Рабочая программа учебного предмета "Обществознание" 8 класс 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на
основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

2






9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Обучающиеся усовершенствуют навыки
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых
информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять
информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических
схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
заполнять и/или дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Регулятивные УУД
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
● анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
● определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;
● идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов;
● выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;
● ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих
возможностей;
● обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
● определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
● обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
● определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

3

● выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и
предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
● выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
● составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);
● определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
● описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;
● планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
● различать результаты и способы действий при достижении результатов;
● определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
● систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей
деятельности;
● отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
● оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить
необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;
● работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик/показателей результата; устанавливать связь между полученными характеристиками результата и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения
улучшенных характеристик результата;
● соотносить свои действия с целью обучения.
4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
● определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
● анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
● свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
● оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности; ● обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных
внешних ресурсов;

4

● фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности. Обучающийся сможет:
● анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
● соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее
успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;
● принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения;
● определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта
учебной деятельности; демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
● подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
● выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
● выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;
● объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
● различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
● выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений
или событий; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
● строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия;
● излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
● самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности
информации;
● объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;
● выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
● делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или
самостоятельно полученными данными.

5

7.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
● обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
● определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
● создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
● строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
● создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения
способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
● переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления
в текстовое и наоборот;
● строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об
объекте, к которому применяется алгоритм;
● строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного
проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели
и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата.
8.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
● находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
● ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
● устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
● резюмировать главную идею текста;
● преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержаниютекста, целевую установку речи),
интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный);
● критически оценивать содержание и форму текста.
9.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
● определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;
● анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; проводить причинный и вероятностный анализ
различных экологических ситуаций;
● прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор;
● распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды.

6

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации
и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:
● определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы;
● осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками; формировать множественную
выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска с
задачами и целями своей деятельности.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
● определять возможные роли в совместной деятельности;
● играть определенную роль в совместной деятельности;
● принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
● определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
● строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
● корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою
мысль;
● критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать
его; ● предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
● выделять общую точку зрения в дискуссии;
● договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
● организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.
д.); ● устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи,
формы или содержания диалога.
12.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью. Обучающийся сможет:
● определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;
● представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
● соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

7

● высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога
и согласовывать его с собеседником;
● создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;
● использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления;
● использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей;
● оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее —
ИКТ). Обучающийся сможет:
● целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с
помощью средств ИКТ;
● использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;
● оперировать данными при решении задачи;
● выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для:
вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;
● использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма,
гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным
в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной
позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся,
межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и
социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями
и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать
правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

8

5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей, обучающихся делать
необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться
Человек. Деятельность человека

•
•
•
•
•
•
•

использовать знания о биологическом и социальном в
человеке для характеристики его природы;
характеризовать основные возрастные периоды жизни
человека, особенности подросткового возраста;
в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные
характеристики и основные виды деятельности людей,
объяснять роль мотивов в деятельности человека;
характеризовать
и
иллюстрировать
конкретными
примерами группы потребностей человека;
приводить примеры основных видов деятельности
человека;
выполнять несложные практические задания по анализу
ситуаций, связанных с различными способами разрешения
межличностных конфликтов;
выражать собственное отношение к различным способам
разрешения межличностных конфликтов.

•
•
•

•
•

выполнять несложные практические задания, основанные
на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
оценивать роль деятельности в жизни человека и
общества;
оценивать
последствия
удовлетворения
мнимых
потребностей, на примерах показывать опасность
удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих
здоровью;
использовать элементы причинно-следственного анализа
при характеристике межличностных конфликтов;
моделировать возможные последствия позитивного и
негативного воздействия группы на человека, делать
выводы.

