Рабочая программа учебного предмета _История_ 11класс 2023г

I.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные
В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
– знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
– определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
– характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
– представлять культурное наследие России и других стран;
– работать с историческими документами;
– сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
– критически анализировать информацию из различных источников;
– соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
– использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
– использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
– составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
– работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
– читать легенду исторической карты;

– владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
– демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
– оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
– ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и
трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и
национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
– устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
– определять место и время создания исторических документов;
– проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении
политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
– характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
– понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и
значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
– использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту
и времени;
– представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
– соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века;

– анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;
– обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из
разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
– приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения; – применять полученные знания при анализе современной политики
России; – владеть элементами проектной деятельности.
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
·
гражданская идентичность, способность к её осознанию в поликультурном социуме, уважительное отношение к своему народу,
чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите.
·
гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
·
мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания;
·
основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
·
готовности противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
·
готовности и способности к образованию и самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
Обучающийся научится:
·
определять цели /задачи, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель/задача достигнута;
·
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели;
Обучающийся получит возможность научиться:
·
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

·
определять несколько путей достижения поставленной цели;
·
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные:
Обучающийся научится:
·
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и
ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
·
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
Обучающийся получит возможность научиться:
·
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
·
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к
критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
·
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
·
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
·
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми;
·
выступать в разных ролях при осуществлении групповой работы (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
Обучающийся получит возможность научиться:
·
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
·
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых
средств;
·
распознавать конфликтногенные ситуации и предотвращать конфликты, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
Форма реализации воспитательного потенциала:
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы
дисциплины и самоорганизации;
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, использование воспитательных возможностей
содержания раздела через подбор соответствующих упражнений;
Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию

обучающихся; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы
или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
Инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией.
II.Содержание программы.
Соревнование социальных систем Начало «холодной войны» Причины «холодной войны». План Маршалла. Гражданская война в Греции.
Доктрина Трумэна. Политика сдерживания. «Народная демократия» и установление коммунистических режимов в Восточной Европе. Раскол
Германии. Коминформ. Советско-югославский конфликт. Террор в Восточной Европе. Совет экономической взаимопомощи. НАТО. «Охота на
ведьм» в США. Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы Гонка вооружений. Испытания атомного и термоядерного оружия в СССР.
Ослабление международной напряженности после смерти И. Сталина. Нормализация советско-югославских отношений. Организация
Варшавского договора. Ракетно-космическое соперничество. Первый искусственный спутник Земли. Первый полет человека в космос.
«Доктрина Эйзенхауэра». Визит Н. Хрущева в США. Ухудшение советско-американских отношений в 1960–1961 гг. Д. Кеннеди. Берлинский
кризис. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Дальний Восток в 40–70-е гг. Войны и революции
Гражданская война в Китае. Образование КНР. Война в Корее. Национально-освободительные и коммунистические движения в ЮгоВосточной
Азии. Индокитайские войны. Поражение США и их союзников в Индокитае. Советско-китайский конфликт. «Разрядка» Причины «разрядки».
Визиты Р. Никсона в КНР и СССР. Договор ОСВ-1 и об ограничении ПРО. Новая восточная политика ФРГ. Хельсинкский акт. Договор ОСВ-2.
Ракетный кризис в Европе. Ввод советских войск в Афганистан. Возвращение к политике «холодной войны». Западная Европа и Северная
Америка в 50–80-е годы ХХ века «Общество потребления». Возникновение Европейского экономического сообщества. Германское
«экономическое чудо». Возникновение V республики во Франции. Консервативная и трудовая Великобритания. «Скандинавская модель»
общественно-политического и социально-экономического развития. Проблема прав человека. «Бурные шестидесятые». Движение за
гражданские права в США. Новые течения в обществе и культуре. Информационная революция. Энергетический кризис. Экологический кризис
и зеленое движение. Экономические кризисы 1970-х – начала 1980-х гг. Демократизация стран Запада. Падение диктатур в Греции, Португалии
и Испании. Неоконсерватизм. Внутренняя политика Р. Рейгана. Достижения и кризисы социалистического мира «Реальный социализм».
Волнения в ГДР в 1953 г. ХХ съезд КПСС. Кризисы и восстания в Польше и Венгрии в 1956 г. «Пражская весна» 1968 г. и ее подавление.
Движение «Солидарность» в Польше. Югославская модель социализма. Разрыв отношений Албании с СССР. Строительство социализма в Китае.
Мао Цзэдун и маоизм. «Культурная революция». Рыночные реформы в Китае. Коммунистический режим в Северной Корее. Полпотовский режим
в Камбодже. Перестройка в СССР и «новое мышление». Экономические и политические последствия реформ в Китае. Антикоммунистические
революции в Восточной Европе. Распад Варшавского договора, СЭВ и СССР. Воссоздание независимых государств Балтии. Общие черты
демократических преобразований. Изменение политической карты мира. Распад Югославии и войны на Балканах. Агрессия НАТО против
Югославии. Латинская Америка в 1950–1990-е гг. Положение стран Латинской Америки в середине ХХ века. Аграрные реформы и

импортзамещающая индустриализация. Революция на Кубе. Социалистические движения в Латинской Америке. «Аргентинский парадокс».
Экономические успехи и неудачи латиноамериканских стран. Диктатуры и демократизация в Южной Америке. Революции и гражданские войны
в Центральной Америке. Страны Азии и Африки в 1940–1990-е гг. Колониальное общество. Роль итогов войны в подъеме антиколониальных
движений в Тропической и Южной Африке. Крушение колониальной системы и ее последствия. Выбор пути развития. Попытки создания
демократии и возникновение диктатур в Африке. Система апартеида на юге Африки. Страны социалистической ориентации. Конфликт на
Африканском Роге. Этнические конфликты в Африке. Арабские страны и возникновение государства Израиль. Антиимпериалистическое
движение в Иране. Суэцкий конфликт. Арабоизраильские войны и попытки урегулирования на Ближнем Востоке. Палестинская проблема.
Модернизация в Турции и Иране. Исламская революция в Иране. Кризис в Персидском заливе и войны в Ираке. Обретение независимости
странами Южной Азии. Д. Неру и его преобразования. Конфронтация между Индией и Пакистаном, Индией и КНР. Реформы И. Ганди. Индия в
конце ХХ в. Индонезия при Сукарно и Сухарто. Страны Юго-Восточной Азии после войны в Индокитае. Япония после Второй мировой войны.
Восстановление суверенитета Японии. Проблема Курильских островов. Японское экономическое чудо. Кризис японского общества. Развитие
Южной Кореи. «Тихоокеанские драконы». Современный мир Глобализация конца ХХ – начала XXI вв. Информационная революция, Интернет.
Экономические кризисы 1998 и 2008 гг. Успехи и трудности интеграционных процессов в Европе, Евразии, Тихоокеанском и Атлантическом
регионах. Изменение системы международных отношений. Модернизационные процессы в странах Азии. Рост влияния Китая на международной
арене. Демократический и левый повороты в Южной Америке. Международный терроризм. Война в Ираке. «Цветные революции». «Арабская
весна» и ее последствия. Постсоветское пространство: политическое и социально-экономическое развитие, интеграционные процессы, кризисы
и военные конфликты. Россия в современном мире.
Апогей и кризис советской системы. 1945–1991 гг. «Поздний сталинизм» (1945–1953) Влияние последствий войны на советскую систему и
общество. Послевоенные ожидания и настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны. Эйфория Победы. Разруха.
Обострение жилищной проблемы. Демобилизация армии. Социальная адаптация фронтовиков. Положение семей «пропавших без вести»
фронтовиков. Репатриация. Рост беспризорности и решение проблем послевоенного детства. Рост преступности. Ресурсы и приоритеты
восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск гражданской продукции. Восстановление индустриального
потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Помощь не затронутых войной национальных республик в восстановлении
западных регионов СССР. Репарации, их размеры и значение для экономики. Советский «атомный проект», его успехи и его значение. Начало
гонки вооружений. Положение на послевоенном потребительском рынке. Колхозный рынок. Государственная и коммерческая торговля. Голод
1946–1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947 г.). Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной
системы. Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело».
Борьба с «космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского антифашистского комитета. Т.Д. Лысенко и «лысенковщина». Сохранение на
период восстановления разрушенного хозяйства трудового законодательства военного времени. Союзный центр и национальные регионы:
проблемы взаимоотношений. Положение в «старых» и «новых» республиках. Рост влияния СССР на международной арене. Первые шаги
ООН. Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и
Центральной Европы. Взаимоотношения со странами «народной демократии». Создание Совета экономической взаимопомощи. Конфликт с
Югославией. Коминформбюро. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации Варшавского договора. Война

