23.01.2023
С раннего возраста ребёнок откликается на
потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм
трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки,
притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не
только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство
сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка
появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно,
то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Например при
прочтении потешки « Из – за леса, из – за гор, едет дедушка Егор», предлагаю
детям прищелкивая языком, поцокать, как лошадка ( подготовка для артикуляции
звука Р) или после рассказывания сказки про волка и семеро козлят предлагаю
показать малышам, как воет волк ( вытянуть губы в трубочку и произнести звук
«у-у-у»). А после рассказывания сказки теремок, провожу такое упражнение: «
Закроем — откроем домик» — учимся смыкать и размыкать обнаженные зубы (
подготовительные упражнения для артикуляции звуков С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ).
После чтения потешки « Уж ты Котя- коток, Котя серенький лобок»- предлагаю
детям показать как Котя- коток будет лакать молоко (быстро выбрасывать и
втягивать язык), или такое упражнение: как Котя – коток лакомится пирогом (
облизывание языком верхней и нижней губы), прошу показать какой широкий язычок
у собачки и какой узкий у котенка,
Когда читаю потешки про ревушек такие как: « Не плачь, не плачь, куплю калач»,
«Что ты плачешь, «ы» да «ы», слезы поскорей утри» и др.
Предлагаю детям погримасничать- упражнения для лица ( измениение мимики)
сделать лицо весёлое, сердитое, плаксивое, доброе, спокойное. Надуть щеки,
втянуть щеки, перекачать воздух из одной щеки в другую и др.
Наверное, все без исключения и мы взрослые помним, как нам бабушки, мамы пели
простые песенки и потешки:
Ай ду-ду, ду-ду-ду-ду!
Сидит ворон на дубу…
Ай качи- качи- качи,
Под подушкой калачи.
Это воздействие на формирование детской речи, начиная с первых лет жизни.
Своеобразным « обучением» являются речевые игры – подражание голосам животных,
тем самым побуждая ребенка к речи .
Потешки,
песенки, прибаутки незаменимы для усвоения музыки родного языка. Это своеобразная
игра со звуками, словами, посредством которой ребенок познаёт тонкости родного
языка. Многократное повторение простых звучаний очень полезно для развития речи
ребенка и освоения всех звуков родного языка.
На
формирование гласных звуков использую потешки: « Ладушки, ладушки», « Наши уточки с утра»,
«Баю- бай, баю- бай, ты, собаченька, не лай» и многие другие. После каждого знакомства с новой потешкой мы с
детьми обыгрываем их. Играем в такие подвижные игры как «Васька кот», «
Огуречик, огуречик», « У медведя во бору» и т.д. Очень важно чтобы не только дети учили и играли в
д.саду с воспитателем, но и дома закреплять уже полученные знания и навыки.
Просмотров всего: , сегодня: