1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Личностные результаты: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; развитие художественно - образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека -формирование способности к целостному художественному восприятию мира. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТкомпетенции). Предметные результаты: формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуальнопространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности. осознание знания искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие индивидуальных творческих способностей, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. 8 класс Обучающиеся научатся: понимать основы сценографии как вида художественного творчества;понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения; называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский); различать особенности художественной фотографии; различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.); понимать изобразительную природу экранных искусств; различать понятия: игровой и документальный фильм; называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков; использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии; смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино. усвоит принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровка). Обучающиеся получат возможность научиться: характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа; понимать основы искусства телевидения; видеть различия в творческой работе художника-живописца и сценографа; применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля; применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов; добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля; применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.; пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей; понимать и объяснять синтетическую природу фильма; применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма; применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра; использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа; применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации; использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения; реализовывать сценарнорежиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 8 КЛАСС «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ» -34 часа Раздел 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. (8 часов) Специфика изображения в произведениях театрального и экранного искусства. Жанровое многообразие театральных спектаклей. Актер – основа театрального искусства. Сценография – элемент единого образа спектакля. Устройство сцены и принципы театрального макетирования. Различия в творчестве сценографа и художника – живописца. Основные задачи театрального художника. Типы декорационного оформления спектакля. Образность и условность театрального костюма. Отличия бытового костюма, грима, прически от сценического. Костюм – средство характеристики персонажа. Анализ этапов создания театральной постановки. Важнейшая роль зрителя. Многофункциональность современных сценических зрелищ. Темы: Искусство зримых образов. Правда и магия театра. Безграничное пространство сцены. Сценография — искусство и производство. Тайны актёрского перевоплощения. Привет от Карабаса- Барабаса! Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению. Раздел 2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий. (8 часов) Опыт изобразительного искусства - фундамент съемочной грамоты. Композиция в живописи и фотографии. Выбор объекта, точки съемки, ракурс и крупность плана как художественно - выразительные средства в фотографии. Свет – средство выразительности и образности. Фотография искусство светописи. Операторская грамота съемки фотонатюрморта. Фотоизображение как документ времени, летопись запечатленных мгновений истории. Методы работы над событийным репортажем. Семейная фотохроника. Операторская грамотность фоторепортажа. Возможности компьютера в обработке фотографий. Темы: Фотография. Грамота фотокомпозиции и съёмки. Фотография — искусство светописи. «На фоне Пушкина снимается семейство». Человек на фотографии. Событие в кадре. Фотография и компьютер. От фотозабавы к фототворчеству. Раздел 3. Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (12часов) Кино – синтез слова, звука, музыки. Экранное изображение - эффект последовательной смены кадров, их соединение. Художественная условность пространства и времени в фильме. Коллективность художественного творчества в кино. Роль режиссера и оператора в создании визуального образа фильма. Специфика творчества художника – постановщика в игровом фильме. Темы: Многоголосый язык экрана. Художник – режиссёр - оператор. Азбука киноязыка. Фильм — «рассказ в картинках». Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и снять. Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации. Живые рисунки на твоём компьютере. Персонажи-куклы. Звуковое оформление. Раздел 4. Телевидение – пространство, культуры? Экран– искусство – зритель (7 часов) Телевидение – новая визуальная технология. Художественный вкус и культура. Интернет – новейшее коммуникативное средство. Актуальность и необходимость зрительской творческой телеграмоты. Специфика телевидения – это «сиюминутность» происходящего на экране. Опыт документального репортажа. Основы школьной тележурналистики. Анализ эволюции выразительных средств и жанровых форм современного телевидения. Роль и возможности экранных форм в активизации художественного сознания и творческой видеодеятельности молодежи в интернет – пространстве. Темы: Мир на экране: здесь и сейчас. Телевидение и документальное кино. Жизнь врасплох, или Киноглаз. Видеоэтюд, видеосюжет. Телевидение, видео, Интернет. Вечные истины искусства. Искусство — зритель — современность. Форма реализации воспитательного потенциала: Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы дисциплины и самоорганизации; Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, использование воспитательных возможностей содержания раздела через подбор соответствующих упражнений; Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; Инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ 8 КЛАСС «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ» 34 Ч. № урока Раздел учебника. Учебная тема «Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах» Количество часов 8 1 Художник и искусство театра. Искусство зримых образов. 1 2 Правда и магия театра. 1 3 Безграничное пространство сцены. Сценография - особый вид 1 художественного творчества. 4 Сценография - искусство и производство. 1 5 Тайны актерского перевоплощения. 1 6 Художник в театре кукол. 1 Спектакль: от замысла к воплощению. «Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий» 2 1 10 Эстафета искусств: от рисунка к фотографии Фотография новое изображение реальности. Грамота фотокомпозиции и съемки. 11 Фотография - искусство светописи. 1 12 Искусство фотопейзажа и интерьера. 1 13 Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета. 1 14 Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. 1 Фотография и компьютер. «Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?» 2 7-8 9 15-16 8 1 12 17 Фильм - творец и зритель. монтаж. 18 Художник - режиссёр - оператор. Художественное творчество в 1 фильме. 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29 Синтетическая природа фильма и 1 Азбука киноязыка. Фильм – «рассказ в картинках» Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и снять. Искусство анимации. Живые рисунки на твоем компьютере. «Телевидение — пространство культуры? Экран - искусство – зритель» 2 2 2 2 1 Телевидение. Экран - искусство - зритель. 1 6 30 Информационная и художественная природа телеизображения. 1 31 Телевидение и документальное кино. 1 32 Кинонаблюдение основа документального видеотворчества. 1 33-34 Видеоэтюд в пейзаже и портрете. Видеосюжет в репортаже, 2 очерке, интервью. Календарно – тематическое планирование 8 класс № ур 1. 2. 3. Д/З Содержание (разделы, темы) Колво часов Материал ьнотехническ ое оснащение Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия. Раздел 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8ч) Искусство зримых 1ч ПК, Понимать специфику изображения и визуально- Создание набросков и образов. проектор, пластической образности в театре и на киноэкране. выработка Изображение м/м Получать представления о синтетической природе и предложений на тему в театре и кино. презентаколлективности творческого процесса в театре, о «Как это изобразить на Коллективность ция роли Художника-сценографа в содружестве сцене». творчества – основа драматурга, режиссёра и актёра. Узнавать о синтетических жанровом многообразии театрального искусства. искусств. Понимать соотнесение правды и условности в актёрской игре и сценографии спектакля. Узнавать, Создание Правда и магия 1ч ПК, что актёр - основа театрального искусства и подмакетника театра. Театральное проектор, для носитель его специфики. Представлять значение спектакля искусство и м/м актёра в создании визуального облика спектакля. художник. Актёр презентаПонимать, что все замыслы художника и созданное основа театрального ция им оформление живут на сцене только через актёра, искусства и носитель благодаря его игре. Получать представление об его специфики. истории развития искусства театра, эволюции Создание образа места Безграничное 1ч ПК, театрального здания и устройства сцены (от действия и сценической пространство сцены. проектор, древнегреческого амфитеатра до современной среды — лес, море и т. м/м Сценография мультисцены). Узнавать, что образное решение П презентаособый вид сценического пространства спектакля и облика его ция художественного персонажей составляют основную творческую творчества. Различия задачу театрального художника. Понимать в творчестве различия в творческой работе художникасценографа и Дата проведения План Фак т художникаживописца. 