Пояснительная записка
Предметный курс «Литература: классика и современность» адресован учащимся 8 класса общеобразовательных учреждений. Программа
курса рассчитана на 34 часа.
Предметный курс «Литература: классика и современность» предполагает реализацию основной цели: на основе актуализации имеющихся
теоретических знаний совершенствовать ранее приобретѐнные практические умения и навыки, связанные с овладением монологической речью,
умением анализировать и комментировать содержание и проблематику прочитанного текста, определять позицию автора, аргументированно и
грамотно излагать свою точку зрения .Для реализации этой цели предполагается: повторить необходимые теоретические сведения о
художественном тексте, атакже чтение произведений позволит глубже исследовать языковые особенности слова, способствовать развитию у
учащихся познавательного интереса и творческого воображения, расширение знаний, полученных на уроках литературы.
Не случаен выбор произведений для анализа на занятиях. Некоторые из них взяты из школьной программы. Но есть и новые произведения,
которые не изучаются на уроках литературы, но включены с целью более глубокого и четкого понимания творчества конкретного писателя или
поэта, с целью творческого осмысления детьми целостной авторской позиции. Это даѐт возможность обучающимся глубже проникнуть в суть
авторского слова, ближе познакомиться с прекрасным и интересным миром литературы. При разработке содержательной части курса учитывались
возрастные и психологические особенности учащихся 14-15лет.
Актуальность и востребованность программы данного курса заключается в том, что еѐ реализация способствует систематизации теоретического
материала и совершенствованию речевой деятельности учащихся. Практическая направленность курса способствует развитию универсальных
учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.
Умение дать развѐрнутый ответ в устной и письменной форме на основе прочитанного текста является одним из показателей коммуникативной
компетентности, необходимой для успешной образовательной деятельности, профессионального становления. Учащиеся должны уметь понимать
чужую речь, продуцировать собственное высказывание, формулировать своѐ мнение по одной из проблем исходного текста и доказывать его
состоятельность, композиционно правильно оформлять текст, выражать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка.
Литература – вид искусства, потому его влияние на становление личности человека и его развитие очень велико. Отражение действительности в
художественных образах действуют на сознание и чувства ребѐнка, воспитывают в нѐм определѐнное отношение к событиям и явлениям жизни,
помогают глубже и полнее познавать действительность.
Занятия предполагают разнообразные формы и методы организации деятельности учащихся: индивидуальные, парные и групповые формы работы,
аналитическую и исследовательскую деятельность, работу с разными видами источников, использование современных информационных
технологий. Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся. Задания вариативны, предполагают индивидуальный подход в
2
выполнении и презентации, имеют творческий и поисковый характер.
обязательную практическую составляющую.
Теоретический материал подаѐтся дозированно, каждое занятие имеет
Содержание курса
Раздел 1. Введение. Выявление читательских интересов – 1 час. Беседа о необходимости чтения книг. Беседа о чтении и анализе произведения
как непрерывной и сложной работе восприятия, памяти, воображения, мышления, читательских переживаний.
Раздел 2. Художественное произведение - особый, законченный в себе мир-7 часов. «Говорите не столько уху, сколько глазу», - советует К.С.
Станиславский. Определение подтекста произведения через углубленный его анализ. От того, каков подтекст произведения, как понято его содержание,
зависит интонационная выразительность исполнения, эмоциональное воздействие чтения на слушателей. Пути раскрытия внутреннего содержания
текста («открытость, прозрачность повествования», эмоциональная окраска слов, «отклоняющееся повествование», «подразумеваемый, скрытый
подтекст», «постепенное раскрытие образов». Интерпретация текста. Восприятие, истолкование, оценка. Алгоритм анализа художественного текста.
Лингвостилистический анализ. Видеть и анализировать стилистические возможности языковых средств, средства художественной изобразительности.
Для чтения и обсуждения: Проспер Мериме. Рассказ «Маттео Фальконе», А.П.Чехов. «Скрипка Ротшильда», А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери».
Анализ художественного текста как предмет исследования. Проблема понимания чести, добра и зла. Выявление подтекстовой информации (работа с
образами, словом, тропами).Раздел 3. За страницами учебника. Авторская сказка. Фольклорные традиции в авторской сказке. Разнообразие
литературных жанров- 6 часов. Авторская сказка. Фольклорные традиции в авторской сказке. Отличия сказок Салтыкова-Щедрина от народных и
пушкинских сказок. Художественное своеобразие сказок Андерсена и Гофмана. Для чтения и обсуждения: А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о работнике
его Балде»; М.Е.Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь «Коняга»; Э. Т. А. Гофман. «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»; Г.Х.Андерсен.
