Учебный план ОВЗ 2023-2024

Учебный план муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Велижанская
средняя общеобразовательная школа» на 2023-2024 учебный план составлен на основе
следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1023 «Об утверждении ФАОП НОО для
обучающихся с ОВЗ»
3. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1025 «Об утверждении ФАОП ООО для
обучающихся с ОВЗ»
4. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1026 Об утверждении ФАООП
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 N 71930)
5 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2015
года №1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, утвержденный
приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253»;
6 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования. Образовательную недельную нагрузку
необходимо равномерно распределять в течение учебной недели (Приказ
Минпросвещения России от 22 марта 2021 №115).;
7 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 №28.
8 Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных
учреждений Тюменской области. Письмо Департамента образования и науки Тюменской
области от 05.06.2017 №03824
8. Решение педагогического совета (протокол №1 от 29.08.2023г.).автономного
общеобразовательного учреждения «Велижанская
средняя общеобразовательная
школа».
9. Решение ПМПк МАОУ «Велижанская СОШ», протокол № 1 от 29.08.2023
Преподавание предметов федерального компонента организовано по утвержденным
Министерством образования и науки РФ учебниками (Приложение).
Преподавание предметов федерального компонента организовано по утвержденным
Министерством образования и науки учебникам: школьный фонд учебников для учащихся
составляет 100%.

Учебный план принят!
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Велижанская средняя общеобразовательная школа», реализующее образовательную
программу для детей с задержкой психического развития (Вариант 7.1) в условиях
общеобразовательного класса

год

всего

неделя

5

170

5

170

5

170

20

Литературное
чтение
Английский
язык
Основы
религиозных
культур и
светской этики

4

132

4

136

4

136

3

102

15

2

68

2

68

2

68

6

20
4

1

34

1

34

Математика

4

132

4

136

4

136

4

136

16

54
0

Окружающий
мир

2

66

2

68

2

68

2

68

8

27
0

Изобразительно
е искусство
Музыка

1

33

1

34

1

34

1

34

4

13
5

1

33

1

34

1

34

1

34

4

Технология

1

33

1

34

1

34

1

34

4

Физическая
2
99
2
68
2
68
2
68
культура
Часть, формируемая участниками образовательных отношений

9

13
5
13
5
30
6

Иностранный
язык
Основы
религиозных
культур и
светской
этики
Математика
и
информатика
Обществознан
ие и
естествознани
е
(окружающий
мир)
Искусство

Технология

Физическая
культура и
Основы
безопасности
жизнедеятельн
ости

Физическая
культура

-

1

-

33

1

год

165

год

5

год

Русский язык

Русский язык и
литературное
чтение

Физическая
культура

неделя

Учебные
предметы

неделя

Предметные
области

неделя

1 класс

Количество часов в неделю
2 класс
3 класс
4 класс

-

34

1

34

1

34

4

67
5
50
6

23
7

Итого:

21

695

23

782

23

782

23

816

90

Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия
Коррекционные занятия
Логопедическая коррекция
Психологическая коррекция
Педагогическая
Русский
коррекция
язык
(развитие
речи)
Итого

1 класс
2
2

Количество часов в неделю
2 класс
3 класс
2
2
2
3

1

1

5

5

направления
Учебные курсы
Ценностное развитие
Художественноэстетическая
деятельность

Проектноисследовательская
деятельность
Спортивнооздоровительная
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Информационная
культура
Интеллектуальные
марафоны
Учение с увлечением!

ИТОГО недельная нагрузка

Разговор о важном
функциональная
грамотность
Литературный клуб
«Выразительное
чтение»
рукотворный мир
школьный театр
"Путешествие в сказку"
я-исследователь
Факультатив «Мир
шахмат»
Спортивный клуб
«движение есть жизнь»
Орлята России
Факультатив
«Говорить нельзя
молчать!»
Факультатив «Моя
информационная
культура»
Клуб «Я –
Путешественник»
Факультатив по разделу
«Орфография»
- «Легко ли писать без
ошибок?»

