Рабочая программа учебного курса Функциональная грамотность. Читательская грамотность. 2023-2024гг.

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса составлена на основе «Методических
рекомендаций

по

функциональной

грамотности

обучающихся

5-9

с

использованием открытого банка заданий на цифровой платформе» ФГБНУ
«Института стратегии развития образования российской академии образования»
(2021)
Функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений,
обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном
обществе.
Читательская

грамотность

–

основа

формирования

функциональной

грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская
грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными
форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в
рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными,
несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и
выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и
второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой
информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия
в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся
в тексте информа- ции, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надеж- ность источника и
достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора
текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.
Планируемые результаты
Метапредметные и предметные
Уровень освоения
Планируемый результат
Уровень
понимания

узнавания

и находит и извлекает информацию из различных текстов

Уровень
применения

понимания

и применяет извлеченную из текста информацию для
решения разного рода проблем

Уровень
синтеза

анализа

и анализирует и интегрирует информацию, полученную
из текста

Уровень
оценки оценивает форму и содержание текста в рамках предметного
содержания
(рефлексии)
в
рамках
предметного содержания

Уровень
оценки оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного
содержания
(рефлексии)
в
рамках
метапредметного содержания

Личностные результаты

-

осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и

своего места в мире);

-

готовность

к

выполнению обязанностей

гражданина и

реализации его прав;

-

ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,

спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

-

готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

-

осознание ценности самостоятельности и инициативы;

-

наличие мотивации к целенаправленной

социально

значимой деятельности;

стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;

-

проявление интереса к способам познания;

-

стремление к самоизменению;

-

сформированность внутренней позиции личности как

особого ценностного

отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

-

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

-

установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности

образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений;

-

осознанный выбор и построение

индивидуальной

траектории образования и

жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

-

активное участие в жизни семьи;

-

приобретение опыта успешного межличностного общения;

-

готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в

коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

-

проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности;

бережного отношения к личному и общественному имуществу;

-

соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в

интернет-среде.
Личностные

результаты,

обеспечивающие

адаптацию

обучающегося

к

изменяющимся условиям социальной и природной среды:

-

освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной

ответственности за свои поступки в мире;

-

готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей

компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других;

-

осознание необходимости в формировании новых знаний,

в том числе

формулировать идеи, понятия, гипотезы об объек- тах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое
развитие.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты

Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям
и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные
учебные действия, составляющие умение учиться:
овладение универсальными
действиями; овладение

учебными

универсальными

познавательными
учебными коммуникативными

действиями; овладение универсальными регулятивными действиями.

-

Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в

нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных
учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности),
учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных
действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);

-

способность их использовать в учебной, познавательной и социальной

практике;

-

готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной

деятельности и организации учебного сотрудничества с

педагогическими

работниками

индивидуальной

и

сверстниками,

к

участию

в

построении

образовательной траектории;

-

способность организовать и реализовать собственную познавательную

деятельность;

-

способность к совместной деятельности;

-

овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание

информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом
назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
владеть базовыми логическими операциями:
сопоставления и сравнения, группировки, систематизации и
классификации, анализа, синтеза, обобщения, выделения главного;

-

владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и

знако-символических средств;

-

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

-

устанавливать существенный признак классификации, основания

-

для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

-

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в

рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

-

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

-

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения

поставленной задачи;

-

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

-

делать

умозаключений,

выводы

с

использованием

умозаключений

по

дедуктивных

аналогии,

и

формулировать

индуктивных
гипотезы

о

взаимосвязях;

-

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи

(сравнивать несколько

вариантов

решения,

выбирать

наиболее подходящий

с учетом самостоятельно выделенных критериев); базовые исследовательские действия:

-

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

-

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и

желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое
и данное;

-

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений

других, аргументировать свою позицию, мнение;

-

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный

эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

-

оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в

ходе исследования (эксперимента);

-

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам

проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;

-

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их

последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах; работа с информацией:

-

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе

информации или данных из источников с учетом предложенной

-

учебной задачи и заданных критериев;

-

выбирать,

анализировать,

систематизировать

и

интерпретировать

информацию различных видов и форм представления;

-

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну

и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

-

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации

и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;

-

оценивать

надежность

информации

по

критериям,

предложенным

педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

-

эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение

системой

универсальных

учебных

познавательных действий обеспечивает

сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение:

-

воспринимать и

формулировать

соответствии с целями и условиями общения;

суждения,

выражать

эмоции в

-

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

-

распознавать невербальные

средства

общения,

понимать

значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

-

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к

собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

-

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу

обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;

-

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,

обнаруживать различие и сходство позиций;

-

публично

представлять результаты

решения

задачи,

выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

-

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации

и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов; совместная деятельность:

работы

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
при

решении

конкретной

проблемы, обосновывать

необходимость

применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;

-

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия

по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;

-

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность

руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою
роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),

-

распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

-

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по

своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

-

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,

самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

-

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды

в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность
к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает

сформированность

социальных

навыков

и

эмоционального

интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:

-

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

-

ориентироваться

в

различных

подходах

принятия

решений

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

-

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),

выбирать способ решения учебной задачи с

учетом имеющихся ресурсов и

собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

-

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма

решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых
знаний об изучаемом объекте; - делать выбор и брать ответственность за решение;
самоконтроль:

-

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

-

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

-

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при

решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

-

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,

давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;

-

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,

изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

-

оценивать соответствие результата цели и условиям; эмоциональный

интеллект:

-

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями

других;

-

выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения

другого;

-

регулировать способ выражения эмоций; принятие себя и других:

-

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

-

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

-

принимать себя и других, не осуждая;

-

открытость себе и другим;

-

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение

системой

универсальных

учебных

регулятивных

действий

обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего образования
представлены

с

учетом

специфики

содержания

предметных

областей,

затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и
оценке функциональной грамотности.

Занятия по читательской грамотности вносят вклад в достижение следующих
предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература».
По учебному предмету «Русский язык»:

-

понимание

прослушанных

или

прочитанных

учебно-научных,

официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных
функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной
форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию
текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и
письменной форме содержания текста;

-

овладение умениями информационной переработки прослушанного или

прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и
скрытой информации в тексте;

-

представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-

научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его
фрагмента;

-

извлечение информации из различных источников, ее осмысление и

оперирование ею;

-

анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных

речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;

-

определение

лексического

значения

слова

разными

способами

(установление значения слова по контексту).
По учебному предмету «Литература»:

-

овладение умениями смыслового анализа художественной литературы,

умениями

воспринимать,

анализировать,

интерпретировать

и

оценивать

прочитанное;

-

умение анализировать произведение в единстве формы и со- держания;

определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя,
повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные

особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности
языка художественного произведения;

-

овладение

текстуально

умениями

изученных

самостоятельной

художественных

интерпретации

произведений

(в

том

и

оценки
числе

с

использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать,
понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в
целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных
потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и
методов эстетического анализа).
Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 1 год обучения, реализуется из части учебного плана,
формируемого участниками образовательных отношений.
Общее количество часов: 34 часа, 1 час в неделю.
Содержание курса
За первый год обучения обучающиеся научатся находить и извлекать
информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков,
таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях.
Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация
представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и
производство, общество и др.), формируется умение применять знания для
решения поставленных перед учеником практических задач, учатся анализировать
и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в
разном контексте, учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные
перед ними проблемы в рамках предметного содержания, формируется умение
оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно
различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного
содержания
Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и
обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия,
диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети
Интернет; решение ситуационных и практико-ориентированных задач.

В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях
используются деловые и дидактические игры, обучающиеся разрабатывают и
реализуют мини-проекты, участвуют в турнирах и конкурсах.
Тематическое планирование элективного курса
«Функциональная грамотность. Читательская грамотность»
5 класс
Тема занятия

1.