«Гадкий утенок».Раздел 4.В мире удивительных книг- 15 часов. Расширение культурных горизонтов. Изучение и анализ художественных
произведений авторов. Концептуальный уровень текста. Проблема подлинной и мнимой красоты человека, проблема ложного героизма, проблема
чести и сохранения человеческого достоинства. Художественная деталь как важная подтекстовая и концептуальная информация в содержании
художественного произведения. Для чтения и обсуждения: Б. Васильев. Рассказы «Уродина», «Холодно, холодно»; «Мир восклицательный знак» и др.
(на выбор). О’Генри. Новеллы «Пока ждѐт автомобиль»; «Погребок и роза». Расширение культурных горизонтов. Изучение и анализ художественных
произведений авторов. Концептуальный уровень текста. Проблемы влияния впечатлений детства на жизнь человека, проблема милосердия и
сострадания, проблема человеческого счастья. Для чтения и обсуждения: А. Приставкин. Повесть «Ночевала тучка золотая»; В.Железников. Повесть
«Чучело». Расширение культурных горизонтов. Изучение и анализ художественных произведений авторов. Концептуальный уровень текста. Проблемы
любви и дружбы в подростковой среде, взаимоотношений со взрослыми; проблемы героизма и ответственности за свои поступки. Для чтения и
обсуждения: Д.Олдридж. Рассказ «Отец и сын»; А.Битов. Рассказ «Но-га» ;К. Паустовский. Рассказы «Старый повар»; «Старик в станционном буфете»;
«Телеграмма» Раздел 4. «Чтобы помнили…». Литература о Великой Отечественной войне - 3 часа Лирические героические песни в годы войны,
их призывно-воодушевляющий характер.
3
Раздел 5. Заключение Читательская конференция «Золотая полка».
Тематическое планирование
№
Тема занятия
1
2
3
4
Введение. Выявление читательских интересов.
Значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека.
Определение подтекста произведения через углубленный его анализ.
Художественная деталь как важная подтекстовая и концептуальная информация. Рассказ П. Мериме
«Маттео Фальконе».
Рассказ А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда». Смысловое чтение
«Маленькие трагедии» А.С.Пушкина- «Моцарт и Сальери» .Аналитическое чтение
Стилистические возможности языковых средств
Выразительное чтение отрывков из любимых книг
Художественное своеобразие в создании характера героев в произведении А.С.Пушкина «Сказка о попе и о
работнике его Балде».
Сатирический смех Щедрина. Чтение и обсуждение сказок «Премудрый пескарь», «Коняга» .
Отличие сказок Салтыкова-Щедрина от народных и пушкинских сказок
Аналитическое чтение сказки Э. Т. А. Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»
Особенность сказочного мира в сказке Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»
Конкурс иллюстраций к сказкам
Б. Васильев. Рассказ «Уродина». Обучаемся формулировать проблему
Художественная деталь как важная подтекстовая информация в новелле О. Генри «Пока ждѐт автомобиль».
Пути раскрытия внутреннего содержания текста: эмоциональная окраска слов в рассказах
К. Паустовского «Старый повар», «Старик в станционном буфете».
Пути раскрытия внутреннего содержания текста:
«постепенное раскрытие образов» в рассказе К. Паустовского «Телеграмма»
Обучение анализу эпизода
Выразительное чтение и анализ отдельных эпизодов из прочитанных книг
Смысловое чтение повести А. Приставкина
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Количество часов
лекция
практикум
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
итог
«Ночевала тучка золотая
Смысловое чтение повести А. Приставкина
«Ночевала тучка золотая»
Авторская позиция в повести «Ночевала тучка золотая».
Комментированное чтение повести В.Железникова «Чучело».
Художественные особенности диалогов, отражающих действия героев в повести В.Железникова «Чучело».
Знакомство с книгой Д.Олдриджа «Последний дюйм».
Смысловое чтение отрывка «Отец и сын» из произведения Д.Олдриджа «Последний дюйм».
Комментированное чтение рассказа А. Битова
«Но-га».
Выделить элементы сюжета в рассказе А. Битова
«Но-га». Ключевая сцена и главный герой Зайцев
Литературная гостиная «Живая книга».
Лирические и героические песни в годы войны, ихпризывно-воодушевляющий характер.
Отбор материала для литературной гостиной,выразительное чтение стихотворений.
Литературная гостиная «Чтобы помнили».
Подведение итогов. Читательская конференция
«Золотая полка»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
19
5
6
№
п/п
Тема урока
Количество
часов
Лек-ция
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Введение. Выявление читательских интересов
1
Значение выразительного (художественного) чтения в
жизни человека.