в Корее. И.В. Сталин в оценках современников и историков. «Оттепель»: середина 1950-х – первая половина 1960-х Смерть Сталина и
настроения в обществе. Смена политического курса. Борьба за власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н.С.
Хрущеву. Первые признаки наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере. Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС
и разоблачение «культа личности» Сталина. Реакция на доклад Хрущева в стране и мире. Частичная десталинизация: содержание и
противоречия. Внутрипартийная демократизация. Начало реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение политической
цензуры. Возвращение депортированных народов. Особенности национальной политики. Попытка отстранения Н.С. Хрущева от власти в 1957
г. «Антипартийная группа». Утверждение единоличной власти Хрущева. Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение
общественной атмосферы. «Шестидесятники». Литература, кинематограф, театр, живопись: новые тенденции. Поэтические вечера в
Политехническом музее. Образование и наука. Приоткрытие «железного занавеса». Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г.
Популярные формы досуга. Развитие внутреннего и международного туризма. Учреждение Московского кинофестиваля. Роль телевидения в
жизни общества. Легитимация моды и попытки создания «советской моды». Неофициальная культура. Неформальные формы общественной
жизни: «кафе» и «кухни». «Стиляги». Хрущев и интеллигенция. Антирелигиозные кампании. Гонения на церковь. Диссиденты. Самиздат и
«тамиздат». Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР. «Догнать и перегнать Америку». Попытки решения
продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Научно-техническая революция в СССР. Перемены в научно-технической
политике. Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника
Земли. Исторические полеты Ю.А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В.В. Терешковой. Первые советские ЭВМ. Появление
гражданской реактивной авиации. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей. Реформы в промышленности. Переход от
отраслевой системы управления к совнархозам. Расширение прав союзных республик. Изменения в социальной и профессиональной структуре
советского общества к началу 1960-х гг. Преобладание горожан над сельским населением. Положение и проблемы рабочего класса,
колхозного крестьянства и интеллигенции. Востребованность научного и инженерного труда. Расширение системы ведомственных НИИ. ХХII
Съезд КПСС и программа построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового человека». Бригады коммунистического труда.
Общественные формы управления. Социальные программы. Реформа системы образования. Движение к «государству благосостояния»:
мировой тренд и специфика советского «социального государства». Общественные фонды потребления. Пенсионная реформа. Массовое
жилищное строительство. «Хрущевки». Рост доходов населения и дефицит товаров народного потребления. Внешняя политика. Новый курс
советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Поиски нового международного имиджа страны. СССР и страны Запада.
Международные военно-политические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский
кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.). СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г. Распад колониальных
систем и борьба за влияние в «третьем мире». Конец «оттепели». Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти.
Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущева и приход к власти Л.И. Брежнева. Оценка Хрущева и его реформ современниками и
историками. Наш край в 1953–1964 гг. Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение
и смена политического курса. Поиски идеологических ориентиров. Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы 1960-х гг.
Новые ориентиры аграрной политики. «Косыгинская реформа». Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма». Попытки

изменения вектора социальной политики. Уровень 289 жизни: достижения и проблемы. Нарастание застойных тенденций в экономике и
кризис идеологии. Рост теневой экономики. Ведомственный монополизм. Замедление темпов развития. Исчерпание потенциала экстенсивной
индустриальной модели. Новые попытки реформирования экономики. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности развития агропромышленного
комплекса. Советские научные и технические приоритеты. МГУ им М.В. Ломоносова. Академия наук СССР. Новосибирский Академгородок.
Замедление научно-технического прогресса в СССР. Отставание от Запада в производительности труда. «Лунная гонка» с США. Успехи в
математике. Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в городе
и в деревне. Рост социальной мобильности. Миграция населения в крупные города и проблема «неперспективных деревень». Популярные
формы досуга населения. Уровень жизни разных социальных слоев. Социальное и экономическое развитие союзных республик.
Общественные настроения. Трудовые конфликты и проблема поиска эффективной системы производственной мотивации. Отношение к
общественной собственности. «Несуны». Потребительские тенденции в советском обществе. Дефицит и очереди. Идейная и духовная жизнь
советского общества. Развитие физкультуры и спорта в СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых
путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и др.). Диссидентский вызов. Первые правозащитные
выступления. А.Д. Сахаров и А.И. Солженицын. Религиозные искания. Национальные движения. Борьба с инакомыслием. Судебные
процессы. Цензура и самиздат. Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией. Возрастание
международной напряженности. «Холодная война» и мировые конфликты. «Доктрина Брежнева». «Пражская весна» и снижение
международного авторитета СССР. Конфликт с Китаем. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика «разрядки».
Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск
в Афганистан. Подъем антикоммунистических настроений в Восточной Европе. Кризис просоветских режимов. Л.И. Брежнев в оценках
современников и историков. Наш край в 1964–1985 гг. Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991) Нарастание кризисных явлений в
социально-экономической и идейно-политической сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные последствия для советской
экономики. М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее противоречивые результаты.
Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. Законы о госпредприятии и об индивидуальной
трудовой деятельности. Появление коммерческих банков. Принятие закона о приватизации государственных предприятий. Гласность и
плюрализм мнений. Политизация жизни и подъем гражданской активности населения. Массовые митинги, собрания. Либерализация цензуры.
Общественные настроения и дискуссии в обществе. Отказ от догматизма в идеологии. Концепция социализма «с человеческим лицом». Вторая
волна десталинизации. История страны как фактор политической жизни. Отношение к войне в Афганистане. Неформальные политические
объединения. «Новое мышление» Горбачева. Отказ от идеологической конфронтации двух систем и провозглашение руководством СССР
приоритета общечеловеческих ценностей над классовым подходом. Изменения в советской внешней политике. Односторонние уступки
Западу. Роспуск СЭВ и организации Варшавского договора. Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и
Восточной Европы. Завершение «холодной войны». Отношение к М.С. Горбачеву и его внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в
мире. Демократизация советской политической системы. XIX конференция КПСС и ее решения. Альтернативные выборы народных
депутатов. Съезды народных депутатов – высший орган государственной власти. Первый съезд народных депутатов СССР и его значение.

