Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Приказа Минобразования от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
Базисный учебный план (приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»);
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10.2015 года № 08.1786 « О рабочих программах учебных
предметов»
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией И.М. Бгажноковой
Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История Отечества. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват.
программы/И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова.-3-е изд.,перераб.- М.: Просвещение, 2023., 223 с.
Положения о рабочих программах МАОУ «Велижанская СОШ».
Цель: формировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.
Задачи:
образовательные:
усвоить важнейшие факты истории;
создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
овладеть умением применять знания по истории в жизни;
выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
воспитательные;
гражданское воспитание учащихся,
патриотическое воспитание,
воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
нравственное воспитание,
эстетическое воспитание,
трудовое воспитание,
правовое воспитание,
формирование мировоззрения учащихся.
коррекционно – развивающие:
развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.
содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
расширять лексический запас, развивать связную речь.
Сведения о программе
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук И.М. Бгажноковой «Программы
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник Москва «Просвящение» 2013г
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории для учащихся с
интеллектуальными нарушениями.
Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию
имеющихся специфических нарушений.
Обоснование выбора
Выбор данной авторской программы и УМК обусловлен тем, что история России разработана для детей с нарушением интеллекта. Учебный предмет, в который
заложено изучение исторического материала, овладение определёнными знаниями, умениями, навыками. Отводится большая роль коррекционного
воздействия изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к
жизни.
В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи.
Дается отчетливый образ наиболее яркого событиями выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий
способствует лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом
использую уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Весь исторический материал представлен отечественной историей. На уроках использую информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный
материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт
представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления
сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории ведется специальная работа по использованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с использованием исторических дат.
Определение места и роли учебного предмета.
Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные
достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом. В настоящей рабочей
программе на уроки истории в 7 классе отводится 68 ч в год, 2 ч в неделю.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3)сформированность адекватных представлений о собственных возможностях;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
8)принятие и освоение социальной роли обучающегося;
9)сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;
12)сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Уровни овладения предметными результатами.
Достаточный уровень
Учащиеся должны знать:
- Какие исторические даты называются точными, приблизительными;
-Когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);
-Кто руководил основными сражениями.
Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- Пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
- Соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- Пользоваться «Лентой времени», соотносить год с веком;
- Устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат;
- Правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
- Пересказывать содержание изучаемого материала близко к теме.
Минимальный уровень
Учащиеся должны знать:
- когда произошли события от Крещения Руси до Куликовской битвы (с помощью вопросов учителя);
- кто руководил основными сражениями (с помощью учителя).
Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- Пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану (с помощью учителя);
- Соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- Устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат (с помощью вопросов);
- Пересказывать содержание изучаемого материала близко к теме (с помощью учителя).
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и
достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно
относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых,
бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные учебные
действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять
коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение,
анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном
материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые
межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Краткий учебный курс.
№
Раздел
Количество
часов
Краткое содержание курса
1
Древняя Русь.
11
Славяне — коренное население Европы. Ветви славян и славянских языков: восточная западная, южная.
Славяне-воины; борьба славян со степными кочевниками; походы на Византию. Грады как центры племенных
союзов. Верховная знать — князья, старейшины, их опора — дружина. Вече — общественный орган
управления. Сбор дани с членов общины, полюдье. Быт восточных славян. Речные пути как условие развития
внутренних и внешних связей восточных славян. Обмен товарами, развитие торговли. Возникновение городов
Киева и Новгорода. Истоки славянского язычества.
2
Древнерусское
государство. Киевская
Русь.
12
Первое Древнерусское государство — Киевская Русь (IX в.). Управление государством: великий князь,
дружина, знать. Развитие древних городов Руси: Киев, Переславль, Чернигов, Смоленск, Новгород и др.
Развитие товарно-денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя торговля с северными
народами, западными и южными славянами. Торговые пути к греческим черноморским колониям. Первые
русские князья и основание рода Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир. Военные походы князей для
расширения границ государства и покорения соседних племен.
3
Крещение Киевской
Руси (X в.) Расцвет
Русского государства.
16
Истоки христианской веры. Религии в X—XI вв. Языческая религия Киевской Руси и религии соседних
государств. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о принятии Русью
христианства от Византии. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Киев — один из крупнейших
городов Европы. Законотворчество в Киевской Руси. Русь после смерти Ярослава Мудрого. Причины распада
единого государства на отдельные княжества. Новгород — крупный культурный и торговый центр.
Новгородская боярская республика, городское вече, посадник, князь новгородский. Объединение РостовоСуздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147).
4
Русь в борьбе с
завоевателями(XIII—
XV вв.)
18
Монгольские кочевые племена. Провозглашение Чингисхана великим каганом всех монгольских племен.
Покорение войском Чингисхана соседних племен. Сражение на реке Калке. Поражение русско-половецкого
войска кочевниками. Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск Батыя. Развитие новых
центров (Тверь, Москва, Кострома и др.). Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение
золотоордынского ига как национальная задача. Собирание Москвой русских земель. Иван Калита —
московский князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, ее значение для победы над Ордой.
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного государства —
Иван III. История Московского Кремля. Ликвидация зависимости Московского государства от Золотой Орды.
5
Единое Московское
государство.
№
Раздел, тема
Дата
11
Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV (Грозного).
Реформаторская деятельность Ивана Грозного. Продвижение в Сибирь, освоение Сибири. Положение
крепостных крестьян. Избрание Бориса Годунова на царство, его военные успехи. Лжедмитрий, его роль в
истории Смутного времени. Поход Лжедмитрия в Москву, захват российского престола. Конец правления
Лжедмитрия. Народные волнения и восстания. Семибоярщина — заговор и предательство интересов
государства группой бояр Освободительная борьба русского народа против польского засилья, ополчение
Минина и Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского
царя из рода Романовых. Распространение рукописных книг. Иван Федоров. Развитие книгопечатания.
Появление первых учебных книг: «Грамматика», «Считание удобное» (таблица умножения), «Большой
букварь». Век великих географических открытий Азии, Дальнего Востока (С. Дежнев, Е. Хабаров, В. Поярков,
В. Атласов). Быт народа и высшего сословия. Патриархальность, сословность общественного уклада.
