Рабочая программа учебного предмета "География" 8 класс 2023г.

.
I.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
 Овладение на уровне общего образования законченной системы географических
знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
 Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной
картины мира;
 Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в
географической среде – среде обитания всего живого в том числе и человека.
Учащийся 8 класса должен обладать: целостным мировоззрением, соответствующим
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающим
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; эстетическим сознанием,
развитым через освоение художественного наследия стран и народов мира.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами (формирование универсальных учебных действий
(УУД)
Регулятивные УУД
 Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
умение управлять своей познавательной деятельностью;
 Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты
Познавательные УУД
 Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
 Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;
Коммуникативные УУД
 Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с
другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в
коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Предметные результаты
Учащийся 8 класса должен уметь:
- объяснять значение понятий: «государственная территория», «территориальные воды»,
«воздушное пространство страны», «навигация», «международный статус», «часовые
пояса», «поясное время», «декретное время», «линия перемены дат»;
- определять по карте географическое положение России,
- называть его основные особенности и делать выводы о влиянии географического
положения и величины территории на природу и освоение территории России; показывать по карте крайние точки страны;
- определять особенности географического положения территории своего проживания
(города, субъекта Федерации т. д.);
- характеризовать роль русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении
территории страны;

- решать задачи по определению географических координат и разницы во времени
часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь
населения;
- показывать границы России и пограничные страны;
- приводить примеры значения границы для связей с другими странами;
- давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать
границы с точки зрения их доступности;
- приводить примеры различных видов районирования
- объяснять значение понятий: «абсолютный и относительный возраст горных пород»,
«геохронологическая шкала», «платформа», «плита», «щит», «тектоническая карта»,
«геологическая карта», «месторождение», «подземный способ добычи», «открытая
разработка», «рекультивация», «солнечная радиация», «подстилающая поверхность»,
«области постоянного и переменного давления», «западный перенос воздушных масс»,
«атмосферный фронт», «циклон», «антициклон», «типы климатов», «агроклиматические
ресурсы», «комфортность климата», «уклон реки», «падение реки», «расход воды»,
«годовой сток», «твердый сток», «эстуарий», «многолетняя мерзлота», «водные ресурсы»,
«регулирование стока», «единая глубоководная система», «почвы», «земельные ресурсы»,
«типы почв», «зональное размещение почв», «агротехнические мероприятия»,
«мелиорация», «природный территориальный комплекс», «ландшафт», «природное
районирование», «устойчивость ПТК», «антропогенный ландшафт», «природно антропогенный ландшафт», «культурный ландшафт», «редкоочаговое расселение»,
«очаговое расселение», «низинное болото», «верховое болото», «природно антропогенная зона», «выборочное земледельческое освоение», «зона степного
земледельческого освоения», «экстенсивное животноводство», «оазисное земледелие»,
«фѐны», «бора», «сели», «лавина», «природная среда», «рациональное
природопользование», «исчерпаемые ресурсы», «неисчерпаемые ресурсы»,
«рекреационные ресурсы», «эстетические ресурсы»; - показывать по карте крупные
природные объекты;
- выявлять взаимозависимость тектонической структуры,формы рельефа, полезных
ископаемых на основе сопоставления карт;
- приводить примеры и объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей на примере
своего края;
- показывать по карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны;
- наносить на контурные карты основные формы рельефа;
- на основе сопоставления карт выявлять влияние рельефа на расселение людей;
- приводить примеры изменений в рельефе под влиянием внутренних и внешних
факторов;
- показывать на карте и называть районы наиболее интенсивных тектонических движений;
- называть меры безопасности при стихийных явлениях;
- давать характеристику рельефа своей местности;
- прогнозировать пути снижения антропогенного влияния на природную среду;
- читать тектоническую и геологическую карты, геохронологическую таблицу;
- приводить примеры влияния климата на природу и жизнь людей;
- сравнивать Россию с другими странами по количеству получаемого солнечного тепла;
- определять по карте закономерности распределения суммарной солнечной радиации;
- давать оценку климатических особенностей России;
- читать и сопоставлять климатические карты, проводить анализ их содержания;
- составлять географические описания климата, в том числе климата своей местности;
- устанавливать существующие взаимосвязи между компонентами природы
(климатическими особенностями), населением, его хозяйственной деятельностью;
- выявлять последствия для климата нерациональной хозяйственной деятельности;

- показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на
конкретных примерах;
- приводить примеры использования рек в жизни и хозяйственной деятельности людей;
- давать описание реки своего края;
- давать характеристику реки (отбирая необходимые карты) с точки зрения возможностей
хозяйственного использования;
- показывать на карте озера, артезианские бассейны и области распространения
многолетней мерзлоты;
- приводить примеры использования поверхностных вод человеком и негативного
влияния хозяйственной деятельности людей на состояние озер, грунтовых вод,
многолетней мерзлоты;
- давать характеристику наиболее крупных озер страны;
- показывать по карте каналы и крупные водохранилища;
- объяснять значение водохранилищ и каналов на реках;
- давать оценку обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России,
своего края;
- приводить примеры, свидетельствующие о значении почв для земледелия;
- называть факторы почвообразования;
- объяснять процесс почвообразования на примере почв своего края;
- называть главные свойства основных типов почв;
- определять, используя почвенную карту, характерные типы почв на отдельных
территориях России;
- давать оценку отдельных типов почв с точки зрения их использования в сельском
хозяйстве;
- давать характеристику почв своей местности, анализируя условия их формирования;
- приводить примеры и объяснять значение разных видов агротехнических мероприятий;
- объяснять необходимость охраны почв;
- приводить примеры рационального и нерационального использования земель;
- объяснять значение мелиоративных работ;
- приводить примеры комплексной мелиорации земель;
- приводить примеры природных комплексов различных рангов;
- устанавливать взаимосвязи между компонентами природы в ПТК;
- объяснять необходимость природного районирования территории страны, важность
изучения свойств ПТК;
- приводить примеры свойств ПТК;
- читать карту устойчивости ПТК;
- прогнозировать изменения природного комплекса в результате изменения одного из
компонентов природы;
- приводить примеры влияния свойств ПТК на жизнь и хозяйственную деятельность
людей;
- анализировать карту устойчивости ПК;
- приводить примеры различных антропогенных природных комплексов, взаимного
влияния человека и окружающей среды;
- прогнозировать изменения ландшафтов под влиянием хозяйственной деятельности
человека;
- объяснять формирование облика ландшафта в зависимости от географического
положения и рельефа территории;
- оценивать условия жизни в горах, приводить примеры влияния горных условий на жизнь
людей;
- объяснять хрупкость природного равновесия в горах;
- анализировать сложность и специфику условий жизни в горных районах;

