Рабочая программа учебного предмета "Родной русский язык" 9 класс 2023г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» (базовый уровень) для 9 класса
является составной частью основной общеобразовательной основного общего образования МАОУ
«Велижанская СОШ» и составлена на основе:

• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО), (Приказ Министерства образования и науки 17 декабря 2010 г. № 1897 (в
действующей редакции);
• Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р, (см
файл Концепции преподавания предметов)
• Рабочей программы воспитания МАОУ «Велижанская СОШ», с учётом распределённых
по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы
основного общего образования.
При разработке данной рабочей программы мы ориентировались на авторскую программу
(Александрова О. М. Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5–9 классы: учеб.
пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ; под
ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение, 2020).
Для реализации программы будут использованы учебное пособие для общеобразовательных
организаций «Русский родной язык». 9 класс. Авторы: О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И.
Богданов и др. – М.: Просвещение, 2020.
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык» разработана для данной образовательной
организации, реализующей наряду с обязательным курсом русского языка изучение русского языка
как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и
поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской
Федерации, но в то же время имеет свою специфику, обусловленную дополнительным по своему
содержанию характером курса.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и
консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном
обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует
и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление
национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к
духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности,
приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания,
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи
информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения
родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами

интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать
мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться
в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память
и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную
культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно
связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения,
но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в
дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной
культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права тех
обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое на
изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения
основного курса «Русский язык».
В содержании учебного предмета «Родной язык (русский)» предусматривается расширение
сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам
реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным
связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного
предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те
языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую
обусловленность.
Важнейшими задачами учебного предмета «Родной язык (русский)» являются приобщение
обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование
преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и
своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение
представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых
нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует
воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения
к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» направлено на формирование
представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии
подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что
способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших
социокультурных функций языковой кодификации.
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в
обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во
всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Основные содержательные линии программы учебного предмета

«Родной язык (русский)»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на
содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и
литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей
программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса
русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно
практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.
В первом блоке «Язык и культура» представлено содержание, изучение которого позволит
раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа,
национально- культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского
речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и
культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального
общения.
Второй блок «Культура речи» ориентирован на формирование у учащихся ответственного и
осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой
культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками
сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания
правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом
требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание
вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского
литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке «Речь. Речевая деятельность. Текст» представлено содержание,
направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной
и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для
школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую
ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии
коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых
типов, жанров, стилистической принадлежности.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:
•

•

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского
языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому
языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и
развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации
родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное
владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом
самосовершенствовании;

•

•

•

расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка,
которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и
ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского
литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде
всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений
работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта
исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении
знаний.
Место учебного предмета «Родной язык (русский)» в учебном плане

Программа по родному языку составлена на основе требований к предметным результатам
освоения основной образовательной программы, представленной в Федеральном государственном
образовательном стандарте среднего общего образования. На изучение предмета в 9 классе в учебном
плане школы отведен 1 час в неделю, 34 часа в год.
Данная программа реализует региональный компонент в количестве 5 часов, который
представлен на уроках по темам, отмеченным в КТП жирным шрифтом.
Программой предусмотрено проведение интегрированных уроков в количестве 4 часа (см.
таблицу вслед за КТП)
Дистанционное обучение ведется на платформах «Я класс» и «Российская электронная школа».
Обеспечение особых условий для обучающихся с ОВЗ
Для обучающихся с задержкой психического развития обеспечивается соблюдение особых
условий:
Развитие познавательной активности, обеспечение положительной мотивации в различных видах
деятельности. Расширение и систематизация знаний об окружающей действительности. Развитие
свойств памяти, внимания, развитие наглядно-образного и вербально-логического мышления, процессов
анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации, установление причинно-следственных связей,
выявление существенных признаков, восполнение пробелов в знаниях по основным предметам
(математике, русскому языку). Дифференцированный подход в обучении с учетом индивидуальных
особенностей ребенка.
Для слабослышащих и позднооглохших обучающихся обеспечивается соблюдение особых
условий:
Первая парта. Обеспечение дублирования звуковой информации визуальной. Регулирование
уровня шума в помещении. Опережающая подготовка дома по устным предметам. Вовлечение в
коллективные виды детской деятельности. Стимулирование развития творческого потенциала и
самовыражения обучающегося.
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
обеспечивается соблюдение особых условий:
Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности. Выработка навыков
самоконтроля и самоорганизации, коррекция зрительного восприятия, развитие памяти, внимания.

