Тайна супер ученика.

01.09.2020

Как работать с книгой

Учиться – означает овладевать знаниями, а источником знаний всегда была книга. Поэтому школьнику очень важно научиться работать с книгой, овладеть определенными практическими навыками

Необходимо научиться делать выводы из прочитанного, точно цитировать, находить в книге определения для подтверждения или опровержения выдвинутого теоретического положения и т.д. Отсутствие таких навыков приводит к тому, что учащиеся чувствуют беспомощность и растерянность при необходимости самостоятельно подготовить реферат, сделать обзор литературы по определённой теме, выступить с докладом и т.д.

Очень важно четко представлять, как построена книга, уметь отобрать самое главное, основное. Целесообразным является ведение записей. Их составление и оформление зависит от особенностей мышления, запоминания и осмысливания. Обычно это такие формы записи прочитанного материала, как план, тезисы, выписки, конспект. Поговорим о них подробнее.

План – это перечисление в определенной последовательности основных событий, вопросов, рассматриваемых в данном произведении. При составлении плана необходимо сразу определить, по какому принципу нужно делить целое на части. За основу могут быть взяты различные факты: определенные исторические события, хронологические промежутки в развитии событий, изменения в психологии действующих лиц (если речь идет о составлении плана к художественному произведению) и др. Процесс составления плана включает в себя следующие моменты: чтение книги (статьи), деление прочитанного на части, краткое наименование каждой части. Различают простой и сложный план. Простой план – это выделение и наименование главных, основных частей статьи (раздела книги). В сложном плане главные части делятся в свою очередь на ряд дополнительных. При записи сложного плана целесообразно пользоваться определенной схемой. Ценность плана в том, что он раскрывает построение произведения, позволяет проследить за ходом мыслей автора и их последовательностью. Составление плана поможет вам выработать умение сжато, кратко записывать, последовательно излагать свои мысли, быстро восстановить в памяти прочитанное, мобилизовать внимание.

Тезисы существенно отличаются от плана. Они передают содержание произведения, основные выводы автора и их обоснование. С помощью тезисов сжато и кратко передается то, что более подробно изложено в книге или статье. Приступая к написанию тезисов, необходимо внимательно прочитать произведение целиком, если оно небольшое, главу или раздел, если произведение достаточно большое по объему. Затем следует продумать основные идеи работы или ее частей, изложить их в виде последовательных пунктов. Особое внимание следует сосредоточить на выводах автора. Для тезисов обычны некоторая отрывочность изложения, краткость и категоричность.

Различают два способа написания тезисов: извлечение авторских тезисов из текста и формулирование основных положений статьи или раздела книги собственными словами. В первом случае нужно найти в тексте основные положения, выдвигаемые автором, выписать их и расположить в определенной последовательности в соответствии с развитием авторской мысли. Во втором случае в тексте находят основные авторские мысли, излагают их своими словами и также записывают в определенной последовательности. Иногда необходимо вместе с тезисами записать и часть фактического материала – например, для доказательства выдвинутого положения.

Работа над тезисами помогает глубже понять основные идеи произведения, выделить главное, кратко и точно сформулировать свои мысли.

Выписки представляют собой особую форму записи. При чтении книг, статей часто приходится выписывать отдельные факты, цифры, таблицы, зарисовывать схемы. В одних случаях этот материал требуется для дальнейшего анализа, изучения, в других он используется сразу же – при подготовке сообщения, доклада. Наиболее важные места изучаемого произведения можно выписывать дословно; если точная ссылка на статью, брошюру не нужна, они могут быть записаны и своими словами. В отличие от плана и тезисов, выписки можно делать в процессе чтения произведения.

Цитатой называется дословная выдержка из какого-либо текста. Цитаты часто используются в докладах, сочинениях – они придают им документальную точность и особую выразительность. Используя цитату, нужно помнить, что она должна максимально точно подтверждать вашу мысль. Важно и другое: чужие слова должны приводиться с абсолютной точностью, в полном соответствии с текстом, из которого они взяты. Советуем при чтении какого-либо произведения выписывать на карточки понравившиеся мысли, удачные сравнения, факты.

Цитата, приводимая в заголовке произведения или перед отдельными главами, называется эпиграфом. В нем обычно выражается основная мысль автора или его отношение к описываемым событиям. Эпиграфы широко используются и в письменных работах учащихся.

Конспект является наиболее совершенной формой записи в процессе самостоятельной работы с книгой. В конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют несравненно более важное значение, чем в обстоятельном и подробном изложении. В качестве обязательного элемента конспект содержит план произведения. Можно сказать, что конспект – это тезисы, дополненные конкретным материалом, фактами, взятыми из произведений. В конспект включаются также цитаты и выписки (цифры, таблицы, схемы). Конспект можно постоянно дополнять новыми записями, фактами и обобщениями.

Приступая к составлению конспекта, следует прежде всего записать фамилию автора произведения, полное название работы, указать год издания и название издательства. Если конспектируется статья, то обязательно надо указать, в каком журнале она была напечатана. Затем статья (или раздел книги) разделяется на несколько частей, в каждой части выделяется самое существенное и записывается в тетрадь.

Помимо конспектирования отдельных произведений иногда возникает необходимость законспектировать несколько тематически близких произведений. Такой конспект, соответственно, называется тематическим. Цель тематического конспекта – как можно глубже, всесторонне изучить определенную проблему, подготовить материал для доклада, лекции. Составлению тематического конспекта предшествует подбор и тщательное изучение необходимой литературы. На этой основе составляется план конспекта, а затем и сам тематический конспект. Во многих отношениях он приближается к реферату, к докладу на определенную тему.

Работа с книгой потребует от вас, дорогие читатели, не только умения разобраться в содержании, отобрать существенное, главное в идейно-тематическом богатстве произведения, но и умения дать ему определенную оценку, сделать из прочитанного необходимые выводы. На протяжении всего периода учебы вам, будущие студенты, нужно будет проверять достоверность фактического материала, высказывать к нему свое отношение, увязывать прочитанное с вопросами современной ему общественной жизни.