- приводить примеры взаимосвязей горных условий и особенностей материальной и
духовной культуры горных народов;
- приводить примеры разных видов природных ресурсов;
- анализировать рациональность использования природных условий и ресурсов в разных
природных зонах России;
- описывать природные условия и ресурсы природно - хозяйственных зон на основе
чтения и анализа тематических карт;
- объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
- показывать природные зоны на карте;
- объяснять причины формирования природных зон, приводить примеры влияния
природы на характер расселения, особенности хозяйственной деятельности, развитие
материальной и духовной культуры коренных народов; - описывать по картам природные
условия природных зон;
- называть лесообразующие породы деревьев, характерных представителей животного
мира;
- объяснять смену природных зон; - показывать по карте районы наибольшего
распространения болот; объяснять механизм их образования; - прогнозировать
последствия полного уничтожения болот;
- называть характерные растения и животных рассматриваемых зон;
- объяснять неустойчивость к антропогенному воздействию аридных зон, изменение
видов деятельности людей по сравнению со степной зоной, особенности расселения;
- приводить примеры проявления закона зональности в горах, характерных растений и
животных, видов хозяйственной деятельности людей, влияния гор на окружающую
природу;
- выявлять зависимость расположения зон от географического положения, высоты гор и
экспозиции склонов;
- объяснять взаимосвязь природных особенностей и видов хозяйственной деятельности
человека в пределах отдельных природно - хозяйственных зон; выявлять признаки (на
основе сопоставления и анализа карт) преобразования природных зон в природно –
хозяйственные;
- объяснять значение понятий: «естественное движение населения», «демографический
кризис», «воспроизводство населения», «традиционный тип воспроизводства»,
«современный тип воспроизводства», «половозрастная пирамида», «миграции»,
«внутренние миграции», «внешние миграции», «причины миграции», «главные
направления миграционных потоков», «территориальная подвижность населения»,
«трудовые ресурсы», «качество трудовых ресурсов», «рынок труда», «экономически
активное население», «этнос», «этнический состав», «этническое самосознание»,
«религиозный состав», «традиционные религии», «плотность населения», «емкость
территории», «главная полоса расселения», «урбанизация», «городская агломерация»,
«типы заселения территорий»;
- называть численность населения России, сравнивать ее с другими крупнейшими
странами мира по этому показателю;
- читать учебные графики, объяснять изменения численности населения и естественного
движения населения России в историческом плане; - объяснять различие между
традиционным и современным типами воспроизводства, используя для построения ответа
текст и иллюстративный материал учебника;
- объяснять влияние различных факторов на продолжительность жизни населения
страны;
- выделять на карте (в качестве примеров) районы с преобладанием мужского и женского
населения, молодежи и лиц старшего возраста; сравнивать свою местность с другими
районами по этим показателям, объяснять выявленные различия;

- строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и
анализировать их, объяснять особенности половозрастного состава населения России;
- объяснять причины и основные направления миграций населения России;
- на основе имеющихся знаний об изменении численности населения, естественного
движения и миграций оценивать изменение демографической ситуации в России и своей
местности (другой вариант объяснять современную демографическую ситуацию страны);
- называть факторы, влияющие на территориальную подвижность населения;
- объяснять усиление территориальной подвижности на современном этапе развития
общества;
- давать описание особенностей территориальной подвижности населения своей
местности, выделять на схеме главные направления суточного и недельного движения
населения;
- характеризовать состав и использование трудовых ресурсов своей страны и своей
местности на основе учебника и краеведческого материала;
- приводить примеры народов России, относящихся к разным языковым семьям и
группам, в том числе народов, живущих в своей местности;
- выделять на карте «Народы России» районы проживания крупных народов и народов
своего края; регионы, где наблюдается пестрота национального состава;
- приводить примеры республик в составе Российской Федерации, определять по
статистическим показателям долю титульной нации в населении данных автономных
образований;
- показывать по карте основные районы распространения на территории России
православия, мусульманства, буддизма;
- приводить примеры, доказывающие связь этнического и религиозного состава
населения страны;
- определять на основе работы с картой плотность населения отдельных районов страны, в
том числе своей местности;
- объяснять выявленную контрастность в плотности населения России; отбирать
необходимые тематические карты учебника для построения ответа;
- читать график изменения соотношения городского и сельского населения страны;
- называть показатели процесса урбанизации; объяснять разнообразие типов заселения
территории страны на основе анализа текстовых карт;
- давать характеристику расселения своей местности;
- приводить примеры различных функций городов, в том числе ближайших к своей
местности;
- называть способы отображения географической информации на различных видах карт
(текстовых, атласа, демонстрационных);
- приводить примеры территориальных различий в условиях жизни и хозяйственной
деятельности в различных типах поселений
II.Содержание учебного предмета;
География России. Природа и население. 8 класс
Введение Зачем мы изучаем географию России. География — один из способов познания
окружающего мира. Разделы географической науки. География России и краеведение.
Географический взгляд на мир.
Раздел I. Пространства России Россия на карте мира. Какова доля России в территории и
населении мира? Есть ли страна севернее и холоднее? Где находятся крайние точки
России? Какова протяженность территории России? Границы России. С какими странами
граничит Россия на суше? Каковы морские границы России? Россия на карте часовых
поясов. Что такое поясное, декретное и летнее время? Где на Земле начинаются новые
сутки? Формирование территории России. Как начиналось освоение новых земель? Как
происходило присоединение восточных территорий? Как происходило присоединение
южных территорий? Как Россия закреплялась на Дальнем Востоке? Чем закончился

