Рабочая программа учебного курса Функциональная грамотность. Математическая грамотность. 2023-2024гг.

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса составлена на основе «Методических
рекомендаций по математической грамотности обучающихся 5-9 с использованием
открытого банка заданий на цифровой платформе» ФГБНУ «Института стратегии
развития образования российской академии образования» (2021)
Функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений,
обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном
обществе.
Основной целью программы является развитие математической грамотности
учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования,
равенства доступа к образованию.
Программа нацелена
на
развитие
способности человека
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику
в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические
рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и
инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает
людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
Планируемые результаты
Метапредметные и предметные
Уровень освоения

Планируемый результат

Уровень
узнавания
понимания

находит и извлекает математическую информацию в различном
и контексте

Уровень
понимания
применения

применяет математические знания для решения разного рода
и проблем

Уровень анализа и синтеза формулирует математическую проблему на основе анализа
ситуации
Уровень
(рефлексии) в
рамках
содержания

оценки интерпретирует и оценивает математические данные в контексте
лично значимой ситуации
предметного

Уровень
оценки интерпретирует и оценивает математические результаты в
(рефлексии) в
контексте национальной или глобальной ситуации
рамках метапредметного
содержания

Личностные результаты

- оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению
к прочитанному
Программа рассчитана на 1 год обучения (5 класс), реализуется из части
учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений.
Общее количество часов: 34, 1 час в неделю
Содержание курса
В 5 классе обучающиеся научатся находить и извлекать информацию
различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм,
представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются
тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена
в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство,
общество и др.), формируется умение применять знания для решения поставленных
перед учеником практических задач, учатся анализировать и обобщать
(интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном
контексте, учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед
ними проблемы в рамках предметного содержания, формируется умение
оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно
различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного
содержания
Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и
обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия,
диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети
Интернет; решение ситуационных и практикоориентированных задач; проведение
экспериментов и опытов.
В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях
используются деловые и дидактические игры, обучающиеся разрабатывают и
реализуют мини-проекты, участвуют в турнирах и конкурсах.
Проектирование достижения планируемых образовательных результатов курса
Уровни
ПОР
Типовые задачи
Инструменты
средства

и

Уровень
узнавания
понимания

Находит и извлекает Определить вид текста, его Тексты
информацию
из
источник.
Обосновать
своѐ (учебный,
различных текстов мнение.
художественны
й,
Выделить
основную
научнопопулярный,
мысль в текст, резюмировать его
публицистическ ий;
идею. Предложить или объяснить
Учим воспринимать
и
объяснять
заголовок,
название
текста. повествователь ный,
описательный,
информацию
Ответить на вопросы словами
текста. Составить вопросы объяснительны
по
й; медийный).
тексту.
содержанию
Продолжить
предложение По
тексты
должны
быть
словами из текста.
математические
Определить назначение текста,
привести примеры жизненных ,
ситуаций, в которых можно естественнонаучные,
и
финансовые.
Объѐм: не
нужно использовать информацию
из текста.
и

более
страницы.

одной

Уровень понимания и Применяет
Сформулировать
проблему, Задачи
(проблемные,
описанную в тексте. Определить
применения
информацию,
ситуационные,
контекст.
извлечѐнную
из
для решения Выделить информацию, которая практикоориент
Учим
думать текста,
и
разного рода проблемимеет принципиальное значение ированные,
рассуждать
для решения проблемы. Отразить
открытого
типа,
описанные в тексте факты контекстные).
и
отношения между ними в граф- Проблемно
схеме (кластере, таблице)
познавательные
Из предложенных вариантов
задания. Графическая
выбрать возможные пути наглядность:
и
способы решения проблемы.
граф-схемы,
Вставить пропущенную в тексте кластеры, таблицы,
информацию из таблицы, графдиаграммы,
схемы, диаграммы.
интеллектПривести примеры жизненных карты.
ситуаций, в которых могут быть
Изобразительн
ая
применены установленные путинаглядность:
и
способы решения проблемы.
иллюстрации,
Построить алгоритм решения рисунки. Памятки с
проблемы по данному условию. алгоритмами решения
задач,
проблем,
заданий

Уровень анализа
Анализирует
и синтеза
интегрирует
информацию
принятия решения
Учим анализировать
и интерпретирова ть
проблемы

и Выделить составные части в Тексты,
задачи,
представленной
информации
ситуации
Задачи
для
(тексте,
задаче,
проблеме),
(проблемные,
установить
между
ними
ситуационные,
взаимосвязи.
Сформулировать практикоориент
проблему на основе анализа
ированные, открытого
представленной
ситуации.
типа,
контекстные).
Определить
Проблемно-

контекст проблемной ситуации. познавательные
Определить область знаний, задания. Графическая
графнеобходимую для решения наглядность:
кластеры,
данной
проблемы. схемы,
Преобразовать информацию таблицы,
из одной знаковой системы в
другую (текст в схему,
таблицу, карту и наоборот).

Составить аннотацию, рекламу, диаграммы,
презентацию.
Предложить
интеллектварианты решения проблемы, карты.
обосновать их результативностьИзобразительн
с
помощью
конкретного
наглядность:
предметного знания.
иллюстрации,
Привести примеры жизненных
рисунки.
ситуаций, в которых опыт решения Памятки
данных проблем позволить бытьалгоритмами
успешным, результативным.
решения
Составить алгоритм решения
проблем данного класса. Сделать
аналитические выводы.

