28.03.2023
Филиал
МАОУ «ВЕЛИЖАНСКАЯ СОШ»-«СОШ д. НОВОПОКРОВКА»
План
конспект музейного урока
Подготовила
и провела
учитель
истории и обществознания
Гимранова
Р.Р.
Музейный урок «Путешествие в
прошлое»
Цель:
формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к
иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и
культуры.
Задачи:
формировать
устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;
развивать
способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
формировать
уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных
ценностей;
развивать
потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения
культурного наследия разных эпох и народов.
Ход
1.Орг.
Момент
Придумано
кем-то просто и мудро,
При
встрече здороваться «Доброе утро!»
«Доброе
утро деревьям и птицам,
Доброе
утро улыбчивым лицам!»
И каждый
становится добрым, доверчивым,
И доброе
утро длится до вечера
2.Введение
в тему
Здравствуйте
ребята, сегодня у нас не простой урок, а волшебный, но для того чтобы
приступить к уроку вам нужно послушать и отгадать загадку:
По дороге,
за калиткой
Разноцветные
Кибитки
Друг за
дружкою бегут.
Их
светофоры стерегут.
(машина)
-Ребята, а
скажите мне ,пожалуйста, какая сказочная машина, помогает человеку заглянуть в
другую страну, в другое время?
-
Правильно, машина времени. Представьте эту машину. (Выслушиваются ответы детей)
-
Представили? Машины готовы отправить вас в дорогу? К каким последствиям может
привести малейшая неисправность? (Ответы детей)
- Можно
заблудиться во времени, превратиться в вечного странника, оказаться в окружении
непонятных вещей, людей, говорящих на непонятном языке, верящих в неведомых
богов.
Существует
ли машина времени в действительности? Для осуществления своей мечты люди
придумали все-таки «машину времени». Она есть почти в каждом городе. Мы часто
становимся «пассажирами» этой удивительной «машины». Угадайте, что это за
«машина» по следующим признакам:
Она похожа
на дом, но дом необычный.
В «машине»
нужно соблюдать особые правила поведения: вести себя тихо, быть внимательным,
осторожным, чтобы не мешать другим и не сбиться с пути.
Двигателем
этой «машины» являются редкие вещи, произведения искусства, уникальные создания
природы и многое другое.
Управляют
ею люди, профессии которых связаны с культурным наследием, с ценностями
культуры.
- Кто
догадался, что это за «машина»?
3. Работа
по теме
Да, это
музей.
Музей -
это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием
памятников материальной и духовной культуры, а также просветительской
деятельностью.
Слово
"музей" образовано от слова "муза". У древнегреческого бога
Зевса было 9 дочерей, 9 муз (муза - от греч. "муса" - мыслящие), которые
покровительствовали наукам и искусствам: Мельпомена - муза трагедии, Талия
-муза комедии, Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато
-муза любовных песен, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания
-муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Богини обычно выступали
под водительством покровителя искусств Аполлона, получившего от богов второе
имя Мусагет. Поэтому "музей" - это "храм искусств" т. е.
мусейон. Мусейоны были центрами духовной жизни древних греков, здесь собирались
на ученые диспуты и состязания философы, поэты, певцы, музыканты.
В музее
много старинных вещей, хранятся вещи из разных стран, они рассказывают о жизни
в прошлом. Отправиться в увлекательное путешествие может тот человек, который
понимает безмолвный язык вещей.
- Какие
бывают музеи? Как вы думаете, что бы ответили сами музеи на вопрос: «Что может
храниться в ваших стенах?»
Варианты
ответов. Одежда, домашняя утварь, машины, музыкальные инструменты, останки
древних животных и растений, технические изобретения, картины, произведения
искусства и т.д.
На
сегодняшний день принято выделять следующие типы музеев:
художественные,
исторические,
естественнонаучные,
технические,
литературные,
мемориальные,
краеведческие.
Музейные
экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого
времени.
Музейным
экспонатом или музейной ценностью может стать:
любой
предмет из окружающего мира, если он помогает представить время, в которое
создан и «жил»,
уникальное
создание природы,
предмет,
хранящий память о выдающемся человеке или событии,
прекрасное
творение рук человеческих (техническое сооружение, картина, скульптура, парк).
Коллекция
музейных экспонатов может рассказать нам больше, чем одна вещь о своем времени,
владельцах.
