АООП для обучающихся с умственной отсталостью Чтение и развитие речи 5 - 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Управление образования Нижнетавдинского муниципального района
МАОУ "Велижанская СОШ"

Рассмотрено на заседании
ШМО учителей
русского языка и литературы
руководитель ШМО_________
И.А.Столбова
протокол № 1 от «28.08.2024г.»

«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора
по УВР:
_________ О.А.Изосимова
«29.08.2024г.»

«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор школы:
_________Н.В.Ваганова
Пр.№211от«31.08.2024г.»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3571853)
АООП для обучающихся
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
учебного предмета
«Чтение и развитие речи»
для обучающихся 5-9 классов

с. Иска, 2024 г

1

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(сохранена логика Примерной программы специальной (коррекционной)
образовательной школы VIII вида (5-9 кл.) под редакцией В.В. Воронковой: «Обучающиеся
должны знать», «Обучающиеся должны уметь»)
В результате освоения чтения и развития речи
Обучающиеся 5 класса должны знать:
- наизусть 6 стихотворений.
Должны уметь:
- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя»,
выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные тексты – самостоятельно.
Обучающиеся 6 класса должны знать:
наизусть 8 стихотворений.
Должны уметь:
- читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- определять основные черты характера действующих лиц;
- пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Обучающиеся 7 класса должны знать:
- наизусть 10 стихотворений.
Должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- характеризовать главных действующих лиц;
- пересказывать содержание прочитанного.
Обучающиеся 8 класса должны знать:
- наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.
Должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая
свое отношение к ним;
- пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.
Обучающиеся 9 класса должны знать:
- наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.
Должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- давать характеристику главным героям;
- высказывать свое отношение к героям и их поступкам;
- пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с
прочитанным.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(сохранена логика Примерной программы специальной (коррекционной) образовательной
школы VIII вида (5-9 кл.) под редакцией В.В. Воронковой с распределением тем по каждому
классу обучения)
5 класс:
Примерная тематика
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, его героизме в труде и ратных
подвигах; политических событиях в жизни страны; труде людей, их отношении к Родине, друг
к другу; родной природе и бережном к ней отношении, жизни животных.
2

Навыки чтения
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного
произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая
содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса),
«драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление
отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих
героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений,
пользование подстрочным словарем.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление
с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста.
Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя:
найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной
библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет,
журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное
составление кратких отзывов о книгах, анализ учетных листов по внеклассному чтению,
по усмотрению учителя.
Рекомендуемая литература (на выбор)
Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Солнечный камень»,
«Горный мастер».
БианкиВ.В. «Тигр-пятиполосик», «Снегурушка-милушка», «Муха и чудовище»,
«Музыкальная канарейка», «Храбрый Ваня».
Волков Л.М. «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных королей», «Урфин Джюс
и его деревянные солдаты».
Гайдар Л.П. «Чук и Гек».
Житков Б.С. «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Компас».
Мамин-Сибиряк Д.Н. «Про комара комаровича, длинный нос», «Сказочка про Козявочку»,
«Сказка о том, как жила-была последняя муха», «Сказка про храброго зайца —
длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Носов Н.Н. «Фантазеры», «Витя Малеев в школе и дома», «Огурцы», «Веселая семейка».
Осеева В.А. «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».
Паустовский К.Г. «Похождение жука-носорога».
Пермяк ЕЛ. «Семьсот семьдесят семь мастеров».
Полевой Б.Н. «Сын полка».
Пришвин М.М. «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки
Мазая».
Русские народные сказки.
Сказки народов мира.
Скребицкий ГЛ. «Лесной голосок», «Догадливая синичка», «Воришка», «Заботливая мамаша»,
«Ушан», «Сиротка».
6 класс:
Примерная тематика
Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из
художественных произведений о: героическом прошлом и настоящем нашей Родины;
событиях в мире; труде людей;
родной природе и бережном отношении к ней; знаменательных событиях в жизни страны.
Навыки чтения
3

Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами
литературного произношения; чтение «про себя».
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт
характера действующих лиц.
Разбор содержания, читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов;
подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя
слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки
героев, картины природы.
Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в
некоторых случаях использование слов самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному
чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов.
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о
книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, называние главных
действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Рекомендуемая литература (на выбор)
Астафьев В.П. «Васюткино озеро», «Зачем я убил коростыля?», «Белогрудка», «Злодейка».
Бажов П.П. «Живой огонек», «Аметистовое дело», «Марков камень», «Надпись на камне»,
«У старого рудника», «Уральские были».
Беляев А.Р. «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды».
БианкиВ.В. «Дробинка», «Птичья песенка», «Голубые лягушки», «Сумасшедшая птица»,
«Морской чертенок».
Волков А. М. «Огненный бог марранов», «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка».
Гайдар АЛ. «Тимур и его команда».
КассильЛ.А. «Все вернется», «Держись, капитан», «У классной доски», «Улица младшего
сына».
Катаев В.П. «Белеет парус одинокий».
Маршак СЯ. «Быль-небылица», «Мистер-Твистер», «Почта военная», «Ледяной остров»,
«Приключения в дороге».
Мамин-Сибиряк Л.Н. «Умнее всех сказка», «Емеля-охотник», «Дедушкино золото»,
«Приемыш», «Сказка про Воробья Воробеича».
Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе»,
«Незнайка на Луне».
Олеша Ю.К. «Три толстяка».
Паустовский К.Г. «Золотой ясень», «Сивый мерин», «Кот-ворюга», «Прощание с летом».
Пермяк ЕЛ. «Волшебные истории», «Голубые белки», «Лесной», «Волшебная правда».
Пришвин М.М. «Кладовая солнца», «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной
доктор», «Птицы под снегом».
Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы».
Русские народные сказки.
Сказки народов мира.
Скребицкий ГЛ. «Длинноносые рыболовы», «Замечательный сторож». Толстой А.Н.
«Золотой ключик или приключения Буратино».
7 класс:
Примерная тематика
Доступные художественные произведения и отрывки из художественных произведений
классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины. Литературные
4

сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и
нравственных качеств личности подростка.
Произведения А.С. Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова,
Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, А.Н. Толстого, В.Г. Короленко, А. П. Чехова.
Произведения А.М. Горького, Н.А. Островского, А.Т. Твардовского, С.Я. Маршака, С.В.
Михалкова, Н.П. Кончаловской, К.Г. Паустовского, К.М. Симонова, А. Рыбакова, А.Г.
Алексина, Е.И. Носова, Ч.И. Айтматова, Р.П. Погодина.
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со
знаками препинания.
Выделение главной мысли произведения. Называние главных действующих лиц, описание
их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами
текста. Составление характеристики героя с помощью учителя.
Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.
Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.
Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Знание основных сведений из жизни писателей.
Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятельное чтение статей в
газетах и детских журналах.
Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов. Умение передать главную
мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Рекомендуемая литература (на выбор)
Астафьев В.П. «Осенние грусти и радости», «Стрижонок Скрип», «Гуси в полынье»,
«Капалуха».
Беляев А.Р. «Чудесное око».
Бианки В.В. «Бешеный бельчонок», «Приказ на снегу», «Лупленый Бочок», «Мышарик»,
«Вести из леса».
Гайдар А.П. «Судьба барабанщика».
Горький А.М. «Детство».
Дефо Д. «Робинзон Крузо».
Жюль Верн «Дети капитана Гранта».
Кассиль Л. «Ночная ромашка», «Огнеопасный груз», «Солнце светит».
Катаев В.П. «Хуторок в степи».
Короленко В.Г. «Купленные мальчики», «Чудная», «Последний луч», «Дети подземелья».
ЛагинЛ.Н. «Старик Хоттабыч».
Паустовский К.Г. «Ручьи, где плещется форель», «Старый повар», «Степная гроза»,
«Жильцы старого дома».
Свифт Дж. «Путешествие Гулливера».
Сурков АЛ. Стихотворения из цикла «Победители» («В громе яростных битв», «Под вечер в
гестапо ее привели», «Утро в окопе», «Песня о слепом баянисте»,» Защитник
Сталинграда»).
Чехов А.П. «Спать хочется», «Каштанка».
8 класс:
Примерная тематика
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков
русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины,
баллады. Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
5

