Пояснительная записка Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5-6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР. Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся. Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории. В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности. 2 Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии. В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России. Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти. Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность). Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах. Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам. Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов. Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Целями изучения учебного курса являются: — формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; — создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; 3 — формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; — идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны. Цели курса определяют следующие задачи: — овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; — приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества; — развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству; — становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности; — формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки; — обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов; — воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России; — содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей; — формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом. Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя: — расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы; — углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества; — формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством; — воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур; — пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов; 4 — осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими; — раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность; — формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом; — получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах; — развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5-6 классе не менее одного часа в неделе, общий объем составляет 34 часа. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Личностные результаты: готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками; достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками; формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; Универсальные учебные действия Познавательные: характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»; 5 сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; различать культовые сооружения разных религий; формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов. Коммуникативные: рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России; кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.). Рефлексивные: оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»; анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета. Информационные: анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся: Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя. Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. Метапредметные результаты: владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров); овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме; овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений); освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда. 6 Предметные результаты: осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами; расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОДНКНР 5 класс – 34 часа Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом»» Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России. Тема 2 . Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации . Россия как общий дом . Дружба народов . Тема 3 . Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь. Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык. Тема 5 . Истоки родной культуры . Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины . Единство культурного пространства России Тема 6 . Материальная культура Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества. Тема 7 . Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей. Тема 8 . Культура и религия . Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России. Тема 9 . Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний . Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека . Тема 10 . Многообразие культур России. Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России. 7 Тематический блок 2 «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека. Тема 12 . Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей. Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России . Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т . д .) о семье и семейных обязанностях . Семья в литературе и произведениях разных видов искусства . Тема 15 . Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда . Роль нравственных норм в благополучии семьи . Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие) . Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др .) . Семейное древо. Семейные традиции . Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17 . Личность — общество — культура. Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества . Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей . Тема 18 . Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации. Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности . Мораль и нравственность в жизни человек. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, п а т р и о т и з м , любовь к близким. Тематический блок 4. Культурное единство России Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений . Тема 21 . Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману . Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность. Тема 22 . Взаимовлияние культур. Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. При меры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, 8 милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества. Тема 25 . Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26 . Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные . Культура как память . Музеи . Храмы . Дворцы . Исторические здания как свидетели истории . Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России . Тема 27 . Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения . Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми . Народные инструменты . История народа в его музыке и инструментах . Тема 28 . Изобразительное искусство народов России . Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству . Храмовые росписи и фольклорные орнаменты . Живопись, графика . Выдающиеся художники разных народов России . Тема 29 . Фольклор и литература народов России . Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности . Национальная литература . Богатство культуры народа в его литературе . Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников . Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие). География культур России. Россия как культурная карта . Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема 32 . Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России. 6 класс (34 ч) Тематический блок 1. «Культура как социальность» Тема 1 . Мир культуры: его структура Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества. Тема 2 . Культура России: многообразие регионов. Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России. Тема 3 . История быта как история культуры. Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России. Тема 4 . Прогресс: технический и социальный. 9 Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества? Тема 5 . Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей. Тема 6 . Права и обязанности человека. Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации. Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей. Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие). Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России. Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека. Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни. Тема 10 . Взросление человека в культуре народов Росси. Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность . Тема 11 . Религия как источник нравственности. Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека. Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом. Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей. Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры. Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна? Тема 14 . Самопознание (практическое занятие). Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта. Тематический блок 3. «Человек как член общества» Тема 15 . Труд делает человека человеком. Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство . Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда . Тема 16 . Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время . Милосердие, взаимопомощь. Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. 10 Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика предпринимательства. Социальная помощь. Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания. Бедность. Инвалидность . Асоциальная семья . Сиротство . Отражение этих явлений в культуре общества . Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство . Общественные блага . Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России. Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России. Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества. Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессии. Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом . Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества. Учёные России. Почему важно помнить историю науки . Вклад науки в благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных . Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие). Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии. Тематический блок 3. «Родина и патриотизм» Тема 25 . Гражданин. Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина Тема 26 . Патриотизм. Патриотизм. Толерантность . Уважение к другим народам и их истории . Важность патриотизма . Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир. Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед обществом . Военные подвиги . Честь . Доблесть . Тема 28 . Государство. Россия — наша родина. Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон . Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность. Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие). Какими качествами должен обладать человек как гражданин. Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела. Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие). Человек. Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие качества человека . 11 Тема Человек и культура (проект). Итоговый проект: «Что значит быть человеком?» Тематическое планирование 5 класс (34 ч) № п/п Наименование разделов и Количество часов Дата тем программы изучения всего контро практиче льные ские работы работы Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Зачем изучать курс «Основы 1 духовно-нравственной культуры народов России»? формировать представление об Устный опрос; особенностях курса «Основы духовнонравственной культуры народов России»; слушать и понимать объяснения учителя по теме урока; вести самостоятельную 1.2. Наш дом — Россия 1 0 0.20 формировать представление о Устный опрос; работу с учебником; необходимости и важности межнационального и межрелигиозного сотрудничества, взаимодействия; 1.3. Язык и история 1 0 0 формировать представления о языке как Устный опрос; носителе духовно-нравственных смыслов культуры; понимать особенности коммуникативной роли языка; слушать и анализировать выступления одноклассников, отбирать и сравнивать 1.4. Русский язык — язык 1 0 0 формировать представление о русском Устный опрос; учебный материал по нескольким общения и язык языке как языке межнационального источникам; возможностей общения; слушать объяснения учителя, стараясь 1.5. Истоки родной культуры 1 0 0 выделить главное; формировать представление объяснятьо том, что Устный опрос; наблюдаемые такое культура, в практике об общих изучения чертах в языка явления; разных народов; культуре слушать и понимать объяснения учителя по теме урока;представление о 1.6. Материальная культура 1 0 0 формировать Устный опрос; выполнять задания на понимание и традиционных укладах жизни разных разграничение понятий по теме; народов; слушать и анализировать выступления одноклассников; 1.7. Духовная культура 1 0 0 формировать представление о духовной Устный опрос; работать с учебником, анализировать культуре разных народов; проблемные ситуации; понимать взаимосвязь между 1.8. Культура и религия 1 0 0 формировать проявлениямипредставление материальной оипонятии духовной Устный опрос; «религия», культуры; понимать и уметь объяснять, в чём заключается связь культуры и религии; слушать объяснения учителя, работать с 1.9. Культура и образование 1 0 0 научно-популярной литературой по теме; Устный опрос; понимать смысл понятия «образование», уметь объяснять важность и необходимость образования для общества; 1.10. Многообразие культур 1 0 0.30 отбирать материал поучителя, нескольким слушать объяснения отбирать и Устный опрос; России (практическое источникам, готовитьматериалы доклады, работать сравнивать учебные по теме; Самооценка с занятие) с научно-популярной литературой; использованием слушать выступления одноклассников; «Оценочного листа»; Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» 1.1. 0 0 2.1. Семья — хранитель духовных ценностей 1 0 0 2.2. Родина начинается с семьи 1 0 0 понимать, что такое семья, формировать Устный опрос; представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного уклада у разных народов; понимать значение термина «поколение»; понимать и объяснять, как и почему Практическая слушать объяснения учителя, решать история каждой семьи тесно связана с работа; проблемные задачи; историей страны, народа; слушать объяснения учителя, разграничивать понятия по теме, систематизировать учебный материал; http://scoolcollection.edu.ru http://imc-nev.ru/orkise https://resh.edu.ru/sub odnknr.html ct/3/ http://www.gumfak.ru/ https://uchi.ru/ http://www.gumfak.ru/ https://foma.ru/ http://scoolcollection.edu.ru http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/sub ct/3/ http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/sub ct/3/ https://uchi.ru/ http://www.gumfak.ru/ https://resh.edu.ru/sub ct/3/ https://uchi.ru/ http://scoolcollection.edu.ru https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/sub https://foma.ru/ ct/3/ http://imc-nev.ru/orkise odnknr.html https://uchi.ru/ https://foma.ru/ 12 Традиции семейного воспитания в России понимать и объяснять, что такое традиция, уметь рассказывать о традициях своей семьи, семейных традициях своего народа и других народов России; 2.4. Образ семьи в культуре 1 0 0 знать сюжеты о уметь основные объяснятьфольклорные и разграничивать народов России семье, семейных основные понятияценностях; по теме; знать и понимать морально-нравственное просматривать и анализировать учебные значение семьи; с раздаточным фильмы, работать работать с научно-популярной материалом; 2.5. Труд в истории семьи 1 0 0 литературой, и труд», понимать, чтопросматривать такое «семейный анализировать учебные фильмы, сознавать и характеризовать важного систематизировать учебный общего семейного труда для материал; укрепления целостности семьи; 2.6. Семья в современном мире 1 0 0.30 понимать, почему важно изучать и слушать объяснения учителя, (практическое занятие) хранить историюработать своей семьи, самостоятельно с учебником; передавать её следующим поколениям; готовить доклад, сообщение; создавать семейное древо; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников; Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» 2.3. 1 0 0 3.1. Личность — общество — культура 1 0 0 3.2. Духовный мир человека. 1 Человек — творец культуры 0 0 3.3. Личность и духовнонравственные ценности 0 0 1 Тематический блок 4. «Культурное единство России» 4.1. Историческая память как духовно-нравственная ценность 2 0 0 4.2. Литература как язык культуры 1 0 0 4.3. 