Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" 8 класс 2023г.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Основными индикаторами достижения поставленных целей изучения русского языка,
имеющих метапредметный статус, служат:
Личностные универсальные учебные действия
• умение соотносить поступки и события с принятыми эстетическими принципами знание
моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения
Регулятивные универсальные учебные действия
• ставить и адекватно формулировать цель деятельности
• планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее, осуществлять
самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.
Познавательные универсальные учебные действия
• формулировать проблему
• выдвигать аргументы
• строить логическую цепь рассуждения
• находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис
• осуществлять библиографический поиск
• извлекать необходимую информацию из различных источников
• определять основную и второстепенную информацию
• осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели
применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
• перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.
Коммуникативные универсальные учебные действия
• владеть всеми видами речевой деятельности
• строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми
• адекватно воспринимать устную и письменную речь
• точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по
• поставленной проблеме, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и
письменной речи и правила русского речевого этикета и др. Познавательные УУД
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему
слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других
явлений;
• определять
обстоятельства,
которые
предшествовали
возникновению
связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

•
•
•
•
•
•
•
•

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к
общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить
объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные
причины, возможные последствия заданной

•

причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на
основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной
аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных
характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;
• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать
текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
• резюмировать главную идею текста;

• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный - учебный, научно-популярный, информационный,
текст non-fiction); критически оценивать содержание и форму текста.
4.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
• определять свое отношение к природной среде;
• анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
• проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
• прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого
фактора;
• распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите
окружающей среды;
• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем. Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение
(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали
продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать
контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед
группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять
в
рамках
диалога
разрывы
в
коммуникации,
обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:

• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми

(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; •
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках
диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых
блоков своего выступления;
• использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные
под руководством учителя;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения
коммуникативного контакта и обосновывать его.
1.
Формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования
информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ).
Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения
учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих
мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями
коммуникации;
• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель
решения задачи;
• использовать
компьютерные
технологии
(включая
выбор
адекватных
задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание
писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
3) Предметные результаты:
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
1

2

Обучающийся
получит
возможность научиться:
3

представление
об 1) Владеть всеми видами Иметь
деятельности: представление об основных
основных функциях языка, о речевой
роли русского языка как аудирование и чтение:функциях языка, о роли
пониманиерусского
национального
языкаадекватное
языка
как
русского
народа,
какинформации устного инационального
языка
сообщениярусского
государственного
языка письменного
народа,
как
Российской Федерации и (коммуникативной
государственного
языка
языка
межнационального установки, темы текста,
Российской
Федерации
и
общения, о связи языка и основной мысли; основной
межнационального
дополнительнойязыка
культуры народа, о роли и
владение общения, о связи языка и
родного языка в жизни информации);
разными видами чтения культуры народа, о роли
человека и общества;
родного языка в жизни
2)
понимание
места (поисковым,
человека
и
общества;
родного языка в системе просмотровым,
ознакомительным,
понимание места родного
гуманитарных наук и его
изучающим)
текстов
языка
в
системе
роли в образовании в целом;
разных
стилей
и
жанров;
гуманитарных наук и его
3) усвоение основ научных
адекватное восприятие нароли в образовании в целом;
знаний о родном языке;
слух текстов разных стилей усвоение основ научных
понимание взаимосвязи его
и
жанров;
владение
знаний о родном языке;
уровней и единиц;
разными видами
понимание взаимосвязи его
4) освоение базовых понятий аудирования
уровней и единиц; освоение
лингвистики: лингвистика и(выборочным,
базовых
понятий
ее основные разделы; язык иознакомительным,
лингвистики:
лингвистика
и
речь, речевое общение, речь детальным); способность
устная
и
письменная; извлекать информацию изеё основные разделы; язык и
монолог, диалог и их виды;различных
источников,речь, речевое общение, речь
и
письменная;
ситуация речевого общения;включая
средства устная
разговорная речь, научный, массовой
информации,монолог, диалог и их виды;
публицистический,
компакт- диски учебного ситуация речевого общения;
разговорная речь, научный,
публицистический,
официально-деловой стили, назначения,
ресурсы официально-деловой стили,
1)