Общество
•

демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и
общества, раскрывать роль природы в жизни человека;



наблюдать и характеризовать явления и события,
происходящие в различных сферах общественной жизни;

9

•
•
•
•
•
•
•

распознавать на основе приведенных данных основные
типы обществ;
характеризовать движение от одних форм общественной
жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций
общественного прогресса;
различать экономические, социальные, политические,
культурные явления и процессы общественной жизни;
выполнять несложные познавательные и практические
задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности
человека в разных сферах общества;
характеризовать экологический кризис как глобальную
проблему
человечества,
раскрывать
причины
экологического кризиса;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и осуществлять на практике
экологически рациональное поведение;
раскрывать влияние современных средств массовой
коммуникации на общество и личность; конкретизировать
примерами опасность международного терроризма.




выявлять причинно - следственные связи общественных
явлений и характеризовать основные направления
общественного развития;
осознанно содействовать защите природы.

Социальные нормы
•
•
•
•

раскрывать роль социальных норм как регуляторов
общественной жизни и поведения человека;
различать отдельные виды социальных норм;
характеризовать основные нормы морали;
критически
осмысливать информацию моральнонравственного характера, полученную из разнообразных
источников,
систематизировать,
анализировать
полученные данные; применять полученную информацию
для определения собственной позиции, для соотнесения
своего поведения и поступков других людей с
нравственными ценностями;

•
•

использовать элементы причинно-следственного анализа
для понимания влияния моральных устоев на развитие
общества и человека;
оценивать социальную значимость здорового образа
жизни.

10

•
•
•
•
•
•

раскрывать сущность патриотизма, гражданственности;
приводить примеры проявления этих качеств из истории и
жизни современного общества;
характеризовать специфику норм права;
сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие
черты и особенности;
раскрывать сущность процесса социализации личности;
объяснять причины отклоняющегося поведения;
описывать негативные последствия наиболее опасных
форм отклоняющегося поведения.
Сфера духовной культуры

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

характеризовать развитие отдельных областей и форм
культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
описывать явления духовной культуры;
объяснять причины возрастания роли науки в современном
мире;
оценивать роль образования в современном обществе;
различать уровни общего образования в России;
находить и извлекать социальную информацию о
достижениях и проблемах развития культуры из
адаптированных источников различного типа;
описывать духовные ценности российского народа и
выражать собственное отношение к ним;
объяснять необходимость непрерывного образования в
современных условиях;
учитывать общественные потребности при выборе
направления
своей
будущей
профессиональной
деятельности;
раскрывать роль религии в современном обществе;
характеризовать особенности искусства как формы
духовной культуры.

 описывать процессы создания, сохранения, трансляции и
усвоения достижений культуры;
 характеризовать основные направления развития
отечественной культуры в современных условиях;
 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ
и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как
шоу-бизнес и мода.

11

•

Социальная сфера

•

описывать социальную структуру в обществах разного
типа, характеризовать основные социальные общности и
группы;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
характеризовать ведущие направления социальной
политики Российского государства;
выделять параметры, определяющие социальный статус
личности;
приводить примеры предписанных и достигаемых
статусов;
описывать основные социальные роли подростка;
конкретизировать примерами процесс социальной
мобильности;
характеризовать
межнациональные
отношения
в
современном мире;
объяснять причины межнациональных конфликтов и
основные пути их разрешения;
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах
основные функции семьи в обществе;
раскрывать основные роли членов семьи;
характеризовать основные слагаемые здорового образа
жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки
безопасных условий жизни;
выполнять несложные практические задания по анализу
ситуаций, связанных с различными способами разрешения
семейных конфликтов. Выражать собственное отношение
к различным способам разрешения семейных конфликтов.

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•




•

•

раскрывать понятия «равенство» и «социальная
справедливость» с позиций историзма;
выражать и обосновывать собственную позицию по
актуальным проблемам молодежи;
выполнять несложные практические задания по анализу
ситуаций, связанных с различными способами разрешения
семейных конфликтов; выражать собственное отношение
к различным способам разрешения семейных конфликтов;
формировать положительное отношение к необходимости
соблюдать здоровый образ жизни;
корректировать собственное поведение в соответствии с
требованиями безопасности жизнедеятельности;
использовать элементы причинно-следственного анализа
при характеристике семейных конфликтов;
находить и извлекать социальную информацию о
государственной семейной политике из адаптированных
источников различного типа.

