Рабочая программа учебного предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов России"" 5-6 класс 2023г.

Пояснительная записка
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» (далее — ОДНКНР) для 5-6 классов образовательных организаций составлена в
соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования
(личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий
(УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также
учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени
основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей.
Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и
воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное
развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат
обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой
части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых
национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей
гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской
идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена
указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к
традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские
духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской
идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны,
который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского
общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных
ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность
систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных
дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о
прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества
существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять
свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности,
гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.
2

Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с
принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и
подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и
психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных
взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных
реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные
компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и
современные особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской
идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине
(осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне
(собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных
традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как
личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического,
а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной
ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины
означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных
научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для
понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к
этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает
отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития,
когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию
гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской
идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР
включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского
единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и
любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих
черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом
развитии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Целями изучения учебного курса являются:
— формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через
изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
— создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей
принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
3

— формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей
разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений;
— идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
— овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
— приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
— развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных
норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к
будущему отцовству и материнству;
— становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и
готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при
осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
— формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства,
музыки;
— обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через
развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
— воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и
культурному наследию народов России;
— содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
— формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание
роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия,
гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит
значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования,
способствуя:
— расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и
духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при
изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира,
литературного чтения и других предметов начальной школы;
— углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их
роли в развитии современного общества;
— формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных,
этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих
поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом
и государством;
— воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным
традициям
своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой
культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и
особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
— пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности
к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и
идеалов;
4

—
осознанию
приоритетной
значимости
духовно-нравственных
ценностей,
проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов
над потребительскими и эгоистическими;
— раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества,
объединяющих светскость и духовность;
— формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию
общества в целом;
— получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях
взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять
в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и
современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе
осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и
культурно-исторических процессах;
— развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе,
использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной
самостоятельной познавательной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в
5-6 классе не менее одного часа в неделе, общий объем составляет 34 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Личностные результаты:
 готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками;
 достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
 личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и
взаимодействие с ее участниками;
 формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли
многонациональной России в современном мире;
 воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование ценностей многонационального российского общества;
 воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному
краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста,
национальности, вероисповедания;
 понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения,
правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Универсальные учебные действия
Познавательные:


характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
5



сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре,
искусстве, религиозных учениях;
 различать культовые сооружения разных религий;
 формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:



рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие,
доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:




оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в
соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового
этикета.
Информационные:



анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической)
и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:



Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими
духовно-нравственными ценностями.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям)
словесный портрет героя.
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных
личностей.
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и
практических задач.








Метапредметные результаты:







владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование
речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и
ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах
разных видов и жанров);
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том
числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в
разном виде и разнообразной форме;
овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение,
анализ, обобщение, построение рассуждений);
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой
коллективного труда.
6

Предметные результаты:




осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОДНКНР
5 класс – 34 часа
Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом»»
Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»?
Формирование
и
закрепление
гражданского
единства. Родина и Отечество.
Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер
морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и
угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2 . Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации .
Россия как общий дом . Дружба народов .
Тема 3 . Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент
культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их
взаимосвязь.
Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад
народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык
межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России.
Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5 . Истоки родной культуры .
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие
культур и его причины . Единство культурного пространства России Тема 6 .
Материальная культура Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт,
техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями
общества.
Тема 7 . Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность,
ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как
реализация ценностей.
Тема 8 . Культура и религия .
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9 . Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний . Образование как ключ
к социализации и духовно- нравственному развитию человека .
Тема 10 . Многообразие культур России.
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре
народов России.
7

Тематический блок 2 «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь
сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12 . Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и
семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как
трансляция ценностей.
Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России .
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т . д .) о семье и
семейных обязанностях . Семья в литературе и произведениях разных видов искусства .
Тема 15 . Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда . Роль нравственных норм в
благополучии семьи .
Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие) .
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др .) . Семейное древо.
Семейные традиции .
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17 . Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества . Связь между
обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей .
Тема 18 . Духовный мир человека.
Человек — творец культуры. Культура как духовный мир
человека.
Мораль.
Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это
такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур.
Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности .
Мораль и нравственность в жизни человек. Взаимопомощь,
сострадание,
милосердие, любовь, дружба, коллективизм, п а т р и о т и з м , любовь к близким.
Тематический блок 4. Культурное единство России
Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа,
государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её
фальсификации. Преемственность поколений .
Тема 21 . Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману .
Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22 . Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен
ценностными установками и идеями. При меры межкультурной коммуникации как способ
формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая
семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
8

милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион
уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25 . Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России.
Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных
идеалов.
Тема 26 . Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные . Культура как
память . Музеи . Храмы . Дворцы . Исторические здания как свидетели истории . Архитектура и
духовно-нравственные ценности народов России .
Тема 27 . Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения . Музыка как форма выражения эмоциональных связей
между людьми . Народные инструменты . История народа в его музыке и инструментах .
Тема 28 . Изобразительное искусство народов России .
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству .
Храмовые росписи и фольклорные орнаменты . Живопись, графика . Выдающиеся художники
разных народов России .
Тема 29 . Фольклор и литература народов России .
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его
ценностей, морали и нравственности . Национальная литература . Богатство культуры
народа в его литературе .
Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием
разнообразного зрительного ряда и других источников .
Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта .
Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32 . Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые
духовно-нравственные ценности народов России.
6 класс (34 ч)
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры
и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический
прогресс как один из источников формирования социального облика общества.
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в
обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и
уважения ко всем культурам народов России.
Тема 3 . История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные
исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического
развития народов России.
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный.
9

Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд
Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и
ценности общества?
Тема 5 . Образование в культуре народов России.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная
обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного
мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 6 . Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы
человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и
традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей.
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного
общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»

Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал
человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в
правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор
свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство
человеческих качеств. Единство духовной жизни.
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов Росси.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст.
Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми.
Самостоятельность как ценность .
Тема 11 . Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный
идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал
человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика.
Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть
нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь.
Выполнение проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»

Тема 15 . Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство
. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда .
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное
время . Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
10

Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы
Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания.
Бедность. Инвалидность . Асоциальная семья . Сиротство . Отражение этих явлений
в культуре общества .
Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство .
Общественные блага .
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры
народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления
гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность
для
сохранения духовнонравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник.
Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессии.
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как
нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность
меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества
в целом .
Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного
прогресса общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки . Вклад науки в благополучие
страны . Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных .
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей
профессии.
Тематический блок 3. «Родина и патриотизм»

Тема 25 . Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные
качества гражданина
Тема 26 .
Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность . Уважение к другим народам и их истории . Важность
патриотизма .
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед обществом . Военные
подвиги . Честь . Доблесть .
Тема 28 . Государство. Россия — наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое
закон . Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином.
Российская гражданская идентичность.
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие качества
человека .
11

Тема Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»

Тематическое планирование
5 класс (34 ч)
№ п/п Наименование разделов и Количество часов
Дата
тем программы
изучения
всего контро практиче
льные ские
работы работы

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Зачем изучать курс «Основы 1
духовно-нравственной
культуры народов России»?

формировать представление об
Устный опрос;
особенностях курса «Основы духовнонравственной культуры народов
России»;
слушать и понимать объяснения учителя
по теме урока; вести самостоятельную
1.2.
Наш дом — Россия
1
0
0.20
формировать представление о
Устный опрос;
работу с учебником;
необходимости и важности
межнационального и межрелигиозного
сотрудничества, взаимодействия;
1.3.
Язык и история
1
0
0
формировать представления о языке как Устный опрос;
носителе духовно-нравственных смыслов
культуры; понимать особенности
коммуникативной роли языка;
слушать и анализировать выступления
одноклассников, отбирать и сравнивать
1.4.
Русский язык — язык
1
0
0
формировать представление о русском Устный опрос;
учебный материал по нескольким
общения и язык
языке как языке межнационального
источникам;
возможностей
общения;
слушать объяснения учителя, стараясь
1.5.
Истоки родной культуры
1
0
0
выделить главное;
формировать
представление
объяснятьо том, что Устный опрос;
наблюдаемые
такое
культура,
в практике
об общих изучения
чертах в языка
явления; разных народов;
культуре
слушать и понимать объяснения учителя
по
теме урока;представление о
1.6.
Материальная культура
1
0
0
формировать
Устный опрос;
выполнять
задания
на понимание
и
традиционных
укладах
жизни разных
разграничение понятий по теме;
народов; слушать и анализировать
выступления одноклассников;
1.7.
Духовная культура
1
0
0
формировать
представление
о духовной Устный опрос;
работать с учебником,
анализировать
культуре
разных
народов;
проблемные
ситуации;
понимать взаимосвязь между
1.8.
Культура и религия
1
0
0
формировать
проявлениямипредставление
материальной оипонятии
духовной Устный опрос;
«религия»,
культуры; понимать и уметь объяснять,
в чём заключается связь культуры и
религии;
слушать объяснения учителя, работать с
1.9.
Культура и образование
1
0
0
научно-популярной
литературой
по теме; Устный опрос;
понимать
смысл понятия
«образование»,
уметь объяснять важность и
необходимость образования для
общества;
1.10. Многообразие культур
1
0
0.30
отбирать
материал поучителя,
нескольким
слушать объяснения
отбирать и Устный опрос;
России (практическое
источникам,
готовитьматериалы
доклады, работать
сравнивать учебные
по теме; Самооценка с
занятие)
с научно-популярной литературой;
использованием
слушать выступления одноклассников; «Оценочного
листа»;
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
1.1.

0

0

2.1.

Семья — хранитель
духовных ценностей

1

0

0

2.2.