публицистического,

официально-делового
стилей и разговорной
речи;
функциональносмыслов
ые типы речи
(повествование,
описание, рассуждение);
текст, типы текста;
основные
единицы
языка, их признаки и
особенности
употребления в речи; 5)
овладение основными
стилистическими
ресурсами лексики
и фразеологии
русского языка,
основными нормами
русского литературного
языка (орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными),
нормами
речевого
этикета и использование
их
в
своей
речевой практике при
создании устных
и
письменных
высказываний; 6)
распознавание
и
анализ основных единиц
языка, грамматических
категорий
языка,
уместное
употребление языковых
единиц адекватно
ситуации речевого
общения; 7) проведение
различных видов
анализа
слова
(фонетический,
морфемный,
словообразовательный,
лексический,
морфологический),

материала
на
определённую
тему;
умение
вести
самостоятельный поиск
информации;
способность
к
синтаксического анализа
словосочетания
и

предложения,

многоаспектного анализа
текста с точки зрения его
основных признаков и
структуры,
принадлежности
к
определенным
функциональным
разновидностям языка,
особенностей языкового
оформления,
использования
выразительных средств
языка; 8) понимание
коммуникативноэстетич
еских возможностей
лексической
и
пользоваться словарями
различных
типов,
справочной литературой,
в том числе и на
электронных носителях;
овладение
приёмами
отбора и систематизации
преобразованию,
сохранению и передаче
информации,
полученной в результате
чтения или аудирования;
умение сопоставлять
и сравнивать речевые
высказывания
с
точки зрения их
содержания,
стилистических
особенностей
и
использованных
языковых средств;
говорение
и
письмо: способность
определять цели
предстоящей учебной
деятельности
(индивидуальной и
коллективной),
последовательность
действий,
оценивать
достигнутые результаты

и
адекватно
формулировать
их
в устной
и
письменной форме;
умение
воспроизводить
прослушанный
или прочитанный
текст с заданной
степенью
свёрнутости (план,
пересказ,
конспект,
аннотация);
умение создавать устные
и письменные тексты
разных типов, стилей
речи и жанров с учётом
замысла, адресата и
ситуации
общения;
способность свободно,
правильно излагать свои
мысли в устной и
письменной
форме,
соблюдать
нормы
построения текста
(логичность,
последовательность, ___
научного,
публицистического,
официально-делового),
стилей и разговорной
речи;
функциональносмыслов
ые типы речи
(повествование,
описание, рассуждение);
текст, типы текста;
основные
единицы
языка, их признаки и
особенности
употребления в речи;
овладение
основными
стилистическими
ресурсами лексики
и фразеологии

русского языка,
основными нормами
русского литературного
языка (орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными),
нормами
речевого
этикета и использование
их в своей речевой
практике при создании
устных и письменных
высказываний;
опознавание и анализ
основных единиц языка,
грамматических
категорий
языка,
уместное
употребление языковых
единиц адекватно
ситуации речевого
общения; проведение
различных видов
анализа слова
(фонетический,
морфемный,
словообразовательный,
лексический,
морфологический),
синтаксического анализа
словосочетания
и
предложения,
многоаспектного анализа
текста с точки зрения его
основных признаков и
структуры,
принадлежности
к
определённым
функциональным
разновидностям языка,
особенностей языкового
оформления,
использования

