Рабочая программа учебного курса Практикум по русскому языку

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Управление образования администрации
Нижнетавдинского муниципального района
МАОУ "Велижанская СОШ "

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

ШМО
гуманитарного цикла
Дачаев Р.С.

Зам. директора по УВР

Директор школы

Столбова И.А.

Ваганова Н.В.

___________________ ________________________ ________________________
От 29.08.2024
Приказ №211
От 30.08.2024
Протокол №1
От 28.08.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Практикум по русскому языку
для обучающихся 10-11 класса

с.Иска 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Практикум по русскому языку» на уровне
среднего общего образования составлена в качестве дополнения к рабочей программе
предмета «Русский язык» на основе требований к результатам освоения ФОП СОО,
представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с
учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.
№ 637-р).
В содержании
программы
выделяются
две
сквозные
линии:
«Орфография и пунктуация», «Функциональная стилистика. Культура речи».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

- совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения
основными понятиями культуры речи и функциональной стилистики, формирование
навыков нормативного употребления языковых единиц и расширение круга используемых
языковых средств; совершенствование коммуникативных умений в разных сферах
общения, способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;

- развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой
деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной и
дополнительной информации; развитие умений чтения текстов разных форматов
(гипертексты, графика, инфографика и др.); совершенствование умений трансформировать,
интерпретировать тексты и использовать полученную информацию в практической
деятельности.
На изучение курса «Практикум по русскому языку» отводится 68 часов: в 10 классе –
34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык и культура.
Роль литературного языка в обществе. Язык художественной
литературы.

Язык и речь. Культура речи Система языка.
Культура речи
Система языка, её устройство, функционирование. Культура речи как раздел
лингвистики.
Языковая норма, её основные признаки и функции.
Виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические),
лексические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические).
Орфографические и пунктуационные правила (обзор, общее представление).
Стилистические нормы современного русского литературного языка (общее
представление).
Качества хорошей речи.
Основные виды словарей (обзор). Толковый словарь. Словарь омонимов. Словарь
иностранных слов. Словарь синонимов. Словарь антонимов. Словарь паронимов.
Этимологический словарь. Диалектный словарь. Фразеологический словарь.
Словообразовательный словарь. Орфографический словарь. Орфоэпический словарь.
Словарь грамматических трудностей. Комплексный словарь.
Орфография. Основные правила орфографии
Орфография как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Принципы и разделы
русской орфографии. Правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания;
употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического
сокращения слов.
Орфографические правила. Правописание гласных и согласных в корне.
Употребление разделительных ъ и ь.
Правописание приставок. Буквы ы – и после приставок. Правописание суффиксов.
Правописание н и нн в словах различных частей речи. Правописание не и ни.
Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов.
Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Текст.
Информационно-смысловая переработка текста
Текст, его основные признаки (повторение, обобщение).
Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте (общее
представление).
Информативность текста. Виды информации в тексте. Информационно- смысловая
переработка прочитанного текста, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и
прослушанного текста.
План. Тезисы. Сочинение.

11 КЛАСС
Язык и речь. Культура речи Синтаксис.
Синтаксические нормы
Синтаксис
как
раздел
лингвистики
(повторение,
обобщение).
Синтаксический анализ словосочетания и предложения.
Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Синтаксический параллелизм,
парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический
повтор, анафора, эпифора, антитеза; риторический вопрос, риторическое восклицание,
риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие.
Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Сложное предложение.
Пунктуация. Основные правила пунктуации
Пунктуационный
анализ
предложения.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания и их функции.
Научный стиль, сферы его использования, назначение.
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные
признаки официально-делового стиля: точность, стандартизированность, стереотипность.
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки
публицистического стиля: экспрессивность, призывность, оценочность. Лексические,
морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Создание
текстов любого жанра публицистического стиля (заметка, статья, репортаж, очерк, эссе,
интервью).
Язык художественной литературы и его отличие от других функциональных
разновидностей языка (повторение, обобщение). Основные признаки художественной речи:
образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых
средств других функциональных разновидностей языка.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Все личностные и метапредметные результаты освоения обучающимися данной
программы на уровне среднего общего образования достигаются в тесной связи с
планируемыми результатами освоения ФОП СОО «Русский язык».
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 10 КЛАСС
К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по русскому языку:
Язык
и
речь. Культура
речи Система
языка. Культура речи
Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и уровни
языковой системы, анализировать языковые единицы разных уровней языковой системы.
Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики.

Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры
речи, приводить соответствующие примеры.
Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной
целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия нормам
современного русского литературного языка.
Иметь представление о языковой норме, её видах.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности
использования стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики.
Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов; словарь
иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь.
Орфография. Основные правила орфографии
Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии. Выполнять
орфографический анализ слова.
Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения
соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в
рамках изученного).
Соблюдать правила орфографии. Использовать орфографические
словари.
Текст. Информационно-смысловая переработка
текста
Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах представленной
в нём информации в речевой практике.
Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и
скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух.
Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров
научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее
150 слов).
Создавать вторичные тексты (план, тезисы, сочинения на заданные или свободные
темы).
Корректировать
текст:
устранять
логические,
фактические,
этические,
грамматические и речевые ошибки.
11 КЛАСС
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по русскому языку:
Язык и речь. Культура речи Синтаксис.
Синтаксические нормы
Выполнять синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного
предложения.
Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского языка (в
рамках изученного).

Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения основных
норм согласования сказуемого с подлежащим, употребления падежной и предложнопадежной формы управляемого слова в словосочетании, употребления однородных членов
предложения, причастного и деепричастного оборотов (в рамках изученного).
Соблюдать синтаксические нормы.
Использовать словари грамматических трудностей, справочники.
Пунктуация. Основные правила пунктуации
Иметь представление о принципах и разделах русской пунктуации. Выполнять
пунктуационный анализ предложения.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных
правил современного русского литературного языка (в рамках изученного). Соблюдать
правила пунктуации. Использовать справочники по пунктуации.
Функциональная стилистика. Культура речи
Иметь представление о функциональной стилистике как разделе лингвистики.
Иметь представление об основных признаках разговорной речи, функциональных
стилей (научного, публицистического, официально- делового), языка художественной
литературы.
Распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных
разновидностей
языка
(разговорная
речь,
научный,
публицистический
и
официальноделовой стили, язык художественной литературы).
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров
научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее
150 слов).
Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой практике.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС

№

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
Всего

Контроль
ные
работы

Практич
еские
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Общие сведения о языке
1.1

Язык и культура

Итого по разделу

2

https://www.yaklass.ru

2

Раздел 2. Язык и речь. Культура речи. Система языка. Культура речи
2.1

Языковая норма, её основные признаки и функции. Виды
языковых норм

2

2.2

Речь хорошая и речь правильная

2

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacd
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacd

4

Раздел 3. Язык и речь. Культура речи. Орфография. Основные правила орфографии
3.1

Орфография как раздел лингвистики (повторение,
обобщение)

2

resh.edu.ru

3.2

Правописание гласных и согласных в корне

3

3.3

Употребление разделительных ъ и ь. Правописание приставок.
Буквы ы — и после приставок

3

resh.edu.ru

3.4

Правописание суффиксов

3

https://www.yaklass.ru

3.5

Правописание н и нн в словах различных частей речи

4

https://www.yaklass.ru

3.6

Правописание не и ни

2

https://www.yaklass.ru

resh.edu.ru

3.7

Правописание окончаний имён существительных, имён
прилагательных и глаголов

3

3.8

Слитное, дефисное и раздельное написание слов

3

Итого по разделу

https://www.yaklass.ru

https://www.yaklass.ru

23

Раздел 4. Текст. Информационно-смысловая переработка текста
1

https://doc.fipi.ru/navigat
or-podgotovki/navigatorege/2023/ru-tren.pdf

4.2

Логико-смысловые отношения между предложениями в
тексте (общее представление)

1

https://doc.fipi.ru/navigat
or-podgotovki/navigatorege/2023/ru-tren.pdf

4.3

Информативность текста. Виды информации в тексте

1

https://doc.fipi.ru/navigat
or-podgotovki/navigatorege/2023/ru-tren.pdf

4.1

Текст, его основные признаки (повторение, обобщение)

4.4

Информационно-смысловая
Тезисы. Сочинение

переработка

текста.

