Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса составлена на основе «Методических рекомендаций по математической грамотности обучающихся 5-9 с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе» ФГБНУ «Института стратегии развития образования российской академии образования» (2021) Функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе. Основной целью программы является развитие математической грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Программа нацелена на развитие способности человека способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); Планируемые результаты Метапредметные и предметные Уровень освоения Планируемый результат Уровень узнавания понимания находит и извлекает математическую информацию в различном и контексте Уровень понимания применения применяет математические знания для решения разного рода и проблем Уровень анализа и синтеза формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации Уровень (рефлексии) в рамках содержания оценки интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации предметного Уровень оценки интерпретирует и оценивает математические результаты в (рефлексии) в контексте национальной или глобальной ситуации рамках метапредметного содержания Личностные результаты - оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному Программа рассчитана на 1 год обучения (5 класс), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений. Общее количество часов: 34, 1 час в неделю Содержание курса В 5 классе обучающиеся научатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.), формируется умение применять знания для решения поставленных перед учеником практических задач, учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте, учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания, формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практикоориентированных задач; проведение экспериментов и опытов. В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях используются деловые и дидактические игры, обучающиеся разрабатывают и реализуют мини-проекты, участвуют в турнирах и конкурсах. Проектирование достижения планируемых образовательных результатов курса Уровни ПОР Типовые задачи Инструменты средства и Уровень узнавания понимания Находит и извлекает Определить вид текста, его Тексты информацию из источник. Обосновать своѐ (учебный, различных текстов мнение. художественны й, Выделить основную научнопопулярный, мысль в текст, резюмировать его публицистическ ий; идею. Предложить или объяснить Учим воспринимать и объяснять заголовок, название текста. повествователь ный, описательный, информацию Ответить на вопросы словами текста. Составить вопросы объяснительны по й; медийный). тексту. содержанию Продолжить предложение По тексты должны быть словами из текста. математические Определить назначение текста, привести примеры жизненных , ситуаций, в которых можно естественнонаучные, и финансовые. Объѐм: не нужно использовать информацию из текста. и более страницы. одной Уровень понимания и Применяет Сформулировать проблему, Задачи (проблемные, описанную в тексте. Определить применения информацию, ситуационные, контекст. извлечѐнную из для решения Выделить информацию, которая практикоориент Учим думать текста, и разного рода проблемимеет принципиальное значение ированные, рассуждать для решения проблемы. Отразить открытого типа, описанные в тексте факты контекстные). и отношения между ними в граф- Проблемно схеме (кластере, таблице) познавательные Из предложенных вариантов задания. Графическая выбрать возможные пути наглядность: и способы решения проблемы. граф-схемы, Вставить пропущенную в тексте кластеры, таблицы, информацию из таблицы, графдиаграммы, схемы, диаграммы. интеллектПривести примеры жизненных карты. ситуаций, в которых могут быть Изобразительн ая применены установленные путинаглядность: и способы решения проблемы. иллюстрации, Построить алгоритм решения рисунки. Памятки с проблемы по данному условию. алгоритмами решения задач, проблем, заданий Уровень анализа Анализирует и синтеза интегрирует информацию принятия решения Учим анализировать и интерпретирова ть проблемы и Выделить составные части в Тексты, задачи, представленной информации ситуации Задачи для (тексте, задаче, проблеме), (проблемные, установить между ними ситуационные, взаимосвязи. Сформулировать практикоориент проблему на основе анализа ированные, открытого представленной ситуации. типа, контекстные). Определить Проблемно- контекст проблемной ситуации. познавательные Определить область знаний, задания. Графическая графнеобходимую для решения наглядность: кластеры, данной проблемы. схемы, Преобразовать информацию таблицы, из одной знаковой системы в другую (текст в схему, таблицу, карту и наоборот). Составить аннотацию, рекламу, диаграммы, презентацию. Предложить интеллектварианты решения проблемы, карты. обосновать их результативностьИзобразительн с помощью конкретного наглядность: предметного знания. иллюстрации, Привести примеры жизненных рисунки. ситуаций, в которых опыт решения Памятки данных проблем позволить бытьалгоритмами успешным, результативным. решения Составить алгоритм решения проблем данного класса. Сделать