5

4 класс
2
3

5

Недельная нагрузка
2а
1
0.5
0.25

0.5
0.5
0.5

1

0.5
0,25

0.25

0.5
0,25

6

30
75

Пояснительная записка
к учебному плану для муниципального
автономного общеобразовательного учреждения
«Велижанская средняя общеобразовательная школа»,
реализующая образовательную программу для детей с задержкой психического развития
(вариант 7.1) в условиях общеобразовательного класса
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР — ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ
МАксимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и
укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых установок,
приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных
трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через
организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной
работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клуба, секций,
студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия),
проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
• участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных
представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной
среды;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды (населённого пункта, района, города).
Учебный план является частью адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1.), которая
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы, условиям ее
реализации и результатам освоения.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 4 классы).
АООП НОО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной
программы начального общего образования (далее — ООП НОО). Требования к структуре
АООП НОО (в том числе соотношению обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений и их объему) и результатам ее освоения соответствуют

федеральному государственному стандарту начального общего образования (далее — ФГОС
НОО). Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы,
ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР
и поддержку в освоении АООП НОО, требований к результатам освоения программы
коррекционной работы и условиям реализации АООП НОО. Обязательными условиями
реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение
обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими
программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося
определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций
ПМПК, ИПР.
Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование находясь в среде
сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, и в те же сроки обучения.
Обучающемуся с ЗПР предоставляется государственная услуга по реализации основной
общеобразовательной программы начального общего образования, которая адаптируется под
особые образовательные потребности обучающегося.
Сроки освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР для варианта 7.1 составляют 4 года (14 классы). Продолжительность учебного года составляет – 34 учебных недели.
Продолжительность учебной недели – 5 дней в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся.
Учебный план составлен с учетом особых образовательных потребностей обучающегося,
его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей. Количество часов, отведенных
на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательного процесса, не превышает величину недельной
образовательной нагрузки, установленной Порядком организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования.
Учебный день включает в себя специально организованные занятия / уроки, а также паузу,
время прогулки, выполнение домашних заданий. Обучение и воспитание происходит, как в ходе
занятий / уроков, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение
учебного дня.
Продолжительность учебных занятий 40 минут.
Между началом коррекционных, внеклассных, факультативных занятий, кружков, секций
и последним уроком - перерыв продолжительностью 45 минут.
Обучение детей с задержкой психического развития по адаптированной программе в
общеобразовательном классе осуществляется по индивидуальному учебному плану, который
разрабатывает психолого-медико-педагогический консилиум вместе с педагогом.
Учебную нагрузку для обучающихся с ОВЗ в неделю определяют требования ФГОС для
детей с ОВЗ и Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования. Образовательную недельную
нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели.
Независимо от уровня образования недельная образовательная нагрузка включает:
 урочную деятельность;
 внеурочную деятельность;
реабилитационно-коррекционные мероприятия, которые проводят во время внеурочной или
урочной деятельности.
Во 2-4-х классах промежуточная аттестация производится следующим образом:
Учебные предметы
Русский язык

Промежуточная аттестация
2 классы
3 классы
Диктант
Диктант

4 классы
Диктант

Литературное
чтение

Годовая отметка на Годовая отметка на Годовая отметка на
основе четвертных
основе четвертных
основе четвертных

Английский язык

Годовая отметка на Годовая отметка на Годовая отметка на
основе четвертных
основе четвертных
основе четвертных

Математика

Контрольная работа

Контрольная работа

Контрольная работа

Окружающий мир
Музыка

Проект
Зачет

Проект
Зачет

Проект
Зачет

Изобразительное
искусство
Технология

Зачет

Зачет

Зачет

Годовая отметка на
основе четвертных
Годовая отметка на
основе четвертных

Годовая отметка на
основе четвертных
Годовая отметка на
основе четвертных

Годовая отметка на
основе четвертных
Годовая отметка на
основе четвертных
Проект

Физическая
культура
ОРКСЭ

Коррекционно-развивающиеся курсы представлены индивидуально-групповыми
коррекционными занятиями, построенными на основе сходства коррегируемых недостатков,
которые ведутся индивидуально или в группах (по 2-3 обучающихся) и способствуют
преодолению недостатков развития. Продолжительность занятий: до 25 минут. Эти занятия
находятся за пределами максимальной учебной нагрузки обучающихся и входят в максимально
допустимое количество часов.
По окончании освоения курса начального основного образования психолого-медикопедагогический консилиум школы рассматривает вопрос о возможной смене коррекционной
программы обучения на общеобразовательную программу при условии положительной
динамики в развитии обучающегося.