Родина начинается с семьи 1

0

0

понимать, что такое семья, формировать Устный опрос;
представление о взаимосвязях между
типом культуры и особенностями
семейного уклада у разных народов;
понимать значение термина
«поколение»;
понимать
и объяснять,
как и почему
Практическая
слушать объяснения
учителя,
решать
история
каждой
семьи тесно связана с
работа;
проблемные
задачи;
историей страны, народа;
слушать объяснения учителя,
разграничивать понятия по теме,
систематизировать учебный материал;

http://scoolcollection.edu.ru

http://imc-nev.ru/orkise
https://resh.edu.ru/sub
odnknr.html
ct/3/
http://www.gumfak.ru/
https://uchi.ru/

http://www.gumfak.ru/

https://foma.ru/

http://scoolcollection.edu.ru

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
ct/3/
http://scoolcollection.edu.ru

https://resh.edu.ru/sub
ct/3/
https://uchi.ru/
http://www.gumfak.ru/
https://resh.edu.ru/sub
ct/3/
https://uchi.ru/
http://scoolcollection.edu.ru
https://uchi.ru/

https://resh.edu.ru/sub
https://foma.ru/
ct/3/
http://imc-nev.ru/orkise
odnknr.html
https://uchi.ru/
https://foma.ru/

12

Традиции семейного
воспитания в России

понимать и объяснять, что такое
традиция, уметь рассказывать о
традициях своей семьи, семейных
традициях своего народа и других
народов России;
2.4.
Образ семьи в культуре
1
0
0
знать
сюжеты о
уметь основные
объяснятьфольклорные
и разграничивать
народов России
семье,
семейных
основные
понятияценностях;
по теме; знать и
понимать
морально-нравственное
просматривать
и анализировать учебные
значение
семьи; с раздаточным
фильмы, работать
работать
с научно-популярной
материалом;
2.5.
Труд в истории семьи
1
0
0
литературой,
и труд»,
понимать,
чтопросматривать
такое «семейный
анализировать
учебные фильмы,
сознавать
и характеризовать
важного
систематизировать
учебный
общего
семейного труда
для материал;
укрепления
целостности семьи;
2.6.
Семья в современном мире 1
0
0.30
понимать,
почему важно
изучать и
слушать объяснения
учителя,
(практическое занятие)
хранить
историюработать
своей семьи,
самостоятельно
с учебником;
передавать её следующим поколениям;
готовить доклад, сообщение; создавать
семейное древо; отбирать и сравнивать
материал из нескольких источников;
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
2.3.

1

0

0

3.1.

Личность — общество —
культура

1

0

0

3.2.

Духовный мир человека.
1
Человек — творец культуры

0

0

3.3.

Личность и духовнонравственные ценности

0

0

1

Тематический блок 4. «Культурное единство России»
4.1.

Историческая память как
духовно-нравственная
ценность

2

0

0

4.2.

Литература как язык
культуры

1

0

0

4.3.

4.4.

Взаимовлияние культур

Духовно-нравственные
ценности российского
народа

1

2

0

0

0

0

Устный опрос;

http://scoolcollection.edu.ru

Устный опрос;

http://scoolhttps://resh.edu.ru/sub
collection.edu.ru
ct/3/

Устный опрос;

http://scoolhttps://resh.edu.ru/sub
collection.edu.ru
https://uchi.ru/
ct/3/

Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

n.edu.ru
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
https://uchi.ru/
ct/3/

знать, что такое гуманизм, понимать, что Устный опрос;
делает человека человеком и какие
проявления людей можно назвать
гуманными;
работать с научно-популярной
понимать
и объяснять
значение слова
Устный опрос;
литературой,
уметь разграничивать
«человек»
в контексте
духовно-чтение
понятия, осваивать
смысловое
нравственной
культуры;
(решать текстовые
задачи);
слушать объяснения учителя, работать с
учебником, уметь понимать и
разграничивать основные понятия по
теме;
понимать
и объяснять, что такое мораль Устный опрос;
и нравственность, любовь к близким;
показывать на примерах важность таких
ценностей как взаимопомощь,
сострадание, милосердие, любовь,
дружба и др.;
разграничивать и определять основные
понятия, решать текстовые задачи,
работать с учебником;
объяснять смысл термина «история»,
Устный опрос;
понимать важность изучения истории;
Практическая
понимать и объяснять, что такое
работа;
историческая память, как история
каждой семьи связана с историей страны;
работать с учебником, выделять и
определять основные понятия, слушать и
анализировать выступления
одноклассников;
понимать особенности литературы, её
Устный опрос;
отличия от других видов
художественного творчества;
объяснять средства выражения
духовного мира человека, его морали и
нравственности в произведениях
литературы;
слушать объяснения учителя, работать с
художественной литературой, изучать и
анализировать источники;
иметь представление о значении
Практическая
терминов «взаимодействие культур»,
работа;
«культурный обмен»;
понимать и объяснять важность
сохранения культурного наследия;
слушать объяснения учителя, понимать и
разграничивать понятия, отбирать и
сравнивать материал по нескольким
источникам;
уметь объяснять значение основных
Устный опрос;
понятий, отражающих духовнонравственные ценности;
осознавать их и защищать в качестве
базовых общегражданских ценностей
российского общества;
слушать объяснения учителя, работать с
учебником (смысловое чтение);

https://resh.edu.ru/sub
ct/3/
https://uchi.ru/
http://scoolcollection.edu.ru

https://uchi.ru/
https://foma.ru/
https://resh.edu.ru/sub
ct/3/

http://www.gumfak.ru/
https://uchi.ru/

https://foma.ru/

http://scoolcollection.edu.ru

https://resh.edu.ru/sub
ct/3/

http://scoolcollection.edu.ru
https://uchi.ru/

https://resh.edu.ru/sub
ct/3/

http://scoolПрактическая
collection.edu.ru
работа;
https://uchi.ru/
Самооценка с
использованием
«Оценочного
https://resh.edu.ru/sub
листа»;
ct/3/

13
https://uchi.ru/

4.5.