выразительных языка;
лексической
средств
грамматической
понимание
синонимии
коммуникативноэстетических
возможностей
грамматической
синонимии
и
использование их в
собственной речевой
практике;
9)
осознание
эстетической
функции
родного
языка,
способность
оценивать
эстетическую сторону
речевого
высказывания
при
анализе
текстов
художественной
литературы.
связность,
соответствие теме и
др.);
адекватно
выражать
своё
отношение к фактам и
явлениям
окружающей
действительности, к
прочитанному,
услышанному,
увиденному; владение
различными видами
монолога
(повествование,
описание,
рассуждение;
сочетание
разных
видов монолога) и
диалога (этикетный,
диалограсспрос,
диалог- побуждение,
диалог
—
обмен
мнениями, и др.;
сочетание
разных
видов диалога);

соблюдение
в
практике
речевого
общения
основных
орфоэпических,
лексических,
грамматических,
стилистических норм
современного
русского
литературного языка;
соблюдение основных
правил орфографии и
пунктуации
в
процессе
письменного
общения; способность
участвовать в речевом
общении, соблюдая
нормы
речевого
этикета;
адекватно
использовать жесты,
мимику в процессе
речевого общения;
способность
осуществлять речевой
самоконтроль
в
процессе
учебной
деятельности
и
в
повседневной
практике
речевого
общения; способность
оценивать свою речь с
точки
зрения
её
содержания,
языкового
оформления; умение
находить
грамматические
и
речевые ошибки, недочёты,
исправлять
их;
совершенствовать и

и

редактировать собственные
тексты; умение выступать
перед
аудиторией
сверстников с небольшими
сообщениями,
и
использование
их
в
собственной
речевой
практике;
осознание
эстетической
функции
родного языка, способность
оценивать
эстетическую
сторону
речевого
высказывания при анализе
текстов
художественной
литературы.,
докладом,
рефератом;
участие
в
спорах,
обсуждениях актуальных
тем
с
использованием
различных средств
аргументации; применение
приобретённых
знаний,
умений и навыков в
повседневной
жизни;
способность использовать
родной язык как средство
получения
знаний
по
другим
учебным
предметам;
применение
полученных
знаний,
умений и навыков анализа
языковых явлений на
межпредметном уровне (на
уроках иностранного языка,
литературы
и
др.);
коммуникативно
целесообразное
взаимодействие
с
окружающими людьми в
процессе
речевого
общения,
совместного
выполнения
какого-либо

задания, участия в спорах,
обсуждениях актуальных
тем;
овладение
национальнокультурными

нормами
речевого межличностного
и
поведения в различных межкультурного общения
ситуациях формального и
неформального

2. Содержание учебного предмета
Общая характеристика предмета
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место:
является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания
действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует
навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со
всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов,
а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Доминирующей идеей курса
является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Рабочая программа
создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе
компетентностного подхода
Функции русского языка в современном мире. (1 ч)
Русский язык в современном мире
Повторение изученного в 5—7 классах. (6 ч + 2 ч р.р.)
Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. Знаки
препинания в сложном предложении. Буквы н — нн в суффиксах прилагательных, причастий и
наречий. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Развитие речи (далее P.P.). Подробное изложение с грамматическим заданием. Р.К. Ю.
Шесталов. "Сибирь - земля моя ".
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание (3ч)
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица
синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические
связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.
P.P. Текст как единица синтаксиса
Простое предложение (3ч+1ч)
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении.
Интонация. Описание памятника культуры.
P.P. Сочинение — описание памятника культуры.
Двусоставные предложения
Главные члены предложения. (8 ч + 1)
Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое.
Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. P.P.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры.
Второстепенные члены предложения. (6 ч +3 ч)

Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Знаки
препинания при нем. Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения.
Характеристика человека. Повторение.
P.P. Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые
особенности
Односоставные предложения. 7 ч + 3ч).
Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. Определенно-личные
предложения. Неопределенно-личные предложения. Инструкция. Безличные предложения.
Рассуждение. Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения.
Повторение. Р.К. К. Лагунов «Тайна Черного озера».
P.P. Сочинение – рассуждение на свободную тему
Неполные предложения (3ч)
Простое осложненное предложение.
Однородные члены предложения. (9 ч + 3 ч)
Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только перечислительной
интонацией, и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения. Однородные
члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при
однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с
однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
Повторение.
P.P. Изложение. Сравнительная характеристика
Обособленные члены предложения. (14ч + 4ч)
Понятие об обособленности. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания
при них. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные
уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.
Обособленные обстоятельства.
P.P. Рассуждение на дискуссионную тему.
Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения».
Р. А.А. Гришин «Монтаж березы»
Р.К. Истомин И. "Когда качало меня солнце"
Р.К. Р. Ругин. «Мольба природы»
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (9ч+2ч) Обращение.
Назначение обращения. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при
обращении. Употребление обращений.
Вводные и вставные конструкции.
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных
предложениях. Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия в предложении.
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и
предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. Повторение. P.P.
Устная характеристика личности. Основная мысль текста.
Чужая речь. (6ч+2ч)
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь.
Прямая часть. Диалог. Рассказ. Цитата. Повторение. Р.К. В. Крапивин. «Реквием». P.P. Рассказ
Повторение и систематизация изученного в 8 классе. (6ч)
Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и
орфография. Р.Р. Изложение.

3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№
Тема
Кол-во
часов
1.
Функции русского языка в современном мире
1
2.
Фонетика и графика. Орфография
1
3.
Морфемика и словообразование
1
4.
Лексикология и фразеология
1
5.

Морфология и синтаксис

1

6.
7.

1
1

10.

Строение текста. Стили речи.
Развитие речи. Сочинение по картине И.Левитана «Осенний день.
Сокольники» (Упр.74)
Развитие речи. Устное описание Триумфальной арки по фотографии
(Упр.79)
Контрольный диктант №1 по теме «Повторение пройденного в 5-7
классах»
Строение словосочетаний

11.

Виды связи в словосочетании

1

12.

Грамматическое значение словосочетаний

1

13.

Строение и грамматическое значение предложений

1

14.

Интонация предложения. Характеристика человека

1

15.

Порядок слов в предложении. Логическое ударение

1

16.

Развитие речи. Описание памятника архитектуры. (Упр.143,144)

1

17.

Подлежащее.

1

18.

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1

19.

Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое.

1

20.

Составное именное сказуемое.

1

21.

Выражение именной части составного именного сказуемого

1

22.

Тире между подлежащим и сказуемым

1

23.

Повторение по теме «Главные члены предложения»

1

24.

Контрольный диктант №2 по теме «Главные члены предложения»

1

25.

Развитие речи. Сжатое изложение по тексту упр.189

1

26.

Дополнение

1

27.

Определение

1

28.

Развитие речи. Подготовка к изложению на тему «Русский язык»
(Упр.213)
Развитие речи. Написание изложения на тему «Русский язык» (упр.213)

1

8.
9.

29.

1
1
1

1

30.

Приложение

1

31.

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.

1

32.

Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами

1

33.

Развитие речи. Ораторская (публичная ) речь

1

34.

Контрольная работа №1 по теме «Второстепенные члены предложения»

1

35.

1

36.

Основные группы односоставных предложений. Предложения
определённо-личные
Предложения неопределённо-личные

37.

Предложения неопределённо-личные

1

38.

Безличные предложения

1

39.

Безличные предложения

1

40.

1

42.

Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине К. Юона «Мартовское
солнце» (Упр.278)
Развитие речи. Написание сочинения по картине К. Юона «Мартовское
солнце»
Назывные предложения

43.

Обобщение по теме «Односоставные предложения»

1

44.

Развитие речи. Изложение текста (упр.289)

1

45.

Понятие о неполных предложениях.

1

46.

Контрольный диктант № 3 по теме «Односоставные предложения»

1

47.

Анализ контрольного диктанта. Неполные предложения в диалоге.

1

48.

Понятие об однородных членах

1

49.

Однородные и неоднородные определения

1

50.

1

52.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация
при них
Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация
при них
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

53.

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

1

54.

Развитие речи. Рассуждение (Упр.344,346)

1

55.

Синтаксический разбор предложения с однородными членами

1

56.

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»

1

57.