ая

с

Уровень оценки в Принимает
Оценить
качество Тексты,
задачи,
ситуации Карты:
рамках предметно- го решение на основе
представленной
оценки и интерпретации информации для
модельные,
содержания
информации
решения личных, местных,технологически
ментальные,
национальных,
глобальных е,
Учим оценивать и
проблемы. Предложить пути идорожные
принимать решения
способы решения обозначенных
проблем.
Спрогнозировать
Оценить предложенные пути и
способы
решения
проблем,
выбрать и обосновать наиболее

эффективные.
Создать
дорожную
(модельную,
технологическую) карту решения
проблемы.

Уровень оценки
в
рамках
метапредметног
о
содержания

Оценивает
задачи
Сформулировать
проблему Типичные
(задания)
информацию
и
(проблемы)
на
метапредметног
о
принимает
основе анализа ситуации.
решение
в Выделить граничные условия и
условиях
практического
неопределѐнности
и
характера. Нетипичные
Учим действоватьнеопределѐнност
многозадачности
и многозадачности указанной
проблемы. задачи (задания)
метапредметног о
Отобрать
(назвать)
и
необходимые
ресурсы
практического
(знания)
для
решения
характера.
проблемы.
Выбрать эффективные пути и Комплексные
задачи
способы решения проблемы.контекстные
(PISA)
Обосновать
свой
выбор.
Доказать результативность и
целесообразность
выбранных
способов деятельности.

Тематическое планирование элективного курса
«Математическая грамотность»
5 класс

Тема занятия

Всего часов

1.

Применение чисел и действий над ними. 1
Счет и десятичная система счисления.

2.
3.

Сюжетные задачи, решаемые с конца.
1
Задачи на переливание (задача Пуассона) 1
и взвешивание.

4.

Логические задачи: задачи о
«мудрецах», о лжецах и тех, кто
всегда говорит правду

5.

Первые шаги в геометрии.
Простейшие геометрические фигуры. 1
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание
и перекраивание. Разбиение объекта на

1

части и составление модели.

6.

Размеры объектов окружающего мира
(от элементарных частиц до
1
Вселенной) длительность процессов
окружающего мира.

7.

Комбинаторные задачи. Представление 1
данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

8.

Числа и единицы измерения: время,
деньги, масса, температура, расстояние.

9.

Вычисление
величины,
применение 1
пропорций
прямо
пропорциональных
отношений для решения проблем.

10.

Текстовые задачи, решаемые
арифметическим способом: части,
проценты, пропорция, движение,
работа.

11.

Инварианты:
задачи
на
четность 1
(чередование, разбиение на пары).

1

1

Логические задачи, решаемые с помощью 1
таблиц.
13. Графы и их применение в решении задач. 1
12.

14.

Геометрические задачи на построение и 1
на изучение свойств фигур: геометрические

Электронные
образовательные ресурсы
Сайт ФГБНУ ИСТРАО, банк
заданий и методические рекомендации
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
«Задачи,
направленные
на
формирование
читательской
грамотности на уроках русского языка
и литературы (5–9 классы)»
https://kimc.ms/soobshchestva/gm

o/gmo-ruslit/metodicheskaya-

kopilka/[%D0%AD%D0%98]%20
%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D
1%80%D0%BD%D0%B8%D0%
BA%20%D0%A7%D0%B8%D1
%82%D0%B0%D1%82%D0%B5
%D0%BB%D1%8C%D1%81%D
0%BA%D0%BE%D0%B9%20%
D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%
BC%D0%BE%D1%82%D0%BD
%D0%BE%D1%81%D1%82%D0
%B8%20(5%E2%80%939%20%
D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1
%81%D1%81%D1%8B).pdf
открытый банк оценочных средств
по русскому языку для проведения
процедур контроля и оценки качества
образования на уровне начального
общего (IIV классы) и основного
общего образования (V-IX классы) и
среднего общего образования
(X-XI
классы,
базовый
и
углубленный уровни) в рамках
проекта «Формирование открытого
банка оценочных средств по русскому
языку
https://fipi.ru/otkrytyybankotsenochnykh-sredstv-po-

russkomu-yazyku

фигуры
на
клетчатой
бумаге,
конструирование.
15. Элементы логики, теории вероятности, 2
комбинаторики:
таблицы,
диаграммы,
вычисление
вероятности.
16.

Задачи
практико-ориентированного
содержания: на движение, на совместную
работу.

17.

Геометрические задачи на построения и
на изучение свойств фигур, возникающих в 1
ситуациях повседневной жизни, задач
практического содержания.

1

Решение задач на вероятность событий в 1
реальной жизни.
19. Элементы
теории
множеств
как 1
объединяющее
основание
многих
направлений математики.
18.

20.

Статистические явления, представленные 1
в различной форме:
текст, таблица, столбчатые и линейные
диаграммы, гистограммы.

21.

Работа с информацией, представленной в 1
форме таблиц, диаграмм столбчатой или
круговой, схем.

22.

Вычисление расстояний на местности в
стандартных ситуациях и применение 1
формул в повседневной жизни.

23.

Математическое описание зависимости 1
между переменными в различных процессах.

24.

Интерпретация трѐхмерных изображений 1

25.

Определение ошибки измерения,
определение шансов наступления того
или иного события.

1

26.

Решение типичных математических
задач, требующих прохождения этапа
моделирования.

2

Представление данных в виде таблиц. 1
Простые и сложные вопросы.
28. Представление данных в виде диаграмм. 1
Простые и сложные вопросы.
27.

29.

Задачи с лишними данными.

2

Электронный банк заданий по
формированию
функциональной
грамотности
https://fg.resh.edu.ru/functionallit
eracy/events
Банк заданий - тренажер заданий в
формате
PISA
https://media.prosv.ru/content/?sit
uations=true&knowledge=1

30.

Количественные рассуждения, связанные 1
со
смыслом
числа,
различными
представлениями
чисел,
изяществомвычислений, вычислениями в
уме, оценкой разумности результатов.

31.

Урок
комплексной
математической грамотности

32.

Итого

оценки 1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».