Рабочая программа учебного предмета "География" 7 класс 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии составлена на основе требований к
результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО,
федеральной рабочей программы по географии, а также на основе
характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, представленной в рабочей
программе воспитания и подлежит непосредственному применению при
реализации обязательной части образовательной программы основного
общего образования.
Программа по географии отражает основные требования ФГОС ООО к
личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
образовательных программ.
Программа по географии даѐт представление о целях обучения, воспитания
и развития обучающихся средствами учебного предмета, устанавливает
обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его
по классам и структурирование его по разделам и темам курса, даѐт
распределение учебных часов по тематическим разделам курса и
последовательность их изучения с учѐтом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей обучающихся; определяет возможности предмета для
реализации требований к результатам освоения программы основного
общего образования, требований к результатам обучения географии, а также
основных видов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
«ГЕОГРАФИЯ»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

География в основной школе — предмет, формирующий у
обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о
Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о
размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных
природных, экологических и социально-экономических процессов, о
проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к
устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для
реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических
закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым
звеном в системе непрерывного географического образования, основой для
последующей уровневой дифференциации.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение
следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой
родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования
целостного географического образа России, ценностных ориентаций
личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды,
решения географических задач, проблем повседневной жизни с
использованием географических знаний, самостоятельного приобретения
новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному
уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о
взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы,
населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах
сохранения окружающей среды и рационального использования природных
ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных
источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета,
для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных
географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических
знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при
решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе
краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни
процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для
продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям),
требующим наличия серьѐзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным
учебным предметом, который входит в состав предметной области
«Общественно-научные предметы».

Учебным планом на изучение географии в 7 классе отводится 68 часов, по
два часа в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС
Раздел 1. Главные закономерности природы Земли
Тема 1. Географическая оболочка
Географическая оболочка: особенности строения и свойства.
Целостность, зональность, ритмичность — и их географические следствия.
Географическая зональность (природные зоны) и высотная поясность.
Современные исследования по сохранению важнейших биотопов Земли.
Практическая работа
1. Выявление проявления широтной зональности по картам природных
зон.
Тема 2. Литосфера и рельеф Земли
История Земли как планеты. Литосферные плиты и их движение.
Материки, океаны и части света. Сейсмические пояса Земли. Формирование
современного рельефа Земли. Внешние и внутренние процессы
рельефообразования. Полезные ископаемые.
Практические работы
1. Анализ физической карты и карты строения земной коры с целью
выявления закономерностей распространения крупных форм рельефа.
2. Объяснение вулканических или сейсмических событий, о которых
говорится в тексте.
Тема 3. Атмосфера и климаты Земли
Закономерности распределения температуры воздуха. Закономерности
распределения атмосферных осадков. Пояса атмосферного давления на
Земле. Воздушные массы, их типы. Преобладающие ветры — тропические
(экваториальные) муссоны, пассаты тропических широт, западные ветры.
Разнообразие
климата
на
Земле.
Климатообразующие
факторы:
географическое положение, океанические течения, особенности циркуляции
атмосферы (типы воздушных масс и преобладающие ветры), характер
подстилающей поверхности и рельефа территории. Характеристика
основных и переходных климатических поясов Земли. Влияние
климатических условий на жизнь людей. Влияние современной
хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Глобальные изменения
климата и различные точки зрения на их причины. Карты климатических
поясов, климатические карты, карты атмосферных осадков по сезонам года.
Климатограмма как графическая форма отражения климатических
особенностей территории.

