Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" 8 класс 2023г.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Личностные результаты:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
 усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
к членам своей семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
 развитие художественно - образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека -формирование способности
к целостному художественному восприятию мира.
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;



владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТкомпетенции).
Предметные результаты:
 формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания
жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и
творческого воображения;
 развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
 освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных
ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных
образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
 приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств:
изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над
визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
 приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуальнопространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
 развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков
восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной
культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
 осознание знания искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
 развитие индивидуальных творческих способностей, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

8 класс
Обучающиеся научатся:
 понимать основы сценографии как вида художественного творчества;понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского
перевоплощения;
 называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
 различать особенности художественной фотографии; различать выразительные средства художественной фотографии (композиция,
план, ракурс, свет, ритм и др.);
 понимать изобразительную природу экранных искусств; различать понятия: игровой и документальный фильм;
 называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
 использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как
художественно-выразительных средств фотографии;
 смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино.
 усвоит принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровка).
Обучающиеся получат возможность научиться:
 характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа; понимать основы искусства телевидения;
 видеть различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
 применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
 применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля
из доступных материалов;
 добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
 применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т.
д.;
 пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
 понимать и объяснять синтетическую природу фильма; применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
 применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра; использовать первоначальные навыки операторской
грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
 применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей
компьютерной анимации;
 использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения; реализовывать сценарнорежиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
8 КЛАСС «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ» -34 часа
Раздел 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. (8 часов)
Специфика изображения в произведениях театрального и экранного искусства. Жанровое многообразие театральных спектаклей. Актер –
основа театрального искусства. Сценография – элемент единого образа спектакля. Устройство сцены и принципы театрального макетирования.
Различия в творчестве сценографа и художника – живописца. Основные задачи театрального художника. Типы декорационного оформления
спектакля. Образность и условность театрального костюма. Отличия бытового костюма, грима, прически от сценического. Костюм – средство
характеристики персонажа. Анализ этапов создания театральной постановки. Важнейшая роль зрителя. Многофункциональность современных
сценических зрелищ.
Темы: Искусство зримых образов. Правда и магия театра. Безграничное пространство сцены. Сценография — искусство и производство. Тайны актёрского
перевоплощения. Привет от Карабаса- Барабаса! Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.

Раздел 2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий. (8 часов)
Опыт изобразительного искусства - фундамент съемочной грамоты. Композиция в живописи и фотографии. Выбор объекта, точки съемки,
ракурс и крупность плана как художественно - выразительные средства в фотографии. Свет – средство выразительности и образности. Фотография
искусство светописи. Операторская грамота съемки фотонатюрморта. Фотоизображение как документ времени, летопись запечатленных мгновений
истории. Методы работы над событийным репортажем. Семейная фотохроника. Операторская грамотность фоторепортажа. Возможности
компьютера в обработке фотографий.
Темы: Фотография. Грамота фотокомпозиции и съёмки. Фотография — искусство светописи. «На фоне Пушкина снимается семейство».
Человек на фотографии. Событие в кадре. Фотография и компьютер. От фотозабавы к фототворчеству.
Раздел 3. Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (12часов)
Кино – синтез слова, звука, музыки. Экранное изображение - эффект последовательной смены кадров, их соединение. Художественная
условность пространства и времени в фильме. Коллективность художественного творчества в кино. Роль режиссера и оператора в создании
визуального образа фильма. Специфика творчества художника – постановщика в игровом фильме.
Темы: Многоголосый язык экрана. Художник – режиссёр - оператор. Азбука киноязыка. Фильм — «рассказ в картинках». Воплощение
замысла. Чудо движения: увидеть и снять. Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации. Живые рисунки на твоём компьютере.
Персонажи-куклы. Звуковое оформление.
Раздел 4. Телевидение – пространство, культуры? Экран– искусство – зритель (7 часов)
Телевидение – новая визуальная технология. Художественный вкус и культура. Интернет – новейшее коммуникативное средство.
Актуальность и необходимость зрительской творческой телеграмоты. Специфика телевидения – это «сиюминутность» происходящего на экране.
Опыт документального репортажа. Основы школьной тележурналистики. Анализ эволюции выразительных средств и жанровых форм современного
телевидения. Роль и возможности экранных форм в активизации художественного сознания и творческой видеодеятельности молодежи в интернет
– пространстве.
Темы: Мир на экране: здесь и сейчас. Телевидение и документальное кино. Жизнь врасплох, или Киноглаз. Видеоэтюд, видеосюжет.
Телевидение, видео, Интернет. Вечные истины искусства. Искусство — зритель — современность.