Учебный план
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Велижанская средняя общеобразовательная школа»,
реализующий общее образование обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальное нарушение, Вариант 1) (Блинов,-6 кл Матюшев -5 кл)
Предметные области

Классы

Количество часов в неделю

Учебные предметы

V

VI

VII

VIII

IX

Всег
о

Обязательная часть
1.
Язык и речевая
практика

1.1.Русский язык
1.2.Чтение
(Литературное чтение)

4 +1*
4 +1*

4 +1*
4 +1*

4 +1*
4+1*

4 +1*
4-1*

4
20
+1* 20

2. Математика

1.Математика
2.2. Информатика
3.1.Природоведение
3.2.Биология
3.3. География

4

4

3
1

3
1

3
1

17
3

2
-

2
2

2
2

2
2

2
2

4
6
8

4.1. Мир истории
4.2. Основы
социальной жизни
4.3. История отечества

1

2
1

2

2

2

2
8

-

-

2

2

2

6

5.1. Изобразительное
искусство
5.2. Музыка

2

-

-

-

-

2

1

-

-

-

-

1

6. Физическая культура

6.1. Физическая культура 3

3

3

3

3

15

7. Технологии

7.1. Профильный труд

6

7

8

8

35

27
участниками 2

28
2

29
2

30
2

30
2

147
10

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 29
5-дневной учебной неделе)

30

32

33

33

157

Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия)

6

6

6

6

6

30

Коррекционные занятия

4

4

4

4

4

20

Логопедические занятия

2

2

2

2

2

10

Внеурочная деятельность:

4

4

4

4

4

20

Всего к финансированию

39

40

42

43

43

207

3.
Естествознание
4. Человек и общество

5. Искусство

2.

Итого
*Часть,
формируемая
образовательных отношений

6

Пояснительная записка
филиала муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Велижанская средняя общеобразовательная школа»,
реализующему общее образование обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальное нарушение, вариант 1)
Исходя из основной цели обучения по адаптированной программе ФГОС ОВЗ (вариант1),
общеобразовательная и трудовая подготовка учащихся направлена на коррекцию
познавательной деятельности, формирование положительных личностных качеств, социальную
адаптацию и реабилитацию.
В классах интегрированное обучение сочетается с коррекционной и пропедевтической
работой.
В классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: русский язык,
чтение, математика, мир природы и человека, музыка, изобразительное искусство, физическая
культура, осуществляются речевая практика, ручной труд.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований
Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающей
областей.
В 4 классе больше часов направлено на речевую практику. Количество часов, отводимых
на предметы, изучаемые по адаптированной образовательной программе для детей с
умственной отсталостью, а также образовательные компоненты частично не совпадают.
Недостающие часы по адаптированной образовательной программе для детей с умственной
отсталостью компенсируются за счет изучения данных курсов в рамках других предметов
общеобразовательной программы (как указано в учебном плане), либо за счет не изучаемых по
коррекционной программе (например, иностранный язык).
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию
особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы
обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося и пожеланий
родителей, законных представителей и распределена следующим образом: 2 часа - на русский
язык, 1 час – на речевую практику, в 5 классе по 1 часу добавлено на предметы: русский язык,
чтение.
Индивидуальные коррекционные занятия проводятся с педагогом-психологом, учителемлогопедом до 25 минут. На проведение данных занятий отводятся часы, как в первую, так и во
вторую половину дня.

Учебный план принят!
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Велижанская средняя общеобразовательная школа», реализующего адаптированную
образовательную программу для детей с умственной отсталостью в условиях
общеобразовательных классов (Гезольдов, Смеликов, Лысцов,)

Образовательные компоненты (учебные предметы)
Письмо и развитие речи
Чтение и развитие речи
Математика
Биология
География
История России. Всеобщая история
Обществознание
Социально-бытовая ориентировка
Физическая культура
Профессионально-трудовое обучение
Вариативная часть (школьный компонент)
Максимальный объем учебной нагрузки
Итого
Трудовая практика (дней в году)

