Адаптированная русский язык 5 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана в соответствии с:
 Федеральным Законом от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральным образовательным стандартом образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598;
 адаптированной основной общеобразовательной программой образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МАОУ «Велижанская СОШ»;
 учебным планом МАОУ «Велижанская СОШ».
Русский язык в общеобразовательной организации, реализующей адаптированные
основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) изучается на протяжении всех лет обучения.
Программа 5 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, М.: Владос, 2011г.
Предлагаемая программа ориентирована на учебники:
Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской «Русский язык» 5 класс. М.: Просвещение, 2022г.;
Программа по русскому языку в 5 классе определяет содержание предмета и
последовательность его прохождения, учитывает особенности познавательной деятельности
детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она направлена на
разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию,
обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит
материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и
умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цель - дать знания, умения и навыки по русскому языку, необходимые им для
дальнейшей жизни и профессионального обучения.
Основными задачами преподавания русского языка являются:
 образовательная
формирование достаточно прочных навыков грамотного письма на основе изучения
элементарного курса грамматики, а также практически значимых орфографических и
пункционных навыков;
 коррекционно-развивающая
максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной
деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей
каждого ученика на различных этапах обучения;
 воспитательная
воспитание у учащихся интереса к родному языку, формирование нравственных
качеств, целенаправленности, трудолюбия, самостоятельности, аккуратности,
навыков контроля и самоконтроля.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию умственной деятельности школьников.
Принцип коррекционной направленности обучения является
ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у учащихся
специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Характеристика учебного предмета
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 5 класса. Занятия по данной
программе проводятся в форме урока (40 мин). В 5 классе на уроки русского языка отведено
5 часов. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное
в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в
зависимости от уровня усвоения темы учащимися.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный
материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие
высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание
5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных
тем.
Особое внимание обращено на исправление имеющихся у учащихся специфических
нарушений.
При обучении русскому языку используются следующие принципы:
 принцип коррекционно-речевой направленности;
 воспитывающий принцип;
 развивающий принцип;
 принцип доступности обучения;
 принцип систематичности и последовательности;
 принцип наглядности в обучении:
 принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным
решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над
значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над
способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка используется разноуровневый
подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и
индивидуальных особенностей учеников:
Класс условно делится на 3 уровня:
1 уровень - учащиеся, способные усвоить программный материал в полном объеме,
воспроизвести усвоенный алгоритм действий в сходных учебных ситуациях и с
отсрочкой во времени;
2 уровень - учащиеся, способные усвоить более 50% программного материала,
воспроизвести усвоенный алгоритм действий в сходных учебных ситуациях и с
отсрочкой во времени только с дозированной помощью и дополнительным
объяснением учителя;
3 уровень – учащиеся, способные усвоить менее 50% программного материала, не
способные самостоятельно и с отсрочкой во времени воспроизвести усвоенный
алгоритм действий в сходных учебных ситуациях.
Основные направления коррекционной работы:
 развитие зрительного восприятия и узнавания;
 развитие пространственных представлений и ориентации;
 развитие основных мыслительных операций;
 развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
 коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
 обогащение словаря;
 коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
На уроках русского языка будут формироваться следующие личностные результаты:
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;

 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 формирование готовности к самостоятельной жизни.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки,
используемой в образовательной организации.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для учебного предмета «Русский язык», характеризуют опыт по получению
нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их
применения в практической деятельности и должны отражать:
1) формирование интереса к изучению русского языка;
2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в
различных ситуациях общения;
3) овладение основами грамотного письма;
4) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматикоорфографических умений для решения практических задач.
Готовность применения предметных результатов определят два уровня:
минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для
большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень
Достаточный уровень
5 класс
- различение гласных и согласных звуков и
букв; ударных и безударных согласных
звуков; оппозиционных согласных по
звонкости-глухости, твердости-мягкости;
- деление слов на слоги для переноса;
составление
предложений
из
прочитанных слов с опорой на картинку;
списывание предложений после чтения и
анализа содержания.
- списывание по слогам и целыми словами
с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку слов и коротких
предложений (2-4 слова) с изученными
орфограммами;
- обозначение мягкости и твердости
согласных звуков на письме гласными
буквами
и
буквой
Ь
(после
предварительной отработки);
- дифференциация и подбор слов,
обозначающих
предметы,
действия,
признаки;
- выделение из текста предложений на
заданную тему;

- различать звуки и буквы;
- характеризовать гласные и согласные
звуки с опорой на образец и опорную
схему;
- списывать с рукописного и печатного
текста целыми словами с
орфографическим проговариванием;
- записывать под диктовку текст,
включающий слова с изученными
орфограммами (30-35 слов);
- дифференцировать и подбирать слова
различных категорий по вопросу и
грамматическому значению (название
предметов, действий и признаков
предметов);
- составлять предложения, устанавливать
связи между словами, между словом и
вопросом с помощью учителя, ставить
знаки препинания в конце предложения;
- делить текст на предложения;
- выделять тему текста (о чём идет речь),
выбирать один заголовок из нескольких,
подходящего по смыслу;
- анализировать слова по звуковому

- отвечать на вопросы по содержанию
текста или по иллюстрации к тексту;
- участие в обсуждении темы текста и
выбора заголовка к нему.