Всего
Электронные
часов образовательные ресурсы

Определение основной темы в фольклорном 1
произведении.
Пословицы,
поговорки
как
источник
информации

2.
3.

Личная ситуация в текстах.
1
Работа с текстом: как выделить главную мысль 1
текста или его частей?
4. Типы текстов: текст-описание (художественное 1
и техническое)
5. Что такое вопрос? Виды вопросов.
1
6. Типы задач на грамотность чтения. Примеры 1
задач.
7. Работа со сплошным текстом
1
8. Определение основной темы и идеи в эпическом 1
произведении.
Определение
авторской
позиции
в
художественном тексте

Сайт ФГБНУ ИСТРАО, банк
заданий
и
методические
рекомендации
http://skiv.instrao.ru/b ankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
«Задачи,
направленные
на
формирование
читательской
грамотности на уроках русского языка
и литературы (5–9 классы)»
https://kimc.ms/soobshc
hestva/gmo/gmoruslit/metodicheskayakopilka/[%D0%AD%D0
%98]%20%D0%A1%D0
%B1%D0%BE%D1%80
%D0%BD%D0%B8%D0

9.

Древнерусская
летопись
как
источник 1
информации о реалиях времени.
10. Сопоставление содержания художественных 1
текстов.
Определение авторской позиции в тексте.
11. Работа с текстом: как понимать информацию, 1
содержащуюся в тексте?
12. Типы текстов: текст-повествование (рассказ, 1
отчет, репортаж)
13. Типы задач на грамотность.
1
Интерпретационные задачи.
14. Работа с несплошным текстом: таблицы и 1
карты.
15. Определение основной темы и идеи в 1
лирическом произведении.
содержания
текстов 1
16. Сопоставление
публицистического стиля.
Общественная ситуация в текстах.
17. Работа с текстом: как преобразовывать
1
текстовую информацию с учётом цели
дальнейшего использования?

%BA%20%D0%A7%D0
%B8%D1%82%D0%B0
%D1%82%D0%B5%D0
%BB%D1%8C%D1%81
%D0%BA%D0%BE%D0
%B9%20%D0%B3%D1
%80%D0%B0%D0%BC
%D0%BE%D1%82%D0
%BD%D0%BE%D1%81
%D1%82%D0%B8%20(
5%E2%80%939%20%D
0%BA%D0%BB%D0%B0
%D1%81%D1%81%D1
%8B).pdf

открытый банк оценочных средств
по русскому языку для проведения
процедур контроля и оценки качества
образования на уровне начального
общего (I-IV классы) и основного
общего образования (V-IX классы) и
среднего общего образования (XXI
классы,
базовый
и
углубленный
уровни)
в
рамках
проекта
«Формирование
открытого
банка
оценочных средств по русскому языку
https://fipi.ru/otkrytyybankotsenochnykhsredstv-porusskomuyazyku

18. Типы текстов: текст-объяснение
1
(объяснительное сочинение, резюме,
толкование, определение).
19. Поиск комментариев, подтверждающих
1
основную мысль текста, предложенного
для анализа.
20. Типы задач на грамотность (позиционные 1
задачи)
21. Работа
с
несплошным
текстом:
1
информационные листы и объявления,
графики и диаграммы.
22. Определение основной темы и идеи в
1
драматическом произведении.

Электронный
банк
заданий
по
формированию
функциональной
грамотности
https://fg.resh.edu.ru/fun
ctionalliteracy/events

23. Учебный текст как источник информации.
1
24. Работа с текстом: как применять
1
информацию
из
текста
в
изменённой ситуации?
25. Типы текстов: текст-инструкция (указания к 1
выполнению
работы, правила, уставы, законы)
26. Поиск ошибок в предложенном тексте.
1
27. Типы задач на грамотность (информационные 1
задачи)
28. Работа с несплошным текстом: графики и 1
диаграммы
29. Формирование читательских умений с опорой 1
на текст и внетекстовые знания.
30. Сопоставление содержания текстов научного 1
стиля.
31. Критическая оценка степень достоверности 1
содержащейся в тексте информации
32. Типы текстов: текст-аргументация
1
33. Составление плана на основе исходного текста. 1
34. Урок комплексной
грамотности

оценки

Банк заданий - тренажер заданий в
формате PISA
https://media.prosv.ru/co
ntent/?situations=true&kn owledge=1

читательской 1

7 класс
№
Наименование раздела. Тема урока.
урока

Поиск информации и понимание текста.
1.