В музее
есть подлинные экспонаты и копии экспонатов.
Подлинник
– это вещь, свидетельство эпохи.
Копия во
всем похожа на подлинник. Копия необходима музею, если подлинник нельзя держать
на свету, на открытом воздухе, если она заменяет утраченную часть ветхого
подлинника. Поэтому в музеях рядом с экспонатом указано, подлинная ли она. Но
даже самая точная копия не может заменить подлинную вещь.
Почему
вещи попадают в музей?
Причины:
Красота
- родная,
русская,
- чужая,
иноземная.
Память
- о важном
событии,
- о
великом или ужасном человеке,
- об
обычаях, образе жизни
-
иноземных.
Мастерство
(технический прогресс)
- русское,
-
иноземное.
Древность.
Диковинка,
редкость (раритет).
Реликвия
(всеми почитаемая вещь, вещь-символ).
Часть
коллекции.
Вещь,
воскресшая под рукой реставратора.
Сегодня я
хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в наш школьный музей. Но прежде
чем отправиться в путешествие нужно пройти испытание, вам необходимо ответить
на мои вопросы:
1. Как
называется предмет, выставленный в музее для показа посетителям? (Экспонат. )
2. Как
называют человека, который восстанавливает первоначальный вид предмета старины.
(Реставратор. )
3. Что
такое подлинник, копия и репродукция картины? (Настоящая картина, выполненная
автором; списанная в точности картина; воспроизведение картины типографским
способом.
4.
Специалист, дающий пояснения посетителям музея. (Экскурсовод. )
Итак, вы
молодцы, приступаем к путешествию
Остановка
1.
Название
нашей остановки узнаете отгадав загадку
Курица —
на курице,
А хохол —
на улице.
(Изба)
Остановка
«Русская изба»
Слово
«изба» у большинства людей естественно соединяется со словом «деревня». Эта
ассоциация верная. В прошлом «избой» всегда называлось жилище, расположенное в
сельской местности: селе, деревне, слободе, хуторе. Такого же типа жилище, но
построенное в городской черте, носило название «дом».
Русские
поселения с глубокой древности возникали по берегам рек, ручьёв, озёр, вдоль
почтовых трактов, соединявших крупные торговые и ремесленные города, в центре
пахотных и сенокосных угодий. Деревни, как правило, были расположены недалеко
друг от друга, тяготения к одному центру- селу, имевшему церковь, приходскую
школу, лавки, административные здания. Крестьянские избы строились в один или
два ряда- «порядка»- вдоль дороги, реки или озера, тесно прижавшись друг к
другу. Деревни не имели чёткой планировки: усадьбы в них располагались
заборами, въездные ворота которых на ночь всегда закрывались.
Строительство
дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно
не только решить чисто практическую задачу- обеспечить крышу над головой для
себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было
наполнено жизненными благами, теплом, любовью, покоем.
При
строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. При этом
исходили, естественно, из практических соображений: место должно быть сухим,
высоким, светлым – и вместе с тем учитывали его ритуальную ценность: оно должно
быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку
временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачным для
строительства было место, где прежде хоронили людей, и где проходила дорога или
стояла баня.
Остановка
2.
В избе —
изба,
На избе —
труба.
Зашумело в
избе,
Загудело в
трубе.
Видит
пламя народ,
А тушить
не идёт.
Что это
ребята? Конечно речь идет о печи.
Жизнь в
избе кипела вокруг печи. Она служила источником тепла и света. Русская печь
относится к типу духовых печей, в которых огонь разводится внутри печи. Дым
выходит устье-отверстие, в которое закладывается топливо, или через специально
разработанный дымоход.
В
традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища. По народным
поверьям за печью или под ней живет домовой, покровитель домашнего очага,
добрый и услужливый в одних ситуациях, своенравный или даже опасный в других.
Остановка
3.
Красный
угол (УГОЛ БОЛЬШОЙ, УГОЛ ПЕРЕДНИЙ, УГОЛ СВЯТОЙ)
Парадная
часть крестьянской избы. Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром
внутреннего пространства избы.
Красный
угол- пространство, заключённое между стеной с дверью в сени и боковой стеной.
Печь находилась в глубине избы, по диагонали от красного угла. Красный угол
хорошо освещён, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным
украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его
называют ещё «святым».