Развитие наглядно-образного и вербально-логического мышления, процессов анализа, синтеза,
обобщения, сравнения, классификации, установление причинно-следственных связей, выделение
существенных признаков. Расширение знаний об окружающей действительности. Развитие
социальнобытовой ориентации. Соблюдение режима труда и отдыха с учетом неустойчивой
работоспособности. Дифференцированный подход в обучении с учетом индивидуальных особенностей
ребенка.
Единство урочной и внеурочной деятельности реализуется через
•
•

•
•

•

•

привлечение внимания гимназистов к ценностному аспекту изучаемых на уроках фактов,
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения
в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию гимназистов; где
полученные на уроке знания дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников
участию в команде и взаимодействию с другими детьми;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает им возможность
приобретать навык самостоятельного решения теоретической проблемы, опыт публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
(конференция «Ломоносовские чтения», «Шаг в будущее»)
проведение общегимназических предметных тематических дней, когда все учителя по одной
теме проводят уроки в том числе интегрированные на метапредметном содержании материала.
Он может проходить как непосредственно в саму дату, так и накануне. Это день Лицея (19
октября), День IT технологий (4 декабря), День науки (8 февраля), День космонавтики (12 апреля)
и День Победы (9 мая). День русского языка проводится на базе Детского школьного лагеря.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Язык и культура (11 ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых
слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и
выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен,
рекламных текстов и т. п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах
языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции,
отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «нелогический бум» – рождение
новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая
переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов. Раздел 2. Культура речи (12 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы
в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных
орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость
слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с
нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм.
Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение
вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные
грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога
по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять
груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге –
рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚
из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех
же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов
(но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и
если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.
Словарные пометы.
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие не этикета. Этикет
интернетпереписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (11 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной Текст
как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование
графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст.
Афоризмы. Прецедентные тексты.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ ЯЗЫК
(РУССКИЙ)»
Планируемые личностные результаты

–
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
–
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
–

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;

–

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации;

–

ориентация
обучающихся
реализацию
позитивных
жизненных
перспектив,
инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы;

–

готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению
к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

–

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

–

приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;

–

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог
с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;

–

принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

–

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
Планируемые метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

1.
–

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;

–
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
–
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;

–
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
–
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
–

организовывать
поставленной цели;

эффективный

поиск

ресурсов,

необходимых

для

достижения

–
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

–

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;

–

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;

–

использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;

–

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;

–

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

–

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;

–

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

–

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

–

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

–

координировать и выполнять
комбинированного взаимодействия;

работу

в

условиях

реального,

виртуального

и

–
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
–
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.

Планируемые предметные результаты
Язык и культура:
• понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом (в
рамках изученного), правильно употреблять их в речи; иметь представление о русской
языковой картине мира; приводить примеры национального своеобразия, богатства,
выразительности родного русского языка; анализировать национальное своеобразие
общеязыковых и художественных метафор;
• иметь представление о ключевых словах русской культуры; комментировать тексты с точки
зрения употребления в них ключевых слов русской культуры (в рамках изученного);
• понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным
компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических
оборотов; уместно употреблять их; распознавать источники крылатых слов и выражений (в
рамках изученного); правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и
выражения в различных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
• характеризовать влияние внешних и внутренних факторов изменений в русском языке (в
рамках изученного); иметь представление об основных активных процессах в современном
русском языке (основные тенденции, отдельные примеры в рамках изученного);
• комментировать особенности новых иноязычных заимствований в современном русском
языке; определять значения лексических заимствований последних десятилетий;
• характеризовать словообразовательные неологизмы по сфере употребления и стилистической
окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;
объяснять причины изменения
лексических значений слов и их стилистической окраски в современном русском языке (на
конкретных примерах);
• использовать толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари,
словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; словари синонимов, антонимов;
учебные этимологические словари; грамматические словари и справочники, орфографические
словари, справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные).
Культура речи:
• понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения (в рамках
изученного); способы фиксации произносительных норм в современных орфоэпических
словарях;
• различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; соблюдать нормы
произношения и ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи
(в рамках изученного); употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной
орфоэпической нормы;
• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической
сочетаемости (в рамках изученного); опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
соблюдать синтаксические нормы современного русского литературного языка:
предложнопадежное управление; построение простых предложений‚ сложных предложений
разных видов; предложений с косвенной речью;
• распознавать и исправлять типичные ошибки в предложно-падежном управлении; построении
простых предложений‚ сложных предложений разных видов; предложений с косвенной речью;