2.

Кол-во
Электронные
часов
образовательные ресурсы

11

Определение главной темы и общей цели или назначения 1
текста
Различение темы и подтемы специального текста.

1

Сайт ФГБНУ ИСТРАО, банк
заданий
и
методические
рекомендации
http://skiv.instrao.ru/b ankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

3.

4.

Выделение главной и второстепенной информации 1
текста
Поиск информации, явно заданной в тексте
последовательности

1

5.

Выстраивание
событий

описываемых 1

6.

Сопоставление основных текстовых и внетекстовых 1
компонентов.

7

Преобразование информации, данной в виде схемы, в 1
текстовую информацию.

8

Преобразование информации, данной в виде графика, 1
таблицы, в текстовую информацию.

9.

Формулирование прямых выводов и заключений на 1
основе фактов, имеющихся в тексте

10.

Метафоричность речи, умение понимать образность 1
языка текстов.

11.

Проверочная работа по формированию читательской 1
грамотности №1
Преобразование и интерпретация информации

12

11

Поиск в тексте доводов и подтверждение выдвинутых 1
тезисов.

13

Разбор задания «Дом смотрителя»

14

Интерпретация
и
обобщение
представленной в тексте неявно

1
информации, 1

15

Разбор задания «Кино для пчел»

16.

Установление связей, не высказанных в тексте напрямую. 1

17

Формирование на основе текста системы аргументов для 1
обоснования определенной позиции

18

Разбор задания «Осознанное потребление»

1

1

19.

Сопоставление разных точек зрения и разных источников 1
информации по заданной теме.

20.

Применение информации из текста при решении учебно- 1
познавательных задач.

21

Разбор задания «Последняя рубашка»

1

Сборник эталонных заданий.
Выпуски 1 и 2: учеб. пособие для
общеобразовательны
х
организаций / под ред. Г. С.
Ковалѐвой, А. Ю. Пентина. —
М.; СПб.:
Просвещение, 2021

Портал РЭШ
(https://fg.resh.edu.ru)
Электронный банк заданий по
формированию функциональной
грамотности
https://fg.resh.edu.ru/f
unctionalliteracy/event s
Банк заданий тренажер
заданий
в
формате
PISA
https://media.prosv.ru
/content/?situations=tr
ue&knowledge=1

22.

Проверочная работа по формированию читательской 1
грамотности №2
Критический анализ и оценка информации

23

24.
25

Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из
своих представлений о мире.
Разбор задания «Справочное бюро»
Нахождение в тексте доводов в защиту своей точки
зрения.

26

Разбор задания «Комикс»

27.

Обнаружение недостоверности получаемой информации

28

Нахождение путей восполнения пробелов в информации

29.

Решение на основе текста учебно-практических задач.

30.

Диагностика читательской грамотности.

31.

Анализ ошибок, допущенных в работе.

32.

Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного.
Практическая работа.

33

Практикум по созданию собственных текстов на основе
прочитанных текстов

34.

12

Итоговый урок. Повторение

Проектирование достижения планируемых образовательных результатов учебного
курса
Уровни
Уровень
узнавания и

ПОР
Находит
извлекает

Типовые задачи

Инструменты
и
средства
и Определить вид текста, его источник. Тексты
(учебный,
Обосновать своѐ мнение.Выделить
художественный,

понимания Учим информацию из основную мысль в текст, резюмировать его научно-популярный,
воспринимать
различных
и
текстовидею.
публицистический;
объяснять
повествовательный,
Предложить или объяснить заголовок,
информацию
описательный,
название текста. Ответить на вопросы словами
объяснительный; медийный).
текста. Составить вопросы по тексту.
Продолжить предложение словами из текста. По содержанию тексты
должныбыть
Определить назначение текста, привести
математические,
примеры жизненных ситуаций, в которых
естественно-научные,
можно и нужно использовать информацию из
финансовые. Объѐм: не
текста.
более одной страницы.

