ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МАОУ «ВЕЛИЖАНСКАЯ СОШ»
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учебный план начального общего образования Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение "Велижанская средняя общеобразовательная
школа" (далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующих основную
образовательную программу начального общего образования, соответствующую
ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»), фиксирует общий
объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав
и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы Муниципальное
автономное
общеобразовательное
учреждение
"Велижанская
средняя
общеобразовательная школа", разработанной в соответствии с ФГОС начального
общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой
начального общего образования, и обеспечивает выполнение санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и
требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный год в Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Велижанская средняя общеобразовательная школа" начинается 01.09.2025 и
заканчивается 28.05.2026.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4
классах – 34 учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 1 классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа .
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет:
− для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в
неделю -5 уроков.
− для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом,
чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в
расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по
шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале
трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х
уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока (академический час)
составляет 40 минут, за исключением 1 класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
− учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в
первую смену;
− использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в
сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по
40 минут каждый).
− Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3
классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников
предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной
учебной неделе.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных
областей.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
индивидуальных
потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть
использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные
интересы обучающихся, осуществляются по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся.
В
Муниципальное
автономное
общеобразовательное
учреждение
"Велижанская средняя общеобразовательная школа» языком обучения является
язык русский.
При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской
этики» выбор одного из учебных модулей осуществляются по заявлению
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
При изучении предметов осуществляется деление учащихся на подгруппы.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества
освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего
объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная аттестация за четверть и годовая аттестация обучающихся
осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям.
Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений,
являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам
четверти.
Промежуточная аттестация определяется «Положением о формах,
периодичности
и
порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Велижанская
средняя общеобразовательная школа". В 4 классе мероприятия по оценке качества
образования9 Всероссийские проверочные работы) используются в качестве
промежуточной аттестации обучающихся, проводимой в рамках реализации
образовательной программы. Во 2,3 классах формы, сроки проведения и участники
промежуточной аттестации утверждаются приказом директора школы. По
решению педагогического совета школы формами промежуточной аттестации
являются:
Класс
2
3
4
Предмет
Форма промежуточной аттестации
Русский язык
Диктант
Диктант
ВПР
Литературное чтение
Контрольная
работа
Контрольная
работа
ВПР
Иностранный язык
Годовая оценка Годовая оценка
на
основе на
основе
четвертных
четвертных
ВПР/тест
Математика
Контрольная
работа
Контрольная
работа
ВПР
Тестирование
Тестирование/
ВПР
Окружающий мир
Тестирование
Труд(Технология)
Годовая оценка Годовая оценка Годовая оценка
на
основе на
основе на
основе
четвертных
четвертных
четвертных
ИЗО
Годовая оценка Годовая оценка Годовая оценка
на основе
на основе
на основе
четвертных
четвертных
четвертных
Музыка
Годовая оценка Годовая оценка Годовая оценка
на основе
на основе
на основе
четвертных
четвертных
четвертных
ОРКСЭ
Анализ
освоения
программы, без
промежуточной
аттестации
Физическая культура
Годовая оценка Годовая оценка Годовая оценка
на
основе на
основе на
основе
четвертных
четвертных
четвертных
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения
осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной
основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки
самостоятельных работ.
Освоение основных образовательных программ начального общего
образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения ООП
НОО составляет 4 года.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН I-IV КЛАССОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Предметная область
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
("окружающий мир")
Основы религиозных
культур и светской этики
Искусство
Учебный предмет/курс
1
Обязательная часть
Русский язык
5
Литературное чтение
4
Иностранный язык
0
Математика
4
Количество часов в неделю
2
3а
3б
4а
4б
5
4
2
4
5
4
2
4
5
4
2
4
5
4
2
4
5
4
2
4
Окружающий мир
2
2
2
2
2
2
Основы религиозных
культур и светской этики
Изобразительное
искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
23
1
1
2
23
0
0
23
34
782
0
0
23
34
782
1
1
1
1
Технология
1
1
1
1
Физическая культура
3
2
2
2
Итого
21
22
22
22
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Введение в геометрию
0
1
1
1
Итого
0
1
1
1
ИТОГО недельная нагрузка
21
23
23
23
Количество учебных недель
33
34
34
34
Всего часов в год
693
782
782
782
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МАОУ «ВЕЛИЖАНСКАЯ СОШ»
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учебный план основного общего образования Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение "Велижанская средняя общеобразовательная
школа" (далее - учебный план) для 5-9 классов, реализующих основную
образовательную программу основного общего образования, соответствующую
ФГОС ООО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»), фиксирует общий
объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав
и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы Муниципальное
автономное
общеобразовательное
учреждение
"Велижанская
средняя
общеобразовательная школа", разработанной в соответствии с ФГОС основного
общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой
основного общего образования, и обеспечивает выполнение санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и
требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный год в Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Велижанская средняя общеобразовательная школа" начинается 01.09.2025 и
заканчивается 29.05.2026.
Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные
недели.
Учебные занятия для учащихся 5-9 классов проводятся по 5-ти дневной
учебной неделе.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 5 классе – 29 часов, в 6 классе – 30 часов, в 7 классе – 32 часа, в 8-9
классах – 33 часа.
Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных
областей.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
индивидуальных
потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть
использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные
интересы обучающихся
В
Муниципальное
автономное
общеобразовательное
учреждение
"Велижанская средняя общеобразовательная школа" языком обучения является
язык.
В связи с поэтапным переходом на новую программу по учебному предмету
«История» в 2025-2026 учебному году 5-7 классы изучают данный предмет в
объеме 3 часа в неделю, 8-9 классы в объеме 2 часа в неделю.
В части предмета обществознание в 2025-2026 учебному году 5-7 классы не
изучают данный предмет, 8-9 классы изучают в объеме 1 час в неделю.
При изучении предметов труд(технология) осуществляется деление учащихся
на подгруппы.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества
освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего
объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная аттестация за четверть и годовая аттестация обучающихся
осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям.
Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений,
являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам
четверти.
Промежуточная аттестация определяется «Положением о формах,
периодичности
и
порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Велижанская
средняя общеобразовательная школа".
Освоение основной образовательной программ основного общего образования
завершается итоговой аттестацией.
Формы, сроки проведения и участники промежуточной аттестации
утверждаются приказом директора школы. По решению педагогического совета
школы формами промежуточной аттестации являются:
Предмет,
класс
Русский язык
Литература
Английский
язык
Математика
Алгебра
5
6
7
8
ВПР
ВПР
ВПР
Контрольная
Контрольная
Контрольная
работа/ ВПР
работа/ ВПР
работа/ ВПР
работа/ ВПР
Тестировани
Тестирование/ Тестирование/
Тестирование/
е/ ВПР
ВПР
ВПР
ВПР
ВПР
ВПР
ВПР
ВПР
ВПР
Контрольная
Геометрия
Годовая оценка Годовая
на
основе оценка
на
четвертных
основе
четвертных
Вероятность и
статистика
Годовая
Годовая
оценка на основе оценка
на
четвертных
основе
четвертных
Тестирование/
ВПР
Тестирование/
ВПР
Тестирование/ Тестирование/
ВПР
ВПР
Тестирование/
ВПР
Информатика
История
Тестировани
е/ ВПР
Тестиров
ание/ ВПР
Обществознани
е
География
Тестировани
е/ ВПР
Тестирование/ Тестирование/
ВПР
ВПР
Тестирование/
ВПР
Биология
Тестировани
е/ ВПР
Тестирование/ Тестирование/
ВПР
ВПР
Тестирование/
ВПР
Тестирован
ие/ ВПР
Физика
Тестирование/
ВПР
Химия
ИЗО
Тестирование/
ВПР
Годовая
оценка на
основе
четвертных
Годовая
оценка на
основе
четвертных
Годовая оценка
на основе
четвертных
Годовая
оценка на
основе
четвертных
Музыка
Труд
(Технология)
Годовая
оценка на
основе
четвертных
Годовая
оценка на
основе
четвертных
Годовая оценка
на основе
четвертных
Годовая
оценка на
основе
четвертных
Годовая
Годовая
Годовая
оценка
на
Годовая
оценка
на оценка
на
оценка на основе основе
основе
основе
четвертных
четвертных
четвертных
четвертных
Годовая
оценка
на
основе
четвертных
ОБЗР
Годовая
оценка
на
Физическа основе
четвертных
я культура
Годовая
оценка
на Годовая оценка
на
основе
основе
четвертных
четвертных
Годовая
оценка
на
основе
четвертных
В 5-8 классах на промежуточную аттестацию в соответствии с «Положением
о формах, периодичности текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации обучающихся» выносится защита индивидуального проекта.
