МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Нижнетавдинский муниципальный район
МАОУ "Велижанская СОШ"
ул. Береговая, 1 с. Иска, Нижнетавдинский район, Тюменская область, 626032
тел: (34533) 46-1-24, 46-2-56 факс 46-2-56
vsosh08@mail.ru
«Рассмотрено»
МО учителей начальных
классов
________И.Г.Григорьева
Протокол №_____от
«____»__________2024
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
___________ И.А.Столбова
«
» ___________2024
«Утверждаю»
Директор МАОУ
«Велижанская СОШ»
________Н.В.Ваганова
Приказ №______от
« ___» ________2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Мир и природа»
4 класса (вариант 1)
на 2024-2025 уч. г.
Иска 2024г
Рабочая программа для 4 класса на 2024- 2025 уч. год по предмету «Мир природы и человека» (вариант 1)
Пояснительная записка
Рабочая программа для 4-го класса на 2024-2025 уч. год по учебному предмету «Мир природы и человека» ФГОС ОВЗ (вариант 1)
разработана на основе:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 02.07.2021 г.).
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования”.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»
6. Учебный план образовательного учреждения на 2021-2022 учебный год;
7. Календарный годовой график работы образовательного учреждения на 2021-2022уч.год;
8. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) ФГОС (вариант 1).
9. Рабочая программа воспитания на 2021-2025 год Приказ № 81-1 от 08.06.2021 г (Модуль «Школьный урок»)
Цель программы: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимания простейших взаимосвязей,
существующих между миром природы и человека, изучение основ современной экологии.
Задачи:
способствовать формированию представлений о природе, человеке и обществе;
познакомить учащихся с простейшими взаимосвязями и взаимозависимостями между миром живой и неживой природы и умением их
устанавливать;
развивать целостное восприятие окружающего мира;
развивать умения наблюдать за предметами и явлениями живой и неживой природы;
обучать знаниям и навыкам безопасного поведения в окружающей среде, как природной, так и техногенной;
воспитывать гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания,
природному и культурному достоянию человечества;
формировать умения оценивать свои поступки в природе;
расширять кругозор детей в области экологии;
развивать практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Предмет «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом
формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром. Содержание дисциплины
предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинноследственные связи между природными явлениями и жизнью человека. При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены
современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших
школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа реализует современный взгляд на обучение
естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
- полисенсорности восприятия объектов;
- практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по
возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
- накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации:
устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной
деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
- закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с
предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
- постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении предмета «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой
и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность
учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека
как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Структура курса
представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное
поведение». Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений,
упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми
объектами и явлениями.
По мере реализации программы по классам учащиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания.
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического
опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения применять их в жизни. Программа
предполагает активные формы физической деятельности: учебные походы, ближние и дальние экскурсии, а также и проектную деятельность.
С учётом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе
предусмотрены экскурсии и практические работы, доступные детям в этом возрасте. Изучение данного курса требует использования
нетрадиционных форм проведения уроков, организации занятий вне класса (в уголке природы, в парке, музее, спортивном зале и пр.).
Средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи,
эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Мир природы и человека» относится к обязательной части учебного плана. Программа рассчитана на 34 учебные недели, 34часа
(1 час в неделю).
Тематическое планирование
№
1.
2.
4.
5.
6.
7.
Наименование разделов
Сезонные изменения в природе.
Неживая природа.
Растения.
Животные.
Человек.
Безопасное поведение.
Итого за год
Кол-во часов по разделу
12ч
3ч
7ч
5ч
3ч
4ч
34ч
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека»
Сезонные изменения в природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года:
направление солнечных лучей, количество тепла и света. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца. Формирование
представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель,
ледоход, жаркие дни, радуга, холодный - тёплый ветер. Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев. Растения и животные в
разное время года. Сезонные работы в саду, огороде. Труд людей в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разные времена года. Дикие и
домашние животные в разные времена года. Труд людей города и села в разные времена года.
Неживая природа
Почва. Состав почвы (песок, глина, камни). Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление,
полив и т.д. Формы поверхности Земли: равнины, овраги, холмы, горы.
Растения
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространенных). Уход за цветами в
саду. Лекарственные растения (календула, зверобой). Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля.
Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека. Строение растений поля (корень, стебельсоломина, лист, колос, метелка). Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Животные
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород
домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы друзья сада; охрана птиц. Домашние птицы: куры, гусь, утка. Внешний вид,
повадки, забота о потомстве. Уход за ними. Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и
гусем. Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека.
Насекомые вредители.
Человек
Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга. Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование
труда и отдыха. Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана
редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
Безопасное поведение
Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД:
сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход
улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочей программы:
Для детей с умственной отсталостью не может быть единого стандарта, так как возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого
ребенка строго индивидуальны. Освоение обучающимися программы, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух
видов результатов:
Личностных, включающих овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах;
Предметных, связанных с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризующих их достижения в
усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни. Система планируемых результатов отражает
состав базовых учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных умений, которыми
овладеют обучающиеся с умственной отсталостью.
Базовые учебные действия
В зависимости от особенностей контингента обучающихся данные о критериях сформированности БУД можно использовать для 1- 4
классов (или при необходимости для 1 подготовительного или 5 класса, в случае пролонгированного срока обучения).
Познавательные базовые учебные действия:
Выделяет некоторые существенные общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.
Устанавливает видородовые отношения предметов.
Делает простейшиеобобщения, сравнивает, классифицирует на наглядном материале.
Пользуется знаками, символами, предметами- заместителями.
Осмысленно наблюдает, сравнивает, характеризует, классифицирует, обобщает по наблюдениям за предметами и явлениями
окружающейдействительности под руководством взрослого.
Работает с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Регулятивные базовые учебные действия:
Адекватно соблюдает ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать из- за парты, и т. д.).
Принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе (с учетом
психофизических особенностей учащегося).
Активно участвует в деятельности, контролирует и оценивает свои действия и действия одноклассников.
Соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами, принимает оценку деятельности, оценивает ее с учетом предложенных
критериев, корректирует свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Личностные базовые учебные действия:
Осознает себя как ученика, заинтересованно го посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Положительно относится к окружающей действительности, готов к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
Воспринимает целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.
Самостоятельно выполняет учебные задания, поручения, договоренности.
Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе.
Готов к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные базовые учебные действия:
Вступает в контакт и работает в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс).
Использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
Обращается за помощью и принимает помощь.
Слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
Сотрудничает с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Доброжелательно относится, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми.
Договаривается и изменяет свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими
Личностные результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека»
Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения программы относятся:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результатыосвоения учебного предмета «Мир природы и человека»
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой
предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс,
но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является
препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального
уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медикопедагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей). Организация может перевести обучающегося на обучение по
индивидуальному плану или учебному плану 2-го варианта- для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Предметные результаты освоения программы определяет два уровня:
• минимальный
• достаточный.
Достаточный уровень не является обязательным.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
представления о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на
улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно- трудовых задач;
ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или
наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и
одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие
объектамиокружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно- гигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных действий;
готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме
программы.
Критерии и нормы оценок
Начиная со 2 класса в Учреждении устанавливается пятибалльная система цифровых отметок:
5 – отлично,
4 – хорошо,
3 – удовлетворительно,
2 – неудовлетворительно,
1 – плохо
Критерии оценивания предметных результатов обучающихся Учреждения закреплены «Положением о текущем контроле успеваемости
обучающихся и промежуточной аттестации в КОУ «Берёзовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».
№
Тема
Кол-во
часов
12ч
1.
Сезонные изменения в
природе
Сезонные изменения в
природе. Осень.
Растения осенью.
2.
Животные осенью.
1ч
3.
Труд людей осенью.
1ч
4.
Зима. Растения зимой.
1ч
5.
Животные зимой.
1ч
1ч
Дата
прове
дения
Календарно-тематическое планирование
Планируемые
Планируемые
личностные
предметные результаты
результаты
Базовые учебные действия
1 четверть- 9 часов
Овладение начальными
навыками адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся мире.
Развитие адекватной
оценки своих
возможностей для
выполнения своих
обязанностей.
Владение навыками
коммуникации и
принятыми нормами
социального
взаимодействия.
Уметь работать в группе
сверстников: принимать
и оказывать помощь,
адекватно высказывать
свое мнение и
выслушивать чужое.