Форма реализации воспитательного потенциала:
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы
дисциплины и самоорганизации;
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, использование воспитательных возможностей
содержания раздела через подбор соответствующих упражнений;
Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
обучающихся; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или
работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
Инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования
и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ С УКАЗАНИЕМ
КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
8 КЛАСС
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ» 34 Ч.
№ урока

Раздел учебника. Учебная тема
«Художник и искусство театра. Роль изображения в
синтетических искусствах»

Количество часов
8

1

Художник и искусство театра. Искусство зримых образов.

1

2

Правда и магия театра.

1

3

Безграничное пространство сцены. Сценография - особый вид 1
художественного творчества.

4

Сценография - искусство и производство.

1

5

Тайны актерского перевоплощения.

1

6

Художник в театре кукол.

1

Спектакль: от замысла к воплощению.
«Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция
изобразительных искусств и технологий»

2

1

10

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии Фотография новое изображение реальности.
Грамота фотокомпозиции и съемки.

11

Фотография - искусство светописи.

1

12

Искусство фотопейзажа и интерьера.

1

13

Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета. 1

14

Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.

1

Фотография и компьютер.
«Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве
кино?»

2

7-8

9

15-16

8

1

12

17

Фильм - творец и зритель.
монтаж.

18

Художник - режиссёр - оператор. Художественное творчество в 1
фильме.

19-20
21-22
23-24
25-26
27-28

29

Синтетическая природа фильма и 1

Азбука киноязыка. Фильм – «рассказ в картинках»
Воплощение замысла.
Чудо движения: увидеть и снять.
Искусство анимации.
Живые рисунки на твоем компьютере.
«Телевидение — пространство культуры? Экран - искусство
– зритель»

2
2
2
2
1

Телевидение. Экран - искусство - зритель.

1

6

30

Информационная и художественная природа телеизображения.

1

31

Телевидение и документальное кино.

1

32

Кинонаблюдение основа документального видеотворчества.

1

33-34

Видеоэтюд в пейзаже и портрете. Видеосюжет в репортаже, 2
очерке, интервью.

Календарно – тематическое планирование 8 класс
№
ур

1.

2.

3.

Д/З
Содержание
(разделы, темы)

Колво
часов

Материал
ьнотехническ
ое
оснащение

Универсальные учебные действия (УУД),
проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные
понятия.

Раздел 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8ч)
Искусство зримых
1ч
ПК,
Понимать специфику изображения и визуально- Создание набросков и
образов.
проектор,
пластической образности в театре и на киноэкране. выработка
Изображение
м/м
Получать представления о синтетической природе и предложений на тему
в театре и кино.
презентаколлективности творческого процесса в театре, о «Как это изобразить на
Коллективность
ция
роли Художника-сценографа в содружестве сцене».
творчества – основа
драматурга, режиссёра и актёра. Узнавать о
синтетических
жанровом многообразии театрального искусства.
искусств.
Понимать соотнесение правды и условности в
актёрской игре и сценографии спектакля. Узнавать, Создание
Правда и магия
1ч
ПК,
что актёр - основа театрального искусства и подмакетника
театра. Театральное
проектор,
для
носитель его специфики. Представлять значение спектакля
искусство и
м/м
актёра в создании визуального облика спектакля.
художник. Актёр презентаПонимать, что все замыслы художника и созданное
основа театрального
ция
им оформление живут на сцене только через актёра,
искусства и носитель
благодаря его игре. Получать представление об
его специфики.
истории развития искусства театра, эволюции Создание образа места
Безграничное
1ч
ПК,
театрального здания и устройства сцены (от действия и сценической
пространство сцены.
проектор,
древнегреческого амфитеатра до современной среды — лес, море и т.
м/м
Сценография мультисцены). Узнавать, что образное решение П
презентаособый вид
сценического пространства спектакля и облика его
ция
художественного
персонажей составляют основную творческую
творчества. Различия
задачу театрального
художника.
Понимать
в творчестве
различия
в
творческой
работе
художникасценографа и

Дата
проведения
План
Фак
т

художникаживописца.
4.