Итоговая аттестация в 9-х классах проводится в соответствии с порядком
проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших
образовательные программы основного общего образования.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного
общего образования составляет 5 лет.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН V-IX КЛАССОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Предметная
область
Учебный
предмет/курс
Русский язык
и литература
Иностранные
языки
Математика и
информатика
Русский язык
Литература
Иностранный
язык
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и
статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Изобразительное
искусство
Музыка
Труд
(технология)
Физическая
культура
Основы
безопасности и
защиты Родины
Общественнонаучные
предметы
Естественнонаучные
предметы
Искусство
Технология
Физическая
культура
Основы
безопасности
и защиты
Родины
Итого
Количество часов в неделю
5б
6а
6б
7а
7б
8а
Обязательная часть
5
5
6
6
4
4
3
3
3
3
3
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
5а
8б
9а
9б
3
2
3
3
3
3
3
3
3
5
0
0
0
5
0
0
0
5
0
0
0
5
0
0
0
0
3
2
1
0
3
2
1
0
3
2
1
0
3
2
1
0
3
2
1
0
3
2
1
0
3
0
1
0
0
1
1
0
3
0
1
0
0
1
1
0
3
0
1
0
0
1
1
0
3
0
1
0
0
1
1
1
3
0
2
2
0
1
1
1
3
0
2
2
0
1
1
1
2
1
2
2
2
2
0
1
2
1
2
2
2
2
0
1
2
1
2
3
2
2
0
1
2
1
2
3
2
2
0
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
1
1
1
0
1
0
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
27 27
28
28
30
30
31
31
32
32
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Литература: Классика и
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
современность
Введение в историю. Новейшая
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
история
Математическое моделирование
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
Итого
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
ИТОГО недельная нагрузка
29 29
30
30
32
32
33
33
33
33
Количество учебных недель
34 34
34
34
34
34
34
34
34
34
Всего часов в год
986 986 1020 1020 1088 1088 1122 1122 1122 1122
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МАОУ «ВЕЛИЖАНСКАЯ СОШ»
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учебный план среднего общего образования Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение "Велижанская средняя общеобразовательная
школа" (далее - учебный план) для 10-11 классов, реализующих основную
образовательную программу среднего общего образования, соответствующую
ФГОС СОО (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственный
образовательного стандарта среднего общего образования»), фиксирует общий
объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав
и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы Муниципальное
автономное
общеобразовательное
учреждение
"Велижанская
средняя
общеобразовательная школа", разработанной в соответствии с ФГОС среднего
общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой среднего
общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических
требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН
1.2.3685-21.
Учебный год в Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Велижанская средняя общеобразовательная школа" начинается 01.09.2025- и
заканчивается 28.05.2026г.
Продолжительность учебного года в 10-11 классах составляет 34 учебные
недели.
Учебные занятия для учащихся 10-11 классов проводятся по 5-ти дневной
учебной неделе.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 10 классе – 34 часа, в 11 классе – 34 часа.
Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных
областей.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
индивидуальных
потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть
использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные
интересы обучающихся
В
Муниципальное
автономное
общеобразовательное
учреждение
"Велижанская средняя общеобразовательная школа" языком обучения является
русский язык.
В Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Велижанская
средняя общеобразовательная школа" реализуются следующие профили:
универсальный и агротехнологический.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества
освоения обучающимися части содержания (полугодовое оценивание) или всего
объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная аттестация за полугодие и годовая аттестация обучающихся
осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по
полугодиям. Предметы из части, формируемой участниками образовательных
отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по
итогам четверти.
Промежуточная аттестация проходит в соответствии с учебным графиком.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются
«Положением
о
формах,
периодичности
и
порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Велижанская
средняя общеобразовательная школа".
Формы, сроки проведения и участники промежуточной аттестации утверждаются приказом
директора школы. По решению педагогического совета школы формами промежуточной
аттестации являются:
10
класс
10
класс
(универсальный
агротехнологический
профиль)
Предмет, класс
профиль
Русский язык
ВПР
ВПР
ВПР/Тестирование
ВПР/Тестирование
Литература
ВПР/Тестирование
ВПР/Тестирование
Иностранный язык
Алгебра
ВПР/Контрольная работа
ВПР/Контрольная работа
Годовая оценка на основе
Годовая оценка на основе
четвертных
четвертных
Геометрия
Годовая оценка на основе Годовая оценка на
Вероятность и статистика четвертных
четвертных
ВПР/Тестирование
ВПР/Тестирование
Информатика
ВПР/Тестирование
ВПР/Тестирование
История
ВПР/Тестирование
ВПР/Тестирование
Обществознание
ВПР/Тестирование
ВПР/Тестирование
География
ВПР/Тестирование
Биология
ВПР/Тестирование
ВПР/Тестирование
ВПР/Тестирование
Физика
ВПР/Тестирование
ВПР/Тестирование
Химия
Годовая оценка на основе Годовая оценка на
ОБЗР
четвертных
четвертных
Годовая оценка на основе Годовая оценка на
Физическая культура
четвертных
четвертных
Освоение основной образовательной программы среднего
образования завершается государственной итоговой аттестацией.
