Рабочая программа учебного предмета "Химия" 11класс 2023г

Рабочая программа по химии на уровне среднего общего образования составлена на
основе положений и требований к результатам освоения на базовом уровне средней
образовательной программы, представленных в ФГОС СОО, а также с учётом Рабочей
программы воспитания школы и внедрении Единой модели профессиональной ориентации.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучение химии в средней (полной) школе направлено на достижение обучающимися
следующих личностных результатов:
 формирование чувства гордости за российскую химическую науку
 воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости
защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни.
 подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или
профессиональной траектории.
 умение управлять своей познавательной деятельностью.
 развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные
способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной
деятельности;
 способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать
ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная,
поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т.п.).
 формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью
экологической и общей культуры и научного мировоззрения.
Метапредметными результатами освоения программы по химии являются следующие
умения:
 самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности
 определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на
практике
 уметь составлять на основе текста схемы, в том числе с применением средств ИКТ;
 самостоятельно оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его
результатов, выводов; уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
 уметь составлять конспект текста; самостоятельно использовать непосредственное
наблюдение; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результатов,
выводов;
 уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе
Предметными результатами освоения программы по химии являются следующие
умения:
 давать определения изученным понятиям; раскрывать смысл теории строения
органических соединений Бутлерова; моделировать строение простейших молекул
органических веществ;
 составлять структурные формулы изомеров и гомологов и называть их по
систематической номенклатуре
 называть органические вещества по их формуле; описывать и различать изученные
классы органических соединений, химические реакции;
 составлять химические уравнения, характеризующие свойства и получение
органических веществ;







приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между
основными классами органических веществ;
прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
сравнивать по составу и строению разные классы углеводородов; выявлять
признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении
химического опыта
использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в
окружающей среде; осознавать значение теоретических знаний для практической
деятельности человека
оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм
человека; грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

В результате изучения курса химии в средней (полной) школе:
Выпускник научится:
 использовать умения и навыки различных видов познавательной деятельности,
применять основные методы познания (системно-информационный анализ,
моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
 использовать основные интеллектуальные операции: формулирование гипотез,
анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинноследственных связей, поиск аналогов;
 генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
 определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике;
 использовать различные источники для получения химической информации,
понимать зависимость содержания и формы представления информации от целей
коммуникации и адресата.
Выпускник получит возможность научиться:
 выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.
1) в познавательной сфере —
 давать определения изученным понятиям;
 описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты,
используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
 описывать и различать изученные классы органических соединений, химические
реакции;
 классифицировать изученные объекты и явления;
 наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические
реакции, протекающие в природе и в быту;
 делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических
закономерностей, прогнозировать свойства не изученных веществ по аналогии со
свойствами изученных;
 структурировать изученный материал;
 интерпретировать химическую информацию, полученную из других источников;
 описывать строение атомов элементов I—IV периода с использованием электронных
конфигураций атомов;
 моделировать строение простейших молекул неорганических и органических
веществ, кристаллов;
2) в ценностно-ориентационной сфере — анализировать и оценивать последствия для
окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с
переработкой веществ;
3) в трудовой сфере — проводить химический эксперимент;

4) в сфере физической культуры — оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и
других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
В 10 классе учащиеся выбирают групповой или индивидуальный учебный проект.
Индивидуальный проект (групповой проект) предполагает выполнение учащимися
творческой, исследовательской работы, с целью создания определенного продукта:
доклада, презентации, плаката, буклета, модели, материальный объект, и т.д. Защита
проекта осуществляется в конце учебного года, оценка за проект выставляется в портфолио
учащегося.
Проект оценивается по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы еѐ решения,
включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и
реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза,
модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает
оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в
умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с
рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени,
использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор
конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить еѐ результаты, аргументированно
ответить на вопросы.
Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе
оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной
записки, отзыва, презентации) по каждому из четырѐх названных выше критериев.
2. Содержание учебного предмета
11 класс
Тема Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (4ч)
Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны.
Электронные конфигурации атомов химических элементов. Валентные возможности
атомов химических элементов. Электронная оболочка. Энергетический уровень.
Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов
периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях.
s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Периодический закон Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И.
Менделеевым
периодического
закона.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера
периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в
периодах
и
группах
(главных
подгруппах).
Положение
водорода
в
периодической
системе.
Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И.
Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И.
Менделеева.
Лабораторный опыт. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с
использованием карточек.

