Рабочая программа учебного предмета "Биология" 11 класс 2023г

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета "Биология"
Личностные результаты:
реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям,
исследованиями их результатам признания высокой ценности жизни во всех ее
проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа
жизни; сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового
знания в области биологии в связи с будущей деятельностью или бытовыми проблемами,
связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасностью
Метапредметные результаты:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснить, доказывать, защищать свои идеи умение работать с
разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию
в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих
Предметные результаты:
в познавательной (интеллектуальной) сфере:
характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.
Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей
изменчивости;
вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки, выделение
существенных признаков биологических объектов (клеток: растительной и животной,
половых и соматических), доядерных и ядерных; организмов: одноклеточных и
многоклеточных;
видов, экосистем, биосферы и процессов (обмен веществ и энергии, размножение,
деление клетки, оплодотворение, действие естественного отбора, образование видов,
круговорот веществ) объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения,
вклада биологических теорий в формирование современной естественно- научной картины
мира;
отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие
зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; экологических факторов на
организм;
причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных
заболеваний, мутаций (аргументация) единства живой и неживой природы, родства
живых организмов и окружающей среды;
необходимости сохранения видов умение пользоваться биологической терминологией и
символикой.
решение элементарных биологических задач;
составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в
экосистемах (цепи питания) описание особей видов по морфологическому критерию
выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания сравнение
биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы,
млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы) и формулировка выводов на
основе сравнения.

В ценностно-ориентационной сфере: анализ и оценка различных гипотез сущности жизни,
происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их
решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде, оценка этических
аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное
оплодотворение)
В сфере трудовой деятельности: овладение умениями и навыками постановки
биологических экспериментов и объяснение их результатов
В сфере физической деятельности: обоснование и соблюдение мер
профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм,
наркомания) правил поведения в природной среде
Основу структурирования содержания курса биологии в средней школе составляют
ведущие системообразующие идеи–отличительные особенности живой природы, ее
уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные
линии курса: Биология как наука; Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид;
Экосистемы.
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на углубленном уровне научится:
оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и
в практической деятельности людей;
оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира,
прогнозировать перспективы развития биологии;
устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических
понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями
других естественных наук;
обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека,
применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их
применимости;
проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы,
планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить
эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных
результатов;
выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;
устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль
в процессах клеточного метаболизма;
- аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза,
генетическом коде, принципе комплементарности;
- делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в
случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;
сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение
количества генетического материала (хромосом и ДНК) в разных фазах клеточного цикла;
- выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой
природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;
- обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов;
сравнивать процессы пластического и энергетического обменов,
происходящих в клетках живых организмов;

- определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах
жизненного цикла;
решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том
числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя
законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;
раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать
необходимость мер предупреждения таких заболеваний;
- сравнивать разные способы размножения организмов;
- характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
- выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной
изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;
- обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород
животных и штаммов микроорганизмов;
- определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах
жизненного цикла;
- обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя
синтетическую теорию эволюции;
- характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию
и как результат эволюции;
- устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания),
прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;
- аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и
поведению в природной среде;
- обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;
- оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии,
медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;
- выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее
объяснять;
- представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика,
диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать
график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
- организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по
биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы,
планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию,
проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе
полученных результатов, представлять продукт своих исследований;
- прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и
экологических требований;
- выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов
растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;

- анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию
о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
- аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного
знания в эпоху информационной цивилизации;
- моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов
окружающей среды;
- выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного
воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения- антропогенного
воздействия на экосистемы;
- использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной
жизни для приобретения опыта;
- деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как
учебный предмет.

Содержание учебного предмета 11 класс.
Теория эволюции
Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж.Б. Ламарка.
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Свидетельства эволюции живой природы:
палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические,
биогеографические, молекулярно-генетические. Развитие представлений о виде. Вид, его
критерии. Популяция как форма существования вида и как элементарная единица
эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция и макроэволюция.
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Дрейф генов и случайные
ненаправленные изменения генофонда популяции. Уравнение Харди–Вайнберга.
Молекулярно- генетические механизмы эволюции. Формы естественного отбора:
движущая, стабилизирующая, дизруптивная. Экологическое и географическое
видообразование.
Направления и пути эволюции. Формы эволюции: дивергенция,
конвергенция, параллелизм. Механизмы адаптаций. Коэволюция. Роль
эволюционной теории в формировании естественно - научной картины мира.
Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде обитания как
результат эволюции. Принципы классификации, систематика. Основные систематическиегруппы
органического мира. Современные подходы к классификации организмов.

