РП 1 класс 8.1. Речевая практика

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА
1 класс
(АООП для обучающихся с
легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)

д. Весёлая Грива
2022 год

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ (ВОЗМОЖНЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
Обучающийся научится (минимальный уровень):
- формулировке просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- участию в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- восприятию на слух сказок и рассказов;
- отвечать на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный
материал;
- выразительному произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на
образец чтения учителя;
- участию в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
- ответам на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных
радио- и телепередач. Обучающийся получит возможность научиться (достаточный
уровень):
- пониманию содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;
ответы на вопросы;
- пониманию содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
- активному участию в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказыванию своих просьб и желаний; выполнению речевых действий
(приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова
и выражения.
II.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс

Аудирование.
Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя : «Сядь за
парту и достань книгу». «Возьми тетради на столе и раздай их». «Возьми вазу и поставь в
нее цветы».
Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов,
близких по звучанию и данных в рифмованной форме:
« Жа- жа- жа- есть иголка у ежа. Ша- ша- ша- мама моет малыша.»
Выбор из двух близких по содержанию картинок той , которая соответствует
услышанному предложению: Шура вытирала пыль. Лена поднималась на горку. Лена
спускалась с горки.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися
картинок по мере изложения текста.
Дикция и выразительность речи.
Игры и
упражнения на
подвижность и
четкость
движений
органов артикуляционного аппарата.
Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их
произнесение.

Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на мотивы
знакомых детских песен. Перечисление предметов (2-3) на одном выдохе с указанием на
эти предметы.
Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.
Различение громкой и тихой речи в игре или в специально созданной учителем
ситуации.
Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых
упражнениях.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов.
Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с заданной ситуацией типа:
Бабушка медленно спрашивает : «Ты… куда… идешь… внучка? « Внучка быстро отвечает:
«Я бегу к подружке» .
Разучивание детских стихотворений, мини- диалогов с последующим их
воспроизведением в ролевых играх.
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с
голоса учителя (по подражанию).
Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в
речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя.)
Выражение лица: веселое , сердитое, грустное, удивленное.
Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком.
Мимическая реакция на речь учителя, детей в ситуациях с заданным содержанием.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.
« Давайте познакомимся».
«Отгадай, что в моем ранце».
«Школьная жизнь».
«Прогулка в машине».
«Веселый оркестр».
«Игры и игрушки».
«Терем- теремок».
«Репка».
«Колобок».
«Играем в сказку».
«Мой адрес».
«Я дома»
«Я и мои товарищи».
«Мойдодыр».
«Мир природы».
Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с
опорой на иллюстративный материал.
Называние предметов и действий с ними. Составление предложений по вопросам
учителя с включением в ответы отработанной лексики.
Коллективное составление рассказа по теме с одновременным использованием
картинно- символической схемы к каждому предложению.
Культура общения.
Приветствие и прощание в школе и дома.

Употребление слов здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания, пока.
Использование выразительных средств речи и помощников речи (мимика, жесты,
позы).
Употребление «вежливых» слов пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой
ситуацией.
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения.
Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на
вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметнопрактической
деятельности, наблюдений за окружающей действительностью и т.д.
Формы и методы организации обучения
Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики
является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести
базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых
ситуациях, переносятся в спонтанное общение.
Основными методами обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью являются
(классификация методов по характеру познавательной деятельности):
1. Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а
дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
2. Репродуктивный метод - воспроизведение и применение информации.
3. Метод проблемного изложения - постановка проблемы и показ пути ее решения.
4. Частично – поисковый метод - дети пытаются сами найти путь к решению проблемы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Раздел

Количество
часов

Выявление уровня речевого развития учащихся
Аудирование и понимание речи
Общение и его значение в жизни
Дикция и выразительность речи
Организация речевого общения
Культура общения
ИТОГО

1 класс
15
8
12
21
10
66


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».