4.6.

4.7.

4.8.

4.9.

4.10.

Регионы России: культурное 1
многообразие

Праздники в культуре
народов России

Памятники в культуре
народов России

Музыкальная культура
народов России

0

1

0

1

0

0

1

0

0

Изобразительное искусство 1
народов России

Фольклор и литература
народов России

0.20

0

0

1

0

0

0

4.11.

Бытовые традиции народов 1
России: пища, одежда, дом
(практическое занятие)

0

0

4.12.

Культурная карта России
(практическое занятие)

1

0

0.30

Единство страны — залог
будущего России

1

4.13.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

понимать принципы федеративного
устройства России, объяснять понятие
«полиэтничность»;
понимать ценность многообразия
культурных укладов народов России;
уметь рассказывать о культурном
своеобразии своей малой родины;
понимать и объяснять, что такое
«народный праздник»;
уметь рассказывать о праздничных
традициях разных народов и своей
семьи; понимать и объяснять
нравственный смысл народного
праздника;
устанавливать
связь между историей
памятника и историей края;
характеризовать памятники истории и
культуры;
понимать нравственный и научный
смысл краеведческой работы; слушать
объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой, просматривать
и анализировать учебные фильмы;
понимать особенности музыки как вида
искусства;
знать и называть основные темы
музыкального творчества народов
России, понимать, как история народа
отражается в его музыке;
слушать объяснения учителя, работать с
научно-популярной литературой,
просматривать и анализировать учебные
фильмы;
понимать и объяснять особенности
изобразительного искусства как вида
художественного творчества;
понимать и обосновывать важность
искусства как формы трансляции
культурных ценностей;
знать и называть основные темы
искусства народов России;
слушать объяснения учителя, работать с
научно-популярной литературой,
просматривать и анализировать учебные
фильмы;
понимать, что такое национальная
литература;
объяснять и показывать на примерах, как
произведения фольклора отражают
историю народа, его духовнонравственные ценности;
отбирать и сравнивать материал из
нескольких источников, решать
текстовые задачи, слушать и
анализировать выступления
отбирать
и сравнивать учебный материал
одноклассников;
по нескольким источникам, решать
текстовые задачи, слушать и
анализировать выступления
одноклассников, работать с научнопопулярной
литературой;
отбирать и сравнивать
несколько
источников, решать текстовые задачи,
слушать и анализировать выступления
одноклассников, работать с научнопопулярной литературой;

0

34

0.30

0

1.6

понимать и объяснять значение общих
элементов и черт в культуре разных
народов России для обоснования её
культурного, экономического единства;

Устный опрос;

Практическая
работа;

http://scoolcollection.edu.ru

https://resh.edu.ru/sub
ct/3/
http://scoolcollection.edu.ru
https://uchi.ru/

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/sub
http://scoolct/3/
collection.edu.ru

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/sub
ct/3/
Устный опрос;

http://scoolcollection.edu.ru
https://uchi.ru/

https://resh.edu.ru/sub
ct/3/

Устный опрос;

http://scoolcollection.edu.ru
https://uchi.ru/

https://resh.edu.ru/sub
ct/3/

Устный опрос;

https://uchi.ru/
http://scoolcollection.edu.ru

https://resh.edu.ru/sub
ct/3/
Устный опрос;

http://scoolcollection.edu.ru
https://uchi.ru/

Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

http://scoolhttps://resh.edu.ru/sub
collection.edu.ru
ct/3/

https://resh.edu.ru/sub
https://uchi.ru/
http://scoolct/3/
collection.edu.ru

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/sub
ct/3/

https://uchi.ru/

14

6 класс (34 ч)
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов

1.1.

Мир культуры: его
структура

1

всег контр практи
о
ольн
ческие
ые
работы
работ
Тематический блок 1. «Россия — нашыобщий дом»
0

0

1.2.

Культура России:
многообразие регионов

1

0

0.20

1.3.

История быта как история
культуры

1

0

1

1

0

0

1

0

0

1.4.

1.5

1.6

1.7.

1.8.

Прогресс:
технический
социальный

и

Образование
в
культуре
народов
России
Права и
человека

обязанности 1

Общество
и
религия: 1
духовно-нравственное
взаимодействие

Современный
самоеважное

мир: 1

0

0

0

1

0

1

Дата
изучения

Виды деятельности

Понимать специфику социальных
явлений, их отличия от мира приро- ды.
Уметь объяснять взаимосвязь
материальной культуры с духовнонравственным состоянием общества.
Слушать объяснения учителя, работать с
учебником, анализировать проблемные
ситуации работу с учебником
Понимать и объяснять важность сохранения исторической памяти раз- ных
народов, культурных традиций разных
регионов России.
Характеризовать духовную культу- ру
народов России как общее достоя- ние
нашей Родины.
Работать с картой регионов, разграничивать понятия по теме, слушать
объяснения
Понимать учителя
и объяснять взаимосвязь
хозяйственной деятельности, быта
лю- дей с историей народа,
климатом, гео- графическими
условиями его жизни. Работать с
учебником, а также на- учнопопулярной литературой; просматривать и анализировать учебные фильмы слушать и
анализировать выступления
одноклассников, отбирать и
формировать
представление
сравнивать учебный
материало по
русском
языке
как языке
нескольким
источникам;
межнационального общения;