Предметные результаты
БУД
п/п
Формы
организации
учебных занятий
Виды учебной
деятельности
Достаточный
Минимальный
Познакомить учащихся с
термином история;
формировать интерес к
новому учебному предмету.
Формирование
представлений о ленте
времени; развивать умения
устанавливать
последовательность
событий, определять их
длительность, сопоставляя
даты, соотносить год с
веком.
Проявлять
интерес к
изучению
истории.
Проявлять
интерес к
изучению
истории.
Личностные. Бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и
страны. Коммуникативные. Организацию и
планирование учебного сотрудничества с учител
сверстниками. Регулятивные. Осознанно действо
на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных
задач. Познавательные. Дифференцированно
воспринимать окружающий мир, его временно
пространственную организацию.
Личностные. Бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и
страны. Коммуникативные. Организацию и
планирование учебного сотрудничества с учител
сверстниками. В каких местах селились славяне.
Использование усвоенных исторических понятий
самостоятельных
высказываниях; Регулятивные. Принимать и
сохранять цели и задачи решения типовых учебн
практических задач, осуществлять коллективный
поиск средств их
осуществления. Познавательные. Дифференциро
воспринимать окружающий мир, его временно
пространственную организацию. Использовать в
жизни и деятельности некоторые межпредметны
знания, отражающие доступные существенные с
отношения между объектами и процессами.
1
Введение (2
ч) История –
наука о
прошлом. Лента
времени.
04.09
Урок изучения
нового материала.
2
Наша Родина
Россия, её
положение на
карте.
Государственные
символы России.
05.09
Комбинированный.
3
Древняя Русь
(9ч)
Происхождение
славян. Три
ветви славян.
11.09
Урок изучения
нового материала.
Формировать у учащихся
представления о жизни
наших предков – восточных
славян; на какие племена
были разделены; места их
расположения.
Формировать понятия
многонациональное
государство; учить уважать
людей других
национальностей.
Уметь
объяснять
значение
словарных слов
и понятий.
Уметь
объяснять
значение
словарных слов
и понятий (с
помощью
учителя).
4
В каких местах
селились
славяне.
12.09
Комбинированный.
1. Познакомить
учащихся с
процессом
расселения
восточнославянских
племён в
древности; Дать
Уметь
объяснять
значение
словарных слов
и понятий.
Уметь
объяснять
значение
словарных слов
и понятий (с
ученикам общее
представление о
занятиях и быте
древних славян.
Формировать
умение работать с
картой;
помощью
учителя).
патриотизма.
5
Славяне и
соседние народы
18.09
Комбинированный.
Формирование
представлений о
славянских племенах и
племенах, которые
населяли Европу; развитие
словесно-логического
мышления учащихся;
формирование образов
других племен: германских,
печенежских, норманнов и
др.
Устанавливать
причины
языческих
верований и
обрядов.
Устанавливать
причины
языческих
верований и
обрядов (с
помощью
учителя).
6
Облик славян и
черты их
характера.
19.09
Комбинированный.
Формирование
представлений об облике
славян, характере;
формирование
положительного отношения
к предкам; учить детей
делать вывод о сложной
жизни женщин в племенах
восточных славян.
Устанавливать
причины
языческих
верований и
обрядов.
Устанавливать
причины
языческих
верований и
обрядов (с
помощью
учителя).
7
Торговый путь
«Из варяг в
греки».
25.09
Комбинированный.
Учить детей прослеживать
путь по карте с опорой на
текст.
Уметь работать
с картой.
Уметь работать
с картой (с
помощью
учителя).
Личностные. Бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и
страны. Коммуникативные. Организацию и
планирование учебного сотрудничества с учител
сверстниками. В каких местах селились славяне.
Использование усвоенных исторических понятий
самостоятельных
высказываниях; Регулятивные. Принимать и
сохранять цели и задачи решения типовых учебн
практических задач, осуществлять коллективный
поиск средств их
осуществления. Познавательные. Дифференциро
воспринимать окружающий мир, его временно
пространственную организацию.
8
Занятие
восточных
славян.
Комбинированный.
Познакомить учащихся с
хозяйством и укладом
жизни восточных славян;
формировать представление
о том, что земледелие было
основным занятием славян,
раскрыть значение этого
занятия на примерах и с
помощью иллюстраций.
Уметь
описывать образ
жизни
восточных
славян, места
расселений.
Уметь
описывать
образ жизни
восточных
славян, места
расселений (по
вопросам
учителя)
9
Организация
жизни славян.
26.09
Комбинированный.
Познакомить учащихся с
хозяйством и укладом
жизни восточных славян;
формировать представление
о том, что земледелие было
основным занятием славян,
раскрыть значение этого
занятия на примерах и с
помощью иллюстраций.
Уметь
описывать образ
жизни
восточных
славян, места
расселений.
Уметь
описывать
образ жизни
восточных
славян, места
расселений (по
вопросам
учителя)
10
Жилища,
одежда,
семейные
обычаи
восточных
славян
02.10
Комбинированный.
Познакомить учащихся с
жилищами восточных
славян; учить рассуждать и
отвечать на вопросы;
развивать представления о
женской и мужской одежде,
предметах декора;
познакомить с
украшениями.
Уметь
описывать образ
жизни
восточных
славян, места
расселений.
Уметь
описывать
образ жизни
восточных
славян, места
расселений (по
вопросам
учителя)
11
Языческие
традиции
восточных
славян.
03.10
Комбинированный.
Познакомить учащихся с
языческими традициями
восточных славян; развитие
воображения и связной
речи; формирование умения
делать выводы. Искать
связь между
Уметь
описывать образ
жизни
восточных
славян, места
расселений.
Уметь
описывать
образ жизни
восточных
славян, места
расселений (по
Личностные. Бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и
страны. Коммуникативные. Организацию и
планирование учебного сотрудничества с учител
сверстниками. В каких местах селились славяне.
Использование усвоенных исторических понятий
самостоятельных
высказываниях; Регулятивные. Принимать и
сохранять цели и задачи решения типовых учебн
практических задач, осуществлять коллективный
поиск средств их
осуществления. Познавательные. Дифференциро
воспринимать окружающий мир, его временно
пространственную организацию.