Как
правило, в красном углу кроме божницы находится стол. В красном углу подле
стола стыкаются две лавки, а сверху, над божницей,- две полки полавочника;
отсюда название угла «сутки» (место, где стыкаются, соединяются элементы
убранства жилища) Все значимые события семейной жизни отмечались в красном
углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные
застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде
сватание невесты, выкуп её у подружек и брата совершались в красном углу; из
красного угла, отчего дома её увозили на венчание в церковь, привозили в дом
жениха и вели тоже в красный угол.
Остановка
4.
Женские и
мужские углы (или «кут») — напротив печного чела.
Особое
место в избе занимает женский угол. Это самая светлая часть дома. Там находится
ткацкий станок ( у нас в музее представлены отдельные части ткацкого станка),
прялки, и долгими зимними вечерами женщины ткали полотно, плели половики. В
основном одежда шилась из домотканого полотна, которое красили в разные цвета и
покрывали вышивками. У нас несколько рушников начала века. В музее представлены
праздничные женские рубахи, расшитые пояса и понева.
В первую
очередь мне бы хотелось обратить ваше внимание на прялку. Прялка - это
инструмент для прядения, в ней различались: лопасть или лопаска, относительно
широкая верхняя часть для привязывания кудели, более или менее высокая ножка и
донце, которым прялка ставилась на лавку и на которое садилась пряха, прижимая
прялку тяжестью своего тела. Прялки обильно украшались резьбой и росписью,
богато украшенные прялки служили украшением избы, женихи дарили их своим
невестам, и они передавались от матери к дочери.
Следующим
предметом нашей экспозиции является веретено. Веретено - это приспособление для
прядения.
Моталки.
На них сматывали пряжу, делали полумотки, которые потом мыли и красили.
Вальки – с
помощью их женщины выколачивали белье на реке.
Рубель – с
помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты. Эти
предметы декорированы резьбой.
Позднее
появились утюги, их нужно было нагревать на печи или накладывать в них уголь.
Был в избе
и мужской угол, где хранились различные инструменты, пилы, рубанки, здесь же
хозяин плел лапти, шил обувь, обтягивал колодки. Мужской угол, или «коник» — у
входа. Закут — за печью.
Посуда. В
быту использовали глиняные кувшины, крынки, чугуны. При еде использовали
деревянные ложки. Материал для изготовления посуды выбирали с умом. Было
известно, что вода и молоко долго останутся холодными в керамических крынках.
Тушить яства лучше в чугуне. Воду держали в деревянном лагушке. Солили овощи и
квасили капусту в деревянных кадках. А при помощи вот этого приспособления
делали крахмал.
А сейчас,
дорогие ребята, я загадаю Вам еще одну загадку:
Кто такой
стоит пузатый
И
блестящие бока,
Торчит
носик крючковатый,
В нём вода
из родника.
Окружили
его чашки,
Сахар,
пирожки и мёд,
Он, как
командир в фуражке
Чаю всем
гостям нальёт.
Правильно!
Это русский красавец - самовар. Наличие самовара в крестьянской семье говорило
о зажиточности. Самоваром гордились, выставляли его напоказ. При продаже
имущества, за неуплату податей, в первую очередь продавали самовар.
Время
появления самоваров неизвестно, но в 18 веке ими уже пользовались на Урале.
Наиболее известны Тульские самовары. Выпускались самовары ручным способом из
меди, латуни или томпака, иногда из серебра.
Особое
место в избе занимали жернова, при их помощи мололи муку. А это ступка с
пестом.
Все вещи
хранились в сундуках. Большие сундуки ставили у печи и использовали вместо
кровати.
Далее
попрошу обратить ваше внимание на детский уголок. Он в первую очередь
представлен зыбкой. Зыбка - крестьянская детская колыбель. Делалась из луба,
привязывалась к оцепу и “зыбилась” (отсюда и название).
По
народным представлениям, ребенку будут сниться плохие сны, он перестанет расти
или его может подменить нечистая сила, если он посмотрится в зеркало.
Здесь же
представлена кукла-обережка. Кукла издавна была любимой игрушкой детей русской
деревни. Как можно заметить лицо у этой куклы не изображалось, это значило, что
кукла - вещь неживая и в неё не могут вселиться злые духи.
Остановка
5
На
последней остановке мы с вами сделаем такую куклу –оберег.
4.Итог.
Рефлексия.