Политическая сфера жизни общества

12

•
•
•
•
•
•

объяснять роль политики в жизни общества;
различать и сравнивать различные формы правления,
иллюстрировать их примерами;
давать
характеристику
формам
государственнотерриториального устройства;
различать различные типы политических режимов,
раскрывать их основные признаки;
раскрывать на конкретных примерах основные черты и
принципы демократии; называть признаки политической
партии, раскрывать их на конкретных примерах;
характеризовать различные формы участия граждан в
политической жизни.

 осознавать значение гражданской активности и
патриотической
позиции
в
укреплении
нашего
государства;
 соотносить различные оценки политических событий и
процессов и делать обоснованные выводы.

Гражданин и государство
•
•
•
•
•
•
•

характеризовать государственное устройство Российской
Федерации, называть органы государственной власти
страны, описывать их полномочия и компетенцию;
объяснять
порядок
формирования
органов
государственной власти РФ;
раскрывать достижения российского народа;
объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия
«гражданство»;
называть и иллюстрировать примерами основные права и
свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
осознавать значение патриотической позиции в
укреплении нашего государства;
характеризовать
конституционные
обязанности
гражданина.

 аргументированно обосновывать влияние происходящих
в обществе изменений на положение России в мире;
 использовать знания и умения для формирования
способности уважать права других людей, выполнять свои
обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства

13

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•

характеризовать систему российского законодательства;
раскрывать особенности гражданской дееспособности
несовершеннолетних;
характеризовать гражданские правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;  объяснять роль
трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения
несовершеннолетних в трудовых отношениях;
характеризовать права и обязанности супругов, родителей,
детей;
характеризовать особенности уголовного права и
уголовных правоотношений;
конкретизировать примерами виды преступлений и
наказания за них;
характеризовать специфику уголовной ответственности
несовершеннолетних;
раскрывать связь права на образование и обязанности
получить образование;
анализировать несложные практические ситуации,
связанные с гражданскими, семейными, трудовыми
правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях
определять признаки правонарушения, проступка,
преступления;
исследовать несложные практические ситуации, связанные
с защитой прав и интересов детей, оставшихся без
попечения родителей;
находить, извлекать и осмысливать информацию
правового характера, полученную из доступных
источников,
систематизировать,
анализировать
полученные данные.

•


•

на основе полученных знаний о правовых нормах
выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике модель правомерного
социального поведения, основанного на уважении к закону
и правопорядку;
оценивать сущность и значение правопорядка и
законности, собственный возможный вклад в их
становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе
правовыми способами и средствами.

Экономика

14

•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•

•

объяснять проблему ограниченности экономических
ресурсов;
различать
основных
участников
экономической
деятельности:
производителей
и
потребителей,
предпринимателей и наемных работников; раскрывать
рациональное поведение субъектов экономической
деятельности;
раскрывать факторы, влияющие на производительность
труда;
характеризовать основные экономические системы,
экономические явления и процессы, сравнивать их;
анализировать и систематизировать полученные данные
об экономических системах;
характеризовать механизм рыночного регулирования
экономики; анализировать действие рыночных законов,
выявлять роль конкуренции;
объяснять роль государства в регулировании рыночной
экономики;
анализировать
структуру
бюджета
государства;
называть и конкретизировать примерами виды налогов;
характеризовать функции денег и их роль в экономике;
раскрывать социально-экономическую роль и функции
предпринимательства;
анализировать информацию об экономической жизни
общества из адаптированных источников различного типа;
анализировать несложные статистические данные,
отражающие экономические явления и процессы;
формулировать и аргументировать собственные суждения,
касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и
опирающиеся на экономические знания и личный опыт;
использовать полученные знания при анализе фактов
поведения участников экономической деятельности;

 анализировать с опорой на полученные знания
несложную экономическую информацию, получаемую из
неадаптированных источников;
 выполнять практические задания, основанные на
ситуациях, связанных с описанием состояния российской
экономики;
 анализировать и оценивать с позиций экономических
знаний сложившиеся практики и модели поведения
потребителя;
 решать с опорой на полученные знания познавательные
задачи, отражающие типичные ситуации в экономической
сфере деятельности человека;
 грамотно применять полученные знания для
определения экономически рационального поведения и
порядка действий в конкретных ситуациях;
 сопоставлять свои потребности и возможности
оптимально распределять свои материальные и трудовые
ресурсы, составлять семейный бюджет.

