Рабочая программа учебного предмета "Родная литература" 8 класс 2023г.

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русской родной литературе для 8 класса составлена на основе
образовательной программы МАОУ «Велижанская СОШ» с учётом учебного плана МАОУ
«Велижанская СОШ » и на основе ФГОС НОО (утверждён приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) – для 5-9 классов., учебника Александровой
О.М., Аристовой М.А. и др. «Родная русская литература: 8 класс: учебное пособие для
общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2021».
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родная русская
литература»
2.1. Личностные результаты:
 осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга
перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества;
 способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;

 осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание
значимости художественной культуры народов России и стран мира;
 способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
 неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и
поступкам других.
2.2. Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно
планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои

действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность
выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД:
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
 навыки смыслового чтения.

Коммуникативные УУД
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее

решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной
и письменной речью, монологической контекстной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой
активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
2.3. Предметные результаты:
 понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурноязыковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся
произведений родной русской литературы;
 проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице
культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры,
приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации и мира;
 понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской
литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных
авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской
литературы;

 осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных
смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе
многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;
 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с
русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
 овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в
произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов,
содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
 применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в
повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом
самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг
чтения;
 накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений
родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских
предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

3. Тематическое планирование с содержанием учебного предмета

Наименование
разделов
Колво
часов

№
п/п

1.

Элементы
содержания

«Россия – родина
моя»

10

Предания
старины
глубокой.
Легендарный
герой
земли
русской Иван
Сусанин. П.Н.
Полевой, О.А.
ИльинаБоратынская,
С.Н. Марков.
Города земли

Планируемые предметные
результаты с учётом
рабочей программы воспитания
Ученик
научится

Ученик получит
возможность
научиться

выделять
проблематику
и
понимать
эстетическое
своеобразие
произведений о
легендарных
героях земли
русской
для
развития
представлений
о нравственных

ориентироваться в
информационном и
образовательном
пространстве.
давать смысловой и
идейноэстетический анализ
фольклорного и
литературного
текста
самостоятельно и
воспринимать

Практические
и
лабораторные
работы,
творческие и
проектные
работы,
экскурсии и
др.
Литературномузыкальная
композиция
доклады

русской. По
Золотому
кольцу.
Ф.
Сологуб, М.А.
Кузмин, И.И.
Кобзев,
С.А.
Степанов
Родные
просторы.
Волга
–
русская река.
Русская
народная
песня.
Н.А.
Некрасов, В.С.
Высоцкий, В.В.
Розанов
2.

Русские
традиции

10

Праздники
русского
мира.
Троица.

И.

Бунин,

С.А.

Есенин,

Н.И.

Рыленков, И.А.

идеалах
русского
народа;
осмысливать
ключевые для
русского
национального
сознания
культурных и
нравственных
смыслов
в
произведениях
о
Золотом
кольце России
и
великой
русской
реке
Волге
Осознавать
богатство
русской
литературы и
культуры
в
контексте
культур
народов
России;

художественный
текст как послание
автора читателю,
современнику и
потомку

выделять в
произведении
элементы
художественной
формы и
обнаруживать связи
между ними;
устанавливать
аналогии, причинно-

Сообщения
Историколитературный
комментарий
Подготовка
презентаций

Новиков

русские
национальные
Тепло
традиции
в
родного дома. произведениях
Родство душ. о православном
Ф.А. Абрамов, праздновании
Троицы и о
Т.В. Михеева
родстве
душ
русских людей

3.

Русский
характер
русская душа

12
–

«Не до ордена
– была бы
Родина…»
Дети на войне.
Э.Н. Веркин.
Загадки
русской души.
И.С. Тургенев,
Ф.
М.
Достоевский.
О
ваших

Развить
представления
о
русском
национальном
характере
в
произведениях
о
войне; о
русском
человеке
как
хранителе
национального

следственные связи;
пользоваться
основными
теоретиколитературными
терминами и
понятиями;
отвечать на
проблемный вопрос;
самостоятельно
сопоставлять
произведения
словесного
искусства с
произведениями
других искусств
процедурам
эстетического и
смыслового анализа
художественного
произведения;
аргументированно
выражать личное
отношение к
художественным
произведениям;
создавать

Сообщения
Историколитературный
комментарий
Подготовка
презентаций
Чтение
наизусть

Наименование разделов и тем

ровесниках.
Б.Л. Васильев,
Г.Н.
Щербакова.
Лишь
слову
жизнь
дана.
Дон-Аминадо,
И.Ф.
Анненский
4.