Практические работы
1. Описание климата территории по климатической карте и
климатограмме.
Тема 4. Мировой океан — основная часть гидросферы
Мировой океан и его части. Тихий, Атлантический, Индийский и
Северный Ледовитый океаны. Южный океан и проблема выделения его как
самостоятельной части Мирового океана. Тѐплые и холодные океанические
течения. Система океанических течений. Влияние тѐплых и холодных
океанических течений на климат. Солѐность поверхностных вод Мирового
океана, еѐ измерение. Карта солѐности поверхностных вод Мирового океана.
Географические закономерности изменения солѐности — зависимость от
соотношения количества атмосферных осадков и испарения, опресняющего
влияния речных вод и вод ледников. Образование льдов в Мировом океане.
Изменения ледовитости и уровня Мирового океана, их причины и следствия.
Жизнь в Океане, закономерности еѐ пространственного распространения.
Основные районы рыболовства. Экологические проблемы Мирового океана.
Практические работы
1. Выявление закономерностей изменения солѐности поверхностных вод
Мирового океана и распространения тѐплых и холодных течений у западных
и восточных побережий материков.
2. Сравнение двух океанов по плану с использованием нескольких
источников географической информации.
Раздел 2. Человечество на Земле
Тема 1. Численность населения
Заселение Земли человеком. Современная численность населения мира.
Изменение численности населения во времени. Методы определения
численности населения, переписи населения. Факторы, влияющие на рост
численности населения. Размещение и плотность населения.
Практические работы
1. Определение, сравнение темпов изменения численности населения
отдельных регионов мира по статистическим материалам.
2. Определение и сравнение различий в численности, плотности
населения отдельных стран по разным источникам.
Тема 2. Страны и народы мира
Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Языковая
классификация народов мира. Мировые и национальные религии. География
мировых религий. Хозяйственная деятельность людей, основные еѐ виды:
сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг. Их влияние на
природные комп­лексы. Комплексные карты. Города и сельские поселения.

Культурно-исторические регионы мира. Многообразие стран, их основные
типы. Профессия менеджер в сфере туризма, экскурсовод.
Практическая работа
1. Сравнение занятий населения двух стран по комплексным картам.
Раздел 3. Материки и страны
Тема 1. Южные материки
Африка. Австралия и Океания. Южная Америка. Антарктида. История
открытия. Географическое положение. Основные черты рельефа, климата и
внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные
природные комплексы. Население. Политическая карта. Крупнейшие по
территории и численности населения страны. Изменение природы под
влиянием хозяйственной деятельности человека. Антарктида — уникальный
материк на Земле. Освоение человеком Антарктиды. Цели международных
исследований материка в XX—XXI вв. Современные исследования в
Антарктиде. Роль России в открытиях и исследованиях ледового континента.
Практические работы
1. Сравнение географического положения двух (любых) южных
материков.
2. Объяснение годового хода температур и режима выпадения
атмосферных осадков в экваториальном климатическом поясе
3. Сравнение особенностей климата Африки, Южной Америки и
Австралии по плану.
4. Описание Австралии или одной из стран Африки или Южной
Америки по географическим картам.
5. Объяснение особенностей размещения населения Австралии или
одной из стран Африки или Южной Америки.
Тема 2. Северные материки
Северная Америка. Евразия. История открытия и освоения.
Географическое положение. Основные черты рельефа, климата и внутренних
вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные природные
комплексы. Население. Политическая карта. Крупнейшие по территории и
численности населения страны. Изменение природы под влиянием
хозяйственной деятельности человека.
Практические работы
1. Объяснение распространения зон современного вулканизма и
землетрясений на территории Северной Америки и Евразии.
2. Объяснение климатических различий территорий, находящихся на
одной географической широте, на примере умеренного климатического
пляса.

3. Представление в виде таблицы информации о компонентах природы

одной из природных зон на основе анализа нескольких источников
информации.
4. Описание одной из стран Северной Америки или Евразии в форме
презентации (с целью привлечения туристов, создания положительного
образа страны и т. д.).
Тема 3. Взаимодействие природы и общества
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и
деятельность людей. Особенности взаимодействия человека и природы на
разных материках. Необходимость международного сотрудничества в
использовании природы и еѐ охране. Развитие природоохранной
деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы,
Международная гидрографическая организация, ЮНЕСКО и др.).
Глобальные проблемы человечества: экологическая, сырьевая,
энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная — и
международные усилия по их преодолению. Программа ООН и цели
устойчивого развития. Всемирное наследие ЮНЕСКО: природные и
культурные объекты.
Практическая работа
1. Характеристика изменений компонентов природы на территории
одной из стран мира в результате деятельности человека.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАНИЯ
 максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета для формирования у обучающихся российских
традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
российского исторического сознания на основе исторического просвещения;
подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных
материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
 учѐт целевых ориентиров результатов воспитания в определении
воспитательных задач уроков, занятий;
 выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
 реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений,
высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к
изучаемым событиям, явлениям, лицам;

 применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий,
дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде,
способствует развитию критического мышления;
 побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения
со
сверстниками
и
педагогами,
соответствующие
укладу
общеобразовательной
организации,
установление
доброжелательной
атмосферы;
 организацию шефства мотивированных обучающихся над неуспевающими
одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями,
дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
 инициирование и поддержку исследовательской деятельности
обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых
проектов воспитательной направленности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего
образования по географии должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширения опыта деятельности на еѐ основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России,
регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России;
ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам
природного и культурного наследия человечества, традициям разных
народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России,
своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской
идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и
долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны для реализации целей
устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной
деятельности («экологический патруль», волонтѐрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать
своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий для
окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на
основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в
российском обществе правила и нормы поведения с учѐтом осознания
последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям
своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций;

ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой
родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам
Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений географических наук об
основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение читательской
культурой как средством познания мира для применения различных
источников географической информации при решении познавательных и
практико-ориентированных задач; овладение основными навыками
исследовательской деятельности в географических науках, установка на
осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение
правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека; готовность и способность осознанно
выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе
и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения географических знаний; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом
личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического
воспитания:
ориентация
на
применение
географических знаний для решения задач в области окружающей среды,

планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению
метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
 Выявлять и характеризовать существенные признаки географических
объектов, процессов и явлений;
 устанавливать
существенный
признак
классификации
географических объектов, процессов и явлений, основания для их
сравнения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах
и данных наблюдений с учѐтом предложенной географической
задачи;
 выявлять
дефициты географической информации, данных,
необходимых для решения поставленной задачи;
 выявлять
причинно-следственные
связи
при
изучении
географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы
о
взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной географической
задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
 Использовать географические вопросы как исследовательский
инструмент познания;
 формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв
между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и
самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по
географическим аспектам различных вопросов и проблем;
 проводить по плану несложное географическое исследование, в том
числе на краеведческом материале, по установлению особенностей
изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей
и зависимостей между географическими объектами, процессами и
явлениями;
 оценивать
достоверность информации, полученной в ходе
гео­графического исследования;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведѐнного
наблюдения
или
исследования,
оценивать
достоверность полученных результатов и выводов;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических
объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в изменяющихся условиях
окружающей среды.
Работа с информацией
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников географической
информации с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
 выбирать, анализировать и интерпретировать географическую
информацию различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, в различных источниках географической
информации;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
географической информации;
 оценивать надѐжность географической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
 систематизировать географическую информацию в разных формах.


Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
 формулировать суждения, выражать свою точку зрения по
географическим аспектам различных вопросов в устных и
письменных текстах;

в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного исследования или
проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
 принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных
географических проектов, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы;
 планировать организацию совместной работы, при выполнении
учебных географических проектов определять свою роль (с учѐтом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть
работы, достигать качественного результата по своему направлению
и координировать свои действия с другими членами команды;
 сравнивать результаты выполнения учебного географического
проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена
команды
в
достижение
результатов,
разделять
сферу
ответственности.


Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
 самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач
и выбирать способ их решения с учѐтом имеющихся ресурсов и
собственных
возможностей,
аргументировать
предлагаемые
варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учѐтом
получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
 владеть способами самоконтроля и рефлексии;
 объяснять
причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС



















Описывать по географическим картам и глобусу местоположение
изученных географических объектов для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
называть: строение и свойства (целостность, зональность,
ритмичность) географической оболочки;
распознавать проявления изученных географических явлений,
представляющие собой отражение таких свойств географической
оболочки, как зональность, ритмичность и целостность;
определять природные зоны по их существенным признакам на
основе интеграции и интерпретации информации об особенностях их
природы;
различать изученные процессы и явления, происходящие в
географической оболочке;
приводить примеры изменений в геосферах в результате
деятельности человека;
описывать закономерности изменения в пространстве рельефа,
климата, внутренних вод и органического мира;
выявлять взаимосвязи между компонентами природы в пределах
отдельных территорий с использованием различных источников
географической информации;
называть особенности географических процессов на границах
литосферных плит с учѐтом характера взаимодействия и типа земной
коры;
устанавливать (используя географические карты) взаимосвязи между
движением литосферных плит и размещением крупных форм
рельефа;
классифицировать воздушные массы Земли, типы климата по
заданным показателям;
объяснять образование тропических муссонов, пассатов тропических
широт, западных ветров;




