основе
основе
основе
общего
Нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего
общего образования составляет 2 года.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН X, XI КЛАССОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ
Предметная область
Русский язык и литература
Учебный предмет/курс
Обязательная часть
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Химия (углубленный уровень)
Биология (углубленный уровень)
Физическая культура
Основы безопасности и защиты Родины
Индивидуальный проект
Количество часов в неделю
10
11
2
3
Иностранные языки
3
Математика и информатика
2
2
1
1
Общественно-научные предметы
2
2
1
Естественно-научные предметы
2
3
3
Физическая культура
2
Основы безопасности и защиты Родины
1
----1
Итого
31
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Практикум по решению задач по математике
1
Практикум по русскому языку
2
Итого
3
ИТОГО недельная нагрузка
34
Количество учебных недель
34
Всего часов в год
1156
2
3
3
3
1
1
1
2
2
1
2
3
3
2
1
0
30
2
2
4
34
34
1156
УЧЕБНЫЙ ПЛАН X, XI КЛАССОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
Предметная область
Русский язык и литература
Учебный предмет/курс
Обязательная часть
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
История
Обществознание углубленный уровень
География
Физика
Химия
Биология углубленный уровень
Физическая культура
Основы безопасности и защиты Родины
Индивидуальный проект
Количество часов в неделю
10
11
2
3
Иностранные языки
3
Математика и информатика
2
2
1
1
Общественно-научные предметы
2
4
1
Естественно-научные предметы
2
1
3
Физическая культура
3
Основы безопасности и защиты Родины
1
----1
Итого
32
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Практикум по русскому языку
1
Практикум по решению задач по математике
1
Итого
2
ИТОГО недельная нагрузка
34
Количество учебных недель
34
Всего часов в год
1156
2
3
3
3
1
1
1
2
4
1
2
1
3
3
1
0
31
2
1
3
34
34
1156
Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности
МАОУ «Велижанская СОШ» на 2025 – 2026 учебный год
План внеурочной деятельности является частью образовательной программы МАОУ «Велижанская СОШ»,
разработанной в соответствии с ФГОС начального общего, основного общего, среднего общего образования,
с учетом Федеральной образовательной программой начального общего, основного общего и среднего
общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20
и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
План внеурочной деятельности разработан на основе нормативно-правовых документов:
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05. 2012 № 413, в
ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от
29.06.2017 N 613, Приказов Минпросвещения России от 24.09.2020 N 519, от 11.12.2020 N 712);
-Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370 "Об утверждении федеральной образовательной
программы основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 N 74223)
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Реестр. Протокол от
08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020);
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. (Реестр. Протокол
№2/16 от 28.06.2016);
- Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372 "Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России
12.07.2023 N 74229);
- Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 371 "Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России
12.07.2023 N 74228);
- Концепция дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства
Российской Федерации от 31.03.2021 №678-р);
- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации
от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Приказ Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, Государственного
комитета РФ по физической культуре и спорту, Российской Академии образования от 16.07.2002 г. №2715 227
166 19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской
Федерации»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 05.09.2018г. № 03-ПГ-МП-42216 "Об участии учеников
муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности";
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020№ 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
- «Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций» разработана ФГБ
НУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии
- образования» (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 23.06.2022 №3/22));
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.06.2017 № ВК1671/09 «О
направлении методических рекомендаций и плана мероприятий» (вместе с «Методическими рекомендациями
по реализации Всероссийского проекта «Футбол в школу» в общеобразовательных организациях Российской
Федерации);
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 №03-1510 «Об организации
по повышению функциональной грамотности»;
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.09.2021 №03-1526 «О
методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от17.06.2022 №ТВ-1146/06 «О примерном
календарном плане воспитательной работы»;
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 11.05.2022 №АЗ-686/03 «О разработке
рабочих программ»;
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.06.2022 № 03-871 «Об организации
занятий «Разговоры о важном»»;
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом об
организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»);
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 20.03.2023 №05-848 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума в
общеобразовательных организациях Российской Федерации»);
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 03.04.2023 №ДГ-617/05 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих
образовательные программы основного общего и среднего общего образования», утв.
Фондом Гуманитарных проектов);
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 01.06.2023 №АБ-2324/05 «О внедрении
единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих
образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке
к реализации профориентационного минимума образовательных организациях субъекта»);
- Положение о порядке формирования единого календаря образовательных событий (утв. Министерство
просвещения России 10.07.2023);
- Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и рекомендуемые направления
внеурочной деятельности (ФГБНУ ИСРО РАО); - Рабочая программа воспитания школы.
В 1-7 классах реализуется обновлённый Федеральный государственный образовательный стандарт
2021г. начального общего и основного общего образования. В 8-9 классах реализуется Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования, в 11-х классах – Федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения
программы начального, основного, среднего общего образования.
Внеурочная деятельность обеспечивает решение важнейших целей современного образования:
формирование гражданской идентичности обучающихся; приобщение к общекультурным и национальным
ценностям, информационным технологиям; готовность к продолжению образования; формирование
здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; желание активно
участвовать в продуктивной деятельности; умение
самостоятельно организовать своё свободное время; личностное развитие обучающегося в
соответствии с его индивидуальностью.