Виды
,
форм
ы
контр
оля
Устный
опрос;

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

http://scoolcollection.edu.ru

https://resh.edu.ru/subject
/3/
Устный
опрос;

http://imcnev.ru/orkiseodnknr.html
https://uchi.ru/

Устный
опрос;

http://www.gumfak.ru/

Устный
опрос;

http://www.gumfak.ru/

формировать представление о
Устный
слушать
опрос;
том, что такое культура, об
объяснения
общих чертах в культуре
учителя,
стараясь
разных народов;
выделить главное;
Понимать и объяснять, в чём Устный
объяснять
слушать и понимать
заключается
смыслобъяснения
понятий учителя
«права опрос;
наблюдаемые
в
человека»,
по теме урока;
правовая
культура» и др.
практике изучения
Понимать
необходимость соблюдеязыка
явления;
ния
прав
и задания
обязанностей
человека.
выполнять
на понимание
и
Слушать
и анализировать
выступлеразграничение
понятий по теме;
ния одноклассников, работать с текстом учебника и с источниками
Понимать и объяснять смысл поня- Устный
тий «религия», «атеизм» и др.
опрос;
Знать названия традиционных религий России, уметь объяснять их роль в
истории и на современном этапе развития общества .
Слушать объяснения учителя, решать текстовые задачи

https://foma.ru/

http://scoolcollection.edu.ru

https://resh.edu.ru/subject
/3/
http://scoolcollection.edu.ru
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/subject
/3/

Понимать, в чём заключаются основ- Устный
http://scoolные духовно-нравственные ориентиры опрос;
collection.edu.ru
современного общества.
Самооценка с
Подготовить проект (или доклад, со- использовани https://uchi.ru/
общение); работать с научно-попу- ем
лярной литературой, разграничивать и «Оценочного
https://resh.edu.ru/subject
систематизировать понятия
листа»;
/3/

15

https://uchi.ru/

Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
2.1.

Каким должен быть чело- 1
век?
Духовнонравственный облик и
идеал человека

0

0

2.2

Взросление человека в 1
культуре народов России

0

0

2.3

2.4

2.5

2.6

Религия как источник
нравственности

Наука как источник
знания о человеке и
человеческом

1

1

Этика и нравственность 1
как категории духовной
культуры

Самопознание

1

0

0

0

0

0.30

0

0

1

Понимать и объяснять взаимосвязь Устный
таких
понятий,
как
«свобода», опрос;
ответственность, право и долг.
Слушать
объяснения
учителя,
работать с учебником, анализировать
проблемные ситуации
Объяснять важность взаимодействия Устный
человека и общества, негативные эф- опрос;
факты социальной изоляции.
Слушать объяснения учителя, решать
проблемные задачи, анализировать
информацию
из
нескольких
источников,
анализировать
собственный опыт

http://www.gumfak.ru/

Понимать,
какой
нравственный Устный
потенциал несут традиционные религии опрос;
России.
Слушать объяснения учителя, работать
с учебником, просматривать учебные
фильмы по теме

http://scoolcollection.edu.ru

Понимать и объяснять смысл понятия
«гуманитарное знание»; осознавать,
что культура помогает человеку
понимать самого себя.
Слушать объяснения учителя, работать
с учебником, с дополнительной
научно-популярной литературой

http://scoolcollection.edu.ru

https://resh.edu.ru/subject
/3/

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/subject
/3/
http://scoolcollection.edu.ru
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/subject
/3/

Объяснять понятия «добро» и «зло» с
помощью примеров из истории и
культуры народов России, соотносить
эти понятия с личным опытом. Решать
проблемные
задачи,
работать
с
учебником,
рефлексировать
собственный опыт

http://scoolcollection.edu.ru
https://uchi.ru/

Уметь соотносить понятия «мораль»,
«нравственность» с самопознанием на
доступном для возраста детей уровне.
Формировать представления о самом
себе; воспитывать навыки самопрезентации, рефлексии; слушать и
анализировать
доклады
одноклассников

http://scoolcollection.edu.ru

https://resh.edu.ru/subject
/3/

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/subject
/3/

Тематический блок 3. «Человек как член общества»
3.1

3.2

Труд делает
человеком

Подвиг:
героя?