Образование оппозиционной Межрегиональной депутатской группы. Демократы «первой волны», их лидеры и программы. Раскол в КПСС.
Подъем национальных движений, нагнетание националистических и сепаратистских настроений. Проблема Нагорного Карабаха и попытки ее
решения руководством СССР. Обострение межнационального противостояния: Закавказье, Прибалтика, Украина, Молдавия. Позиция
республиканских лидеров и национальных элит. Последний этап «перестройки»: 1990–1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о
руководящей роли КПСС. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии РСФСР. Первый съезд
народных депутатов РСФСР и его решения. Б.Н. Ельцин – единый лидер демократических сил. Противостояние союзной (Горбачев) и
российской (Ельцин) власти. Введение поста президента и избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Учреждение в РСФСР
Конституционного суда и складывание системы разделения властей. Дестабилизирующая роль «войны законов» (союзного и
республиканского законодательства). Углубление политического кризиса. Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР.
Провозглашение независимости Литвой, Эстонией и Латвией. Ситуация на Северном Кавказе. Декларация о государственном суверенитете
РСФСР. Дискуссии о путях обновлении Союза ССР. План «автономизации» – предоставления автономиям статуса союзных республик. НовоОгаревский процесс и попытки подписания нового Союзного договора. «Парад суверенитетов». Референдум о сохранении СССР и введении
поста президента РСФСР. Избрание Б.Н. Ельцина президентом РСФСР. Превращение экономического кризиса в стране в ведущий
политический фактор. Нарастание разбалансированности в экономике. Государственный и коммерческий секторы. Конверсия оборонных
предприятий. Введение карточной системы снабжения. Реалии 1991 г.: конфискационная денежная реформа, трехкратное повышение
государственных цен, пустые полки магазинов и усталость населения от усугубляющихся проблем на потребительском рынке. Принятие
принципиального решения об отказе от планово-директивной экономики и переходе к рынку. Разработка союзным и российским
руководством программ перехода к рыночной экономике. Радикализация общественных настроений. Забастовочное движение. Новый этап в
государственно-конфессиональных отношениях. Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа
Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния Горбачева. Распад КПСС. Ликвидация союзного правительства и центральных органов
управления, включая КГБ СССР. Референдум о независимости Украины. Оформление фактического распада СССР и создание СНГ
(Беловежское и Алма-Атинское соглашения). Реакция мирового сообщества на распад СССР. Решение проблемы советского ядерного оружия.
Россия как преемник СССР на международной арене. Горбачев, Ельцин и «перестройка» в общественном сознании. М.С. Горбачев в оценках
современников и историков. Наш край в 1985–1991 гг. Российская Федерация в 1992–2012 гг. Становление новой России (1992–1999) Б.Н.
Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие ветвей власти на первом этапе преобразований.
Предоставление Б.Н. Ельцину дополнительных полномочий для успешного проведения реформ. Правительство реформаторов во главе с Е.Т.
Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация.
Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня населения. Безработица. «Черный» рынок и
криминализация жизни. Рост недовольства граждан первыми результатами экономических реформ. Особенности осуществления реформ в
регионах России. От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной власти в 1992–1993 гг. Решение Конституционного
суда РФ по «делу КПСС». Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Апрельский
референдум 1993 г. – попытка правового разрешения политического кризиса. Указ Б.Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом.

Возможность мирного выхода из политического кризиса. «Нулевой вариант». Позиция регионов. Посреднические усилия Русской
православной церкви. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Обстрел Белого дома. Последующее решение об амнистии участников
октябрьских событий 1993 г. Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции России 1993 года. Ликвидация Советов и
создание новой системы государственного устройства. Принятие Конституции России 1993 года и ее значение. Полномочия президента как
главы государства и гаранта Конституции. Становление российского парламентаризма. Разделение властей. Проблемы построения
федеративного государства. Утверждение государственной символики. Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг. Обострение
межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание Федеративного договора (1992) и отдельных соглашений
центра с республиками. Договор с Татарстаном как способ восстановления федеративных отношений с республикой и восстановления
территориальной целостности страны. Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации. Опасность исламского фундаментализма.
Восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Роль
иностранных займов. Проблема сбора налогов и стимулирования инвестиций. Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости
экономики от мировых цен на энергоносители. Сегментация экономики на производственный и энергетический секторы. Положение крупного
бизнеса и мелкого предпринимательства. Ситуация в российском сельском хозяйстве и увеличение зависимости от экспорта продовольствия.
Финансовые пирамиды и залоговые аукционы. Вывод денежных активов из страны. Дефолт 1998 г. и его последствия. Повседневная жизнь и
общественные настроения россиян в условиях реформ. Общественные настроения в зеркале социологических исследований. Представления о
либерализме и демократии. Проблемы формирования гражданского общества. Свобода СМИ. Свобода предпринимательской деятельности.
Возможность выезда за рубеж. Безработица и деятельность профсоюзов. Кризис образования и науки. Социальная поляризация общества и
смена ценностных ориентиров. Безработица и детская беспризорность. «Новые русские» и их образ жизни. Решение проблем социально
незащищенных слоев. Проблемы русскоязычного населения в бывших республиках СССР. Новые приоритеты внешней политики. Мировое
признание новой России суверенным государством. Россия – правопреемник СССР на международной арене. Значение сохранения Россией
статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Присоединение России к
«большой семерке». Усиление антизападных настроений как результат бомбежек Югославии и расширения НАТО на Восток. Россия на
постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ. Восточный вектор российской
внешней политики в 1990-е гг. Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Основные политические партии и
движения 1990-х гг., их лидеры и платформы. Кризис центральной власти. Президентские выборы 1996 г. Политтехнологии.
«Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Правительства В.С. Черномырдина и Е.М. Примакова. Обострение ситуации на Северном
Кавказе. Вторжение террористических группировок с территории Чечни в Дагестан. Выборы в Государственную Думу 1999 г. Добровольная
отставка Б.Н. Ельцина. Б.Н. Ельцин в оценках современников и историков. Наш край в 1992–1999 гг. Россия в 2000-е: вызовы времени и задачи
модернизации Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В.В. Путина. Президентство Д.А. Медведева.
Президентские выборы 2012 г. Избрание В.В. Путина президентом. Государственная Дума. Многопартийность. Политические партии и
электорат. Федерализм и сепаратизм. Восстановление единого правового пространства страны. Разграничение властных полномочий центра
и регионов. Террористическая угроза. Построение вертикали власти и гражданское общество. Стратегия развития страны. Экономическое