На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и
нравственных качеств личности подростка.
Произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова,
Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, А.В. Кольцова, И.С. Никитина, Л.Н. Толстого, АН. Майкова,
Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.П. Чехова
Произведения А.М. Горького, А.Н. Толстого, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А.А.
Фадеева, М.А. Шолохова, В.П. Катаева, Б.Н. Полевого, А.А. Суркова, Ю.М. Нагибина, А.Г.
Алексина, Л.И. Ошанина, С.В. Михалкова, А. Рыбакова.
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью
учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего
отношения к действующим лицам.
Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений
самостоятельно и с помощью учителя.
Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков
значений слов в тексте.
Пересказ содержания, прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.
Знание основных сведений о жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.
Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для
обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя).
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Рекомендуемая литература (на выбор )
Астафьев В.П. «Конь с розовой гривой», «Монарх в новых штанах», «Бабушка с малиной»,
«Запах сена», «Фотография, на которой меня нет», «Последний поклон».
Беляев А.Р. «Золотая гора», «Прыжок в ничто».
Бондарев Ю.В. «На большой реке», «Юность командиров», «Батальон просит огня».
Ваншенкин КЯ. Стихотворения.
Гайдар А.П. «Школа».
Есенин С.А. Стихотворения.
Искандер ФА. «Пиры Валтасара», «Молельное дерево».
Каверин В А. «Два капитана».
Макаренко А.С. «Педагогическая поэма» (отрывки).
Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке».
Рубцов Н.М. Стихотворения.
Симонов К.М. Стихотворения.
Сурков А А. Стихотворения.
Чехов А.П. «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев».
Шукшин В.М. «Сильные идут дальше», «Сны матери», «Хозяин бани и огорода».
9 класс:
Примерная тематика
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков
русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины,
баллады.
Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных
качеств личности подростка.
Произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова,
Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.П.
6

Чехова, А.И. Куприна, И.А. Бунина.
Произведения А.М. Горького, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А.Н. Толстого, А.А.
Фадеева, М.А. Шолохова, К.Г. Паустовского, К.М. Симонова, В.М. Инбер, Р. Гамзатова,
В.М. Шукшина, Ф.А. Абрамова, Ч. Айтматова, Л.Н. Ошанина, С.В. Михалкова, Ф.А.
Искандера, А. Рыбакова, Б. Окуджава.
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения.
Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их
поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя).
Работа над планом, средствами языковой выразительности. Пересказ содержания,
прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких
произведений. Знание основных сведений о жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков.
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.
Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Рекомендуемая литература (на выбор )
Ахматова АЛ. Стихотворения.
Беляев А.Р. «Человек-амфибия».
Богомолов В.О. «Иван».
Бондарев Ю.В. «Последние залпы», «Горячий снег».
Быков В.В. «Альпийская баллада», «Обелиск».
Васильев Б.Л. «А зори здесь тихие».
Жюль Верн «Таинственный остров».
Воскресенская 3. «Сердце матери».
Горький А.М. «В людях», «Мои университеты».
Есенин С Л. Стихотворения.
Зощенко М.М. Рассказы.
Искандер ФЛ. «Сандро из Чегема».
Паустовский К.Г. «Во глубине России», «Телеграмма», «Великий сказочник», «Разливы
рек», «Исаак Левитан», «Приточная трава».
Сурков АЛ. Стихотворения.
Толстой JI.H. «Севастопольские рассказы» (выборочно).
Цветаева М.Н. Стихотворения.
Чехов А.П. «Дом с мезонином».
Шукшин В.М. «Кляуза», «Мечты», «Чужие», «Жил человек», «Привет Сивому».
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
ВСЕГО
п/п
Устное
1
21
6
8
8
10
53
народное
творчество
Из
2
28
30
37
произведений
литературы
101
82
357
XIX века
3
Из
32
30
17
произведений
литературы
XX века
7

Зарубежная
литература
ИТОГО
Внеклассное
чтение
Чтение наизусть
4

14

14

-

-

4

32

136
9

102
9

68
9

68
9

68
9

442
45

6

8

10

10

10

46

стихотворений

стихотворений

стихотворений

стихотворений

стихотворений,

текстов

2
прозаических
отрывка

№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26-27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39-40