применять понятия «воздушные массы», «муссоны», «пассаты»,
«западные ветры», «климатообразующий фактор» для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
описывать климат территории по климатограмме;
объяснять влияние климатообразующих факторов на климатические
особенности территории;
формулировать оценочные суждения о последствиях изменений
компонентов природы в результате деятельности человека с
использованием разных источников географической информации;
различать океанические течения;
сравнивать температуру и солѐность поверхностных вод Мирового
океана на разных широтах с использованием различных источников
географической информации;
объяснять закономерности изменения температуры, солѐности и
органического мира Мирового океана с географической широтой и с
глубиной на основе анализа различных источников географической
информации;
характеризовать этапы освоения и заселения отдельных территорий
Земли человеком на основе анализа различных источников
географической информации для решения учебных и практикоориентированных задач;
различать и сравнивать численность населения крупных стран мира;
сравнивать плотность населения различных территорий;
применять понятие «плотность населения» для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач;
различать городские и сельские поселения;
приводить примеры крупнейших городов мира;
приводить примеры мировых и национальных религий;
проводить языковую классификацию народов;
различать основные виды хозяйственной деятельности людей на
различных территориях;
определять страны по их существенным признакам;
сравнивать особенности природы и населения, материальной и
духовной культуры, особенности адаптации человека к разным
природным условиям регионов и отдельных стран;
объяснять особенности природы, населения и хозяйства отдельных
территорий;
использовать знания о населении материков и стран для решения
различных учебных и практико-ориентированных задач;










выбирать
источники
географической
информации
(картографические,
статистические,
текстовые,
видеои
фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для
изучения особенностей природы, населения и хозяйства отдельных
территорий;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,
географического
описания)
географическую
информацию,
необходимую для решения учебных и практико-ориентированных
задач;
интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях
природы, населения и его хозяйственной деятельности на отдельных
территориях, представленную в одном или нескольких источниках,
для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий;
распознавать проявления глобальных проблем человечества
(экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости
стран, продовольственная) на локальном и региональном уровнях и
приводить примеры международного сотрудничества по их
преодолению.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Главные закономерности природы Земли
1.1

Географическая оболочка

2

0.5

1.2

Литосфера и рельеф Земли

6

1

1.3

Атмосфера и климаты Земли

6

0.5

1.4

Мировой океан — основная часть
гидросферы

6

1

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416c48

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416c48

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416c48

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416c48

20

Раздел 2. Человечество на Земле
2.1

Численность населения

3

1

2.2

Страны и народы мира

4

0.5

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416c48

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416c48

7

Раздел 3. Материки и страны
3.1

Южные материки

16

3.2

Северные материки

17

1

4
3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416c48

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f416c48

3.3

Взаимодействие природы и общества

3

0.5

Итого по разделу

36

Резервное время

5

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416c48

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416c48

12

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Географическая оболочка: особенности
строения и свойства. Целостность,
зональность, ритмичность и их
географические следствия

2

Географическая зональность (природные
зоны) и высотная поясность.
Современные исследования по
сохранению важнейших биотопов Земли.
Практическая работа "Выявление
проявления широтной зональности по
картам природных зон"

1

3

История Земли как планеты

1

4

Литосферные плиты и их движение

1

5

Материки, океаны и части света

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Формиро
вание ФГ

Формирован
ие ЕНК в
ходе лекции
учителя

1

0.5

Формирован
ие
глобальных
компетенци
й в ходе
лекции
учителя
Формирован
ие ЕНК в
ходе лекции
учителя
Формирован
ие ЕНК в
ходе лекции
учителя
Формирован
ие
глобальных
компетенци
й в ходе
лекции
учителя

6

Сейсмические пояса Земли. Практическая
работа "Объяснение вулканических или
сейсмических событий, о которых
говорится в тексте"

1

0.5

7

Формирование современного рельефа
Земли. Внешние и внутренние процессы
рельефообразования. Практическая
работа "Анализ физической карты и

1

0.5

Формирован
ие ЕНК в
ходе
практическо
й работы
Формирован
ие ЕНК в
ходе
практическо
й работы

карты строения земной коры с целью
выявления закономерностей
распространения крупных форм рельефа"
8

Полезные ископаемые

1

9

Резервный урок. Обобщающее
повторение по теме "Литосфера и рельеф
Земли"

1

10

Закономерности распределения
температуры воздуха

1

11

Закономерности распределения
атмосферных осадков. Пояса
атмосферного давления на Земле

1

12

Воздушные массы, их типы.
Преобладающие ветры

1

13

Разнообразие климата на Земле.
Климатообразующие факторы.
Характеристика климатических поясов
Земли

1

14

Влияние климатических условий на
жизнь людей. Глобальные изменения
климата и различные точки зрения на их
причины