как

человека 1

узнать 1

0

0

1

0

Осознавать важность труда объяснять его роль в современном обществе.
Понимать и осознавать трудолюбие
как ответственность перед людьми и
самим собой.
Слушать объяснения учителя, решать
проблемные задачи, анализировать
тексты учебника
Понимать и объяснять отличие подвига на войне и в мирное время.
Знать и называть имена героев.
Слушать объяснения учителя, решать
проблемные задачи, анализировать
тексты учебника

https://uchi.ru/
http://scoolcollection.edu.ru

https://resh.edu.ru/subject
/3/
http://scoolcollection.edu.ru
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/subject
/3/

https://uchi.ru/

16

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

Люди
в
обществе: 1
духовнонравственное
взаимовлияние

Проблемы современного 1
общества как отражение
его
духовнонравственного
самосознания

Духовно-нравственные
1
ориентиры
социальных
отношений

Гуманизм
как 1
сущностная
характеристика духовнонравственной культуры
на- родов России

0

0

0

0

Социальные профессии; 1
их
важность
для
сохранения
духовнонравственного об- лика
общества

0

Выдающиеся
1
благотворители в истории.
Благотворительность как
нравственный долг

0

1

0,5

0,5

0

0,5

0

3.9

Выдающиеся
учёные 1
России.
Наука
как
источник социального и
духовного
прогресса
общества

0

0

3.10

Моя профессия

0

1

1

Понимать и объяснять понятия
«дружба», «предательство», «честь»,
«коллективизм»,
«благотворительность».
Слушать объяснения учителя, решать
проблемные задачи, анализировать
тексты учебника
Понимать и объяснять понятия «бедность», «инвалидность», «сиротство».
Предлагать пути преодоления проблем современного общества на доступном для понимания детей уровне.
Слушать объяснения учителя, решать
проблемные задачи, анализировать
тексты учебник

4.2

Гражданин

Патриотизм

1

1

0

0

0,5

0,5

https://resh.edu.ru/subject
/3/
http://scoolcollection.edu.ru
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/subject
/3/

Понимать и объяснять понятия «милосердие», «взаимопомощь», «благотворительность», «волонтёрство». Выявлять общие черты традиций милосердия, взаимной помощи, благотворительности у представителей разных народов.
Слушать объяснения учителя, решать
проблемные задачи, анализировать
тексты учебника

http://scoolcollection.edu.ru

Понимать и характеризовать поня- тие
«гуманизм» как источник духов- нонравственных
ценностей
народов
России. Осознавать важность гуманизма
для формирования личности, построения
взаимоотношений в обществе.
Слушать объяснения учителя, работать
с научно-популярной литературой

http://scoolhttps://uchi.ru/
collection.edu.ru

Понимать и объяснять, что такое социальные
профессии
и
почему
выбирать
их
нужно
особенно
ответственно. Работать с научнопопулярной литературой, готовить
рефераты, слушать и анализировать
доклады одноклассников
Приводить
примеры
выдающихся
благотворителей в истории и в современной России.
Работать с научно-популярной литературой, анализировать несколько
источников, разграничивать понятия
Понимать и объяснять, что такое
наука; приводить имена выдающихся
учёных России.
Работать с научно-популярной литературой, анализировать несколько
источников, разграничивать понятия
Обосновывать, какие духовно-нравственные качества нужны для выбранной профессии.
Работать с научно-популярной литературой, анализировать несколько
источников, разграничивать понятия

http://scoolcollection.edu.ru

Характеризовать понятия
«Родина», «гражданство»; понимать духовно-нравственный смысл патриотизма.
Слушать объяснения учителя, работать с текстом учебника

http://scoolcollection.edu.ru

Приводить примеры патриотизма в
истории и в современном обществе.
Слушать объяснения учителя, работать с учебником, рефлексировать
собственный опыт

http://scoolhttps://resh.edu.ru/subject
collection.edu.ru
/3/

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
4.1

http://scoolcollection.edu.ru

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/subject
/3/

https://resh.edu.ru/subject
/3/

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/subject
/3/
http://scoolcollection.edu.ru

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/subject
http://scool/3/
collection.edu.ru

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/subject
http://scool/3/
collection.edu.ru

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/subject
/3/

https://uchi.ru/

https://resh.edu.ru/subject
https://uchi.ru/
/3/

17
https://uchi.ru/

4.3

4.4

Защита Родины: подвиг
илидолг?

1

Государство.
1
Россия — наша родина

0

0

0,5

0,5

4.5

Гражданская
идентичность

1

0

1

4.6

Моя школа и мой класс

1

0

1

4.7

Человек: какой он?

1

0

1

4.8

Человек и культура

1

0

1

Всего

34

0

Характеризовать важность сохранения мира и согласия.
Приводить примеры военных подвигов; понимать особенности защиты чести Родины в спорте, науке, культуре.
Слушать объяснения учителя, работать с
учебником, смотреть и анализировать
учебные фильмы

http://scoolcollection.edu.ru

Объяснять понятие «государство».
Уметь выделять и характеризовать
основные особенности Российского государства с опорой на духовно-нравственные ценности.
Слушать объяснения учителя, работать с текстом учебника, с дополнительной научно-популярной литературой
Обосновать важность духовно-нравственных качеств гражданина.
Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу

http://scoolcollection.edu.ru

Характеризовать понятие «доброе
дело» в контексте оценки собственных
действий, их нравственного начала.
Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу
Сформулировать свой идеал человека, назвать качества, ему присущие.
Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу

http://scoolhttps://resh.edu.ru/subject
collection.edu.ru
/3/

Показать взаимосвязь человека и
культуры через их взаимное влияние.
Характеризовать образ человека высокой духовной культуры, создаваемый в произведениях искусства.
Работать с источниками, систематизировать понятия, подготовить
проект

