Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса составлена на основе «Методических рекомендаций по функциональной грамотности обучающихся 5-9 с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе» ФГБНУ «Института стратегии развития образования российской академии образования» (2021) Функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе. Программа нацелена на развитие способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием. Планируемые результаты Метапредметные и предметные Личностные результаты - объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественно-научных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей. Характеристика образовательного процесса Уровень освоения Уровень понимания узнавания Планируемый результат и находит и извлекает информацию естественнонаучных явлениях в различном контексте о Уровень понимания и объясняет и описывает естественно-научные явления на применения основе имеющихся научных знаний Уровень синтеза анализа и распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественно-научные проблемы в различном контексте Уровень оценки интерпретирует и оценивает личные, местные, (рефлексии) в рамках национальные, глобальные естественнонаучные проблемы предметного содержания в различном контексте в рамках предметного содержания Уровень (рефлексии) в метапредметного содержания оценки интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит рамках прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественно-научных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания Программа рассчитана на 1 год обучения, реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений. Общее количество часов: 34 часа, 1 час в неделю. Содержание курса За первый год обучения обучающиеся научатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.), формируется умение применять знания для решения поставленных перед учеником практических задач, учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте, учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания, формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практикоориентированных задач; проведение экспериментов и опытов. В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях используются деловые и дидактические игры, обучающиеся разрабатывают и реализуют мини-проекты, участвуют в турнирах и конкурсах. Тематическое планирование элективного курса «Функциональная грамотность. Естественнонаучная грамотность» Тема занятия Всего часов 1. Звуковые явления. Звуки живой и неживой 1 природы. Слышимые и неслышимые звуки. 2. Научное объяснение явлений. Способы научного 1 исследования. 3. Анализ данных научного исследования. Что такое 1 комплексное задание? 4. 5. 6. 7. Мои увлечения. «Звуки музыки». Мои увлечения. «Аня и еѐ собака» Здоровье человека. «Лучше слышать». Уникальность воды. «Вода на стеклах». 1 8. Загадочные явления. «Что такое снег?» 1 1 1 Электронные образовательные ресурсы Сайт ФГБНУ ИСТРАО, банк заданий и методические рекомендации http://skiv.instrao.ru/ bankzadaniy/chitatelskaya -gramotnost/ Сборник эталонных заданий. Выпуски 1 и 2: учеб. пособие для общеобразовательн ых организаций / под ред. Г. С. Ковалѐвой, А. Ю. Пентина. — М.; 9. 10. Загадочные явления. «Движение воздуха» 1 Загадочные явления. «Лазерная указка и фонарик» 1 Уникальность планеты Земля. «Условия для 1 существования жизни на Земле». 12. Свойства живых организмов. «Чем питаются 1 растения» 13. Растения и животные в нашей жизни. 1 «Вавилонские сады» 14. Растения и животные в нашей жизни. «Тепло и 1 холод в жизни растений» 15. Растения и животные в нашей жизни. 1 «Вавилонские сады» 11. 16. Растения и животные «Понаблюдаем за тиграми» в нашей жизни. 1 Экология Земли. «Заросший пруд» 1 Здоровье человека. «Анализ крови» Земля, Солнечная система и Вселенная 1 «Представления о Вселенной» 20. Изучение и исследование Луны. «Луна». 1 21. Строение вещества. Структура и свойства 1 вещества. 22. Атомы и молекулы. Модели атома. 1 23. Углекислый газ в природе и его значение. 1 «Углекислый газ: от газировки к «газированному» океану». 17. 18. 19. Тело и вещество. Форма, объѐм, плотность. «Айсберг» 1 25. Масса. Измерение массы тел. Единицы массы 1 26. Тепловые явления. Тепловое расширение тел. 1 24. СПб.: Просвещение, 2021 Портал РЭШ (https://fg.resh.edu.ru ) Электронный банк заданий по формированию функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru /functionalliteracy/ev ents Банк заданий - тренажер заданий в формате PISA https://media.prosv.r u/content/?situations =true&knowledge=1 Плавление и отвердевание. Испарение и 1 конденсация. Кипение 28. Механические явления. Сила и движение. 