 

Научная организация труда школьника

Как ответить урок на пятерку?
         Если ты предпочитаешь шумным компаниям уютное общение тет-а-тет, а необходимость «толкать речь» при большом скоплении народа приводит тебя в состояние ступора, можно себе представить, какой мукой становятся для тебя еженедельные ответы у доски в школе. Но от этого никуда не денешься ни в школе, ни – позже – в институте. Поэтому мы предлагаем тебе семь простых способов научиться брать себя в руки и отвечать уверенно и успешно.
Напиши план ответа.
     Это первое, о чем нужно позаботиться, если тебе сложно справляться с волнением у доски – вряд ли ты выдашь блестящую импровизацию, полную тонкого юмора и глубоких идей. Поэтому, готовясь к устным ответам, обозначай для себя тезисно, что конкретно нужно сказать. Но этот способ подходит только для гуманитарных предметов. Никто не позволит выйти к доске с написанными на листочке формулами по математике или химии. Поэтому тут уж придется обходиться своими силами.
Порепетируй дома.
     Попробуй, когда делаешь уроки, отрепетировать свой ответ перед зеркалом. Выбери наиболее комфортную позу, в которой ты сможешь чувствовать себя максимально расслабленно. Последи за выражением лица и жестикуляцией. Репетируй до тех пор, пока ты без всякого зеркала не начнешь видеть себя со стороны и автоматически расслабляться. Следи за дыханием, пока отвечаешь. Оно должно быть глубоким и размеренным, это тоже тебя успокоит.
Абстрагируйся от ситуации.
     Для того чтобы уверенно чувствовать себя перед большим количеством народа, попробуй проделать следующее: представь, что ты – это не ты, а кто-то другой, не ученик у доски, а президент, читающий новогоднюю речь по телевизору. Выбирай человека, которого ты считаешь для себя авторитетом: любимого певца, телеведущего, киноактера. Чем солиднее будет человек, которого ты берешь за образец, тем лучше. Попробуй скопировать движения, интонации. Для того чтобы ловко перевоплощаться в героя, потребуется некоторая сноровка, но со временем это будет получаться довольно быстро. Потренируйся делать это дома, почувствуй себя немножко актером.
Выбери собеседника.
     Во время ответа сконцентрируй свое внимание на каком-нибудь одном человеке из класса и рассказывай урок ему. Это поможет тебе свести «отчет перед большой аудиторией» к обыкновенному диалогу. В этой роли не обязательно должен быть учитель – твоим слушателем вполне может стать твой школьный друг. Или представь себе абстрактного собеседника, если так тебе будет проще и легче, – например, родителей, брата или сестру. Постарайся сделать свой рассказ интересным, то есть сюжетным. Тогда ты сам не заметишь, как увлечешься собственным ответом, и все пройдет гладко.
Подбери подходящие речевые обороты.
     Самое трудное – это начало ответа. Попробуй выработать собственную схему, по которой ты сможешь говорить на любую тему. Найди в книгах несколько цитат, которые ты сможешь использовать в качестве вступления. Постепенно пополняй свой запас. Кстати, это расширит твой кругозор и прибавит шансов прослыть красноречивым человеком, и никто и не догадается о твоей застенчивости.
Подойди к задаче с юмором.
     Даже на серьезные темы можно говорить с определенной долей юмора. Для многих именно это становится источником уверенности в себе. Чтобы справиться с волнением, подстрахуйся заранее – подыщи подходящую к теме шутку или две. Это поможет расслабиться всем, и в первую очередь, тебе самому, и разрядит ситуацию. Если ты сумеешь изящно (но ни в коем случае не паясничая!) рассмешить одноклассников – считай, что ты уже покорил аудиторию и можешь ею управлять. Пусть у тебя всегда наготове будет несколько шуток на разные случаи жизни. Их уместное использование, помимо всего прочего, будет развивать твое чувство юмора. Самые искрометные шутки обычно выдают люди застенчивые, так что попробуй – возможно, ты как раз из числа таких шутников.
Фиксируйся.
     Есть еще один практический прием, который, возможно, тебе поможет. Если ты чувствуешь себя неуютно у доски, попробуй «зафиксироваться» в прямом смысле этого слова. Обопрись об уголок учительского стола или первой парты в каком-нибудь ряду. Или встань к доске спиной, максимально близко к ней (но только не опирайся на нее, а то вся спина будет в мелу) и возьмись рукой за уголок полочки для мела. У тебя обязательно должна быть точка опоры – как ни странно, это помогает избавиться от смущения и добавляет сил для ответа. 
 

Советы выпускникам
1. Не волнуйтесь: хорошо выспитесь, хорошо позавтракайте и возьмите с собой запасные ручки: любая мелочь может стоить вам нескольких баллов.
2. Совет отличникам: повторите все формулы: ЕГЭ, в отличие от традиционного экзамена, почти не оставляет времени на спокойные размышления.
3. Совет двоечникам: в оставшиеся 2 недели не учите ничего нового. Закрепите то, что понимаете.
4. Для тех, кто борется за 100 баллов: быстро решив части "А" и "Б", займитесь частью "С". В перерывах между решением задач части "С", перепроверяйте ответы в частях "А" и "Б". Случайная ошибка в простой задаче может стоить вам поступления на бюджетное место.
5. Совет двоечникам: даже не читайте условия заданий части "С". В части "А" решите те задачи, которые умеете решать. В остальных угадайте ответ. При угадывании учтите, что наиболее очевидный ответ обычно неверный.
6. Совет сильным ученикам: в черновике ни в коем случае не оформляйте полные аккуратные решения задач частей "А" и "Б" как вас учили в школе. У вас просто не хватит времени. Набросайте основные "вехи" решения, чтобы самому быть уверенным в правильности ответа.
 

Работаем  с учебником

Работа с учебником начинается с первого урока с первой страницы. На ней обычно авторы учебника пишут рекомендации ученикам, сообщают об особенностях учебника, условных обозначениях, которые использовали авторы и которые вам потребуются в дальнейшей работе.

                  Умение быстро ориентироваться в учебнике позволяет существенно сократить время на поиски необходимого материала и ускорить выполнение домашних заданий. Для удобства можно обратиться к оглавлению учебника, чтобы найти необходимую тему. Значительно облегчает поиск наличие в учебнике предметного указателя, который представляет собой перечень наиболее важных и часто встречающихся терминов, понятий, расположенных по алфавиту с указанием страниц. Он помещается в конце книги перед оглавлением. Если возле слова стоит несколько цифр, то одна выделяется жирным шрифтом. Именно на этой странице даются наиболее полные сведения об этом слове, понятии.

            Существует три вида чтения: просмотровое, ознакомительное и изучающее. Просмотровое чтение позволяет установить, чему посвящен соответствующий параграф. Ознакомительное чтение – более внимательное – позволяет выделить ключевые моменты, выделить главное, на что следует обратить внимание, новый,  раннее не встречавшийся, материал. Изучающее чтение – это внимательная проработка материала с целью добиться его прочного усвоения.

             Рекомендуется следующий порядок работы с параграфом учебника:

1.     При первом чтении материала выделяют главные, существенные моменты и     отмечают их на бумаге. То, что неясно, можно опустить.

2.     При вторичном чтении обращают внимание на мелкие детали, неясные места.

3.     Если что-то важное забыто, то его нужно найти в этом или другом учебнике и зафиксировать на бумаге.

4.     После этого читают еще раз весь материал, обращая внимание на главное.

5.     Затем воспроизводят весь материал, пользуясь записями при закрытой книге. Если при этом возникли затруднения, то следует пометить, что не удалось вспомнить, и продолжать рассказ про себя или вслух, а после его окончания обратиться еще раз к непонятным местам учебника.

6.     Для облегчения восприятия, деления текста на составные части, осмысления основного их содержания, выделения опорных понятий целесообразно составлять план текста учебника. 