1

Формирован
ие
глобальных
компетенци
й в ходе
лекции
учителя
Формирован
ие ЕНК в
ходе лекции
учителя
Формирован
ие ЕНК в
ходе лекции
учителя
Формирован
ие
глобальных
компетенци
й в ходе
лекции
учителя
Формирован
ие
глобальных
компетенци
й в ходе
лекции
учителя

15

Карты климатических поясов.
Климатограмма. Практическая работа
"Описание климата территории по
климатической карте и климатограмме"

1

16

Резервный урок. Обобщающее
повторение по теме "Атмосфера и

1

0.5

Формирован
ие ЕНК в
ходе
практическо
й работы

Климаты Земли"
17

Мировой океан и его части

1

18

Система океанических течений. Влияние
тѐплых и холодных океанических течений
на климат

1

19

Соленость и карта солености
поверхностных вод Мирового океана.
Практическая работа "Выявление
закономерностей изменения солѐности
поверхностных вод Мирового океана и
распространения тѐплых и холодных
течений у западных и восточных
побережий материков"

1

20

Образование льдов в Мировом океане.
Изменения ледовитости и уровня
Мирового океана, их причины и
следствия

1

0.5

Формирован
ие
глобальных
компетенци
й в ходе
лекции
учителя
Формирован
ие
глобальных
компетенци
й в ходе
лекции
учителя
Формирован
ие
математичес
кой
грамотности
в ходе в
ходе работы
с картами.
Формирован
ие
глобальных
компетенци
й в ходе
лекции
учителя

21

Жизнь в океане. Основные районы
рыболовства. Экологические проблемы
Мирового океана. Практическая работа
"Сравнение двух океанов по
предложенному учителем плану с
использованием нескольких источников
географической информации"

1

0.5

22

Обобщающее повторение по темам:
"Атмосфера и климаты Земли" и
"Мировой океан — основная часть
гидросферы"

1

0.5

23

Заселение Земли человеком. Современная

1

Формирован
ие ЕНК в
ходе лекции
учителя

Формирован
ие
математичес
кой
грамотности
в ходе в
ходе работы
с картами.

численность населения мира. Изменение
численности населения во времени

24

Методы определения численности
населения, переписи населения.
Практическая работа "Определение,
сравнение темпов изменения численности
населения отдельных регионов мира по
статистическим материалам"

1

0.5

25

Размещение и плотность населения.
Практическая работа "Определение и
сравнение различий в численности,
плотности населения отдельных стран по
разным источникам"

1

0.5

26

Народы и религии мира. Этнический
состав населения мира. Языковая
классификация народов мира

1

27

Мировые и национальные религии.
География мировых религий

1

0.5

Формирован
ие
математичес
кой
грамотности
в ходе в
ходе работы
с картами.
Формирован
ие
математичес
кой
грамотности
в ходе в
ходе работы
с картами.
Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе
работы с
текстами.
Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе
работы с
текстами

28

Хозяйственная деятельность людей.
Города и сельские поселения. Культурноисторические регионы мира

1

29

Комплексные карты. Многообразие
стран. Профессия менеджер в сфере
туризма, экскурсовод. Практическая
работа "Сравнение занятий населения
двух стран по комплексным картам"

1

30

Африка. История открытия.
Географическое положение

1

0.5

Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе
работы с
текстами
Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе
работы с
картами.
Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе

31

Африка. Основные черты рельефа,
климата и внутренних вод. Природные
комплексы. Практическая работа
"Объяснение годового хода температур и
режима выпадения атмосферных осадков
в экваториальном климатическом поясе"

1

32

Африка. Население. Политическая карта.
Изменение природы под влиянием
хозяйственной деятельности человека

1

33

Африка. Крупнейшие по территории и
численности населения страны

1

34

Южная Америка. История открытия.
Географическое положение

1

35

Южная Америка. Основные черты
рельефа, климата и внутренних вод.
Зональные и азональные природные
комплексы

1

0.5

Формирован
ие
математичес
кой
грамотности
в ходе в
ходе работы
с картами
Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе
работы с
текстами
Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе
работы с
текстами
Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе
работы с
картами.
Формирован
ие
читательско
й
грамотности

в ходе
работы с
картами.

36

Южная Америка. Население.
Политическая карта. Изменение природы
под влиянием хозяйственной
деятельности человека

1

37

Южная Америка. Крупнейшие по
территории и численности населения
страны

1

38

Австралия и Океания. История открытия.
Географическое положение

1

39

Австралия и Океания. Основные черты
рельефа, климата и внутренних вод.

