Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса составлена на основе «Методических рекомендаций по функциональной грамотности обучающихся 5-9 с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе» ФГБНУ «Института стратегии развития образования российской академии образования» (2021) Функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе. Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информа- ции, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надеж- ность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения. Планируемые результаты Метапредметные и предметные Уровень освоения Планируемый результат Уровень понимания узнавания и находит и извлекает информацию из различных текстов Уровень применения понимания и применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем Уровень синтеза анализа и анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста Уровень оценки оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания (рефлексии) в рамках предметного содержания Уровень оценки оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания (рефлексии) в рамках метапредметного содержания Личностные результаты - осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире); - готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; - ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; - готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; - осознание ценности самостоятельности и инициативы; - наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; - проявление интереса к способам познания; - стремление к самоизменению; - сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; - ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; - установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений; - осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; - активное участие в жизни семьи; - приобретение опыта успешного межличностного общения; - готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах; - проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу; - соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: - освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире; - готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; - осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объек- тах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие. Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности. Метапредметные результаты Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться: овладение универсальными действиями; овладение учебными универсальными познавательными учебными коммуникативными действиями; овладение универсальными регулятивными действиями. - Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); - способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; - готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками индивидуальной и сверстниками, к участию в построении образовательной траектории; - способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность; - способность к совместной деятельности; - овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: базовые логические действия: владеть базовыми логическими операциями: сопоставления и сравнения, группировки, систематизации и классификации, анализа, синтеза, обобщения, выделения главного; - владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических средств; - выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); - устанавливать существенный признак классификации, основания - для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; - с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; - предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; - выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; - выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; - делать умозаключений, выводы с использованием умозаключений по дедуктивных аналогии, и формулировать индуктивных гипотезы о взаимосвязях; - самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); базовые исследовательские действия: - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; - формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; - формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; - проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; - оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); - самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; - прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; работа с информацией: - применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной - учебной задачи и заданных критериев; - выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; - находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; - самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; - оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; - эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: общение: - воспринимать и формулировать соответствии с целями и условиями общения; суждения, выражать эмоции в - выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; - понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; - в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; - публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); - самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; совместная деятельность: работы понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), - распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); - выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; - оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; - сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: самоорганизация: - выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; - ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); - самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; - составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; - делать выбор и брать ответственность за решение; самоконтроль: - владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; - давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; - учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; - объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; - вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; - оценивать соответствие результата цели и условиям; эмоциональный интеллект: - различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; - выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; - регулировать способ выражения эмоций; принятие себя и