МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Нижнетавдинский муниципальный район
МАОУ "Велижанская СОШ"
ул. Береговая, 1 с. Иска, Нижнетавдинский район, Тюменская область, 626032
тел: (34533) 46-1-24, 46-2-56 факс 46-2-56
vsosh08@mail.ru
«Рассмотрено»
«Согласовано»
«Утверждаю»
МО учителей начальных
классов
Зам. директора по УВР
Директор МАОУ
«Велижанская СОШ»
________И.Г.Григорьева
___________ И.А.Столбова
________Н.В.Ваганова
Протокол №_____от
«____»__________2024
Приказ №______от
«
» ___________2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка»
4 класса (вариант 1)
на 2024-2025 уч. г.
Иска 2024 г.
« ___» ________2024
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федерального закона от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального
закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №
1599 (далее ФГОС ОО УО (ИН);
Приказа Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее – ФАООП УО);
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее
ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24.11.2022г. № 1026;
Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Музыка» (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022г. № 1026;
Устава МБОУ «Школа-интернат № 1»;
положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ «Школа-интернат № 1»;
Примерной программы воспитания, с учетом распределенных по классам
проверяемых требований к результатам освоения.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
На основе Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Музыка»
определены следующие цели и задачи:
Цель обучения ‒ приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной
культуры.
Задачи обучения:
- накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение
доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими
и доступными исполнительскими умениями);
- приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального
искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению
концертов, самостоятельной музыкальной деятельности;
- развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение
собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной
музыкально деятельности;
- формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации
обыденной жизни и праздника;
- развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов,
певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» в 4 классе определяет
следующие задачи:
- воспитание интереса к музыкальному искусству через слушание музыкальных
произведений народной, композиторской, детской, классической и современной музыки о
2
природе, детстве, труде, профессиях, школьной жизни, общественных явлениях; разных
жанров: праздничная, маршевая, колыбельная песня;
- развитие умения спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные
образы, воплощенные в музыкальных произведениях;
- развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания
прослушиваемых произведений;
- закрепление навыков определения характера музыки (спокойная, весёлая, грустная); с
динамическими особенностями (громкая, тихая);
- формирование умения выражать эмоциональную отзывчивость на музыкальные
произведения разного характера;
- формирование умения кратко (тремя и более предложениями) передавать внутреннее
содержание музыкального произведения;
- формирование умения различать разнообразные по форме и характеру музыкальные
произведения (марш, танец, песня, весела, грустная, спокойная мелодия);
- развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению;
- развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);
- ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных
музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
- развитие навыков певческого дыхания (развитие умения быстрой, спокойной смены
дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами);
- формирование умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп,
динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
- формирование умения чётко выдерживать ритмический рисунок произведения без
сопровождения учителя и инструмента (а капелла);
- развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических
упражнений;
- формирование навыков дифференцирования звуков по высоте и направлению движения
мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на
одной высоте);
- реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной
деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики
возможной социальной дезадаптаци.
Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство» и
относится к обязательной части федерального учебного плана образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Музыка» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в
неделю).
Учебники и учебные пособия:
1.Евтушенко И.В. Музыка. 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
М.: Просвещение, 2023.
Содержание учебного предмета
В результате освоения программы по предмету «Музыка» в 4 классе, у
обучающихся развивается интерес к музыкальной культуре, музыкальному
исполнительству, формируются основы музыкальной грамотности, умение анализировать
музыкальный материал (услышанное, исполненное), выделять в нем части, определять
жанровую основу, основные средства музыкальной выразительности: динамические
оттенки (очень тихо, тихо, не очень громко, громко, очень громко), особенности темпа
(очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро), высоту звука (низкий,
3
средний, высокий), характер звуковедения (плавно, отдельно, отрывисто); развивается
умение воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах
музыкально-творческой деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, игра на
ударно-шумовых музыкальных инструментах, участие в музыкально-дидактических
играх).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые личностные результаты:
- формирование чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности;
- готовность к творческому взаимодействию и коммуникации со взрослыми и другими
обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества,
толерантности, взаимопонимания и принятых норм социального взаимодействия;
- готовность к практическому применению приобретённого музыкального опыта в
урочной и внеурочной деятельности;
- адекватная оценка собственных музыкальных способностей;
- начальные навыки реагирования на изменения социального мира, сформированность
музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных
суждений;
- доброжелательность, отзывчивость, открытость, понимание чувств других людей и
сопереживание им;
- сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к
собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям.