1

0.5

Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе
работы с
картами.
Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе
работы с
картами.
Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе
работы с
картами.
Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе
работы с
картами.

Природные комплексы. Практическая
работа "Сравнение особенностей климата
Африки, Южной Америки и Австралии
по плану"

40

Австралия и Океания. Население.
Политическая карта. Изменение природы
под влиянием хозяйственной
деятельности человека

1

41

Практическая работа "Сравнение
географического положения двух
(любых) южных материков"

1

1

42

Практическая работа "Объяснение
особенностей размещения населения
Австралии или одной из стран Африки
или Южной Америки"

1

1

43

Практическая работа "Описание
Австралии или одной из стран Африки
или Южной Америки по географическим
картам"

1

1

Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе
работы с
картами.
Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе
работы с
картами.
Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе
работы с
картами.
Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе
работы с
картами.

44

Антарктида — уникальный материк.
Освоение человеком Антарктиды. Роль
России в открытиях и исследованиях
ледового континента

1

45

Обобщающее повторение "Южные
материки". Контрольная работа по теме
"Южные материки"

1

46

Северная Америка. История открытия и
освоения

1

Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе
работы с
картами.
1
Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе
работы с
картами.

47

Северная Америка. Географическое
положение

1

48

Северная Америка. Основные черты
рельефа, климата и внутренних вод.
Зональные и азональные природные
комплексы

1

49

Северная Америка. Население.
Политическая карта. Крупнейшие по
территории и численности населения
страны

1

50

Северная Америка. Изменение природы
под влиянием хозяйственной
деятельности человека

1

51

Обобщающее повторение по теме
"Северные материки. Северная Америка"

1

52

Евразия. История открытия и освоения

1

Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе
работы с
картами.
Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе
работы с
картами.
Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе
работы с
картами.
Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе
работы с
картами.

Формирован
ие
читательско

53

Евразия. Географическое положение

1

54

Евразия. Основные черты рельефа и
определяющие его факторы

1

55

Евразия. Основные черты климата.
Практическая работа "Объяснение
климатических различий территорий,
находящихся на одной географической
широте, на примере умеренного
климатического пляса"

1

56

Евразия. Основные черты внутренних вод
и определяющие их факторы

1

0.5

й
грамотности
в ходе
работы с
текстами.
Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе
работы с
картами.
Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе
работы с
картами.
Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе
работы с
картами.
Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе
работы с
картами.

57

Евразия. Зональные и азональные

1

0.5

Формирован
ие ЕНК в
ходе лекции
учителя

природные комплексы. Практическая
работа "Представление в виде таблицы
информации о компонентах природы
одной из природных зон на основе
анализа нескольких источников
информации"
58

Евразия. Население

1

59

Евразия. Политическая карта

1

60

Евразия. Крупнейшие по территории и
численности населения страны

1

61

Евразия. Изменение природы под
влиянием хозяйственной деятельности
человека

1

Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе
работы с
картами.
Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе
работы с
картами.
Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе
работы с
картами.
Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе

работы с
картами.

62

Практическая работа "Объяснение
распространения зон современного
вулканизма и землетрясений на
территории Северной Америки и
Евразии"

1

1

63

Практическая работа "Описание одной из
стран Северной Америки или Евразии в
форме презентации (с целью привлечения
туристов, создания положительного
образа страны и т. д.)"

1

1

64

Обобщающее повторение по теме
"Северные материки"

1

65

Влияние закономерностей
географической оболочки на жизнь и
деятельность людей. Практическая работа

1

0.5

Формирован
ие
читательско
й
грамотности
в ходе
работы с
картами.

Формирован
ие ЕНК в
ходе лекции
учителя

"Характеристика изменений компонентов
природы на территории одной из стран
мира в результате деятельности человека"
66

Промежуточная аттестация

1

67

Международное сотрудничество в охране
природе

1

68

Глобальные проблемы человечества.
Программа ООН и цели устойчивого
развития. Всемирное насление ЮНЕСКО:
природные и культурные объекты

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

1
Формирован
ие
глобальных
компетенци
й в ходе
лекции
учителя
Формирован
ие
глобальных
компетенци
й в ходе
лекции
учителя
2

13

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
 География, 7 класс/ Климанова О.А.. Климанов В.В., Ким Э.В..
Сиротин В.И. – М.: Просвещение,2021.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Хлебосолова О.А. Инновационный урок географии. Теория и методика
обучения и воспитания. ФГОС, издательство «Учитель»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/08/05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».