5 класс
Тема урока

Количество
часов
1
1
1
1
1
сказки».
1

Считалки. Заклички-приговорки. Потешки
Пословицы и поговорки
Загадки
Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»
«Никита Кожемяка» (Русская сказка)
Внеклассное
чтение «Русские
народные
Входной контроль. Техника чтения
«Как наказали медведя» (Тофаларская сказка)
«Золотые руки» (Башкирская сказка)
«Морозко» (Русская сказка)
«Два Мороза» (Русская сказка)
«Три дочери» (Татарская сказка)
А.С. Пушкин. Слово о писателе
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Противоборство добрых и злых сил в сказке
Д. Мамин-Сибиряк. Слово о писателе
По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка»
Особенности почерка Д. Мамина-Сибиряка
«Друг в беде – настоящий друг» (по сказке «Серая шейка»)
Как хороша жизнь! (по сказке «Серая шейка»)
Обобщающий урок по теме «Сказки»
Внеклассное чтение «Сказки народов мира»
Лето. Г. Скребицкий «Июнь»
И. Суриков «Ярко солнце светит…»
А. Платонов. Слово о писателе
А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки)
Первое добро в жизни (А. Платонов «Июльская гроза»)
А. Прокофьев «Берёзка»
Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…»
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето»
Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь»
По И. Соколову-Микитову «Золотая осень»
К. Бальмонт «Осень»
По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!»
По В. Астафьеву «Осенние грусти…»
И. Бунин «Первый снег»
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Осень»
Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Золотой луг»
Ю. Яковлев «Колючка»
8

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

41
42
43
44-46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56-57
58-59
60
61
62
63
64
65
66
67
68-69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91-93
94-95
96
97-98

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок)
В. Медведев «Фосфорический» мальчик»
Л. Воронкова «Дорогой подарок»
Я. Аким «Твой друг»
Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах»
Внеклассное чтение Н.Носов «Фантазёры»
И. Крылов «Ворона и Лисица»
И. Крылов «Щука и Кот»
И. Крылов «Квартет»
Обобщающий урок по теме «Басни И. Крылова»
Н. Хмелик «Будущий олимпиец»
О. Бондарчук «Слепой домик»
В. Осеева «Бабка»
А. Платонов «Сухой хлеб»
В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок»)
В. Брюсов «Труд»
Р. Рождественский «Огромное небо»
Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро»
Внеклассное чтение Б.С. Житков «На льдине»
Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»
Г. Скребицкий «Декабрь»
К. Бальмонт «К зиме»
Г. Скребицкий «Всяк по-своему»
С. Есенин «Поёт зима – аукает…»
С. Есенин «Берёза»
А. Пушкин «Зимняя дорога»
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима»
Внеклассное чтение М.М. Пришвин «В краю дедушки Мазая»
Весна. Г. Скребицкий «Март»
А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»
Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки)
Г. Скребицкий «Весна - красна»
Г. Скребицкий «Грачи прилетели»
Г. Скребицкий «Заветный кораблик»
Г. Скребицкий «В весеннем лесу»
А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство
Никиты»)
А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»
А. Блок «Ворона»
Е. Серова «Подснежник»
И. Соколов – Микитов «Весна»
И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…», С. Есенин
«Черёмуха»
Я. Аким «Весна, Весною, о весне»
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Весна»
Внеклассное чтение Б.С. Житков «Наводнение»
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести
«Детство Тёмы»)
А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты»)
К. Паустовский «Кот Ворюга»
Б. Житков «Про обезьянку»
9

1
1
1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
2
1
2

Э. Асадов «Дачники»
Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны»
С. Михалков «Будь человеком»
Обобщающий урок по теме «О животных»
Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Ярик»
По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско»
По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Куликовская битва»
По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Слава героям»
По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи
Конец похода»
109-110 Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы
«Мороз, Красный нос»)
111
А. Куприн. Слово о писателе
112
А. Куприн «Белый пудель» (отрывок). Обитатели дачи
113
А. Куприн «Белый пудель» (отрывок). Поведение Сережи и старика
114
А. Куприн «Белый пудель» (отрывок). Дружба дороже денег.
А. Куприн «Белый пудель» (отрывок). Старая шарманка не просто
115
инструмент, это старый друг
116
По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!»
117-118 Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата»
119
Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа»
120
Внеклассное чтение Л.Н. Толстой «Прыжок»
121-122 В.Гюго «Гаврош» (отрывки)
123
М. Твен. Слово о писателе
124
М. Твен «Приключения Тома Сойера» Тема дружбы и мечты.
125
М. Твен «Приключения Тома Сойера». Беззаботное детство
126
М. Твен «Приключения Тома Сойера». Взаимопощь
М. Твен «Приключения Тома Сойера». Оставаться собой в любых
127
ситуациях
128-131 С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
132-133 Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки)
Обобщающий урок по теме «Из произведений зарубежных
134
писателей»
135
Внеклассное чтение В.А. Осеева «Волшебное слово»
136
Итоговый урок по изученному в 5 классе
99
100
101
102
103
104
105-106
107
108

