Говорящие предметы

28.03.2023

Говорящие предметы

 

(музейный урок для обучающихся начальных классов)

 

  Кобыльникова Наталья Владимировна,  руководитель музея «Родник»

 

Вид занятия: занятие работа с музейными предметами.

Форма занятия: урок - посиделки.

Цель:    познакомить    обучающихся     с     музейной    экспозицией    предметов крестьянского быта Нижнетавдинского района Тюменской области.

Задачи:

-      воспитание уважения к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям;

-  привитие бережного отношения к памятникам истории и культуры;

-развитие познавательной и творческой активности обучающихся, образного восприятия истории;

-  развитие образного мышления;

-  воспитание музейной культуры;

-  обучение навыкам коллективной работы.

Методы и приѐмы:

Объяснение,    беседа,    вопросно-ответный    метод,    демонстрация    музейных предметов, наглядный метод, погружение в прошлое.

Оборудование: сундук, кринка, лапти, деревянные ложки, гребень, льняное полотенце, кукла в русском народном костюме, самовар, самопряха.

План занятия:

1.      Организационный момент.

2.      Основная часть занятия проведение посиделок.

3.      Практическое задание.

4.      Рефлексия.

5.      Подведение итогов.

 

Ход занятия:

Педагог: Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами совершим небольшое путешествие. Путешествие в прошлое. А прошлое особая страна. И всѐ в нѐм необычно.

Чем дальше в будущее входим,


Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть прошлому принадлежим.

Мы попробуем представить, как жили предки, чем был наполнен их дом. А помогут нам в этом музейные экспонаты. Итак, я приглашаю вас на посиделки

«Говорящие предметы».

Человек издавна стремился украсить своѐ жилище и всѐ, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только об еѐ практическом назначении, но и не забывал о красоте. Из самых разных материалов дерева, металла, камня, глины создавались истинные произведения декоративно-прикладного искусства.

Но многое забыли, растеряли. Давайте собирать по крохам то, что уцелело. И как же нам пригодится для этого старый бабушкин сундук! Сколько интересного может рассказать нам его содержимое!

Мы чуем с предками родство. Их золотое мастерство

К потомкам славным перешло.

А теперь, ребята, рассмотрим первый экспонат, о чѐм он нам может поведать?

(из сундука обучающийся достаѐт глиняную корчажку)

Глина один из первых природных материалов, который привлѐк к себе внимание человека ещѐ в древнейшие времена. И можно предположить, что самым первым творческим решением «глиняной композиции» мог быть бесформенный ком глины.

Почти в каждой деревне некогда творили искусные гончары, настолько популярным было это древнее искусство. Не зря подмечено: деревня без гончара, что колодец без ведра вода хоть и рядышком, да не напиться. Быть может, именно поэтому изобретение глиняного сосуда стало для древних людей открытием, ничуть не меньшим, чем сам огонь, породивший керамику.

Ребята, не задумывались ли вы над тем, почему обычный кувшин для молока всегда имеет широкую горловину, в то время как у других сосудов, предназначенных для кваса или мѐда, горлышки чаще всего узкие?

(ответы обучающихся)

Действительно, секрет прост. Молоко, в отличие от других жидкостей образует на стенках корчажки нерастворимые осадки. Удалить их можно только с помощью щетки, значит, горловина должна быть такой, что бы проходила рука человека.


Педагог: Итак, переходим к следующим экспонатам (из сундука обучающийся достаѐт гребень и ложки).Хочу такой сайт

Дерево было самым доступным и любимым материалом мастера. К чему бы ни прикасались крестьянские руки – к сохе, к прялке, к наличнику – всему придавали красоту, затейливый узор, плавность линий.

Из дерева делали всѐ – мебель, корзины, ступу, сани, колыбель для ребѐнка. Вырезали красивые солонки в виде коней, птиц, миски, и, конечно же, ложки. Деревянные ложки необыкновенно удобны: и черенок по руке и не обожжѐшься.

Самым древним аксессуаром для волос является гребень. На Руси издревле носили длинные волосы и бороды, а женщины - косы, для расчесывания которых использовали именно гребни. В старые времена гребни были только деревянные. Русские красавицы расчѐсывали косы простыми редкозубыми деревянными гребнями, смоченными в отварах череды и чистотела.

Но это, конечно же, не все предметы из дерева, которые были в обиходе в старину. Обратите внимание на представленные в нашем музее самопрялки, которые особенно почитались у русского крестьянина. Прядение и ткачество были одними из основных занятий русских женщин. Нужно было наткать ткани, что бы одеть всю большую семью, украсить дом полотенцами и скатертями. Не случайно, поэтому, прялка была традиционным подарком у крестьян, прялки с любовью хранились и передавались по наследству. По старому обычаю парень, посватавшийся к девушке, дарил ей прялку собственной работы. Чем прялка наряднее, чем искуснее вырезана и расписана, тем больше чести жениху.

Долгими зимними вечерами собирались девушки на посиделки, приносили прялки, работали да хвастались жениховыми подарками.

Педагог: (из сундука обучающийся достаѐт полотенце).

Нарядные полотенца на протяжении многих веков – с поры язычества и почти до наших дней слыли в славянской культуре, пожалуй, самыми     популярными

«оберегами». Они сопровождали, «оберегали» человека на протяжении всей его жизни

от рождения до смерти.

