русская
народная сказка.
Мороз и заяц.

1

https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir-

3. В.
Сутеев.
Живые грибы.

1

4. Г.
Цыферов.
Петушок
и
солнышко.

1

5. М. Пляцковский.
Урок дружбы.

1

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir-

6. Грузинская
сказка. Лев
заяц.

1

URL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения
01.02.2017).

и

Аnimalregister.net. Журнал о животных
нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyie-

7. Русская
народная сказка.

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим

1
8

Как
лиса
училась летать.
8. Е.
Пермяк.
Четыре брата.

доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir-

1

9. Про
курочку
рябу, золотые и
простые яйца.

1

10.Про козу, козлят
и капусту.

1

11.Про петушка и
жерновцы.

1

12.Как петушок и
курочки делили
бобовые
зернышки.

1

13.Про наливные
яблочки.

1

14.Про Машу и
трех медведей.
15.Про
старика,
старуху, волка и
лисичку.

1

16.Про
медведя,
лису и мишкин
мед.

1

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mirАристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://inlnk.ru/n0PAXZ
Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
URL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения
01.02.2017).

1

Аnimalregister.net. Журнал о животных
нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyie-

17.За покупками.

1

https://inlnk.ru/n0PAXZ

18.Находчивый
колобок.
19.День рождения
мухи-цокотухи.

1

https://inlnk.ru/n0PAXZ

1

https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir-

20.Буратино
карманные

1

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим

и

9

деньги.

доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://inlnk.ru/n0PAXZ

21.Кот
Василий
продает молоко.
22.Лесной банк.

1

23.Как мужик и
медведь
прибыль делили.
24.Как
мужик
золото менял.

1

1

https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir-

25.Как Иванушка
хотел
попить
водицы.

1

26.Пятачок, Виннипух
и
воздушный
шарик.
27.Про репку и
другие
корнеплоды.

1

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://inlnk.ru/n0PAXZ

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://inlnk.ru/n0PAXZ

1

1

URL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения
01.02.2017).
Аnimalregister.net. Журнал о животных
нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyie-

28.Плывет, плывет
кораблик.
29.Про Снегурочку
и превращения
воды.

1

https://inlnk.ru/n0PAXZ

1

https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir-

30.Как
делили
апельсин.

1

31.Крошка енот и
Тот, кто сидит в
пруду.
32.Иванова соль.

1

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://inlnk.ru/n0PAXZ

33.В.
Сутеев.
Яблоко.

1

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255-

1

10

okruzhajuschij-mirИтого: 33

Содержание программы 2 класс (34 ч)
№
п/п
1

Раздел

Кол-во
часов

Читательская
грамотность

1
1
1
1
0,5

Формы
внеурочной
деятельности
Михаил Пришвин. Беличья Библиотечные
память.
уроки;
И. Соколов-Микитов. В Деловые
берлоге.
беседы;
Лев Толстой. Зайцы.
Участие
Николай Сладков. Веселая в научноигра.
исследовательс
Обыкновенные кроты.
ких
Эдуард Шим. Тяжкий труд. дискуссиях;
Полевой хомяк.
Практические
Про бобров.
упражнения
Позвоночные животные.

8,5
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5

Про беличьи запасы.
Медвежье, потомство.
Про зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про полевого хомяка.
Бобры строители.
Встреча друзей.

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

Беличьи деньги.
Поврежденные
фальшивые деньги.
Банковская карта.
Безопасность денег
банковской карте.
Про кредиты.
Про вклады.
Ловушки для денег.
Такие разные деньги.
Встреча друзей.

Библиотечные
и уроки;
Деловые
беседы;
на Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

1
1
1
1

Итого
2.

3.

Математическая
грамотность

Итого
Финансовая грамотность

8,5
1
1
1
1

4.

Итого
Естественно-научная
грамотность

1
1
1
1
0,5
8,5
1
1
1

Содержание

Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и овощи.
11

Библиотечные
уроки;
Деловые

1
1
1
1
1
0,5
Итого

8,5

Итого

34

Лисьи норы.
Корень часть растения.
Занимательные
особенности яблока.
Про хомяка и его запасы.
Материал для плотин.
Позвоночные животные.

беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№
п/п

Тема занятия

Всего
часов

1. Михаил
Пришвин.
Беличья память.

1

Дата
проведения
Планир. Факт.
URL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения
01.02.2017).
Аnimalregister.net. Журнал о животных
нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyie-

2. Про беличьи
запасы.

1

3. Беличьи деньги.

1

4. Про белочку и
погоду.

1

5. И. СоколовМикитов. В
берлоге.

1

6. Медвежье
потомство.

1

7. Поврежденные и
фальшивые
деньги.

1

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mirАристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mirАристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
URL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения
01.02.2017).
Аnimalregister.net. Журнал о животных
12

нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyie-

8. Лесные
сладкоежки.

1

https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir-

9. Лев Толстой.
Зайцы.