Планируемые предметные результаты:
Минимальный уровень:
- определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений;
- пение с инструментальным сопровождением (с помощью педагога);
- протяжное пение гласных звуков;
- различение вступления, окончания песни;
- передача метроритма мелодии (хлопками);
- различение музыкальных произведений по содержанию и характеру (веселые, грустные
и спокойные);
- представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании.
Достаточный уровень:
- самостоятельное исполнение разученных песен как с инструментальным
сопровождением, так и без него;
- представление обо всех включённых в программу музыкальных инструментах и их
звучании;
- сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с
учётом средств музыкальной выразительности;
- ясное и чёткое произнесение слов в песнях подвижного характера;
- различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
- знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте ‒
громко, пиано ‒ тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности
регистра (низкий, средний, высокий) и др.;
- формирование представления обо всех включенных в программу музыкальных
инструментах и их звучании (арфа, рояль, пианино, балалайка, баян, барабан, гитара,
труба, маракасы, румба, бубен, треугольник, скрипка, орган, валторна, литавра);
- владение элементами музыкальной грамоты как средства графического изображения
музыки.
Система оценки достижений
4
Оценка предметных результатов по музыке в 4 классе основана на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов, объективности оценки,
раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и
социальном развитии обучающихся; единства параметров, критериев и инструментария
оценки достижений в освоении содержания, что сможет обеспечить объективность оценки
в разных образовательных организациях.
На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых
предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее
осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем
педагогического работника, но и с определенной долей самостоятельности во
взаимодействии с учителем и одноклассниками.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по
содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении
им социальным опытом.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
может быть представлена в условных единицах:
- 0 баллов ‒ нет фиксируемой динамики;
- 1 балл ‒ минимальная динамика;
- 2 балла ‒ удовлетворительная динамика;
- 3 балла ‒ значительная динамика.
Результаты обучения на уроке музыки оцениваются по пятибалльной системе и
дополняются устной характеристикой ответа. На уроках проверяется и оценивается:
1)
умение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) слушать музыкальные произведения (установка слушателя), давать
словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности;
2)
умение обучающихся сравнивать музыкальные произведения, обобщать
полученные знания;
3)
знание музыкальной литературы;
4)
владение вокально-хоровыми навыками.
1. Слушание музыки
Оценка «5» ‒ установка слушателя выполнена полностью; правильный и полный ответ
включает в себя характеристику содержания музыкального произведения, средств
музыкальной выразительности, возможна помощь учителя.
Оценка «4» ‒ установка слушателя выполнена не полностью; ответ правильный, но
неполный, включает в себя характеристику содержания музыкального произведения,
средств музыкальной выразительности, много наводящих вопросов учителя.
Оценка «3» ‒ установка слушателя почти не выполнена; ответ правильный, но неполный
или односложный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, много
наводящих вопросов учителя.
Оценка «2» не ставится.
2. Хоровое пение
Оценка «5» ‒ знание мелодической линии и текста песни; чистое интонирование и
ритмически точное исполнение; выразительное исполнение.
Оценка «4» ‒ знание мелодической линии и текста песни; в основном чистое
интонирование и ритмически правильное исполнение; пение недостаточно выразительное.
Оценка «3» ‒ допускаются небольшие неточности в исполнении мелодии и текста песни;
неуверенное, не вполне точное, фальшивое интонирование, есть ритмические неточности;
пение невыразительное.
Оценка «2» не ставится.