https://uchi.ru/
http://scoolhttps://resh.edu.ru/subject
collection.edu.ru
/3/

https://resh.edu.ru/subject
/3/

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/subject
/3/
http://scoolcollection.edu.ru
https://uchi.ru/

https://resh.edu.ru/subject
https://uchi.ru/
http://scool/3/
collection.edu.ru

https://resh.edu.ru/subject
https://uchi.ru/
/3/

14
https://uchi.ru/

Приложение 1.
Учет воспитательного компонента в тематическом планировании курса ОДНКНР
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся
сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней
установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и
взаимоотношений в обществе. Содержание курса направлено на формирование
нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание
патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества),
формирование исторической памяти в программе учитывается, что данная дисциплина носит
культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно
духовно- нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской
идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей —
важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части
культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных
приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию
российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений .
18

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом
Президента Российской Феде- рации от 2 июля 2021 г . № 400, пункт 91), к традиционным
российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений,
единство народов России . Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности
объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в
основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовнонравственного развития обучающихся .
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,
культурно-исторических традиций всех народов России, духовно- нравственных ценностей,
присущих ей на протяжении всей её истории.
Приложение 2.
Учебно-методическое обеспечение курса истории
Электронные ресурсы:
1. Российская электронная школа. Большой набор ресурсов для обучения (конспекты,
видеолекции, упражнения и тренировочные занятия, методические материалы для учителя.
Материалы можно смотреть без регистрации. https://resh.edu.ru/
2. «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к
проверочным работам, а также тематические вебинары по дистанционному обучению.
Методика платформы помогает отрабатывать ошибки учеников, выстраивает их
индивидуальную образовательную траекторию. https://uchi.ru/
3. «Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий разного уровня сложности для
школьников 1–5-х классов. В числе возможностей «Яндекс. Учебника» – автоматическая
проверка
ответов
и
мгновенная
обратная
связь
для
обучающихся. https://education.yandex.ru/home/
4. «ЯКласс» - сервис, позволяющий учителю выдать школьнику проверочную работу.
Если в ходе работы ученик допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и
предлагают выполнить другой вариант. Учитель получает отчёт о том, как ученики
справляются с заданиями. https://www.yaklass.ru/
5. Мобильное электронное образование – разнообразные форматы материалов (текст,
мультимедиа, интерактивные ресурсы). Цифровой образовательный контент подготовлен для
детей в возрасте с 3 до 7 лет, а также разработаны онлайн курсы для обучающихся 1-11 классов.
Предусмотрена система видеоконференций и мессенджер. https://mob-edu.ru/
6. Фоксфорд - онлайн-школа для обучающихся 1-11 классов, помогающая в подготовке
к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам. Для учителей проводятся курсы повышения квалификации и
профессиональной переподготовки, а для родителей – открытые занятия о воспитании и
развитии детей. https://foxford.ru/about
7. «Сириус. Онлайн» - На платформе размещены дополнительные главы по различным
предметам для 7–9-х классов. Курсы объемом от 60 до 120 часов предназначены для
использования в качестве программ дополнительного образования, а также для повышения
квалификации педагогов. https://edu.sirius.online/#/
8. «Маркетплейс образовательных услуг» - доступ к каталогу интерактивных
образовательных материалов, учебной литературе, электронным книгам, обучающим видео и
курсам. В наполнение ресурса вовлечены ведущие российские компании разного профиля,
среди которых – «Яндекс», «1С», «Учи.ру», «Скайенг», «Кодвардс», издательство
«Просвещение» и другие. https://elducation.ru/
19

9. «ИнтернетУрок» - это постоянно пополняемая коллекция уроков по основным
предметам школьной программы. На сайте собраны уроки, видео, конспекты, тесты и
тренажеры
естественно-научного
и
гуманитарного
цикла
для
1-11
классов.
https://interneturok.ru/
10. Издательство «Просвещение» - бесплатный доступ к электронным версиям учебнометодических комплексов, входящих в Федеральный перечень. Для работы с учебниками не
потребуется подключения к интернету. Информационный ресурс располагается по адресу
https://media.prosv.ru/
11. «Академкнига/Учебник» - on-line библиотека учебной литературы сайт
http://akademkniga.ru/
12. Издательство «Русское слово» - доступ к электронным формам учебников из
Федерального перечня, к рабочим тетрадям, методическим пособиям, интерактивным
тренажёрам, а также сторонним ресурсам и авторским наработкам педагогов. https://русскоеслово.рф/
13. «Библиошкола» - доступ к школьным учебникам, школьной литературе, различным
медиаресурсам, электронным версиям журналов «Семейное чтение», «Читайка».
https://biblioschool.ru/
16. Образовательная платформа «Лекта» - доступ к электронным версиям учебников
издательств «Дрофа» и «Вентана-Граф». В наличии методические материалы, инновационные
сервисы для преподавания, интерактивные тренажеры для закрепления знаний.
https://lecta.rosuchebnik.ru/
Приложение 3.
Календарно-тематическое планирование.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 – 6 классы
5 класс (34 час.)
№
Тема урока
к-во
дата по
урока
час.
плану
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» - 10ч.
1
2
3

Зачем изучать курс «Основы духовнонравственной культуры народов России»?
Наш дом — Россия
Язык и история

1

дата
факт.