Личностные. Бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и
страны. Коммуникативные. Организацию и
планирование учебного сотрудничества с учител
сверстниками. В каких местах селились славяне.
Использование усвоенных исторических понятий
самостоятельных
высказываниях; Регулятивные. Принимать и
сохранять цели и задачи решения типовых учебн
практических задач, осуществлять коллективный
поиск средств их
осуществления. Познавательные. Дифференциро
воспринимать окружающий мир, его временно
пространственную организацию.
сохранившимися в
настоящее время
традициями (празднование
дня Ивана Купалы,
Масленицы) с языческими
традициями.
вопросам
учителя)
Повторение по
изученной теме.
Контрольные
вопросы
09.10
Урок обобщения и
систематизации.
Обобщить и
систематизировать знания и
представления учащихся о
славянах, их жизни,
традициях.
Уметь работать
с учебником,
картой,
карточками с
заданиями.
Уметь работать
с учебником,
картой, с
карточками (с
помощью
учителя)
Древнерусское
государство
Киевская
Русь. (12ч) Как
возникло
древнерусское
государство.
10.10
Урок изучения
нового материала.
Помочь учащимся понять,
как зарождалась
государственность у
восточных славян, и создать
конкретные представления
о том, как управлялось
Древнерусское государство
и каковы были его
особенности.
Уметь
объяснять
возникновения
государства, его
структуры.
Уметь
устанавливать
причины
возвышения
среди племен
отдельных
личностей (с
помощью
учителя).
13
О чем
рассказывает
древняя
летопись.
16.10
Комбинированный.
Познакомить учащихся с
«Повестью временных лет».
Как князь Рюрик стал
управлять Новгородом.
14
Об Аскольде,
Дире и их
походах в
Византию
17.10
Комбинированный.
Познакомить учащихся с
преданиями об Аскольде и
Дире.
Уметь
объяснять
причины захвата
чужих земель,
войн между
племенами,
народами.
Уметь
описывать
отдельных
12
Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и
страны. Коммуникативные. Организацию и
планирование учебного сотрудничества с учител
сверстникам; понимание содержания учебных
заданий, их выполнение самостоятельно или с
помощью учителя. Регулятивные. Принимать и
сохранять цели и задачи решения типовых учебн
практических задач, осуществлять коллективный
поиск средств их
осуществления. Познавательные. Дифференциро
воспринимать окружающий мир, его временно
пространственную организацию. Использовать в
жизни и деятельности некоторые межпредметны
знания, отражающие доступные существенные с
отношения между объектами и процессами.
15
Князь Олег (882
- 912).
Правление Олега
в Киевской Руси.
23.10
Комбинированный.
Познакомить учащихся с
деятельностью первых
русских князей (Олега);
проследить начало
династии Рюриковичей,
проследить территорию
государства в IX в.
исторических
лиц (Олег,
Игорь). Знать
названия
древних городов
Руси.
Знать названия
древних
городов Руси.
16
Обобщающий
урок по
изученным
темам.
24.10
Урок обобщения и
систематизации.
Обобщить и
систематизировать знания и
представления учащихся о
славянах, их жизни,
традициях.
Уметь работать
с учебником,
картой,
карточками с
заданиями.
Уметь работать
с учебником,
картой, с
карточками (с
помощью
учителя)
II четверть.
17
Древнерусское
государство
Киевская Русь.
Князь Игорь из
рода
Рюриковичей
(913 -945).
06.11
Урок изучения
нового материала.
Познакомить учащихся с
деятельностью первых
русских князей Олега,
Игоря; проследить начало
династии Рюриковичей.
Проследить с какими
племенами Русь вела
торговлю, по каким морям
плавали русичи, с какими
трудностями это было
сопряжено, какая опасность
угрожала Киевской Руси.
18
Походы Игоря
на Византию.
Предание о
гибели князя
Игоря.
07.11
Комбинированный.
Познакомить учащихся с
преданием о гибели князя
Игоря; формировать
эмпатию у учащихся;
развитие пространственной
ориентировки и
Уметь
описывать
отдельных
исторических
лиц (Олег,
Игорь). Знать
названия
древних городов
Уметь
устанавливать
причины
возникновения
государства (по
вопросам
учителя).
Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и
страны. Коммуникативные. Организацию и
планирование учебного сотрудничества с учител
сверстниками. Регулятивные. Принимать и сохра
цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный
поиск средств их осуществления. Общение и
взаимодействие с учителем и учениками по
совместной деятельности или обмену информаци
Способность действовать с учетом позиции друг
уметь согласовывать свои действия.
Познавательные. Применять начальные сведени
сущности и особенности объектов, процессов и
явлений действительности в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета и д
разрешения познавательных и практических зада
Использовать в жизни и деятельности некоторые
мыслительной
деятельности.
19
Как княгиня
Ольга отомстила
древлянам
13.11
Комбинированный.
Познакомить учащихся с
местью княгини Ольге.
Учить рассуждать, опираясь
на факты и доказывать
свою точку зрения.
Продолжать учить
составлять полные и
развернутые ответы,
развивать умение работать
коллективно (устно) и
индивидуально (письменно)
с дополнительным
материалом.
межпредметные знания, отражающие доступные
существенные связи и отношения между объекта
процессами.
Уметь
объяснять
причины захвата
чужих земель,
войн между
племенами,
народами.
Знать
исторические
имена (Ольга).
20
Ольга наводит
порядок в
Киевской Руси.
Посольство
Ольги в
Византию.
14.11
Комбинированный.
Воспитывать у учащихся
прилежание, интерес к
знаниям об истории своего
отечества.
Уметь
описывать
отдельных
исторических
лиц (Ольга,
Святослав).
Знать
исторические
имена (Ольга).
21
Сын князя Игоря
и Ольги —
Святослав.
Война
Святослава с
хазарами.
20.11
Комбинированный.
Раскрыть роль княжеской
дружины; показать на
конкретных примерах
укрепление единой
верховной власти князя.