5
6
Тематическое планирование
Наименование
разделов,
планируемых для
освоения
обучающимися
Количество
академических
часов, отводимых
на освоение
каждого раздела и
темы
Здравствуй, музыка.
2
Без труда не
проживешь.
8
Будьте добрее.
7
Методы и формы организации обучения,
характеристика деятельности обучающихся
Электронные учебнометодические материалы,
которые можно
использовать при изучении
темы
Под контролем учителя выполняют правила поведения
на уроках музыки. Рассматривают и показывают
условные обозначения, по изображению узнают
https://myschool.mosreg.ru
музыкальные
инструменты.
Показывают
эмоциональный отклик на знакомое музыкальное
https://resh.edu.ru/
произведение. Подпевают отдельные звуки и фразы с
помощью учителя. Понимают смысл прочитанных
https://yandex.ru/video/preview/
пословиц с помощью педагога. Рассматривают
4453807461656031910
иллюстрацию, отвечают на вопросы кратко. Пропевают
песню полностью с помощью учителя. Определяют
характер песни. Узнают новые жанры, понятия.
Понимают смысл прочитанных пословиц с помощью
педагога. Повторяют действия за учителем. Подпевают
отдельные слова и звуки, воспроизводят мелодию с
помощью учителя. Рассматривают иллюстрацию,
отвечают на вопросы кратко. Подпевают отдельные
https://myschool.mosreg.ru
звуки, слова, повторяющиеся фразы. Слушают песню.
Поют музыкальные фразы, пропевают песню
https://resh.edu.ru/
полностью. Узнают музыкальные инструменты.
Называют русские народные песни с помощью учителя.
Показывают эмоциональный отклик на музыкальное
произведение. Называют изученные произведения с
помощью наводящих вопросов.
Понимают смысл прочитанных пословиц с помощью
https://myschool.mosreg.ru
педагога. Повторяют действия за учителем. Подпевают
отдельные слова и звуки, воспроизводят мелодию с
https://resh.edu.ru/
Моя Россия.
Великая Победа.
9
3
помощью учителя. Рассматривают иллюстрацию,
отвечают на вопросы кратко. Подпевают отдельные
звуки, слова, повторяющиеся фразы. Слушают песню.
Поют музыкальные фразы, пропевают песню
полностью. Узнают музыкальные инструменты.
Показывают эмоциональный отклик на музыкальное
произведение. Называют изученные произведения с
помощью наводящих вопросов. Определяют характер
песни. Читают понятия «оркестр, балет, опера»,
соотносят с изображением с помощью учителя.
Понимают смысл прочитанных пословиц с помощью
педагога. Повторяют действия за учителем. Подпевают
отдельные слова и звуки, воспроизводят мелодию с
помощью учителя. Рассматривают иллюстрацию,
отвечают на вопросы кратко. Подпевают отдельные
звуки, слова, повторяющиеся фразы. Слушают песню.
Поют музыкальные фразы, пропевают песню
полностью. Узнают музыкальные инструменты.
Показывают эмоциональный отклик на музыкальное
произведение. Называют изученные произведения с
помощью наводящих вопросов. Определяют характер
песни. Повторяют за учителем ритм.
Понимают смысл прочитанных пословиц с помощью
педагога. Повторяют действия за учителем. Подпевают
отдельные слова и звуки, воспроизводят мелодию с
помощью учителя. Рассматривают иллюстрацию,
отвечают на вопросы кратко. Подпевают отдельные
звуки, слова, повторяющиеся фразы. Слушают песню.
Поют музыкальные фразы, пропевают песню
полностью. Узнают музыкальные инструменты.
Показывают эмоциональный отклик на музыкальное
произведение. Называют изученные произведения с
помощью наводящих вопросов. Определяют характер
песни. Повторяют за учителем ритм. Повторяют
https://myschool.mosreg.ru
https://resh.edu.ru/
https://myschool.mosreg.ru
https://resh.edu.ru/
8
Мир похож на
цветной луг.
5
определение понятия «композитор».