Развитие жизни на Земле
Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала.
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции
биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных.
Вымирание видов и его причины.
Современные представления о происхождении человека.
Систематическое положение человека. Эволюция человека. Факторы
эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Организмы и окружающая среда
Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип
толерантности, лимитирующие факторы). Приспособления организмов к действию
экологических факторов. Биологические ритмы. Взаимодействие экологических факторов.
Экологическая ниша.
Биогеоценоз. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические уровни. Типы
пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.
Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме. Свойства экосистем.
Продуктивность и биомасса экосистем разных типов. Сукцессия. Саморегуляция
экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость
сохранения биоразнообразия экосистемы. Агроценозы, их особенности.
Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования
биосферы. Компоненты биосферы и их роль. Круговороты веществ в биосфере.
Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли.
Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Природные
ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы. Сохранение
многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология.
Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии.

Примерный перечень лабораторных и практических работ (на выбор учителя):
Составление и анализ родословных человека.
Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.
Описание фенотипа.
Сравнение видов по морфологическому критерию.
Описание приспособленности организма и ее относительного характера.
Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов.
Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания.
Методы измерения факторов среды обитания.
Изучение экологических адаптаций человека.
Составление пищевых цепей.
Изучение и описание экосистем своей местности.
Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах.
Оценка антропогенных изменений в природе.

1. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

11 класс
№
п\п

Раздел, тема
Теория эволюции

1.

История развития представлений о развитии жизни на Земле

2.

Система органической природы К.Линнея

3.

Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

4.

Семинар по теме "Развитие эволюционных идей в додарвиновский период"

5.

Естественно - научные предпосылки Ч.Дарвина

6.

Эволюционная теория Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе

7.

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

8.

Решение теста по теме "Учение об эволюции органического мира".

9.

Вид, критерии и структура.

10. Прак. раб.№1 "Сравнение видов по морфологическому критерию"
11. Эволюционная роль мутаций.
12. Популяции.
13. Генетический состав популяций.
14. Изменения генофонда популяций.
15. Генетическая стабильность и генетические процессы в популяциях.
16. Борьба за существование и ее формы.
17. Естественный отбор и его формы.
18. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного
отбора.

Количество часов по
рабочей программе
34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

19. Прак. раб. №2 "Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических
факторов".
20. Прак. раб. №3. "Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания".

1

21. Изолирующие механизмы.

1

22. Видообразование как результат микроэволюции.

1

23. Семинар по теме "Микроэволюция"

1

24. Решение теста по по темам раздела "Микроэволюция"

1

25. Решение теста по по темам раздела "Микроэволюция"

1

26. Макроэволюция и ее доказательства.

1

27. Система растений и животных - отображение эволюции.
28. Типы эволюционных изменений.

1
1

29. Главные направления эволюции.

1

30. Основные закономерности биологической эволюции. Правила эволюции.

1

31. Семинар по теме "Макроэволюция"

1

32. Решение тестов по темам раздела «Макроэволюция"

1

33. Решение тестов по темам раздела "Макроэволюция"

1

34. Контрольная работа №1 по теме "Теория эволюции"

1

Развитие жизни на Земле

1

14

35. История представлений о возникновении жизни. Работы Пастера. Гипотеза о вечности жизни.
Материалистические теории.
36. Эволюция химических элементов в космическом пространстве. Химические предпосылки
Возникновения жизни.
37. Источники энергии и возраст Земли. Условия среды на древней Земле.

1

38. Гипотеза происхождения протобиополимеров. Эволюция протобионтов. Начальные этапы
биологической эволюции..

1

39. Эволюция биосферы.

1

1
1

40. Основные этапы развития жизни на Земле.

1

41. Семинар по теме « Ключевые события в эволюции растений и животных"

1

42. Решение тестов по темам раздела: "Эволюция растений и животных".

1

43. Положение человека в системе животного мира. Эволюция приматов.

1

44. Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза.

1

45. Современный этап в эволюции человека. Расы человека.

1

46. Семинар по теме "Происхождение человека".

1

47. Решение тестов по темам раздела "Происхождение человека".

1

48. Контрольная работа №2 по теме "Развитие жизни на Земле".

1
37

Организм и окружающая среда
49. Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности,
лимитирующие факторы).
50. Абиотические факторы. Температура и свет.

1
1

51.

Абиотические факторы. Влажность. Ионизирующее излучение.

1

52.

Биотические факторы среды.

1

53.

Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор.

1

54.

Естественные сообщества живых организмов. Биогиоценозы.

1

55.

Цепи питания. Прак. раб. №4 "Составление схем пищевых цепей".

1

56.

Круговорот веществ в природе.

1

57.

Формы взаимоотношений. Позитивные отношения -симбиоз.

1

58.

Антибиотические отношения.