Учить работать с планом;
выделять главные мысли из
текста; свободно
ориентироваться в тексте
учебника. Довести до
понимания учащихся,
Уметь
описывать
отдельных
исторических
лиц (Ольга,
Святослав).
Знать
исторические
имена (Ольга,
Игорь,
Святослав)).
почему необходимо изучать
жизнь наших предков в
далеком прошлом.
22
Битвы
Святослава на
Балканах. Гибель
Святослава.
21.11
Комбинированный.
Развитие представлений о
битвах Святослава на
Балканах. Коррекция и
развитие связной устной
речи через выполнение
заданий в учебнике и
беседы с учителем.
Уметь
описывать
отдельных
исторических
лиц (Ольга,
Святослав).
23
Повторение по
теме
«Древнерусское
государство
Киевская Русь»
27.11
Урок обобщения и
систематизации.
Обобщить и
систематизировать знания и
представления учащихся о
славянах, их жизни,
традициях.
Уметь работать
с учебником,
картой,
карточками с
заданиями.
Уметь работать
с учебником,
картой, с
карточками (с
помощью
учителя)
24
Крещение
Киевской Руси.
Расцвет Русского
государства
(16ч). Сыновья
князя
Святослава.
28.11
Комбинированный.
Формировать
представления о сыновьях
князя Святослава:
Ярополке, Олеге,
Владимире. Формировать
представления о
Возвращении Владимира на
Русь с большим войском из
варягов. Коррекция и
развитие мыслительной
деятельности путем
заданий по «ленте времени»
Уметь
объяснять
развития
православия,
смены
языческой
культуры на
христианскую.
Уметь
устанавливать
(по вопросам
учителя)
причины:
возникновения
государства;
Крещения
Руси.
Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и
страны. Коммуникативные. Организация и
планирование учебного сотрудничества с учител
сверстниками. Регулятивные. Осуществлять взаи
контроль совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Познавательные. Использовать логические дейс
сравнение, анализ, обобщение, классификацию,
установление аналогий, закономерностей на
наглядном, доступном вербальном материале, ос
практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями.
25
Возвращение
Владимира на
Русь.
04.12
Комбинированный.
Формировать
представления о сыновьях
князя Святослава:
Ярополке, Олеге,
Владимире. Формировать
представления о
Возвращении Владимира на
Русь с большим войском из
варягов. Коррекция и
развитие мыслительной
деятельности путем
заданий по «ленте времени»
Уметь
объяснять
развития
православия,
смены
языческой
культуры на
христианскую.
Уметь
устанавливать
(по вопросам
учителя)
причины:
возникновения
государства;
Крещения
Руси.
26
Князь Владимир
Красное
Солнышко.
05.12
Комбинированный.
Дать общее представление
об учении христианства, о
значении князя Владимира
в крещении Руси; раскрыть
значение принятия
христианства; Развивать
умения работать
одновременно с
несколькими источниками
(учебник, иллюстрации,
дополнительный материал).
Воспитывать уважительное
отношение к людям
религиозных убеждений,
гуманистическим правилам
жизни.
Уметь
объяснять
развития
православия,
смены
языческой
культуры на
христианскую.
Уметь
устанавливать
(по вопросам
учителя)
причины:
возникновения
государства;
Крещения
Руси.
27
Крещение Руси.
11.12
Комбинированный.
Дать общее представление
об учении христианства, о
значении князя Владимира
в крещении Руси; раскрыть
значение принятия
христианства; Воспитывать
уважительное отношение к
людям религиозных
Уметь
объяснять
развития
православия,
смены
языческой
Уметь
устанавливать
(по вопросам
учителя)
причины:
возникновения
государства;
Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и
страны. Коммуникативные. Организация и
планирование учебного сотрудничества с учител
сверстниками. Регулятивные. Осуществлять взаи
контроль совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Познавательные. Использовать логические дейс
сравнение, анализ, обобщение, классификацию,
установление аналогий, закономерностей на
наглядном, доступном вербальном материале, ос
практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями.
Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и
страны. Коммуникативные. Организация и
планирование учебного сотрудничества с учител
сверстниками. Регулятивные. Осуществлять взаи
контроль совместной деятельности, адекватно
убеждений,
гуманистическим правилам
жизни.
культуры на
христианскую.
28
Заслуги князя
Владимира в
укреплении
Русского
государства
12.12
Комбинированный.
Формировать
представления о князе
Владимире как о человеке,
который проявлял заботу о
людях; Коррекция и
развитие связной устной
речи через задания в
учебнике.
Знать основные
события
периодов:
Крещение Руси;
Расцвет
Русского
государства при
Ярославе
Мудром.
29
Расцвет Русского
государства при
Ярославе
Мудром (1019 —
1054)
18.12
Комбинированный.
Подчеркнуть значение
деятельности Ярослава
Мудрого для укрепления
государственности на Руси;
раскрыть сущность
«Русской Правды».
Развивать умения работать
с документами: учить
анализировать и делать
выводы; развивать умения
поддерживать беседу по
оценке исторической
деятельности Ярослава
Мудрого. Вызвать чувство
восхищения у учащихся
жизнью и деятельностью
Ярослава Мудрого.
Знать основные
события
периодов:
Крещение Руси;
Расцвет
Русского
государства при
Ярославе
Мудром.
Довести до понимания
учащимся значение
деятельности Мономаха;
кратко ознакомить с
Уметь
описывать
отдельных
исторических
30
Русь после
смерти Ярослава
Мудрого.
19.12
Комбинированный.
31
Князь Владимир
Мономах.
Память о
Владимире
25.12
Комбинированный.
Крещения
Руси.
оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Познавательные. Использовать логические дей
сравнение, анализ, обобщение, классификаци
установление аналогий, закономерностей н
наглядном, доступном вербальном материале, о
практической деятельности в соответствии
индивидуальными возможностями.
Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и
страны. Коммуникативные. Организация и
планирование учебного сотрудничества с учител
сверстниками. Регулятивные. Осуществлять взаи
контроль совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Познавательные. Использовать логические дей
сравнение, анализ, обобщение, классификаци
установление аналогий, закономерностей н
наглядном, доступном вербальном материале, о
практической деятельности в соответствии
индивидуальными возможностями.