Контрольный диктант № 4 по теме «Однородные члены предложения»

1

58.

Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине Ф Васильева
«Мокрый луг»
Развитие речи. Написание сочинения по картине Ф Васильева «Мокрый
луг»
Обособленные определения и приложения

1

41.

51.

59.
60.

1

1
1

1
1

1
1

61.

Обособленные определения и приложения

1

62.

Обособленные определения, выраженные причастными оборотами

1

63.

Особенности обособления приложений

1

64.

Повторение по теме «Обособленные определения и приложения»

1

65.

Контрольная работа №2 по теме «Обособленные определения и
приложения»
Развитие речи. Подготовка к сочинению – рассуждению на морально –
этическую тему. (Упр.416)
Развитие речи. Написание сочинения – рассуждения на морально –
этическую тему

1

68.

Обособленные обстоятельства

1

69.

Обособленные обстоятельства

1

70.

Практическая работа по теме «Обособленные обстоятельства»

1

71.

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

1

72.

Обособление уточняющих членов предложения

1

73.

1

74.

Обособление уточняющих членов предложения. Разделительные и
выделительные знаки препинания.
Повторение пройденного по теме «Обособленные члены предложения»

75.

Контрольный диктант № 5 по теме «Обособленные члены предложения»

1

76.

Развитие речи. Подготовка к изложению «Суворов» (Упр.413)

1

77.

Развитие речи. Написание изложения «Суворов» (Упр.413)

1

78.

Обращение и знаки препинания при нём

1

79.

Обращение и знаки препинания при нём

1

80.

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них

1

81.

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них

1

82.

Развитие речи. Подготовка к сжатому изложению. (Упр.440)

1

83.

Развитие речи. Написание сжатого изложения.

1

84.

Вводные слова и вводные предложения. Предложения с междометиями

1

85.

Вставные конструкции

1

86.

Вставные конструкции

1

87.

1

89.

Повторение по теме «Предложения с обращениями, водными словами и
междометиями»
Контрольный диктант № 6 по теме «Предложения с обращениями,
вводными словами и междометиями»
Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них.

90.

Диалог

1

91.

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

1

92.

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

1

66.
67.

88.

1
1

1

1
1

93.

Цитаты и знаки препинания при них.

1

94.

Развитие речи. Подготовка к изложению (Упр.490)

1

95.

Развитие речи. Написание изложения

1

Контрольное тестирование по теме «Способы передачи чужой речи.
Прямая и косвенная речь»
97. Повторение тем «Словосочетание», «Двусоставное предложение»,
«Односоставные предложения»
98. Повторение тем «Однородные члены предложения», «Предложения с
обособленными членами», «Предложения с уточняющими членами
предложения».
99. Повторение тем «Однородные члены предложения», «Предложения с
обособленными членами», «Предложения с уточняющими членами
предложения».
100. Повторение тем « Предложения с обращениями, вводными словами и
96.

1
1
1

1

1

междометиями», «Способы передачи чужой речи».
101. Итоговый контрольный диктант

1

102. Резервный урок

1

Приложение.
Календарно – тематическое планирование по русскому языку (8 класс) на 2022-2023 учебный год.
№

Тема
урока/практическая
часть/воспитательн
ый компонент

Дата
план

факт

Количе
ство
часов

Агротехнологическ
ий компонент

Региональное
содержание

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
1

Примечание
Домашнее задание

Функции русского
языка в
современном мире
РАЗДЕЛ II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V - VII КЛАССАХ. (6+2)
Фонетика и графика.
1
Орфография

Пар. 1, упр. 5

Морфемика и
словообразование
Лексикология и
фразеология

1

Пар.3, упр. 31

1

Пар.4, упр. 45

Морфология и
1
синтаксис
6
Строение
текста.
1
Стили речи.
7, 8 Развитие речи.
2
Р.К. Ю. Шесталов
Сочинение по
«Сибирь - земля моя».
картине И.Левитана
«Осенний день.
Сокольники»
(Упр.74)
9
Развитие речи.
1
Устное описание
Триумфальной арки
по фотографии
(Упр.79)
Виртуальная
экскурсия по
Москве
10 Контрольный
1
диктант №1 по теме
«Повторение
пройденного в 5-7
классах»
РАЗДЕЛ III. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. Словосочетание (3ч)
11 Строение
1
словосочетаний