1

59.

Экологические пирамиды.

1

60. Смена биоценозов.

1

61. Агроэкосистемы.

1

62. Сукцессия.

1

63. Семинар по теме: "Экосистемы"

1

64. Решение тестов по темам раздела: "Экосистемы. Основы экологии".

1

65. Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера.

1

66. Структура биосферы.

1

67. Компоненты биосферы и их роль.

1

68. История формирования сообществ живых организмов.

1

69. Основные биомы суши. Неарктическая и Палеарктическая области.

1

70. Основные биомы суши. Восточная, Неотропическая, Эфиопская, Австралийская области.

1

71. Семинар по теме"Основные биомы суши".

1

72. Роль человека в биосфере.

1

73. Воздействие человека на природу в процессе становления общества.

1

74. Природные ресурсы и их использование.

1

75. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

1

76. Влияние человека на растительные и животный мир.

1

77. Радиоактивное заражение биосферы.

1

78. Охрана природы.

1

79. Перспективы рационального природопользования.

1

80. Актуальные проблемы биологии..

1

81. Бионика как научное обоснование использования биологических знаний для решения инженерных
задач и развития техники.
82. Роль биологических знаний в 21 веке.

1

83. Семинар по теме "Биосфера и человек. Ноосфера".

1

84. Решение тестов по темам раздела: "Биосфера".

1

85. Контрольная работа №3 по теме "Организмы и окружающая среда"

1

Повторение

1

17 час

86. Повторение раздела: "Развитие эволюционных идей".

1

87. Повторение раздела: "Микроэволюция".

1

88. Повторение раздела: "Макроэволюция".

1

89. Повторение раздела: "Эволюция растений и животных".

1

90. Повторение раздела: "Эволюция человека".

1

91. Повторение раздела: "Экосистемы"

1

92. Повторение раздела: "Биосфера".

1

93. Решение теста

1

94. Решение теста

1

95. Решение теста

1

96.

1

Итоговая контрольная работа
97. Анализ контрольной работы

1

98. Решение теста

1

99. Решение теста

1

100. Решение теста

1

101. Решение теста

1

102 Итоги года

1

Итого:

102

Приложение № 1к рабочей программе учебного предмета «Биология».
Календарно – тематическое планирование
11 класс, 102ч.

Тема урока.
Тип урока.

Планируемые
результаты
Предметные

Планируем
ые
результаты
Метапред
метные

Планируемые
результаты
Личностные

Виды
деятельност
и.
Практические
работы.
Проекты.
Экскурси
и

Вид
контро
ля

История развития
представлений о развитии
жизни на Земле
Комбинированный
(смешанный) урок.

2

Система органической
природы К.Линнея
. Комбинированный
(смешанный) урок)

Дата
план

Раздел 1. Теория эволюции 34 ч
1

Д\з

оценивать
роль
биологических
открытий и
современных
исследований в
развитии науки и в
практической
деятельности людей

Регулятивные
УУД:
овладение
способами
самоорганизаци
и учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

предвар
ит
ельный

выдвигать
гипотезы
планировать
работу,
отбирать и
преобразовывать
необходимую
информацию

Познавательн
ыеУУД:
Формирование
приемов работы
сразными
источникам
и
информаци
и:
текстом учебника,
научнопопулярной
литературой,
словарями и

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

тест

текущий

факт

справочниками.

3

Развитие эволюционных
идей. эволюционная теория
Ж.Б.Ламарка
Комбинированный
(смешанный) урок)

4

Семинар по теме "Развитие
эволюционных идей в до
дарвиновский период".
Комбинированный
(смешанный) урок)

5

Естественно - научные
предпосылки Ч.Дарвина

6

Эволюционная теория
Ч.Дарвина. Учение
Ч.Дарвина об искусственном
отборе.
Комбинированный
(смешанный) урок)

7

Учение Ч.Дарвина о
естественном отборе.
Комбинированный
(смешанный) урок)

оценивать роль
биологических
открытий
современных
исследований в
развитии науки
ив
практической
деятельности
людей
организовывать
и проводить
индивидуальну
ю
исследовательск
ую
деятельность по
биологии
устанавливать и
характеризовать
связь
основополагаю
щих
биологических
понятий
обосновывать
систему
взглядов на
живую природу
и место в ней
человека,

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизации
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизаци и
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

мини-проект

текущий

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации:
текстом учебника,
научно-популярной
литературой,
словарями и
справочниками.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

Выдвигать гипот
езы,планироват
Ь работу,отбират
Ь и преобразовыв
Ать необходиму

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизации
учебной

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую

тест

текущий

8

Решение теста по теме
"Учение об эволюции
органического мира".

Ю информацию

деятельности.