10

1
1
1
1
1
1
2
1
2
2
1
1
1
1
1
2
2
1
1
2
1
1
1
1
1
4
2
1
1
1

6

класс

№ п/п

Тема урока

1
2
3
4
5
6
7-9
10
11-12
13-14
15
16-17
18-19
20
21
22
23
24
25
26
27-28
29
30
31
32
33
34
35-36
37-38
39
40

Отечество. По В. Пескову
Россия. М. Ножкин
Моя Родина. (Из воспоминаний детства.) М. Пришвин
Сентябрь. В. Бианки
«Лес, точно терем расписной…». И. Бунин
Грабитель. Ю. Качаев
Белый домик. Б. Житков
Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Лесной хозяин»
Звонкие ключи. А. Белорусец
Заячьи лапы. К. Паустовский
Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский «Кот-ворюга»
Двенадцать месяцев. (Отрывки.) С. Маршак
Снежная королева. (Сказка.) По Х.-К. Андерсену
Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Барсук»
Первые приметы. С. Смирнов
Март. В. Бианки
Весна идёт. По В. Пескову
Кузнечик Денди. (Сказка.) По Д. Биссету
Внеклассное чтение. Сказки народов мира
Как один мальчик играл с палкой. Дж. Родари
Пуговкин домик. Дж. Родари
Илья Муромец и Соловей-разбойник. (Отрывок из былины.)
Москва. (В сокращении.) Ф. Глинка
Ноябрь. В. Бианки
Без Нарвы не видать моря. По С. Алексееву
На берегу Невы. По С. Алексееву
Внеклассное чтение. П. Гайдар «Тимур и его команда»
Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву
Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой
Как Незнайка сочинял стихи. По Н. Носову
Внеклассное чтение. Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его
друзей»
Тайна цены. (Сказка.) Е. Пермяк
Здравствуйте! (В сокращении.) Перевод с польского Д. Гальпериной
Декабрь. В. Бианки
Новогодние загадки. Е. Благинина
Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Птицы под снегом»
Встреча зимы. (В сокращении.) А. Никитин
Тёплый снег. А. Дорохов
«Вот север, тучи нагоняя…». А Пушкин
Пушкин. Д. Хармс
Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Лесной доктор»
Январь. В. Бианки
Ель. (Сказка.) Х.-К. Андерсен
Ванька. А. Чехов
«Весело сияет месяц над селом…». (Отрывок.) И. Никитин
«Белый снег пушистый в воздухе кружится…». (Отрывок.) И.

41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53-54
55
56

11

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
3
1
2
2
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1

57
58-59
60-61
62
63
64
65-66
67-69
70
71
72
73
73
74-75
76
77
78-79
80
81
82-83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