Уметь сотрудничать со
взрослыми: принимать
помощь, адекватно
Представления о временах
года, характерных
признаках времён года,
погодных изменениях, их
влиянии на жизнь человека.
Выделять существенные
признаки животного мира.
Замечать изменения в
«жизни» животных осенью.
Проводить наблюдения в
природе.
Иметь представление о
труде людей в городе, в
сельской местности в
зависимости от времени
года.
Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
Наблюдать за природой,
как зимуют растения.
Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
Проводить наблюдения в
природе.
Работать с учебником.
Работа с наглядным материалом.
Работа с раздаточным
материалом; составление
предложений о опорным
общаться и реагировать
на замечания.
6.
Труд людей зимой.
1ч
7.
Весна. Растения весной.
1ч
8.
Животные весной.
1ч
9
Труд людей весной.
10
Лето. Растения летом.
1ч
.
помощью учителя.
Наблюдать за природой,
как зимуют животные.
Опыт заботливого и
бережного отношения к
животным, ухода за ними.
Уметь выразить свои
Иметь представление о
чувства: отказ,
труде людей в городе, в
недовольство,
сельской местности в
благодарность,
зависимости от времени
сочувствие, просьбу.
года.
Осознание себя как
Добывать новые знания:
ученика,
находить ответы на
заинтересованного
вопросы, используя
посещением школы,
учебник, свой жизненный
обучением.
опыт и информацию,
полученную на уроке.
Уметь корректно
Уметь сравнивать предметы
привлечь к себе
по вопросам учителя
(находить отличие и
внимание.
сходство).
2 четверть- часов
картинкам.
Владение навыками
коммуникации и
принятыми нормами
социального
взаимодействия.
Отвечать на поставленный
вопрос полным ответом,
используя слова данного
вопроса.
Работа с учебником.
Овладение начальными
Использовать в
Отгадывать загадки, чтение
Работа с сюжетными
картинками, работа с учебником.
Наблюдения в природе.
Составление предложений по
опорным картинкам; отвечать на
вопросы.
11
Животные летом.
1ч
12
Труд людей летом.
1ч
13
Неживая природа
Неживая природа.
Почва.
3ч
1ч
14
Неживая природа.
Почва.
1ч
15
Рельеф.
1ч
16
Растения
Растения. Огород.
7ч
1ч
навыками адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся мире.
Уметь работать в группе
сверстников: принимать
и оказывать помощь,
адекватно высказывать
свое мнение и
выслушивать чужое.
Развитие адекватной
оценки своих
возможностей для
выполнения своих
обязанностей.
межличностном общении
простую полную фразу из
3-4 слов.
стихов
Составить
повествовательный или
описательный рассказ из 3 5 предложений об
изученных объектах по
предложенному плану.
Быть готовыми
использовать полученные
знания при решении
учебных, учебно-бытовых и
учебно-трудовых задач.
Отгадывание загадок, чтение
стихов
Уметь сотрудничать со
взрослыми: принимать
помощь, адекватно
общаться и реагировать
на замечания.
Осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением.
Уметь корректно
привлечь к себе
внимание.
Знать о составе почвы.
Проявлять интерес,
активность и
самостоятельность в работе
на уроке.
Знать разные виды почвы.
Проявлять интерес,
активность и
самостоятельность в работе
на уроке.
Знать о рельефе земли.
Адекватно
взаимодействовать с
объектами окружающего
мира.
Работа с раздаточным
материалом
Уметь различать понятия Знать названия растений
Отгадывание загадок, чтение
рассказов
Работа с раздаточным
материалом
Составлять предложения по
опорным картинкам; работать с
учебником.
Работа с учебником
«красивое» и
«некрасивое»:
17
Лес.
1ч
18
Сад.
1ч
19
Растения культурные и
дикорастущие.
1ч
20
Лекарственные
растения.
1ч
21
Парки.
1ч
22
Растения поля.
1ч
23
Животные
Домашние животные.
5ч
1ч
3 четверть- 11 часов
.
Владение навыками
коммуникации и
принятыми нормами
социального
взаимодействия.
Уметь выразить свои
чувства: отказ,
недовольство,
благодарность,
сочувствие, просьбу.
Осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением.
.
Уметь различать понятия
«красивое» и
«некрасивое».
Представления о
многообразии
окружающего мира.
Уметь корректно
привлечь к себе
внимание.
огорода. Опыт заботливого
и бережного отношения к
растениям, ухода за ними.
Знать растения леса,
деревья, кустарники. Знать,
какую роль в жизни
планеты играет лес.
Определение времени года по
сюжетным картинкам, работа с
учебником, отвечать на вопросы.
Знать деревья, кустарники,
растущих в саду.
Составление предложений по
картинкам, зарисовка в рабочих
тетрадях
Отличать культурные
растения от дикорастущих.
Отвечать на вопросы, работать с
рабочей тетрадью
Знать названия
лекарственных растений
(календула, ромашка,
подорожник), для чего они
нужны.
Знать названия парков и их
предназначения.
Делать опыты, работать в
рабочей тетради
Знать названия растений
поля.
Уметь различать понятия Давать характеристику
«красивое» и
домашним животным.
Работа с учебником и с рабочей
тетрадью, составлять рассказ по
плану
Определение сходства и
различия растений по
графической схеме.
Составление рассказа "Жизнь
домашних животных"
«некрасивое»:
24
Птицы.
1ч
25
Дикие птицы.
1ч
26
Домашние птицы.
1ч
27
Насекомые. Пчелы.
1ч
28
Человек
Мозг человека.
3ч
1ч
Овладение начальными
навыками адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся мире.
Владение навыками
коммуникации и
принятыми нормами
социального
взаимодействия.
Уметь сотрудничать со
взрослыми: принимать
помощь, адекватно
общаться и реагировать
на замечания.
Уметь работать в группе
сверстников: принимать
и оказывать помощь,
адекватно высказывать
свое мнение и
выслушивать чужое.
4 четверть- 7 часов
Осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
Находить домашних
животных на картинках.
Рассказывать о значении
домашних животных в
жизни человека.
Различать виды птиц. Опыт
заботливого и бережного
отношения к птицам, ухода
за ними.
Уход за птицами.
Знать названия диких птиц.
Опыт заботливого и
бережного отношения к
птицам, ухода за ними.
раздаточным материалом; работа
с учебником и с рабочей
тетрадью
Знать названия домашних
птиц. Опыт заботливого и
бережного отношения к
птицам, ухода за ними.
Отвечать на вопросы, работать с
рабочей тетрадью
Знать названия насекомых.
Отвечать на вопросы, работать с
рабочей тетрадью
Знать основные правила
личной гигиены.
Работа с раздаточным
материалом
29
Режим дня.
1ч
30
Охрана природы.
1ч
Безопасное поведение
Правила поведения
дома. Правила
поведения в школе.
4ч
1ч
32
Правила дорожного
движения. Дорога.
Пешеходный переход.
1ч
33
Транспорт. Мыпассажиры.
1ч
34
Итоговый урок.
1ч
Итого за год
34ч
31
обучением.
Овладение начальными
навыками адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся мире.
Уметь выразить свои
чувства: отказ,
недовольство,
благодарность,
сочувствие, просьбу.
Знать требования к режиму
дня школьника и понимать
необходимость его
выполнения.
Работа с учебником, отвечать на
вопросы учителя, давать полные
ответы
Иметь представления об
элементарных правилах
безопасного поведения в
природе и обществе.
Работа с учебником
Уметь сотрудничать со
взрослыми: принимать
помощь, адекватно
общаться и реагировать
на замечания.
Уметь корректно
привлечь к себе
внимание.
Знать основные правила
поведения дома и в школе.
раздаточным материалом; работа
с учебником и с рабочей
тетрадью
Знать правила дорожного
движения.
Отвечать на вопросы, работать с
рабочей тетрадью
Уметь различать понятия
«красивое» и
«некрасивое».
Бережное отношение к
результатам своего и
чужого
труда,
школьному и личному
имуществу.
Знать классификацию
транспорта, знать правила
поведения пассажиров.
Быть готовыми
использовать полученные
знания при решении
учебных, учебно-бытовых и
учебно-трудовых задач.
раздаточным материалом; работа
с учебником и с рабочей
тетрадью
Выполнение самостоятельной
работы, работа в рабочих
тетрадях