устанавливать
связь структуры
и свойств
экосистемы;

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации

составлять
схемы переноса
веществ и
энергии в
экосистеме

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку
воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Комбинированный
(смешанный) урок)

10

Прак. раб.№1 "Сравнение
видов по морфологическому
критерию".
Комбинированный
(смешанный) урок)

обосновывать
необходимость
устойчивого
развития как
условия
сохранения
биосферы

11

Эволюционная роль мутаций.
Комбинированный
(смешанный) урок)

представлять
биологическую
информацию в
виде текста,
таблицы,
схемы, графика

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизации
учебной
деятельности
Познавательные
УУД:
Формирование
Приемов
Работы с
Разными
источниками
информации
Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизаци и
учебной
деятельности.

12

Популяции.
Комбинированный
(смешанный) урок)

применяя
биологические
теории, учения,
законы,
закономерности
, понимать
границы их
применимости

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации:
текстом учебника,

9

Вид, критерии и структура.
Комбинированный
(смешанный) урок)

науку
воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

мини-проект

текущий

Прак. раб.№1
"Сравнение
видов по
морфологичес
кому
критерию".

текущий

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

тест

текущий

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

научнопопулярной
литературой,
словарями и
справочниками.
13

Генетический состав
популяций.
Комбинированный
(смешанный) урок)

оценивать роль
биологических
открытий и
практической
деятельности
людей

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизации
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

14

Изменения генофонда
популяций.
Комбинированный
(смешанный) урок)

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

мини-проект

текущий

15

Генетическая стабильность и
генетические процессы в
популяциях.
Комбинированный
(смешанный) урок)

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизаци и
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

16

Борьба за существование и ее
формы. Комбинированный
(смешанный) урок)

тест

текущий

Естественный отбор и его
формы. Комбинированный
(смешанный) урок)

Познавательные
УУД:
Формирование
Приемов
Работы с
Разными
источниками
информации
Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизаци и
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

17

выдвигать
гипотезы
планировать
работу,
отбирать и
преобразовыват
ь необходимую
информацию
оценивать роль
биологических
открытий
современных
исследований в
развитии науки
ив
практической
деятельности
людей
организовывать
и проводить
индивидуальну
ю
исследовательс
кую
деятельность по
биологии
устанавливать и
характеризовать
связь
основополагаю
щих
биологических

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

понятий

18

Приспособленность
организмов к условиям
внешней среды как результат
действия естественного
отбора. Комбинированный
(смешанный) урок)

обосновывать
систему
взглядов на
живую природу
и место в ней
человека,

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизаци и
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

19

Прак. раб. №2 "Выявление
приспособлений организмов
к влиянию различных
экологических
факторов".
Комбинированный
(смешанный) урок)

выдвигать
гипотезы,
планировать
работу,
отбирать и
преобразовыват
ь необходимую
информацию

Познавательные
УУД:
Формирование
Приемов
Работы с
Разными
источниками
информации

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

текущий

20

Прак. раб. №3. "Сравнение
анатомического строения
растений разных мест
обитания".Комбинированный
(смешанный) урок)

устанавливать
связь структуры
и свойств
экосистемы;

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизаци и
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Прак. раб.
№2
"Выявление
приспособле
ний
организмов к
выявлению
различных
экологически
х факторов".
Прак. раб. №3.
"Сравнение
анатомическог
о строения
растений
разных мест
обитания".

21

Изолирующие механизмы.
Комбинированный
(смешанный) урок)

обосновывать
систему
взглядов на
живую природу
и место в ней
человека,

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации:
текстом учебника,
научнопопулярной
литературой,
словарями и
справочниками.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

тест

текущий

22

Видообразование как
результат микроэволюции.

выдвигатьгипот
езы,планироват
ьработу,отбират

Регулятивные
УУД: овладение
способами

воспитание у
учащихся чувства
гордости за

Составление
таблицы,
схемы,

текущий

текущий

23

Комбинированный
(смешанный) урок)

ьипреобразовыв
атьнеобходиму
юинформацию

самоорганизации
учебной
деятельности.

российскую
биологическую
науку

фронтальный
опрос

Семинар по теме
"Микроэволюция"

устанавливать
связь структуры
и свойств
экосистемы;

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

Комбинированный
(смешанный) урок)

24

Решение теста по по темам
раздела "Микроэволюция"
Комбинированный
(смешанный) урок)

составлять
схемы переноса
веществ и
энергии в
экосистеме

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизаци и
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

мини-проект

текущий

25

Решение теста по по темам
раздела "Микроэволюция"

обосновывать
необходимость
устойчивого
развития как
условия
сохранения
биосферы

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации:
текстом учебника,
научнопопулярной
литературой,
словарями и
справочниками.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

Комбинированный
(смешанный) урок)

26

Макроэволюция и ее
доказательства.
Комбинированный
(смешанный) урок)

представлять
биологическую
информацию в
виде текста,
таблицы,
схемы, графика

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизации
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

тест

текущий

27

Система растений и
животных- отображение
эволюции.