•

•

•

анализировать и оценивать с точки зрения норм, вариантов норм современного русского
литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учётом её
соответствия основным нормам и вариантам норм современного литературного языка;
использовать при общении в интернет-среде этикетные формы и устойчивые формулы‚
принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, паронимов;
грамматические словари и справочники, в том числе мультимедийные; использовать
орфографические словари и справочники по пунктуации.

Речь. Речевая деятельность. Текст:
• пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим,
поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов, в том числе сочетающих разные форматы представления
информации (инфографика, диаграмма, дисплейный текст и др.);
• владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста;
основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации
(аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления
информации;
• анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно
использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
• анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма;
• создавать устные учебно-научные сообщения различных видов, отзыв на проектную работу
одноклассника; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
• понимать и использовать в собственной речевой практике прецедентные тексты;
• анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк);
• создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять
реферат в письменной форме и представлять его в устной и письменной форме; владеть
правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока

Название раздела/
количество часов

Кол-во часов

1

Язык и культура

11 часов

2

Культура речи

12 часов

3

Речь. Текст

11 часов

Всего

34 часа

5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
урока

Основное содержание

Язык и культура
1

2

3

4

Русский
язык
как
зеркало
национальной культуры и истории
народа (обобщение). Важнейшие
функции русского языка.
Понятие о русской языковой картине
мира.
Орфографический
и
пунктуационный практикум
Ключевые
слова Примеры
ключевых
слов
(концептов) русской культуры, их
русской культуры
национально-историческая
значимость.
Основные тематические разряды
ключевых слов русской культуры:
обозначение понятий и предметов
традиционного быта; обозначение
понятий русской государственности;
обозначение понятий народной этики
Ключевые слова, обозначающие мир
русской
природы,
религиозные
представления. Понятие о русской
ментальности.
Орфографический
и
пунктуационный практикум
Крылатые
слова
и Крылатые слова и выражения
выражения в русском (прецедентные
тексты)
из
языке
произведений
художественной
литературы, кинофильмов, песен,
рекламных текстов и т. п.
Орфографический
и
пунктуационный практикум
Отражение в русском
языке
культуры
и
истории русского
народа

Материалы Колво
учебного
часов
пособия
11
§1

1

§2

1

§2

1

§3

1

5

6

Развитие русского языка Развитие языка как объективный § 4
как
закономерный процесс. Общее представление о
внешних и внутренних факторах
процесс
языковых изменений.
Орфографический
и
пунктуационный практикум
Основные
тенденции Общее представление об активных § 5
развития современного процессах в современном русском
русского языка
языке
(основные
тенденции,
отдельные примеры).
Орфографический
и
пунктуационный практикум

7

Новые иноязычные
заимствования в
современном русском
языке

8

Словообразовательные
неологизмы в
современном русском
языке

9

10

11

Активизация процесса заимствования § 6
иноязычных слов.
Орфографический
и
пунктуационный практикум

Стремительный рост словарного
состава языка, «неологический бум»
– рождение новых слов.
Орфографический
и
пунктуационный практикум
Переосмысление
Общее представление о процессах
значений
слов
в переосмысления имеющихся в языке
современном
русском слов; отражение в толковых словарях
языке
изменений в лексическом значении
слова.
Орфографический
и
пунктуационный практикум
Стилистическая
Общее представление о процессах
изменения стилистической окраски
переоценка слов в
слов
и
их
стилистической
современном русском
литературном языке
переоценке; отражение в толковых
словарях
изменений
в
стилистической окраске слов.
Орфографический
и
пунктуационный практикум
слова
раздела.
Проверочная работа № 1 Ключевые
Обобщение материала.
Представление
проектов,
результатов
исследовательской
работы
Культура речи