15

•
•
•

оценивать
этические
нормы
трудовой
и
предпринимательской деятельности;
раскрывать
рациональное
поведение
субъектов
экономической деятельности;
характеризовать
экономику
семьи;
анализировать
структуру семейного бюджета;
использовать полученные знания при анализе фактов
поведения участников экономической деятельности.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Общая характеристика учебного предмета:
Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить
формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской
идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям,
закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных
отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его
основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы
человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия,
акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни
человека в нем. Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение
основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые
выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям
динамично развивающегося современного общества.
Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых
лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География»,
«Биология», что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.
Форма реализации воспитательного потенциала:
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками,
принципы дисциплины и самоорганизации;
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, использование воспитательных
возможностей содержания раздела через подбор соответствующих упражнений;

16

Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
Инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией.
8 класс:
Введение (1 ч.) Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса.
Личность и общество (5ч). Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества.
Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и
народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Сфера духовной культуры (8ч). Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научнотехнический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного
общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация.
Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как
элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера (7ч.). Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности.
Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения.
Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их
разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия - многонациональное государство.
Социальная политика Российского государства.
Экономика (12ч.). Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность
ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда.
Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия.
Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды
рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и
стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги:
система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит,
платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат,

17

мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в
реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций.
Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи.
Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
Повторение (1 ч.) Провести диагностику результатов обучения в 8 классе. Подвести итоги учебной работы за год

3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
8 класс
Название темы

№

Количество
часов

Воспитательный момент

Введение (1 ч.)
1

Введение

1

- формировать умения давать определения понятий,
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать
факты и явления, делать несложные выводы
-сформировать положительную установку на изучение
обществоведческого предмета
- сформировать представление о человеке и человеческом
отношении ко всему окружающему
-формирование стартовой мотивации к изучению нового
материала; осмысление важности изучения обществознания
-воспитывать интерес к процессу познания нового, способов
приобретения знаний и расширения представлений об
обществе

2

Личность и общество (5ч)
Что делает человека человеком.

1

- воспитание гражданственности, интереса к предмету
«обществознание»
-прививать интерес к познанию законов развития общества
-формировать перспективы совершенствования умений и
навыков в процессе учебной деятельности в 8 классе

18

3

Человек, общество и природа.

1

Учимся уважительно относиться к природе
(воспитательный момент)

4

Общество как форма жизнедеятельности людей

1

5

Развитие общества

1

Учимся жить в обществе (воспитательный момент)

-формировать основные требования к результатам обучения и
критерии успешной работы учащихся
-формирование навыков работать с учебником, в котором
встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также
ведению дискуссии и эвристической беседы, работе с
документами, выполнению проблемных заданий, работе в
группе
- сформировать у учащихся представление о происхождении
человека и его отличиях от животных
-воспитывать интерес к процессу познания нового, способов
приобретения знаний и расширения представлений об
обществе
- объяснять, как ценности влияют на поведение и выбор
человека
-формирование понятий индивидуальность, индивид, человек,
социальная среда, личность, социализация
-обоснование того, что какое влияние на процесс становления
личности оказывает природа, общество
- объяснить взаимосвязь природы, человека, общества,
иллюстрировать конкретными примерами
- сформировать четкое представление об обществе как
совместной жизнедеятельности людей
- формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам
- формирование целостного представления об обществе и его
структуре
-способствовать развитию интеллектуальных способностей
учащихся
-формирование заинтересованности не только в личном успехе,
но и в решении проблемных заданий всей группой
- формирование ответственного отношения к учению,
готовности и