развитие в 2000-е годы. Финансовое положение. Рыночная экономика и монополии. Экономический подъем 1999–2007 гг. и кризис 2008 г.
Структура экономики, роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой
рыночной экономики. Человек и общество в конце XX – начале XXI в. Новый облик российского общества после распада СССР. Социальная
и профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная политика. Основные принципы и направления государственной
социальной политики. Реформы здравоохранения. Пенсионные реформы. Реформирование образования и науки и его результаты.
Особенности развития культуры. Демографическая статистика. Снижение средней продолжительности жизни и тенденции депопуляции.
Государственные программы демографического возрождения России. Разработка семейной политики и меры по поощрению рождаемости.
Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Олимпийские и паралимпийские зимние игры 2014 г. в Сочи. Повседневная жизнь. Качество,
уровень жизни и размеры доходов разных слоев населения. Общественные представления и ожидания в зеркале социологии. Постановка
государством вопроса о социальной ответственности бизнеса. Модернизация бытовой сферы. Досуг. Россиянин в глобальном
информационном пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация. Внешняя политика в конце XX – начале XXI
в. Внешнеполитический курс В.В. Путина. Постепенное восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях.
Современная концепция российской внешней политики в условиях многополярного мира. Участие в международной борьбе с терроризмом и
в урегулировании локальных конфликтов. Центробежные и партнерские тенденции в СНГ. СНГ и ЕврАзЭС. Отношения с США и Евросоюзом.
Вступление России в Совет Европы. Деятельность «большой двадцатки». Переговоры о вступлении в ВТО. Дальневосточное и другие
направления политики России. Культура и наука России в конце XX – начале XXI в. Повышение общественной роли СМИ как «четвертой
власти». Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в развитии образования и науки. Система платного образования. Сокращение
финансирования науки, падение престижа научного труда. «Утечка мозгов» за рубеж. Основные достижения российских ученых и
невостребованность результатов их открытий. Религиозные конфессии и повышение их роли в жизни страны. Предоставление церкви
налоговых льгот. Передача государством зданий и предметов культа для религиозных нужд. Особенности развития современной
художественной культуры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства. Процессы глобализации и массовая культура.
Наш край в 2000–2012 гг.

.
III. Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы по истории в 11 классе
Темы, раскрывающие
основное содержание
программы.

Основное содержание по темам

Количество
часов

Раздел 5. Соревнование
социальных систем.
(18 ч Вс).

1. Начало «холодной войны». Международные отношения в 1945-перв. пол. 1950-х гг. Начало
«холодной войны». Двухполюсный мир. Речь У.Черчилля. Доктрина Трумэна. Гонка
вооружений. План Маршалла. Первые шаги на пути к интеграции. Установление
коммунистических режимов в Восточной Европы.
2. Международные отношения в 1950-1980-е гг. От «разрядки» к возвращению политики
«холодной войны».
Международные отношения в условиях двухполюсного мира. Две тенденции в развитии
международных отношений: противостояние и стремление к разрядке международной
напряжённости.
3. Завершение эпохи индустриального общества 1948-1970-е гг. «Общество потребления».
Условия экономического роста индустриальных стран в конце 1940-х- середине 1970-х гг.
Формирование государства благосостояния.
4. Кризисы 1970-1980-х гг. Становление постиндустриального информационного
общества. Экономические кризисы 1970-80 –х годов. Третья промышленно-технологическая
революция. Постиндустриальное информационное общество. Современные политические
процессы в странах Западной Европы и США.
5. Экономическая и социальная политика стран Запада в 1970-2000-е гг. Неоконсервативный
поворот. Политика «третьего пути».
Негативные стороны общества благосостояния и его кризис. Монетаристские и неолиберальные
экономические теории. Неоконсервативный поворот и его итоги. Идеология и политика
«третьего пути». Человеческий капитал.
6. Политическая борьба, гражданское общество. Социальные движения.
Политические партии и политические идеологии. Политический спектр. Гражданское общество,
этапы его становления и основные институты. Социальные движения: молодежи и студентов,
движение гражданских инициатив, экологическое движение, национальные и этнические
движения. Обновленческий процесс в церкви.
7. Соединенные Штаты Америки во второй половине XX в.- начале XXI века.
Послевоенный курс США: «мировая ответственность». Деятельность администрации Дж.
Кеннеди, Р. Никсона, Р. Рейгана и «рейганомика». Джордж Буш-старший. «Третий путь Б.
Клинто-на. Администрация Джорджа Буша –младшего и его политика «сострадательного
неоконсерватизма». Ипотечный кризис в США и мировой финансово-экономический кризис.
2008 г. Администрация Б. Обамы. Администрация Д. Трампа. Внешняя политика США.
Создание многополюсного мира.

1 час

1 час

1 час
1 час

1 час

1 час

1 час

1 час
8.Великобритания во второй половине XX в.- начале XXI века.
Лейбористы у власти. 194501951 гг. «Политический маятник» и его роль в истории
Великобритании. «Консервативная революция» М. Тэтчер. «Третий путь» Э. Блэра (1997-2007) и
Г. Брауна (2007-2010). Деятельность премьер-министра Д. Кэмерона (2010-2016 ). Премьерминистр Т. Мэй. Ольстер. «Деволюция». Конституционная реформа. Внешняя политика.
9. Франция во второй пол. XX в.- нач. XXI века. Временный режим (1944-1958). Пятая
1 час
республика. Президент Ш.де Голль. Майский кризис 1968г. и отставка Ш. де Голля. Президенты:
В. Жискар дэ Эстен (1974-1981), Ф. Миттеран (1981-1995), Ж. Ширак (1995-2007), Н.Саркози, Ф.
Оланд, Э. Макрон. Внешняя политика.
10. Италия во второй пол. XX в.- нач. XXI века. Провозглашение республики в Ита-лии и
1 час
падение монархии. Центризм. Итальянское «экономическое чудо». Левоцентризм и его
кризис. Провал идеи «третьей фазы». Развал партийной системы. Создание и деятельность
правоцентристских и левоцентристских коалиций. С. Берлускони, М. Монти, Э. Летта, М.
Ренци, П. Джентилоне, Дж. Конте.
11. Германия во второй пол. XX в.- нач. XXI века. Экономическое и политическое развитие
1 час
ФРГ в 1940-1990-е гг. «Бархатная революция» в ГДР. Объединение Германии. Подписание
Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии. Объединённая Германия в
1990-е гг. Мировой финансовый кризис. Миграционный кризис и рост правового популизма.
Создание «Большой коалиции» в 2018 г.
12. Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. Становление 1 час
тоталитарного социализма и его кризис. Реформы в странах Центральной и Восточной Европы,
СССР в 1990 годы. Вхождение стран Восточной и Центральной Европы в Европейский союз.
1 час
13. Латинская Америка во второй пол. XX в.- нач. XXI века.
Цивилизационные особенности стран Латинской Америки. Общая характеристика
политического, социально-экономического развития стран. Национал-рефор-мизм и
модернизация 1940-1950-х гг. Левые националистические режимы в 1960-1970-е гг. Поворот к
неоконсерватизму. Переход к демократии в 1980-е гг. Сандистская революция в Никарагуа.
Аргентинский парадокс. Диктатуры и демократия в Латинской Америке. Куба - Остров свободы.
1 час
14. Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития.
Цивилизационные особенности стран Азии и Африки. Общая характеристика политического,
социально-экономического развития стран Азии и Африки. Деколонизация и выбор пути
развития.