1

1

1

§7

1

§8

1

§9

1

1

12

12

Активные процессы в
области произношения и
ударения

13

14

Трудные
лексической
сочетаемости

случаи

15

16

17

Типичные ошибки в
управлении,
в
построении
простого
осложнённого и
сложного предложений

Основные орфоэпические нормы
современного
русского
литературного языка. Отражение
произносительных вариантов в
современных
орфоэпических
словарях
Активные процессы в области
произношения
и
ударения.
Нарушение орфоэпической нормы
как художественный приём.
Орфографический
и
пунктуационный практикум
Основные лексические нормы
современного
русского
литературного языка. Современные
толковые словари.
Отражение
вариантов лексической нормы в
современных словарях. Словарные
пометы

§ 10

1

§ 10

1

§ 11

1

Лексическая сочетаемость слова.
Свободная
и
несвободная
лексическая
сочетаемость.
Типичные ошибки‚ связанные с
нарушением лексической
сочетаемости
Речевая избыточность и точность.
Тавтология. Плеоназм. Типичные
ошибки‚ связанные с речевой
избыточностью.
Орфографический
и
пунктуационный практикум
Основные грамматические нормы
современного
русского
литературного языка. Отражение
вариантов грамматической нормы в
современных
грамматических
словарях и справочниках.
Словарные пометы.
Управление в словосочетаниях с
предлогами благодаря, согласно,
вопреки. Типичные грамматические
ошибки

§ 11

1

§ 11

1

§ 12

1

18

19

20

21

22

23

Управление в словосочетаниях с
предлогом по в распределительном
значении
и
количественными
числительными (по пять груш – по
пяти груш). Правильное построение
словосочетаний по типу управления
(отзыв о книге – рецензия на книгу,
обидеться на слово – обижен
словами). Правильное употребление
предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе
словосочетания (приехать из Москвы
– приехать с Урала).
Типичные грамматические ошибки
Нормы употребления причастных и
деепричастных
оборотов‚
предложений с косвенной речью.
Типичные грамматические ошибки
Типичные ошибки в построении
сложных предложений: постановка
рядом двух однозначных союзов (но
и однако, что и будто, что и как
будто)‚ повторение частицы бы в
предложениях с союзами чтобы и
если бы‚ введение в сложное
предложение лишних указательных
местоимений.
Орфографический
и
пунктуационный практикум
Речевой
этикет
в Этикетное речевое поведение в
ситуациях делового общения.
деловом общении
Орфографический
и
пунктуационный практикум
Правила
сетевого Этические нормы, правила этикета
интернет-дискуссии,
интернетэтикета
полемики. Этика и этикет в
электронной среде общения.
Понятие нетикета
Проверочная работа № 2 Ключевые
слова
раздела.
Обобщение материала.
Представление
проектов,
результатов
исследовательской
работы
Речь. Текст

§ 12

1

§ 12

1

§ 12

1

§ 13

§ 14

1

1

1

10

24

Русский
Интернете

язык

в

25

26

Виды преобразования
текстов

27

Разговорная

речь.

Анекдот, шутка

28

Официально-деловой
стиль. Деловое письмо

29

Научно-учебный
подстиль. Доклад,
сообщение

30

Публицистический
стиль.
очерк

31

Проблемный

Язык художественной
литературы.
Прецедентные тексты

32

33

Русский язык в Интернете. Правила
информационной безопасности при
общении в социальных сетях.
Контактное и дистантное общение
Этикет интернет-переписки.
Орфографический
и
пунктуационный практикум
Текст как единица языка и речи.
Виды
преобразования
текстов:
аннотация, конспект.
Использование графиков, диаграмм,
схем
для
представления
информации.
Орфографический
и
пунктуационный практикум
Функциональные разновидности
языка.
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Орфографический
и
пунктуационный практикум
Официально-деловой стиль. Деловое
письмо, его структурные элементы и
языковые особенности.
Орфографический
и
пунктуационный практикум
Учебно-научный стиль. Доклад,
сообщение. Речь оппонента на
защите проекта.
Орфографический
и
пунктуационный практикум
Публицистический
стиль.
Проблемный очерк.
Орфографический
и
пунктуационный практикум
Язык художественной литературы.
Диалогичность в художественном
произведении. Текст и интертекст
Афоризмы. Прецедентные тексты.
Орфографический
пунктуационный практикум

Проверочная работа № 3 Ключевые
слова
Обобщение материала.