применяя
биологические
теории, учения,
законы,
закономерности

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

Комбинированный

(смешанный) урок)

28

Типы эволюционных
изменений.
Комбинированный
(смешанный) урок)

29

Главные направления
эволюции.
Комбинированный
(смешанный) урок)

30

Основные закономерности
биологической эволюции.
Правила эволюции.
Комбинированный
(смешанный) урок)

31

Семинар по теме
"Макроэволюция"
Комбинированный
(смешанный) урок)

, понимать
границы их
применимости
оценивать роль
биологических
открытий и
современных
исследований в
развитии науки
ив
практической
деятельности
людей
выдвигать
гипотезы
планировать
работу,
отбирать и
преобразовыват
ь необходимую
информацию

источниками
информации

оценивать роль
биологических
открытий
современных
исследований в
развитии науки
ив
практической
деятельности
людей
организовывать
и проводить
индивидуальну
ю
исследовательс
кую
деятельность по
биологии

науку

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизаци и
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации:
текстом учебника,
научнопопулярной
литературой,
словарями и
справочниками.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

мини-проект

текущий

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизации
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

тест

текущий

32

Решение тестов по темам
раздела"Макроэволюция"
Комбинированный
(смешанный) урок)

33

Решение тестов по темам
раздела"Макроэволюция"
Комбинированный
(смешанный) урок)

34

Контрольная работа №1 по
теме "Теория эволюции"

устанавливать и
характеризовать
связь
основополагаю
щих
биологических
понятий
обосновывать
систему
взглядов на
живую природу
и место в ней
человека,

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизаци и
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации:
текстом учебника,
научнопопулярной
литературой,
словарями и
справочниками.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

выдвигатьгипот
езы,планироват
ьработу,отбират
ьипреобразовыв
атьнеобходиму
юинформацию

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизации
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

мини-проект

текущий

устанавливать
связь структуры
и свойств
экосистемы;

Познавательные
УУД:
Формирование
Приемов
Работы с
Разными
источниками
информации

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

Развитие жизни на Земле
( 14 часов)

35

История представлений о
возникновении жизни.
Работы Пастера. Гипотеза о
вечности жизни.
Материалистические теории.
Комбинированный
(смешанный) урок)

36

37

Эволюция химических
элементов в космическом
пространстве. Химические
предпосылки
Возникновения жизни.
Комбинированный
(смешанный) урок)
Источники энергии и возраст
Земли. Условия среды на

обосновывать
систему
взглядов на
живую природу
и место в ней
человека,

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизации
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

тест

текущий

выдвигатьгипот
езы,планироват

Регулятивные
УУД: овладение

воспитание у
учащихся чувства

Составление
таблицы,

текущий

38

древней Земле.
Комбинированный
(смешанный) урок)

ьработу,отбират
ьипреобразовыв
атьнеобходиму
юинформацию

способами
самоорганизаци и
учебной
деятельности.

гордости за
российскую
биологическую
науку

схемы,
фронтальный
опрос

Гипотеза происхождения
прото биополимеров.
Эволюция прото бионтов.
Начальные этапы
биологической эволюции..

устанавливать
связь структуры
и свойств
экосистемы;

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации:
текстом учебника,
научнопопулярной
литературой,
словарями и
справочниками.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

оценивать роль
биологических
открытий и
современных
исследований в
развитии науки
ив
практической
деятельности
людей
выдвигать
гипотезы
планировать
работу,
отбирать и
преобразовыват
ь необходимую
информацию
оценивать роль
биологических
открытий
современных
исследований в
развитии науки
ив
практической

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизации
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

мини-проект

текущий

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизации
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

тест

текущий

Комбинированный
(смешанный) урок)

39

Эволюция биосферы.
Комбинированный
(смешанный) урок)

40

Основные этапы развития
жизни на Земле.
Комбинированный
(смешанный) урок)

41

Семинар по теме"Ключевые
события в эволюции
растений и животных"
Комбинированный
(смешанный) урок)

42

Решение тестов по темам
раздела: "Эволюция растений
и животных".
Комбинированный
(смешанный) урок)

43

Положение человека в
системе животного мира.
Эволюция приматов.
Комбинированный
(смешанный) урок)

44

Основные стадии
антропогенеза. Движущие
силы антропогенеза.
Комбинированный
(смешанный) урок)

45

Современный этап в
эволюции человека. Расы
человека.
Комбинированный
(смешанный) урок)

46

Семинар по теме
"Происхождение человека".
Комбинированный
(смешанный) урок)