Количество часов в неделю
9
класс
4
3
4
1
1
1
1
1
3
14
33
33
0
20

Пояснительная записка
к учебному плану для МАОУ «Велижанская СОШ»,
реализующих адаптированную образовательную программу для детей с умственной
отсталостью
в условиях общеобразовательного класса
Учебный план предусматривает девятилетний срок обучения для получения основного общего
образования и профессиональной трудовой подготовки.
Исходя из основной цели обучения по адаптированной образовательной программе для детей
с умственной отсталостью, общеобразовательная и трудовая подготовка учащихся направлена на
коррекцию познавательной деятельности, формирование положительных личностных качеств,
социальную адаптацию и реабилитацию.
В 9 классе из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: русский язык
(чтение и письмо), математика; биология, география, (9кл.); история (9кл.); обществознание (9кл.);
осуществляется физическое воспитание, трудовое и профессионально-трудовое обучение.
В 9 классе из общего количества часов математики - 1 час отводится на изучение элементов
геометрии.
Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых
приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические коррекционные
предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
Специфические коррекционные предметы, входящие в школьный компонент: развитие речи,
ритмика, социально-бытовая ориентировка (далее - СБО).

Количество часов, отводимых на предметы, изучаемые по адаптированной образовательной
программе для детей с умственной отсталостью, а также образовательные компоненты частично не
совпадают.
Недостающие часы по адаптированной образовательной программе для детей с умственной
отсталостью компенсируются за счет изучения данных курсов в рамках других предметов
общеобразовательной программы (как указано в учебном плане), либо за счет не изучаемых по
коррекционной программе (например, иностранный язык).
Занятия по трудовой практике в в 9 классе (в течение 20 дней) проводятся на базе школьных
мастерских в течение года.
Третий час физической культуры введен на основании письма Министерства образования и
науки России от 19.11.2010 № 6842-03/30 «О введении третьего часа физической культуры в
недельный объем учебной нагрузки обучающихся в общеобразовательных учреждениях»;
В соответствии с требованиями Санитарных правил СП 2.4.3648-20 и Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
максимальная недельная нагрузка приведена в соответствие за счет уменьшения количества часов на
изучение: 1 часа по биологии, географии, социально-бытовой ориентировке (9кл.), истории (9 кл).
По окончании 9-ти классов обучающиеся получают документ установленного образца.

Индивидуальный учебный план принят!
МАОУ «Велижанская СОШ», реализующей АООП начального общего образования с
НОДА с ТМНР (вариант 6.4) СИПР для обучения детей, нуждающихся в длительном лечении,
в части организации обучения по основным образовательным программам на дому,
Седьмой год обучения (Аипов)
Учебные
предметы,
коррекционные
курсы

Индивидуальные занятия
учитель

Педагог-психолог

учитель-логопед

2

2

2

2

Речь и
альтернативная
коммуникация
Математические
представления
Окружающий
природный мир
Окружающий
социальный мир
Человек