Внеурочная деятельность осуществляется непосредственно в образовательной организации.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
План внеурочной деятельности формируется участниками образовательных отношений из перечня,
предлагаемого образовательной организацией, включает курсы внеурочной деятельности по выбору
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие
углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся,
потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные
интересы, региональные особенности региона.
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации,
объём внеурочной деятельности, обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и потребностей
обучающихся, запросов родителей (законных представителей), исходя из специфики образовательной
организации, её кадровых и иных возможностей.
Внеурочная деятельность для обучающихся реализуется в соответствии с Образовательной
программой школы, Планом работы школы, Рабочей программой воспитания и Единой модели
профориентации.
Модель внеурочной деятельности в МАОУ «Велижанская СОШ» строится на основе оптимизации
всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. Предполагает, что в ее реализации принимают
участие все педагогические работники (учителя, социальный педагог, педагог-психолог, советник директора
по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, и другие). Классный
руководитель выполняет координирующую роль в соответствии со своими функциями и задачами;
организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива
класса, в том числе через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую
деятельность обучающихся.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением
используются возможности учреждений дополнительного образования, обладающие необходимыми
ресурсами, на основании договора «О сетевой форме реализации дополнительного образования» с МАУ ДО
Нижнетавдинского муниципального района «ЦДО», МАУ ДО «Спортивная школа Нижнетавдинского
муниципального района», АУ «Культура», СБ.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся,
сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность,
последовательность), проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.
Допускается реализация курсов внеурочной деятельности в разновозрастных группах.
Внеурочная деятельность осуществляется в течения дня, при соблюдении динамической паузы между
учебными занятиями по расписанию и внеурочной деятельностью в школе.
Внеурочная деятельность организована по следующим направлениям:
информационно-просветительское занятие
патриотической,
нравственной и
экологической направленности;
занятия по функциональной грамотности;
занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей;
занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в
творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и
талантов;
занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей
обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических
сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию
совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности;
обучающихся.
занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей
Содержание курсов формируется и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от
урочной системы обучения. Проекты направлены на реализацию воспитательного компонента через
экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы,
соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.
Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в физическом развитии,
помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов формируют физическое развитие
обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на защиту слабых; оздоровление школьников.
Основные организационные формы:
- занятия в спортивных секциях МАУ ДО «Спортивная школа Нижнетавдинского
муниципального района»;
- занятия в школьном спортивном клубе «Олимп»;
- реализация Федерального проекта «Футбол в школу»;
- воспитательные спортивные мероприятия с учетом Рабочей программы воспитания.
Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности
целью, которых является развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине - России,
населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре, к традиционной
системе семейных ценностей.
Основная организационная форма:
– курс «Разговоры о важном» отводится 1 час в неделю в 1-11 классах. Программа курса направлена на
формирование российской гражданской идентичности обучающихся; формирование интереса к познанию;
формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и
свободам других;
− курс «Россия – моя история» отводится 1 час в неделю в 10-11 классах. Программа курса направлена на
выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм; создание мотивации для
участия в социально-значимой деятельности; развитие у школьников общекультурной компетентности;
развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор; осознание своего места в обществе;
- курс «Семьеведение» реализуется через план воспитательной работы и в рамках курса «Разговоры о
важном» направлена на формирование четких ценностных установок на семейность и многодетность;
понимания обучающимися особой значимости института семьи для самосохранения и развития общества;
сохранения исторической памяти и преемственности поколений; ответственного и уважительного отношения
обучающихся к старшему поколению, к российским традиционным духовно-нравственным ценностям, в том
числе крепкой семье, институту брака как союзу мужчины и женщины, рождению и воспитанию детей.
Информационно-просветительские занятия по функциональной грамотности; занятия, связанные с
реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей ориентированы на развитие
способности обучающихся применять приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в
различных сферах жизнедеятельности (обеспечение связи обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской,
математической, естественно-научной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и
глобальных компетенций.
Основные организационные формы:
– курс «Функциональна/финансовая грамотность» в 1 – 4 классах,
- курс «Функциональная грамотность: учимся для жизни» в 5-7 классах;
– в 8-11 классах курсы по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов;
занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности.
Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в творческом развитии,
помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов раскрывают творческие
способности школьников, формируют у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, воспитывают
ценностное отношение к культуре. Основные организационные формы:
1. занятия школьников в различных творческих объединениях (хоровых, театральных и в студиях
художественного творчества…), в том числе в СДК;
2.мероприятия Рабочей программы воспитания, в рамках реализации мероприятий, согласно
календарного-тематического плана.
Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей
обучающихся ориентированы на формирование готовности школьников к осознанному выбору направления
продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний
для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности. Реализация единой модели
профориентации (профминимум, базовый уровень) через внеурочную деятельность и взаимодействие с
родителями. Основные организационные формы:
1.
2.
курс «Россия – мои горизонты» для 6-11 классов;
использование возможностей специализированного цифрового ресурса «Билет в будущее»,
профессиональные пробы – 9 классы;
3. профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов;
4. экскурсии, посещение ярмарок профессий и профориентационных парков.
Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на
педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских
общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с
обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности; занятия, направленные на
удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся
Основные организационные формы:
- занятия по Программе развития социальной активности обучающихся начальных классов
"Орлята России" (2 – 4 классы);
- школьное самоуправление, участие в акциях «Движение первых».
Особенности плана внеурочной деятельности в 1-4-х
классах
План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем внеурочной деятельности на уровне
начального общего образования (до 1320 академических часов за четыре года обучения) с учетом интересов
обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность. Объем
внеурочной деятельности школьника распределен по годам обучения следующим образом: 1 класс – до 330
ч., 2-4 класс-до 330 ч. в год. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 35-40 минут.
Количество часов внеурочной деятельности по заданным направлениям устанавливается с учетом
интересов, состояния здоровья, запросов ребенка и семьи, а также с учетом имеющейся социальной
инфраструктуры.
Цели организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования:
обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в образовательной организации, создание
благоприятных условий для развития ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.
Использование регулярных занятий внеурочной деятельности способствует закреплению и практическому
использованию содержания программ учебных предметов, курсов, направленных на научно-познавательную,
общественно-полезную деятельность, художественно-эстетическое развитие, духовно-нравственное и
патриотическое, экологическое воспитание.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности
заключается в оценке динамики достижений обучающихся, в получении объективной информации о качестве
подготовки обучающихся в интересах всех участников образовательных отношений.
При организации внеурочной деятельности руководствуемся гигиеническими требованиями к условиям
реализации основной образовательной программы начального общего образования, учитываем возрастные
особенности обучающихся и обеспечиваем баланс между двигательно-активными и статическими занятиями.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
1.
Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие
школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил
здорового безопасного образа жизни.
2.
Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение
учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов.
3.
Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной
коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества.
4.
Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система
разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к
импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в
театрализованной деятельности.
5.
Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной
деятельности, которые формируют представления младших школьников о разнообразных
современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере.
6.
Интеллектуальные марафоны — система интеллектуальных соревновательных
мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его
познавательные интересы и способности к самообразованию.
7.
«Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития,
когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при
изучении разных предметов.
Программы внеурочной деятельности разработаны в соответствии с уровнем освоения:
- ознакомительный уровень: срок освоения программы не менее 3 месяцев; - базовый
уровень: срок освоения программы не менее 1 года.
Распределение часов по направлениям внеурочной деятельности основано на запросе
родителей и в соответствии со статусом лицея с целью усиления работы с одаренными учащимися,
реализации естественно-математического направления.
Занятия с одарёнными детьми сопровождаются организацией проектной и исследовательской
деятельности школьников, подготовкой к участию в олимпиадах (олимпиады по
общеобразовательным предметам, олимпиада для детей с ограниченными возможностями здоровья и
др.); подготовкой к участию в игровых, интеллектуальных конкурсах (очных, дистанционных).
Между учебными занятиями и организацией внеурочной деятельности предусматривается
динамическая пауза в 35-40 минут, используемая для активной двигательной деятельности, для
организации питания.
Если ребёнок занимается в учреждениях дополнительного образования, то занятия,
посещаемые им в данной организации, могут быть засчитаны как часы внеурочной деятельности по
соответствующему направлению.
Внеурочная деятельность в МАОУ «Велижанская СОШ» реализуется за счет регулярных
(проводимых на постоянной основе и включенных в расписание) и нерегулярных (не
регламентирующих расписанием) занятий.
План внеурочной деятельности (недельный)
направления
Ценностное развитие
Художественноэстетическая
деятельность
Проектноисследовательская
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Информационная
культура
Спортивнооздоровительная
деятельность
Итоги:
Количество часов в неделю
1
2
3
4
Разговор о важном
функциональная
грамотность
В рамках программы
«Орлята России»
1
1
1
1
1
1
1
1
0.5
0.5
0.5
0.5
В рамках программы
«Орлята России»
0,5
0.5
0.5
0.5
В рамках программы
«Орлята России»
В рамках программы
«Орлята России»
0.5
0.5
0.5
0.5
0,5
0.5
0.5
0.5
Спортивная секция
«Подвижные игры».