Знать основные
события
периодов:
Крещение Руси;
Расцвет
Русского
государства при
Ярославе
Мудром.
Знать
исторические
имена (Ярослав
Мудрый,
Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и
страны. Коммуникативные. Организация и
планирование учебного сотрудничества с учител
Мономахе в
истории
Киевской Руси
(1113 - 1125).
32
Обобщающий
урок по
изученным
темам.
26.12
Урок обобщения и
систематизации.
Поучением детям.
Продолжать развивать
умения поддерживать
беседу по оценке
исторической деятельности.
Воспитывать чувство
гордости за народ, который
упорным трудом добился
высоких достижений.
лиц (Ярослав
Мудрый,
Владимир
Мономах).
Обобщить и
систематизировать знания и
представления учащихся о
славянах, их жизни,
традициях.
Уметь работать
с учебником,
картой,
карточками с
заданиями.
Владимир
Мономах).
Уметь работать
с учебником,
картой, с
карточками (с
помощью
учителя)
сверстниками. Регулятивные. Осуществлять взаи
контроль совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Познавательные. Использовать логические дей
сравнение, анализ, обобщение, классификаци
установление аналогий, закономерностей н
наглядном, доступном вербальном материале, о
практической деятельности в соответствии
индивидуальными возможностями.
III четверть.
33
Крещение
Киевской Руси.
Расцвет Русского
государства.
15.01
Урок открытия
новых знаний.
Формировать
представления о князе
Владимире как о человеке,
который проявлял заботу о
людях; Коррекция и
развитие связной устной
речи через задания в
учебнике.
Уметь
описывать
отдельных
исторических
лиц (Ярослав
Мудрый,
Владимир
Мономах).
Знать
исторические
имена (Ярослав
Мудрый,
Владимир
Мономах).
Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и
страны. Коммуникативные. Организационное
планирование учебного сотрудничества с учител
сверстниками. Регулятивные. Осознанно действо
на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных
задач. Познавательные. Дифференцированно
воспринимать окружающий мир, его временно
пространственную организацию.
34
Распад Руси на
отдельные
княжества в XII
веке.
16.01
Комбинированный.
Дать сведения о причинах
обособления княжеств;
провести работу над
формированием понятий
«раздробленность»,
«вотчинник»; выделить
положительные и
отрицательные черты
распада Киевской Руси.
Уметь
объяснять
причины
распада
Киевской Руси
Уметь
устанавливать
причины
распада
Киевской Руси
(по вопросам
учителя)
Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и
страны. Коммуникативные. Организационное
планирование учебного сотрудничества с учител
сверстниками. Регулятивные. Осознанно действо
на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных
задач. Познавательные. Дифференцированно
Способствовать
запоминанию и
воспроизведению
изученного материала,
выработке умений
устанавливать причинноследственные связи; учить
связно и развернуто
излагать факты, опираясь
на таблицы, схемы,
рисунки; объяснять
сложные понятия на основе
текста учебника, таблиц.
Вызывать интерес к
изучаемому материалу.
35
36
Новгородская
республика.
Господин
великий
Новгород
22.01
Занятие и
торговые пути
новгородцев.
23.01
Комбинированный.
Познакомить учащихся с
единственной республикой
на Руси.
Способствовать
запоминанию и
воспроизведению
изученного материала,
выработке умений
устанавливать причинноследственные связи; учить
связно и развернуто
излагать факты, опираясь
на таблицы, схемы,
рисунки.
Комбинированный.
Познакомить учащихся с
единственной республикой
на Руси в 12 в.
Способствовать
запоминанию и
воспроизведению
изученного материала,
воспринимать окружающий мир, его временно
пространственную организацию.
Уметь
описывать
нравственные
черты
прогрессивных
представителей
народа,
государства,
религии,
культуры. Знать
расцвет
культуры
древней Руси
Знать названия
городов: Киев,
Новгород
Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и
страны. Коммуникативные. Организационное
планирование учебного сотрудничества с учител
сверстниками. Регулятивные. Осознанно действо
на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных
задач. Познавательные. Дифференцированно
воспринимать окружающий мир, его временно
пространственную организацию.
Уметь
описывать
нравственные
черты
прогрессивных
представителей
народа,
Знать названия
городов: Киев,
Новгород
Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и
страны. Коммуникативные. Организационное
планирование учебного сотрудничества с учител
сверстниками. Регулятивные. Осознанно действо
на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных
37
38
Ростово Суздальское
княжество в XII
веке. Князь
Юрий
Долгорукий
(1132 -1157).
29.01
История
возникновения
Москвы.
30.01
Комбинированный.
выработке умений
устанавливать причинноследственные связи; учить
связно и развернуто
излагать факты, опираясь
на таблицы, схемы,
рисунки.
государства,
религии,
культуры. Знать
расцвет
культуры
древней Руси
Познакомить учащихся с
Ростово-Суздальским
княжеством.
Уметь
описывать
нравственные
черты
прогрессивных
представителей
народа,
государства,
религии,
культуры. Знать
расцвет
культуры
древней Руси
Знать
исторические
имена (Юрий
Долгорукий)
Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и
страны. Коммуникативные. Организационное
планирование учебного сотрудничества с учител
сверстниками. Регулятивные. Осознанно действо
на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных
задач. Познавательные. Дифференцированно
воспринимать окружающий мир, его временно
пространственную организацию.
Уметь
описывать
нравственные
черты
прогрессивных
представителей
народа,
государства,
религии,
культуры. Знать
расцвет
культуры
древней Руси
Знать названия
городов: Киев,
Новгород,
Москва
Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и
страны. Коммуникативные. Организационное
планирование учебного сотрудничества с учител
сверстниками. Регулятивные. Осознанно действо
на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных
задач. Познавательные. Дифференцированно
воспринимать окружающий мир, его временно
пространственную организацию.
Способствовать
запоминанию и
воспроизведению
изученного материала,
выработке умений
устанавливать причинноследственные связи; учить
связно и развернуто
излагать факты, опираясь
на таблицы, схемы,
рисунки.
Комбинированный.
Познакомить учащихся с
историей возникновения
Москвы.