период расширения территории государства? Географическое изучение территории
России. Какие главные задачи стоят перед географической наукой на первых этапах
освоения и изучения новых территорий? Бывают ли географические «закрытия»? Могут
ли географы помочь преобразовать территорию? Каковы современные задачи географии
России? Какие бывают источники географических знаний?
Практические работы. №1. Сравнение географического положения России и Канады.
№2 Решение задач на определение поясного времени.
Раздел П. Природа и человек
Тема 1. Рельеф и недра Строение земной коры (литосферы) на территории России. Как
определяют возраст и изучают геологическую историю развития Земли? Что такое
геохронологическая шкала? Что такое тектонические структуры? Как образуются горы?
Важнейшие особенности рельефа России. Что представляют собой равнины России?
Какие горные сооружения окаймляют равнины? Современное развитие рельефа. Как
внутренние силы Земли влияют на рельеф? Какова роль внешних сил в формировании
рельефа? Как ледник изменял лик планеты? Как воды изменяют земную поверхность? Что
такое эоловые формы рельефа? Как человек изменяет рельеф? Использование недр.
Какими рудными полезными ископаемыми богата Россия? Где добываются полезные
ископаемые осадочного происхождения? Как добыча полезных ископаемых влияет на
окружающую среду?
Практические работы. №3. Обозначение на контурной карте главных тектонических
структур, наиболее крупных форм рельефа.
№4 Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных
ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации на
примере своего края.
№5. Характеристика рельефа и полезных ископаемых какой либо из территорий( по
выбору)
Человек и ландшафты. Как человек влиял на ландшафт? Чем отличаются рукотворные
ландшафты от естественных? Какие бывают природно-антропогенные ландшафты?
Почему городские и промышленные ландшафты особенно «агрессивны» по отношению к
окружающей среде? Чем отличается сельскохозяйственный ландшафт от природного? Как
можно сохранить устойчивость рукотворных лесов? Почему культурный ландшафт можно
считать образцом рукотворного?
Тема 2. Климат
Общая характеристика климата России. В каких климатических поясах находится наша
страна? Чем объяснить ярко выраженную сезонность климатических характеристик и
холодную продолжительную зиму на территории нашей страны? Закономерности
циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Каковы
закономерности движения воздушных масс над территорией России? Как влияет на
климат западный перенос воздушных масс? Какие особенности климата определяют
континентальные воздушные массы? Что такое атмосферный фронт? Как меняется погода
при движении атмосферных фронтов? Что такое циклон и антициклон? Как меняется
погода придвижении циклонов и антициклонов? Распределение температур и осадков. Как
влияют на распределение температур и осадков океаны и течения? Какой регион самый
холодный? Каковы закономерности изменения количества осадков на территории страны?
Типы климата нашей страны. Чем характеризуются арктический и субарктический
климаты? Какие климатические области выделяют в пределах умеренного климатического
пояса? Чем характеризуется субтропический климат? Климат и человек. Что такое
комфортность климата? Почему нужно прогнозировать погоду? Какие особенности
климата важны для ведения сельского хозяйства?
Практические работы. №7. Характеристика климатических областей с точки зрения
условий жизни и хозяйственной деятельности людей. №8. Оценка влияния климатических

условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей,
агроклиматическими картами.
Тема 3. Богатство внутренних во России Реки. Как распределена речная сеть по
территории страны? Что такое река? Какие особенности рек важно знать человеку? Что
такое расход воды в реке и годовой сток? Чем питаются и в каком режиме живут реки?
Озера, подземные воды, многолетняя мерзлота и ледники. Какого происхождения могут
быть озерные котловины? Можно ли назвать подземные воды полезными ископаемыми?
Почему многолетняя мерзлота— феномен природы? Каково значение современных
ледников? Человек и вода. Почему воду считают источником всего живого на Земле? Что
происходит с рекой при строительстве на ней гидротехнических сооружений? Почему
мелеют и исчезают реки? Зачем реки соединяют каналами? Какое значение имеют
подземные воды для человека?
Практические работы. №9. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.
№10. Характеристика реки с точки зрения возможностей ее хозяйственного
использования.
№11. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий
России.
Тема 4. Почвы – национальное достояние России Почвы— «особое природное тело».
Почему почвы называют «особым природным телом»? Какое строение имеют почвы?
География почв России. Почему на севере почвенный профиль маломощный? Какие типы
почв наиболее распространены в России? Почвы и урожай. Только ли количеством гумуса
оценивается плодородие почв? Что такое механический состав почв? О какой почве
говорят, что она структурная? Как можно поддерживать плодородие почв? Рациональное
использование и охрана почв. Почему важно рационально использовать и охранять
почвы? Как система земледелия влияет на плодородие почв? Каковы важнейшие средства
охраны почв? Как влияет на почвы хозяйственная деятельность?
Практические работы. № 12. Анализ почвенного профиля и описание условий его
формирования.
Тема 5. В природе всѐ взаимосвязано
Понятие о природном территориальном комплексе. Что такое природный
территориальный комплекс? От чего зависят свойства ПТК? Какие бывают природные
комплексы? Для чего проводят физико-географическое районирование? Свойства
природных территориальных комплексов. Почему нельзя нарушать целостность
природных территориальных комплексов? Как ритмичность ПТК влияет на ритм жизни
человека? Какое значение имеет устойчивость ПТК? Человек и ландшафты. Как человек
влиял на ландшафт? Чем отличаются рукотворные ландшафты от естественных? Какие
бывают природно-антропогенные ландшафты? Почему городские и промышленные
ландшафты особенно «агрессивны» по отношению к окружающей среде? Чем отличается
сельскохозяйственный ландшафт от природного? Как можно сохранить устойчивость
рукотворных лесов? Почему культурный ландшафт можно считать образцом
рукотворного?
Практические работы. №13. Выявление взаимосвязей между природными компонентами
на основе анализа соответствующей схемы.
Тема 6. Природно-хозяйственные зоны
Учение о природных зонах. Что такое природная зона? Почему природные зоны точнее
было бы назвать природно-хозяйственными? «Безмолвная» Арктика. Какие природные
особенности Арктики препятствуют широкому освоению ее человеком? Чем занимаются в
Арктике люди? Чуткая Субарктика. Каковы особенности климата тундры и лесотундры?
Как влияет мерзлота на природу? Чем отличаются тундровые ландшафты от
лесотундровых? Каковы особенности взаимоотношений природы и человека на Севере?
Как изменилось традиционное хозяйствование сегодня? Таежная зона. Какими
природными условиями отличается тайга? Какие бывают таежные леса? Почему

изменяются таежные ландшафты? Каковы традиционные занятия людей, живущих в
тайге? Как изменяется тайга сегодня? Болота. Можно ли считать болота «гиблыми»
местами России? Что же такое болото? Где распространены болота? Зона смешанных
широколиственно-хвойных лесов. Каковы особенности жизни и хозяйственной
деятельности людей? Чем характеризуется зона смешанных лесов Восточно-Европейской
равнины? В чем проявляется особенность муссонных лесов Дальнего Востока (или
уссурийской тайги)? Лесостепи и степи. Что такое современная лесостепь и степь? Чем
отличаются природные условия лесостепей? Как используются лесостепи в сельском
хозяйстве? Чем степи отличаются от лесостепей? Как характеризуются внутренние воды
зоны степей и лесостепей? Почему изменился видовой состав и численность животного
мира степей? Какое значение имеет зона степей? Полупустыни, пустыни, субтропики.
Каковы характерные особенности природы полупустынь? Как природные условия влияют
на хозяйственную деятельность? В чем заключаются особенности природы пустынь?
Каковы особенности природы субтропиков? «Многоэтажность» природы гор. Что такое
высотная поясность и от чего она зависит? Как высотная поясность проявляется в разных
горах? Какие другие природные условия отличают горы от равнин? Чем характеризуется
растительность и животный мир горных районов? Человек и горы. Почему горы с давних
времен привлекали человека? Какими видами хозяйственной деятельности занимаются
люди в горах? Как горы влияют на жизнь людей? Практические работы.
№14. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий
жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.
Тема 7. Природопользование и охрана природы
Природная среда, природные условия, природные ресурсы. Что такое
природопользование? Рациональное использование природных ресурсов. Как
используются неисчерпаемые ресурсы? Как используются исчерпаемые возобновимые
ресурсы? Что значит рационально использовать природные ресурсы? Почему важны
рекреационные ресурсы? Охрана природы и охраняемые территории. Какие бывают
охраняемые территории?
Раздел III. Население России
Тема 8. Сколько нас - россиян? Численность населения. Как менялась численность
населения России? Сколько всего людей потеряла Россия вследствие демографических
кризисов XX в.? Воспроизводство населения. Как тип хозяйства связан с ростом
численности населения? Как современное хозяйство и общество повлияло на
воспроизводство населения России? Как на территории России происходил переход от
традиционного типа воспроизводства населения к современному?
Тема 9. Кто мы? Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения). Почему
женщин в старшем возрасте больше, чем мужчин? Как можно увеличить
продолжительность жизни? Какие факторы определяют преобладание мужчин или
женщин в разных районах? 30 Возрастной состав населения России. О чем может
рассказать половозрастная пирамида? Как различаются по возрастному составу отдельные
районы страны? Как читать половозрастную пирамиду?
Практические работы. №16. Характеристика полового и возрастного состава населения на
основе разных источников информации.
Тема 10. Куда и зачем едут люди? Миграции населения России. Какое влияние оказали
миграции на судьбу России? Что заставляет людей покидать привычные и обжитые места,
родных и близких? Как переселения сказываются на характере и поведении людей? Как
изменились направления миграций в 1990-е гг.? Внешние миграции — в Россию и из нее.
Была ли Россия изолирована от миграционного обмена с внешним миром? Кто выезжал из
России в XX в.? Кто приезжает в Россию? Территориальная подвижность населения. От
каких причин зависит территориальная подвижность населения? Для чего важно изучать
массовые передвижения населения?
Практическая работы.

№17. Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и в
пространстве.
Тема11. Человек и труд География рынка труда. Какие этапы проходит человек в своей
экономической жизни? Какую часть населения считают «трудовыми ресурсами»? Почему
в отдельных районах России много безработных? Как чувствовать себя уверенно на рынке
труда? Тема 12. Народы и религии России Этнический состав населения. Что такое
этнический состав? Как возникают этносы? Этническая мозаика России. Как
объединяются народы по языковому признаку? О чем говорит карта народов? Почему
русский язык — это язык межнационального общения? Каково значение русского языка
для народов России и его судьба вне ее? Религии народов России. Какие религии
традиционно исповедуются народами России? Каковы основные этапы формирования
религиозной карты России? Как география религий влияет на внешнюю политику России?
Тема 13. Где и как живут люди? Плотность населения. Как охарактеризовать плотность
населения? Для чего нужно знать плотность населения? Расселение и урбанизация. Что
такое расселение? Что такое урбанизация? В чем причины роста городов? Чем городской
образ жизни отличается от сельского? Города России. Как росли города в России? Какие
функции выполняют города? Где живут горожане? Какие районы России самые городские
и самые сельские? Что могут рассказать о городах России карты из школьного атласа
?Сельская Россия. Почему в сельских поселениях живет гораздо меньше людей, чем в
городах? Как разумнее использовать сельскую местность? Как происходит урбанизация в
сельской местности?
Практические работы. №18. Изучение особенностей размещения народов России по
территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и
административно-территориального деления России.
№19. Обозначение на контурной карте городов-миллионеров, объяснение особенностей
их размещения на территории страны
Форма реализации воспитательного потенциала:
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и сверстниками, принципы дисциплины и
самоорганизации;
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, использование воспитательных возможностей содержания раздела через подбор
соответствующих упражнений;
Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссий, которые
дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими обучающимися;
Инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения
к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией.

III. Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы
воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
темы
по географии в 8 классе

Название раздела с
указанием
количества часов
Введение (1 час)
Раздел I
Пространства
России
(7 часов).

Раздел II.
Природа и
человек (39
ч)

Программное содержание
Зачем мы изучаем географию России.
Воспитание патриотизма
Географическое положение России.
Россия на карте мира. Воспитание
патриотизма
Границы России. Практическая работа
1. Сравнение географического
положения России и Канады.
Воспитание патриотизма
Россия на карте часовых поясов.
Практическая работа 2. Решение задач
на определение поясного времени.
Воспитание патриотизма
Формирование территории России.
Воспитание патриотизма
Географическое изучение территории
России
Воспитание патриотизма
Географическое районирование.
Воспитание патриотизма
Обобщение раздела I. «Пространства
России».
Тема 1. Рельеф и недра

Количество
часов
1 час

1 час
1 час

1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
5 часов

Строение земной коры (литосферы).

1 час

Важнейшие особенности рельефа
России. Практическая работа 3.
Обозначение на контурной карте
главных тектонических структур,
наиболее
крупных форм рельефа. Воспитание
любви к природе, бережного отношения
к ней
Современное развитие рельефа.
Воспитание любви к природе,
бережного отношения к ней
Использование недр
Воспитание любви к природе,
бережного отношения к ней
Обобщение темы «Рельеф и недра».
Воспитание любви к природе,
бережного отношения к ней
Тема 2. Климат

1 час

6 часов

Общая характеристика климата России.

1 час

1 час
1 час
1 час

Закономерности циркуляции воздушных
масс. Атмосферные фронты, циклоны и
антициклоны.
Распределение температур и осадков
Типы климата нашей страны
Климат и человек. Практическая работа
4. Характеристика климатических
областей с точки зрения условий жизни
и хозяйственной деятельности людей.
Практическая работа 5. Оценка влияния
климатических условий на географию
сельскохозяйственных культур. Работа с
таблицей, агроклиматическими картами.
Воспитание любви к природе,
бережного отношения к ней
Обобщение темы «Климат».
Тема 3. Богатство внутренних
вод России
Реки.
Воспитание любви к природе,
бережного отношения к ней
Озера, подземные воды, многолетняя
мерзлота и ледники
Воспитание любви к природе,
бережного отношения к ней
Человек и вода. Практическая работа 6.
Сравнительная оценка обеспеченности
водными ресурсами отдельных
территорий России.
Воспитание любви к природе,
бережного отношения к ней.
Обобщение по теме : «Богатство
внутренних вод России»
Тема 4. Почвы —
национальное достояние
России
,
Почвы— «особое природное тело».
Воспитание любви к природе,
бережного отношения к ней
География почв России
Воспитание любви к природе,
бережного отношения к ней.
Почвы и урожай.
Воспитание любви к природе,
бережного отношения к ней.
Рациональное использование и охрана
почв. Практическая работа 7. Анализ
почвенного профиля и описание
условий его формирования. Воспитание

1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
4 часа
1 час
1 час

1 час

1 час
5 часов

1 час
1 час
1 час
1 час

любви к природе, бережного отношения
к ней.
Обобщение темы: «Почвы –
национальное достояние страны».
Воспитание любви к природе,
бережного отношения к ней
Тема 5 В природе все
взаимосвязано
Понятие о природном территориальном
комплексе.
Воспитание любви к природе,
бережного отношения к ней.
Свойства природных территориальных
комплексов.
Воспитание любви к природе,
бережного отношения к ней.
Человек в ландшафте. Практическая
работа 8. Выявление взаимосвязей
между природными компонентами на
основе анализа соответствующей схемы.
Воспитание любви к природе,
бережного отношения к ней.
Тема 6 Природнохозяйственные зоны
Учение о природных зонах.
Воспитание любви к природе,
бережного отношения к ней.
«Безмолвная» Арктика. Воспитание
любви к природе, бережного отношения
к ней
Чуткая Субарктика
Воспитание любви к природе,
бережного отношения к ней.
Таежная зона
Воспитание любви к природе,
бережного отношения к ней.
Болота.
Зона смешанных широколиственнохвойных лесов.
Воспитание любви к природе,
бережного отношения к ней.
Лесостепи и степи.
Воспитание любви к природе,
бережного отношения к ней.
Полупустыни, пустыни, субтропики
Воспитание любви к природе,
бережного отношения к ней
«Многоэтажность» природы гор.
Воспитание любви к природе,
бережного отношения к ней