деятельности
людей
организовывать
и проводить
индивидуальну
ю
исследовательс
кую
деятельность по
биологии
устанавливать и
характеризовать
связь
основополагаю
щих
биологических
понятий

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизаци и
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации:
текстом учебника,
научнопопулярной
литературой,
словарями и
справочниками.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

обосновывать
необходимость
устойчивого
развития как
условия
сохранения
биосферы
представлять
биологическую
информацию в
виде текста,
таблицы,
схемы, графика

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизации
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

мини-проект

текущий

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

применяя
биологические
теории, учения,
законы,
закономерности
, понимать

Познавательные
УУД:
Формирование
Приемов
Работы с
Разными

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

тест

текущий

47

Решение тестов по темам
раздела "Происхождение
человека".
Комбинированный
(смешанный) урок)

48

Контрольная работа №2 по
теме "Развитие жизни на
Земле".

границы их
применимости
оценивать роль
биологических
открытий и
современных
исследований в
развитии науки
ив
практической
деятельности
людей
выдвигать
гипотезы
планировать
работу,
отбирать и
преобразовыват
ь необходимую
информацию

источниками
информации
Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизаци и
учебной
деятельности.

организовывать
и проводить
индивидуальну
ю
исследовательс
кую
деятельность по
биологии
устанавливать и
характеризовать
связь
основополагаю
щих
биологических
понятий

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации:
текстом учебника,
научнопопулярной
литературой,
словарями и
справочниками.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизаци и
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

тест

текущий

Организм и окружающая
среда (37 часов)

49

Экологические факторы и
закономерности их влияния
на организмы (принцип
толерантности,
лимитирующие факторы).
Комбинированный
(смешанный) урок)

50

Абиотические факторы.
Температура и свет.
Комбинированный
(смешанный) урок)

51

Абиотические факторы.
Влажность. Ионизирующее
излучение.
Комбинированный
(смешанный) урок)

обосновывать
систему
взглядов на
живую природу
и место в ней
человека,

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации:
текстом учебника,
научнопопулярной
литературой,
словарями и
справочниками.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

52

Биотические факторы среды.
Комбинированный
(смешанный) урок)

выдвигатьгипот
езы,планироват
ьработу,отбират
ьипреобразовыв
атьнеобходиму
юинформацию

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизации
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

53

Взаимодействие
факторов
среды.
Ограничивающий
фактор.

устанавливать
связь структуры
и свойств
экосистемы;

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

мини-проект

текущий

обосновывать
систему
взглядов на
живую природу
и место в ней
человека,

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизации
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

выдвигатьгипот
езы,планироват
ьработу,отбират
ьипреобразовыв
атьнеобходиму
юинформацию

Познавательные
УУД:
Формирование
Приемов
Работы с
Разными
источниками
информации

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Прак. раб. №4
"Составление
схем пищевых
цепей".

текущий

Комбинированный
(смешанный) урок)

54

Естественные сообщества
живых организмов.
Биогиоценозы.
Комбинированный
(смешанный) урок)

55

Цепи питания. Прак. раб. №4
"Составление схем пищевых
цепей".
Комбинированный
(смешанный) урок)

56

Круговорот веществ в
природе.
Комбинированный
(смешанный) урок)

57

Формы взаимоотношений.
Позитивные отношениясимбиоз.
Комбинированный
(смешанный) урок)

58

Антибиотические отношения.
Комбинированный
(смешанный) урок)

59

Экологические пирамиды.
Комбинированный
(смешанный) урок)

60

Смена биоценозов.
Комбинированный
(смешанный) урок)

устанавливать
связь структуры
и свойств
экосистемы;

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизаци и
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

оценивать роль
биологических
открытий и
современных
исследований в
развитии науки
ив
практической
деятельности
людей

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации:
текстом учебника,
научнопопулярной
литературой,
словарями и
справочниками.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

выдвигать
гипотезы
планировать
работу,
отбирать и
преобразовыват
ь необходимую
информацию
оценивать роль
биологических
открытий
современных
исследований в
развитии науки

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизации
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

мини-проект

текущий

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

организовывать
и проводить
индивидуальну
ю
исследовательс
кую
деятельность по
биологии

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизации
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

тест

текущий

61

Агро экосистемы.
Комбинированный
(смешанный) урок)

62

Сукцессия.
Комбинированный
(смешанный) урок.

устанавливать и
характеризовать
связь
основополагаю
щих
биологических
понятий
обосновывать
необходимость
устойчивого
развития как
условия
сохранения
биосферы
представлять
биологическую
информацию в
виде текста,
таблицы,
схемы, графика

63

Семинар по теме:
"Экосистемы"

64

Решение тестов по темам
раздела: "Экосистемы.
Основы экологии".
Комбинированный
(смешанный) урок.