составу (выделять и дифференцировать
звуки, устанавливать последовательность
звуков в слове);
- пользоваться орфографическим
словарем.

Содержание учебного предмета «Русский язык»
5 класс
Программа по русскому языку включает разделы: «Повторение. Звуки и буквы»,
«Слово», «Части речи. Имя существительное», «Предложение», «Повторение».
Повторение. Звуки и буквы. Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика
гласных и согласных. Дифференциация мягких и твердых согласных. Обозначение
мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я.
Разделительный ь. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в
безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка написания безударной
гласной. Непроверяемые безударные гласные.
Слово. Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание – изменяемая часть
слова. Приставка как часть слова. Приставка и предлог. Их различение. Суффикс как часть
слова. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Проверяемые и проверочные
слова в группе однокоренных слов.
Части речи. Имя существительное. Употребление разных частей речи в
предложении и тексте. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Значение имени существительного в речи. Имена существительные одушевленные и
неодушевленные. Имена собственные и нарицательные.
Различение имен нарицательных и собственных, делать вывод о правилах правописания
имен собственных. Правописание имен собственных. Изменение существительных по
числам. Различение существительных по родам.
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Постановка вопросов
от главных членов к второстепенным членам. Распространение предложения. Однородные
члены предложения.
Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
Части текста, красная строка. Расположение частей текста в соответствии с данным планом,
деление текста на части по данному плану.
Повторение
Тематическое планирование уроков по учебному предмету «Русский язык»
5 класс
Коли
Дата
№
Тема урока
честв
п\п
о
часов

1
2
3
4
5
6
7

Повторение. Звуки и буквы
Предложение (повторение)
Упражнения в составлении и распространении предложений
Связь слов в предложении
Главные члены предложения:
сказуемое
Главные члены предложения: подлежащее
Второстепенные члены предложения
Повествовательные, вопросительные и восклицательные
предложения

1
1
1
1
1
1
1

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53

Обобщающие упражнения по теме «Предложение»
Звуки и буквы. Алфавит.
Звуки гласные и согласные
Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости
согласных буквами ь, е, ё, ю, я
Разделительный мягкий знак
Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и
глухих согласных на конце слова.
Правописание безударных гласных в корне слов.
Упражнения на правописание гласных и согласных в слове.
Контрольный диктант
Работа над ошибками
Корень и однокоренные слова.
Корень и однокоренные слова.
Окончание.
Окончание – изменяемая часть слова.
Р.р. Составление рассказа по плану.
Приставка – словообразовательная
часть слова.
Приставка – словообразовательная часть слова.
Суффикс – словообразовательная часть слова.
Суффикс – словообразовательная часть слова.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных в корне.
Правописание проверяемых безударных гласных в корне.
Развитие речи. Обучение изложению.
Правописание согласных в корне слова.
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

1
1
1
1

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Приставки и предлоги.
Дифференциация приставок и предлогов
Разделительный твердый знак (Ъ) после приставок
Контрольный диктант
Анализ контрольного диктанта
Закрепление темы «Правописания слов в корне»
Деловое письмо. Записка

1
1
1
1
1
1
1
1

Части речи. Имя существительное.
Общие понятия о частях речи
Общие понятия о частях речи
Понятие о существительном
Понятие о существительном
Понятие о глаголе
Понятие о глаголе
Понятие о прилагательном
Понятие о прилагательном
Понятие об имени
существительном
Нахождение существительных по вопросам – кто? что?