Раздел 6. «СССР в 19451991 гг.»
(27 часов ИР).

15. Мусульманские страны. Турция. Иран. Египет. Индонезия.
Две основные тенденции в развитии мусульманских стран во вт.пол. XX в.- начале XXI в. «приспособле-ние» ислама к современности и «возрождение «традиционного ислама. «Белая
революция» в Иране в 1963-1979гг. Исламская революция в Иране 1979г. Деятельность
президента Х. Рафсанджани и М. Хамати. Обострение отношений с Ираном. Приход к власти
умеренных реформаторов во главе с президентом Х. Рухани. Провозглашение Египта
республикой. Революция в Египте в 2011г. Арабская весна. Попытки объединения Индонезии на
базе пяти принципов (Панча сила). Установление в Индонезии «направляемой демократии»
(1957-1965гг). Социально-экономические и политические преобразования в Индонезии в начале
2000-х гг.

1 час

16. Индия и Китай во второй пол. XX в.- нач. XXI в.
Особенности развития Индии и Китая. Достижения Индии и Китая на современном этапе
развития. Современные проблемы Индии.
17. Япония. Новые индустриальные страны.
Послевоенные реформы и японское «экономическое чудо». Особенности развития Японии во
второй половине XX в.- начале XXI века. Государственное регулирование и система организации
рынка. Реформы Д. Коидзуми (2001-2006 гг). Проблемы Курильских островов. Достижения
Японии на современном этапе развития.
18. Повторительно-обобщающий урок по разделу «Соревнование социальных систем».
Соревнование социальных систем. Социально-экономическое, политическое развитие стран
Западной, Восточной и Центральной Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и США во
второй половине XX в.- начале XXI века.
19 (1). Место и роль СССР в послевоенном мире.
СССР- мировая держава. Рост коммунистического и национально-освободительного движений.
Столкновение геополитических интересов. «Холодная война». Внутреннее положение СССР.
Воспитание патриотизма.
20 (2). Восстановление и развитие экономики СССР в послевоенные годы.
Планы и факторы экономического роста СССР. Денежная реформа 1947 г. Противоречия
промышленного роста. Состояние сельского хозяйства СССР в первое послевоенное
двадцатилетие.
21 (3). Изменение в политической системе СССР в послевоенные годы.
Структура высших органов власти и управления в СССР. Единовластие И.В. Сталин.
Перестановки и репрессии в высшем руководстве страны. КПСС как основа советской

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

политической системы. Государственный аппарат. Методы поддержания социальной
стабильности.
22 (4). Идеология. Наука и культура СССР в послевоенные годы.
Послевоенные идеологические компании в СССР. Восстановление и развитие системы
образования. Развитие науки. Основные направления и тенденции развития искусства.
23 (5). Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР.
Многонациональное государство и национальная политика. Социально-экономическое и
культурное развитие советских республик. Религиозные конфессии в СССР. Политические
кампании против «буржуазного национализма» и «космополитизма». Положение выселенных
народов. Воспитание толерантного отношения к народам разных национальностей.
24 (6). Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны».
Разделение Европы. Консолидация стран социалистического лагеря. Образование КНР и
советско-китайские отношения. Корейская война. Наращивание вооружений.
25 (7). Послевоенная повседневность в СССР.
Возвращение к мирной жизни страны после войны. Сокращение смертности населения.
Социально-демографические проблемы. Уровень потребления. Жилищный кризис. Особенности
послевоенного досуга. Рост социальных ожиданий населения. Разрыв в качестве жизни
городских и сельских жителей. Отсутствие паспортов у сельского населения СССР.
26 (8). Наш край в 1945-1953 гг.
Жизнь после победы. Новые задачи промышленности. Послевоенная деревня. Социальный
состав города и села.
27 (9). Смена политического курса.
Смерть И.В. Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве.
Приход к власти Н.С. Хрущёва. XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина.
Реабилитация жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов,
партийных и общественных организаций. Новая программа КПСС и проект Конституции СССР.
28 (10). Экономическое развитие СССР в середине 1950-х –середине 1960-х гг.
Экономический курс Г.М. Маленкова. Развитие промышленности и сельского хозяйства в СССР в
середине 1950-х –середине 1960-х гг. Научно-техническая революция в СССР. Успехи в освоении
космоса. Социальное развитие страны в середине 1950-х –середине 1960-х гг.

1 час

1 час

1 час
1 час

1 час
1 час

1 час

.

29 (11). Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х- середине 1960-х
гг.
Условия развития литературы и искусства. Власть и интеллигенция. Власть и церковь. Развитие
образования в СССР. Зарождение новых форм общественной жизни. Советский спорт.
Особенности повседневной жизни.
30 (12). Политика мирного сосуществования в 1950-х –перв. пол. 1960-х гг.
Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Отношения СССР с
Западом. Проблемы разоружения. СССР и мировая социалистическая система. Распад
колониальных систем. СССР и страны третьего мира.
31 (13). Политическое развитие СССР в 1960-х-середине 1980-х гг.
Итоги и значение «великого десятилетия» Н.С. Хрущёва. Л.И. Брежнев и смена политического
курса. Новые идеологические ориентиры. Концепция «развитого социализма». Конституция
СССР 1977г.
32-33 (14-15). Социально-экономическое развитие СССР в 1960-х- середине 1980-х гг.
Аграрная реформа 1965г. и её результаты. Косыгинская реформа в промышленности. Научные и
технические приоритеты. Социальная политика СССР в 1960-х- середине 1980-х гг. Исчерпание
потенциала экстенсивной индустриальной модели развития.
34 (16). Национальная политика и национальные движения в 1960-х- середине 1980-х гг.
Новая историческая общность. Нарастание противоречий между Центром и республиками.
Национальные движения. Эволюция национальной политики в СССР. Воспитание толерантного
отношения к народам разных национальностей.
35-36 (17-18). Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х
первой половине 1980-хгг.
Повседневная жизнь советских граждан в городе и деревне. Настроения в обществе во второй
половине 1960-х первой половине 1980-х гг. литература и искусство, поиски новых путей .
Неформалы и диссиденты. Развитие физической культуры и спорта. Олимпийские игры в
Москве в 1980г.
37 (19). Политика разрядки международной напряженности.
Новые вызовы внешнего мира. Отношения СССР со странами Запада. Совещание по
безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) 1 августа 1975г. СССР и развивающиеся
страны. Ввод советских войск в Афганистан 25 декабря 1979 года и последствия. СССР и страны
социализма.
38 (20). СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ.

