Рабочая программа учебного предмета _Родной русский язык_ 11 класс 2023г

Прогнозируемые результаты освоения учебного предмета (11 класс)
Личностные результаты:

– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
– ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества;

– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.

– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;

– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;

– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Метапредметные результаты
1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник
научится:

–
–

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

–
–
–

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

–

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; –
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

2.
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник
научится:

–
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить
на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
–

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;

–

использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;

–

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к
критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

–

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;

–

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;

–

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3.
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник
научится:

–

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за
ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;

–

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

–
–
–

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты Выпускник
научится:

–
–

использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные
разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

–

создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой
принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

–
–
–
–
–

выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и

аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

–

анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему,
проблему и основную мысль;

–

извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат; –
текст в другие виды передачи информации;

преобразовывать

–
–

выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; –

–
–

оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

–
–

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

–
–
–

комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

–
–
–

выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

–
–

создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

соблюдать культуру публичной речи;

соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и
пунктуационные нормы русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения
соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления;
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; –
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; –
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

–

соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных

проблем;

–

соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; –
осуществлять речевой самоконтроль;

–
–

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых
средств; – оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

Содержание учебного курса 11 класс (34 часа)
Раздел 1. Язык и культура (5 часов)
Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания. Н.
Помяловский о разнообразии языка.
РР Практическая работа с текстами русских писателей (А.П. Чехов «Тоска») (2 часа).
Раздел 2. Культура речи (18 часов)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся морфологическому,
фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А.
Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста.
Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества».
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение рода
аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых
однородные члены связаны двойными союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник
богатства и выразительности русской речи. Речевой этикет
Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения.
Телефонный этикет в деловом общении.
РР Творческая работа «Употребление фразеологизмов в художественной литературе» (1 час).
Контрольная работа в форме теста по теме «Орфоэпические и лексические нормы русского языка» (1 час). Контрольная
работа в форме теста по теме «Грамматические нормы русского языка» (1 час).
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (11 часов) Язык
и речь. Виды речевой деятельности

Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная
дискуссия, политические дебаты. Текст как единица языка и речи
Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные
приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста.
Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация.
РР Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом (1 час).
Контрольная работа в форме теста по теме «Функциональные разновидности языка» (1 час). РР
Защита проекта (2 часа).

Тематическое планирование 11 класс
№ п/п
1
2
3

•
•
•
•
•
•
•
•

Количество часов
изучение темы
Раздел 1. Язык и культура
5
Раздел 2. Культура речи
18
Раздел 3. Речевая деятельность. Текст.
11
ИТОГО
34
Наименование раздела

Примерные темы проектных и исследовательских работ
11 класс
Жанр интервью в современных газетах
Искусство вести беседу
Телевидение и литература: что окажется сильнее
Как влияют социальные сети на язык.
Край родной в легендах и преданиях.
Научные открытия А.А. Шахматова.
Причины заимствования в современном русском языке.
Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.

на Из них на развитие
речи
2
1
3
6

Из них на контрольные
мероприятия
2
1
3

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Структурные особенности русских метафор.
Средства речевой выразительности в различных типах политического текста (на материале предвыборных публикаций).
Тексты современных песен – поэзия и антипоэзия.
Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ.
Сетевой знак @ в разных языках.
Слоганы в языке современной рекламы.
Являются ли жесты универсальным языком человечества?
Роль "ников" в интернете.
Язык как отражение национального характера.
Место русского языка среди других предметов в нашей школе.
Языковой портрет ученика нашей школы.
Как влияют социальные сети на язык?
Особенности языка СМС сообщений.
Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий

1.
2.
3.
4.
5.

Литература для учителя
Алексеев Ф. Все правила русского языка. Пособие для учителей и школьников. – М.: «Издательство АСТ», 2018.
Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. – М.: Дрофа, 2009.
Горшков А.И. Русская словесность. – М.: Дрофа, 2000.
Нарушевич А.Г. Средства выразительности на ЕГЭ и ОГЭ. 9-11 классы. Ростов-на-Дону: Легион, 2017.
Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. – Санкт-Петербург: «Литера», 2005.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Литература для учащихся
Анненкова И. Русский язык. Знаки препинания? Это просто. Для школьников и абитуриентов. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
Арбатова Е.А. Правила русского языка в таблицах и схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2009 г.
Арбатова Е.А. Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах и схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. – М.: Новое знание, 2002.
Борисов А. Ю. Роскошь человеческого общения. – М., 2000.
Дэйли К., Дэйли-Каравелла Л. Научись говорить: твой путь к успеху. – СПб., 2004.
Каширина Т.Г. Доклады и сообщения по русскому языку. Москва. Эксмо. 2010 г.
Прядко В.А. Фонетика, лексика и фразеология русского языка в таблицах и схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.

9.
10.
11.
12.
13.

Родина И.О. Правила и упражнения по русскому языку. 6-7 классы. Ростов-на-Дону. Серия «Школьный репетитор». 2010 г.
Рождественский Ю. В. Теория риторики. – М.: Флинта, Наука, 2006.
Стернин И. А. Практическая риторика. – М.: Издательский центр «Академия», 1993.
Стешов А. В. Как победить в споре. – Л., 1982.
Учебные пособия "Школьная риторика" УМК образовательной системы "Школа 2100"


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».