1 час

4 часа
1 час

1 час

2 часа

11 часов
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час

Раздел III.
Население
России (21 ч)

Человек и горы. Воспитание любви к
природе, бережного отношения к ней
Обобщение и повторение темы
«Природно- хозяйственные зоны».
Тема 7. Природопользование и охрана
природы
Природная среда, природные условия,
природные ресурсы. Воспитание любви
к природе, бережного отношения к ней
Рациональное использование природных
ресурсов. Воспитание любви к природе,
бережного отношения к ней
Охрана природы и охраняемые
территории. Практическая работа.
Составление описания природных
особенностей одного из видов
охраняемых территорий. Воспитание
любви к природе, бережного отношения
к ней
Обобщение раздела «Природа и
человек». Воспитание любви к природе,
бережного отношения к ней
Тема 8. Сколько нас – россиян?
Численность населения.
Воспроизводство населения.
Тема 9. Кто мы?
Соотношение мужчин и женщин
(половой состав населения).
Возрастной состав населения России.
Практическая работа 10.
Характеристика полового и возрастного
состава населения на основе разных
источников
информации.
Тема 10. Куда и зачем едут люди?
Миграции населения в России.
Внешние миграции — в Россию и из
нее.
Территориальная подвижность
населения. Практическая работа 11.
Изучение по картам изменения
направления миграционных потоков во
времени и в пространстве.
Тема 11. Человек и труд
География рынка труда.
Профориентация.
Тема 12. Народы и религии
России
Этнический состав населения.
Воспитание толерантности.

1 час
1 час
4 часа
1 час
1 час
1 час

1 час
2 часа
1 час
1 час
2 часа
1 час
1 час

3 часа
1 час
1 час
1 час

2 часа
2 часа
5 часов
1 час

Этническая мозаика России.
Воспитание толерантности
Религии народов России Воспитание
толерантности
Тема 13. Где и как живут люди?
Плотность населения.

2 часа
2 часа
7 часов
1 час

Расселение и урбанизация.
Практическая работа 12. Изучение
особенностей размещения народов
России по территории страны на основе
работы с картой, сравнение географии
расселения народов и административнотерриториального деления России.
Практическая 13. Выделение на к/к
главной полосы расселения.
Объяснение различий в плотности
населения отдельных территорий
страны. Отбор необходимых
тематических карт для выполнения
задания.
Воспитание рационального отношения к
природе
Города России. Практическая работа 14.
Обозначение на контурной карте
городов-миллионеров, объяснение
особенностей их размещения на
территории страны. Профориентация
Сельская Россия. Профориентация
Обобщающее повторение раздела
«Население России».
Итоговое повторение курса.

1 час
1 час

1 час

1 час
1 час
1 час

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
ЭОР

№
уро
ка

1

Тема урока

Зачем мы
изучаем
географию
России.

Домашн
Час
ее
ы
задание

1

Читать
парагра
ф 1,
отвечат
ь на
вопросы
.

Актуальная
тематика
для
региона/
Интеграция
предметов,
ФГ
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/8865e506 Би
блиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/8865e68c

2

Россия на карте
мира.

1

3

Границы
России.
Практическая
работа 1.
Сравнение
географическог
о положения
России и
Канады.

1

4

Россия на карте
часовых поясов.
Практическая
работа 2.
Решение задач
на определение
поясного
времени.

1

Формирова
Читать
ние
парагра математиче
ф 3,
ской
отвечат грамотност
ь на
и в ходе
вопросы решения
.
задач

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/8865e876 Б
иблиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/8865ebe6

5

Формирование
территории
России.

1

ОДНКНР,
Читать
интеграци
парагра
яс
ф 4,
историей
отвечат
ь на
вопросы
.

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/8865dc28
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/8865e088
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/8865e254
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/8865e3da

6

Географическое 1
изучение
территории
России

7

Географическое 1
районирование.

Читать
Интеграци
парагра я с
ф 5,
историей
отвечат
ь на
вопросы
,
заполни
ть
контурн
ую
карту.
Читать
парагра
ф 6,
отвечат
ь на

Читать
парагра
ф 2,
отвечат
ь на
вопросы
.

Заполни
ть
таблицу
в
тетради.

Формирова
ние
читательск
ой
грамотност
и в ходе
работы с
картой
Формирова
ние
читательск
ой
грамотност
и в ходе
работы с
картой

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/8865ed94
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/8865f140

вопросы
.
8

Обобщение
раздела I.
«Пространства
России».

1

9

Строение
земной коры
(литосферы).

1

10

Читать
парагра
ф 7,
отвечат
ь на
вопросы
.
Читать
парагра
ф 8,
отвечат
ь на
вопросы
.

Важнейшие
1
особенности
рельефа России.
Практическая
работа 3.
Обозначение на
контурной карте
главных
тектонических
структур,
наиболее
крупных форм
рельефа.

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/8865f2b2

Читать
парагра
ф 9,
отвечат
ь на
вопросы
.

Формирова
ние ЕНК в
ходе
лекции
учителя.

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/8865f410
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/8865f5b4
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/8865f6e0
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/8865f7f8

Формирова
ние
читательск
ой
грамотност
и в ходе
практическ
ой работы.