Способствовать
запоминанию и
воспроизведению
изученного материала,
выработке умений
устанавливать причинноследственные связи; учить
связно и развернуто
излагать факты, опираясь
на таблицы, схемы,
рисунки.
задач. Познавательные. Дифференцированно
воспринимать окружающий мир, его временно
пространственную организацию.
39
Культура Руси в
05.02
Комбинированный.
Показать, что в начале XII
века культура Киевской
Руси достигла своего
расцвета; показать, что
самыми большими и
красивыми зданиями были
церкви, соборы, монастыри;
подчеркнуть, что на
русскую культуру оказало
большое влияние
византийская культура.
Способствовать развитию
памяти, внимания,
мышления; в процессе
работы с учебником
находить ответы на
вопросы, формулировать
вопросы к тексту.
Уметь
описывать
нравственные
черты
прогрессивных
представителей
народа,
государства,
религии,
культуры. Знать
расцвет
культуры
древней Руси
Знать названия
городов: Киев,
Новгород,
Москва.
X – XIII вв
40
Повторение по
изученной теме.
06.02
Урок обобщения и
систематизации.
Обобщить и
систематизировать знания и
представления учащихся о
славянах, их жизни,
традициях.
Уметь работать
с учебником,
картой,
карточками с
заданиями.
Уметь работать
с учебником,
картой, с
карточками (с
помощью
учителя)
41
Русь в борьбе с
завоевателями
(18ч).
Образование
монгольского
государства.
12.02
Комбинированный.
Сформировать знания об
образовании монгольской
державы и основателе
монгольской империи –
Чингисхане; раскрыть
завоевательный характер
внешней политики
Чингисхана и его
преемников; объяснить
внутреннюю политику
монгольских государств;
способствовать развитию
исторического мышления,
Знать основные
события
периодов:
раздробленность
русских земель,
монгольское
нашествие.
Знать
исторические
имена
(Чингисхан).
Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и
страны. Коммуникативные. Организационное
планирование учебного сотрудничества с учител
сверстниками. Регулятивные. Осознанно действо
на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных
задач. Познавательные. Дифференцированно
воспринимать окружающий мир, его временно
пространственную организацию.
Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и
страны. Коммуникативные. Организацию и
планирование учебного сотрудничества с учител
сверстниками. Регулятивные. Принимать и сохра
цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный
поиск средств их осуществления. Общение и
взаимодействие с учителем и учениками по
совместной деятельности или обмену информаци
Способность действовать с учетом позиции друг
уметь согласовывать свои действия.
умению анализировать
исторические факты
42
Чингисхан и его
армия.
13.02
Комбинированный.
43
Битва на реке
Калке
20.02
Комбинированный.
44
Нашествие
монголов на
Русь
21.02
45
Летописи о
битвах на реке
Сить и
героической
обороне
Козельска.
27.02
Сформировать знания об
образовании монгольской
державы и основателе
монгольской империи –
Чингисхане; раскрыть
завоевательный характер
внешней политики
Чингисхана и его
преемников; объяснить
внутреннюю политику
монгольских государств;
способствовать развитию
исторического мышления,
умению анализировать
исторические факты
Знать основные
события
периодов:
раздробленность
русских земель,
монгольское
нашествие.
Знать
исторические
имена
(Чингисхан).
Знать основные
события
периодов:
раздробленность
русских земель,
монгольское
нашествие.
Знать
исторические
имена
(Чингисхан).
Комбинированный.
Знать основные
события
периодов:
раздробленность
русских земель,
монгольское
нашествие.
Знать
исторические
имена
(Чингисхан).
Комбинированный.
Знать основные
события
периодов:
раздробленность
русских земель,
монгольское
нашествие.
Знать
исторические
имена
(Чингисхан).
Познавательные. Применять начальные сведен
сущности и особенности объектов, процессов
явлений действительности в соответствии
содержанием конкретного учебного предмета и
разрешения познавательных и практических за
Использовать в жизни и деятельности некотор
межпредметные знания, отражающие доступн
существенные связи и отношения между объект
процессами.
46
Походы Батыя
на южнорусские
земли.
28.02
Комбинированный.
47
Новгородский
князь Александр
Невский (1236 1263).
06.03
Комбинированный.
48
Ледовое
побоище.
07.03
Комбинированный.
Знать основные
события
периодов:
раздробленность
русских земель,
монгольское
нашествие.
Знать
исторические
имена
(Чингисхан).
Раскрыть качества
государственного деятеля,
дипломатию полководца
Александра Невского.
Объяснить, почему
Александр Невский стал
национальным героем.
Привести примеры,
доказывающие, что
Александр Невский был
способным
государственным деятелем,
мудрым дипломатом и
талантливым полководцем;
учить учащихся понимать
действия и поступки людей
в прошлом. Продолжать
развивать умения
поддерживать беседу по
оценке исторического
деятеля. Объяснить, почему
в обществе сложилась
неприязнь к людям, не
исполнявшим свой
воинский долг.
Уметь
описывать
отдельных
исторических
лиц (Александр
Невский).
Знать
исторические
имена (
Александр
Невский).
Показать героическую
борьбу русского народа с
немецкими рыцарями в
Уметь
описывать
отдельных
Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и
страны. Коммуникативные. Организацию и
планирование учебного сотрудничества с учител
сверстниками. 2 Чингисхан и его армия. 1 Ком
граммы; Установление по датам последовательн
длительности исторических событий, пользовани
«Лентой времени»;
Регулятивные. Принимать и сохранять цели и за
решения типовых учебных и практических задач
осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления. Общение и взаимодействие с
учителем и учениками по совместной деятельнос
или обмену информацией. Способность действов
учетом позиции других и уметь согласовывать св
действия.
Знать
исторические
имена (
Познавательные. Применять начальные сведени
сущности и особенности объектов, процессов и
явлений действительности в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета и д
разрешения познавательных и практических зада
Использовать в жизни и деятельности некоторые
межпредметные знания, отражающие доступные
существенные связи и отношения между объекта
процессами.
49
Власть Золотой
Орды над
русскими
князьями.
13.03
Комбинированный.
Ледовом побоище.