1

Адаптивная
физкультура
Музыка и движение

1

Изобразительная
деятельность
Домоводство
Профильный труд
Сенсорное развитие

1

Предметнопрактические
действия

2

Двигательное
развитие

1

Альтернативная
коммуникация

2

Коррекционноразвивающие
занятия
Всего

8

Пояснительная записка
к учебному плану для МАОУ «Велижанская СОШ», реализующей АООП основного общего
образования с НОДА с ТМНР (вариант 6.4)
для обучения детей, нуждающихся в длительном лечении,
в части организации обучения по основным образовательным программам
на дому
Учебный план для обучающихся с ТМНР (вариант 6.4.) разработан на основе федерального
базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской
Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии», методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации
по вопросам обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов и индивидуальных особенностей ребенка.
Основная форма работы с ребенком – индивидуальная. Алмаз не всегда позволяет выполнять
действия своими руками, не следит за действием своих рук, в ходе занятия взаимодействует со
взрослым короткий промежуток времени (несколько минут). Все задания выполняет с физической
помощью взрослого: сбрасывает предметы со стола. Для учащегося максимальная
продолжительность учебной недели составляет 3 дня (т.к ребенок быстро утомляется).
Продолжительность занятия составляет– 15-20 минут. Перечень предметов определен коллегиально:
представителями МАОУ «Велижанская СОШ», родителями (законными представителями)
учащегося, учитывая индивидуальные особенности ребенка. Предметы коррекционно-развивающей
направленности (индивидуальные занятия по логопедии, по психологической коррекции, а также
занятия, направленные на развитие осознания, ощущений, ориентировки в пространстве и на
плоскости) являются основой для развития жизненных компетенций. Коррекционная работа
осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Коррекционноразвивающие занятия с обучающимся с ТМНР предусматривают логопедические занятия и
индивидуальные занятия по коррекции и развитию когнитивных функций. Все эти занятия
проводятся в индивидуальной форме.
Коррекционно-компенсаторный подход реализуется всеми участниками образовательного
процесса. Эмоциональное состояние не устойчивое. Быстро устает, начинает нервничать. Навыки
самообслуживания не сформированы. Ориентируется в знакомой ситуации во время приема пищи.
С помощью взрослого юноша ест ложкой, при этом нередко бросает ложку, стучит ею по тарелке. У
Алмаза нарушен контроль выделений, пользуется подгузником. При этом биологические часы не
формируются. Взрослый одевает и раздевает ребенка. Ребенок относится к 2 группе. Нуждается в
полной помощи и сопровождении со стороны взрослого. Поэтому содержание обучения направлено
на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающегося. На первый
план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием
практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность
ребенка в быту, его социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.
Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметно-практической деятельности
детей, осуществляются учителем через систему специальных упражнений и адаптационнокомпенсаторных технологий, включают большое количество игровых и занимательных моментов.
Коррекционная работа проводится в виде индивидуальных занятий; продолжительность занятий и
перемен, чередование занятий определяются учителем, исходя из психофизических особенностей и
возможностей, эмоционального состояния ребенка.

Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
1
полугодие

Содержание
Человек
Самообслуживание
Приём пищи
Питьё
- питье из кружки:


захват кружки





поднесение кружки ко рту
наклон кружки
вливание жидкости в рот



опускание кружки на стол

Еда
- еда ложкой:



захват ложки
зачерпывание ложкой пищи из тарелки



поднесение ложки с пищей ко рту

 опускание ложки в тарелку
Гигиена тела
Мытьё рук
- удержание рук под струей воды
- потирание руки о руку под струёй воды
Обращение с одеждой и обувью
Раздевание
- стягивание:
 рукавов куртки
 стягивание шапки
Одевание
- натягивание брюк
Сенсорное развитие
Кинестетическое восприятие
- адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения
человека
- адекватная реакция на соприкосновение с материалами,
различными по температуре:
 холодный
 теплый

2
полугодие

- адекватная реакция на соприкосновение с материалами,
различными по фактуре:
 гладкий
 шероховатый
- адекватная реакция на соприкосновение с материалами,
различными по вязкости:
 жидкий
 густой
 сыпучий
- адекватная реакция на давление на поверхность тела
Восприятие запаха
- адекватная реакция на запахи пряных трав:
 мята
 чебрец
 базилик
 укроп
Предметно-практические действия
Действия с материалами
- сминание материала руками:
 салфетки
 бумажные полотенца
 папиросная бумага
 калька
- сминание материала одной рукой:
 салфетки
 бумажные полотенца
 папиросная бумага
 калька
- размазывание материала по кругу:
 краска
 клейстер
 пена для бритья
 жидкое тесто
 мягкий пластилин
- разминание материала двумя руками:
 тесто
 пластилин
 пластичная масса
Действия с предметами
- встряхивание предмета, издающего звук
- толкание предмета от себя:
 игрушка на колесиках
 входная дверь
- нажимание на предмет кистью руки:
 юла
 коммуникатор
- нажимание на предмет пальцем:
 юла
 коммуникатор
- сжимание предмета двумя руками:
 звучащая игрушка

 губка
- сжимание предмета одной рукой:
 звучащая игрушка
 губка
- складывание предметов в ёмкость
- перекладывание предметов из одной ёмкости в другую
- вставление предметов в отверстия:
 шарики крупные
 шарики маленькие
 стаканчики
- нанизывание предметов на стержень:
 шары
 кольца
Двигательное развитие
- выполнение движений руками:
 вперед
 назад
 вверх
 в стороны
 «круговые»
- выполнение движений пальцами рук:
 сгибать фаланги пальцев
 разгибать фаланги пальцев
- выполнение движений плечами:
 вверх
 вперед
 назад
 «круговые»
- бросание мяча одной рукой от уровня колен
- ловля мяча на уровне груди
- изменение позы в положении сидя:
 поворот вправо
 поворот влево
 наклон вперед
 наклон вправо
 наклон влево
Альтернативная коммуникация
- адекватная ответная реакция на прикосновения человека
- адекватная ответная реакция на речь и интонацию человека
- реагирование на свое имя
Внеурочная деятельность
Название мероприятия
«1 сентября – День
Знаний»