5.

6.

7.

Сценография искусство и
производство.
Театральные службы
и цеха. Элементы
декорационного
оформления
спектакля.
Тайны актёрского
перевоплощения.
Костюм, грим и
маска, или
Магическое «если
бы». Отличия
бытового костюма,
грима и причёски от
сценических.
Привет от Карабаса
Барабаса! Художник
в театре кукол.
Технологии создания
простейших кукол на
уроке.
Третий звонок.
Спектакль: от
замысла к
воплощению.
Единство творческой
природы
театрального и
школьного
спектаклей.

1ч

ПК,
проектор,
м/м
презентация

1ч

ПК,
проектор,
м/м
презентация

1ч

ПК,
проектор,
м/м
презентация

1ч

ПК,
проектор,
м/м
презентация

живописца и сценографа. Осознавать отличие
бытового предмета и среды от их сценических
аналогов.
Приобретать
представление
об
исторической
эволюции
театральнодекорационного искусства и типах сценического
оформления и уметь их творчески использовать в
своей сценической практике. Представлять
многообразие типов современных сценических
зрелищ
(шоу,
праздников,
концертов)
и
художнических профессий людей, участвующих в
их оформлении. Понимать и объяснять условность
театрального костюма и его отличия от бытового.
Представлять, каково значение костюма в создании
образа персонажа и уметь рассматривать его как
средство внешнего перевоплощения актёра (наряду
с гримом, причёской и др.). Уметь применять в
практике любительского театра художественнотворческие умения по созданию костюмов для
спектакля из доступных материалов, понимать роль
детали в создании сценического образа. Уметь
добиваться наибольшей выразительности костюма
и его стилевого единства со сценографией
спектакля, частью которого он является. Понимать
и объяснять, в чём заключается ведущая роль
художника кукольного спектакля как соавтора
режиссёра и актёра в процессе создания образа
персонажа. Представлять разнообразие кукол
(тростевые, перчаточные, ростовые) и уметь
пользоваться этими знаниями при создании кукол
для любительского спектакля, участвуя в нём в
качестве художника, режиссёра или актёра.
Понимать
единство
творческой
природы
театрального и школьного спектакля. Осознавать
специфику спектакля как неповторимого действа,
происходящего здесь и сейчас, т. е. на глазах у

Работы
по
пространственному и
образному
решению
спектакля.

Создание
костюма
персонажа
и
его
сценическая апробация,
как средство образного
перевоплощения.

Создание куклы и игры
с нею в сценически
импровизационном
диалоге.
Индивидуальные или
групповые
художественнотворческие работы на
тему «Театр - спектакль
- художник»

Третий звонок.
1ч
ПК,
зрителя - равноправного участника сценического Обзорно8. Спектакль: от
проектор,
зрелища. Развивать свою зритель-скую культуру, от аналитическая работа
замысла к
м/м
которой зависит степень понимания спектакля и по
итогам
воплощению.
презентаполучения
эмоционально-художественного исследовательской
и
Творческие
ция
впечатления - катарсиса.
проектно-творческой
упражнения и этюды
деятельности на тему
- эффективная форма
«Театр - спектакль развития
художник» .
театрального
сознания учащихся.
Раздел 2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии Эволюция изобразительных искусств и технологий (8ч)
9. Фотография 1ч
ПК,
Понимать специфику изображения в фотографии, Пробные съемочные
взгляд, сохранённый
проектор,
его эстетическую условность, несмотря на всё его работы на тему «От
навсегда.
м/м
правдоподобие.
Различать
особенности фотозабавы к
Фотография - новое
презентахудожественно-образного языка, на котором фототворчеству»,
изображение
ция
«говорят» картина и фотография. Осознавать, что показывающие
реальности.
фотографию делает искусством не аппарат, а фотографический опыт
Фотографическое
человек, снимающий этим аппаратом. Иметь учащихся и их
изображение - не
представление
о
различном
соотношении стартовый интерес к
реальность, а новая
объективного и субъективного в изображении мира творческой работе
художественная
на картине и на фотографии. Понимать и объяснять,
условность.
что в основе искусства фотографии лежит дар
видения мира, умение отбирать и запечатлевать в Проектно-съемочная
10. Грамота
1ч
ПК,
потоке жизни её неповторимость в большом и практическая работа на
фотокомпозиции и
проектор,
малом. Владеть элементарными основами грамоты тему «От фотозабавы к
съёмки.
м/м
фотосъёмки, осознанно осуществлять выбор фототворчеству»
Основа
презентаобъекта и точки съёмки, ракурса и крупности плана
операторского
ция
как
художественно-выразительных
средств
мастерства: умение
фотографии. Уметь применять в своей съёмочной
видеть и выбирать.
практике ранее приобретённые знания и навыки
Дар видения и
композиции, чувства цвета, глубины пространства и
отбора - основа
т. д. Понимать и объяснять роль света как
операторского
художественного средства в искусстве фотографии.
мастерства.
Уметь работать с освещением (а также с точкой Проектно-съемочная
11. Фотография 1ч
ПК,
съёмки, ракурсом и крупностью плана) для практическая работа на
искусство светописи.
проектор,

