РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА 1 класс (АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) д. Весёлая Грива 2022 год I. ПЛАНИРУЕМЫЕ (ВОЗМОЖНЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 класс Обучающийся научится (минимальный уровень): - формулировке просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; - участию в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; - восприятию на слух сказок и рассказов; - отвечать на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; - выразительному произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя; - участию в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; - ответам на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач. Обучающийся получит возможность научиться (достаточный уровень): - пониманию содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; - пониманию содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя; - активному участию в диалогах по темам речевых ситуаций; - высказыванию своих просьб и желаний; выполнению речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 класс Аудирование. Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя : «Сядь за парту и достань книгу». «Возьми тетради на столе и раздай их». «Возьми вазу и поставь в нее цветы». Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов, близких по звучанию и данных в рифмованной форме: « Жа- жа- жа- есть иголка у ежа. Ша- ша- ша- мама моет малыша.» Выбор из двух близких по содержанию картинок той , которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирала пыль. Лена поднималась на горку. Лена спускалась с горки. Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста. Дикция и выразительность речи. Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение. Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на мотивы знакомых детских песен. Перечисление предметов (2-3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений. Различение громкой и тихой речи в игре или в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях. Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с заданной ситуацией типа: Бабушка медленно спрашивает : «Ты… куда… идешь… внучка? « Внучка быстро отвечает: «Я бегу к подружке» . Разучивание детских стихотворений, мини- диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх. Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя.) Выражение лица: веселое , сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей в ситуациях с заданным содержанием. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. « Давайте познакомимся». «Отгадай, что в моем ранце». «Школьная жизнь». «Прогулка в машине». «Веселый оркестр». «Игры и игрушки». «Терем- теремок». «Репка». «Колобок». «Играем в сказку». «Мой адрес». «Я дома» «Я и мои товарищи». «Мойдодыр». «Мир природы». Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал. Называние предметов и действий с ними. Составление предложений по вопросам учителя с включением в ответы отработанной лексики. Коллективное составление рассказа по теме с одновременным использованием картинно- символической схемы к каждому предложению. Культура общения. Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания, пока. Использование выразительных средств речи и помощников речи (мимика, жесты, позы). Употребление «вежливых» слов пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией. Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметнопрактической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью и т.д. Формы и методы организации обучения Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение. Основными методами обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью являются (классификация методов по характеру познавательной деятельности): 1. Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. 2. Репродуктивный метод - воспроизведение и применение информации. 3. Метод проблемного изложения - постановка проблемы и показ пути ее решения. 4. Частично – поисковый метод - дети пытаются сами найти путь к решению проблемы. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 2 3 4 5 6 Раздел Количество часов Выявление уровня речевого развития учащихся Аудирование и понимание речи Общение и его значение в жизни Дикция и выразительность речи Организация речевого общения Культура общения ИТОГО 1 класс 15 8 12 21 10 66