19

6

Повторительно-обобщающий урок «Личность и
общество»

1

способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию
-формирование положительного отношения к процессу
познания, адекватного понимания причин успешности/
неуспешности учебной деятельности
-воспитание чувства само- и взаимоуважения, развитие
сотрудничества при работе в парах, воспитание интереса к
обществознанию как науки
- способствовать выработке гражданской позиции учащихся
- формировать умение работать с книгой, отвечать на
вопросы, делать несложные выводы;
-воспитывать интерес к предмету
-формирование различных взглядов на процесс
общественного развития, охарактеризовать формы
общественных преобразований, выявить важнейшие процессы
развития современного общества
-обобщение и расширение имеющуюся у обучающихся
информации о глобальных проблемах современного общества

Сфера духовной культуры (8ч)
7

Сфера духовной жизни

1

8

Мораль.

1

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира
-формирование знаний о структуре духовной сферы общества,
о путях приобщения человека к культуре, противоречивых
процессах, разворачивающихся в современной культурной
жизни России
-способствовать осознанию культурной привлекательности
подлинных произведений духовной культуры, их влияния на
культуру отдельной личности и всего общества
- воспитывать толерантность, уважительное отношение к
другим людям

20

9

Моральный выбор — это ответственность

1

Учимся поступать правильно (воспитательный момент)

10

Образование
Учимся ценить образование (воспитательный момент)

1

-сформировать понимание ценности собственных жизненных
целей и задач при уважении целей и задач других людей
- воспитывать чувство доброго и ответственного отношения к
людям, уважения к правам других людей
-способствовать знакомству с проблемой морального выбора,
определить соотношение свободы и ответственности в
практическом поведении личности
- приучение школьников к моральной самооценке,
критическому анализу собственных поступков
-формирование и развитие познавательного интереса к
моральным проблемам общества
-осмысление социально-нравственного опыта
предшествующих поколений -формирование творческих
способностей через активные формы деятельности
-воспитание ответственного отношения к своим словам и
поступкам
-формирование эстетического сознания
через освоение художественного и научного наследия народов
России и мира,
творческой деятельности
- формировать личностное отношение к содержанию урока
- формирование представления учащихся об образовании как
системе
-обоснование вопроса о возрастающей значимости образования
в современном мире
-сформировать сущность и роль образования в жизни общества
-способствовать определению того, что непрерывное
образование является ключевой задачей общества
-сформировать представление о системе образования в
Российской Федерации
- умение давать оценку современных процессам,
происходящим в обществе, выражать свою позицию, уметь
делать личностный прогноз

21

11

Наука в современном обществе

1

12

Религия как одна из форм культуры

1

Учимся уважительно относиться к людям
исповедующим другие религии (воспитательный
момент)

13

Влияние искусства на развитие личности и общества

1

- познакомиться с особенностями научных знаний, со
сложившейся в современном обществе классификацией наук и
основными элементами системы организации науки
-способствовать формированию умения объяснять явления и
процессы социальной действительности с научных позиций,
представлений о нравственной ответственности
учёного, возрастании социального значения науки в
современном обществе
-формирование эстетического сознания
через освоение художественного и научного наследия народов
России и мира,
творческой деятельности
- формирование способности к развитию, реализации
творческого потенциала в учебной деятельности
- овладение формами и методами самовоспитания:
самокритика, самообязательство
- формирование толерантности и уважения к культуре и
религии других народов
- формирование уважительного отношения к свободе
вероисповедания и религиозным традициям других народов
- создать условия для формирования представлений о роли
религии в жизни общества и свободе вероисповедания
- воспитывать бережное отношение к духовным и
материальным ценностям; сформировать отношение к
различиям культур как к норме человеческой жизни
-формирование и осознание основных теоретических
положений раздела, основных понятий
- cистематизация и закрепление знаний учащихся по
изученным темам раздела «Сфера духовной культуры»
-сформировать целостное представление о духовной жизни
общества
-продолжить формирование навыков решения тестовых
заданий по обществознанию

22

14

Повторительно - обобщающий урок «Сфера духовной
культуры»

1

15

Социальная сфера (7ч.)
Социальная структура общества

1

16

Социальные статусы и роли.