1 час

1 час

1 час

2 часа

1 час

2 часа

1 час

1 час

Раздел 7. Российская
Федерация 1992-2007 гг.
(11 часов).

Мир в начале 1980-х гг. Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейнополитической жизни СССР. Ю.А. Андропов и начало формирования идеологии перемен. М.С.
Горбачёв и его окружение: курс на реформы.
39 (21). Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг.
Первый этап экономических преобразований: концепция ускорения социально-экономического
развития. Экономический кризис и начало перехода к рыночной экономике. Второй этап
экономических реформ. Программа «500 дней».
40 (22). Перемены в духовной сфере жизни СССР в годы перестройки.
Гласность и плюрализм мнений. Литература, кино, театр, в годы перестройки в СССР.
Реабилитация жертв политических репрессий. Начало поворота в религиозной политике.
Результаты политики гласности.
41 (23). Реформа политической системы СССР в годы перестройки.
Начало демократизации советской политической системы. Конституционная реформа 1988-1991
гг. I Съезд народных депутатов СССР и его значение. Формирование много партийности. Раскол
в КПСС.
42 (24). Новое политическое мышление и перемены во внешней политике СССР.
«Новое мышление». СССР и Запад. Начало разоружения. Разблокирование региональных
конфликтов. Распад социалистической системы. Результаты «политики нового мышления».
Отношение к М.С. Горбачёву и его внешней политике в СССР и в мире.
43 (25). Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР.
Кризис межнациональных отношений. Демократизация и подъём национальных движений.
Противостояние между союзным Центром и республиками. «Парад суверенитетов». Декларация
о государственном суверенитете РСФСР. Разработка нового союзного договора. Август 1991
года и распад СССР. Воспитание толерантного отношения к народам разных национальностей.
44 (26). Наш край в 1985-1991 гг.
Тенденции социально-экономического, духовного развития.
45 (27). Повторительно-обобщающий урок по теме «СССР в 1945-1991 гг.»
Обобщение и систематизация знаний, навыков и умений по разделу «СССР в 1945-1991гг»
46 (28). Российская экономика на пути к рынку.
Начало радикальных экономических преобразований. Падение жизненного уровня населения.
Приватизация. Развитие экономики России в 1992-1998 гг. Дефолт 1998г. и его последствия.
Экономические меры правительства Е.М. Примакова. Первые результаты и цена экономических
реформ 1990гг. Россия в мировой экономике.

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час
1 час
1 час

47 (29). Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг.
Разработка новой Конституции России. Политико-конституционный кризис 1993г. Принятие
новой Конституции в 1993г. и её значение.
Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Президентские выборы
1996 г. Результаты политического развития в 1990-е гг.
48 (30). Межнациональные отношения и национальная политика России в 1990-е гг.
Проект.
Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор. Конституция
1993 г. о принципах федеративного устройства России. Военно-политический кризис в
Чеченской республике. Результаты федеративного строительства в 1990-е гг. Воспитание
толерантного отношения к народам разных национальностей.
49-50 (31-32). Духовная жизнь страны в 1990-е гг. и начале XXI века.
Исторические условия развития духовной жизни, науки и культуры России. Литература.
Кинематограф. Музыка. Изобразительное искусство. Средства массовой информации.
Российский спорт. Традиционные религии в России.
51 (33). Наш край в 1990-е гг.
Московская область на пути к рыночной экономике. Политические, социально-экономические
проблемы развития МО. Наука, образование, культура.
52 (34). Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е гг.
Новое место России в мире. Взаимоотношения с США и странами Запада. Агрессия НАТО
против Югославии и изменение политики России в отношении Запада. Восточный вектор
внешней политики. Россия на постсоветском пространстве. Результаты внешней политики
страны в 1990-е гг. Воспитание патриотизма
53 (35). Политическая жизнь России в начале XXI века.
Отставка Президента Б.Н. Ельцина. Президент В.В. Путин и его программа. Укрепление
российской государственности. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые
государственные символы России. Усиление борьбы с терроризмом. Судебная реформа. Выборы
2003-2004 гг. Реформы управления. Итоги политического развития страны в 2000-е гг.

1 час

54 (36). Экономика России в начале XXI века.
Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Налоговая реформа.
Решение проблемы внешнего долга. Социальное развитие: разработка и реализация

1 час

1 час

2 часа

1 час
1 час

1 час

Раздел 8. Современный
мир (6 ч Вс).

приоритетных национальных проектов. Демографическая политика. Итоги социальноэкономического развития страны в начале 2000-х гг.
55 (37). Повседневная и духовная жизнь России в начале XXI века.
Развитие элементов гражданского общества. Власть и СМИ. Развитие образования, науки,
культуры в России в начале 2000-х гг. Достижение российского спорта. Отношения власти и
церкви.
56 (38). Внешняя политика России в начале XXI века.
Разработка новой внешнеполитической стратегии. Усиление борьбы с терроризмом. Отношения
России с США и Западом. Отношения России со странами ближнего зарубежья. Россия и русская
диаспора за рубежом. Отношения России со странами Азии, Африки и Латинской Америки.
Укрепление позиций России на международной арене. Итоги внешней политики России.
Воспитание патриотизма
57 (19). Глобализация и новые вызовы XXI века.
Понятие глобализация, её компоненты и противоречия. Роль государства в условиях
глобализации. Мировой финансово-экономический кризис 2008-2010 гг. Новые
вызовы XXI века. Глобализация и фундаментализм. Человек и глобализация. Глобализация и
регионализация. Глобализация и нарастание разрыва между богатыми и бедными. Проблема
«мирового Юга». Глобализация и четвёртая промышленно-технологическая революция.
58 (20). Международные отношения в конце XX- начале XXI века. Окончание «холодной
войны». Интеграционные процессы в странах Западной Европы во вт. пол. XX века - начале XXI
века. Региональные конфликты в современном мире. Роль ООН, НАТО, ТТП, ШОС на
международной арене. Проблема угрозы международного терроризма. Американо-российские
отношения
59-60 (21-22). Постсоветское пространство: политическое развитие, интеграционные
процессы и конфликты.
Прибалтийские государства. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве.
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Создание интеграционного
объединения –Евразийского союза. Развитие экономической интеграции на базе Евразийского
экономического сообщества (ЕвраАзЭС). Вооружённые конфликты на постсоветском
пространстве: гражданская война в Таджикистане, Абхазский и Южноосетинский конфликты,
карабахский конфликт, Приднестровский конфликт, Конфликт на Донбассе. Создание
самопровозглашённых Донецкой и Луганской Народных Республик (ДНР,ЛНР). Попытки
прекращеняе ведения боевых действий на Донбассе, подписание Минских соглашений.