1

10.Про зайчат и
зайчиху.

1

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir-

11.Банковская
карта.

1

12.Про зайчишку и
овощи.

1

13.Николай
Сладков. Веселая
игра.
14.Лисьи забавы.

1

https://inlnk.ru/n0PAXZ

1

15.Безопасность
денег на
банковской
карте.

1

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir-

16.Лисьи норы.

1

https://inlnk.ru/n0PAXZ

17.Обыкновенные
кроты.

1

18.Про крота.

1

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://inlnk.ru/n0PAXZ

19.Про кредиты.

1

https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir-

20.Корень часть
растения.
21.Эдуард Шим.
Тяжкий труд.
22.Про ежа.

1

https://inlnk.ru/n0PAXZ

1

https://inlnk.ru/n0PAXZ

1

https://school-

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir-

13

textbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir23.Про вклады.

1

https://inlnk.ru/n0PAXZ

24.Занимательные
особенности
яблока.

1

URL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения
01.02.2017).
Аnimalregister.net. Журнал о животных
нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyie-

25.Полевой хомяк.

1

https://inlnk.ru/n0PAXZ

26.Про полевого
хомяка.

1

27.Ловушки для
денег.

1

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir-

28.Про хомяка и его
запасы.
29.Про бобров.

1

https://inlnk.ru/n0PAXZ

1

https://inlnk.ru/n0PAXZ

30.Бобры строители.

1

https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir-

31.Такие разные
деньги.

1

32.Материал для
плотин.
33.Позвоночные
животные.

1

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://inlnk.ru/n0PAXZ

1

URL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения
01.02.2017).
Аnimalregister.net. Журнал о животных
нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyie-

34.Встреча друзей.

Итого:

1

https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir-

34
14

Содержание программы 3 класс (34 ч)
№
п/п

Раздел

Кол-во
часов

Содержание
Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Магнит.

1

Читательская
грамотность

1
1
1
1
1
1
1
1

2.

Итого
Естественно-научная
грамотность

8
1
1
1
1
1
1
1
1

3.

Итого
Финансовая грамотность

8
1
1
1
1

1

1
1

1
Итого
4.

Математическая
грамотность

8
1
1

Формы
внеурочной
деятельности
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как
оно «работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся
деньги? Зарплата.
Откуда в семье берутся
деньги? Пенсия и
социальные пособия.
Откуда в семье берутся
деньги? Наследство, вклад
выигрыш.
На что тратятся семейные
деньги? Виды расходов.
На что тратятся семейные
деньги? Обязательные
платежи.
Как сэкономить семейные
деньги?

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

Расходы и доходы
бюджета.
Планируем семейный
бюджет.

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;

15

1
1
1
1
1
1

5

Итого
Проверочные работы

Итого

8
2

Подсчитываем семейный
доход.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.
Расходы на обязательные
платежи.
Подсчитываем
сэкономленные деньги.
Проверь себя

34

16

Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

Календарно-тематическое планирование (3 класс)
№
п/п

Тема занятия
1. Про дождевого
червяка.

Всего
часов
1

Дата проведения
Планир. Факт.
http://natureworld.ru/dikiezhivotnyie/dozhdevyie-chervilumbricina.html
Аnimalregister.net. Журнал о животных
нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyie-

2. Кальций.

1

3. Сколько весит
облако?

1

4. Хлеб, всему голова.

1

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mirURL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения
01.02.2017).
Аnimalregister.net. Журнал о животных
нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyie-

5. Про мел.

1

https://inlnk.ru/n0PAXZ

6. Про мыло.

1

https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir-

7. История свечи.

1

8. Магнит.

1

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir-

9. Дождевые черви.

1

10.Полезный кальций.

1

11.Про облака.

1

https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir-

12.Про хлеб и дрожжи.

1

https://inlnk.ru/n0PAXZ

13.Интересное вещество
мел.

1

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obraz-

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://inlnk.ru/n0PAXZ

17

14.Чем интересно мыло
и как оно «работает»?

sokrata…komedii…oblaka
URL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения
01.02.2017).

1

Аnimalregister.net. Журнал о животных
нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyie-

15.Про свечи.

1

https://inlnk.ru/n0PAXZ

16.Волшебный Магнит.

1

17.Проверь себя.

1

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir-

18.Что такое «бюджет»?

1

https://inlnk.ru/n0PAXZ

19.Семейный бюджет.

1

https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir-

20.Откуда в семье
берутся деньги?
Зарплата.

1

21.Откуда в семье
берутся деньги?
Пенсия и социальные
пособия.
22.Откуда в семье
берутся деньги?
Наследство, вклад
выигрыш.

1

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://inlnk.ru/n0PAXZ

1

URL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения
01.02.2017).
Аnimalregister.net. Журнал о животных
нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyie-

23.На что тратятся
семейные деньги?
Виды расходов.