4.4. Взаимовлияние культур Духовно-нравственные ценности российского народа 1 2 0 0 0 0 Устный опрос; http://scoolcollection.edu.ru Устный опрос; http://scoolhttps://resh.edu.ru/sub collection.edu.ru ct/3/ Устный опрос; http://scoolhttps://resh.edu.ru/sub collection.edu.ru https://uchi.ru/ ct/3/ Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; n.edu.ru http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/sub https://uchi.ru/ ct/3/ знать, что такое гуманизм, понимать, что Устный опрос; делает человека человеком и какие проявления людей можно назвать гуманными; работать с научно-популярной понимать и объяснять значение слова Устный опрос; литературой, уметь разграничивать «человек» в контексте духовно-чтение понятия, осваивать смысловое нравственной культуры; (решать текстовые задачи); слушать объяснения учителя, работать с учебником, уметь понимать и разграничивать основные понятия по теме; понимать и объяснять, что такое мораль Устный опрос; и нравственность, любовь к близким; показывать на примерах важность таких ценностей как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба и др.; разграничивать и определять основные понятия, решать текстовые задачи, работать с учебником; объяснять смысл термина «история», Устный опрос; понимать важность изучения истории; Практическая понимать и объяснять, что такое работа; историческая память, как история каждой семьи связана с историей страны; работать с учебником, выделять и определять основные понятия, слушать и анализировать выступления одноклассников; понимать особенности литературы, её Устный опрос; отличия от других видов художественного творчества; объяснять средства выражения духовного мира человека, его морали и нравственности в произведениях литературы; слушать объяснения учителя, работать с художественной литературой, изучать и анализировать источники; иметь представление о значении Практическая терминов «взаимодействие культур», работа; «культурный обмен»; понимать и объяснять важность сохранения культурного наследия; слушать объяснения учителя, понимать и разграничивать понятия, отбирать и сравнивать материал по нескольким источникам; уметь объяснять значение основных Устный опрос; понятий, отражающих духовнонравственные ценности; осознавать их и защищать в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества; слушать объяснения учителя, работать с учебником (смысловое чтение); https://resh.edu.ru/sub ct/3/ https://uchi.ru/ http://scoolcollection.edu.ru https://uchi.ru/ https://foma.ru/ https://resh.edu.ru/sub ct/3/ http://www.gumfak.ru/ https://uchi.ru/ https://foma.ru/ http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/sub ct/3/ http://scoolcollection.edu.ru https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/sub ct/3/ http://scoolПрактическая collection.edu.ru работа; https://uchi.ru/ Самооценка с использованием «Оценочного https://resh.edu.ru/sub листа»; ct/3/ 13 https://uchi.ru/ 4.5. 4.6. 4.7. 4.8. 4.9. 4.10. Регионы России: культурное 1 многообразие Праздники в культуре народов России Памятники в культуре народов России Музыкальная культура народов России 0 1 0 1 0 0 1 0 0 Изобразительное искусство 1 народов России Фольклор и литература народов России 0.20 0 0 1 0 0 0 4.11. Бытовые традиции народов 1 России: пища, одежда, дом (практическое занятие) 0 0 4.12. Культурная карта России (практическое занятие) 1 0 0.30 Единство страны — залог будущего России 1 4.13. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ понимать принципы федеративного устройства России, объяснять понятие «полиэтничность»; понимать ценность многообразия культурных укладов народов России; уметь рассказывать о культурном своеобразии своей малой родины; понимать и объяснять, что такое «народный праздник»; уметь рассказывать о праздничных традициях разных народов и своей семьи; понимать и объяснять нравственный смысл народного праздника; устанавливать связь между историей памятника и историей края; характеризовать памятники истории и культуры; понимать нравственный и научный смысл краеведческой работы; слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы; понимать особенности музыки как вида искусства; знать и называть основные темы музыкального творчества народов России, понимать, как история народа отражается в его музыке; слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы; понимать и объяснять особенности изобразительного искусства как вида художественного творчества; понимать и обосновывать важность искусства как формы трансляции культурных ценностей; знать и называть основные темы искусства народов России; слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы; понимать, что такое национальная литература; объяснять и показывать на примерах, как произведения фольклора отражают историю народа, его духовнонравственные ценности; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления отбирать и сравнивать учебный материал одноклассников; по нескольким источникам, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научнопопулярной литературой; отбирать и сравнивать несколько источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научнопопулярной литературой; 0 34 0.30 0 1.6 понимать и объяснять значение общих элементов и черт в культуре разных народов России для обоснования её культурного, экономического единства; Устный опрос; Практическая работа; http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/sub ct/3/ http://scoolcollection.edu.ru https://uchi.ru/ Устный опрос; https://resh.edu.ru/sub http://scoolct/3/ collection.edu.ru https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/sub ct/3/ Устный опрос; http://scoolcollection.edu.ru https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/sub ct/3/ Устный опрос; http://scoolcollection.edu.ru https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/sub ct/3/ Устный опрос; https://uchi.ru/ http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/sub ct/3/ Устный опрос; http://scoolcollection.edu.ru https://uchi.ru/ Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; http://scoolhttps://resh.edu.ru/sub collection.edu.ru ct/3/ https://resh.edu.ru/sub https://uchi.ru/ http://scoolct/3/ collection.edu.ru https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/sub ct/3/ https://uchi.ru/ 14 6 класс (34 ч) № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов 1.1. Мир культуры: его структура 1 всег контр практи о ольн ческие ые работы работ Тематический блок 1. «Россия — нашыобщий дом» 0 0 1.2. Культура России: многообразие регионов 1 0 0.20 1.3. История быта как история культуры 1 0 1 1 0 0 1 0 0 1.4. 1.5 1.6 1.7. 1.8. Прогресс: технический социальный и Образование в культуре народов России Права и человека обязанности 1 Общество и религия: 1 духовно-нравственное взаимодействие Современный самоеважное мир: 1 0 0 0 1 0 1 Дата изучения Виды деятельности Понимать специфику социальных явлений, их отличия от мира приро- ды. Уметь объяснять взаимосвязь материальной культуры с духовнонравственным состоянием общества. Слушать объяснения учителя, работать с учебником, анализировать проблемные ситуации работу с учебником Понимать и объяснять важность сохранения исторической памяти раз- ных народов, культурных традиций разных регионов России. Характеризовать духовную культу- ру народов России как общее достоя- ние нашей Родины. Работать с картой регионов, разграничивать понятия по теме, слушать объяснения Понимать учителя и объяснять взаимосвязь хозяйственной деятельности, быта лю- дей с историей народа, климатом, гео- графическими условиями его жизни. Работать с учебником, а также на- учнопопулярной литературой; просматривать и анализировать учебные фильмы слушать и анализировать выступления одноклассников, отбирать и формировать представление сравнивать учебный материало по русском языке как языке нескольким источникам; межнационального общения; Виды , форм ы контр оля Устный опрос; Электронные (цифровые) образовательные ресурсы http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/subject /3/ Устный опрос; http://imcnev.ru/orkiseodnknr.html https://uchi.ru/ Устный опрос; http://www.gumfak.ru/ Устный опрос; http://www.gumfak.ru/ формировать представление о Устный слушать опрос; том, что такое культура, об объяснения общих чертах в культуре учителя, стараясь разных народов; выделить главное; Понимать и объяснять, в чём Устный объяснять слушать и понимать заключается смыслобъяснения понятий учителя «права опрос; наблюдаемые в человека», по теме урока; правовая культура» и др. практике изучения Понимать необходимость соблюдеязыка явления; ния прав и задания обязанностей человека. выполнять на понимание и Слушать и анализировать выступлеразграничение понятий по теме; ния одноклассников, работать с текстом учебника и с источниками Понимать и объяснять смысл поня- Устный тий «религия», «атеизм» и др. опрос; Знать названия традиционных религий России, уметь объяснять их роль в истории и на современном этапе развития общества . Слушать объяснения учителя, решать текстовые задачи https://foma.ru/ http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/subject /3/ http://scoolcollection.edu.ru https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/subject /3/ Понимать, в чём заключаются основ- Устный http://scoolные духовно-нравственные ориентиры опрос; collection.edu.ru современного общества. Самооценка с Подготовить проект (или доклад, со- использовани https://uchi.ru/ общение); работать с научно-попу- ем лярной литературой, разграничивать и «Оценочного https://resh.edu.ru/subject систематизировать понятия листа»; /3/ 15 https://uchi.ru/ Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» 2.1. Каким должен быть чело- 1 век? Духовнонравственный облик и идеал человека 0 0 2.2 Взросление человека в 1 культуре народов России 0 0 2.3 2.4 2.5 2.6 Религия как источник нравственности Наука как источник знания о человеке и человеческом 1 1 Этика и нравственность 1 как категории духовной культуры Самопознание 1 0 0 0 0 0.30 0 0 1 Понимать и объяснять взаимосвязь Устный таких понятий, как «свобода», опрос; ответственность, право и долг. Слушать объяснения учителя, работать с учебником, анализировать проблемные ситуации Объяснять важность взаимодействия Устный человека и общества, негативные эф- опрос; факты социальной изоляции. Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать информацию из нескольких источников, анализировать собственный опыт http://www.gumfak.ru/ Понимать, какой нравственный Устный потенциал несут традиционные религии опрос; России. Слушать объяснения учителя, работать с учебником, просматривать учебные фильмы по теме http://scoolcollection.edu.ru Понимать и объяснять смысл понятия «гуманитарное знание»; осознавать, что культура помогает человеку понимать самого себя. Слушать объяснения учителя, работать с учебником, с дополнительной научно-популярной литературой http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/subject /3/ https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/subject /3/ http://scoolcollection.edu.ru https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/subject /3/ Объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров из истории и культуры народов России, соотносить эти понятия с личным опытом. Решать проблемные задачи, работать с учебником, рефлексировать собственный опыт http://scoolcollection.edu.ru https://uchi.ru/ Уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность» с самопознанием на доступном для возраста детей уровне. Формировать представления о самом себе; воспитывать навыки самопрезентации, рефлексии; слушать и анализировать доклады одноклассников http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/subject /3/ https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/subject /3/ Тематический блок 3. «Человек как член общества» 3.1 3.2 Труд делает человеком Подвиг: героя? как человека 1 узнать 1 0 0 1 0 Осознавать важность труда объяснять его роль в современном обществе. Понимать и осознавать трудолюбие как ответственность перед людьми и самим собой. Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника Понимать и объяснять отличие подвига на войне и в мирное время. Знать и называть имена героев. Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника https://uchi.ru/ http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/subject /3/ http://scoolcollection.edu.ru https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/subject /3/ https://uchi.ru/ 16 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 Люди в обществе: 1 духовнонравственное взаимовлияние Проблемы современного 1 общества как отражение его духовнонравственного самосознания Духовно-нравственные 1 ориентиры социальных отношений Гуманизм как 1 сущностная характеристика духовнонравственной культуры на- родов России 0 0 0 0 Социальные профессии; 1 их важность для сохранения духовнонравственного об- лика общества 0 Выдающиеся 1 благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг 0 1 0,5 0,5 0 0,5 0 3.9 Выдающиеся учёные 1 России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества 0 0 3.10 Моя профессия 0 1 1 Понимать и объяснять понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм», «благотворительность». Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника Понимать и объяснять понятия «бедность», «инвалидность», «сиротство». Предлагать пути преодоления проблем современного общества на доступном для понимания детей уровне. Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебник 4.2 Гражданин Патриотизм 1 1 0 0 0,5 0,5 https://resh.edu.ru/subject /3/ http://scoolcollection.edu.ru https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/subject /3/ Понимать и объяснять понятия «милосердие», «взаимопомощь», «благотворительность», «волонтёрство». Выявлять общие черты традиций милосердия, взаимной помощи, благотворительности у представителей разных народов. Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника http://scoolcollection.edu.ru Понимать и характеризовать поня- тие «гуманизм» как источник духов- нонравственных ценностей народов России. Осознавать важность гуманизма для формирования личности, построения взаимоотношений в обществе. Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой http://scoolhttps://uchi.ru/ collection.edu.ru Понимать и объяснять, что такое социальные профессии и почему выбирать их нужно особенно ответственно. Работать с научнопопулярной литературой, готовить рефераты, слушать и анализировать доклады одноклассников Приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и в современной России. Работать с научно-популярной литературой, анализировать несколько источников, разграничивать понятия Понимать и объяснять, что такое наука; приводить имена выдающихся учёных России. Работать с научно-популярной литературой, анализировать несколько источников, разграничивать понятия Обосновывать, какие духовно-нравственные качества нужны для выбранной профессии. Работать с научно-популярной литературой, анализировать несколько источников, разграничивать понятия http://scoolcollection.edu.ru Характеризовать понятия «Родина», «гражданство»; понимать духовно-нравственный смысл патриотизма. Слушать объяснения учителя, работать с текстом учебника http://scoolcollection.edu.ru Приводить примеры патриотизма в истории и в современном обществе. Слушать объяснения учителя, работать с учебником, рефлексировать собственный опыт http://scoolhttps://resh.edu.ru/subject collection.edu.ru /3/ Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» 4.1 http://scoolcollection.edu.ru https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/subject /3/ https://resh.edu.ru/subject /3/ https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/subject /3/ http://scoolcollection.edu.ru https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/subject http://scool/3/ collection.edu.ru https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/subject http://scool/3/ collection.edu.ru https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/subject /3/ https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/subject https://uchi.ru/ /3/ 17 https://uchi.ru/ 4.3 4.4 Защита Родины: подвиг илидолг? 1 Государство. 1 Россия — наша родина 0 0 0,5 0,5 4.5 Гражданская идентичность 1 0 1 4.6 Моя школа и мой класс 1 0 1 4.7 Человек: какой он? 1 0 1 4.8 Человек и культура 1 0 1 Всего 34 0 Характеризовать важность сохранения мира и согласия. Приводить примеры военных подвигов; понимать особенности защиты чести Родины в спорте, науке, культуре. Слушать объяснения учителя, работать с учебником, смотреть и анализировать учебные фильмы http://scoolcollection.edu.ru Объяснять понятие «государство». Уметь выделять и характеризовать основные особенности Российского государства с опорой на духовно-нравственные ценности. Слушать объяснения учителя, работать с текстом учебника, с дополнительной научно-популярной литературой Обосновать важность духовно-нравственных качеств гражданина. Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу http://scoolcollection.edu.ru Характеризовать понятие «доброе дело» в контексте оценки собственных действий, их нравственного начала. Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу Сформулировать свой идеал человека, назвать качества, ему присущие. Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу http://scoolhttps://resh.edu.ru/subject collection.edu.ru /3/ Показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимное влияние. Характеризовать образ человека высокой духовной культуры, создаваемый в произведениях искусства. Работать с источниками, систематизировать понятия, подготовить проект https://uchi.ru/ http://scoolhttps://resh.edu.ru/subject collection.edu.ru /3/ https://resh.edu.ru/subject /3/ https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/subject /3/ http://scoolcollection.edu.ru https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/subject https://uchi.ru/ http://scool/3/ collection.edu.ru https://resh.edu.ru/subject https://uchi.ru/ /3/ 14 https://uchi.ru/ Приложение 1. Учет воспитательного компонента в тематическом планировании курса ОДНКНР Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно- нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР. Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений . 18 Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Феде- рации от 2 июля 2021 г . № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России . Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовнонравственного развития обучающихся . Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно- нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории. Приложение 2. Учебно-методическое обеспечение курса истории Электронные ресурсы: 1. Российская электронная школа. Большой набор ресурсов для обучения (конспекты, видеолекции, упражнения и тренировочные занятия, методические материалы для учителя. Материалы можно смотреть без регистрации. https://resh.edu.ru/ 2. «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а также тематические вебинары по дистанционному обучению. Методика платформы помогает отрабатывать ошибки учеников, выстраивает их индивидуальную образовательную траекторию. https://uchi.ru/ 3. «Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников 1–5-х классов. В числе возможностей «Яндекс. Учебника» – автоматическая проверка ответов и мгновенная обратная связь для обучающихся. https://education.yandex.ru/home/ 4. «ЯКласс» - сервис, позволяющий учителю выдать школьнику проверочную работу. Если в ходе работы ученик допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и предлагают выполнить другой вариант. Учитель получает отчёт о том, как ученики справляются с заданиями. https://www.yaklass.ru/ 5. Мобильное электронное образование – разнообразные форматы материалов (текст, мультимедиа, интерактивные ресурсы). Цифровой образовательный контент подготовлен для детей в возрасте с 3 до 7 лет, а также разработаны онлайн курсы для обучающихся 1-11 классов. Предусмотрена система видеоконференций и мессенджер. https://mob-edu.ru/ 6. Фоксфорд - онлайн-школа для обучающихся 1-11 классов, помогающая в подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам. Для учителей проводятся курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а для родителей – открытые занятия о воспитании и развитии детей. https://foxford.ru/about 7. «Сириус. Онлайн» - На платформе размещены дополнительные главы по различным предметам для 7–9-х классов. Курсы объемом от 60 до 120 часов предназначены для использования в качестве программ дополнительного образования, а также для повышения квалификации педагогов. https://edu.sirius.online/#/ 8. «Маркетплейс образовательных услуг» - доступ к каталогу интерактивных образовательных материалов, учебной литературе, электронным книгам, обучающим видео и курсам. В наполнение ресурса вовлечены ведущие российские компании разного профиля, среди которых – «Яндекс», «1С», «Учи.ру», «Скайенг», «Кодвардс», издательство «Просвещение» и другие. https://elducation.ru/ 19 9. «ИнтернетУрок» - это постоянно пополняемая коллекция уроков по основным предметам школьной программы. На сайте собраны уроки, видео, конспекты, тесты и тренажеры естественно-научного и гуманитарного цикла для 1-11 классов. https://interneturok.ru/ 10. Издательство «Просвещение» - бесплатный доступ к электронным версиям учебнометодических комплексов, входящих в Федеральный перечень. Для работы с учебниками не потребуется подключения к интернету. Информационный ресурс располагается по адресу https://media.prosv.ru/ 11. «Академкнига/Учебник» - on-line библиотека учебной литературы сайт http://akademkniga.ru/ 12. Издательство «Русское слово» - доступ к электронным формам учебников из Федерального перечня, к рабочим тетрадям, методическим пособиям, интерактивным тренажёрам, а также сторонним ресурсам и авторским наработкам педагогов. https://русскоеслово.