18.03.2022
Всем известно выражение Ф. Энгельса, ставшее крылатым, - ‘’Труд создал человека”. Что имел ввиду известный революционный деятель? Видимо, преобразующую роль труда, как в окружающей человека среде, так и в самом человеке. Поэтому привитие трудовых навыков, воспитание трудолюбия всегда в человеческом обществе имело огромное значение. В первую очередь, это было семейное воспитание, от трудовых навыков и умений членов семьи зависел процесс выживания. Чем больше было умелых и трудолюбивых работников, тем выше было благосостояние семьи. По мере развития науки и техники требовались такие умения и навыки, которые не могла обеспечить семья, поэтому к процессу трудового обучения подключается система образования. В школах появляются уроки труда.
На нашей выставке представлены основные направления трудового обучения и воспитания второй половины 20 века – начала 21 века. В первую очередь это уроки. В 70 – 80 е гг 20 века — это уроки труда: сельскохозяйственного (работа на пришкольном участке), технического (работа в мастерских), домоводства. Большое внимание уделялось трудовому воспитанию: организации производственных бригад, трудовых лагерей, самообслуживания, помощи в уборке урожая местным сельскохозяйственным предприятиям, тимуровской помощи ветеранам. Это была система, в которой дети были заняты трудовой деятельностью на протяжении всего года.
Наряду с простыми умениями и навыками, давалась профессиональная подготовка: юноши изучали теорию и практику вождения сельскохозяйственных машин, девушки изучали основы растениеводства и животноводства.
В 90 е гг 20 века в системе трудового обучения и воспитания появляются такие новшества, как общественно полезный производительный труд, который включал элементы рыночных отношений. Школьники на практике могли попробовать заработать деньги, участвуя в реальном производстве на пришкольном участке, в теплице, в мастерской, устраивались школьные ярмарки, киоски, где реализовывались изделия, созданные руками детей. Овощи, выращенные учениками, поступали в школьную столовую, в результате обеды становились бесплатными, либо цены на них значительно снижались. В школьную программу был введен курс “Основы производства. Выбор профессии”.
В настоящее время в школе проводятся уроки технологии, включающие несколько модулей, принцип обязательности труда заменен добровольным выбором видов деятельности, отменено самообслуживание в школе, в летнее время школьники могут устроиться в отряды мэра, отряд “Подросток”, работая в которых они получают заработную плату.
Выставка сочетает методы трудового обучения и воспитания и роль конкретных учителей, занимавшихся этим процессом. Фотографии учителей представлены в витрине.
Ступников Георгий Александрович (1960 – 1987гг) – учитель географии, администратор, секретарь партийной организации, ветеран войны, заведующий пришкольным участком.
Красникова Клавдия Федоровна (1970 -1979 гг) – учитель математики и трудового обучения,
Алексеева Нина Леонидовна (1978 – 2004 гг) – учитель биологии, заведующая пришкольным участком,
Яковлева Тамара Маркеловна (1979 – 2011 гг) – администратор, учитель физики, изо, технологии,
Гагарин Анатолий Константинович (1979 – 1991 гг) – учитель НВП, преподаватель курсов вождения,
Киселев Юрий Михайлович () – учитель уроков труда, заведующий мастерской,
Ходаренко Ольга Семеновна (1980 – 1988 гг) – учитель трудового обучения, изо, музыки,
Марченко Тамара Павловна (1980 – 2007 гг) – учитель математики и информатики, руководитель ОППТ,
Фадеева Светлана Григорьевна (1988 – 2005 гг) – учитель трудового обучения, изо,
Табакова Светлана Григорьевна (1987 – 2022 гг) – учитель биологии и химии, заведующая пришкольным участком,
Гоношилов Виктор Анатольевич (1985 – 2008 гг) – учитель географии, ОБЖ, технологии, администратор, руководитель СФК “Тайфун”,
Велижанина Ирина Владимировна (1987 2021 гг) – учитель начальных классов, руководитель отряда “Подросток”,
Свистунова Раиса Анатольевна (1987 – 2009 гг) – социальный педагог, воспитатель, учитель начальных классов, руководитель отряда “Подросток”,
Гоношилова Ольга Викторовна (1989 – 2022) – учитель географии и истории, организатор летней практики школьников, научный руководитель исследовательских проектов,
Марченко Сергей Петрович () – организатор практики на животноводческой ферме,
Малахова () – преподаватель основ животноводства,
Гисматулина Мария Александровна (1993 -2005) – швея – закройщик, мастер производственного обучения,
Дементьева Ирина Николаевна (1998 – 2022) – учитель математики и физики, организатор летней практики, научный руководитель исследовательских проектов,
Чурюкина Вера Ивановна (2000 – 2005 гг) – медицинский работник, преподаватель ОБЖ, технологии,
Осавалюк Светлана Ивановна (2001 – 2008) – администратор, психолог, руководитель отряда “Подросток”,
Баталова Людмила Ивановна (2002 – 2007 гг) – учитель биологии и технологии, заведующая пришкольным участком и теплицей,
Слинкина Альбина Георгиевна (2008 – 2022 гг) – учитель технологии,
Гордеев Денис Владимирович (2008 – 2014 гг) – учитель технологии, ОБЖ, физической культуры,
Артамонов Анатолий Александрович (2014 – 2016 гг) – учитель технологии, ОБЖ,
Сединкина Татьяна Васильевна (2015 – 2018 гг) – учитель технологии,
Гребенщикова Анастасия Анатольевна (2018 – 2021) – учитель технологии.
Нужно отметить, что весь педагогический коллектив был занят в процессе трудового обучения и воспитания: учителя начальных классов через уроки и классные часы, летнюю практику, учителя – предметники через межпредметные связи и как классные руководители выступали организаторами трудовых дел школьников.
На выставке представлены поделки учеников разных лет, методические разработки учителей, учебники и программы, фотографии, отображающие разнообразные формы трудового обучения и воспитания. Например, уборку картофеля на полях колхозов, работу на животноводческой ферме по откорму телят, на летней дойке в колхозе “Красное Знамя”, работу на пришкольном участке и в теплице, деятельность летнего трудового лагеря Бригантина, участие отряда “Подросток” в благоустройстве территории школы и другие.
Таким образом, выставка показывает какой опыт трудового обучения и воспитания накоплен в школе, какие традиции были заложены в этот период, дает материал для анализа и размышления, а также возможного применения в будущем.
Автор статьи: Алимпиева Е.Б., руководитель музея
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.03.2022
Дата обновления: 18.03.2022
Дата публикации: 18.03.2022