РП по предмету речевая практика для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения. В.1) 4 класс

2

1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету речевая практика для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения. В.1)
для 4 класса составлена на основе:
1.Приказа МИНОБРНАУКИ России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Приказа МИНОБРНАУКИ России от 19.12.2014
№ 1598 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования» от 20.05. 2020 № 254; от23.12.2020№766.
3.Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями В.1) МАОУ«Велижанская СОШ» от 2021 г;
4.Учебного плана МАОУ «Велижанская СОШ , реализующего общее образование обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальное нарушение, В.1) на 2022-2023 учебный год .
УМК: Речевая практика. С.В. Комарова. 4 класс: Учебник для 4 класса общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. - М.: «Просвещение», 2021г.
Цель: развитие речи умственно отсталых школьников, как средства общения, и включение обучающихся в разнообразные формы
коммуникации.
Задачи:
 способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
 корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
 формировать выразительную сторону речи;
 учить строить устные связные высказывания;
воспитывать культуру речевого общения.
Место предмета в учебном плане: 4 класс – 3 часа в неделю, 102 ч. в год
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных
действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций,
предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,

3

предложению).Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших
литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое
использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама,
письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио. Виртуальное общение.
Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Базовые формулы речевого общения.
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и
ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые
(неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к
сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в
речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это
…», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или
сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству.
Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет»,
«салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы).
Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью
обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др.
Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по
имени и отчеству.Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными
праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд,
доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить
тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи
(гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите

4

пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата
«алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому
человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста,
…», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»),
благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и
др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя
(Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка
извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.
Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
 «Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
 «Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
 «Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в
общественных местах (кино, кафе и др.)
 «Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
 Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и
социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм
знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе»,
«Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
 Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
 Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
 Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
 Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
 Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
 Моделирование речевой ситуации.
 Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5

Личностные результаты:







У обучающихся будут сформированы:
представления о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
расширение представлений о различных социальных ролях(покупатель, пассажир, пациент и др.),
собственных и окружающих людей; укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение
представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го
и3-го годов обучения);
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го
годов обучения).
Метапредметные результаты:

6




















осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе,
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов,
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик– класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь.
Предметные результаты.
Минимальный уровень:
 формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
 участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
 восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
 выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
 участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
 ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

7









Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т.п.), используя
соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

4.

№

Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.

Наименование разделов и тем

Колво
часов
5

1

Делимся новостями.

2

Я выбираю книгу. Экскурсия в школьную библиотеку.

3

3
4
5
6
7
8
9
10
11

Составление предложений по теме «Осень»
Культура общения с малознакомыми людьми
Игры с друзьями.
Мы писатели
Петушок-Золотой гребешок
Прослушивание сказки «Петушок - Золотой гребешок»
Составление предложений по теме «Зима»
Сочиняем сказку.
У телевизора.

3
3
3
3
3
3
3
3
3

8

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Просмотр сказки «Буратино»
Я за порогом дома.
Экскурсия в школьную библиотеку.
Тренировочные упражнения в передаче испуга, удивления, горя, радости.
Прослушивание коротких сказок с последующим пересказом
Составление предложений по теме «Весна»
Культура общения с малознакомыми людьми
Знаки-помощники.
Я в мире природы.
Играем в сказку.
Сочиняем стихотворение.
В гостях у леса.
Задушевный разговор.
Беседа «Мой старший друг. Почему с ним интересно?»
Вместе в беде и в радости.
Приглашение.
Я гость.

3
3
2
2
3
3
3
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3

29

Поздравляю!

3

30
31
32
33
34

Я дома.
Придумываем сказку.
Мой помощник телефон.
Составление предложений по теме «Лето»
Лексическая тема: «Летние каникулы»

3
4
3
3
3

5, Календарно –тематическое планирование предмету речевая практика.

9

№
Тема урока
п/п
1 Делимся новостями.

