Рабочая программа учебного курса Функциональная грамотность. Естественнонаучная грамотность. 2023-2024гг.

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса составлена на основе «Методических
рекомендаций

по

функциональной

грамотности

обучающихся

5-9

с

использованием открытого банка заданий на цифровой платформе» ФГБНУ
«Института стратегии развития образования российской академии образования»
(2021)
Функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений,
обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном
обществе.
Программа нацелена на развитие способности человека осваивать и
использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки
вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в
связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности
естествознания

как

формы

человеческого

познания;

демонстрировать

осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние
на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять
активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с
естествознанием.
Планируемые результаты
Метапредметные и предметные

Личностные результаты
- объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной
жизни на основе естественно-научных знаний с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей.
Характеристика образовательного процесса
Уровень освоения
Уровень
понимания

узнавания

Планируемый результат
и

находит
и
извлекает
информацию
естественнонаучных явлениях в различном контексте

о

Уровень понимания и объясняет и описывает естественно-научные явления на
применения
основе имеющихся научных знаний
Уровень
синтеза

анализа

и

распознает и исследует личные, местные,
национальные, глобальные естественно-научные
проблемы в различном контексте

Уровень
оценки интерпретирует и оценивает личные, местные,
(рефлексии)
в
рамках национальные, глобальные естественнонаучные проблемы
предметного содержания
в различном контексте в рамках предметного содержания

Уровень
(рефлексии)
в
метапредметного
содержания

оценки интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит
рамках прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных
естественно-научных проблемах в различном контексте в
рамках метапредметного содержания

Программа рассчитана на 1 год обучения, реализуется из части учебного плана,
формируемого участниками образовательных отношений.
Общее количество часов: 34 часа, 1 час в неделю.
Содержание курса
За первый год обучения обучающиеся научатся находить и извлекать
информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков,
таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях.
Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация
представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и

производство, общество и др.), формируется умение применять знания для
решения поставленных перед учеником практических задач, учатся анализировать
и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в
разном контексте, учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные
перед ними проблемы в рамках предметного содержания, формируется умение
оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно
различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного
содержания
Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и
обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия,
диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети
Интернет; решение ситуационных и практикоориентированных задач; проведение
экспериментов и опытов.
В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях
используются деловые и дидактические игры, обучающиеся разрабатывают и
реализуют мини-проекты, участвуют в турнирах и конкурсах.
Тематическое планирование элективного курса
«Функциональная грамотность.
Естественнонаучная грамотность»
Тема занятия

Всего
часов

1.

Звуковые явления. Звуки живой и неживой 1
природы. Слышимые и неслышимые звуки.

2.

Научное объяснение явлений. Способы научного 1
исследования.

3.

Анализ данных научного исследования. Что такое 1
комплексное задание?

4.
5.
6.
7.

Мои увлечения. «Звуки музыки».
Мои увлечения. «Аня и еѐ собака»
Здоровье человека. «Лучше слышать».
Уникальность воды. «Вода на стеклах».

1

8.

Загадочные явления. «Что такое снег?»

1

1
1

Электронные
образовательные ресурсы
Сайт ФГБНУ ИСТРАО,
банк
заданий
и
методические
рекомендации
http://skiv.instrao.ru/ bankzadaniy/chitatelskaya
-gramotnost/
Сборник
эталонных
заданий. Выпуски 1 и 2:
учеб. пособие для
общеобразовательн ых
организаций / под ред. Г. С.
Ковалѐвой, А. Ю. Пентина.
— М.;

9.
10.

Загадочные явления. «Движение воздуха»
1
Загадочные явления. «Лазерная указка и фонарик» 1

Уникальность планеты Земля. «Условия для 1
существования жизни на Земле».
12. Свойства живых организмов. «Чем питаются 1
растения»
13. Растения и животные в нашей жизни. 1
«Вавилонские сады»
14. Растения и животные в нашей жизни. «Тепло и 1
холод в жизни растений»
15. Растения и животные в нашей жизни. 1
«Вавилонские сады»
11.

16.

Растения и животные
«Понаблюдаем за тиграми»

в

нашей

жизни. 1

Экология Земли. «Заросший пруд»
1
Здоровье человека. «Анализ крови»
Земля, Солнечная система и Вселенная 1
«Представления о Вселенной»
20. Изучение и исследование Луны. «Луна».
1
21. Строение вещества. Структура и свойства 1
вещества.
22. Атомы и молекулы. Модели атома.
1
23. Углекислый газ в природе и его значение. 1
«Углекислый газ: от газировки к «газированному»
океану».
17.
18.
19.

Тело и вещество. Форма, объѐм,
плотность. «Айсберг»

1

25.

Масса. Измерение массы тел. Единицы массы

1

26.

Тепловые явления. Тепловое расширение тел.

1

24.

СПб.: Просвещение,
2021
Портал РЭШ
(https://fg.resh.edu.ru
)
Электронный
банк
заданий по формированию
функциональной
грамотности
https://fg.resh.edu.ru
/functionalliteracy/ev ents
Банк заданий - тренажер
заданий в

формате PISA https://media.prosv.r
u/content/?situations
=true&knowledge=1

Плавление и отвердевание. Испарение и 1
конденсация. Кипение
28. Механические явления. Сила и движение.
1
29. Человек и здоровье. «Чем мы дышим?»
1
30. Физические упражнения
1
31. Физиология и правильное питание
1
32. Экология Земли. Глобальное потепление.
1
33. Экология и энергосбережение.
1
34. Урок комплексной оценки естественнонаучной 1
грамотности
всего
34
27.