других: - осознанно относиться к другому человеку, его мнению; - признавать свое право на ошибку и такое же право другого; - принимать себя и других, не осуждая; - открытость себе и другим; - осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности. Занятия по читательской грамотности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература». По учебному предмету «Русский язык»: - понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; - овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; - представление содержания прослушанного или прочитанного учебно- научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента; - извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею; - анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи; - определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту). По учебному предмету «Литература»: - овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное; - умение анализировать произведение в единстве формы и со- держания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения; - овладение текстуально умениями изученных самостоятельной художественных интерпретации произведений (в том и оценки числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа). Характеристика образовательного процесса Программа рассчитана на 1 год обучения, реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений. Общее количество часов: 34 часа, 1 час в неделю. Содержание курса За первый год обучения обучающиеся научатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.), формируется умение применять знания для решения поставленных перед учеником практических задач, учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте, учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания, формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практико-ориентированных задач. В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях используются деловые и дидактические игры, обучающиеся разрабатывают и реализуют мини-проекты, участвуют в турнирах и конкурсах. Тематическое планирование элективного курса «Функциональная грамотность. Читательская грамотность» 5 класс Тема занятия 1. Всего Электронные часов образовательные ресурсы Определение основной темы в фольклорном 1 произведении. Пословицы, поговорки как источник информации 2. 3. Личная ситуация в текстах. 1 Работа с текстом: как выделить главную мысль 1 текста или его частей? 4. Типы текстов: текст-описание (художественное 1 и техническое) 5. Что такое вопрос? Виды вопросов. 1 6. Типы задач на грамотность чтения. Примеры 1 задач. 7. Работа со сплошным текстом 1 8. Определение основной темы и идеи в эпическом 1 произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте Сайт ФГБНУ ИСТРАО, банк заданий и методические рекомендации http://skiv.instrao.ru/b ankzadaniy/chitatelskayagramotnost/ «Задачи, направленные на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (5–9 классы)» https://kimc.ms/soobshc hestva/gmo/gmoruslit/metodicheskayakopilka/[%D0%AD%D0 %98]%20%D0%A1%D0 %B1%D0%BE%D1%80 %D0%BD%D0%B8%D0 9. Древнерусская летопись как источник 1 информации о реалиях времени. 10. Сопоставление содержания художественных 1 текстов. Определение авторской позиции в тексте. 11. Работа с текстом: как понимать информацию, 1 содержащуюся в тексте? 12. Типы текстов: текст-повествование (рассказ, 1 отчет, репортаж) 13. Типы задач на грамотность. 1 Интерпретационные задачи. 14. Работа с несплошным текстом: таблицы и 1 карты. 15. Определение основной темы и идеи в 1 лирическом произведении. содержания текстов 1 16. Сопоставление публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. 17. Работа с текстом: как преобразовывать 1 текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? %BA%20%D0%A7%D0 %B8%D1%82%D0%B0 %D1%82%D0%B5%D0 %BB%D1%8C%D1%81 %D0%BA%D0%BE%D0 %B9%20%D0%B3%D1 %80%D0%B0%D0%BC %D0%BE%D1%82%D0 %BD%D0%BE%D1%81 %D1%82%D0%B8%20( 5%E2%80%939%20%D 0%BA%D0%BB%D0%B0 %D1%81%D1%81%D1 %8B).pdf открытый банк оценочных средств по русскому языку для проведения процедур контроля и оценки качества образования на уровне начального общего (I-IV классы) и основного общего образования (V-IX классы) и среднего общего образования (XXI классы, базовый и углубленный уровни) в рамках проекта «Формирование открытого банка оценочных средств по русскому языку https://fipi.ru/otkrytyybankotsenochnykhsredstv-porusskomuyazyku 18. Типы текстов: текст-объяснение 1 (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). 19. Поиск комментариев, подтверждающих 1 основную мысль текста, предложенного для анализа. 20. Типы задач на грамотность (позиционные 1 задачи) 21. Работа с несплошным текстом: 1 информационные листы и объявления, графики и диаграммы. 22. Определение основной темы и идеи в 1 драматическом произведении. Электронный банк заданий по формированию функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/fun ctionalliteracy/events 23. Учебный текст как источник информации. 1 24. Работа с текстом: как применять 1 информацию из текста в изменённой ситуации? 25. Типы текстов: текст-инструкция (указания к 1 выполнению работы, правила, уставы, законы) 26. Поиск ошибок в предложенном тексте. 1 27. Типы задач на грамотность (информационные 1 задачи) 28. Работа с несплошным текстом: графики и 1 диаграммы 29. Формирование читательских умений с опорой 1 на текст и внетекстовые знания. 30. Сопоставление содержания текстов научного 1 стиля. 31. Критическая оценка степень достоверности 1 содержащейся в тексте информации 32. Типы текстов: текст-аргументация 1 33. Составление плана на основе исходного текста. 1 34. Урок комплексной грамотности оценки Банк заданий - тренажер заданий в формате PISA https://media.prosv.ru/co ntent/?situations=true&kn owledge=1 читательской 1 7 класс № Наименование раздела. Тема урока. урока Поиск информации и понимание текста. 1. 2. Кол-во Электронные часов образовательные ресурсы 11 Определение главной темы и общей цели или назначения 1 текста Различение темы и подтемы специального текста. 1 Сайт ФГБНУ ИСТРАО, банк заданий и методические рекомендации http://skiv.instrao.ru/b ankzadaniy/chitatelskayagramotnost/ 3. 4. Выделение главной и второстепенной информации 1 текста Поиск информации, явно заданной в тексте последовательности 1 5. Выстраивание событий описываемых 1 6. Сопоставление основных текстовых и внетекстовых 1 компонентов. 7 Преобразование информации, данной в виде схемы, в 1 текстовую информацию. 8 Преобразование информации, данной в виде графика, 1 таблицы, в текстовую информацию. 