В народе издавна считают: хлеб всему голова! А вторым после хлеба по значению считался на Руси лѐн. «Хлеб насущный, а лѐн всемогущий», подмечено в земледельческом фольклоре.

Лѐн кормил, согревал, лечил, одевал земледельцев. В славянской культуре известно свыше 300 изделий изо льна. Длинные льняные волокна - прекрасный материал для пряжи. Льняное полотно, вытканное даже по древнейшим технологиям,


обладало удивительной прочностью. А сколько тѐплых, ласковых народных песен посвящено льну.

В некоторых среднерусских деревнях и поныне благословляют льняно-ткаными полотенцами «первые хлеба» нового урожая, вспаханное под озимые поле. В ритуальные полотенца пеленают новорожденных. С узорно ткаными холстами отмечаются многие народные праздники. Древние «обереги» славян, хотя и давно уже утратили своѐ былое ритуальное культовое значение, остаются образцом искусного мастерства.

Педагог: (из сундука достаѐт куклу в русском народном костюме).

Русский народный костюм. Он – целостное произведение народного искусства, художественный ансамбль, в котором гармонично согласованы между собой все элементы одежды: украшения, обувь, причѐска головной убор.

Одежду в каждом крестьянском хозяйстве создавали из природного сырья: меха, кожи, шерсти, льна, конопли и лыка. В деревнях женщины ткали льняные, конопляные ткани, которые назывались «холстиной», «холстом». «Соха кормит, а веретено одевает» - говорили в народе. «Не напрядешь зимою – нечего будет ткать летом». «Не ленись ткать хорошо оденешься» - гласят народные поговорки.

Изо льна ткался грубый и тонкий суровый и отбеленный холст. На рабочую одежду шло грубое суровое полотно.

Педагог: Вам задание, ребята! Нарисован сундук, в котором находятся различные предметы женской одежды. Правильно составив слова, вы узнаете, что не относится к женской одежде.

ВАНЁПО (понѐва) РОСОКА (сорока) БАРУХА (рубаха) СОЯП (пояс)

КОШНИКОК (кокошник) РОПЫТ (порты)

(порты мужские штаны)

Педагог: (из сундука обучающийся достаѐт лапти).

До начала XX века в крестьянской среде сохранилась плетѐная лыковая обувь – лапти, которые носили все – женщины, мужчины, дети. В хороший день мастер мог сплести до 10 пар лаптей.

Лапти различались по способам плетения прямое, косое, смешанное и по форме закрытое, полузакрытое и назывались «рачки»,     «ходоки»,     «ступни»,

«бахилы». В  зависимости от полос лыка, применявшихся для плетения лаптей,  их


называли «пятериками», «шестириками», «семериками». В тех местах, где липы и вяза не было, лапти плели из коры ивы – «ивняки», берѐзы – «берестянки», дуба – «дубачи», а так же из соломы, осоки, камыша. Для дома и летних полевых работ плели верѐвочные лапти – «чуни». Что бы укрепить и утеплить лапти, их «подковыривали» конопляной верѐвкой.

Лапти надевали на обѐртки из ткани «онучи» и привязывали к ноге «оборами»

-        узкими кожанами ремешками или верѐвочками. Лапти, сплетѐнные из семи лык, называли «семирики». Такие лапти жених дарил невесте перед свадьбой. Их ещѐ называли «ладанками». По старым поверьям они помогали ладить между собой будущим супругам. «Лапти плесть – раз в сутки есть. Старые ковырять – с голоду помирать» - любил повторять Пѐтр I. Уж он – то знал цену умению делать что – либо своими руками.

Педагог: А сейчас отгадайте загадки.

1.  Кит шумит и в бок вода льѐтся.

2.  И кипит и шипит и в дырочку вода льѐтся, а станешь пить жжѐтся.

3.  Огонь да вода, посередине труба.

4.  Медный бес на стол залез.

(ответ самовар)

Да, это самовар. В народе говорили: «Испокон веков недаром Русь славна и самоваром». На Руси чай стал известен с конца XVII столетия. Тогда в зажиточных домах его пили как лекарство. Только в XVIII веке чай стал распространяться по всей России. Именно тогда, в 40-е годы, на уральском заводе Демидовых и были изготовлены первые самовары, которые стали неотъемлемой частью русского быта. Удивительно разнообразны форма, украшения и размеры этих непременных спутников русского чаепития. Это самовары дорожные и трактирные, «чайники», «кофейники»,

«кухни», «бульотки». В XIX веке – начале XX века были популярны самовары типа рюмки, банки, шара. Их изготавливали не только из латуни, меди, но и из стали, чугуна, бронзы и даже серебра.

Педагог: Вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие, и закончить наши посиделки мне хотелось бы строками из книги Евгения Осетрова «Живая древняя Русь»: «Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквях, думать о значении волнистой линии орнамента? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, донца прялок, расписанные пѐстрыми красками, вальки, украшенные загадочными геометрическими узорами?»

Итак, как вы думаете, стоит ли? (ответы детей)


Мы с вами познакомились с самыми распространѐнными предметами крестьянского быта. Практически все они исчезли из нашего повседневного обихода, но приходя в музей, мы можем погрузиться в прошлое и представить, глядя на экспонаты, что окружало наших предков, и было в их обиходе.

Спасибо за внимание! Будем рады видеть вас в нашем музее! До новых встреч!

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».