Пар.5, упр. 59

1

2

3
4

5

12
13

14

15

16

Виды связи в
словосочетании
Грамматическое
значение
словосочетаний
Строение и
грамматическое
значение
предложений
Интонация
предложения.
Характеристика
человека
Порядок слов в
предложении.
Логическое
ударение

Пар.2, упр.18

Пар.6, упр. 72
Упр.74, написать
сочинение по
картине

Упр.80, работа над
проектом на стр.40

Повторять
орфограммы,
словарные слова

Пар.7, упр. 88, 89

1

Пар.8,упр.97

1

Пар.9, упр. 105

РАЗДЕЛ IV. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (3+1)
1

1

1

Пар.10, упр.116 (13)

Пар.11,
12,упр.123,124(на
выбор), ответить на
вопросы на стр.64
Пар.13, упр. 136

https://resh.edu.ru/
subject/lesson/762
1/

17

18
19

Развитие речи.
Описание памятника
архитектуры.
(Упр.143,144)
Виртульная
экскурсия

1

Описать памятник
архитектуры
вашего края.
Упр.146

РАЗДЕЛ V. ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (8+1)
Подлежащее.
1
Пар. 14, упр.151
Сказуемое. Простое
1
Пар.15, упр.158
глагольное
сказуемое.

20

Составные сказуемые.
Составное глагольное
сказуемое.

1

Пар.16, упр.169

21

Составное именное
сказуемое.
Выражение именной
части составного
именного сказуемого

1

Пар.17, упр.175

1

Пар.17. упр.182,
183

Тире между
подлежащим и
сказуемым
Повторение по теме
«Главные члены
предложения». Урокзачёт
Контрольный диктант
№2 по теме «Главные
члены предложения»

1

Пар.18, упр.186

1

Повт. пар.14-18,
подгот. к диктанту

1

Повторить
орфограммы,
словарные слова

22

23

24

25

Развитие речи.
Сжатое изложение по
тексту упр.189
РАЗДЕЛ VI. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6+3)
27 Дополнение
1
28 Определение
1
29 Развитие речи.
1
Подготовка к
изложению на тему
«Русский язык»
(Упр.213)
30 Развитие речи.
1
Написание изложения
на тему
«Русский язык»
(упр.213)
31 Приложение
1
32 Обстоятельство.
1
Основные виды
обстоятельств.
33
Обстоятельства,
2
выраженные
сравнительными
оборотами
34 Развитие речи.
1
Ораторская
(публичная ) речь
26

35

Контрольная работа
№1 по теме
«Второстепенные
члены предложения»

1

РАЗДЕЛ VII. ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (7+3)

Изложение
дописать

Пар.19, упр.203
Пар.20, упр.211
Работа с
черновиком

Пар.20,упр.215

Пар.21,упр.221
Пар.22. упр.229

Пар.22. упр.232

Вопросы для
повторения на
стр.117118,подгот.к
контрольной работе
Повторять
орфограммы,
словарные слова

https://resh.edu.ru/
subject/lesson/762
1/

36

Основные группы
односоставных
предложений.
Предложения
определённоличные

1

Пар.24,25,упр.248

37

Предложения
неопределённоличные

1

Пар. 26.упр.216

38

Предложения
неопределённоличные

1

39

Безличные
предложения
Безличные
предложения
Развитие речи.