Понимают смысл прочитанных пословиц с помощью
педагога. Повторяют действия за учителем. Подпевают
отдельные слова и звуки, воспроизводят мелодию с
помощью учителя. Рассматривают иллюстрацию,
отвечают на вопросы кратко. Подпевают отдельные
звуки, слова, повторяющиеся фразы. Слушают песню.
Поют музыкальные фразы, пропевают песню
полностью. Узнают музыкальные инструменты.
Показывают эмоциональный отклик на музыкальное
произведение. Называют изученные произведения с
помощью наводящих вопросов. Определяют характер
песни. Повторяют за учителем ритм. Повторяют
определение понятия «композитор». Берут дыхание в
начале музыкальных фраз.
https://myschool.mosreg.ru
https://resh.edu.ru/
9
Календарно-тематическое планирование
Номер
урока по
порядку
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Наименование темы урока
Дата
проведения
урока
2.09.2024
Вводный урок. Композитор и исполнитель.
Клавишные музыкальные инструменты: пианино, рояль,
9.09.2024
аккордеон.
«Без труда не проживешь», музыка Агафонникова, слова В.
16.09.2024
Викторова и Л. Кондрашенко.
«Золотая пшеница», музыка Т. Потапенко, слова Н.
23.09.2024
Найденова.
«Восходящая мелодия» и «нисходящая мелодия».
30.09.2024
«Осень», музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.
7.10.2024
«Во кузнице» русская народная песня.
14.10.2024
«Чему учат в школе», музыка В. Шаинского, слова М.
21.10.2024
Пляцковского.
«Наша школьная страна», музыка Ю. Чичкова, слова К.
4.11.2024
Ибряева.
Обобщающий урок по разделу: «Без труда не проживешь».
11.11.2024
«Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка»,
18.11.2024
музыка Е. Крылатовой, слова Ю. Яковлева.
«Будьте добры» из мультфильма «Новогодние
25.11.2024
приключения», музыка А. Флярковского, слова А. Санина.
«Розовый слон» из фильма «Боба и слон», музыка С.
2.12.2024
Пожлакова, слова Г. Горбовского.
«Волшебный цветок» из мультфильма «Шёлковая
9.12.2024
кисточка», музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.
«Руслан и Людмила, композитор М.И. Глинки.
16.12.2024
Жанры музыки: «оркестр, балет, опера».
23.12.2024
«Три белых коня» из фильма «Чародеи», музыка Е.
13.01.2025
Крылатовой, слова Л. Дербенева.
Обобщающий урок по разделу: «Будьте добрее».
20.01.2025
«Пусть всегда будет солнце», музыка А. Островского,
27.01.2025
слова Л. Ошанина.
«Солнечная капель», музыка С. Сосина, слова И.
3.02.2025
Вахрушевой.
«Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова.
10.02.2025
«Моя Россия», музыка Г. Струве, слова Н. Соловьева.
17.02.2025
«Девчонки и мальчишки», музыка А. Островского, слова И.
24.02.2025
Дика.
«Наш край», музыка Д. Кабалевский, слова А. Пришельца.
3.03.2025
«Спортивный марш» из фильма «Вратарь», музыка И.
10.03.2025
Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача.
Музыкальный инструмент «литавры».
17.03.2025
«Три танкиста» из фильма «Трактористы», музыка Д.
31.03.2025
Покрасса, слова Б. Ласкина.
«День победы».
7.04.2025
Оркестр детских инструментов.
14.04.2025
«Песня о волшебниках» из фильма «Новогодние
28.04.2025
31.
32.
33.
34.
приключения Маши и Вити» (музыка Г. Гладкова, слова В.
Лугового).
«Мир похож на цветной луг» из мультфильма «Однажды
утром», музыка Шаинского, слова М. Пляцковского.
«Чардаш» композитора Витторио Монти.
«Родная песенка», музыка Ю. Чичкова, слова П.
Синявского.
Повторение изученного за год.
5.05.2025
12.05.2025
19.05.2025
26.05.2025
11