-

1
1

4

Русский язык — язык общения и язык
возможностей

1

5

Истоки родной культуры

1

6

Материальная культура

1

7

Духовная культура

1

8

Культура и религия

1

9

Культура и образование

1

10

Многообразие культур России
(практическое занятие)

1

20

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» - 6 ч.
11

Семья — хранитель духовных ценностей

1

12

Родина начинается с семьи

1

13

Традиции семейного воспитания в России

1

14

Образ семьи в культуре народов России

1

15

Труд в истории семьи

1

16

1
Семья в современном мире
(практическое занятие)
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» - 3 ч.

17

Личность — общество — культура

1

18

Духовный мир человека. Человек — творец
культуры

1

19

Личность и духовно-нравственные ценности

1

Тематический блок 4. «Культурное единство России» - 16ч
20

Историческая
память
нравственная ценность

21

Литература как язык куль туры

1

22

Взаимовлияние культур

1

23

1

24

Духовно-нравственные ценности
российского народа
Регионы России: культурное многообразие

25

Праздники в культуре народов России

1

26

Памятники в культуре народов России

1

27

Музыкальная культура народов России

1

28

Изобразительное
искусство народов
России
Фольклор и литература народов России

1

29

как

духовно-

1

1

1

32

1
Бытовые традиции народов России: пища,
одежда, дом (практическое занятие)
1
Культурная карта России
(практическое занятие)
Единство страны — залог будущего России 1

33

Урок повторения и обобщения

1

34

Промежуточная аттестация

1

30
31

21

6 класс (35ч.)
№
Тема урока
кол.
Дата по
урока
час.
плану
Тематический блок 1. «Культура как социальность» - 8 ч.
1

Мир культуры: его структура

1

2

Культура России: многообразие регионов

1

3

История быта как история культуры

1

4

Прогресс: технический и социальный

1

5

Образование в культуре народов России

1

6

Права и обязанности человека

1

7

1
Общество и религия: духовно-нравственное
взаимодействие
1
Современный
мир:
самое
важное
(практическое занятие)
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» - 6 ч.

8

9
10
11
12
13
14

Каким должен быть человек? Духовнонравственный облик и идеал человека
Взросление человека в культуре народов
России
Религия как источник нравственности

1

Наука как источник знания о человеке и
человеческом
Этика и нравственность как категории
духовной культуры
Самопознание (практическое занятие)

1

дата
факт.

1 чет.

1
1

1
1

Тематический блок 3. «Человек как член общества» - 10 ч.
15

Труд делает человека человеком

1

16

Подвиг: как узнать героя?

1

17

Люди
в
обществе:
духовно-нравственное 1
взаимовлияние
1
Проблемы современного общества как

18

22

24

отражение его духовно-нравственного
самосознания
Духовно-нравственные ориентиры
социальных отношений
Гуманизм как сущностная характеристика
духовно- нравственной культуры народов
России
Социальные профессии; их важность для
сохранения духовно-нравственного облика
общества
Выдающиеся благотворите- ли в истории .
Благотворительность как нравственный долг
Выдающиеся учёные России. Наука как
источник социального и духовного
прогресса общества
Моя профессия (практическое занятие)

25

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» - 11 ч.
1
Гражданин

26

Патриотизм

1

27

Защита Родины: подвиг или долг?

1

28

Государство .
Россия — наша Родина

1

29

Гражданская
идентичность
(практическое занятие)

1

30

Моя школа и мой класс
(практическое занятие)

1

31

Человек: какой он? (практическое
занятие)

1

32

1

33

Человек и культура (практическое
занятие)
Повторение и обобщение

34

Промежуточная аттестация

1

35

Итоговый урок

1

19
20

21

22
23

1
1

1

1
1

1

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
23

Виноградова Н.Ф., Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебное пособие "Основы духовно - нравственной - культуры народов России" под ред.:
Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков, 2020
Потапов С. Уроки вежливости: этикет для детей. М.: 2011 Даль В.И. Пословицы русского
народа: в 3т. М.: 2010. Остер Г. Вредные советы. М.:2010
Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М.: 2011. Словарь по этике/ Под ред. И.С.Кона. М.:
2010
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://imc-nev.ru/orkise-odnknr.html https://foma.ru http://www.gumfak.ru/
Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/ Министерство просвещения
Российской Федерации https://edu.gov.ru/ ФИПИ https://fipi.ru/
Электронная библиотека для школ https://biblioschool.ru/
Издательство "Просвещение". УМК "Школа России" https://prosv.ru/umk/school-russia.html
Библиотека видеоуроков по школьной программе https://interneturok.ru/
Российская Электронная Школа https://resh.edu.ru/ Дистанционное образование для
школьников https://uchi.ru/ Яндекс.Учебник https://education.yandex.ru/
Современный учительский портал https://easyen.ru/ Инфоурок https://infourok.ru/
Педагогическое сообщество "Урок.рф" https://урок.рф/ Образовательная социальная сеть
https://nsportal.
Мультиурок https://multiurok.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Классная доска Интерактивная доска Ноутбук
Мультимедийное устройство
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Классная доска Интерактивная доска Ноутбук
Мультимедийное устройство

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».