устанавливать
связь структуры
и свойств
экосистемы

65

Учение В.И .Вернадского о
биосфере, ноосфера.
Комбинированный
(смешанный) урок)

66

Структура биосферы.

применяя
биологические
теории, учения,
законы,
закономерности
, понимать
границы их
применимости
оценивать роль
биологических
открытий и
современных
исследований в
развитии науки
ив
практической

Комбинированный
(смешанный) урок)

Познавательные
УУД:
Формирование
Приемов
Работы с
Разными
источниками
информации
Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизаци и
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации:
Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизации
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

мини-проект

текущий

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текуий

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизации
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

тест

текущий

67

Компоненты биосферы и их
роль.
Комбинированный
(смешанный) урок)

68

История формирования
сообществ живых
организмов.
Комбинированный
(смешанный) урок)

69

Основные биомы суши.
Неарктическая и
Палеарктическая области.
Комбинированный
(смешанный) урок)

70

Основные биомы суши.
Восточная, Неотропическая,
Эфиопская, Австралийская
области. Комбинированный
(смешанный) урок)

71

Семинар по теме"Основные
биомы суши".

72

Роль человека в биосфере.
Комбинированный

деятельности
людей
выдвигать
гипотезы
планировать
работу,
отбирать и
преобразовыват
ь необходимую
информацию
оценивать роль
биологических
открытий
современных
исследований в
развитии науки
ив
практической
деятельности
людей
организовывать
и проводить
индивидуальну
ю
исследовательс
кую
деятельность по
биологии
устанавливать и
характеризовать
связь
основополагаю
щих
биологических
понятий
обосновывать
систему
взглядов на
живую природу
и место в ней
человека,
выдвигатьгипот
езы,планироват
ьработу,отбират

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизации
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

Познавательные
УУД:
Формирование
Приемов
Работы с
Разными
источниками
информации

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизаци и
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

мини-проект

текущий

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации:
Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизации
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

тест

текущий

Познавательные
УУД:
Формирование

воспитание у
учащихся чувства
гордости за

Составление
таблицы,
схемы,

текущий

73

(смешанный) урок)

ьипреобразовыв
атьнеобходиму
юинформацию

приемов работы с
разными
источниками
информации

российскую
биологическую
науку

фронтальный
опрос

Воздействие человека на
природу в процессе
становления общества.

устанавливать
связь структуры
и свойств
экосистемы;

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизации
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

обосновывать
систему
взглядов на
живую природу
и место в ней
человека,

Познавательные
УУД:
Формирование
Приемов
Работы с
Разными
источниками
информации
Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизации
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

мини-проект

текущий

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

Комбинированный
(смешанный) урок)

74

Природные ресурсы и их
использование.
Комбинированный
(смешанный) урок)

75

Последствия хозяйственной
деятельности человека для
окружающей среды.
Комбинированный
(смешанный) урок)

выдвигатьгипот
езы,планироват
ьработу,отбират
ьипреобразовыв
атьнеобходиму
юинформацию

76

Влияние человека на
растительные и животный
мир. Комбинированный
(смешанный) урок)

устанавливать
связь структуры
и свойств
экосистемы;

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизации
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

тест

текущий

77

Радиоактивное заражение
биосферы.

оценивать роль
биологических
открытий и
современных
исследований в
развитии науки
ив
практической
деятельности
людей

Познавательные
УУД:
Формирование
Приемов
Работы с
Разными
источниками
информации

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

Комбинированный
(смешанный) урок)

78

Охрана природы.
Комбинированный
(смешанный) урок)

79

Перспективы рационального
природопользования.
Комбинированный
(смешанный) урок)

80

Актуальные проблемы
биологии..
Комбинированный
(смешанный) урок)

81

Бионика как научное
обоснование использования
биологических знаний для
решения инженерных задач и
развития техники.
Комбинированный
(смешанный) урок)

82

Роль биологических знаний в
21 веке.
Комбинированный
(смешанный) урок)

83

Семинар по теме "Биосфера и
человек. Ноосфера".
Комбинированный

выдвигать
гипотезы
планировать
работу,
отбирать и
преобразовыват
ь необходимую
информацию
оценивать роль
биологических
открытий
современных
исследований в
развитии науки
ив
практической
деятельности
людей
организовывать
и проводить
индивидуальну
ю
исследовательс
кую
деятельность по
биологии
устанавливать и
характеризовать
связь
основополагаю
щих
биологических
понятий
обосновывать
необходимость
устойчивого
развития как
условия
сохранения
биосферы
представлять
биологическую
информацию в
виде текста,

Познавательные
УУД:
Формирование
Приемов
Работы с
Разными
источниками
информации
Познавательные
УУД:
Формирование
Приемов
Работы с
Разными
источниками
информации

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

мини-проект

текущий

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизации
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

Познавательные
УУД:
Формирование
Приемов
Работы с
Разными
источниками
информации
Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизаци и
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

тест

текущий

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный

текущий

84

(смешанный) урок)

таблицы,
схемы, графика

разными
источниками
информации:
текстом учебника,
научнопопулярной
литературой,
словарями и
справочниками.