             Окончательно убедиться в понимании содержания позволяют ответы на вопросы и выполнение упражнений в тексте и в конце  параграфа.

 

Правила гигиены умственного труда

       Усвоение знаний происходит только в процессе собственной деятельности. Чем больше вы проявите активности, тем лучше усвоите изучаемое. Самостоятельность вы должны проявлять на уроке, активно участвуя в обсуждении новых знаний.

Еще больше самостоятельности проявляйте при выполнении домашних заданий. Не учите тексты учебника наизусть. Старайтесь разобраться в логике, понять ее, объяснить смысл предметных знаний.

Учебник следует читать с карандашом в руке. Упражнения в тексте помогут понять прочитанное, если вы будете выполнять их при чтении параграфа.

Если вам что-то непонятно, следует вернуться назад на один - два параграфа и убедиться, что вы освоили предыдущий материал.

Чтобы уяснить проблемы в освоении материала, необходимо задавать вопросы  к тексту параграфа. Таким образом, вы найдете, что именно вызывает у вас затруднения и сможете обратиться за помощью к учителю.

        Самостоятельное выполнение домашнего задания способствует быстрому развитию интеллекта. Это – залог ваших будущих успехов в жизни.

Интеллект можно и нужно развивать путем ежедневных упражнений, поэтому не торопитесь обращаться за помощью после первого же прочтения материала. Полезно вновь прочитать его через несколько часов или дней. Постепенное вникание в суть проблемы – залог прочных долговременных знаний.

Подготовка к зачету  и контрольной работе

Контрольная работа и зачет – это проверка усвоения определенной темы или блока тем. Целью этого вида работ является проверка глубины освоения учебного материала и умения применять его на практике для решения практических и теоретических, расчетных задач, понимание предметных процессов и написание соответствующих уравнений.

 При подготовке необходимо освежить в памяти теоретические аспекты, значит,  необходимо внимательно прочитать соответствующие параграфы учебника, записи в тетради. Повторите определения, формулировки законов, правила.

Следует обратить внимание на выполненные ранее домашние задания, те задания, которые вызывали у вас затруднения,  следует прорешать еще раз. Рекомендуется поработать с упражнениями после параграфов, которые вам не задавал учитель, оставив их для самостоятельной работы.

 Активнее пользуйтесь справочной литературой, уточняйте непонятные моменты. Если у вас есть вопросы, с которыми вы не можете справиться самостоятельно,  обратитесь за помощью к товарищам или к учителю. Не оставляйте вопросы без ответов.

 Обратите внимание на практическое применение полученных вами знаний, использование веществ в быту и на производстве, в народном хозяйстве. В задачах, которые наверняка встретятся в контрольной работе или на зачете, часто подсказкой служит именно этот аспект.

 Зачет может проводиться как в устной или письменной форме, так и сочетать разные виды деятельности, в том числе, компьютерное тестирование или практическую работу. Контрольная работа, как правило, проводиться в письменной форме по карточкам или в форме тестирования.

 Если вам предстоит тестирование, помните – в этом случае нельзя торопиться, выбирать первый, показавшийся правильным ответ. Обязательно тщательно проверяйте все варианты ответа. В случае свободного ответа, внимательно прочитайте – в каком виде должен быть записан ответ, единицы измерения, падеж, порядок цифр.

Решая задачи, не забывайте об общих правилах оформления, не забудьте все данные привести в единую систему, четко записать ответ.

 Подготовка к Единому Государственному Экзамену

            Для  подготовки к экзамену необходимо иметь варианты заданий ЕГЭ прошлых лет и регулярно работать с ними в течение последнего года обучения.

 Параллельно с работой над тестами необходимо совершенствовать умение решать задачи, так как это основное задание четвертого блока и самой сложной части С. Задачи части С построены таким образом, чтобы проверить знания сразу нескольких элементов. Выполнение этих заданий предполагает применений знаний в новой ситуации. Задания с развернутым ответом могут быть выполнены несколькими способами. Различной может быть и форма записи ответа.  

 Помните! Проверяющему должен быть понятен ход ваших мыслей, поэтому запись должна быть четкой, с кратким пояснением действий и обоснованием способа решения. В конце решение обязательно должен быть выделен ответ.

 Задания с выбором ответа требуют от отвечающего предельно внимательного прочтения вопроса! Именно невнимание становиться причиной типичных ошибок в этой части ЕГЭ. Вторая наиболее распространенная ошибка – сразу выбирается наиболее «правдоподобный» вариант, а остальные три варианта уже не рассматриваются и не анализируются.

 Выбор правильного ответа следует осуществлять на основе анализа условия и всех четырех предложенных вариантов ответа!

 С особым вниманием следует относиться к вопросам, в которых содержится отрицание типа: «не реагирует», «не происходит», «неимеет». В этих случаях в правильном варианте ответа должен быть назван объект, который не обладает названными свойствами. И, конечно, очень внимательно нужно фиксировать ваш ответ на специальном бланке.

 Задания с кратким ответом  бывают нескольких видов:

 1. Задача, в результате решения которой, вы получите число и запишите его в качестве ответа. Не забудьте про правила округления чисел! 

 2.Знание определений, где вам придется в нужном падеже вписать определенной слово, термин.

3. Задания на установление соответствия формул (веществ) и свойств, характерных для данного вещества с записью ответа в специальную таблицу.

Все эти задания предполагают хорошее знание теоретических основ предмета.

 

Как правильно выполнить  практическую работу

Выполнение любого эксперимента требует подчинения правилам техники безопасности. Таблица – инструкция висит на видном месте в кабинете. Об особенностях конкретной работы вам сообщит учитель, а также инструкционная карта, созданная специально для данной работы.

     Прежде чем приступить к выполнению работы вы должны внимательно прослушать объяснения учителя, понять цель работы и познакомиться с ходом работы по инструкционной карте. Затем вам необходимо проверить наличие необходимого оборудования у вас на столе. Если вам что-то непонятно – обязательно спросите учителя. Только когда вы полностью уяснили задачу, можно приступать к практической части работы.

  Выполняя лабораторные опыты  и практические работы, решая экспериментальные задачи, будьте предельно собраны и аккуратны, соблюдайте чистоту на рабочем месте. Таким образом, вы не только совершенствуете свои практические умения, но и учитесь применять полученные теоретические знания для решения конкретных практических задач, проверяете справедливость изученных теорий и законов.

   Результаты ваших наблюдений должны быть как можно точнее записаны в тетради. Чтобы избежать ошибок, не спутать результаты нескольких опытов, наблюдения необходимо записывать поэтапно, сразу после проведения опыта, и только потом приступать к следующему эксперименту.

               Выводы на основании ваших наблюдений могут быть сделаны после проведения всех экспериментов на основании записи ваших наблюдений и применения теоретических знаний. Выводы могут содержать теоретические рассуждения или подтверждать наблюдения законами.

В конце практической работы делается общий вывод, который должен соответствовать целям работы!