№ п/п
1
2
3
4
5

Суриков
Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский «Золотой ясень»
Лёля и Минька. М. Зощенко
Пурга. Ю. Рытхэу
Таинственный ночной гость. Ю. Дмитриев
Февраль. В. Бианки
Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский «Кот-ворюга»
Двенадцать месяцев. (Отрывки.) С. Маршак
Снежная королева. (Сказка.) По Х.-К. Андерсену
Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Барсук»
Первые приметы. С. Смирнов
Март. В. Бианки
Весна идёт. По В. Пескову
Жаркий час. М. Пришвин
Весенняя песня. (Сказка.) Г. Скребицкий
Внеклассное чтение. В.П. Катаев «Белеет парус одинокий»
Жаворонок. В. Жуковский
Детство Никиты. (Отрывок.) А. Толстой
«Как после мартовских метелей…». А.
Твардовский
«И вот шатёр свой голубой опять раскинула весна…». А. Плещеев
Апрель. В. Бианки
Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский «Прощание с летом»
Стальное колечко. (Сказка.) К. Паустовский
Злодейка. По В. Астафьеву
Рассказы про зверей. По Е. Барониной
Внеклассное чтение. Е.А. Пермяк «Волшебные истории»
Кот в сапогах. В. Драгунский
Заяц и ёж. Д. Хармс
Зеркало и обезьяна. (Басня.) И. Крылов
Рикки-Тикки-Тави. По Р. Киплингу
Внеклассное чтение. Е.А. Пермяк «Голубые белки»
«Дождь пролетел и сгорел на лету…». В. Набоков
Май. В. Бианки
Наши песни спеты на войне. (В сокращении.) М. Дудин
Звездолёт «Брунька». (Сказка.) В. Медведев
Корзина с еловыми шишками. По К. Паустовскому
Внеклассное чтение. В.В Бианки «Голубые лягушки»
Маленький принц. По А. де Сент-Экзюпери
Зорькина песня. (Глава из повести «Последний поклон».) В.
Астафьев
«Нынче ветер, как мальчишка, весел…» Н. Рыленков
7 класс
Тема урока
Введение. Знакомство с учебником. Сказки
«Сивка – бурка» (русская народная сказка)
«Журавль и Цапля» (русская народная сказка)
«Умный мужик» (русская народная сказка)
Былина. «Три поездки Ильи Муромца»
12

1
2
2
1
1
1
2
3
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Кол-во
часов
1
1
1
1
1

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

Народные песни «Ах, кабы на цветы не морозы…», «По улице
мостовой»
Пословицы. Загадки
Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»
Александр Сергеевич Пушкин. Слово о писателе
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Характеристика героев «Сказки о царе Салтане…»
«Сказка о царе Салтане…». Сюжетная линия сказки
Художественные средства «Сказки о царе Салтане…»
Обобщающий урок по «Сказке о царе Салтане…»
Стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», «У Лукоморья…»
Михаил Юрьевич Лермонтов.
Слово о писателе. «Бородино»
Иван Андреевич Крылов. Слово о писателе. «Кукушка и петух»
Иван Андреевич Крылов. «Волк и ягненок»
Иван Андреевич Крылов. «Слон и Моська»
Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте
Н. А. Некрасов. «Несжатая полоса»
Н. А. Некрасов. «Генерал Топтыгин»
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе
Лев Николаевич Толстой. «Кавказский пленник»
Жилин и Костылин – герои рассказа, противопоставление
характеров
Дина. Дружба Жилина и Дины
Нравственные проблемы рассказа «Кавказский пленник»
Природа в рассказе «Кавказский пленник»
Обобщающий урок по рассказу «Кавказский пленник»
Антон Павлович Чехов. «Хамелеон»
Владимир Галактионович Короленко. Слово о писателе
В.Г. Короленко. «Дети подземелья» (в сокращении)
Нравственные проблемы повести
Валек и Вася. Соня и Маруся
Глава «Кукла» - кульминация повести
Итоговый урок по произведениям русской литературы XIX век
Максим Горький. Слово о писателе
М. Горький. «Детство» (отрывки из повести)
М. Горький. «Детство». Характеристика героя
М. Горький. «В людях» (отрывки из повести)
Обобщающий урок по творчеству М. Горького

1

Михаил Васильевич Исаковский. Слово о поэте. «Детство»
Михаил Васильевич Исаковский. «Ветер», «Весна»
Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе. «Последний
черт»
К.Г. Паустовский. «Последний черт»
Михаил Михайлович Зощенко. Слово о писателе. «Великие
путешественники»
Константин Михайлович Симонов - военный корреспондент
К. М. Симонов. «Сын артиллериста» (отрывки)
Валентин Петрович Катаев. Слово о писателе. «Флаг»
Николай Иванович Рыленков. «Деревья»

1
1
1

13

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15-16
17
18
22-23
24
25
26
27
28
29-30
31