Вещь: свет и
фактура. Роль света в
выявлении формы и
фактуры вещи.
12. «На фоне Пушкина
снимается
семейство».
Искусство
фотопейзажа и
фотоинтерьера. «От
фотозабавы к
фототворчеству»

м/м
презентация
1ч

ПК,
проектор,
м/м
презентация

13. Человек на
фотографии.
Операторское
мастерство
фотопортрета.
Постановочный и
репортажный
фотопортреты.
14. Событие в кадре.
Искусство
фоторепортажа.
Фотоизображение
как
документ
времени,
летопись
запечатлённых
мгновений истории
общества и жизни
человека.

1ч

ПК,
проектор,
м/м
презентация

1ч

ПК,
проектор,
м/м
презентация

15. Фотография и
компьютер.
Документ или

1ч

ПК,
проектор,

передачи объёмами фактуры вещи при создании
художественно-выразительного фотонатюрморта.
Приобретать
навыки
композиционной
(кадрирование) и тональной (эффекты соляризации,
фотографики и т. д.) обработки фотоснимка при
помощи различных компьютерных программ.
Осознавать художественную выразительность и
визуально-эмоциональную
неповторимость
фотопейзажа и уметь применять в своей практике
элементы операторского мастерства при выборе
момента съёмки природного или архитектурного
пейзажа с учётом его свето - выразительного
состояния.
Анализировать
и
сопоставлять
художественную ценность чёрно-белой и цветной
фотографии,
в
которой
природа
цвета
принципиально отлична от природы цвета в
живописи. Приобретать представление о том, что
образность портрета в фотографии достигается не
путём художественного обобщения, а благодаря
точности выбора и передаче характера и состояния
конкретного человека. Овладевать грамотой
операторского
мастерства
при
съёмке
фотопортрета. Снимая репортажный портрет, уметь
работать оперативно и быстро, чтобы захватить
мгновение
определённого
душевнопсихологического состояния человека. При съёмке
постановочного портрета уметь работать с
освещением (а также точкой съёмки, ракурсом и
крупностью плана) для передачи характера
человека. Понимать и объяснять значение
информационно-эстетической
и
историкодокументальной ценности фотографии. Осваивать
навыки оперативной репортажной съёмки события
и учиться владеть основами операторской грамоты,
необходимой в жизненной практике. Уметь
анализировать работы мастеров отечественной и

тему «От фотозабавы к
фототворчеству»
Проектно-съемочная
практическая работа на
тему «От фотозабавы к
фототворчеству»
(освоение
операторской грамоты
в передаче образноэмоциональной
выразительности
фотопейзажа)
Проектно-съемочная
практическая работа на
тему «От фотозабавы к
фототворчеству»
(освоение
грамоты
съемки репортажного и
постановочного
фотопортрета)
Проектно-съемочная
практическая работа на
тему «От фотозабавы к
фототворчеству»
(освоение
навыков
репортажной съемки).

Проектно-съемочный
практикум на тему «От
фотозабавы
к

фальсификация: факт
и его компьютерная
трактовка. Правда и
ложь в фотографии.