В рамках программы
«Орлята России»
1
1
1
1
5
5
5
5
Учебные курсы
Внеурочная деятельность в 5-9 классах
План внеурочной деятельности МАОУ «Велижанская СОШ» на 2025-2026 учебный год сформирован с
учетом следующих нормативно-правовых документов:
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N9 287 ”06 утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования“
Письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 ЛФ ТВ- 1290/03” О направлении методических
рекомендаций»
План внеурочной деятельности образовательной организации является обязательной частью
организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы внеурочной
деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной
программы.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся,
сочетают индивидуальную - и групповую работы, обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность,
последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность,
экскурсии, походы, деловые игры и пр.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства в МАОУ
«Велижанская СОШ» часы внеурочной деятельности используются через реализацию модели плана с
преобладанием учебно-познавательной деятельности (наибольшее внимание уделяется внеурочной
деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности),
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего и
основного общего образования формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации
предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся:
1 час в неделю - на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности” Разговоры о важном“
1 час в неделю - на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе
финансовой грамотности);
1 час в неделю - на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов
и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства).
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены:
2 часа в неделю на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных
потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на
углубленном уровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения);
2 часа в неделю - на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных
театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах);
0,5 часа в неделю - на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей
обучающихся (в том числе в рамках РДДМ, Юнармии, СГ ДПВС «Тайфун» реализации проекта ”Россия
страна возможностей”).
При этом обучающиеся, посещающие учреждения дополнительного образования
(спортивные, музыкальные, художественные кружки), могут освобождаются от внеурочных
занятий в школе по направлению, реализуемому в данных учреждениях системы дополнительного
образования, если это ведёт к практическому дублированию занятий.
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся:
1. Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологическои
направленности ”Разговоры о важном ”
Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине - России, населяющим ее
людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Основная задача: формирование
соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и
ответственного поведения в обществе. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни
человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира,
техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и
повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам.
2.. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей
обучающихся.
Основная Цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу
достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача: формирование
готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей
профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и
внепрофессиональной деятельности. Основные организационные формы: профориентационные беседы,
деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов,
профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок
профессий. Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами получения
профессионального образования создание условий для развития надпрофессиональных навыков (общения,
работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и создание условий для познания обучающимся
самого себя, своих мотивов, устремлений,
склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои
силы и возможности.
3. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных социокультурных потребностей
обучающихся.
Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых
познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Основная задача: формирование
ценностного отношения обучающихся -к знаниям, как залогу их собственного будущего, и к культуре в
целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России.
Основные направления деятельности: занятия по дополнительному или углубленному изучению учебных
предметов или модулей в рамках кружков; занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности;
дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы
4. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и
физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов
Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом
развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Основные задачи:
раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства
вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре; физическое
развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание
силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых; оздоровление школьников,
привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и
ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда. Основные организационные формы:
занятия школьников в различных творческих объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных
студиях, театральных кружках или кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или
писательских клубах и т.п.) занятия школьников в спортивных объединениях (секциях, организация
спортивных турниров и соревнований); занятия школьников в объединениях туристскокраеведческой направленности (экскурсии, развитие школьных музеев);
5. Занятия, направленные, на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на
педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских
общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с
обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности.
Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений - заботиться о
других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя
инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения.
Основная задача: обеспечение психологического благополучия обучающихся в образовательном
пространстве школы, создание условий для развития ответственности за формирование макро- и микрокоммуникаций, складывающихся в образовательной организации, понимания зон личного влияния на уклад
школьной жизни. Основные организационные формы: педагогическое сопровождение деятельности
Российского движения школьников и Юнармейских отрядов;волонтерских, трудовых, экологических
отрядов, создаваемых для социально ориентированной работы; выборного Совета обучающихся,
создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией;
постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно
значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флэш-мобов);
творческих советов, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров,
акций; созданной из наиболее авторитетных старшеклассников группы по урегулированию конфликтных
ситуаций в школе и т.п.
Главным эффектом реализации программ внеурочной деятельности является развитие личностных
качеств учащихся.
Для занятий внеурочной деятельностью используются учебные кабинеты, актовый зал, спортивный залы,
спортивная площадка, компьютерный класс, Точка Роста, президентская библиотека, науколаб.
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направления
внеурочной
деятельности
Курсы внеурочной
деятельности
Ценностное развитие
Информационнопросветительские
занятия
"Разговоры о
важном"
Внеурочная деятельность Кружок «Я географ»
по учебным предметам
Внеурочная деятельность Функциональная
грамотность
по формированию
функциональной
грамотности
Внеурочная
Спортивные секции:
«Волейбол»;
деятельность,
«Баскетбол»;
направленная на
развитие воспитательных «Футбол»;
«Хоккей»;
мероприятий
«Лыжи»;
«Настольный
теннис»;
«Русская лапта».