1 час

1 час

1 час

1 час

2 часа

Раздел 9. Россия в 20082021 гг. (5 ч ИР)

61-62 (23-24). Культура во второй половине XX- начале XXI века.
Поворот в искусстве 1960-е гг. Новое объяснение видения мира. Научная революция на рубеже
XX - XXI века. Изменения повседневной жизни и быта. Интернет и становление глобального
информационного пространства и его последствия. На пути к новому объяснению мира.
Формирование новых ценностей. Постмодернизм и его проявления в литературе, кино,
архитектуре.
63 (39). Россия в 2008-2012 гг.
Деятельность президента Д.В. Медведева и его программа. Вооружённый конфликт в Закавказье.
Новый этап политической реформы. Россия и мировой экономический кризис. Социальная
политика государства в условиях кризиса. Ориентиры инновационного развития. Россия в
системе международных отношений. Выборы в Государственную Думу в 2011г.
64-65 (40-41). Россия в 2012-2020 гг. Президентские выборы 2012 г. Воссоединение Крыма с
Россией. Внешняя политика. Участие России в борьбе с международным терроризмом в Сирии.
Укрепление обороноспособности страны. Социально-экономическое развитие. Развитие
культуры, науки и спорта. Зимняя Олимпиада в Сочи в 2014г. Выборы в государственную Думу
2016г. Президентские выборы 2018 г.
66. Повторительно-обобщающий урок по разделу «Российская Федерация».
От СССР к РФ: трудный путь. Эволюция экономической и политической жизни. Общество и
человек в меняющемся пространстве российской жизни.
67. Наш край в 2000 – 2020 г.
Новые политические реалии. Развитие промышленности и транспорта. Сельское хозяйство.
Развитие культуры, образования, науки в Московской области.

68. Итоговое повторение.

III. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
урока

Тема урока

Часы

Домашнее
задание

Актуальная тематика
для региона/

ЭОР

2 часа

4 часа

1 час

1

1. Начало «холодной войны».
Международные отношения в
1945-перв. пол. 1950-х гг.

1 час

2

2. Международные
отношения в 1950-1980-е гг.
От «разрядки» к возвращению
политики «холодной войны».

1 час

3

3. Завершение эпохи
индустриального общества
1948-1970-е гг. «Общество
потребления».

1 час

4

5

6

Читать
параграф 1,
отвечать на
вопросы.
Читать
параграф 2,
отвечать на
вопросы.
Заполнить
таблицу в
тетради.

4. Кризисы 1970-1980-х гг. 1 час
Становление
постиндустриального
информационного общества.
1 час
5. Экономическая и
социальная политика стран
Запада в 1970-2000-е гг.
Неоконсервативный поворот.
Политика «третьего пути».

Читать
параграф 3,
отвечать на
вопросы.

1 час

Читать
параграф 5,
отвечать на
вопросы,
заполнить
контурную
карту.

6. Политическая борьба,
гражданское общество.
Социальные движения.

Читать
параграф 4,
отвечать на
вопросы.

Интеграция
предметов
Правовое
просвещение
Формирование
читательской
грамотности в ходе
работы с
документами.
Формирование
читательской
грамотности в ходе
работы с
документами.
Формирование
глобальных
компетенций в ходе
лекции учителя.
Формирование
читательской
грамотности в ходе
работы с
документами.
Правовое
просвещение

7

7. Соединенные Штаты
Америки во второй
половине XX в.начале XXI века.

1 час

Читать
параграф 6,
отвечать на
вопросы.

Интеграция с
географией

8

8.Великобритания во второй
половине XX в.начале XXI века.

1 час

Интеграция с
географией

9

9. Франция во второй
пол. XX в.- нач. XXI века. .

1 час

10

10. Италия во второй
пол. XX в.- нач. XXI века.

1 час

11

11. Германия во второй
пол. XX в.- нач. XXI века.

1 час

12

12.
Преобразования
и 1 час
революции
в
странах
Центральной и Восточной
Европы.
1 час
13. Латинская Америка во
второй пол. XX в.нач. XXI века.

Читать
параграф 7,
отвечать на
вопросы.
Читать
параграф 8,
отвечать на
вопросы.
Читать
параграф 9,
отвечать на
вопросы.
Читать
параграф 10,
отвечать на
вопросы.
Читать
параграф 11,
отвечать на
вопросы.
Читать
параграф 12,
отвечать на
вопросы.

13

14

14. Страны Азии и Африки.
Деколонизация и выбор путей
развития.

1 час

Интеграция с
географией
Интеграция с
географией
Интеграция с
географией
Интеграция с
географией
Интеграция с
географией

Интеграция с
Читать
географией
параграф 13,
отвечать на

15

15. Мусульманские страны.
Турция. Иран. Египет.
Индонезия.

1 час

16

16. Индия и Китай во второй
пол. XX в.- нач. XXI в.

1 час

17

17.Япония. Новые
индустриальные страны.
.

1 час

18

18. Повторительнообобщающий урок по разделу
«Соревнование социальных
систем».

1 час

19

19 (1). Место и роль СССР в
послевоенном мире.

1 час

вопросы,
учить карту.
Читать
параграф 14,
отвечать на
вопросы,
заполнить
контурную
карту.
Читать
параграф 15,
отвечать на
вопросы,
таблица в
тетради,
разобрать.
Читать
параграф 16,
отвечать на
вопросы,
работа в
контурной
карте.
Читать
параграф 17,
заполнить
таблицу в
тетради.
Читать
параграф 18,
отвечать на
вопросы.

Интеграция с
географией

Интеграция с
географией

Интеграция с
географией

ОДНКНР

www.rulers.narod.ru

20

20 (2). Восстановление и
развитие экономики СССР в
послевоенные годы.

1 час

21

21 (3). Изменение в
политической системе СССР
в послевоенные годы.

1 час

22

22 (4). Идеология. Наука и
культура СССР в
послевоенные годы.

1 час

23

23 (5). Национальный вопрос
и национальная политика в
послевоенном СССР.

1 час

24

24 (6). Внешняя политика
СССР в условиях начала
«холодной войны».

1 час

25

25 (7). Послевоенная
повседневность в СССР.

1 час

26

26 (8). Наш край в 1945-1953
гг.

1 час

Читать
параграф 19,
отвечать на
вопросы.
Читать
параграф 20,
отвечать на
вопросы,
оформить
контурную
карту.
Читать
параграф 21,
оформить
контурную
карту.
Читать
параграф 22,
оформить
контурную
карту.
Повторить
всю тему,
учить карту.

Правовое
просвещение.
Антикоррупционное
просвещение
Формирование
читательской
грамотности в ходе
работы с
документами.
Интеграция с
литературой

www.1939-1945.net

http://militera.lib.ru

http://www.praviteli.org/

ОДНКНР

http://www.hrono.info/biograf/index.php

Формирование
читательской
грамотности в ходе
работы с
документами.
ОДНКНР

http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp

Читать
параграф 23,
оформить
контурную
карту.
Читать
НРК
параграф 24,

www.history.ru

http://www.museum.ru/museum/1812/index.html

оформить
контурную
карту.
27

27 (9). Смена политического
курса.

1 час

28

28 (10). Экономическое
развитие СССР в середине
1950-х –середине 1960-х гг.