16

Фотография и
компьютер.
Документ или
фальсификация: факт
и его компьютерная
трактовка.
Возможности
компьютера в
обработке
фотографического
материала.

м/м
презентация

1ч

17

Многоголосый язык
экрана.
Синтетическая
природа фильма и
монтаж.
Пространство
и время в кино.

1ч

18

Художник –
режиссёр - оператор.
Художественное
творчество в игровом
фильме.
Многообразие
возможностей
творческого
выражения в кино.

1ч

ПК,
проектор,
м/м
презентация

мировой
фотографии,
осваивая
школу
операторского мастерства во всех фотожанрах,
двигаясь в своей практике от фотозабавы к
фототворчеству. мастерства во всех фотожанрах,
двигаясь в своей практике от фотозабавы к
фототворчеству.

фототворчеству»
(освоение
грамоты
работы
с
компьютерными
программами
при
обработке фотоснимка)
Не задано

Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (12ч)
ПК,
Понимать и объяснять синтетическую природу Съемочно-творческие
проектор,
фильма,
которая
рождается
благодаря упражнения на тему
м/м
многообразию
выразительных
средств, «От большого кино к
презентаиспользуемых
в
нём,
существованию
в твоему видео»
ция
композиционно-драматургическом
единстве (понимание
изображения, игрового действа, музыки и слова. взаимосвязи смысла
Приобретать представление о кино как о монтажного видеоряда
пространственно-временном искусстве, в котором и его хронометража).
экранное время и всё изображаемое в нём являются Съемочно-творческое
ПК,
условностью (несмотря на схожесть кино с упражнение на тему
проектор,
реальностью, оно лишь её художественное «От большого кино к
м/м
отображение). Знать, что спецификой языка кино твоему видео» (выбор
презентаявляется монтаж и монтажное построение. натуры для съемки,
ция
изобразительного
ряда
фильма
иметь создание вещной среды
представление об истории кино и его эволюции как и
художественноискусства.
Осознавать
единство
природы визуального
строя
творческого процесса в фильме-блок-бастере и фильма)
домашнем
видеофильме.
Приобретать

От большого экрана
к твоему видео.
Азбука киноязыка
Фильм - «рассказ в
картинках».
Значение сценария в
создании
фильма.
От большого экрана
к твоему видео.
Азбука киноязыка
Фильм - «рассказ в
картинках». Понятие
кадра и плана.

1ч

ПК,
проектор,
м/м
презентация

1ч

ПК,
проектор,
м/м
презентация

21

Воплощение
замысла. Искусство
видеть и осознанно
выражать свою
мысль на киноязыке.

1ч

ПК,
проектор,
м/м
презентация

22

Воплощение
замысла. Азбука
композиции
кинослова и
кинофразы.

1ч

ПК,
проектор,
м/м
презентация

23

Чудо движения:
увидеть

1ч

ПК,
проектор,

19

20

представление о сценарий в создании фильма как
записи его замысла и сюжетной основы. Осваивать
начальные азы сценарной записи и уметь применять
в своей творческой практике его простейшие
формы. Излагать свой замысел в формесценарной
записи или раскадровки, определяя в них
монтажно-смысловое остроение «кинослова» и
«кинофразы».
Приобретать представление о
творческой роли режиссёра в кино, овладевать
азами режиссёрской грамоты, чтобы применять их
в работе над своими видеофильмами. Приобретать
представление
о
художнической
природе
операторского мастерства и уметь применять
полученные ранее знания по композиции и
построению кадра. Овладевать азами операторской
грамоты, техники съёмки и компьютерного
монтажа, чтобы эффективно применять их в работе
над своим видео. Уметь смотреть и анализировать с
точки
зрения
режиссёрского,
монтажнооператорского искусства фильмы мастеров кино,
чтобы пополнять багаж своих знаний и творческих
умений. Приобретать представление об истории и
художественной специфике анимационного кино
(мультипликации). Учиться понимать роль и
значение художника в создании анимационного
фильма и реализовывать свои художнические
навыки и знания при съёмке. Узнавать
технологический минимум работы на компьютере в
разных программах, необходимый для создания
видеоанимации и её монтажа. Приобретать
представление о различных видах анимационных
фильмов и этапах работы над ними. Уметь
применять сценарно-режиссёрские навыки при
построении текстового и изобразительного сюжета,
а также звукового ряда своей компьютерной
анимации. Давать оценку своим творческим

