МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Управление образования администрации Нижнетавдинского муниципального района МАОУ "Велижанская СОШ " РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО ШМО гуманитарного цикла Дачаев Р.С. Зам. директора по УВР Директор школы ___________________ Столбова И.А. Ваганова Н.В. ________________________ __________________ Протокол №1 От 28.08.2024 От 29.08.2024 Приказ №211 От 30.08.2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Литература: классика и современность. для обучающихся 7 класса с.Иска 2024 Пояснительная записка Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности. На сегодняшний день задача образования - «...воспитание каждого школьника высоконравственной, культурной, творчески активной, предприимчивой и социально зрелой личностью». Программа предметного курса «Классика и современность» способствует осуществлению поставленных задач по формированию общей культуры личности и её творческого и социального развития, знакомству школьников с лучшими образцами литературы, приобщению их к подлинным произведениям словесного искусства. Таким образом, объединение в рамках программы предметного курса достаточно широко известных произведений современной русской литературы опирается на общие цели обучения, читательский круг школьников, их возрастные особенности и приоритеты современного образования. Программа рассчитана на 34 часа. Цели и задачи курса. Задача факультативного курса по литературе «Классика и современность» - опираться на общее развитие ученика и стимулировать его, способствуя росту личности. Главная цель обучения семиклассников - открыть законы литературы как особого вида искусства. Поэтому теория литературы и нравственно - исторический аспект выдвигаются здесь на первый план. В связи с вышесказанным задачей учителя будет развитие следующих умений у учащихся: •находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения; •следить за развитием сюжета в эпическом произведении; •сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и отличие авторской позиции; •видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов; •обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой; •видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов; •сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения; •написать отзыв (рецензию) на инсценировку, на экранизацию произведения. Основа литературного развития школьников - освоение эстетических законов искусства. Поэтому развивающими задачами будут: • формирование взгляда на литературу через призму личности и художественного мира писателя; • освоение законов эстетического постижения эпических произведений. Воспитывающая цель литературного образования- способствовать росту личности. Данная программа предметного курса будет служить этому, если: • пробуждать в читателях-семиклассниках эмоциональный отклик на духовно - нравственные, социальные, этические проблемы, поднятые в произведении; • гуманистическое содержание современной русской литературы сделать достоянием подростков. Предполагаемый результат: - читатель, обладающий художественным вкусом; знакомый с литературоведческими понятиями: тема, основная мысль, лирический герой, жанр и т.д.; умеющий видеть позицию автора; - человек, имеющий свою позицию, собственный взгляд; обладающий личным достоинством, уважающий чужое мнение и выбор. Результаты освоения курса по литературе «Литература:Классика и современность» Личностные результаты: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира; - формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; Метапредметные результаты: - умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно - следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - смысловое чтение; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; - умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты: Учащийся научится: - анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; - определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, пониманию их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); - владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; - формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценке; - интерпретировать литературные произведения; - понимать авторской позиции и свое отношение к ней; - воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читать и адекватно воспринимать их; Учащийся получит возможность научиться: - пониманию образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическому восприятию произведений литературы; формированию эстетического вкуса; - пониманию русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно- выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений; - выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; - выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению; - ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете. Регулятивные УУД - принимать и сохранять учебно-творческую задачу; - планировать свои действия; - анализировать условия и пути достижения цели; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. – составлять план решения учебной проблемы; - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом Коммуникативные УУД Обучающийся научится: – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные УУД – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); – пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; – пользоваться словарями, справочниками; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения. Обучающийся получит возможность научиться: – выступать перед аудиторией – самостоятельно вычитывать все сверстников с сообщениями; виды текстовой информации: - учитывать разные мнения и подтекстовую, концептуальную; обосновывать свою позицию; - адекватно понимать основную и дополнительную информацию - с учетом целей коммуникации текста, воспринятого наслух; достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с информацию как ориентир для исследовательской задачей с построения действия; использованием ресурсов библиотек - владеть монологической и материале; - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. диалогической формой речи. - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; и сети Интернет; – осуществлять анализ и синтез; - использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. Содержание курса. Программа предметного курса составлена таким образом, чтобы на литературном материале показать ученикам смену эпох литературного развития, познакомить с характерной для каждой из них типами личностей героев. Изменение общественных идеалов, связанное с историческим развитием общества (Великая отечественная война 1941-1945гг., современная реальность), подчёркивает социальный и исторический характер этических проблем, рассматриваемых в литературе, и позволяет усилить внимание к позиции писателя. Выделение проблемы «Герой и время» помогает проследить развитие темы «Классика и современность» в духовно - нравственном, этическом и социальном аспектах. Межпредметные связи. На третьем этапе литературного развития, которому соответствует программа по литературе для 7 класса, необходимо открыть ученикам законы литературы как особого вида искусства. Поэтому становится необходимым сопоставление литературы с другими видами искусства. Так, например, при изучении произведений Р. Фраермана «Дикая собака Динго», В. Каверина «Два капитана», А. Грина «Алые паруса» можно обратиться к их киноверсиям, сопоставить эпизоды фильма и текст с точки зрения выражения авторской позиции. Полезным будет привлечение на уроках иллюстраций художников для составления портретной характеристики героя, для отработки умения сопоставлять стиль текста и иллюстраций к нему. Нельзя упускать из виду связь литературы с историей. Знания учащихся о Великой отечественной войне 1941-1945гг., о происходящем во второй половине XX века в нашей стране помогут лучше понять литературное произведение. Система творческих заданий. Целью творческих заданий является развитие литературного творчества учащихся. Им важно учиться смотреть на мир глазами художника. Отработке этого умения призваны такие работы: сочинения по идеологическим, духовно - нравственным проблемам; на материале литературного произведения и по жизненным впечатлениям; сравнение литературных произведений и героев в целом; рецензия на театральный спектакль, на экранизацию эпического произведения. Для проверки литературно - творческих способностей, учащихся можно практиковать сочинения в жанре предисловия к повести или отзыва на сборник рассказов. Также предусмотрена система работ по развитию устной речи. На этих занятиях учащиеся совершенствуют свои умения по культуре составления планов сочинений по предложенным темам, выбирают материал из текста в соответствии с поставленной на уроке задачей, дают рецензию на ответ одноклассника. Все ученики ведут «Читательский дневник». Содержание программы Вводное занятие (1ч.) Знакомство с программой курса Час чтения «мой ровесник на страницах современной русской литературы» Теория литературы Понятие о современной литературе. Т. Ш. Крюкова «Невыученные уроки». (2ч) Любовь, борота, улыбки родом из детства. Т. Кудрявцева. «Детский дом. Лёка». (2ч.) Очень страшно, когда понимаешь, что маленький ребенок во время войны потерял своих родителей, пережил страдания и голод. И как же поразил поступок Леки, когда она, гуляя во дворе детского дома, отдала свой сухарик пленному немцу. Теория литературы Сюжет и характер в эпическом произведении. Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго». (2ч.) Первая любовь всегда неожиданна. Случается, даже, что она поначалу похожа на ненависть. В красивой и грустной повести, написанной Рувимом Исаевичем Фраерманом (1891-1972) и давно ставшей классикой, нашли отражение тревоги и сомнения, свойственные юности, ее потребность в любви и надежда встретить когда-нибудь, в своем удивительном взрослом будущем, австралийскую собаку динго… Теория литературы Повесть. А. Грин. «Алые паруса». (2ч.) Произведения Александра Грина проникнуты тонким психологизмом, гуманны и поэтичны. Это очень романтическая и красивая сказка. Она совсем небольшая, но очень насыщенная событиями и героями - не по количеству, а по качеству. Сказка о том, как можно воплотить мечту в жизнь! О том, что нам всем всегда следует верить своим мечтам и идти к ним. Теория литературы Феерия. А. Приставкин. «Ночевала тучка золотая». (3ч.) Повесть А. Приставкина о детдомовцахблизнецах Кузьмёнышах, отправленных во время Великой Отечественной Войны из Подмосковья на Кавказ. Написана она была еще в 1981-м году, но смогла увидеть свет только в конце 80-х. Книга о войне, об изломанных войной детских судьбах вряд ли кого-то оставит равнодушным. Повесть А.Приставкина - громкий призыв к справедливости и ответственности взрослых за судьбы детей. Ответственности в любое, даже самое тяжелое для страны время. А.Приставкин «Золотая рыбка» (2ч). Дети и война Теория литературы Герой и время в литературном произведении. В. Тендряков. «Весенние перевертыши». (3ч.) Повесть о подростке, о первой влюбленности, об активной позиции человека в жизни, о необходимости отстаивать свои идеалы. Теория литературы Сюжет и характер в эпическом произведении. А. Алексин. «Третий в пятом ряду». (3ч.) О судьбах людских с их радостями и горестями, с их надеждами, борениями и, конечно, с любовью, без которой нет жизни. Это та редкая проза, которая заставляет плакать и смеяться, исподволь учит сочувствовать, сопереживать, любить...У каждого учителя были такие ученики, образ которых не сотрется из памяти. И почему-то это самые хулиганистые и отчаянные ребята. Один из таких учеников пожилой учительницы. Ваня Белов давно уже вырос, но рассказы о его проделках до сих пор развлекают Елизавету — единственную внучку бывшей учительницы. Теория литературы Конфликт в эпическом произведении. В. П. Астафьев. «Последний поклон» (3ч.) «Последний поклон" В.Астафьева - масштабный цикл автобиографических рассказов и повестей о трудном, голодном, но прекрасном деревенском детстве. В повестях и рассказах - благодарность судьбе за возможность общения с природой, с людьми, умевшими жить "миром", спасая ребятишек от голода, воспитывая в них трудолюбие и правдивость и умение радоваться малому даже в самые горькие дни своей жизни. Теория литературы Жизненный материал в литературном творчестве. В. П. Астафьева. «Людочка». (2ч.) Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того времени, в котором он живёт. Великие писатели никогда не приукрашивают жизнь, описанную ими в своих произведениях. Так в рассказе Виктора Астафьева “Людочка” описана жестокая реальность жизни. В. Богомолов «Иван». Мои ровесники на войне Б. Екимов «Ночь исцеления». Образец чуткости, отзывчивости по отношению к близким людям. Теория литературы Автор и рассказчик в эпическом произведении. А.Геласимов. "Нежный возраст" (2ч.) Маленький рассказ в виде дневниковых записей подростка. Уже буквально с первых записей вырисовывается портрет мальчишки: непостоянный, эгоистичный, сумасбродный максималист, да еще и злой на весь мир. Но ему повезло. Он встречает человека, который открывает для него другой мир: мир прекрасного и мир вечного. Мир, где есть хорошие фильмы, прекрасная музыка, интересные книги и чудесные женщины. Мир, где можно говорить о смысле жизни простыми понятными словами. И мальчишка начинает меняться. Не сразу, не кардинально, но необратимо. И все это благодаря одной старой женщине. Теория литературы Проблема взаимоотношений родителей и детей. В. Железняков. «Чучело» (2ч.) Знаменитая повесть, по которой был снят одноименный фильм, в свое время вызвавший целую лавину откликов и споров. История, произошедшая с шестиклассницей Леной Бессольцевой, которой впервые в жизни пришлось столкнуться с подлостью и предательством, вряд ли кого оставит равнодушным. Потому что далеко не каждому в подобной ситуации удается выстоять и победить. Теория литературы Уроки доброты. Заключительная игра-викторина (1ч.) Игра-викторина по произведениям, изученным в течение года. Календарно-тематическое планирование № п/п 1 Тема Введение 2-3 Т. Ш. Крюкова «Невыученные уроки». Любовь, борота, улыбки родом из детства. Колво часов Теория литературы 6-7 Р. И. Фраерман «Дикая собака Динго» Долг, Дата Виды деятельности По По По плану факту плану 7-А 7-А 7-Б 03.09 04.09 10.09 17.09 11.09 18.09 Сюжет и характер в эпическом произведении 24.09 01.10 25.09 02.10 2 Письмо другу о том, почему надо прочитать рассказ «Детский дом. Лека…» 2 Познавательна Практическая Развитие понятия я беседа работа. Отзыв на о повести Практикум экранизацию 08.10 15.10 09.10 16.10 1 2 Понятие о современной литературе Тема, идея произведения 4-5 Т. Кудрявцева «Детский дом. Лека».