Контрольная
работа
№1
по
теме
«Строение
атома»
(тест).
Региональный компонент: Наш знаменитый землякД.
И.
Менделеев.
Тема
Строение
вещества
(14ч)
Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная
ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и
донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и
атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических
решеток.
Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая
химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим
типом
связи.
Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь.
Значение
водородной
связи
для
организации
структур
биополимеров.
Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение.
Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и
синтетические),
их
представители
и
применение.
Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения
газов.
Молярный
объем
газообразных
веществ.
Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы
(кислотные
дожди,
парниковый
эффект)
и
борьба
с
ним.
Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен.
Их
получение,
собирание
и
распознавание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве.
Жесткость
воды
и
способы
ее
устранения.
Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных
целях.
Жидкие
кристаллы
и
их
применение.
Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека,
их
значение
и
применение.
Кристаллическое
строение
вещества.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная
среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной
среды
и
дисперсионной
фазы.
Грубодисперсные
системы:
эмульсии,
суспензии,
аэрозоли.
Тонкодисперсные
системы:
гели
и
золи.
Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон
постоянства
состава
веществ.
Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля
компонента в смеси — доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и
объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически
возможного.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с
ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток
«сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы
пластмасс
(фенолоформальдегидные,
полиуретан,
полиэтилен,
полипропилен,
поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно,
капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера
пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного
объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах
центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких
кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей
и
золей.
Коагуляция.
Синерезис.
Эффект
Тиндаля.

Лабораторные опыты. 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и
описание его свойств. 3. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и
изделия из них. 4. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 5.
Ознакомление с минеральными водами. 6. Ознакомление с дисперсными системами.
Практическая работа № 1. Получение, собирание и распознавание газов.
Контрольная
работа
№2
Тема:
«Строение
вещества»
Региональный компонент: Тобольский нефтехимический комбинат.
Тема Химические реакции (8ч)
Аллотропия. Изомерия. Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и
аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода,
углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия.
Типы химических реакций. Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции
соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии.
Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и
термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических
реакций.
Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Зависимость скорости
химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры,
площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные.
Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы,
особенности
их
функционирования.
Химическое равновесие. Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые
химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических
реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака.
Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или
серной
кислоты.
Растворимость. Свойства воды. Роль воды в химической реакции. Истинные растворы.
Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые,
малорастворимые и нерастворимые вещества. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической
диссоциации.
Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными
оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в
органической
химии.
Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый
гидролиз
солей.
Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом
обмене
веществ
и
энергии
в
клетке.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени
окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных
реакциях.
Окисление
и
восстановление,
окислитель
и
восстановитель.
Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза.
Электролитическое
получение
алюминия.
Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул нбутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере
взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми
гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка,
железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами
тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя.

Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и
каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с
образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение
оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом.
Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на
предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной
кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов
щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие
окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и
железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной
ванны
для
получения
алюминия.
Лабораторные опыты. 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.
8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 9. Получение кислорода
разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и
каталазы сырого картофеля. 10. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком.
11.
Различные
случаи
гидролиза
солей.
Тема
Вещества
и
их
свойства
(8ч)
Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд
напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
Алюминотермия.
Взаимодействие
натрия
с
этанолом
и
фенолом.
Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов.
Способы
защиты
металлов
от
коррозии.
Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и
водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более
электроотрицательными неметаллами и сложными
веществами-окислителями).
Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства
кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями,
спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной
кислоты.
Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические
свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями.
Разложение
нерастворимых
оснований.
Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей:
взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их
значение.
Хлорид
натрия,
карбонат
кальция,
фосфат
кальция
(средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди
(II)
-малахит
(основная
соль).
Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы
железа
(II)
и
(III),
Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие
о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд
неметалла.
Особенности
генетического
ряда
в
органической
химии.
Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором,
железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие
щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной
кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой.
Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция
образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия.
Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной
кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и

медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция,
фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих
гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение
соды
уксусом.
Качественные
реакции
на
катионы
и
анионы.
Лабораторные опыты. 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами.
13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 14.
Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 15.
Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями.
16. Получение и свойства нерастворимых оснований. 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов
щелочных металлов. 18. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в)
кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые
соли.
Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач на идентификацию
органических и неорганических соединений.
Контрольная работа № 3 «Вещества и их свойства».
Региональный компонент:1. Экологическая ситуация Тюменской области.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
11 класс (34 ч)
№ Тема

1
2
3
4
5

Строение атома
Строение вещества
Химические реакции
Вещества и их свойства
Итого

Практические
работы

Контрольные
работы

1

1
1

1
2

1
3

Кол-во
часов
всего
4
14
8
8
34

Приложение 1
Календарно - тематическое планирование по химии 11 класс базовый уровень 2023-2024 уч. год
№
п/п

Дата
план факт

Тема урока/ практическая
часть/воспитательный
компонент
Тема. Строение атома (4часа)
1.
Атом–сложная частица.
Состояние электронов в
атоме.
2
Электронные конфигурации
атомов химических
элементов. Валентные
возможности атомов
химических элементов.
3
Периодический закон и ПС
Менделеева в свете учения о
строении атома.

Контрольная работа №1 по
теме «Строение атома»
(тест)
Тема. Строение вещества (14 часов)
5
Ионная связь
4

6
7
8
9

Ковалентная связь
Металлическая связь
Водородная связь
Полимеры

Региональное
содержание

Агротехнологический
компонент

Д/з

Примечание

§1,упр.5,6
§1, упр.8

§2, упр.4,10

Конспекты в
тетради
§3,упр.9
§4,упр.10,11
§5,упр.8,9
§6, упр.4,9
§7, упр.8,9

https://fipi.ru/otkrytyybank-zadaniy-dlyaotsenkiyestestvennonauchnoygramotnosti

10

11

12
13
14
15

Газообразное состояние
веществ Экологическая
безопасность , выпуск
листовок
Практическая работа №1
«Получение, собирание,
распознавание газов»
Жидкое состояние вещества
Твердое состояние вещества
Дисперсные системы
Состав вещества. Смеси.

16

Экологическая
безопасность ,

§8,
упр.12,13
стр.217
§9, упр.9,10
§10, упр.5
§11, упр.10
§12, упр.811
алгоритм

Решение задач на долю

17
18

Решение задач на долю
Контрольная работа №2
Тема: «Строение вещества»
Тема. Химические реакции (8часов)
19
Аллотропия. Изомерия
20
Типы химических реакций
21
Скорость химических реакций

алгоритм
§1-12

22
23

§13, упр.7,9
§14, упр.5,8
§15,
упр.9,11
§16, упр.4,5
§17, упр.7

24
25

Химическое равновесие
Растворимость. Свойства
воды
Гидролиз органических и
неорганических соединений
Окислительновосстановительные реакции

18, упр.3,6
§19, упр.1,2

https://fipi.ru/otkrytyybank-zadaniy-dlyaotsenkiyestestvennonauchnoygramotnosti

26
Электролиз
Тема. Вещества и их свойства (8часов)
27
Металлы и их свойства.
Коррозия металлов
урок экскурсия
28
29

30
31

32

Неметаллы
Кислоты неорганические и
органические воспитание
бережного отношения к
своему здоровью
Основания органические и
неорганические
Соли.воспитание бережного
отношения к своему
здоровью
Генетическая связь между
классами соединений

§19, упр.7
Виртуальная
§20, упр.7
экскурсия на
предприятия
Тюмени и
Тюменской области
§21, упр.7
§22, упр.7,8

§23,упр.7,8
Минеральные
источники

§24, упр.6,7
§25, упр.5,6
стр219

33
Практическая работа № 2
Решение задач на
идентификацию органических
и неорганических соединений
34

Контрольная работа №
3«Вещества и их свойства»

Задание в
тетради

https://fipi.ru/otkrytyybank-zadaniy-dlyaotsenkiyestestvennonauchnoygramotnosti


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».