1 час

29

29 (11). Культурное
пространство и повседневная
жизнь в середине 1950-хсередине 1960-х гг.

1 час

30

30 (12). Политика мирного
сосуществования в 1950-х –
перв. пол. 1960-х гг.

1 час

31

31 (13). Политическое
развитие СССР в 1960-хсередине 1980-х гг.

1 час

32-33

2 часа
32-33 (14-15). Социальноэкономическое развитие
СССР в 1960-х- середине 1980х гг.

Формирование
читательской
грамотности в ходе
работы с
документами.
Читать
Правовое
параграф 26, просвещение.
ответить на Антикоррупционное
вопросы.
просвещение
ОДНКНР
Читать
параграф 27,
ответить на
вопросы.
Читать
параграф
25,ответить
на вопросы.

Читать
параграф 28,
оформить
контурную
карту.
Читать
параграф 29,
оформить
контурную
карту

http://decemb.hobby.ru/

http://lants.tellur.ru/history/

Формирование
читательской
грамотности в ходе
работы с картами.

www.rulers.narod.ru

Правовое
просвещение

www.1939-1945.net

Правовое
Читать
просвещение
параграф 30,
Антикоррупционное
заполнить
просвещение
таблицу.

http://militera.lib.ru

34

34 (16). Национальная
политика и национальные
движения в 1960-х- середине
1980-х гг.

1 час

35-36

35-36 (17-18). Культурное
пространство и повседневная
жизнь во второй половине
1960-х первой половине 1980хгг.

2 часа

37

37 (19). Политика разрядки
международной
напряженности.

1 час

38

38 (20). СССР и мир в начале
1980-х гг. Предпосылки
реформ.

1 час

39

39 (21). Социальноэкономическое развитие
СССР в 1985-1991 гг.

1 час

40

40 (22). Перемены в духовной
сфере жизни СССР в годы
перестройки.

1 час

Читать
параграф
31,ответить
на вопросы.
Читать
параграф 32,
ответить на
вопросы.

ОДНКНР

Правовое
просвещение

http://www.praviteli.org/

http://www.hrono.info/biograf/index.php

http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp
Формирование
Читать
читательской
параграф 33,
грамотности в ходе
учить карту.
работы с картами.
www.history.ru
Формирование
Читать
читательской
параграф 34, грамотности в ходе
учить карту. работы с
документами.
http://www.museum.ru/museum/1812/index.html
Правовое
Читать
просвещение.
параграф 35,
Антикоррупционное
учить карту.
просвещение
http://decemb.hobby.ru/
Формирование
Читать
читательской
параграф 36, грамотности в ходе
оформить
работы с
контурную
различными
карту.
источниками
информации.

41

41 (23). Реформа
политической системы СССР
в годы перестройки.

1 час

42

42 (24). Новое политическое
мышление и перемены во
внешней политике СССР.

1 час

43

43 (25). Национальная
политика и подъём
национальных движений.
Распад СССР.

1 час

44

44 (26). Наш край в 1985-1991
гг.

1 час

45

45 (27). Повторительнообобщающий урок по теме
«СССР в 1945-1991 гг.»

1 час

46

46 (28). Российская экономика 1 час
на пути к рынку.

47

47 (29). Политическое
развитие Российской
Федерации в 1990-е гг.

1 час

Формирование
Читать
читательской
параграф 37,
грамотности в ходе
ответить на
работы с
вопросы.
документами.
Читать
Формирование
параграф 38, читательской
оформить
грамотности в ходе
контурную
работы с
карту.
документами.
Читать
ОДНКНР
параграф 39,
оформить
контурную
карту.
Читать
НРК
параграф 40,
ответить на
вопросы.
Читать
Интеграция с
параграф 41, литературой,ФГ
оформить
контурную
карту.
Читать
Правовое
параграф 42, просвещение.
оформить
Антикоррупционное
контурную
просвещение
карту.
Читать
Формирование
параграф 43, читательской
ответить на грамотности в ходе
вопросы.

http://lants.tellur.ru/history/

www.rulers.narod.ru

www.1939-1945.net

работы с
документами.
48

48 (30). Межнациональные
отношения и национальная
политика России в 1990-е гг.

1 час

49-50

49-50 (31-32). Духовная жизнь
страны в 1990-е гг. и
начале XXI века.
.
51 (33). Наш край в 1990-е гг.

2 часа

52

52 (34). Геополитическое
положение и внешняя
политика России в 1990-е гг.

1 час

53

53 (35). Политическая жизнь
России в начале XXI века.

1 час

54

54 (36). Экономика России в
начале XXI века.
.

1 час

51

Правовое
Читать
просвещение
параграф 44,
учить карту.
ОДНКНР

http://militera.lib.ru

http://www.praviteli.org/

Повторить
всю тему.
1 час

Читать
параграф 45,
оформить
контурную
карту.
Читать
параграф 46,
оформить
контурную
карту.
Читать
параграф 47,
заполнить
таблицу в
тетради.
Читать
параграф 48,
заполнить
контурную
карту.

НРК

http://www.hrono.info/biograf/index.php

Правовое
просвещение

http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp

www.history.ru
Формирование
читательской
грамотности в ходе
работы с
документами.
http://www.museum.ru/museum/1812/index.html
Правовое
просвещение.
Антикоррупционное
просвещение

55

55 (37). Повседневная и
духовная жизнь России в
начале XXI века.

1 час

56

56 (38). Внешняя политика
России в начале XXI века.

1 час

57

57 (19). Глобализация и новые
вызовы XXI века.

1 час

58

58 (20). Международные
отношения в конце XXначале XXI века.

1 час

59-60

59-60 (21-22). Постсоветское
пространство: политическое
развитие, интеграционные
процессы и конфликты.

2 часа

61-62

2 часа
61-62 (23-24). Культура во
второй
половине XX- начале XXI века.
.
63 (39). Россия в 2008-2012 гг. 1 час

63

64-65

64-65 (40-41). Россия в 20122020 гг.

2 часа

Читать
параграф 49,
заполнить
таблицу.
Читать
параграф 50,
ответить на
вопросы.

ОДНКНР

Формирование
читательской
грамотности в ходе
работы с картами.
Формирование
Читать
глобальных
параграф 51,
компетенций в ходе
учить карту.
лекции учителя.
Читать
Формирование
параграф
глобальных
52,учить
компетенций в ходе
карту.
лекции учителя.
ОДНКНР
Читать
параграф 53,
учить карту.
Интеграция с
Читать
литературой
параграф 54,
учить карту.
ОДНКНР Правовое
Читать
просвещение.
параграф 55,
Антикоррупционное
учить карту.
просвещение
ОДНКНР Правовое
Читать
просвещение.
параграф 56,
Антикоррупционное
учить карту
просвещение

http://decemb.hobby.ru/

http://lants.tellur.ru/history/

66

66. Повторительнообобщающий урок по разделу
«Российская Федерация».

1 час

67

67. Наш край в 2000 – 2020 г.

1 час

Повторить
всю тему
НРК
.

68

68. Итоговое повторение

1 час

Повторить
всю тему


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».