По окончании работы приведите в порядок свое рабочее место.

 

Как писать реферат 

Успешность реферативной работы зависит от того,  насколько интересно, оригинально и полно вы сумели раскрыть выбранную тему, а также насколько правильно вы сумели оформить работу. В отличие от докладов и сообщений, реферат имеет четкую структуру и обязательные элементы оформления. 

 Работа над рефератом начинается с выбора темы, постановки цели работы и знакомства с литературой и интернет -  источниками  по интересующему вопросу. Затем намечается план реферата, и подобранный материал структурируется по главам. Таблицы, графики, фотографии, рисунки,  дополнительные сведения рекомендуется оформить как приложения.

 Важным элементом реферативной работы является умение высказывать свое мнение, анализировать подобранный материал, делать прогнозы, обобщать полученные сведения. С целью развития этих умений  в требования к реферату обязательно включается написание введения и заключения к работе.

 Введение  - это первое знакомство с рефератом, которое включает в себя исторические сведения о предмете исследования, раскрывает актуальность выбранной темы, коротко  показывает наиболее привлекательные аспекты работы, сообщает о направлении работы и ее основных  целях. Окончательный вариант введения, как правило, пишется после завершения работы над основной частью.

 Заключение – это подведение итогов работы, анализ собранных сведений, основных направлений развития, прогнозирование возможностей  применения полученных знаний в производстве, в быту.Заключение служит ответом на цели, поставленные во введении.

При оформлении работы следует придерживаться следующего порядка:

 1.     Титульный лист. В центре листа крупным  жирным шрифтом печатают название работы. Над названием по верхнему краю листа – название учебного учреждения. На строчку выше названия  - Реферат по (название предмета) на тему: под названием справа – работу выполнил ученик (-ца) … класса, строкой ниже учитель:…. На последней строке в центре город и год написания работы.

                     2.     После титульного листа обязательно ставят оглавление с названием глав и нумерацией страниц.

                     3.     Затем следует введениевсе главы по порядку (начинать главы рекомендуется с новой страницы) и заключение.Хочу такой сайт

                     4.     После заключения помещают приложения, пронумерованные в порядке последовательно по тексту работы.

                     5.     Завершает работу список использованной литературы. Не забудьте соблюдать авторские права и указывать все использованные  вами источники.  Сведения, указанные в реферате должны носить научный характер и быть проверяемыми.

Как научиться решать задачи

            Основоположник эвристики Д.Пойа попытался найти общий подход к решению задачи. В своей книге «Как решать задачу»  в виде пословиц и правил он привел рекомендации, которые годятся не только математикам, но и химикам, физикам… Вот некоторые из них:

«Обдумай цель раньше, чем начать…» ( к сожалению, не все считаются с таким хорошим советом и люди начинают вносить предложения, обсуждать и даже бороться за дело, не поняв, какой цели они добиваются).

 « С началом считается глупец, а о конце думает мудрец». ( Если вы не уяснили конечной цели, нетрудно при решении задачи сбиться с пути, а затем и вовсе забросить ее).

 «Мудрый меняет свои решения, а дурак никогда». (Если мы терпим неудачу, приходится пробовать другие средства и другие пути).

 «Подмечай главную возможность». ( Преимущество «знатока» состоит в том, что он всегда начеку и лучше ориентируется в ситуации).

 «Желаемое мы охотно принимаем за действительное». ( Наш план дает лишь общий контур решения. Надо убедиться в том, что детали соответствуют ему, поэтому мы должны внимательно рассмотреть каждую из них одну за другой).

      Общего рецепта для решения любой задачи нет, но целесообразно придерживаться определенной схемы при ее решении.

            Решение задачи всегда следует начинать с анализа условия и составления плана ее решения, при этом определяются:

·        Числовые данные задачи, которые при необходимости приводятся в единую систему единиц (количественная сторона задачи);

·        Перечень веществ и явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности, основные теоретические положения, необходимые для решения задачи (качественная сторона задачи);

·        Соотношения между качественными и количественными данными задачи в виде формул, уравнений, пропорций, законов;

·        Алгоритм решения задачи, т.е. последовательность ее решения, начиная с конечного вопроса задачи до данных по условию.

             Проанализировав задачу и наметив план решения, приступают к его выполнению. Записывают кратко условие задачи, используя общепринятые обозначения и  сокращения. Каждое действие задачи оформляется вопросом, результат вычисляют с необходимой точностью с обозначением единиц. По окончании решения записывается ответ.

         При решении многих задач, особенно с межпредметным содержанием, целесообразно пользоваться справочным материалом (таблицы плотности веществ и растворов, растворимости, ряд электрохимической активности металлов и т.д.).

Выполнение домашних заданий

             В учебной работе полная самостоятельность проявляется в выполнении домашних заданий. Письменные задания нужно выполнять в тот же день, пока все еще свежо в памяти. Это дает возможность сделать их быстро и без напряжения. Теоретический материал учат за день до урока по расписанию.

            Подготовка домашнего задания включает в себя три этапа: организационный, самостоятельная работа и самоконтроль. Первый этап  - это подготовка рабочего места, составление плана работы, второй – выполнение домашних заданий в соответствии с намеченным планом, третий – самоконтроль и исправление ошибок.

Во время приготовления домашнего задания необходимо пользоваться учебником и записями в тетради.

·        Сначала прочитайте про себя или вслух текст учебника медленно, обдумывая каждое слово, обращая внимание на новые слова, термины, а также деля материал на смысловые части.

·        Запишите в тетрадь определения, новые слова и термины. Их нужно хорошо запомнить.

·        Выделите в каждой части главную идею, доказательства, иллюстративные данные, второстепенные положения на отдельном листе бумаги или в тетради.

·        Обратите особое внимание на состав и строение веществ, запись законов, формул, уравнений реакций и их сущность.

·        Если встретились непонятные вопросы и вы не нашли ответ на них в учебнике или в другой литературе, запишите в тетради соответствующую страницу и обратитесь за помощью к товарищу или к учителю.

·        Только после того, как вы хорошо выучили текст учебника, приступайте к выполнению домашних заданий, требующих ответов в письменной форме.

·        Проверьте качество усвоения учебного материала и выполнения письменных заданий и, если обнаружите ошибки, поправьте их.

 Помните, что только регулярнее выполнение домашних заданий, применение и развитие навыков самостоятельной работы гарантируют качественное усвоение учебного материала!

 Успех выполнения домашних заданий зависит от вашей работы на уроках, умения слушать объяснения учителя, вести записи в тетради, задавать вопросы,  а привычка ежедневно готовить домашние задания нормализует нагрузку и позволяет упорядочить свободное время.

Ведение записей в тетради

·        Тетрадь ученика – это зеркало его работы. По ней можно судить об отношении ученика к предмету, об объеме и разносторонности знаний, об умении применять их на практике и даже о некоторых чертах характера ее владельца – аккуратности, исполнительности, внимательности, бережливости и др.