1

-воспитывать умение работать в команде, слушать и слышать
других людей
-формирование интеллекта, эмоций
-воспитывать гуманизм, гражданственность, патриотизм
-формирование и осознание основных теоретических
положений раздела, основных понятий
- cистематизация и закрепление знаний учащихся по
изученным темам раздела «Сфера духовной культуры»
-сформировать целостное представление о духовной жизни
общества
-продолжить формирование навыков решения тестовых
заданий по обществознанию
-воспитывать умение работать в команде, слушать и слышать
других людей
-формирование интеллекта, эмоций
-воспитывать гуманизм, гражданственность, патриотизм
- сформировать представления учащихся о социальной
структуре общества
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах
-продолжить формирование умения работать с историческим
документом, иллюстрирующим социальную мобильность.
-формирование познавательного интереса с помощью
фрагментов художественных фильмов.
-формирование умения работать в паре; выполнять рефлексию.
- освоение социальных норм,
правил поведения, ролей
-способствовать усвоению понятий “социальный статус” и “
социальная роль”.
-формировать отношение к процессу социализации,
вырабатывать активную гражданскую позицию
-воспитывать толерантное отношение к людям
-формирование познавательного интереса у учащихся к

23

17

Семья как малая группа

1

18

Нации и межнациональные отношения

1

Учимся жить в многонациональном обществе
(воспитательный момент)

19

Социализация личности и отклоняющееся поведение
Учимся уважительно относиться к правилам,
которые создает общество (воспитательный
момент)

1

изучению данной темы при работе с Интернетом,
электронными носителями
-способствовать знакомству со способами связи и
взаимодействия индивидов, занимающих определённые
социальные позиции (статус) и выполняющих определённые
социальные функции (роль), характеризовать социальные
статусы и роли
-формирование и развитие познавательного интереса к
обществоведческим проблемам -формирование собственного
мнения к проблемам взаимоотношения поколений
-осмысление социально-нравственного опыта
предшествующих поколений
-формирование понятий о том, что такое этнос и этнические
общности
- формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции
-формировать условия и особенности межнациональных
отношений в современном мире.
-обоснование опасности межнациональных конфликтов.
-формировать негативное отношение к национальным и
межнациональным конфликтам.
- осознавать угрозу для общества со стороны алкоголизма,
наркомании, преступности
-обосновывать сущность понятия «отклоняющееся
поведение», рассмотреть его отдельные формы
-описать последствия наиболее опасных форм
отклоняющегося поведения, проанализировать причины
негативного поведения.
-формировать умения выступать с докладами, работать с
текстом в учебнике, выбирать главное.
-воспитывать здоровый образ жизни

24

20

Социальная политика государства

1

21

Повторительно-обобщающий урок «Социальная
сфера»

1

22

Экономика (12ч.)
Экономика и ее роль в жизни общества
Финансовая грамотность

1

-формирование и осознание основных теоретических
положений раздела, основных понятий
- обобщить и систематизировать знания по теме «Социальная
сфера»
-формирование способности учащихся к новому способу
действия, связанному с построением структуры изученных
понятий и алгоритмов
-формирование и осознание основных теоретических
положений раздела, основных понятий
- обобщить и систематизировать знания по теме «Социальная
сфера»
-формирование способности учащихся к новому способу
действия, связанному с построением структуры изученных
понятий и алгоритмов
-формирование и развитие познавательного интереса к
изучению обществознания, важнейших нравственных
ориентиров для гражданской, социальной, культурной
самоидентификации личности
-определение своей жизненной позиции (смысл, цели,
интересы и т. д.);
-умение применять полученные знания в практической
деятельности
-формирование истинных причин успехов и неудач в учебной
деятельности
- воспитание экономически грамотной личности
- расширить представление учащихся об экономике как важной
сфере жизни общества, направленной на удовлетворение
многообразных потребностей людей
-формирование проблемы, с которыми приходится
сталкиваться всем участникам экономических отношений:
проблему ограниченности ресурсов и проблему
экономического выбора.
-продолжить формирование умений анализировать