биологическую
науку

Решение тестов по темам
раздела: "Биосфера".

применяя
биологические
теории, учения,
законы,
закономерности
, понимать
границы их
применимости
оценивать роль
биологических
открытий и
современных
исследований в
развитии науки
ив
практической
деятельности
людей

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизации
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

мини-проект

текущий

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

Комбинированный
(смешанный) урок)

85

Контрольная работа №3 по
теме "Организмы и
окружающая среда"

Повторение (17 часов)

опрос

86

Повторение
раздела:"Развитие
эволюционных идей".
Комбинированный
(смешанный) урок)

87

Повторение
раздела:"Микроэволюция".
Комбинированный
(смешанный) урок)

выдвигать
гипотезы
планировать
работу,
отбирать и
преобразовыват
ь необходимую
информацию
оценивать роль
биологических
открытий
современных
исследований в
развитии науки
ив
практической
деятельности

Познавательные
УУД:
Формирование
Приемов
Работы с
Разными
источниками
информации
Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизации
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

тест

текущий

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

людей

88

Повторение раздела:
"Макроэволюция".
Комбинированный
(смешанный) урок)

89

Повторение
раздела:"Эволюция растений
и животных".
Комбинированный
(смешанный) урок)

организовывать
и проводить
индивидуальну
ю
исследовательс
кую
деятельность по
биологии
устанавливать и
характеризовать
связь
основополагаю
щих
биологических
понятий

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизаци и
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации:
текстом учебника,
научнопопулярной
литературой,
словарями и
справочниками.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

мини-проект

текущий

90

Повторение
раздела:"Эволюция
человека".
Комбинированный
(смешанный) урок)

обосновывать
систему
взглядов на
живую природу
и место в ней
человека,

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизации
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

91

Повторение
раздела:"Экосистемы".
Комбинированный
(смешанный) урок)

выдвигатьгипот
езы,планироват
ьработу,отбират
ьипреобразовыв
атьнеобходиму
юинформацию

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

тест

текущий

92

Повторение
раздела:"Биосфера".

устанавливать
связь структуры
и свойств
экосистемы;

Познавательные
УУД:
Формирование
Приемов
Работы с
Разными

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

Составление
таблицы,
схемы,
фронтальный
опрос

текущий

Комбинированный
(смешанный) урок)

93

Решение теста.

обосновывать
систему
взглядов на
живую природу
и место в ней
человека,

94

Решение тест.

выдвигатьгипот
езы,планироват
ьработу,отбират
ьипреобразовыв
атьнеобходиму
юинформацию

95

Решение теста.

96

97

Итоговая контрольная
работа.

Анализ контрольной работы

источниками
информации
Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизаци и
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

тест

текущий

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации:
текстом учебника,
научнопопулярной
литературой,
словарями и
справочниками.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

тест

текущий

устанавливать
связь структуры
и свойств
экосистемы;

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизации
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

тест

текущий

оценивать роль
биологических
открытий и
современных
исследований в
развитии науки
ив
практической
деятельности
людей
выдвигать
гипотезы
планировать
работу,
отбирать и

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

тест

текущий

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизаци и
учебной

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую

тест

текущий

преобразовыват
ь необходимую
информацию
оценивать роль
биологических
открытий
современных
исследований в
развитии науки
ив
практической
деятельности
людей

деятельности.
Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации:
текстом учебника,
научнопопулярной
литературой,
словарями и
справочниками.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

тест

текущий

организовывать
и проводить
индивидуальну
ю
исследовательс
кую
деятельность по
биологии
устанавливать и
характеризовать
связь
основополагаю
щих
биологических
понятий

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизации
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

тест

текущий

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными
источниками
информации

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

тест

текущий

101 Решение теста.

устанавливать
связь структуры
и свойств
экосистемы

Регулятивные
УУД: овладение
способами
самоорганизаци и
учебной
деятельности.

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую
науку

тест

текущий

102 Итоги года

обосновывать
систему
взглядов на
живую природу
и место в ней

Познавательные
УУД:
Формирование
приемов работы с
разными

воспитание у
учащихся чувства
гордости за
российскую
биологическую

тест

текущий

98

Решение теста.

99

Решение теста.

100 Решение теста.

науку

человека

источниками
информации:
текстом учебника,
научнопопулярной
литературой,
словарями и
справочниками.

науку


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».