Определение подтекста произведения через
углубленный его анализ.
Художественная деталь как важная подтекстовая и
концептуальная информация. Рассказ П. Мериме
«Маттео Фальконе».
Рассказ А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда».
Смысловое чтение
«Маленькие трагедии» А.С.Пушкина- «Моцарт и
Сальери»
Стилистические возможности языковых средств
Выразительное чтение отрывков из любимых книг
Художественное своеобразие в создании характера
героев в произведении А.С.Пушкина «Сказка о попе и
о работнике его Балде».
Сатирический смех Щедрина. Чтение и обсуждение
сказок
«Премудрый пескарь», «Коняга».
Отличие сказок Салтыкова-Щедрина от
народных
и
пушкинских сказок
Аналитическое чтение сказки Э. Т. А. Гофмана
«Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»
1
Дата изучения Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
Практикум
План
Фак
т
http://www.azbuk.net/sc
hool/
1
1
http://litera.edu.ru/
1
http://litera.edu.ru/
1
http://litera.edu.ru/
1
1
1
http://litera.edu.ru/
1
http://litera.edu.ru/
1
1
http://litera.edu.ru/
7
13
14
15
16
17
18
19
Особенность сказочного мира в сказке Г. Х. Андерсен
«Гадкий утенок»
Конкурс иллюстраций к сказкам
Б. Васильев. Рассказ «Уродина». Обучаемся
формулировать проблему
Художественная деталь как важная подтекстовая
информация в новелле О. Генри «Пока ждѐт
автомобиль».
Пути раскрытия внутреннего содержания текста:
эмоциональная окраска слов в рассказах К.
Паустовского
«Старый повар», «Старик в станционном буфете».
Пути раскрытия внутреннего содержания текста:
«постепенное раскрытие образов» в рассказе К.
Паустовского
«Телеграмма»
Обучение анализу эпизода
1
http://litera.edu.ru/
1
1
http://litera.edu.ru/
1
http://litera.edu.ru/
1
http://litera.edu.ru/
1
http://litera.edu.ru/
1
20
Выразительное чтение и анализ отдельных эпизодов
из прочитанных книг
1
21
Смысловое чтение повести А. Приставкина
«Ночевала тучка золотая
1
22
Смысловое чтение повести А. Приставкина
«Ночевала тучка золотая
1
23
Авторская позиция в повести «Ночевала тучка
золотая».
http://litera.edu.ru/
http://litera.edu.ru/
1
8
24
Комментированное чтение повести В.Железникова
«Чучело».
1
26
Художественные особенности диалогов,
отражающих действия героев в повести
В.Железникова «Чучело».
Знакомство с книгой Д.Олдриджа «Последний дюйм».
27
Смысловое чтение отрывка «Отец и сын» из
произведения Д.Олдриджа «Последний дюйм».
1
28
Комментированное чтение рассказа А. Битова «Нога».
1
29
Выделить элементы сюжета в рассказе А. Битова «Нога». Ключевая сцена и главный герой Зайцев
1
30
Литературная гостиная «Живая книга».
1
31
Лирические и героические песни в годы войны, их
призывно- воодушевляющий характер.
32
Отбор материала для литературной гостиной,
выразительное чтение стихотворений.
1
33
Литературная гостиная «Чтобы помнили».
1
25
http://litera.edu.ru/
1
1
http://litera.edu.ru/
http://litera.edu.ru/
1
9
34
Подведение итогов. Читательская конференция
«Золотая полка»
ИТОГО
1
15
19
10
11
Список литературы
Для учителя
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников : Методический консруктор. Москва:
«Просвещение», 2010.
2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения : / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.. 3.Зверкова
П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками.]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г.
4. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения : / Савенков А.И. М.: Академия, 2005г.
5. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула : / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3.
6. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998
7. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В.
Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г.
8. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000,№7
Для обучающихся :Электронные ресурсы:
1. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
2. Артикул. Электронная поэтическая библиотека русской и зарубежной поэзии, Проза поэтов, статьи, заметки, эссе. Избранные статьи
литературоведов. http://www.ipmce.su/~igor/
3. Библиотека Максима Мошкова.
http://lib.ru/
4 .Русская и зарубежная литература для школы на «Российском общеобразовательном портале».
http://litera.edu.ru/
5. Биографии великих русских писателей и
поэтов. http://writerstob.narod.ru/
6. Друзья и партнеры: Русская литература. Двуязычный информационно-поисковый сайт по русской литературе XIX—XX вв.
http://www.fplib.org/literature/
7. Библиотека. http://www.azbuk.net/school/
12