25

23

Главные вопросы экономики
Финансовая грамотность

1

24

Рыночная экономика

1

Финансовая грамотность

25

Производство- основа экономики
Финансовая грамотность

1

дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать
по тексту учебника, устанавливать причинно-следственные
связи между поступками и взаимоотношениями людей
- воспитание экономически грамотной личности
- сформировать представление о содержании главных вопросов
экономики и способах их разрешения в разных экономических
системах
-формирование активной жизненной позиции, умение
выражать собственное отношение к явлениям жизни, умение
анализировать собственные поступки с точки зрения
экономической природы человека и рационалистической
модели экономического выбора, умение выражать собственное
отношение к явлениям экономической жизни, уважение к
экономической сфере жизни общества,
-формирование понимания истинных причин успехов и
неуспеха в учебной деятельности
- воспитание экономически грамотной личности
- развивать познавательный интерес
-формировать основы экономической и информационной
культуры учащихся
- обосновать условия для формирования представления о
рыночном механизме регулирования экономики
-обоснование условий для формирования представления о
рыночном механизме регулирования экономики
- развивать познавательный интерес
-формировать основы экономической и информационной
культуры учащихся.
- воспитание экономически грамотной личности
-формирование первоначального знания об основных
понятиях темы
-воспитывать нравственное поведение в экономике
- воспитывать понимание значения знаний для человека,
стремление реализовать свои способности и возможности

26

26

Предпринимательская деятельность

1

Учимся правильно организовывать свой бизнес
(воспитательный момент)

27

Роль государства в экономике

1

Финансовая грамотность

28

Инфляция и семейная экономика
Учимся составлять семейный бюджет (воспитательный
момент)

1

-сформировать понятие производство, факторы производства,
различие товара и услуги, свойства товара, разделение,
специализация, производительность труда
-способствовать формированию умения составлять план,
решать познавательные задачи
-способствовать воспитанию коммуникативных качеств и
оценочных суждений
- воспитание экономически грамотной личности
- обоснование предпринимательства как экономической
деятельности
-формирование предпринимательства как социального
института.
-формирование правовых аспектов предпринимательской
деятельности
-обоснование основных организационно-правовых форм
предпринимательства
- воспитание экономически грамотной личности
- познакомить учащихся с функциями государства в
экономике и различными формами вмешательства
государства в рыночные отношения
- способствовать пониманию значения этих знаний для
человека и роли государства в экономике
- способствовать мотивации
к учебной деятельности, проявлению интереса к новому
учебному материалу
-формирование развития способности к самооценке
-формирование определения границы собственного знания и
незнания
- сформировать представление учащихся о роли государства в
экономике
- воспитание экономически грамотной личности
-познакомить учащихся с понятиями «инфляция»,
«номинальный доход», «реальный доход», видами инфляции

27
Финансовая грамотность

29

Банковские услуги

1

Учимся как правильно взять кредит (воспитательный
момент)
Финансовая грамотность

30

Страховые услуги

1

Финансовая грамотность

31

Рынок труда и безработица

1

Финансовая грамотность

32

Современный работник
Учимся быть востребованным работником

1

по происхождению и по темпам, последствиями инфляции
для людей, предприятий, государства
-рассмотреть влияние инфляции на семейную экономику и на
распределение доходов между экономическими агентами,
проанализировать функции сбережений в современном
обществе
-способствовать интеллектуальному развитию учащихся
формирование качеств мышления решение практических
проблем, научить учащихся решать задачи из повседневных
бытовых проблем
-формирование экономической грамотности, активной
гражданской позиции, ответственного отношения к
пользованию кредитными продуктами банков; развитие
творческих способностей через активные формы деятельности
- воспитывать коммуникативные навыки, культуру речи,
навыки публичного выступления, умение находиться в
социуме и прослеживать связь с жизнью
-выяснить, какое влияние оказывает инфляция на доходы
граждан
-проанализировать функции сбережений в современном
обществе, рассмотреть понятие потребительского кредита и
основные принципы пользования потребительским кредитом
- воспитание экономически грамотной личности
- познакомить с причинами и последствиями безработицы;
характеризовать роль государства в процессе обеспечения
занятости населения
- формирование и развитие заинтересованности в личном
успехе, в благополучии и процветании своей страны
- определение жизненных ценностей, направленность на
активное и созидательное участие в общественной жизни
- воспитание экономически грамотной личности