уроки доброты и милосердия Методы Беседа Участие в диалоге Беседа Практикум Беседа Практикум По факту 7-Б любовь, сострадание, добро на страницах рассказ. 8-9 А. Грин «Алые паруса» .Умей признавать чужой успех 10- А. Приставкин 12 «Ночевала тучка золотая» громкий призыв к справедливости и ответственности взрослых за судьбы детей. 13- А.Приставкин 14 «Золотая рыбка». Дети и война 15- В. Тендряков 17 «Весенние перевертыши» об активной позиции человека в жизни, о необходимости отстаивать свои идеалы. 18- А. Алексин «Третий 20 в пятом ряду» О судьбах людских с их радостями и горестями, с их надеждами, борениями и, конечно, с любовью, без которой нет жизни 21В. П. Астафьев 23 «Последний поклон» - масштабный цикл автобиографических рассказов и повестей о трудном, голодном, но прекрасном деревенском детстве. 24В. П. Астафьев 25 «Людочка» жестокая реальность жизни. 2627 В. Богомолов «Иван»». Мои ровесники на войне. 2 22.10 12.11 23.10 13.11 19.11 26.11 03.12 20.11 27.11 04.12 Беседа Практикум 10.12 17.12 11.12 18.12 Практикум 24.12 14.01 21.01 25.12 15.01 22.01 28.01 04.02 11.02 29.01 05.02 12.02 Сбор информации о ближайших родственниках Проект «Моя родословная» Сочинение «Моя родословная» 18.02 25.02 04.03 19.02 26.02 05.03 Легко ли быть милосердным? (сочинениерассуждение) 11.03 18.03 12.03 19.03 01.04 08.04 02.04 09.04 Беседа. Понятие о феерии Практикум Беседа Практикум 3 Герой и время в литературном произведении 2 Тема, идея произведения 3 Сюжет и характер в эпическом произведении Развитие конфликта в эпическом произведении 3 Жизненный материал и художественный 2 Жизненный материал и художественный 2 Автор и рассказчик в эпическом произведении Посещение соц. приюта Сочинение «В чём смысл жизни человека?» Рецензия на повесть Беседа Практикум 3 Письмо литературному герою Устный журнал о жизни и творчестве Астафьева Практикум Практикум Беседа Практикум Сочинение «История жизни, рассказанная внукам» Сбор информации, составление презентации Сочинение «Как должен поступать гражданин?» 28- Б. Екимов «Ночь 29 исцеления». Образец чуткости, отзывчивости по отношению к близким людям. 3031 А.Герасимов "Нежный возраст" Проблема взаимоотношений родителей и детей 32- Владимир 33 Железняков «Чучело» Быть добрым или бессердечным 34 Заключительная игра-викторина 2 2 2 1 Тема, идея произведения Проблема взаимоотношений родителей и детей Уроки жизни, уроки доброты… Беседа Практикум Беседа Практикум Обсуждение фильма Практикум. Сочинение миниатюру «Каков герой нашего времени?» или дневник одного дня. Отзыв на экранизацию Интеллектуаль Участие в ная игра викторине 15.04 22.04 16.04 23.04 06.05 13.05 07.05 14.05 20.05 ГП 21.05 ГП ГП ГП Литература. Для учителя: Белая Г. А. Художественный мир современной прозы. М., 1983. Белова М.Г. и др. Читаем рассказы//Методические рекомендации для учителей литературы 5-11 классов. – С- Петербург, 1995. Граник Г. Г., Концевая Л. А., Бондаренко С. М. Когда книга учит. – М., 1991. Гринёва С. П. Актуальные проблемы методики преподавания литературы. -Белгород, 1998. Ершов Л. Ф. История русской литературы XX века. – М., 1988. Караковский В. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно – воспитательного процесса// «Воспитание школьника», 1993, № 4. Котельникова С.А. Аннотация – отзыв – рецензия – эссе. Журнал «Русский язык в школе», 1998 г., №1 Кутьёва Л. В. Педагогические этюды о литературном образовании. М., 2000. Межпредметные связи и проблема организации сопереживания учащихся с произведением искусства. – Белгород, 1996. Методика преподавания литературы//Под. Ред. О. Ю. Богдановой. – М., 2000 Нестандартные уроки литературы. – Севастополь, 1995. Педагогические технологии в школе и вузе. – Рязань, 1996 Смелкова 3. С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. – М., 1999. Современная русская литература// Под. Ред. А. Г. Бочарова и Г. А. Белой. - М., 1987 Троицкий В. Ю. Словесность в школе. - М., 2000. Урок литературы и проблемы воспитания читателя. – Якутск, 2002. Шолпо И. Е. Урок литературы – урок искусства. - М., 1995. Для учащихся: Большая литературная энциклопедия: для школьников и студентов / Красовский В. Е. и др. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. Зинина Е.А. Теория литературы в таблицах. Методическое пособие. «Дрофа», М., 2005 г. Энциклопедия для детей. Т. 9: Русская литература. Ч. 2: XX век. — М.: Аванта+, 1999 (и другие издания). Интернет – ресурсы https://ru.wikipedia.org Википедия http://festival.1september.ruФестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://www.proshkolu.ru Про Школу ру - бесплатный школьный портал