Спортивная секция:
«Игровые виды
спорта»
Школьный театр
Внеурочная
деятельность по
развитию ученических
сообществ
Внеурочная
деятельность по
профессиональной
ориентации школьников
Итого:
Школьное
самоуправление,
участие в акциях
«Движение первых»
Количество часов в неделю
5A
5Б
6А
6Б
7А
7Б
8А
1
1
1
1
1
1
1
8Б
9А
9Б
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
«Россия-мои
горизонты»
7
7
6
1
1
1
1
1
1
1
1
6
6
6
1
1
1
1
1
1
1
5
5
5
Внеурочная деятельность в 10-11 классах
Внеурочная деятельность осуществляется непосредственно в образовательной организации.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, План внеурочной деятельности
формируется участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной
организацией, включает курсы внеурочной деятельности по выбору родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных
предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом
развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, региональные особенности
региона.
Допускается реализация курсов внеурочной деятельности в разновозрастных группах.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся.
5
План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем внеурочной деятельности для
обучающихся при освоении ими программ начального общего образования, основного общего образования,
среднего общего образования с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей образовательной
организации.
Внеурочная деятельность для обучающихся реализуется в соответствии с Образовательной
программой школы, Планом работы школы, Рабочей программой воспитания по следующим направлениям:
спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное в
общем объеме – 5 часов в неделю.
Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во
внеурочное время и способствующая разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка,
желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё
свободное время.
Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой –
обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей
совокупности даёт большой воспитательный и образовательный эффект.
Внеурочная деятельность организована основе реализации рабочих программ, разработанных
руководителями курсов.
Содержание курсов формируется и осуществляется посредством различных форм организации,
отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции,
диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные
исследования, общественно полезные практики и т. д. Внеурочная деятельность является равноправным,
взаимодополняющим компонентом базового образования. Внеурочная деятельность осуществляется во
второй половине дня.
Спортивно-оздоровительное направление ориентировано на формирование интереса учеников к
физкультуре и спорту, на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и
формирование установок на ведение здорового образа жизни. Занятия в кружках и спортивных секциях
предполагают популяризация данных спортивных игр, приобщение к систематическим
занятиям физической культуры и спортом, повышение двигательной активности и уровня физической
подготовленности учащихся с целью сохранения и укрепления здоровья.
Целью духовно-нравственного направления является осознанное ценностное отношение к
национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, культурно-историческому
наследию, государственной символике, законам РФ, русскому языку, народным традициям, старшему
поколению. Занятия включают разнообразные экскурсии и прогулки по окрестностям села, развивающие
занятия на базе материалов школьного музея, краеведческого музея с. Нижняя Тавда и Тюменского
исторического парка «Россия - моя история», просмотр видео- и кинофильмов, организацию бесед,
дискуссий, познавательных турниров, внеклассных и внешкольных праздников и т.д.
Общеинтеллектуальное направление ориентировано на развитие познавательных интересов детей,
расширение их кругозора, развитие интеллектуальных способностей.
Общекультурное направление реализуется через занятия в рамках Программы воспитания школы и
календарного плана воспитательной работы. Целью данного направления является развитие эмоциональнообразного и художественно-творческого мышления, формирование ценностного отношения к прекрасному,
представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Социальное направление представлено ориентировано на повышение уровня самоопределения
ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые»,
«я и общество», «я и профессия».
Деятельности способствует закреплению и практическому использованию содержания программ
учебных предметов, курсов, направленных на научно-познавательную, общественно-полезную деятельность,
художественно-эстетическое развитие, духовно-нравственное и патриотическое воспитание.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности
заключается в оценке динамики достижений обучающихся, в получении объективной
информации о качестве подготовки обучающихся в интересах всех участников образовательных
отношений.
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направления
внеурочной деятельности
Курсы внеурочной
деятельности
Ценностное развитие
Информационнопросветительские
занятия
"Разговоры о
важном"
Функциональная
грамотность
Внеурочная деятельность по
формированию
функциональной грамотности
Внеурочная деятельность,
направленная на развитие
воспитательных мероприятий
Внеурочная деятельность по
развитию ученических
сообществ
Спортивные секции
по игровым видам
спорта:
«Волейбол»;
«Баскетбол»;
«Футбол»;
«Хоккей»;
«Лыжи»;
«Настольный
теннис»;
«Русская лапта».
Школьное
самоуправление,
участие в акциях
«Движение первых»
Внеурочная деятельность по
«Россия-мои
профессиональной ориентации
горизонты»
школьников
Внеурочная деятельность по
«Медиастрана»
развитию личности
Итого:
Количество часов в неделю
10
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
6