Проектирование достижения планируемых образовательных результатов учебного
курса

Уровни

ПОР

Типовые задачи

Инструменты и средства

Уровень
Находит
и Определить вид текста, его источник. Тексты
(учебный,
узнавания
извлекает
и
Обосновать своѐ мнение.Выделить
художественный,
научнопонимания
Учим
информацию
из
основную
мысль в текст, резюмировать его
популярный, публицистический;
воспринимать
различных
и
текстовидею.
повествовательный,
объяснять
описательный, объяснительный;
Предложить или объяснить заголовок,
информацию
медийный). По содержанию
название текста. Ответить на вопросы
тексты должныбыть
словами текста. Составить вопросы по
математические,
естественнотексту.
научные,
финансовые.
Объѐм:
Продолжить предложение словами из
не
более
одной
текста.
страницы.
Определить
назначение
текста,
привести примеры жизненных ситуаций, в
которых можно и нужно использовать
информацию из текста.

Уровень
понимания
применения

Применяет
Сформулировать проблему, описанную Задачи
(проблемные,
в тексте. Определить контекст.
информацию,
и
ситуационные,
практикоизвлечѐнную из
Выделить информацию, которая имеет
ориентированные,
текста,
для
принципиальное значение для решения
открытоготипа,
решения
разного
проблемы.
контекстные).
Учим думать и
рода проблем
Отразить описанные в тексте факты Проблемнопознавательные
и
рассуждать
отношения между ними в граф-схеме
задания.
Графическая
(кластере, таблице)
наглядность:
Из предложенных вариантов выбрать граф-схемы,
кластеры,
возможные пути и способы решения
таблицы,диаграммы,
проблемы.
интеллект-карты.
Вставить пропущенную в тексте
Изобразительная
информацию из таблицы, граф-схемы,
диаграммы.
Привести
примеры жизненных
ситуаций, в которых могут быть наглядность: иллюстрации,
рисунки.
Памятки
с
применены установленные пути и способы
алгоритмамирешения
задач,
решения проблемы.
проблем, заданий
Построить алгоритм решения проблемы
по данному условию.

Уровень
исинтеза

анализа Анализирует и Выделить
составные
части
в Тексты, задачи, ситуации
интегрирует
представленной информации
Задачи
(проблемные,
информацию для (тексте, задаче, проблеме), установить
ситуационные,
практикопринятия решениямежду нимивзаимосвязи.
ориентированные,
Учим
Сформулировать
проблему
на открытоготипа,
анализировать
и
основе
анализа контекстные).
интерпретирова
представленнойситуации. Определить Проблемнопознавательные
тьпроблемы
контекст проблемной ситуации.
задания.
Графическая
Определить
область
знаний,
наглядность:
необходимую для решенияданной
граф-схемы,
кластеры,
проблемы.
таблицы,диаграммы,
Преобразовать информацию из одной интеллект-карты.
знаковой системы вдругую (текст в Изобразительная наглядность:
схему, таблицу, карту и наоборот). иллюстрации, рисунки. Памятки
Составить
аннотацию,
рекламу, с алгоритмами решения
презентацию.
Предложить
варианты
решения
проблемы, обосновать их результативность
с
помощью
конкретного
предметногознания.
Привести
примеры
жизненных ситуаций, в которых опыт
решения данных проблем
позволить
быть
успешным,
результативным.
Составить алгоритм решения проблем
данного класса. Сделать аналитические
выводы.
Тексты,
задачи,
ситуации
Уровень оценки в Принимает
Оценить качество представленной
модельные,
рамках предметногорешение
информации
для решенияличных, Карты:
на
содержания
основеоценки и местных, национальных, глобальных технологические,
ментальные,дорожные
интерпретациипроблемы.
Предложить пути и способы решения
информации
Учим
оценивать
обозначенных проблем.
ипринимать
Спрогнозировать
(предположить)
решения
возможные
последствияпредложенных
действий.
Оценить предложенные пути и способы
решения проблем,выбрать и обосновать
наиболее эффективные.
Создать
дорожную
(модельную, технологическую)
карту решения проблемы.
Уровень оценки в Оценивает
Сформулировать проблему (проблемы) Типичные задачи
рамках
информацию
наи основе анализаситуации. Выделить (задания) метапредметного и
практического характера.
метапредметног
принимает решение
граничные
условия
в условиях
Нетипичные задачи
осодержания
неопределѐнностимногозадачности
(задания)
неопределѐнноуказанной проблемы.
сти
и
Отобрать
(назвать)
необходимые
Учим действовать
ресурсы (знания) длярешения
многозадачнос
ти

проблемы.
метапредметного
Выбрать эффективные пути и способы
практического характера.
Комплексные
решения проблемы.
контекстныезадачи
Обосновать свой выбор. Доказать
результативность
ицелесообразность (PISA)
выбранных способов деятельности.

и


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».