4. 5. 6. 7. Сценография искусство и производство. Театральные службы и цеха. Элементы декорационного оформления спектакля. Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы». Отличия бытового костюма, грима и причёски от сценических. Привет от Карабаса Барабаса! Художник в театре кукол. Технологии создания простейших кукол на уроке. Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению. Единство творческой природы театрального и школьного спектаклей. 1ч ПК, проектор, м/м презентация 1ч ПК, проектор, м/м презентация 1ч ПК, проектор, м/м презентация 1ч ПК, проектор, м/м презентация живописца и сценографа. Осознавать отличие бытового предмета и среды от их сценических аналогов. Приобретать представление об исторической эволюции театральнодекорационного искусства и типах сценического оформления и уметь их творчески использовать в своей сценической практике. Представлять многообразие типов современных сценических зрелищ (шоу, праздников, концертов) и художнических профессий людей, участвующих в их оформлении. Понимать и объяснять условность театрального костюма и его отличия от бытового. Представлять, каково значение костюма в создании образа персонажа и уметь рассматривать его как средство внешнего перевоплощения актёра (наряду с гримом, причёской и др.). Уметь применять в практике любительского театра художественнотворческие умения по созданию костюмов для спектакля из доступных материалов, понимать роль детали в создании сценического образа. Уметь добиваться наибольшей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля, частью которого он является. Понимать и объяснять, в чём заключается ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания образа персонажа. Представлять разнообразие кукол (тростевые, перчаточные, ростовые) и уметь пользоваться этими знаниями при создании кукол для любительского спектакля, участвуя в нём в качестве художника, режиссёра или актёра. Понимать единство творческой природы театрального и школьного спектакля. Осознавать специфику спектакля как неповторимого действа, происходящего здесь и сейчас, т. е. на глазах у Работы по пространственному и образному решению спектакля. Создание костюма персонажа и его сценическая апробация, как средство образного перевоплощения. Создание куклы и игры с нею в сценически импровизационном диалоге. Индивидуальные или групповые художественнотворческие работы на тему «Театр - спектакль - художник» Третий звонок. 1ч ПК, зрителя - равноправного участника сценического Обзорно8. Спектакль: от проектор, зрелища. Развивать свою зритель-скую культуру, от аналитическая работа замысла к м/м которой зависит степень понимания спектакля и по итогам воплощению. презентаполучения эмоционально-художественного исследовательской и Творческие ция впечатления - катарсиса. проектно-творческой упражнения и этюды деятельности на тему - эффективная форма «Театр - спектакль развития художник» . театрального сознания учащихся. Раздел 2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии Эволюция изобразительных искусств и технологий (8ч) 9. Фотография 1ч ПК, Понимать специфику изображения в фотографии, Пробные съемочные взгляд, сохранённый проектор, его эстетическую условность, несмотря на всё его работы на тему «От навсегда. м/м правдоподобие. Различать особенности фотозабавы к Фотография - новое презентахудожественно-образного языка, на котором фототворчеству», изображение ция «говорят» картина и фотография. Осознавать, что показывающие реальности. фотографию делает искусством не аппарат, а фотографический опыт Фотографическое человек, снимающий этим аппаратом. Иметь учащихся и их изображение - не представление о различном соотношении стартовый интерес к реальность, а новая объективного и субъективного в изображении мира творческой работе художественная на картине и на фотографии. Понимать и объяснять, условность. что в основе искусства фотографии лежит дар видения мира, умение отбирать и запечатлевать в Проектно-съемочная 10. Грамота 1ч ПК, потоке жизни её неповторимость в большом и практическая работа на фотокомпозиции и проектор, малом. Владеть элементарными основами грамоты тему «От фотозабавы к съёмки. м/м фотосъёмки, осознанно осуществлять выбор фототворчеству» Основа презентаобъекта и точки съёмки, ракурса и крупности плана операторского ция как художественно-выразительных средств мастерства: умение фотографии. Уметь применять в своей съёмочной видеть и выбирать. практике ранее приобретённые знания и навыки Дар видения и композиции, чувства цвета, глубины пространства и отбора - основа т. д. Понимать и объяснять роль света как операторского художественного средства в искусстве фотографии. мастерства. Уметь работать с освещением (а также с точкой Проектно-съемочная 11. Фотография 1ч ПК, съёмки, ракурсом и крупностью плана) для практическая работа на искусство светописи. проектор, Вещь: свет и фактура. Роль света в выявлении формы и фактуры вещи. 12. «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. «От фотозабавы к фототворчеству» м/м презентация 1ч ПК, проектор, м/м презентация 13. Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета. Постановочный и репортажный фотопортреты. 14. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. Фотоизображение как документ времени, летопись запечатлённых мгновений истории общества и жизни человека. 1ч ПК, проектор, м/м презентация 1ч ПК, проектор, м/м презентация 15. Фотография и компьютер. Документ или 1ч ПК, проектор, передачи объёмами фактуры вещи при создании художественно-выразительного фотонатюрморта. Приобретать навыки композиционной (кадрирование) и тональной (эффекты соляризации, фотографики и т. д.) обработки фотоснимка при помощи различных компьютерных программ. Осознавать художественную выразительность и визуально-эмоциональную неповторимость фотопейзажа и уметь применять в своей практике элементы операторского мастерства при выборе момента съёмки природного или архитектурного пейзажа с учётом его свето - выразительного состояния. Анализировать и сопоставлять художественную ценность чёрно-белой и цветной фотографии, в которой природа цвета принципиально отлична от природы цвета в живописи. Приобретать представление о том, что образность портрета в фотографии достигается не путём художественного обобщения, а благодаря точности выбора и передаче характера и состояния конкретного человека. Овладевать грамотой операторского мастерства при съёмке фотопортрета. Снимая репортажный портрет, уметь работать оперативно и быстро, чтобы захватить мгновение определённого душевнопсихологического состояния человека. При съёмке постановочного портрета уметь работать с освещением (а также точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для передачи характера человека. Понимать и объяснять значение информационно-эстетической и историкодокументальной ценности фотографии. Осваивать навыки оперативной репортажной съёмки события и учиться владеть основами операторской грамоты, необходимой в жизненной практике. Уметь анализировать работы мастеров отечественной и тему «От фотозабавы к фототворчеству» Проектно-съемочная практическая работа на тему «От фотозабавы к фототворчеству» (освоение операторской грамоты в передаче образноэмоциональной выразительности фотопейзажа) Проектно-съемочная практическая работа на тему «От фотозабавы к фототворчеству» (освоение грамоты съемки репортажного и постановочного фотопортрета) Проектно-съемочная практическая работа на тему «От фотозабавы к фототворчеству» (освоение навыков репортажной съемки). Проектно-съемочный практикум на тему «От фотозабавы к фальсификация: факт и его компьютерная трактовка. Правда и ложь в фотографии. 16 Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка. Возможности компьютера в обработке фотографического материала. м/м презентация 1ч 17 Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. 1ч 18 Художник – режиссёр - оператор. Художественное творчество в игровом фильме. Многообразие возможностей творческого выражения в кино. 1ч ПК, проектор, м/м презентация мировой фотографии, осваивая школу операторского мастерства во всех фотожанрах, двигаясь в своей практике от фотозабавы к фототворчеству. мастерства во всех фотожанрах, двигаясь в своей практике от фотозабавы к фототворчеству. фототворчеству» (освоение грамоты работы с компьютерными программами при обработке фотоснимка) Не задано Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (12ч) ПК, Понимать и объяснять синтетическую природу Съемочно-творческие проектор, фильма, которая рождается благодаря упражнения на тему м/м многообразию выразительных средств, «От большого кино к презентаиспользуемых в нём, существованию в твоему видео» ция композиционно-драматургическом единстве (понимание изображения, игрового действа, музыки и слова. взаимосвязи смысла Приобретать представление о кино как о монтажного видеоряда пространственно-временном искусстве, в котором и его хронометража). экранное время и всё изображаемое в нём являются Съемочно-творческое ПК, условностью (несмотря на схожесть кино с упражнение на тему проектор, реальностью, оно лишь её художественное «От большого кино к м/м отображение). Знать, что спецификой языка кино твоему видео» (выбор презентаявляется монтаж и монтажное построение. натуры для съемки, ция изобразительного ряда фильма иметь создание вещной среды представление об истории кино и его эволюции как и художественноискусства. Осознавать единство природы визуального строя творческого процесса в фильме-блок-бастере и фильма) домашнем видеофильме. Приобретать От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка Фильм - «рассказ в картинках». Значение сценария в создании фильма. От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка Фильм - «рассказ в картинках». Понятие кадра и плана. 