Рассказать о целях и
тактике ведения боя
немецкими рыцарями; дать
сравнительную
характеристику вооружения
немецких и русских войск;
с помощью сему показать,
каков был боевой порядок
войска и сил русских перед
началом битвы на Чудском
озере; раскрыть сущность
полководческого таланта
Александра Невского;
объяснить, почему
Александр Невский стал
национальным героем.
исторических
лиц (Александр
Невский).
Александр
Невский).
Познакомиться с историей
установления монгольского
ига на Руси и выяснить
принципы управления
Русью; рассмотреть
взаимоотношения русских
князей с Ордой; обобщить
итоги и последствия более
двухвекового владычества
монголо-татар: дать
определения понятиям: иго,
Золотая Орда, ярлык,
баскаки, численники.
Уметь
описывать
отдельных
исторических
лиц (Александр
Невский).
Знать
исторические
имена (
Александр
Невский).
развивать умения учащихся
извлекать необходимую
информацию из разных
источников; соотносить
единичные исторические
факты и общие явления.
50
Объединение
русских земель
против Золотой
Орды. Русские
княжества в XIII
- XIVвв.
14.03
Комбинированный.
Показать, что феодальная
раздробленность на Руси не
привела к хорошему,
пришла пора объединятся.
Коррекция и развитие
памяти, зрительного и
слухового восприятия
путем работы с текстом и
наглядностью.
Уметь
описывать
отдельных
исторических
лиц (Александр
Невский).
51
Московский
князь Иван
Калита (1325 1340).
Наследники
Калиты.
20.03
Комбинированный.
Рассказать о деятельности
московского князя Ивана
Калиты. Показать, какие
изменения появились в
Москве в годы княжения
Ивана Калиты; дать
краткую характеристику
князю Ивану Даниловичу;
подвести к пониманию, что
московское княжество
увеличилось и укрепилось
при Иване Калите. Учить
понимать действия и
поступки людей в
прошлом; продолжать
развивать умения
поддерживать беседу по
оценке исторического
деятеля; давать
нравственную оценку
поступкам.
Знать основные
события
периодов:
объединение
земель вокруг
Москвы.
Знать
исторические
имена (
Александр
Невский).
52
Изменения в
Золотой Орде
21.03
Комбинированный.
Совершенствовать навыки
работы с учебником:
самостоятельно читать
текст, составлять полные,
развернутые ответы, делать
выводы.
53
Обобщающий
урок по
изученным
темам.
03.04
Урок обобщения и
систематизации.
Обобщить и
систематизировать знания и
представления учащихся о
славянах, их жизни,
традициях.
Уметь работать
с учебником,
картой,
карточками с
заданиями.
Уметь работать
с учебником,
картой, с
карточками (с
помощью
учителя)
54
Русь в борьбе с
завоевателями.
Московский
князь Дмитрий
Иванович (1350 1389)
Благословение
Сергия
Радонежского
04.04
Урок получения
новых знаний
Дать характеристику
московскому князю
Дмитрию Ивановичу и его
деятельности перед
Куликовской битвой.
Подчеркнуть важнейшие
направления его политики;
рассказать об укреплении
Москвы в годы правления
Дмитрия Ивановича;
подчеркнуть его заслуги в
возрождении лучших
традиций русского
военного искусства. Учить
анализировать факты,
используя текст и
иллюстрации учебника.
Привлечь внимание
учащихся к выдающемуся
русскому полководцу.
Уметь
описывать
отдельных
исторических
лиц (Дмитрий
Донской).
Знать главные
исторические
события от
Крещения Руси
до
Куликовской
битвы
Дать краткие сведения из
жизни святого Сергия
Личностные.
Бережно относиться к культурно - историческом
наследию родного края и страны.
Коммуникативные. Организация и планирование
учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками. Регулятивные. Осуществлять взаи
контроль совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение
окружающих. Способность действовать с учетом
позиции других и уметь согласовывать свои дейс
Познавательные. Использовать логические дейс
сравнение, анализ, обобщение, классификацию,
установление аналогий, закономерностей на
наглядном, доступном вербальном материале, ос
практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями.
Радонежского; подчеркнуть
его роль в решении князя
Дмитрия Ивановича сразить
с монголо-татарами.
Совершенствовать навыки
работы с учебником:
самостоятельно читать
текст, составлять полные,
развернутые ответы, делать
выводы. Воспитывать
чувство восхищения
личностью Сергия
Радонежского, подчеркнуть
его роль в развитии
монашества, духовном
возрождении,
единении земли русской.
55
Куликовская
битва.
10.04
Комбинированный.
Показать борьбу русского
народа за независимость.
Выявить понимание
факторов, определяющих
победу или поражение в
битве. Продолжать
развивать умения
самостоятельно делать
выводы; устанавливать
причинно-следственные
связи, представлять условия
того времени. Воспитывать
у учащихся чувство
патриотизма и восхищения
мужеством русских людей,
поднявшихся на борьбу с
могущественным врагом и
одержавших блестящую
победу. Раскрыть значение
Уметь
описывать
отдельных
исторических
лиц (Дмитрий
Донской).
Знать главные
исторические
события от
Крещения Руси
до
Куликовской
битвы
Куликовской битвы для
развития культуры Руси.
56
Наследники
Дмитрия
Донского.
Собирание Руси
Иваном III.
Покорение
Новгорода.
11.04
Комбинированный.
Формировать умение
анализировать, делать
выводы, обобщать, давать
оценку событиям.
Развивать кругозор, устную
речь, творческое
мышление, память,
познавательный интерес.
Воспитывать интерес к
истории Отечества.
Формировать чувство
патриотизма и
гражданственности.
Уметь
описывать
отдельных
исторических
лиц (Дмитрий
Донской).
57
Освобождение
Руси от Золотой
Орды.
Управление
государством
Иваном III
17.04
Комбинированный.
Рассказать детям о
значении свержения
правления Золотой Орды;
воспитание чувства
патриотизма; Коррекция и
развитие памяти,
зрительного и слухового
восприятия путем работы с
текстом и наглядностью.
Знать основные
события:
свержение
Золотой Орды.
58
Повторение по
изученной теме
18.04
Урок обобщения и
систематизации.