План.

2

https://doc.fipi.ru/navigat
or-podgotovki/navigatorege/2023/ru-tren.pdf

Итого по разделу

5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

11 КЛАСС
№ п/п

Количество часов

Наименование разделов и тем программы

Всего

Контро
льные
работы

Практи
ческие
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Язык и речь. Культура речи. Синтаксис. Синтаксические нормы
1.1

Синтаксис как раздел лингвистики (повторение,
обобщение)

1

1.2.

Синтаксические нормы. Основные нормы согласования
сказуемого с подлежащим

2

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

1.3

Основные нормы употребления однородных членов
предложения

1

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

1.4

Основные
нормы
употребления
деепричастных оборотов

1.5

Основные нормы построения сложных предложений

причастных

Итого по разделу

и

2
1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

7

Раздел 2. Язык и речь. Культура речи. Пунктуация. Основные правила пунктуации
2.1

Пунктуация как раздел лингвистики (повторение,
обобщение)

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

2.2

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым

1

2.3

Знаки препинания в предложениях с однородными
членами

1

2.4

Знаки препинания при обособлении

2

2.5

Знаки препинания в предложениях с
конструкциями, обращениями, междометиями

2.6

вводными

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК

2

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Знаки препинания в сложном предложении

2

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

2.7

Знаки препинания в сложном предложении с разными
видами связи

2

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

2.8

Знаки препинания при передаче чужой речи

2

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

2.9

Обобщение по теме «Пунктуация»

2

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

15

Раздел 3. Функциональная стилистика. Культура речи
Библиотека ЦОК

3.1

Научный стиль

2

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

3.2

Официально-деловой стиль. Основные жанры официальноделового стиля

2

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

3.3

Публицистический стиль

4

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

4.9

Язык художественной литературы

4

https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

Итого по разделу

12

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
№
п/п

Всего

Тема урока

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные ресурсы

1

Культура и язык. Языковая культура

1

1

2

Культура речи. Культура человека

1

2

3

Языковая норма, её основные признаки и функции. Виды
языковых норм

1

3

4

Речь правильная. Речь хорошая

1

4

5

Речевая избыточность. Речевые недочёты

1

5

6

Основные лексические
литературного языка

1

6

7

Орфография как раздел лингвистики

1

7

8

Безударная непроверяемая гласная в корне

1

8

9

Безударная чередующаяся гласная в корне

1

9

https://www.yaklass.ru

10

Морфемная омонимия

1

10

https://www.yaklass.ru

11

Правила правописания слов с разделительных ъ и ь.

1

11

https://www.yaklass.ru

12

Правописание приставок.

1

12

https://www.yaklass.ru

13

Буквы ы — и после приставок

1

13

https://www.yaklass.ru

14

Употребление разделительных ъ и ь. Правописание приставок.
Буквы ы — и после приставок

1

14

нормы

современного

русского

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacd
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/fbaacef6

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/fbaae0ee

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/fbaad57c

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/fbaae35a

https://www.yaklass.ru

Библиотека ЦОК

15

Правописание суффиксов. Оценочные суффиксы

1

15

16

Формообразующие суффиксы

1

16

17

Гласная перед суффиксом причастий

1

17

https://www.yaklass.ru

18

Правописание н и нн в словах различных частей речи

18

https://www.yaklass.ru

19

https://www.yaklass.ru

19
20
21

Правописание н и нн в именах существительных, в именах
прилагательных
Правописание н и нн в глаголах, причастиях, наречиях
Трудные случаи правописания н и нн в отглагольных
прилагательных

1
1

20

1

21

22

Правописание слов с не и ни (в отрицательных и
неопределенных местоимениях, наречиях)

1

22

23

НЕ и НИ при двойном отрицании, в восклицательных
предложениях с придаточными уступительными

1

23

24

Правописание окончаний имён существительных, имён
прилагательных и глаголов

1

24

25

Дефис и пробел как орфографические знаки

1

25

26

Слитное, дефисное и раздельное написание глаголов

1

26

27

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий

1

27

28

Виды текстов

1

28

29

Логико-смысловые отношения между предложениями в
тексте. Средства связи предложений в тексте

1

29

30

Информативность текста.