Планируемая деятельность
ребенка
Поздравление учителем ребенка с
праздником

Участие ребенка в
мероприятии

«Новый год»

участие в новогоднем празднике

«Масленица»

участие в мероприятии

« 8 марта »

участие в мероприятии

«Пасха»

подготовка к мероприятию:
покраска яиц, изготовление
украшений, участие в мероприятии.
Посещение храма, присутствие на
богослужении.
участие в мероприятии

«Последний учебный
день»
Игра

Прогулки на улице

Название рабочей
программы
«Радуга»

«Я познаю себя»

Организация свободного времени
- коммуникативные игры
(пальчиковые игры, массаж);
- сенсорные игры
- игры с мячом,
- прогулка в лес

Возможные предметные
результаты
- адекватная реакция на
прикосновения человека,
соприкосновение с материалами,
различными по температуре,
фактуре, вязкости;
- адекватная реакция на
изменение положения тела,
вибрацию;
- локализация звука,
прослеживание за
перемещением предмета;
- выполнение манипуляций с
предметами, целенаправленных
действий с предметами и
материалами
- адекватная реакция на
прикосновения человека,
соприкосновение с материалами,
различными по температуре,
фактуре, вязкости;
- адекватная реакция на
изменение положения тела,
вибрацию;
- выполнение манипуляций с
предметами;
- выполнение целенаправленных
действий с предметами (мяч,
модуль, гимнастическая палка,
мелкие предметы и др.);

Возможные личностные
результаты
- обогащение опыта
эмоционально-чувственного
восприятия окружающей
действительности;
- развитие зрительного и
других видов восприятия,
внимания;
- получение удовольствия от
сенсорных ощущений;
- развитие интереса к
взаимодействию с
окружающими;
- умение взаимодействовать с
взрослым в процессе
совместной деятельности
- обогащение опыта
восприятия окружающего
мира;
- развитие интереса к
взаимодействию с
окружающими;
- умение взаимодействовать с
взрослым, выполняющим
стимуляцию;
- развитие мелкой и общей
моторики;
- уверенность в своих
движениях, передвижении

- выполнение движений
головой, руками, пальцами рук,
ногами;
- изменение положения тела
(повороты, наклоны,
перевороты);
- умение удерживать равновесие
при разных положениях тела

Учебный план принят!
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Велижанская средняя общеобразовательная школа»,
реализующий программу обучения детей начального общего образования для
слабослышащих и позднооглохших обучающихся (Вариант 2.2.)
в условиях общеобразовательного класса (, Акопян )
Предметные
области

Учебные
предметы\Классы

Количество часов в неделю

I

I
IV

Всего
I

4 18

4

4
4
4
3

3 11

4

3
3

3 13

3

4
4

4 16

4

I
III

II

Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение

Русский язык

6

4
4

Литературное чтение

4
4

Развитие речи

4

3
3

Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)

Математика

4

4
4

Ознакомление с
окружающим миром

2

1

3

1

Окружающий мир

1

2

1

1

1

4

1

1
1

1

4

1

1
1

3

3
3

3 12

3

2
21

2
21

2 84

21

2

2

2

1
Основы
религиозных культур и
светской этики
Искусство
Технология

Основы религиозных
культур и светской этики
Изобразительное
искусство

1
1

1
1

Технология

1

1
1

Физическая
культура

Физическая культура
(Адаптивная физическая
культура)
Итого

Часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений (при 5-дневной неделе):
Ознакомление с окружающим миром
Окружающий мир
Математика
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-

1
1

3

3

21
1

1
1
1

1
21

2

1
1
2

2
3
2 90

дневной учебной неделе)

23

Внеурочная деятельность (включая коррекционноразвивающую область)
Коррекционно-развивающая область, из них:

10
10
5

1. Формирование речевого слуха и произносительной
стороны устной речи (индивидуальные занятия)

2

2. Развитие слухового восприятия и техника речи
(фронтальные занятия)

1

3. Музыкально-ритмические занятия (фронтальные
занятия)

2

направления внеурочной деятельности

5

Всего к финансированию

Художествен
ноэстетическая
деятельност
ь
Проектноисследовательская
деятельность
Спортивнооздоровительная
деятельность
Коммуникативная
деятельность

Информацион
ная культура
Интеллектуаль
ныемарафоны
Учение с
увлечением!