Н.И. Рыленков. «Весна без вещуньи – кукушки»
Н.И. Рыленков. «Всё в тающей дымке»
Юрий Иосифович Коваль. «Капитан Клюквин»
Юрий Иосифович Коваль. «Картофельная собака»
«Картофельная собака». Главная мысль произведения
«Картофельная собака». Характеристика героев
Юрий Яковлевич Яковлев. «Багульник»
Юрий Яковлевич Яковлев. «Багульник»
Радий Петрович Погодин. Слово о писателе
Р. П. Погодин. «Время говорит – пора». Основная мысль рассказа
Р. П. Погодин. «Время говорит – пора». Составление характеристики
героя
Анатолий Георгиевич Алексин. «Двадцать девятое февраля» (отрывок из
повести «Звоните и приезжайте»)
А. Г. Алексин. «Двадцать девятое февраля». Основная мысль отрывка
Константин Яковлевич Ваншенкин. «Мальчишка», «Снежки»
Итоговый урок по произведениям русской литературы XX века
Чтение стихотворений о Великой Отечественной Войне
Устное сочинение «Смешной случай с моим домашним питомцем»
Итоговый урок. Составление отзыва на прочитанную книгу
8 класс
Тема урока
Роль книги в жизни человека
Сказка – ложь, да в ней намек…Виды сказок
Русская народная сказка «Волшебное кольцо». Сюжет сказки
Русская народная сказка «Волшебное кольцо». Характеристика героев
Понятие о балладе. В. А. Жуковский «Перчатка»
И.З. Суриков «Нашла коса на камень»
Понятие о былине. «Добрыня и змей»
Письменный опрос по теме «Устное народное творчество»
А.С. Пушкин. Слово о поэте. М.Я. Басина «Публичное испытание»
И.И. Пущин «Записки о Пушкине»
А.С. Пушкин «Памятник», «Во глубине сибирских руд…»
А.С. Пушкин «Зимнее утро»
А.С. Пушкин «И.И. Пущину», «19 октября 1827»
А.С. Пушкин «Няне», «На холмах Грузии…», «Сожженное письмо
А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». Чтение
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Смерть поэта»
М.Ю. Лермонтов «Родина», «Парус», «Сосна»
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова»
И.А. Крылов «Волк на псарне», «Осел и Соловей»
И.А. Крылов «Муха и пчела»
Урок выразительного чтения одной их басен И.А. Крылова
Н.А. Некрасов. Слово о писателе. «Размышления у парадного
подъезда»
Н.А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…»
Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (Отрывок)
И.С. Никитин. Слово о поэте. Стихотворение «Русь»
14

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1

32
33
34-35
36
37
38
39
40-41
42-43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55-56
57
58
59
60
61
62-64
65
66
67-68

№
1
2
3
4
5
6

И.С. Никитин «Утро на берегу озера»
И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму» (В сокращении).
Историческая эпоха в произведении
И.С. Тургенев «Муму» (В сокращении)
Р.р. Сочинение по повести И.С. Тургенева «Муму» по поставленным
вопросам
Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «После бала». Историческая
основа рассказа. Духовный мир главного героя
Контрольная работа по произведениям писателей 19 века
А.П. Чехов. Слово о писателе. Юмор в творчестве А.П. Чехова
А.П. Чехов. «Лошадиная фамилия»
В.Г. Короленко. Слово о писателе. «Слепой музыкант»
М. Горький. Слово о писателе. М. Горький «Макар Чудра»
С.А. Есенин. Слово о поэте. «Спит ковыль», «Пороша»
А.А. Платонов. Слово о писателе. «Разноцветная бабочка»
А. К. Толстой. Слово о писателе. «Русский характер»
А.К. Толстой. «Русский характер». Человеческая красота-высшее
качество русского народного характера
Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Стихотворение «Некрасивая девочка»
Контрольная работа по произведениям писателей 1-ой половин
К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Телеграмма»
Р.И. Фраерман. Слово о писателе. «Дикая собака динго, или повесть о
первой любви»
Сочинение по повести Р.И. Фраермана «Что значит истинная дружба?»
Л.А. Кассиль. Слово о писателе. Рассказ «Пекины бутсы»
А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Василий Теркин»
В.М. Шукшин. Рассказ «Гринька Малюгин»
В.П. Астафьев «Далекая и близкая сказка» (глава из повести
«Последний поклон). Анализ жанра произведения.
В.П. Астафьев «Далекая и близкая сказка» (глава из повести
«Последний поклон). Роль музыки в жизни человека
В.П. Астафьев «Далекая и близкая сказка» (глава из повести
«Последний поклон). Пересказ произведения
Р. Погодин. Слово о писателе
Р. Погодин «Алфред». Система героев. Личностные качества главного
героя. Отношение к труду
А.А. Сурков. Слово о поэте. Стихотворение «Родина»
А.А. Сурков. Стихотворение «Родина». Душевные переживания
лирического героя
Итоговый урок. Систематизация знаний.
Литературная гостиная
9 класс
Тема урока
Роль книги в жизни человека
Устное народное творчество. Жанры
Урок-концерт: Русские народные песни. «Колыбельная», «За морем
синичка жила»
Былины как жанр. Знакомство с особенностями жанра
Былина «На заставе богатырской»
Урок внеклассного чтения. Былина «Вольга и Микула Селянинович»
15