·        Тетрадь нужна на уроках для записи  основных опорных знаний и интересных фактов, вошедших в рассказ учителя, наблюдений за экспериментом, выполнения лабораторных опытов, упражнений, решения экспериментальных и расчетных задач, выполнения домашних заданий.

·        Запись в тетради опорного конспекта или плана урока способствует воспитанию культуры умственного труда, обогащает знаниями, заставляет одновременно работать три вида памяти: слуховую, зрительную и моторную.

·        Выделение заголовков, тем, отдельных пунктов способствует привлечению внимания и быстрому запоминанию материала.

·        Опорные конспекты должны выполняться в тетради на отдельной странице и выделяться четкостью и цветовым оформлением ключевых моментов  (не более двух цветов).

·        В тетради можно записывать общий план изучения технологий и веществ и по пунктам отвечать, дополняя рассказ учителя из параграфов учебника.

·        На полях тетради целесообразно фиксировать вопросы, выносить дополнения и ссылки на учебник и дополнительную литературу.

·        Записи практических работ и лабораторных наблюдений целесообразно заносить в таблицы, что позволяет сократить комментарии к наблюдениям, четко структурировать наблюдения, выделить самое главное и сделать правильные выводы.

·        Записи выполнения домашних заданий ведут четко, аккуратно, разборчивым почерком, избегая по мере возможностей исправлений.

·        Дата записи для удобства выносится на поля.

·        Часто бывает необходимость записать справочные сведения, которые сообщает учитель или вы нашли в других источниках. Такие сведения рекомендуется заносить на последний лист в тетради, чтобы в любой момент их можно было легко найти.

·        Скорость записей в тетради зависит от умения пользоваться приемом сокращения слов, но нужно помнить, что для удобства расшифровки сокращают в основном прилагательные, деепричастия и причастия. Можно сокращать наиболее встречающиеся слова, такие как атом (А), молекула (м-ла), вещество (в-во), реакция (р-ция), производство (пр-во) и др. Используя этот прием, добиваются повышения скорости письма, что пригодится на лекциях.

КАК НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ

Сочинение — вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. (С. И. Ожегов)
КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ:
- вступление;
- основная часть;
- заключение.
Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.
ВСТУПЛЕНИЕ — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. 
Во вступлении может: 
-содержаться ответ на заданный по теме вопрос; 
-представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению абитуриента («как вы понимаете смысл названия…»); 
-содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста; 
-сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («тема судьбы…», «образ героя…»). 
Сочинение — это знание текста, мысли и грамотность. 
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ сочинения представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. 
В основной части следует избегать: 
-пересказа литературного произведения; 
-изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме. 
В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли. 
Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема. 
Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное. 
Заключительная часть должна быть: 
-короткой, но емкой; 
-органически связана с предыдущим изложением. 
В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части. 

Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки. 
Некоторые секреты как написать сочинение и сдать экзамен на «отлично»:
1.Не пытайтесь зазубрить наизусть тексты готовых сочинений, если тема окажется несколько иной, это отрицательно скажется на результате. 
2.Если в первый момент вам показалось, что вы не можете написать сочинение ни по одной из тем, предложенных вам, не впадайте в панику, посидите, успокойтесь. Скорее всего, через некоторое время ситуация уже не будет казаться столь критичной, и вы что-то вспомните. 
3.Если вы сильно волнуетесь и не можете успокоиться, попробуйте сделать следующие дыхательные упражнения: расслабьте руки и ноги, закройте глаза, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 20-30 секунд, затем медленно выдохните, повторите 5-6 раз, пока не успокоитесь. 
4.Попробуйте написать по каждой теме все, что знаете. Затем попробуйте как-либо упорядочить все, что записали. 
5.Внимательно прочитайте все темы, постарайтесь определить точное лексическое значение каждого слова темы, и только затем — общее лексическое значение фразы или высказывания. Продумайте направление развития темы, соотнесите тему сочинения со своими знаниями и решите, сможете вы написать сочинение на эту тему, или же от нее лучше отказаться. 
6.При выборе темы опирайтесь на свои знания и программные произведения. 7.Не старайтесь создать литературный шедевр. Сейчас вам надо доказать, что вы умеете грамотно писать сочинение. 
8.Запишите основные моменты, о которых бы вы хотели сказать в своем сочинении, выстроите их логически — это и будет ваш первоначальный план. Обращайтесь к нему во время написания текста, он поможет вам сохранить логическую линию и, следовательно, раскрыть тему. 
9.Соотнесите объемы вступления, заключения и основной части. Самым большим по размерам должна быть основная часть, вступление — примерно в половину меньше, заключение же — самое небольшое по объему. Помните, что любые «перекосы» с размерами сочинения могут также негативно повлиять на конечный результат. 
10.Не забудьте, что эпиграф — украшение сочинения, но если вы не уверены, подходит ли он, или неточно знаете текст и знаки препинания, лучше не пишите его совсем — за отсутствие эпиграфа оценку никто не снизит. 
11.И самое главное, когда вы собираетесь на экзамен, скажите себе, что вы все можете, что вам все по плечу. 


СОСТАВЛЯЕМ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ

Если вы хотите написать хорошую работу, необходим план. Ведь сочинение без плана хаотично, не продумано, мысль «бродит по кругу». Значит, нужно научиться правильно, грамотно оформить план. А это не так просто.
        Составить план сочинения — значит разбить его на фрагменты (части текста), мысленно выделив основные этапы пути, по которым будет развиваться ваша мысль. Каждый такой фрагмент — это микротекст, который может быть равен одному абзацу, а может состоять из нескольких. Каждый микротекст будет соответствовать пункту плана. Важно, чтобы он был объединен главной мыслью, имеющей в его границах свое начало, развитие и завершение.
        В качестве названия в план выносятся, как правило, не отдельные слова и не предложения, а развернутые словосочетания. Отдельные слова — слишком «узки», конкретны, главную мысль или тему ими передать довольно трудно. Но и сложные предложения не подходят, потому что представляют уже законченную, завершенную мысль. Все, что хотели сказать, — сказано. Именно словосочетание более подходит для плана. Оно представляет собой некое смысловое единство, несущее информацию в свернутом виде. А в самом сочинении эта информация «разворачивается», мысль раскрывается. 
         Но возможны и формулировки в виде вопросов, на которые в работе даются ответы.
          Важно помнить, что план несет информацию о том, как построено ваше сочинение. Конкретную информацию о содержании каждой его части. Сочинение должно «просматриваться» через план. 
Любое сочинение состоит из трех частей.
I. Вступление.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов). 
III. Заключение.
          Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не являются названиями пунктов плана. Они не должны быть прописаны в плане. 
          Вступление, как правило, намечает основную мысль, задает тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем.
          Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений. 
          Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки. 
Например, план может выглядеть так:
Сочинение
Свет и тени натуры Обломова
(По роману И. А. Гончарова «Обломов»)
План: 
I. Обломов — сложный человек.
II. Положительные и отрицательные черты в характере 
героя романа И. А. Гончарова.
1. Тени натуры Обломова:
1.1. барин — ленивец;
1.2. раб самому себе;
1.3. Обломов и Захар.
2. Пустые мечтания.
3. Светлые стороны натуры Обломова:
3.1. доброта души;
3.2. любовь к детям;
3.3. любовь к Ольге.
4. Обломов — поэт в душе.
III. Обломов — живой, реальный человек.
      План сочинения должен соответствовать теме, быть логически последовательным. 
       Помните: план вы составляете в первую очередь для себя! 
И хотя в чистовике план у вас могут и не потребовать, на черновике его лучше составить — он поможет вам организовать мысли, отобрать необходимый материал, отбросить ненужное.