28
(воспитательный момент)

33

Повторительно - обобщающий урок «Экономика»

1

- познакомить со структурой мирового хозяйства; с
особенностями внешней торговли и факторами, влияющими
на этот процесс в современном мире
-формирование и развитие познавательного интереса к
экономической сфере жизни общества, навыков
рационального экономического поведения; развитие
творческих способностей через активные формы деятельности
- формировать целевые установки учебной деятельности
-формирование понятий внешняя торговля, международное
разделение труда, протекционизм, фритредерство, обменный
валютный курс, описывать связи между участниками
международных экономических отношений; характеризовать
причины
-формирование и осознание основных теоретических
положений раздела, основных понятий
- проверить качество и прочность знаний учащихся по разделу
«Экономика»;
- корректировать допущенные пробелы;
- продолжить экономическое воспитание
- развивать способность выстраивать логическую цепочку
рассуждений, познавательный интерес, логическое мышление
-формировать основы экономической и информационной
культуры учащихся
-систематизировать и контролировать качество знаний
учащихся по изученному разделу;
-продолжить формирование умений работать с кроссвордом,
тестовыми заданиями
-способствовать подготовке учащихся к экзамену по
обществознанию
-закрепить знание основных понятий
-формирование навыков решения несложных проблем
экономического характера, психологию успеха
-развитие памяти, внимания, творческого мышления, умения
работать с кроссвордом

29

Повторение (1 ч.)
Самостоятельная работа за курс 8 класса

34

-формирование и осознание основных теоретических
положений раздела, основных понятий
- проверить качество и прочность знаний учащихся по разделу
«Экономика»;
- корректировать допущенные пробелы;
- продолжить экономическое воспитание
- развивать способность выстраивать логическую цепочку
рассуждений, познавательный интерес, логическое мышление
-формировать основы экономической и информационной
культуры учащихся

1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
8 класс

№

Тема

Часы

Домашнее
задание

1

Введение

1

Стр. 4-5

2

Что делает человека человеком.

1

§1.

3

Человек, общество и природа.

1

§2.

4

Общество как форма жизнедеятельности людей

1

§3.

5

Развитие общества

1

§4

Дата проведения
по плану

по факту

30

6

Повторительно-обобщающий урок «Личность и общество»

1

§1-4

7

Сфера духовной жизни

1

§5

8

Мораль.

1

§6

9

Моральный выбор — это ответственность

1

§7

10

Образование

1

§8

11

Наука в современном обществе

1

§9

12

Религия как одна из форм культуры

1

§10

13

Влияние искусства на развитие личности и общества

1

§11

14

1

§5-11

15

Повторительно - обобщающий урок «Сфера духовной
культуры»
Социальная структура общества

1

§12

16

Социальные статусы и роли.

1

§ 13

17

Семья как малая группа

1

§ 14

18

Нации и межнациональные отношения

1

§15

19

Социализация личности и отклоняющееся поведение

1

§16

20

Социальная политика государства

1

§17

21

Повторительно-обобщающий урок «Социальная сфера»

1

§12-17

31

22
23

Экономика и ее роль в жизни общества
Главные вопросы экономики

1

§18

1

§19

24

Рыночная экономика

1

§20

25

Производство- основа экономики

1

§21

26

Предпринимательская деятельность

1

§22

27

Роль государства в экономике

1

§23

28

Инфляция и семейная экономика

1

§ 24

29

Банковские услуги

1

§ 25

30

Страховые услуги

1

§ 26

31

Рынок труда и безработица

1

§ 27

32

Современный работник

1

§ 28

33

Повторительно - обобщающий урок «Экономика»

1

§ 18-28

34

Самостоятельная работа за курс 8 класса

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».