рф/ 13. «Библиошкола» - доступ к школьным учебникам, школьной литературе, различным медиаресурсам, электронным версиям журналов «Семейное чтение», «Читайка». https://biblioschool.ru/ 16. Образовательная платформа «Лекта» - доступ к электронным версиям учебников издательств «Дрофа» и «Вентана-Граф». В наличии методические материалы, инновационные сервисы для преподавания, интерактивные тренажеры для закрепления знаний. https://lecta.rosuchebnik.ru/ Приложение 3. Календарно-тематическое планирование. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 – 6 классы 5 класс (34 час.) № Тема урока к-во дата по урока час. плану Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» - 10ч. 1 2 3 Зачем изучать курс «Основы духовнонравственной культуры народов России»? Наш дом — Россия Язык и история 1 дата факт. - 1 1 4 Русский язык — язык общения и язык возможностей 1 5 Истоки родной культуры 1 6 Материальная культура 1 7 Духовная культура 1 8 Культура и религия 1 9 Культура и образование 1 10 Многообразие культур России (практическое занятие) 1 20 Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» - 6 ч. 11 Семья — хранитель духовных ценностей 1 12 Родина начинается с семьи 1 13 Традиции семейного воспитания в России 1 14 Образ семьи в культуре народов России 1 15 Труд в истории семьи 1 16 1 Семья в современном мире (практическое занятие) Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» - 3 ч. 17 Личность — общество — культура 1 18 Духовный мир человека. Человек — творец культуры 1 19 Личность и духовно-нравственные ценности 1 Тематический блок 4. «Культурное единство России» - 16ч 20 Историческая память нравственная ценность 21 Литература как язык куль туры 1 22 Взаимовлияние культур 1 23 1 24 Духовно-нравственные ценности российского народа Регионы России: культурное многообразие 25 Праздники в культуре народов России 1 26 Памятники в культуре народов России 1 27 Музыкальная культура народов России 1 28 Изобразительное искусство народов России Фольклор и литература народов России 1 29 как духовно- 1 1 1 32 1 Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие) 1 Культурная карта России (практическое занятие) Единство страны — залог будущего России 1 33 Урок повторения и обобщения 1 34 Промежуточная аттестация 1 30 31 21 6 класс (35ч.) № Тема урока кол. Дата по урока час. плану Тематический блок 1. «Культура как социальность» - 8 ч. 1 Мир культуры: его структура 1 2 Культура России: многообразие регионов 1 3 История быта как история культуры 1 4 Прогресс: технический и социальный 1 5 Образование в культуре народов России 1 6 Права и обязанности человека 1 7 1 Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие 1 Современный мир: самое важное (практическое занятие) Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» - 6 ч. 8 9 10 11 12 13 14 Каким должен быть человек? Духовнонравственный облик и идеал человека Взросление человека в культуре народов России Религия как источник нравственности 1 Наука как источник знания о человеке и человеческом Этика и нравственность как категории духовной культуры Самопознание (практическое занятие) 1 дата факт. 1 чет. 1 1 1 1 Тематический блок 3. «Человек как член общества» - 10 ч. 15 Труд делает человека человеком 1 16 Подвиг: как узнать героя? 1 17 Люди в обществе: духовно-нравственное 1 взаимовлияние 1 Проблемы современного общества как 18 22 24 отражение его духовно-нравственного самосознания Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества Выдающиеся благотворите- ли в истории . Благотворительность как нравственный долг Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества Моя профессия (практическое занятие) 25 Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» - 11 ч. 1 Гражданин 26 Патриотизм 1 27 Защита Родины: подвиг или долг? 1 28 Государство . Россия — наша Родина 1 29 Гражданская идентичность (практическое занятие) 1 30 Моя школа и мой класс (практическое занятие) 1 31 Человек: какой он? (практическое занятие) 1 32 1 33 Человек и культура (практическое занятие) Повторение и обобщение 34 Промежуточная аттестация 1 35 Итоговый урок 1 19 20 21 22 23 1 1 1 1 1 1 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 23 Виноградова Н.Ф., Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Учебное пособие "Основы духовно - нравственной - культуры народов России" под ред.: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков, 2020 Потапов С. Уроки вежливости: этикет для детей. М.: 2011 Даль В.И. Пословицы русского народа: в 3т. М.: 2010. Остер Г. Вредные советы. М.:2010 Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М.: 2011. Словарь по этике/ Под ред. И.С.Кона. М.: 2010 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://imc-nev.ru/orkise-odnknr.html https://foma.ru http://www.gumfak.ru/ Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/ Министерство просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru/ ФИПИ https://fipi.ru/ Электронная библиотека для школ https://biblioschool.ru/ Издательство "Просвещение". УМК "Школа России" https://prosv.ru/umk/school-russia.html Библиотека видеоуроков по школьной программе https://interneturok.ru/ Российская Электронная Школа https://resh.edu.ru/ Дистанционное образование для школьников https://uchi.ru/ Яндекс.Учебник https://education.yandex.ru/ Современный учительский портал https://easyen.ru/ Инфоурок https://infourok.ru/ Педагогическое сообщество "Урок.рф" https://урок.рф/ Образовательная социальная сеть https://nsportal. Мультиурок https://multiurok.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Классная доска Интерактивная доска Ноутбук Мультимедийное устройство ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Классная доска Интерактивная доска Ноутбук Мультимедийное устройство 24