КАК КАЧЕСТВЕННО СДЕЛАТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1.Подготовка
        Для начала выложите все учебники и тетради, которые вам понадобятся. Ручки, карандаши, линейки и т.п. должны быть под рукой. Начинайте с письменных заданий, от легкого до сложного (это нужно для разминки мозга). Вообще нужно стараться делать задания в тот день, в который его задавали. Это очень удобно и практично.
2.Письменные задания
        Внимательно читайте задачу. Не думайте о компьютере, прогулках, девчонках (парнях)-это отвлекает от задачи, и вы теряете ценное время. В уме продумайте все ваши записи, и только после этого начинайте писать. Не вскакивайте с криком “Я знаю!”, все обдумайте, так как иногда вы думаете неправильно.
3.Устные
       Допустим, вам нужно прочитать какой-то параграф. Открываем учебник, находим нужный пункт. Сосредоточьтесь на материале и вдумывайтесь в каждое слово. Поверьте, на следующем уроке это вам очень поможет!
А лучше всего внимательно слушать на уроках, и тогда не придется читать скучные учебники!
4.Проверка
        После окончания работы проверьте свою работу. Вы можете найти очень много “интересного”. Теперь, когда все проверено, можете с чистой душой идти гулять!!!

КАК БЫСТРО ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ

1. Чтобы быстро выучить стих, читать его надо вслух. Сделайте это 2-3 раза.
2. При чтении постарайтесь выстраивать ассоциации, представить ситуацию, показанную в стихотворении. После этого у вас уже что-то отложится в голове.
3.Теперь прочтите стихотворение ещё раз, уже медленно, стараясь запомнить именно слова, то есть их форму, время и т.д.
4.Перепишите стихотворение на бумагу, это подключит ещё один вид памяти. Во время переписывания также проговаривайте его вслух. Не пропускайте этот шаг, он позволит выучить стих быстрее.
5.В целях упрощения запоминания вы можете разбить каждый отдельный столбик стиха ещё на несколько.
6.Теперь переходим непосредственно к процессу заучивания. Учите стих только по той бумаге, на которую переписали его. Прочтите несколько раз первую строчку, повторите вслух, не смотря на лист. Затем прочтите первую и вторую строчку вместе, повторите вслух. Затем первую, вторую и третью… И так далее. Каждый раз добавляйте по строчке. Но совсем необязательно учить стихотворение полностью таким образом. Можете начинать новый “цикл” после каждых 4-8 строк.
7. Часто случается так, что какое-то место в стихотворении никак не поддаётся, чаще всего это происходит именно на “стыке” циклов. Напишите на руке шпаргалку со словом, с которого начинается цикл, начало которого вы никак не можете запомнить.
8. Подобным способом нетренированный человек может выучить до страницы текста за один час. Но если время вас всё же не поджимает, начните заучивание перед сном за 2 дня до сдачи стихотворения. Уделите ему 20 минут перед сном в этот день и час перед сном в следующий. Ночью у человека происходит переосмысление выученного, и стихотворение будет отскакивать от зубов.

 ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПИСЬМЕННЫХ ЗАДАНИЙ

1. Повтори теоретический материал предыдущего параграфа, повтори правила.
2. Выучи теоретический материал урока, который необходимо подготовить.
3. Убедись, что разобрался в нем, а не просто механически заучил.
4. Прочитай внимательно условие письменного задания, если не понял условие, обратись за разъяснениями к учителю, консультанту.
5. Вспомни рекомендации учителя по выполнению письменного задания.
6. Приступи к выполнению письменного задания.
7. Внимательно проверь, правильно ли ты его выполнил, следовал ли необходимым требованиям, правилам.

СОВЕТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ

1.Если позволяет время, нудно стремиться сделать повторение распределенным во времени, а не концентрированным. Именно поэтому лучше всего начинать повторение за несколько месяцев до экзамена. Если ученик повторит материал дважды, раз, допустим, в апреле и раз перед экзаменами, то это даст более высокий результат, чем при повторении накануне экзаменов.

2.Следует стремиться, пусть не очень подробно, пусть один раз, но повторить все разделы программы, а не идти на экзамены, зная какие-то разделы блестяще, а в другие не успев заглянуть.
3.Повторять лучше, не заглядывая в книгу, стараться припомнить нужное содержание, составлять при этом план ответа (можно записать), потом проверить себя по учебнику.
4.Изготовление шпаргалок (не подготовка, а игра в подготовку). Формально это повторение, но эффективность его чрезвычайно низкая. Во всяком случае, тех часов и дней, которые нужны, чтобы выбрать нужный материал из учебника, переписать его бисерным почерком и изощриться в разных хитрых устройствах для использования, вполне хватит для того, чтобы повторить материал несколько раз. Важно и то, что ученик, готовящий шпаргалки не тренирует память, сообразительность, логическое мышление, которые нужны для того, чтобы сориентироваться по ходу ответа, внести нужные коррективы. (Думать по ходу ответа, а не только при его подготовке).
5.Во время перерывов нельзя подвергать себя сильным внешним воздействиям (телепередачи, музыка). Лучше спокойно погулять на свежем воздухе, выполнить лёгкую физическую работу. Последующее за восприятием изучаемого материала сильное раздражение вызывает в мозге появление нового очага возбуждения, приводящего к затормаживанию только что сформированных нервных связей.
6.Питание должно быть полноценным, регулярным (важно, чтобы в крови поддерживался нормальный уровень сахара), а не перекусывание.
7.Обеспечить удобное, спокойное место для работы. Необходимо менять положение тела.
8.Ночь (особенно с 2 до 5 часов) надо использовать для сна. Иначе пострадают и продуктивность работы, и настроение. На ночь при волнении можно принять успокоительное, но не транквилизаторы в день экзамена.

КАК РЕЦЕНЗИРОВАТЬ ОТВЕТ

Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям:
1.Полнота и правильность изложения сообщения, выводов, терминов.
2.Последовательность и краткость изложения.
3.Использование и объяснение понятий.
4.Отметь речевые ошибки (ненужные повторы, длинные паузы, бедность речи).
5.Учитывая замечания, объективно оцени ответ. Постарайся сначала отметить положительные черты, а потом недостатки.

КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН ОТВЕТА

1. Внимательно прочитай текст.
2. Раздели его на части, выдели в каждой части главную мысль.
3. Озаглавь части.
4. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.
5. Проверь, все ли основные идеи нашли отражение в плане.

КАК НУЖНО КОНСПЕКТИРОВАТЬ

Конспект – это изложение основного содержания текста с выделением наиболее значимых и интересных положений.
1. Перед конспектированием необходимо тщательно изучить конспектируемое произведение.
2. Конспектированию предшествует составление плана.
3. В начале конспекта необходимо точно указать фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания.
4. Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы указывается точно.
5. Изложение текста дается, сжато, но основные мысли и аргументы записываются подробно.
6. В конспекте можете использовать цитаты.
7. При оформлении конспекта используйте подчеркивания, условные знаки, пометки на полях, они помогут вам в работе.

УЧИСЬ ПРАВИЛЬНО НАБЛЮДАТЬ

1.Осмысли цель наблюдения.
2.Уточни предмет наблюдения.
3.Разработай план наблюдения.
4.Определи форму записи наблюдаемых явлений (в процессе наблюдения или сразу после его окончания).
5.Наблюдение повтори два-три раза с целью повышения его объективности.
6.При описании наблюдаемых явлений обрати внимание на то, как они протекали во времени и при каких условиях.
7.Помни, что цель описания явлений — выявить наиболее точно и полно их признаки.
8.При описании результатов наблюдений обрати внимание на то, что существенно новое было обнаружено и что общего с ранее известным.
9.Полученные результаты оформи в виде письменного отчета или графически (в виде рисунков, схем).

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА И НАБЛЮДЕНИЯ

Эксперимент — научный опыт, попытка сделать, предпринять что-либо.
I. Сформулируй цель проведения эксперимента (наблюдения).
1.Сделай предположение о возможных результатах, сформулируй гипотезу.
2.Выясни связи объекта, выбранного для наблюдения, с другими, уже изученными объектами.
II.Спланируй проведение эксперимента (наблюдения).
1.Выясни, какие условия, материалы необходимы для этого.
2.Составь мысленно схему его проведения.
3.Выбери самый оптимальный способ фиксирования результатов.
III.Проведи эксперимент (наблюдение).
1.Последовательно осуществи все этапы эксперимента.
2.Проведи необходимые измерения, зарисовки, запиши результаты.
3.Проверь точность полученных результатов.
IV.Обработай полученные результаты.
1.Сравни полученный результат с выдвинутой ранее гипотезой.
2.Сформулируй вывод.
3.Объясни, что доказывает данный эксперимент, свяжи его с изученными явлениями, теориями, законами.

УЧИСЬ ПРОВОДИТЬ ОБОБЩЕНИЕ

Обобщение — мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.
Порядок обобщения:
1.Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.
2.Определи их сходство.
3.Установи связь между ними.
4.Сформулируй общий вывод.

УЧИСЬ ПРОВОДИТЬ СИНТЕЗ

Синтез — мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
1.Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?
2.Для ответа на этот вопрос проведи подробный анализ изучаемых явлений.
3.Найди связи между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные сведения.

УЧИСЬ ПРОВОДИТЬ АНАЛИЗ

Анализ — процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.
Порядок анализа:
1.Мысленно расчлени объект, предмет, явление на отдельные составные части, определенное функциональное значение.
2.Постарайся обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета.
3.Подумай о причинах такого разделения на блоки.

УЧИСЬ ПРОВОДИТЬ СРАВНЕНИЕ

Сравнить — поставив рядом, сопоставить для установления сходства и различия.
Порядок сравнения:
1.Найди ответ на вопрос: кто такой, что такое?
2.Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство.
3.Выдели существенные признаки каждого предмета.
4.Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам.
5.Выясни все признаки сходства и различия объектов.
6.Найди и объясни причины сходства и различия.
7.Сделай вывод о схожести и различиях.

НАУЧИСЬ РАЗЪЯСНЯТЬ ЗАКОН

Закон — связь и взаимозависимость каких-либо явлений объективной действительности.
1.Выяви, между какими явлениями или величинами устанавливает связь данный закон.
2.Опиши пути открытия закона.
3.Приведи формулировку закона.
4.Попытайся записать его в символической форме или через математическое выражение.
5.Приведи доказательства в пользу существования закона.
6. Назови области практического применения данного закона.

УЧИСЬ РАЗЪЯСНЯТЬ ТЕОРИЮ

Теория — учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления.
1.Выяви, какие факты, наблюдения послужили основанием для формулирования теории.
2.Назови основные понятия, положения теории.
3.Определи круг явлений, объясняемых данной теорией.
4.Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказательством правильности теории.
5.Назови области практического применения данной теории.

ОБЩИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ЯВЛЕНИЯ

Явление — то, в чем сказывается, обнаруживается сущность, а также вообще всякое проявление чего-либо.
1.Внешние признаки явления.
2.Условия, при которых оно обнаруживается.
3.Сущность явления и механизм протекания.
4.Связь с другими явлениями.
5.Количественная характеристика (может и не быть).
6.Использование в практике.

УЧИСЬ РАБОТАТЬ НАД ПОНЯТИЕМ

Понятие — логически оформленная мысль о предмете.
Последовательность действий:
1.Назови рассматриваемое понятие, дай его определение.
2.Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.
3.Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.
4.Попробуй связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин.
5.Употребляя данное понятие, составь небольшой рассказ.

УЧИСЬ ПРАВИЛЬНО ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ

1.Чтобы научиться грамотно говорить, надо научиться читать и слушать.
2.Читая, не только вникай в смысл написанного, но и постарайся увидеть, услышать, понять и запомнить художественные особенности языка, речевые обороты.
3.Накоплению активного запаса слое поможет специальная работа: заведи словарь для записи новых слов, тренируй себя в их запоминании и произнесении, подбирай к словам антонимы и синонимы, изучай слова, употребляемые в переносном смысле.
4.Стремись не только понять смысл речи оратора, но и запоминай приемы ее построения.
5.Следи за тем, чтобы в рассказе не встречались слова-паразиты, не допускай ненужных повторов — это обедняет речь.
6.Следи за построением предложений, избегай особенно сложных конструкций.
7.Ежедневно читай вслух по 15—20 мин, вникай в смысл текста, определяй, где нужно сделать ударение, паузу, какой оттенок придать речи.

ПРАВИЛА ЗАПОМИНАНИЯ

1.Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на запоминание.
2.Старайся понять основной смысл излагаемого материала, иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем логическая.
3.Удели особое внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая последовательность его изложения.
4.Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который запоминать не надо.
5.Произнеси несколько раз новые слова, даты.
6.Проговори вслух формулировки выводов, законов.
7.Воспроизведи весь материал по плану.