Уровень
понимания
применения

Применяет
Сформулировать проблему, описанную в Задачи
(проблемные,
информацию,
тексте. Определить контекст.
и
ситуационные, практикоизвлечѐнную из
Выделить информацию, которая имеет
ориентированные,
текста,
для
принципиальное
значение
для
решения
открытоготипа,
разного
проблемы.
контекстные).
Учим думать решения
и
рода проблем
Отразить описанные в тексте факты Проблемнопознавательные
и
рассуждать
отношения между ними в граф-схеме (кластере,
задания.
Графическая
таблице)
наглядность:
Из предложенных вариантов выбрать граф-схемы,
кластеры,
возможные пути и способы решения проблемы.
таблицы,диаграммы,
Вставить
пропущенную
в
тексте
интеллект-карты.
информацию
из
таблицы,
граф-схемы,
Изобразительная
диаграммы.
наглядность: иллюстрации,
Привести
примеры
жизненных
рисунки.
Памятки
с
алгоритмамирешения
ситуаций, в
которых
могут
быть применены
установленные задач, проблем, заданий
пути
и способы решения проблемы.
Построить алгоритм решения проблемы по
данному условию.

Уровень
исинтеза

анализа Анализирует и Выделить составные части в представленной Тексты, задачи, ситуации
интегрирует
информации
Задачи
(проблемные,
информацию для (тексте, задаче, проблеме), установить между
ситуационные, практикопринятия решениянимивзаимосвязи.
ориентированные,
Учим
Сформулировать проблему на основе открытоготипа,
анализировать
и
анализа
представленнойситуации. контекстные).
интерпретирова
Определить контекст проблемной ситуации. Проблемнопознавательные
тьпроблемы
Определить область знаний, необходимую
задания.
Графическая
для решенияданной
проблемы.
наглядность:
Преобразовать информацию из одной
граф-схемы,
кластеры,
знаковой системы вдругую (текст в схему, таблицы,диаграммы,
таблицу, карту и наоборот). Составить интеллект-карты.
аннотацию, рекламу, презентацию.
Изобразительная
Предложить варианты решения проблемы,
наглядность: иллюстрации,
обосновать их результативность с помощью
рисунки.
Памятки
с
алгоритмами решения
конкретного предметногознания.
Привести примеры жизненных ситуаций, в
которых опыт решения

данных проблем позволить быть успешным,
результативным.
Составить алгоритм решения проблем
данного класса. Сделать аналитические выводы.
Уровень оценки в Принимает
Оценить
качество
представленной
Тексты, задачи, ситуации
модельные,
рамках предметногорешение
информации
для решенияличных, местных, Карты:
на
технологические,
содержания
основеоценки и национальных, глобальных проблемы.
ментальные,дорожные
интерпретации Предложить пути и способы решения
обозначенных проблем.
информации
Учим
оценивать
Спрогнозировать (предположить) возможные
ипринимать
последствияпредложенных действий.
решения
Оценить предложенные пути и способы
решения проблем,выбрать
и обосновать
наиболее эффективные.
Создать дорожную (модельную,
технологическую) карту решения
проблемы.

Уровень оценки в Оценивает
Сформулировать проблему (проблемы) на Типичные задачи
рамках
информацию
основе
и
анализаситуации. Выделить граничные (задания) метапредметного
принимает решение
и практического характера.
метапредметног
условия
неопределѐнностимногозадачности
в условиях
Нетипичные задачи (задания)
осодержания
указанной проблемы.
неопределѐнно Отобрать (назвать) необходимые ресурсы
метапредметного
и
сти
и
многозадачнос
практического
характера.
(знания)
длярешения
проблемы.
Учим действовать
ти
Выбрать эффективные пути и способы Комплексные
контекстныезадачи
решения проблемы.
Обосновать
свой
выбор.
Доказать (PISA)
результативность ицелесообразность
выбранных способов деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».