1 29. Человек и здоровье. «Чем мы дышим?» 1 30. Физические упражнения 1 31. Физиология и правильное питание 1 32. Экология Земли. Глобальное потепление. 1 33. Экология и энергосбережение. 1 34. Урок комплексной оценки естественнонаучной 1 грамотности всего 34 27. Проектирование достижения планируемых образовательных результатов учебного курса Уровни ПОР Типовые задачи Инструменты и средства Уровень Находит и Определить вид текста, его источник. Тексты (учебный, узнавания извлекает и Обосновать своѐ мнение.Выделить художественный, научнопонимания Учим информацию из основную мысль в текст, резюмировать его популярный, публицистический; воспринимать различных и текстовидею. повествовательный, объяснять описательный, объяснительный; Предложить или объяснить заголовок, информацию медийный). По содержанию название текста. Ответить на вопросы тексты должныбыть словами текста. Составить вопросы по математические, естественнотексту. научные, финансовые. Объѐм: Продолжить предложение словами из не более одной текста. страницы. Определить назначение текста, привести примеры жизненных ситуаций, в которых можно и нужно использовать информацию из текста. Уровень понимания применения Применяет Сформулировать проблему, описанную Задачи (проблемные, в тексте. Определить контекст. информацию, и ситуационные, практикоизвлечѐнную из Выделить информацию, которая имеет ориентированные, текста, для принципиальное значение для решения открытоготипа, решения разного проблемы. контекстные). Учим думать и рода проблем Отразить описанные в тексте факты Проблемнопознавательные и рассуждать отношения между ними в граф-схеме задания. Графическая (кластере, таблице) наглядность: Из предложенных вариантов выбрать граф-схемы, кластеры, возможные пути и способы решения таблицы,диаграммы, проблемы. интеллект-карты. Вставить пропущенную в тексте Изобразительная информацию из таблицы, граф-схемы, диаграммы. Привести примеры жизненных ситуаций, в которых могут быть наглядность: иллюстрации, рисунки. Памятки с применены установленные пути и способы алгоритмамирешения задач, решения проблемы. проблем, заданий Построить алгоритм решения проблемы по данному условию. Уровень исинтеза анализа Анализирует и Выделить составные части в Тексты, задачи, ситуации интегрирует представленной информации Задачи (проблемные, информацию для (тексте, задаче, проблеме), установить ситуационные, практикопринятия решениямежду нимивзаимосвязи. ориентированные, Учим Сформулировать проблему на открытоготипа, анализировать и основе анализа контекстные). интерпретирова представленнойситуации. Определить Проблемнопознавательные тьпроблемы контекст проблемной ситуации. задания. Графическая Определить область знаний, наглядность: необходимую для решенияданной граф-схемы, кластеры, проблемы. таблицы,диаграммы, Преобразовать информацию из одной интеллект-карты. знаковой системы вдругую (текст в Изобразительная наглядность: схему, таблицу, карту и наоборот). иллюстрации, рисунки. Памятки Составить аннотацию, рекламу, с алгоритмами решения презентацию. Предложить варианты решения проблемы, обосновать их результативность с помощью конкретного предметногознания. Привести примеры жизненных ситуаций, в которых опыт решения данных проблем позволить быть успешным, результативным. Составить алгоритм решения проблем данного класса. Сделать аналитические выводы. Тексты, задачи, ситуации Уровень оценки в Принимает Оценить качество представленной модельные, рамках предметногорешение информации для решенияличных, Карты: на содержания основеоценки и местных, национальных, глобальных технологические, ментальные,дорожные интерпретациипроблемы. Предложить пути и способы решения информации Учим оценивать обозначенных проблем. ипринимать Спрогнозировать (предположить) решения возможные последствияпредложенных действий. Оценить предложенные пути и способы решения проблем,выбрать и обосновать наиболее эффективные. Создать дорожную (модельную, технологическую) карту решения проблемы. Уровень оценки в Оценивает Сформулировать проблему (проблемы) Типичные задачи рамках информацию наи основе анализаситуации. Выделить (задания) метапредметного и практического характера. метапредметног принимает решение граничные условия в условиях Нетипичные задачи осодержания неопределѐнностимногозадачности (задания) неопределѐнноуказанной проблемы. сти и Отобрать (назвать) необходимые Учим действовать ресурсы (знания) длярешения многозадачнос ти проблемы. метапредметного Выбрать эффективные пути и способы практического характера. Комплексные решения проблемы. контекстныезадачи Обосновать свой выбор. Доказать результативность ицелесообразность (PISA) выбранных способов деятельности. и