Кол-во
часов
5

Дата

Словарная работа
телевидение,
газета, журнал

Наглядность

радио, периодическая
печать

2

Я выбираю книгу. Экскурсия в
школьную библиотеку.

3

библиотека

книги

3

Составление предложений по теме
«Осень»
Культура общения с
малознакомыми людьми

3

листопад

3

малознакомый человек

5

Игры с друзьями.

3

сюжетные
картинки
сюжетные
картины,
карточки - схемы
сюжетные
картинки

6

Мы писатели

3

писатель

7

Петушок-Золотой гребешок

3

масляна, шелкова

8

3

10
11

Прослушивание сказки «Петушок Золотой гребешок»
Составление предложений по теме
«Зима»
Сочиняем сказку.
У телевизора.

12
13

Просмотр сказки «Буратино»
Я за порогом дома.

3
3

4

9

книги со сказками

Основные виды учебной
деятельности
использование тона голос
мимики и жестов в различны
речевых ситуациях.
выбор
правил поведения
заданных ситуациях
составление предложений
выбор правила поведение
заданных ситуациях

выбор
правил поведения
заданных ситуациях
знакомство
с
правилам
сочинения сказки
рассказывание сказки

слушание аудиозаписи

3

вьюга, метель

3
3

сказочник, писатель
телевидение,
телепередача, диктор

сюжетные
картинки
книги со сказками
плакат

наземный, подземный, иллюстрации
надземный

составление предложений
сочинение сказки
знакомство с правилами
обсуждение увиденного
расширение кругозора

10

Экскурсия в школьную библиотеку.
Тренировочные упражнения в
передаче испуга, удивления, горя,
радости.
Прослушивание коротких сказок с
последующим пересказом
Составление предложений по теме
«Весна»
Культура общения с
малознакомыми людьми

2
2

3

библиотека
испуг, радость,
удивление,
горе
музыканты

3

снеготаяние

3

малознакомый человек

Знаки-помощники.

2

знаки-помощники

сюжетные
картинки
сюжетные
картины,
карточки - схемы
карточки - схемы

19

20

Я в мире природы.

3

21

Играем в сказку.

3

волшебные сказки

сюжетные
картинки
кукольный театр

22
23

Сочиняем стихотворение.
В гостях у леса.

3
3

поэт
лесник, лекарственный

24

Задушевный разговор.

3

задушевный

25

Беседа «Мой старший друг. Почему
с ним интересно?»
Вместе в беде и в радости.

3

старший друг

3

беда, радость

14
15

16
17
18

26

сюжетные
картинки
книги

правила поведения в библиотек
использование мимики

«Бременские
музыканты
«Двенадцать месяцев»
составление предложений
выбор правила поведение
заданных ситуациях

распознавания
знаков
помощников
(не
курит
переход, метро, мужской
женский
туалет,
нельз
фотографировать)
составление предложений
инсценирование сказки

сочинение стихотворения
иллюстрации,
выбор
правил поведения
видео фильмы о заданных ситуациях
лесе
иллюстрации
использование тона голос
мимики и жестов в различны
речевых ситуациях.
составление предложений
составление предложений

11

27

Приглашение.

3

приглашение

виды
приглашений

28

Я гость.

3

гость

29

Поздравляю!

3

пожелание,
поздравление

сюжетные
картинки
открытки

30

Я дома.

3

домашние хлопоты

иллюстрации

использование тона голос
мимики и жестов в различны
речевых ситуациях.
знакомство с правилами

31

Придумываем сказку.

4

сказочник

книги со сказками

сочинение сказки

32

Мой помощник телефон.

3

связь

знакомство с правилами

33

Составление предложений по теме
«Лето»
Лексическая
тема:
«Летние
каникулы»

3

мультимедийная
презентация
сюжетные
картинки
сюжетные
картинки

34

3

летние каникулы

использование тона голос
мимики и жестов в различны
речевых ситуациях.
составление предложений

составление предложений
составление предложений


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».