1

30

31

Виды информации в тексте

1

31

https://m.edsoo.ru/fbaae53a

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/fbaae65c
https://www.yaklass.ru
https://www.yaklass.ru
https://www.yaklass.ru

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/fbaae88c

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/fbaae76a

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/fbaaeaee

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/fbaaca5a

32

Информационно-смысловая переработка текста. План.

1

32

33

Тезисы. Сочинение

1

33

Ключевые слова текста

1

34

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

34

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/fbaacb72

11 КЛАСС
№

Количес
тво
часов

Тема урока

п/п

1

Культура речи и синтаксические нормы

1

2

Способы выражения подлежащего. Способы выражения
сказуемого

1

3

Сложные случаи управления. Форма множественного числа
родительного падежа

1

4

Основные нормы употребления однородных членов
предложения. Обобщающее слово. Знаки препинания при
обобщающем слове

1

5

Употребление причастных оборотов.
необособленные определения

и

1

6

Употребление деепричастных оборотов. Обособленные
обстоятельства. Случаи адвербиализации деепричастий

1

7

Сложные предложения. Осложненные предложения.

1

8

Графические символы – помощники логического построения
предложения. Пунктуация

1

9

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Работа
над деформированным текстом

1

10

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

11

Правила постановки знаков препинания в предложениях с
обособленными определениями, приложениями

1

12

Правила постановки знаков препинания в предложениях с
обособленными дополнениями, обстоятельствами,

1

Обособленные

Дата
изучен
ия

Электронные
цифровые
образовательные ресурсы

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

https://www.yaklass.ru
https://www.yaklass.ru

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/fbab04e8
https://www.yaklass.ru
https://www.yaklass.ru
https://www.yaklass.ru
https://www.yaklass.ru
https://www.yaklass.ru
https://www.yaklass.ru
https://www.yaklass.ru
https://www.yaklass.ru

уточняющими членами
13

Правила постановки знаков препинания в предложениях с
вводными конструкциями, обращениями, междометиями

1

14

Знаки препинания при вводных словах, вводных
конструкциях

1

15

Правила постановки знаков препинания в сложном
предложении

1

16

Знаки препинания в осложнённых предложениях и в сложных
предложениях с разными видами связи.

1

17

Знаки препинания в сложных предложениях на стыке союзов

1

18

Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной
речью

1

19

Пунктуационное оформление предложений при передаче
чужой речи.

1

20

Работа с текстом. Расстановка знаков препинания.

1

21

Комплексное повторение.
Орфография. Пунктуация.

1

22

Стилистика. Научный стиль речи

1

22

23

Работа с текстами научного стиля

1

23

24

Официально-деловой стиль речи

1

24

25

Работа с текстами официально-делового стиля

1

25

26

Публицистический стиль речи

1

26

27
28

Публицистический стиль. Лексические, морфологические и
синтаксические особенности стиля

2

27
28

29

Жанры публицистического стиля

Осложнённое

списывание.

1

13
14
15
16

https://www.yaklass.ru
https://www.yaklass.ru
https://www.yaklass.ru
https://www.yaklass.ru

17
18

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/fbaaf3ea

19
20
21

29

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/fbab2c48

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/fbab2ea0

30

Работа с текстом публицистического стиля

1

30

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab3026

1

31

Средства художественной выразительности

32

Язык художественной литературы. Образность и
выразительность

1

33

Работа с текстом художественного стиля

1

34

Комплексное повторение. Функциональные стили речи

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
34

31

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/fbab318e

32
33
34

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/fbab1578

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Русский язык, 10 класс/ Гусарова И.В., издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Гольцова Н. Г., Мищерина И. В. Методическое пособие к учебнику
Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной «Русский язык». 10-11
класс. Базовый уровень. "Русское слово". М. 2021
2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий
ЕГЭ:2023: Русский язык/ авт.-сост. И.П.Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П.
Васильевых и др. – М.: «Экзамен», 2023.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ffb0
2. Российская электронная школа https://resh.edu.ru
3. ООО "Инфоурок" https://infourok.ru
4. Онлайн-школа "Фоксфорд" https://foxford.ru
5. Цифровой
образовательный
ресурс
для
школ
«Якласс»
https://www.yaklass.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».