1ч ПК, проектор, м/м презентация 1ч ПК, проектор, м/м презентация 21 Воплощение замысла. Искусство видеть и осознанно выражать свою мысль на киноязыке. 1ч ПК, проектор, м/м презентация 22 Воплощение замысла. Азбука композиции кинослова и кинофразы. 1ч ПК, проектор, м/м презентация 23 Чудо движения: увидеть 1ч ПК, проектор, 19 20 представление о сценарий в создании фильма как записи его замысла и сюжетной основы. Осваивать начальные азы сценарной записи и уметь применять в своей творческой практике его простейшие формы. Излагать свой замысел в формесценарной записи или раскадровки, определяя в них монтажно-смысловое остроение «кинослова» и «кинофразы». Приобретать представление о творческой роли режиссёра в кино, овладевать азами режиссёрской грамоты, чтобы применять их в работе над своими видеофильмами. Приобретать представление о художнической природе операторского мастерства и уметь применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра. Овладевать азами операторской грамоты, техники съёмки и компьютерного монтажа, чтобы эффективно применять их в работе над своим видео. Уметь смотреть и анализировать с точки зрения режиссёрского, монтажнооператорского искусства фильмы мастеров кино, чтобы пополнять багаж своих знаний и творческих умений. Приобретать представление об истории и художественной специфике анимационного кино (мультипликации). Учиться понимать роль и значение художника в создании анимационного фильма и реализовывать свои художнические навыки и знания при съёмке. Узнавать технологический минимум работы на компьютере в разных программах, необходимый для создания видеоанимации и её монтажа. Приобретать представление о различных видах анимационных фильмов и этапах работы над ними. Уметь применять сценарно-режиссёрские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации. Давать оценку своим творческим Выполнение аналитических разработок, исследующих роль сценария для большого экрана и любительского фильма Съемочно-творческие упражнения «От большого кино к твоему видео» (формирование сюжетного замысла в форме сценарного плана). Выполнение аналитических разработок, исследующих смысл режиссуры в кино и роль режиссера при съемке домашнего видео Съемочно-творческие упражнения на тему «От большого кино к твоему видео» (практическое воплощение сценарного замысла в ходе съемки и монтажа фильма). Выполнение аналитических разработок, и снять. Замысел и съёмка. м/м презентация работам и работам одноклассников в процессе их исследующих коллективного просмотра и обсуждения. художническую роль оператора в визуальном решении фильма Съемочно-творческие упражнения на тему «От большого кино к твоему видео» (освоение операторской грамоты при съемке и монтаже кинофразы) Выполнение аналитических упражнений на темы жанрового и видового многообразия кино (на примере анимации) 24 Чудо движения: увидеть и снять. (точка съёмки, ракурс, крупность плана, свет). 1ч ПК, проектор, м/м презентация 25 Бесконечный мир кинематографа Искусство анимации, или Когда художник больше, чем художник. Многообразие образного языка кино. Бесконечный мир кинематографа Искусство анимации, или, когда художник больше, чем художник. История и специфика рисованного фильма. Живые рисунки на твоём компьютере. Разные типы компьютерных анимационных минифильмов, опыт их создания, 1ч ПК, проектор, м/м презентация 1ч ПК, проектор, м/м презентация Съемочно-творческие работы на тему «От большого кино к твоему видео» (создание авторского небольшого анимационного этюда). 1ч ПК, проектор, м/м презентация Съемочно-творческая работа на тему «От большого кино к твоему видео» (создание авторского небольшого анимационного этюда). 26 27 актуальный для школьной практики («перекладки», «коллажи» и др.). 28 Живые рисунки на твоём компьютере. Роль звукового оформления и типичные ошибки при создании звукоряда в любительской анимации. Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения. Телевидение мощнейший социальнополитический манипулятор. 30. Телевидение и доку ментальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка. Основы 29 1ч ПК, проектор, м/м презентация Анализ художественных достоинств анимации, сделанных учащимися; Раздел 4. Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель (6ч) 1ч ПК, Узнавать, что телевидение прежде всего является Проектно-творческие проектор, средством массовой информации, транслятором упражнения на тему м/м самых различных событий и зрелищ, в том числе и «Экран — искусство — презентапроизведений искусства, не будучи при этом новым жизнь», ция видом искусства. Понимать многофункциональное моделирующие назначение телевидения как средства не только творческие задачи при информации, но и культуры, просвещения, создании телепередачи. развлечения и т. д. Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т. е. сиюминутное изображение на экране реального события, совершающегося на наших глазах в реальном времени. Получать представление о разнообразном жанровом спектре телевизионных Проектно-творческие 1ч ПК, передач и уметь формировать собственную упражнения на тему проектор, программу телепросмотра, выбирая самое важное и «Экран — искусство — м/м интересное, а не проводить всё время перед жизнь», моделирующие презентаэкраном. Осознавать общность творческого состав ция репортажной процесса при создании любой телевизионной съемочной телегруппы, передачи и кинодокумента_ листики. Приобретать ее творческие задачи школьной тележурналистики. 31. Жизнь врасплох, или Киноглаз. Правда жизни и естественность поведения человека в кадре - основная задача авторовдокументалистов. 1ч ПК, проектор, м/м презентация 32. Жизнь врасплох, или Киноглаз. Режиссёрскооператорская грамота рассматривается на примере создания видеоэтюда и видеосюжета. 33. Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Роль и возможности экранных форм в творческой видеодеятельности молодёжи в интернетпространстве. 1ч ПК, проектор, м/м презентация 1ч ПК, проектор, м/м презентация и использовать опыт документальной съёмки и тележурналистики (интервью, репортаж, очерк) для формирования школьного телевидения. Понимать, что кинонаблюдение - это основа документального видеотворчества как на телевидении, так и в любительском видео. Приобретать представление о различных формах операторского кинонаблюдения в стремлении зафиксировать жизнь как можно более правдиво, без специальной подготовки человека к съёмке. Понимать эмоциональнообразную специфику жанра видеоэтюда и особенности изображения в нём человека и природы. Учиться реализовывать сценарнорежиссёрскую и операторскую грамоту ворчества в практике создания видео-этюда. Представлять и объяснять художественные различия живописного пейзажа, портрета и их киноаналогов, чтобы при создании видеоэтюдов с наибольшей полнотой передать специфику киноизображения. Понимать информационнорепортажную специфику жанра видеосюжета и особенности изображения в нём события и человека. Уметь реализовывать режиссёр-скооператорские навыки и знания в условиях оперативной съёмки видеосюжета. Понимать и уметь осуществлять предварительную творческую и организационную работу по подготовке к съёмке сюжета, добиваться естественности и правды поведения человека в кадре не инсценировкой события, а наблюдением и «видеоохотой» за фактом. Уметь пользоваться опытом создания видеосюжета при презентации своих сообщений в Интернете. Получать представление о развитии форм и киноязыка при создании телепередачи, условия работы и др. Выполнение аналитических разработок, раскрывающих эмоциональнообразную специфику жанра видеоэтюда и особенности изображения в нем человека и природы. Проектно-съемочный практикум на тему «Эран — искусство — жизнь» (процесс создания видеосюжета). Проектно-творческая работа на тему «Экран — искусство — жизнь» (овладение экранной спецификой видеоклипа в процессе его создания). 34. В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. Развитие художественного вкуса и овладение богатствами культуры - путь духовноэстетического становления личности. (обобщение темы) 1ч ПК, проектор, м/м презентация современных экранных произведений на примере Не задано создания авторского видеоклипа и т. п. Понимать и объяснять специфику и взаимосвязь звукоряда, экранного изображения в видеоклипе, его ритмически-монтажном построении. В полной мере уметь пользоваться возможностями Интернета и спецэффектами компьютерных программ при создании, обработке, монтаже и о звучании видеоклипа. Уметь использовать грамоту киноязыка при создании интернет-сообщений. Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом само новым видом искусства. Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т. д. Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т. е. сиюминутное изображение на экране реального события, совершающегося на наших глазах в реальном времени, понимать и объяснять роль телевидения в современном мире, его позитивное и негативное влияние на психологию человека, культуру и жизнь общества. Осознавать и объяснять значение художественной культуры и искусства для личностного духовнонравственного развития и творческой самореализации. Развивать культуру восприятия произведений искусства и уметь выражать собственное мнение о просмотренном и прочитанном. Понимать и объяснять, что новое и модное не значит лучшее и истинное. Рассуждать, выражать своё мнение по поводу своих творческих работ и работ одноклассников. Оценивать содержательное наполнение и художественные достоинства произведений экранного искусства.