Обобщить и
систематизировать знания и
представления учащихся о
славянах, их жизни,
традициях.
Уметь работать
с учебником,
картой,
карточками с
заданиями.
Знать главные
исторические
события от
Крещения Руси
до
Куликовской
битвы
Уметь работать
с учебником,
картой, с
карточками (с
помощью
учителя)
59
Единое
Московское
государство
(11ч) Русь в XVI
веке. Царь Иван
Грозный (15331584).
24.04
Урок получения
новых знаний
Познакомить учащихся с
царем Иваном Грозным
(личность); Коррекция и
развитие памяти,
зрительного и слухового
восприятия путем работы с
текстом и наглядностью.
Уметь
объяснять
причины
возвышения и
укрепления
Московского
государства при
Иване Грозном.
Знать главные
исторические
имена (Иван
Грозный)
60
Земской собор,
реформы
Избранной рады.
25.04
Комбинированный.
Показать помощников
Ивана Грозного в
управлении страной;
разъяснить роль
судебника. Коррекция и
развитие связной устной
речи через выполнение
заданий в учебнике и
беседы с учителем.
Уметь
объяснять
причины
возвышения и
укрепления
Московского
государства при
Иване Грозном.
Знать главные
исторические
имена (Иван
Грозный)
61
Войны Ивана
Грозного. Войны
с западными
странами.
15.05
Комбинированный.
Формирование
представлений о защите
Иваном Грозным земель
русских от противников;
воспитание патриотизма;
Коррекция и развитие
личностных качеств
учащихся, эмоциональноволевой сферы при
самостоятельной работе и
при выражении
собственного мнения.
Уметь
объяснять
причины
возвышения и
укрепления
Московского
государства при
Иване Грозном.
Знать главные
исторические
имена (Иван
Грозный)
62
Опричнина.
Покорение
Сибири.
16.05
Комбинированный.
Формирование понятия
опричнина и предпосылок к
его появлению;
формирование
Уметь
объяснять
причины
возвышения и
Знать главные
исторические
63
Россия после
Ивана Грозного.
Лжедмитрий I самозванец.
Лжедмитрий II.
Семибоярщина.
22.05
Комбинированный.
представлений о личности
Ивана Грозного; Коррекция
и развитие памяти,
зрительного и слухового
восприятия путем работы с
текстом и наглядностью.
укрепления
Московского
государства при
Иване Грозном.
имена (Иван
Грозный)
Формировать
представления о личности
Федора Ивановича.
Правление Бориса Годунова
и причины голода. Показать
предпосылки для появления
самозванцев. Правление
Лжедмитрия I. Развивать
причинно следственные
связи и зависимости.
Уметь
объяснять
причины
Смутного
времени и
народных
волнений.
Уметь
описывать
отдельных
исторических
лиц (Минин и
Пожарский).
Знать
отдельных
исторических
лиц (Минин и
Пожарский)
Уметь
объяснять
причины
Смутного
времени и
Знать
отдельных
исторических
Формировать
представления о
Лжедмитрии II самозванце
и ставленнике Польши и
Литвы. Формирование
представлений об осаде
Троице-Сергиева
монастыря польсколитовским войском;
воспитывать чувство
уважения к Михаилу
Шуйскому, который снял
осаду.
64
Минин и
Пожарский: за
веру и
Отечество.
23.05
Комбинированный.
Выявить причины , которые
способствовали
наступлению Смутному
времени; рассмотреть
основные события, этапы
Смуты, социальный состав
участников этих
Познакомить учащихся с
гражданским подвигом
Кузьмы Минина, Дмитрия
Пожарского, патриарха
Гермогена и русского
народа. Развивать у детей
умение анализировать,
сравнивать и обобщать.
народных
волнений.
Уметь
описывать
отдельных
исторических
лиц (Минин и
Пожарский).
лиц (Минин и
Пожарский)
65
Воцарение
династии
Романовых. Царь
Алексей
Михайлович
Романов (16451676).
29.05
Комбинированный.
Развивать у учащихся
устную речь, память,
умение анализировать
события, использовать для
получения знаний
дополнительный
материал. Развивать у
учащихся интерес к
истории собственной
страны, воспитать уважение
и гордость за события
прошлого и сформировать у
учащихся активную
гражданскую позицию.
Обеспечить усвоение
знаний уч-ся о правлении
первых Романовых.
Развивать навыки работы с
документами, учебником
для анализа и обобщения
исторических событий.
Уметь
объяснять
причины
возникновения и
укрепления
сословных
отношений в
Российском
государстве.
Уметь
объяснять
значение
словарных слов
и понятий в
контексте
изучаемых тем.
66
Укрепление
южных границ
29.05
Комбинированный.
Наглядно показать
укрепление южных границ
России. Развивать
Уметь
объяснять
причины
Уметь
объяснять
значение
России. О
казаках
пространственную
ориентировку учащихся.
Коррекция и развитие
связной речи при работе
над деформированным
текстом.
возникновения и
укрепления
сословных
отношений в
Российском
государстве.
словарных слов
и понятий в
контексте
изучаемых тем.
67
Развитие России
в XVII веке.
Культура России
в XVI-XVII
веках.
30.05
Комбинированный.
Развить у учащихся
интерес к русской истории,
культуре; выявить
характерные черты русской
культуры XVII века;
сформировать умение
логически мыслить,
выстраивать причинноследственные связи,
анализировать и обобщать
материал, делать выводы;
продолжить формирование
умений работать с
материалами: текстом
учебника, документами,
иллюстрациями, схемами,
таблицами; воспитывать у
учащихся гуманное
отношение к окружающему
миру, толерантность.
Уметь
объяснять
причины
возникновения и
укрепления
сословных
отношений в
Российском
государстве.
Уметь
объяснять
значение
словарных слов
и понятий в
контексте
изучаемых тем.
68
Обобщающий
урок.
30.05
Комбинированный.
Обобщить и
систематизировать знания и
представления учащихся о
славянах, их жизни,
традициях.
Уметь работать
с учебником,
картой,
карточками с
заданиями.
Уметь работать
с учебником,
картой, с
карточками (с
помощью
учителя)