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75

76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97

Существительные одушевленные и неодушевленные
Р/р. Составление рассказа по иллюстрации
Существительные собственные и нарицательные
Существительные собственные и нарицательные.
Контрольный диктант по теме
«Существительные собственные и нарицательные»
Работа над ошибками
Закрепление темы: «Имя существительное»
Деловое письмо. Адрес
Изменение имен существительных по числам
Изменение имен существительных по числам
Род имен существительных
Имена существительные мужского рода
Имена существительные женского рода
Имена существительные среднего рода
Дифференциация имен существительных по родам
Обобщение по теме «Род имен существительных»
Правописание существительных с шипящей на конце слова
Правописание существительных с шипящей на конце слова
Обобщение по теме «Существительные с шипящей на
конце слова»
Контрольный диктант по теме «Существительные с
шипящей на конце слова»
Работа над ошибками
Обобщение по теме «Род и число
имён существительных»
Повторение и обобщение по теме «Род и число
существительных»
Р.р. Пересказ по вопросам
Повторение темы «Число и род существительных»
Повторение и закрепление темы «Число и род
существительных
Изменение имен существительных по падежам. Понятие о
склонении.
Изменение имен существительных по падежам.
Именительный падеж существительных
Родительный падеж существительных
Дательный падеж существительных
Винительный падеж существительных
Р/р.. Изложение по опорным словам
Творительный падеж существительных
Предложный падеж существительных.
Обобщение по теме «Падежи имён существительных»
Понятие о 1, 2, 3 склонении существительных.
1 склонение существительных единственного числа.
2 склонение существительных единственного числа.
3 склонение существительных единственного числа.
Дифференциация существительных 1, 2, 3 склонения.
Дифференциация существительных 1, 2, 3 склонения.
Р. р. Составление рассказа по опорным словам С.158,упр.252
1 склонение существительных единственного числа.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

98

Именительный падеж.

1

99

Родительный падеж .

1

100

Родительный падеж .

1

101

Дательный падеж существительных.

1

102

Р/р. Составление рассказа по вопросам.

1

103

Винительный падеж.

1

104

Творительный падеж.

1

105

Творительный падеж.

1

106

Предложный падеж.

1

107

Окончания существительных в родительном ,дательном,
предложном падежах.
Обобщение по теме «Существительные в родительном,
дательном, предложном падежах».
Р. р. Составление рассказа по серии картинок.

1

1

111

Контрольный диктант по теме
«Правописание падежных окончаний».
Работа над ошибками.

112

Деловое письмо. Поздравительная открытка.

1

113

Второе склонение существительных единственного числа.

1

114

Именительный падеж.

1

115

Именительный падеж.

1

116

Родительный падеж.

1

117

1

120

Окончания существительных 1, 2 склонения в родительном
падеже.
Дательный падеж имен существительных 2 склонения
единственного числа.
Окончания существительных 1, 2 склонения в дательном
падеже.
Деловое письмо. Письмо .Урок-игра.

121

Винительный падеж существительных.

1

Винительный падеж существительных.

1

122
123

Творительный падеж.

1

124

Творительный падеж.

1

125

Предложный падеж.

1

108
109
110

118
119

1
1

1

1
1
1

Контрольный диктант по теме
«Правописание падежных окончаний».
Работа над ошибками.

1

Окончания существительных I, 2 склонения в предложном
падеже.
Упражнения в определении падежей существительных I, 2
склонения.
Упражнения в определении падежей существительных I, 2
склонения.
Р. р. Изложение

1

Третье склонение имен существительных единственного
числа.
Именительный падеж существительных 3 склонения.

1

1

135

Родительный, дательный, предложный падежи
существительных 3 склонения.
Винительный падеж

136

Р/р. Составление рассказа по плану.

1

137

Творительный падеж

1

138

Р/р. Составление рассказа по плану.

1

139

Дифференциация падежных окончании 1,2, 3 склонения.

1

140

Упражнения в дифференциации окончаний 1,2,3 склонений.

1

141

1

143

Повторение и обобщение по теме « Правописание
падежных окончаний».
Контрольный диктант по теме «Правописание падежных
окончаний».
Работа над ошибками.

144

Главные члены предложения.

1

145

Второстепенные члены предложения.

1

146

1

147

Синтаксический разбор
предложений.
Нераспространенные и распространенные предложения.

148

Словарный диктант.

1

149

Работа над ошибками.

1

150

Однородные члены предложения.

1

151

Однородные члены предложения без союзов.

1

152

Однородные члены предложения с союзом и.

1

126
127
128
129
130
131
132
133
134

142

1

1
1
1

1

1

1
1

1

153

Р/р. Составление рассказа. Урок-экскурсия.

1

154

Обобщение по теме «Однородные члены предложения».

1

155

1

156

Контрольный диктант по теме «Однородные члены
предложения».
Работа над ошибками.

157

Корень и однокоренные слова.

1

158

Корень и однокоренные слова.

1

159

Различение приставки и предлога.

1

160

Правописание безударных гласных в корне.

1

161

Правописание безударных гласных в корне.

1

162

Правописание звонких и глухих согласных в корне.

1

163

Обобщение по теме «Гласные и согласные в корне».

1

164

Итоговый контрольный диктант.

1

165

Работа над ошибками.

1

166

Падежные окончания существительных 1, 2, 3 склонения.

1

167

1

168

Повторение и обобщение по теме « Существительные 1, 2, 3
склонения».
Знаки препинания при однородных членах предложения.

169

Деловая игра «Путешествие по страницам учебника».

1

170

Итоговый урок.

1

1

1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».