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/8865f91a
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/8865fcf8
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/8865fe4c
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/8865ff6e
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/886600e0
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/88660284
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/8866041
4

11

Современное
развитие
рельефа.

1

12

Использование
недр

1

Читать
парагра
ф 10,
отвечат
ь на
вопросы
.
Читать
НРК,
парагра Экология
ф 11,
отвечат
ь на
вопросы
.

13

Обобщение
темы «Рельеф и
недра».

1

14

Общая
характеристика
климата России.

1

Читать
парагра
ф 12,
отвечат
ь на
вопросы
.

Читать
парагра
ф 13,
отвечат
ь на
вопросы
, учить
карту.

Формирова
ние
глобальных
компетенци
й в ходе
лекции
учителя.

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/88660554
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/88660888
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/886609c8
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/88660b58
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/88660d0
6

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/88660e6
4

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/88661030
15

Закономерности
циркуляции
воздушных
масс.
Атмосферные
фронты,
циклоны и
антициклоны.

1

16

Распределение
температур и
осадков

1

17

Типы климата
нашей страны

1

Читать
парагра
ф 14,
отвечат
ь на
вопросы
,
заполни
ть
контурн
ую
карту.
Читать
парагра
ф 15,
отвечат
ь на
вопросы
,
таблица
в
тетради,
разобра
ть.
Читать
парагра
ф 16,
отвечат

Формирова
ние
глобальных
компетенци
й в ходе
лекции
учителя

НРК

НРК

ь на
вопросы
, работа
в
контурн
ой
карте.
18

19

20

Климат и
1
человек.
Практическая
работа 4.
Характеристика
климатических
областей с
точки зрения
условий жизни
и хозяйственной
деятельности
людей.
Практическая
работа 5.
Оценка влияния
климатических
условий на
географию
сельскохозяйств
енных культур.
Работа с
таблицей,
агроклиматичес
кими картами.
Обобщение
1
темы «Климат».

Реки.

НРК,
Формирова
ние ЕНК в
ходе
практическ
ой работы.
Читать
парагра
ф 17,
заполни
ть
таблицу
в
тетради.

Читать
парагра
ф 18,
отвечат
ь на
вопросы
.
Экология,
НРК

1
Читать
парагра
ф 19,
отвечат
ь на
вопросы
.

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/88661184
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/886612d8
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/886614ae
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/88661602
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/88661774
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/886618dc

21

Озера,
подземные
воды,
многолетняя
мерзлота и
ледники

1

22

Человек и вода.
Практическая
работа 6.
Сравнительная
оценка
обеспеченности
водными
ресурсами
отдельных
территорий
России.
Обобщение по
теме :
«Богатство
внутренних вод
России»

1

24

Почвы—
«особое
природное
тело».

1

25

География почв
России

1

26

Почвы и
урожай.

1

23

1

Читать
Экология,
парагра НРК
ф 20,
отвечат
ь на
вопросы
,
оформи
ть
контурн
ую
карту.
Формирова
ние
Читать
математиче
парагра
ской
ф 21,
грамотност
оформи
и в ходе
ть
практическ
контурн
ой работы.
ую
карту.
Читать
парагра
ф 22,
оформи
ть
контурн
ую
карту.
Повтор
ить всю
тему,
учить
карту.
Читать
парагра
ф 23,
оформи
ть
контурн
ую
карту.
Читать
парагра
ф 24,
оформи
ть
контурн
ую
карту.

НРК,
Экология

НРК

НРК,
Экология

27

28

Рациональное
1
использование и
охрана почв.
Практическая
работа 7.
Анализ
почвенного
профиля и
описание
условий его
формирования.
Обобщение
1
темы: «Почвы –
национальное
достояние
страны».

29

Понятие о
природном
территориально
м комплексе.

1

30

Свойства
природных
территориальны
х комплексов.

1

31

Человек в
ландшафте.

1

32

Практическая
работа 8.
Выявление
взаимосвязей
между
природными
компонентами
на основе
анализа
соответствующе
й схемы.

1

НРК,ФГ,
Экология
Читать
парагра
ф
25,ответ
ить на
вопросы
.
Читать
парагра
ф 26,
ответит
ь на
вопросы
.
Читать
парагра
ф 27,
ответит
ь на
вопросы
.
Читать
парагра
ф 28,
оформи
ть
контурн
ую
карту.
Читать
парагра
ф 29,
оформи
ть
контурн
ую
карту
Читать
парагра
ф 30,
заполни
ть
таблицу
.

НРК

Экология,
Формирова
ние ЕНК в
ходе
лекции
учителя.
Формирова
ние ЕНК в
ходе
лекции
учителя

Формирова
ние
читательск
ой
грамотност
и в ходе
работы с
текстом.
Формирова
ние
глобальных
компетенци
й в ходе
практическ
ой работы

33

Учение о
природных
зонах.

1

Формирова
ние
Читать
парагра глобальных
компетенци
ф
31,ответ й в ходе
лекции
ить на
вопросы учителя.
.

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/88661b48
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/88661c6a
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/88661d82
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/88661f3a

34

«Безмолвная»
Арктика.

1

Интеграци
яс
биологией

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/8866219c
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/886622d2
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/88662462
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/886625ac
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/886626ce
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/88662868
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/886629bc
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/88662af2
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/88662f20

Читать
парагра
ф 32,
ответит
ь на
вопросы
.

35

Чуткая
Субарктика

1

36

Таежная зона

1

37

Болота.

1

38

Зона
смешанных
широколиствен
но-хвойных
лесов.

1

Читать
парагра
ф 33,
учить
карту.
Читать
парагра
ф 34,
учить
карту.
Читать
парагра
ф 35,
учить
карту.
Читать
парагра
ф 36,
оформи
ть
контурн
ую
карту.