1
1
2
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
3
1
1
2

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1

7
8
9-10
11
12-14
15
16
17
18-20
21
22-23
24-25
26-27
28
29
30
31-32
33
34
35-36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48-49
50-51
52
53
54-55
56
57
58

Народная сказка «Сказка про Василису Премудрую»
Обучение анализу сказки
Сказка «Лиса и тетерев». Чтение, беседа об особенностях сказок о
животных. Язык сказок. Герои
В.А. Жуковский. Биография. Сказка «Три пояса». Первое знакомство
Сказка «Три пояса». По страницам сказки...
И.А. Крылов. Знакомство с жизнью и творчеством
И.А. Крылов. Басня «Кот и повар». Басня как жанр литературы
Чтение, беседа об особенностях жанра басни. Мораль в басне
А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». Особенности поэмы как
жанра литературы
Значение «Песнь второй» поэмы «Руслан и Людмила»
Значение «Песни третьей» поэмы «Руслан и Людмила»
А.С. Пушкин. Повесть «Барышня-крестьянка». Повесть как жанр
литературы
А. С. Пушкин. Язык повести «Барышня-крестьянка»
Сравнительный анализ фильма и повести «Барышня-крестьянка»
Творчество А.С. Пушкина. Итоговый урок
М.Ю. Лермонтов «Баллада»
Чтение, работа по содержанию баллады
Стихи о Родине, о природе: «Выхожу один я на дорогу», «Листок».
Беседа по вопросам
Н.В. Гоголь. Биография. Знакомство с жизнью и творчеством
Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница» Чтение,
пересказ
Урок внеклассного чтения. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
Н.А. Некрасов. Знакомство с жизнью и творчеством. Игра «Аукцион
знаний»
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Рыцарь на час».
Поэма «Саша» (отрывок). Чтение поэмы
А.А. Фет. Биография. Знакомство со статьей в учебнике. Беседа по
вопросам
Стихотворение «На заре ты ее не буди». Выразительное чтение
«Это утро» и др. стихи. Изображение природы и внутренний мир
лирического героя
А.П. Чехов. Биография. Знакомство с жизнью и творчеством. Рассказ
«Злоумышленник».
А.П. Чехов «Злоумышленник»
А.П. Чехов. Рассказ «Пересолил». Чтение, беседа об особенностях
юмора писателя
М. Горький. Знакомство с биографией. М. Горький «Песня о Соколе».
Чтение, знакомство с особенностями песни
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение на даче» и др.
М. Цветаева Поэзия и жизнь поэтессы. Чтение стихов, беседа по
вопросам («Красною кистью», «Вчера еще в глаза глядел»)
Стихотворения М Цветаевой. Отработка навыка выразительного чтения
К.Г. Паустовский. Биография. «Стекольный мастер»
С. А. Есенин. Слово о поэте
Стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы». Выразительное чтение
наизусть, беседа по вопросам
С.А. Есенин «Собаке Качалова»
16

1
1
2
1
3
1
1
1
3
1
2
2
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
2
1
1
1

59
60
61
62
63

64
65
66
67
68

«Стихи о природе». Конкурс чтецов
М.А. Шолохов. Биография. Разбор статьи учебника, беседа по плану
М.А. Шолохов «Судьба человека»
Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб»
Н.М. Рубцов. Биография поэта. Деревенская тема поэзии.
Стихотворения «Тихая моя родина», «Русский огонек», «Зимняя ночь»
и др.
Ю.И. Коваль. Слово о писателе «Приключения Васи Куролесова»
Р. Стивенсон. «Вересковый мед»
Э. Сетон - Томпсон. Рассказ «Снап»
. Дж. Даррелл. Слово о писателе. Чтение рассказа «Живописный
жираф»
Итоговый урок. Литературная гостиная

17

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».