1

40
41

48

49
50

51

52

Сочинение

1

Контрольный
диктант № 3 по теме
«Односоставные
предложения»
Анализ
контрольного
диктанта. Неполные
предложения в
диалоге.
Понятие
об
однородных членах
Однородные и
неоднородные
определения
Однородные члены,
связанные
сочинительными
союзами, и
пунктуация при них
Однородные члены,
связанные
сочинительными
союзами, и
пунктуация при них

Пар.27, упр.275

2

Подготовка к
сочинению по
картине К. Юона
«Мартовское
солнце» (Упр.278)
Виртуальная
экскурсия в
Третьяковскую
галерею
42 Развитие речи.
1
Написание
сочинения по
картине К. Юона
«Мартовское
солнце»
43 Назывные
1
предложения
44 Обобщение по теме
1
«Односоставные
предложения»
45 Развитие речи.
1
Изложение текста
(упр.289)
РАЗДЕЛ VIII. НЕПОЛНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (3ч)
46 Понятие о неполных
1
предложениях.
47

Пар. 26,упр.220,
https://resh.edu.ru/
продолжить рассказ subject/lesson/762
1/
Пар.27, упр.265,266

дописать

Р.К. Иван Лысцов.
«Сохрани в себе
Россию».
Р.К. К. Лагунов
«Тайна Черного
озера».

Пар.27, упр.279
(устно)

Пар.28, упр.286
Подготовка к
изложению
(упр.289)
Упр. 290 (устно)

Пар.29, контр.
вопросы на стр.140.
Подгот. к диктанту
Повторять
орфограммы,
словарные слова
Повторить тему
«Однородные
члены
предложения»

РАЗДЕЛ IX. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (9+3)
1
Р.К. Еремей Айпин.
Пар.30, упр.305
«Две судьбы».
1
Пар.30, упр.312
(1часть – 1
вар.,2часть -2 вар.)
1
Пар.31, упр.322

1

Пар.31, упр.326

https://resh.edu.ru/
subject/lesson/762
1/

Обобщающие слова
при однородных
членах и знаки
препинания при них
Обобщающие слова
при однородных
членах и знаки
препинания при них
Развитие речи.
Рассуждение
(Упр.344,346)
Синтаксический
разбор предложения
с однородными
членами

1

Пар.32, упр.333

1

Пар.32,
упр.337(подготовит
ься к сочинению)

1

Упр.346, составить
рассказ

1

57

Обобщающий урок
по теме
«Однородные члены
предложения»

1

Выписать из
художественной
литературы три
предложения с
однородными
членами,
выполнить
синтаксический
разбор.
Повторить пар.30 32, ответить на
вопросы на
стр.162163

58

Контрольный
диктант № 4 по теме
«Однородные члены
предложения»
Развитие речи.
Подготовка к
сочинению по
картине Ф
Васильева «Мокрый
луг»
Развитие речи.
Написание
сочинения по
картине Ф
Васильева «Мокрый
луг»
Виртуальная
экскурсия в
Третьяковскую
галерею

1

Повторять
орфограммы,
словарные слова

1

Дописать сочинение

1

Повторять
орфограммы

53

54

55

56

59

60

61

62

63

64

65

66

Обособленные
определения и
приложения
Обособленные
определения и
приложения
Обособленные
определения,
выраженные
причастными
оборотами
Особенности
обособления
приложений
Повторение по теме
«Обособленные
определения и
приложения»
Контрольная работа
№2 по теме
«Обособленные
определения и
приложения»

РАЗДЕЛ X. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ (14+4)
1
Пар.33, упр.353

1

Пар.33, упр.359

1

Пар.33, упр.366

2

Пар. 33, упр. 375

1

Подготовиться к
контрольной работе

1

Повторять
орфограммы,
словарные слова

https://resh.edu.ru/
subject/lesson/762
1/

67

68

69
70

71

72

73

74

75

Развитие речи.
Подготовка к
сочинению –
рассуждению на
морально –
этическую тему.
(Упр.416)
Развитие речи.
Написание
сочинения –
рассуждения на
морально –
этическую тему
Обособленные
обстоятельства
Обособленные
обстоятельства

2

Дописать сочинение

1

Изучить параграф
34

1

Пар.34, упр.390

Практическая
работа по теме
«Обособленные
обстоятельства»
Урок-практикум
Синтаксический
разбор предложения
с обособленными
членами

1

Пар.34, упр. 396

1

Выписать из любого
учебника
пять предложений с
обособленными
определениями и
обстоятельствами,
сделать
синтаксический
разбор

Обособление
уточняющих членов
предложения
Обособление
уточняющих членов
предложения.
Разделительные и
выделительные
знаки препинания.
Повторение
пройденного по теме
«Обособленные
члены предложения»

1

Р.К. И. Истомин.
«Когда качало меня
солнце».