аналитические выводы. ая с Уровень оценки в Принимает Оценить качество Тексты, задачи, ситуации Карты: рамках предметно- го решение на основе представленной оценки и интерпретации информации для модельные, содержания информации решения личных, местных,технологически ментальные, национальных, глобальных е, Учим оценивать и проблемы. Предложить пути идорожные принимать решения способы решения обозначенных проблем. Спрогнозировать Оценить предложенные пути и способы решения проблем, выбрать и обосновать наиболее эффективные. Создать дорожную (модельную, технологическую) карту решения проблемы. Уровень оценки в рамках метапредметног о содержания Оценивает задачи Сформулировать проблему Типичные (задания) информацию и (проблемы) на метапредметног о принимает основе анализа ситуации. решение в Выделить граничные условия и условиях практического неопределѐнности и характера. Нетипичные Учим действоватьнеопределѐнност многозадачности и многозадачности указанной проблемы. задачи (задания) метапредметног о Отобрать (назвать) и необходимые ресурсы практического (знания) для решения характера. проблемы. Выбрать эффективные пути и Комплексные задачи способы решения проблемы.контекстные (PISA) Обосновать свой выбор. Доказать результативность и целесообразность выбранных способов деятельности. Тематическое планирование элективного курса «Математическая грамотность» 5 класс Тема занятия Всего часов 1. Применение чисел и действий над ними. 1 Счет и десятичная система счисления. 2. 3. Сюжетные задачи, решаемые с конца. 1 Задачи на переливание (задача Пуассона) 1 и взвешивание. 4. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду 5. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. 1 Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на 1 части и составление модели. 6. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до 1 Вселенной) длительность процессов окружающего мира. 7. Комбинаторные задачи. Представление 1 данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. 8. Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. 9. Вычисление величины, применение 1 пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. 10. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. 11. Инварианты: задачи на четность 1 (чередование, разбиение на пары). 1 1 Логические задачи, решаемые с помощью 1 таблиц. 13. Графы и их применение в решении задач. 1 12. 14. Геометрические задачи на построение и 1 на изучение свойств фигур: геометрические Электронные образовательные ресурсы Сайт ФГБНУ ИСТРАО, банк заданий и методические рекомендации http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ «Задачи, направленные на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (5–9 классы)» https://kimc.ms/soobshchestva/gm o/gmo-ruslit/metodicheskaya- kopilka/[%D0%AD%D0%98]%20 %D0%A1%D0%B1%D0%BE%D 1%80%D0%BD%D0%B8%D0% BA%20%D0%A7%D0%B8%D1 %82%D0%B0%D1%82%D0%B5 %D0%BB%D1%8C%D1%81%D 0%BA%D0%BE%D0%B9%20% D0%B3%D1%80%D0%B0%D0% BC%D0%BE%D1%82%D0%BD %D0%BE%D1%81%D1%82%D0 %B8%20(5%E2%80%939%20% D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1 %81%D1%81%D1%8B).pdf открытый банк оценочных средств по русскому языку для проведения процедур контроля и оценки качества образования на уровне начального общего (IIV классы) и основного общего образования (V-IX классы) и среднего общего образования (X-XI классы, базовый и углубленный уровни) в рамках проекта «Формирование открытого банка оценочных средств по русскому языку https://fipi.ru/otkrytyybankotsenochnykh-sredstv-po- russkomu-yazyku фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. 15. Элементы логики, теории вероятности, 2 комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. 16. Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. 17. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в 1 ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. 1 Решение задач на вероятность событий в 1 реальной жизни. 19. Элементы теории множеств как 1 объединяющее основание многих направлений математики. 18. 20. Статистические явления, представленные 1 в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. 21. Работа с информацией, представленной в 1 форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. 22. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение 1 формул в повседневной жизни. 23. Математическое описание зависимости 1 между переменными в различных процессах. 24. Интерпретация трѐхмерных изображений 1 25. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. 1 26. Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. 2 Представление данных в виде таблиц. 1 Простые и сложные вопросы. 28. Представление данных в виде диаграмм. 1 Простые и сложные вопросы. 27. 29. Задачи с лишними данными. 2 Электронный банк заданий по формированию функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/functionallit eracy/events Банк заданий - тренажер заданий в формате PISA https://media.prosv.ru/content/?sit uations=true&knowledge=1 30. Количественные рассуждения, связанные 1 со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществомвычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. 31. Урок комплексной математической грамотности 32. Итого оценки 1 34