1

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir-

24.На что тратятся
семейные деньги?
Обязательные
платежи.

1

25.Как сэкономить
семейные деньги?
26.Расходы и доходы
бюджета.

1

https://inlnk.ru/n0PAXZ

1

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
18

27.Планируем семейный
бюджет.

1

URL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения
01.02.2017).
Аnimalregister.net. Журнал о животных
нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyie-

28.Подсчитываем
семейный доход.
29.Пенсии и пособия.

1

https://inlnk.ru/n0PAXZ

1

https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir-

30.Подсчитываем
случайные
(нерегулярные)
доходы.
31.Подсчитываем
расходы.
32.Расходы на
обязательные
платежи.

1

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://inlnk.ru/n0PAXZ

1

https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir-

33.Подсчитываем
сэкономленные
деньги.

1

URL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения
01.02.2017).

1

Аnimalregister.net. Журнал о животных
нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyie-

34.Проверь себя.

https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir-

1

Итого:

34

19

Содержание программы 4 класс (34 ч)
№
п/п
1

Раздел

Кол-во
часов

Читательская
грамотность

1
1
1
1
2

1
1

2.

Итого
Естественно-научная
грамотность

8
1
1
1
1
1
1
1
1

3.

Итого
Финансовая грамотность

8
2
1
1
2
1
1

Итого
4.

Математическая
грамотность

8
1
2
1
1
2
1

Содержание
Старинная женская одежда.
Старинные женские
головные уборы.
Старинная мужская одежда
и головные уборы.
Жилище крестьянской
семьи на Руси.
Внутреннее убранство и
предметы обихода русской
избы.
История посуды на Руси.
Какие деньги были раньше
в России

Формы
внеурочной
деятельности
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

Томат.
Болгарский перец.
Картофель.
Баклажан. Семейство
Паслёновые.
Лук.
Капуста.
Горох.
Грибы.

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

Потребительская корзина.
Прожиточный минимум.
Инфляция.
Распродажи, скидки,
бонусы.
Благотворительность.
Страхование.

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

В бассейне.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
Отправляемся в
путешествие.

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;

20

Практические
упражнения
Итого
Творческие работы

8
1
1

Итого

2

Итого

По выбору.
Составляем словарик по
финансовой грамотности.

34

Календарно-тематическое планирование (4 класс)
№
п/
п

Тема занятия

1.Старинная женская
одежда.

2.Старинные женские
головные уборы.

Всег Дата
о
проведения
часов Планир Факт
.
.
1

1

https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mirURL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения
01.02.2017).
Аnimalregister.net. Журнал о животных
нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyi
e-

3.Старинная мужская
одежда и головные
уборы.

1

4.Жилище
крестьянской семьи
на Руси.

1

5.Внутреннее
убранство и
предметы обихода
русской избы.

2

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mirURL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения
01.02.2017).
Аnimalregister.net. Журнал о животных
нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyi
e-

6.История посуды на
Руси.

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka

1

21

7.Какие деньги были
раньше в России

1

https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir-

8.Томат.

1

9.Болгарский перец.

1

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir-

10.
Картофель.

1

https://inlnk.ru/n0PAXZ

11.
Баклажан.
Семейство
Паслёновые.

1

https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir-

12.
Лук.

1

13.
Капуста.

1

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://inlnk.ru/n0PAXZ

14.
Горох.

1

URL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения
01.02.2017).
Аnimalregister.net. Журнал о животных
нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyi
e-

15.
Грибы.

1

https://inlnk.ru/n0PAXZ

16.
Творческая работа.

1

17.
Потребительская
корзина.

2

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir-

18.
Прожиточный
минимум.
19.
Инфляция.

1

https://inlnk.ru/n0PAXZ

1

20.
Распродажи, скидки,

2

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
URL: http://ferma22

бонусы.

biz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения
01.02.2017).
Аnimalregister.net. Журнал о животных
нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyi
e-

21.
Благотворительност
ь.
22.
Страхование.

1

https://inlnk.ru/n0PAXZ

1

23.
В бассейне.

1

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir-

24.
Делаем ремонт.

2

https://inlnk.ru/n0PAXZ

25.
Праздничный торт.

1

26.
Обустраиваем
участок.

1

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir-

27.
Поход в кино.

2

28.
Отправляемся в
путешествие.

1

29.
Составляем
словарик
финансовой
грамотности.

Аристофан
«Облака»[Электронный
ресурс]//-Режим
доступа:xreferat/com50/1611…obrazsokrata…komedii…oblaka
https://schooltextbook.com/okruzhayushchiimir/6255okruzhajuschij-mir-

1

URL: http://fermabiz.ru/jivotnovodstvo/ch/dozhdevyechervi.html#c1 (дата обращения
01.02.2017).

по

Аnimalregister.net. Журнал о животных
нашей планеты – [|Электронный ресурс] URL: http://animalregister.net/d/dozhdevyi
e-

Итого:

34

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».