и

раздела.

§ 15

1

§ 15

1

§ 16

1

§ 17

1

§ 18

1

§ 19

1

§ 20

2

§ 21

1

§ 21

1

Представление проектов, результатов исследовательской
работы

34

1
Итого

34

Примерные темы проектных и исследовательских работ

1. Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира.
2. Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.
3. Из этимологии фразеологизмов.
4. Карта «Интересные названия городов моего края/России».
5. Названия денежных единиц в русском языке.
6. Интернет-сленг.
7. Межнациональные различия невербального общения.
8. Анализ типов заголовков в современных СМИ.
9. Сетевой знак @ в разных языках.
10. Язык и юмор.
11. Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах.
12. Подготовка сборника стилизаций.
13. Новые иноязычные слова в русском языке: благо или зло?
14. «Словарный бум» в русском языке новейшего периода.
15. «Азбука русского мира»: портрет моего современника.
16. Разработка рекомендаций «Правила информационной безопасности при общении в
социальных сетях» и др.
Возможные интегрированные уроки
№
1

Тема
История развития русского языка

2

Ключевые слова русской культуры

3

Проблемы экологии языка

4

Грамматические нормы языка

Учебные предметы
Русский язык, русский родной язык,
история
Русский язык, русский родной язык,
история, обществознание, МХК
Русский язык, русский родной язык,
экология
Русский язык, английский язык

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Технические средства обучения:
1. Компьютер.
2. Проектор.

3. Интерактивная доска.
Литература для учителя
1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. – М.: Дрофа, 2009.
2. Горшков А.И. Русская словесность. – М.: Дрофа, 2000.
3. Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. – Санкт-Петербург: «Литера», 2005.
Литература для учащихся
1. О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др. «Русский родной язык» для 9-го
классов.– М.: Просвещение, 2020.
2. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. – М.: Новое знание, 2002.
3. Борисов А. Ю. Роскошь человеческого общения. – М., 2000.
4. Дэйли К., Дэйли-Каравелла Л. Научись говорить: твой путь к успеху. – СПб., 2004.
5. Каширина Т.Г. Доклады и сообщения по русскому языку. Москва. Эксмо. 2010 г.
6. Прядко В.А. Фонетика, лексика и фразеология русского языка в таблицах и схемах.
СанктПетербург. Литера. 2014 г.
7. Рождественский Ю. В. Теория риторики. – М.: Флинта, Наука, 2006.
8. Стернин И. А. Практическая риторика. – М.: Издательский центр «Академия», 1993.
9. Стешов А. В. Как победить в споре. – Л., 1982.
Интернет-ресурсы:

1. Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
2. Академический
орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop
3. Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М. Фасмера. URL:
http://starling.rinet.ru/indexru.htm
4. Вишнякова О.
В.
Словарь
паронимов русского
языка.
URL:
https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova
5. Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru Какие бывают словари. URL:
http://gramota.ru/slovari/types
6. Кругосвет
–
универсальная
энциклопедия.
URL: http://www.krugosvet.ru
7. Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru Лингвистика для школьников. URL:
http://www.lingling.ru
8. Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
9. Образовательный портал Национального
корпуса
русского
языка.
URL: https://studiorum-ruscorpora.ru
10. Обучающий корпус русского
языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search-school.html
11. Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru
12. Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru
13. Православная библиотека: справочники,
энциклопедии,
словари.
URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
14. Русская
виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru
Русская
речь. URL:
http://gramota.ru/biblio/magazines/ru/
15. Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
16. Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash
17. Cловарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru Словари и энциклопедии GUFO.ME.
URL: https://gufo.me

18. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
19. Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка (проект ИРЯ РАН).
URL: http://dict.ruslang.ru
20. Словарь молодёжного сленга. URL: http://teenslang.su
21. Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи. URL: http://doc-style.ru
22. Стихия:
классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya
23. Учительская газета. URL: http://www.ug.ru
24. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари,
энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm
25. Этимология и история слов русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://etymolog.ruslang.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».