Выполнение
аналитических
разработок,
исследующих
роль
сценария для большого
экрана
и
любительского фильма
Съемочно-творческие
упражнения «От
большого кино к
твоему видео»
(формирование
сюжетного замысла в
форме сценарного
плана).
Выполнение
аналитических
разработок,
исследующих
смысл
режиссуры в кино и
роль режиссера при
съемке
домашнего
видео
Съемочно-творческие
упражнения на тему
«От большого кино к
твоему
видео»
(практическое
воплощение
сценарного замысла в
ходе съемки и монтажа
фильма).
Выполнение
аналитических
разработок,

и снять. Замысел и
съёмка.

м/м
презентация

работам и работам одноклассников в процессе их исследующих
коллективного просмотра и обсуждения.
художническую роль
оператора в визуальном
решении фильма
Съемочно-творческие
упражнения на тему
«От большого кино к
твоему
видео»
(освоение
операторской грамоты
при съемке и монтаже
кинофразы)
Выполнение
аналитических
упражнений на темы
жанрового и видового
многообразия кино (на
примере анимации)

24

Чудо движения:
увидеть
и снять. (точка
съёмки, ракурс,
крупность плана,
свет).

1ч

ПК,
проектор,
м/м
презентация

25

Бесконечный мир
кинематографа
Искусство анимации,
или Когда художник
больше, чем
художник.
Многообразие
образного языка
кино.
Бесконечный мир
кинематографа
Искусство анимации,
или, когда художник
больше, чем
художник. История и
специфика
рисованного фильма.
Живые рисунки на
твоём компьютере.
Разные типы
компьютерных
анимационных минифильмов, опыт их
создания,

1ч

ПК,
проектор,
м/м
презентация

1ч

ПК,
проектор,
м/м
презентация

Съемочно-творческие
работы на тему «От
большого
кино
к
твоему
видео»
(создание авторского
небольшого
анимационного этюда).

1ч

ПК,
проектор,
м/м
презентация

Съемочно-творческая
работа на тему «От
большого
кино
к
твоему
видео»
(создание авторского
небольшого
анимационного этюда).

26

27

актуальный для
школьной практики
(«перекладки»,
«коллажи» и др.).

28

Живые рисунки на
твоём компьютере.
Роль звукового
оформления и
типичные ошибки
при создании
звукоряда в
любительской
анимации.

Мир на экране: здесь
и сейчас.
Информационная и
художественная
природа
телевизионного
изображения.
Телевидение мощнейший
социальнополитический
манипулятор.
30. Телевидение и доку
ментальное кино.
Телевизионная
документалистика:
от видеосюжета до
телерепортажа и
очерка. Основы
29

1ч

ПК,
проектор,
м/м
презентация

Анализ
художественных
достоинств анимации,
сделанных учащимися;

Раздел 4. Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель (6ч)
1ч
ПК,
Узнавать, что телевидение прежде всего является Проектно-творческие
проектор,
средством массовой информации, транслятором упражнения на тему
м/м
самых различных событий и зрелищ, в том числе и «Экран — искусство —
презентапроизведений искусства, не будучи при этом новым жизнь»,
ция
видом искусства. Понимать многофункциональное моделирующие
назначение телевидения как средства не только творческие задачи при
информации, но и культуры, просвещения, создании телепередачи.
развлечения и т. д. Узнавать, что неповторимую
специфику телевидения составляет прямой эфир, т.
е. сиюминутное изображение на экране реального
события, совершающегося на наших глазах в
реальном времени. Получать представление о
разнообразном жанровом спектре телевизионных Проектно-творческие
1ч
ПК,
передач и уметь формировать собственную упражнения на тему
проектор,
программу телепросмотра, выбирая самое важное и «Экран — искусство —
м/м
интересное, а не проводить всё время перед жизнь», моделирующие
презентаэкраном. Осознавать общность творческого состав
ция
репортажной
процесса при создании любой телевизионной съемочной телегруппы,
передачи и кинодокумента_ листики. Приобретать ее творческие задачи

школьной
тележурналистики.
31. Жизнь врасплох, или
Киноглаз. Правда
жизни и
естественность
поведения человека в
кадре - основная
задача авторовдокументалистов.