Систематизация,
обобщение

Итого

2

34

Кол- во
часов

Дата
проведения

Фактическая дата
проведения

сознания;
трудной поре
взросления; о
языке русской
поэзии

развернутые
историкокультурные
комментарии и
собственные тексты
интерпретирующего
характера в формате
анализа эпизода

владению
основными
способами
обработки
информации и
её
последующей
презентации

самостоятельно
Защита
отбирать
проектов
произведения
для
внеклассного
чтения;
самостоятельной
проектноисследовательской
деятельности
и
оформления
ее
результатов,
навыков работы с
разными
источниками
информации

РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6 ч.)
Преданья старины глубокой (2 ч.)
1.

Легендарный герой земли русской Иван Сусанин. П. Полевой.

1

18

1

19

«Избранник Божий» (главы из романа)
2.

Образ героя земли русской. С. Н. Марков. «Сусанин». О. А. Ильина.
«Во время грозного и злого поединка…»

Города земли русской (2 ч.)
3.

По Золотому кольцу. Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»

1

20

1

21

1

22

1

23

М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»
4.

И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль». В. А. Степанов. «Золотое кольцо»

Родные просторы (2 ч.)
5.

6.

Волга – русская река. «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская
народная песня). Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из
поэмы «Горе старого Наума»). В. С. Высоцкий. «Песня о Волге»
В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент)

РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4 ч.)
Праздники русского мира (2 ч.)
7.

Троица. И. А. Бунин. «Троица». С. А. Есенин. «Троицыно утро,
утренний канон…», Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без
слов…»

1

24

8.

И. А. Новиков. «Троицкая кукушка»

1

25

Тепло родного дома (2 ч.)
9.

Родство душ. Ф. А. Абрамов. «Валенки»

1

26

10.

Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести)

1

27

РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (6 ч.)
Не до ордена – была бы Родина (1 ч.)
11.

Дети на войне. Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы)

1

28

Загадки русской души (2 ч.)
12.

Сеятель твой и хранитель. И. С. Тургенев. «Сфинкс»

1

29

13.

Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей»

1

30

О ваших ровесниках (2 ч.)
14.

Пора взросления. Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы)

1

31

15.

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)

1

32

Лишь слову жизнь дана (1 ч.)
16.

Язык поэзии. Дон Аминадо. «Наука стихосложения».
Анненский. «Третий мучительный сонет»

И. Ф.

1

33

Обобщение и систематизация (1 ч.)
17.

Итоговый урок. Защита проектов

1

34

Список нормативных документов и научно-методической литературы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в
Российской
Федерации»
[Электронный
ресурс].
URL:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698/ (дата обращения: 09.09.2020).
Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию
государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/43843 (дата обращения: 09.09.2020).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №
1577) [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 09.09.2020).
Примерная программа воспитания (одобрена решением ФУМО, протокол от 2 июня
2020 г. №2/20) [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/registry/primernajaprogramma-vospitanija/ (дата обращения: 09.09.2020).
Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. Т.1–6. Гл. ред. П. А.
Николаев. М.: Советская энциклопедия; Нестор-История, 1989-2019.
История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом);
Редкол.: Н. И. Пруцков (гл. ред.), А. С. Бушмин, Е. Н. Куприянова, Д. С. Лихачев, Г. П.
Макогоненко, К. Д. Муратова. — Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1980—1983.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / ИНИОН РАН; Гл. ред. и сост. А.
Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001.
Аристова М. А., Беляева Н.В., Критарова Ж.Н. Учебный предмет «Родная литература
(русская)»: цели, задачи, содержание // Вестник образования России. 2020. №14. С. 55-63.
Аристова М. А., Беляева Н. В. Ценностный потенциал родной литературы как
хранительницы культурного наследия народа // Надькинские чтения. Родной язык как
средство сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности поколений в
условиях многонационального государства. Сборник научных трудов по материалам
Международной научной конференции. Саранск, 2019. С. 260-265.
Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н. Предметы школьного
филологического образования как важный фактор национального самоопределения //
Образовательное пространство в информационную эпоху – 2019. Сборник научных трудов.
Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. С. В. Ивановой.
М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», С. 890-902.
Рекомендуемые информационные ресурсы:
http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и
фольклор».
https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.
https://www.krugosvet.ru/ Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь.
https://www.slovari.ru/ Электронная библиотека словарей русского языка.
http://gramota.ru/ Справочно-информационный портал «Грамота.ру».

http://www.nasledie-rus.ru/ «Наше наследие» - сайт журнала, посвященный русской истории
и культуре.
http://pushkinskijdom.ru/ сайт Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН –
раздел «Электронные ресурсы».
http://biblio.imli.ru/ Электронная библиотека ИМЛИ РАН – раздел «Русская литература».
https://rvb.ru/ Русская виртуальная библиотека.
https://ilibrary.ru/ интернет-библиотека Алексея Комарова: представлены тексты
академических изданий русской классики XIX – начала XX вв.
https://arch.rgdb.ru/ Национальная электронная детская библиотека: включает классику и
современную литературу для детей и подростков, а также коллекцию диафильмов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».