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕФЕРАТ

Реферат — краткое изложение содержания книг, статей и т. п.
1.Подбери литературу по изучаемой теме, познакомься с ее содержанием.
2.Пользуясь закладками, отметь наиболее существенные места или сделай выписки.
3.Составь план реферата.
4.Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и составленный план, напиши реферат, в заключении которого обязательно вырази свое отношение к излагаемой теме и ее содержанию.
5.Прочитай текст и отредактируй его.
6.Правильно оформи реферат (на титульном листе укажи тему реферата, сведения о себе; текст пиши на одной стороне машинописного листа, начни с плана, не забудь оставить широкие поля, не пользуйся сокращениями, в конце реферата приведи список литературы, укажи автора книги, ее название, издательство, год, оставь два чистых листа для написания рецензии).

КАК СОСТАВИТЬ ТЕЗИСЫ

Тезис — положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.
1.Познакомься с содержанием материала, обрати внимание на шрифтовые выделения, эта подсказка тебе поможет в работе.
2.Разбей текст на смысловые блоки (с помощью плана или отчеркиванием).
3.Определи главную мысль каждой части (можно подчеркиванием).
4.Осмысли суть выделенного, сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте.
5.Тезисы пронумеруй — это позволит сохранить логику авторских суждений.
6.Отделяй пробельной строкой один тезис от другого — это облегчит последующую работу с ними.

аждый пункт плана, выбери разумную и эффективную форму записи.
3.Сформулируй и запиши вывод.

КАК СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ

Конспект — краткое изложение или краткая запись содержания.
Виды конспектов: план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схематический.
Основные требования к написанию конспекта:
системность и логичность изложения материала,
краткость,
убедительность и доказательность.
Этапы конспектирования:
1.Прочитай текст, отметь в нем новые слова, непонятные места, имена, даты; составь перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составь простой план.
2.Выясни в словаре значение новых непонятных слов, выпиши их в тетрадь.
3.Вторичное чтение сочетай с записью основных мыслей автора и их иллюстраций. Запись веди своими словами, не переписывай текст статьи. Стремись к краткости, пользуйся правилами записи текста.
4.Прочитай конспект еще раз, доработай его.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ

Это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала темы.
Характеристика конспекта: он может быть обзорным и хронологическим; учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекать имеющиеся знания и личный опыт; используется в процессе работы над докладом, сообщением, рефератом.
Этапы работы:
1.Изучи несколько источников и сделай из них выборку материала по определенной теме или хронологии.
2.Мысленно оформи прочитанный материал в виде плана.
3.Пользуясь этим планом, коротко, своими словами изложи осознанный материал.

СВОБОДНЫЙ КОНСПЕКТ

Это сочетание выписок, цитат, тезисов.
Характеристика конспекта: он требует серьезных усилий при составлении; в высшей степени способствует усвоению материала, требует умения активного использования всех типов записей: планов, тезисов, выписок.
Этапы работы:
1.Используя имеющиеся источники, выбери материал по интересующей теме, изучи его и глубоко осмысли.
2.Сделай необходимые выписки основных мыслей, цитат, составь тезисы.
3.Используя подготовленный материал, сформулируй основные положения по теме.

ТЕКСТУАЛЬНЫЙ (ЦИТАТНЫЙ) КОНСПЕКТ

Это конспект, созданный из отрывков подлинника — цитат.
Характеристика конспекта: строится из высказываний автора, из изложенных им фактов; используется для работы с первоисточником; к нему можно обращаться неоднократно. Однако он не способствует активной мыслительной работе, как правило, служит только иллюстрацией к изучаемой теме.
Этапы работы:
1.Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те цитаты, которые войдут в конспект.
2.Пользуясь правилами сокращения цитат, выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:
1).... (цитата);
.... (цитата);
.... (вывод).
2)основные вопросы; доказательства (цитаты); выводы.
3.Прочти написанный текст, сверь его с оригиналом.
4.Сделай общий вывод.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного.
Характеристика конспекта: краток, прост, быстро составляется и запоминается; учит выбирать главное, четко и логично излагать мысли, дает возможность усвоить материал еще в процессе его изучения. Все это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание материала.
1.Составь план прочитанного текста или воспользуйся готовым.
2.Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную форму записи.
3.Сформулируй и запиши вывод. 

КАК ДЕЛАТЬ ВЫПИСКИ

Выписать — найдя в источнике нужную мысль, списать ее, записать.
1.Вчитайся в название статьи, осмысли его.
2.Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай основные мысли.
3.Стремись к краткости записи.
4.Отделяй одну мысль от другой.
5.Закончив работу, выпиши все данные источника.

ПРАВИЛА ЗАПИСИ ТЕКСТА

1.Запись должна быть компактной, убористой, чтобы на странице уместилось как можно больше текста — это улучшает его обозреваемость.
2.В тексте необходимо применять выделения и разграничения:
- подчеркивание и отчеркивание (для выделения заголовков и подзаголовков, выводов, отделения одной темы от другой). В процессе первой записи выделения лучше делать чернилами, которыми написан весь текст; вторичное выделение можно делать другим цветом (при этом только не следует превращать текст в пестрые картинки);
- отступы (для обозначения абзацев и пунктов плана);
- пробельные строки (для отделения одной мысли от другой);
- нумерацию;
- выделение текста с помощью рамки (обычно в рамки заключают определения, формулы, правила, законы).
Со временем у вас выработается своя система выделений.
3.При записи текста необходимо пользоваться сокращениями.

УЧИСЬ ВЕСТИ ЗАПИСИ С ГОЛОСА

1.Не начинай записывать материал с первых слов учителя, сначала выслушай высказываемую им мысль до конца и пойми ее.
2.Приступай к записи в тот момент, когда учитель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.
3.Не старайся писать дословно (при этом чаще теряется главная мысль, такую запись трудно вести), отбрасывай второстепенные слова, те, без которых не теряется главный смысл.
4.Сокращай слова, некоторые из них обозначай значками. После сокращений оставляй место, чтобы закончить запись дома.
5.Старайся писать быстро (не менее 120 букв в минуту).
6.Если в лекции встречаются непонятные места — оставь место в тетради, после урока уточни их у учителя и запиши.
7.Используй общие правила написания конспекта (соблюдай отступы, делай выделения и т. д.).
8.В ближайшие дни обработай текст конспекта: выправь стиль, расставь знаки препинания, допиши текст, подчеркни главное и т. д.

УЧИСЬ СЛУШАТЬ

1. Приведи в порядок рабочее место — пусть ничто не отвлекает внимание.
2. Настройся на восприятие материала, прими удобную позу. Помни: когда расслаблено тело, расслабляется и внимание.
3. Вникни в формулировку темы лекции, новой темы.
4. Осознай поставленную цель.
5. Изучи план лекции.
6. Обращай внимание на интонацию изложения материала учителем, следи за повторами в его рассказе — таким образом учитель выделяет главные, существенные мысли.
7. Старайся представить услышанное.
8. Сопоставляй услышанное с уже имеющимися знаниями.
9. Выдели основные мысли, положения, объедини их вокруг темы.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».