9. Формулирование прямых выводов и заключений на 1 основе фактов, имеющихся в тексте 10. Метафоричность речи, умение понимать образность 1 языка текстов. 11. Проверочная работа по формированию читательской 1 грамотности №1 Преобразование и интерпретация информации 12 11 Поиск в тексте доводов и подтверждение выдвинутых 1 тезисов. 13 Разбор задания «Дом смотрителя» 14 Интерпретация и обобщение представленной в тексте неявно 1 информации, 1 15 Разбор задания «Кино для пчел» 16. Установление связей, не высказанных в тексте напрямую. 1 17 Формирование на основе текста системы аргументов для 1 обоснования определенной позиции 18 Разбор задания «Осознанное потребление» 1 1 19. Сопоставление разных точек зрения и разных источников 1 информации по заданной теме. 20. Применение информации из текста при решении учебно- 1 познавательных задач. 21 Разбор задания «Последняя рубашка» 1 Сборник эталонных заданий. Выпуски 1 и 2: учеб. пособие для общеобразовательны х организаций / под ред. Г. С. Ковалѐвой, А. Ю. Пентина. — М.; СПб.: Просвещение, 2021 Портал РЭШ (https://fg.resh.edu.ru) Электронный банк заданий по формированию функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/f unctionalliteracy/event s Банк заданий тренажер заданий в формате PISA https://media.prosv.ru /content/?situations=tr ue&knowledge=1 22. Проверочная работа по формированию читательской 1 грамотности №2 Критический анализ и оценка информации 23 24. 25 Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире. Разбор задания «Справочное бюро» Нахождение в тексте доводов в защиту своей точки зрения. 26 Разбор задания «Комикс» 27. Обнаружение недостоверности получаемой информации 28 Нахождение путей восполнения пробелов в информации 29. Решение на основе текста учебно-практических задач. 30. Диагностика читательской грамотности. 31. Анализ ошибок, допущенных в работе. 32. Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного. Практическая работа. 33 Практикум по созданию собственных текстов на основе прочитанных текстов 34. 12 Итоговый урок. Повторение Проектирование достижения планируемых образовательных результатов учебного курса Уровни Уровень узнавания и ПОР Находит извлекает Типовые задачи Инструменты и средства и Определить вид текста, его источник. Тексты (учебный, Обосновать своѐ мнение.Выделить художественный, понимания Учим информацию из основную мысль в текст, резюмировать его научно-популярный, воспринимать различных и текстовидею. публицистический; объяснять повествовательный, Предложить или объяснить заголовок, информацию описательный, название текста. Ответить на вопросы словами объяснительный; медийный). текста. Составить вопросы по тексту. Продолжить предложение словами из текста. По содержанию тексты должныбыть Определить назначение текста, привести математические, примеры жизненных ситуаций, в которых естественно-научные, можно и нужно использовать информацию из финансовые. Объѐм: не текста. более одной страницы. Уровень понимания применения Применяет Сформулировать проблему, описанную в Задачи (проблемные, информацию, тексте. Определить контекст. и ситуационные, практикоизвлечѐнную из Выделить информацию, которая имеет ориентированные, текста, для принципиальное значение для решения открытоготипа, разного проблемы. контекстные). Учим думать решения и рода проблем Отразить описанные в тексте факты Проблемнопознавательные и рассуждать отношения между ними в граф-схеме (кластере, задания. Графическая таблице) наглядность: Из предложенных вариантов выбрать граф-схемы, кластеры, возможные пути и способы решения проблемы. таблицы,диаграммы, Вставить пропущенную в тексте интеллект-карты. информацию из таблицы, граф-схемы, Изобразительная диаграммы. наглядность: иллюстрации, Привести примеры жизненных рисунки. Памятки с алгоритмамирешения ситуаций, в которых могут быть применены установленные задач, проблем, заданий пути и способы решения проблемы. Построить алгоритм решения проблемы по данному условию. Уровень исинтеза анализа Анализирует и Выделить составные части в представленной Тексты, задачи, ситуации интегрирует информации Задачи (проблемные, информацию для (тексте, задаче, проблеме), установить между ситуационные, практикопринятия решениянимивзаимосвязи. ориентированные, Учим Сформулировать проблему на основе открытоготипа, анализировать и анализа представленнойситуации. контекстные). интерпретирова Определить контекст проблемной ситуации. Проблемнопознавательные тьпроблемы Определить область знаний, необходимую задания. Графическая для решенияданной проблемы. наглядность: Преобразовать информацию из одной граф-схемы, кластеры, знаковой системы вдругую (текст в схему, таблицы,диаграммы, таблицу, карту и наоборот). Составить интеллект-карты. аннотацию, рекламу, презентацию. Изобразительная Предложить варианты решения проблемы, наглядность: иллюстрации, обосновать их результативность с помощью рисунки. Памятки с алгоритмами решения конкретного предметногознания. Привести примеры жизненных ситуаций, в которых опыт решения данных проблем позволить быть успешным, результативным. Составить алгоритм решения проблем данного класса. Сделать аналитические выводы. Уровень оценки в Принимает Оценить качество представленной Тексты, задачи, ситуации модельные, рамках предметногорешение информации для решенияличных, местных, Карты: на технологические, содержания основеоценки и национальных, глобальных проблемы. ментальные,дорожные интерпретации Предложить пути и способы решения обозначенных проблем. информации Учим оценивать Спрогнозировать (предположить) возможные ипринимать последствияпредложенных действий. решения Оценить предложенные пути и способы решения проблем,выбрать и обосновать наиболее эффективные. Создать дорожную (модельную, технологическую) карту решения проблемы. Уровень оценки в Оценивает Сформулировать проблему (проблемы) на Типичные задачи рамках информацию основе и анализаситуации. Выделить граничные (задания) метапредметного принимает решение и практического характера. метапредметног условия неопределѐнностимногозадачности в условиях Нетипичные задачи (задания) осодержания указанной проблемы. неопределѐнно Отобрать (назвать) необходимые ресурсы метапредметного и сти и многозадачнос практического характера. (знания) длярешения проблемы. Учим действовать ти Выбрать эффективные пути и способы Комплексные контекстныезадачи решения проблемы. Обосновать свой выбор. Доказать (PISA) результативность ицелесообразность выбранных способов деятельности.