1ч

ПК,
проектор,
м/м
презентация

32. Жизнь врасплох, или
Киноглаз.
Режиссёрскооператорская
грамота
рассматривается на
примере создания
видеоэтюда и
видеосюжета.
33. Телевидение, видео,
Интернет…
Что дальше?
Роль и возможности
экранных форм в
творческой
видеодеятельности
молодёжи в
интернетпространстве.

1ч

ПК,
проектор,
м/м
презентация

1ч

ПК,
проектор,
м/м
презентация

и использовать опыт документальной съёмки и
тележурналистики (интервью, репортаж, очерк) для
формирования школьного телевидения. Понимать,
что кинонаблюдение - это основа документального
видеотворчества как на телевидении, так и в
любительском видео. Приобретать представление о
различных формах операторского кинонаблюдения
в стремлении зафиксировать жизнь как можно
более правдиво, без специальной подготовки
человека к съёмке. Понимать эмоциональнообразную специфику жанра видеоэтюда и
особенности изображения в нём человека и
природы.
Учиться
реализовывать
сценарнорежиссёрскую и операторскую грамоту
ворчества в практике создания видео-этюда.
Представлять и объяснять художественные
различия живописного пейзажа, портрета и их
киноаналогов, чтобы при создании видеоэтюдов с
наибольшей полнотой передать специфику
киноизображения. Понимать информационнорепортажную специфику жанра видеосюжета и особенности изображения в нём события и человека.
Уметь реализовывать режиссёр-скооператорские
навыки и знания в условиях оперативной съёмки
видеосюжета. Понимать и уметь осуществлять
предварительную творческую и организационную
работу по подготовке к съёмке сюжета, добиваться
естественности и правды поведения человека в
кадре не инсценировкой события, а наблюдением и
«видеоохотой» за фактом. Уметь пользоваться
опытом создания видеосюжета при презентации
своих сообщений в Интернете. Получать
представление о развитии форм и киноязыка

при
создании
телепередачи, условия
работы и др.
Выполнение
аналитических
разработок,
раскрывающих
эмоциональнообразную специфику
жанра видеоэтюда и
особенности
изображения в нем
человека и природы.
Проектно-съемочный
практикум на тему
«Эран — искусство —
жизнь»
(процесс
создания
видеосюжета).

Проектно-творческая
работа на тему «Экран
— искусство — жизнь»
(овладение
экранной
спецификой
видеоклипа в процессе
его создания).

34. В царстве кривых
зеркал, или Вечные
истины искусства.
Развитие
художественного
вкуса и овладение
богатствами
культуры - путь
духовноэстетического
становления
личности.
(обобщение темы)

1ч

ПК,
проектор,
м/м
презентация

современных экранных произведений на примере Не задано
создания авторского видеоклипа и т. п. Понимать и
объяснять специфику и взаимосвязь звукоряда,
экранного изображения в видеоклипе, его
ритмически-монтажном построении. В полной мере
уметь пользоваться возможностями Интернета и
спецэффектами компьютерных программ при
создании, обработке, монтаже и о звучании
видеоклипа.
Уметь
использовать
грамоту
киноязыка при создании интернет-сообщений.
Узнавать, что телевидение прежде всего является
средством массовой информации, транслятором
самых различных событий и зрелищ, в том числе и
произведений искусства, не будучи при этом само
новым
видом
искусства.
Понимать
многофункциональное назначение телевидения как
средства не только информации, но и культуры,
просвещения, развлечения и т. д. Узнавать, что
неповторимую специфику телевидения составляет
прямой эфир, т. е. сиюминутное изображение
на экране реального события, совершающегося на
наших глазах в реальном времени, понимать и
объяснять роль телевидения в современном мире,
его позитивное и негативное влияние на
психологию человека, культуру и жизнь общества.
Осознавать и объяснять значение художественной
культуры и искусства для личностного духовнонравственного
развития
и
творческой
самореализации. Развивать культуру восприятия
произведений искусства и уметь выражать
собственное мнение о
просмотренном
и
прочитанном. Понимать и объяснять, что новое и
модное не значит лучшее и истинное. Рассуждать,
выражать своё мнение по поводу своих творческих
работ и работ одноклассников. Оценивать

содержательное наполнение и художественные
достоинства произведений экранного искусства.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».