Пар. 34, упр.392

Пар.35, упр. 403

Пар. 35, упр. 409

Вопросы для
повторения на стр.
196 (примеры
письменно)

76

Контрольный
диктант № 5 по теме
«Обособленные
члены предложения»

77

Развитие речи.
Дописать
https://resh.edu.ru/
Подготовка к
изложение
subject/lesson/762
изложению
1/
«Суворов»
(Упр.413)
Развитие речи.
Повторить тему
Написание
«Обращение»,
изложения
«Междометие»
«Суворов»
(Упр.413)
РАЗДЕЛ XI. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ И МЕЖДОМЕТИЯМИ (9+2)
Обращение и знаки
1
Пар. 36, упр. 358
препинания при нём
Обращение и знаки
1
Пар. 36, упр. 429
препинания при нём
Вводные слова и
1
Пар. 37, упр.436
вводные

78

79
80
81

предложения. Знаки
препинания при них

82

83

84

85

86
87
88

89

90

91
92

93

94

95

96,9
7

Вводные слова и
1
Пар. 37, упр.439
вводные
предложения. Знаки
препинания при них
Развитие речи.
1
Дописать
Подготовка к
изложение
сжатому
изложению.
(Упр.440)
Развитие речи.
1
Повторить пар.36,
Написание сжатого
37
изложения.
Вводные слова и
1
Пар. 37, упр. 443
вводные
предложения.
Предложения с
междометиями
Вставные
Пар. 38, упр.452
конструкции
Вставные
Пар. 38, упр. 459
конструкции
Повторение по теме
Вопросы для
повторения на стр.
«Предложения с
219
обращениями,
водными словами и
междометиями»
Контрольный
диктант № 6 по теме
«Предложения с
обращениями,
вводными словами
и междометиями»
РАЗДЕЛ XII. СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ (6+2)
Предложения с
1
Пар. 39, упр. 469
прямой речью. Знаки
(2ч.)
препинания в них.
Диалог
Предложения с
косвенной речью.
Замена прямой речи
косвенной.
Предложения с
косвенной речью.
Замена прямой речи
косвенной.
Цитаты и знаки
препинания при
них.
Контрольная работа
по теме «Способы
передачи чужой
речи. Прямая и
косвенная речь»
Повторение тем
«Словосочетание»,
«Двусоставное
предложение»,
«Односоставные
предложения»

1
1

Р.К. В.Крапивин.
«Реквием».

Пар. 39, упр. 473
Пар. 40, упр. 480

1

Пар. 40, упр.483

2

Пар. 41, упр. 490

Повторить тему
«Словосочетание»

РАЗДЕЛ XIII. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В VIII КЛАССЕ (6ч)
2

Упр. 503

https://resh.edu.ru/
subject/lesson/762
1/

98,

99

100,
101

102

Повторение тем
«Однородные члены
предложения»,
«Предложения с
обособленными
членами»,
«Предложения с
уточняющими
членами
предложения».
Повторение тем
«Однородные члены
предложения»,
«Предложения с
обособленными
членами»,
«Предложения с
уточняющими
членами
предложения».
Повторение тем
«Предложения с
обращениями,
вводными словами и
междометиями»,
«Способы передачи
чужой речи». Урокзачёт
Итоговый
контрольный
диктант

2

Упр. 507

2

Упр. 514

1

Упр. 520,
подготовиться к
итоговому диктанту

1

https://resh.edu.ru/
subject/lesson/762
1/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».