Интеграци
яс
биологией
Интеграци
яс
биологией
Интеграци
яс
биологией
Интеграци
яс
биологией

39

Лесостепи и
степи.

1

40

Полупустыни,
пустыни,
субтропики

1

41

«Многоэтажнос 1
ть» природы гор

42

Человек и горы.

1

43

Обобщение и
повторение
темы
«Природнохозяйственные
зоны».

1

44

Природная
среда,
природные
условия,
природные
ресурсы.

1

45

Рациональное
использование
природных
ресурсов.

1

Читать
парагра
ф 37,
ответит
ь на
вопросы
.
Читать
парагра
ф 38,
оформи
ть
контурн
ую
карту.
Читать
парагра
ф 39,
оформи
ть
контурн
ую
карту.
Читать
парагра
ф 40,
ответит
ь на
вопросы
.
Читать
парагра
ф 41,
оформи
ть
контурн
ую
карту.
Читать
парагра
ф 42,
оформи
ть
контурн
ую
карту.
Читать
парагра
ф 43,
ответит
ь на

Интеграци
яс
биологией

Интеграци
яс
биологией

Интеграци
яс
биологией

Интеграци
яс
биологией

Интеграци
яс
биологией

Интеграци
яс
биологией

Интеграци
яс
биологией

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/88663182

вопросы
.
Охрана
природы и
охраняемые
территории.
Практическая
работа.
Составление
описания
природных
особенностей
одного из видов
охраняемых
территорий.
Обобщение
раздела
«Природа и
человек».
Численность
населения.

1

49

Воспроизводств
о населения.

1

50

Соотношение
мужчин и
женщин
(половой состав
населения).

1

51

Возрастной
состав
населения
России.
Практическая
работа 10.
Характеристика
полового и

1

46

47

48

Интеграци
яс
биологией
Читать
парагра
ф 44,
учить
карту.

1

Повтор
ить всю
тему.

1

Читать
парагра
ф 45,
оформи
ть
контурн
ую
карту.
Читать
парагра
ф 46,
оформи
ть
контурн
ую
карту.
Читать
парагра
ф 47,
заполни
ть
таблицу
в
тетради.
Читать
парагра
ф 48,
заполни
ть
контурн
ую
карту.

Интеграци
яс
биологией
Формирова
ние
читательск
ой
грамотност
и в ходе
работы с
текстом
Формирова
ние
читательск
ой
грамотност
и в ходе
работы с
текстом
Формирова
ние
читательск
ой
грамотност
и в ходе
работы с
текстом.
Формирова
ние
математиче
ской
грамотност
и в ходе
работы с

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/88663358
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/8866450a

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/88663358
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/88663ede
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/88664014

52

возрастного
состава
населения на
основе разных
источников
информации.
Миграции
населения в
России.

практическ
ой работы.

1

53

Внешние
1
миграции — в
Россию и из нее.

54

Территориальна
я подвижность
населения.
Практическая
работа 11.
Изучение по
картам
изменения
направления
миграционных
потоков во
времени и в
пространстве.
География
рынка труда

1

География
рынка труда

1

55

56

57

Читать
парагра
ф 51,
учить
карту.

1

1
Этнический
состав
населения..

58

1
Этническая
мозаика России.

Читать
парагра
ф 49,
заполни
ть
таблицу
.
Читать
парагра
ф 50,
ответит
ь на
вопросы
.

Читать
парагра
ф
52,учит
ь карту.
Читать
парагра
ф 53,
учить
карту.
Читать
парагра
ф 54,
учить
карту.
Читать
парагра
ф 55,

ОДНКНР

ОДНКНР
Интеграци
яс
историей

Интеграци
яс
историей
Формирова
ние
читательск
ой
грамотност
и в ходе
работы с
картой.
Интеграци
яс
историей
Интеграци
яс
историей
Интеграци
яс
историей
Интеграци
яс
историей
ОДНКНР

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/886635c4

59

1
Этническая
мозаика России.

60

1
Религии
народов России

61

Религии
народов России

62

1

учить
карту.
Читать
парагра
ф 56,
учить
карту.
Читать
парагра
ф 57,
учить
карту
Повтор
ить всю
тему

1
Плотность
населения.

Повтор
ить всю
тему

63

Расселение и
урбанизация.

1

64

Практическая
работа 12.
Изучение
особенностей
размещения
народов России
по территории
страны на
основе работы с
картой,
сравнение
географии
расселения
народов и
административн
отерриториально
го деления
России.
Практическая
13. Выделение
на к/к главной
полосы
расселения.
Объяснение
различий в
плотности

1

Читать
парагра
ф 59-60.

ОДНКНР

ОДНКНР

ОДНКНР
Экология
Интеграци
яс
историей

Экология
Экология,
Формирова
ние
читательск
ой
грамотност
и в ходе
работы с
картой.

Читать
парагра
ф 61-62,
ответит
ь на
вопросы
.

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/88663a60
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/88663b96

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/886636dc
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/886637f4
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/8866393e

населения
отдельных
территорий
страны. Отбор
необходимых
тематических
карт для
выполнения
задания.
65

66

67

68

Города России. 1
Практическая
работа 14.
Обозначение на
контурной карте
городовмиллионеров,
объяснение
особенностей их
размещения на
территории
страны.
1
Сельская
Россия.
Обобщающее
повторение
раздела
«Население
России».
Итоговое
повторение
курса.

Экология

Учить
записи в
тетради.

Учить
Экология
записи в
тетради.

1
Учить
записи в
тетради.
1

Учить
записи в
тетради.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».