1
10

1
10

1 40

4

4 18

2

2

5
4

2

2
2

4

Разговор о важном
функциональная
грамотность
Литературный клуб
«Выразитель
ное чтение»
рукотворный мир
школьный театр
"Путешествие в
сказку"
я-исследователь
Спортивный клуб
«движение есть
жизнь»
Орлята России
Факультатив
«Говорить
нельзя
молчать!»
Факультатив «Моя
информацион
наякультура»
Клуб «Я –
Путешественн
ик»
Факультатив по
разделу

1

2

1
2

2
2

2

5

5
6

6

31

3
33

2

2

6

6 22

3
33

3 130

2

3

1
0.5

1
0.5

0.25

0.25

0.5
0.5

0.5
0.5

0.5

0.5

1

1

0,25

0.5
0,25

0.25

0.25

0.5

0,25

8

2

Недельная нагрузка
Учебные курсы

Ценностное
развитие

23

5

33
Внеурочная деятельность
направления

23

0,25

8

«Орфография»
- «Легко ли писать
безошибок?»
ИТОГО недельная нагрузка

5

6

Учебный план принят!
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Велижанская средняя общеобразовательная школа»,
реализующий программу обучения детей начального общего образования для
слабослышащих и позднооглохших обучающихся (Вариант 2.3.)
в условиях обучения на дому (Добжанский Я)

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Предметные области
Классы

IV

Дистанц
Выход ионное
учителя обучени
е

Обязательная часть
Язык и речевая практика

Русский язык

4

2

2

Чтение и развитие речи

4

2

2

Развитие речи

3

2

1

Математика

Математика

4

2

2

Естествознание

Ознакомление с окружающим миром

1

1

0

Искусство

Изобразительное искусство

1

0

1

Технология

Ручной труд

1

0

1

Физическая культура

Физическая культура (Адаптивная
физическая культура)

3

1

2

Итого

21

10

11

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Ознакомление с окружающим миром
Развитие речи

1
1

0
0

1
1

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)

23

10

13

Внеурочная деятельность:
коррекционные курсы;

10

занятия по различным направлениям внеурочной деятельности
Коррекционные курсы
Коррекционно-развивающая область, из них:

6

4

Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи
(индивидуальные занятия)

3

2

1

Музыкально-ритмические занятия (фронтальные занятия)

2

1

1

Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные
занятия)

1

1

0

Развитие познавательной сферы (индивидуальные занятия)

2

1

1

1

1

2

Занятия по различным направлениям внеурочной деятельности
Занятия по направлениям внеурочной деятельности

2

Всего

33

Пояснительная записка
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Велижанская средняя общеобразовательная школа»,
реализующий программу обучения детей начального общего образования для
слабослышащих и позднооглохших обучающихся (Вариант 2.2.)
в условиях общеобразовательного класса
Учебный план МАОУ «Велижанская СОШ» составлен на основе АООП НОО слабослышащих и
позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями (с легкой формой умственной
отсталости) (далее - учебный план).
Учебный план МАОУ «Велижанская СОШ» разработан на основании следующих
нормативных документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 9, 13,
14, 15, 32);
-Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении ФАОП НООО»
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 №28.
Учебный план начального общего образования слабослышащих и позднооглохших
обучающихся с интеллектуальными нарушениями (далее – учебный план) обеспечивает введение в
действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный
объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и
направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения).
Цель: обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством
создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей
слабослышащих и позднооглохших обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и
культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
-формирование общей культуры, духовно-нравственного развития, воспитания слабослышащих
и позднооглохших обучающихся, сохранение и укрепление их здоровья;
-личностное и интеллектуальное развитие слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
-удовлетворение особых образовательных потребностей, имеющих место у слабослышащих и
позднооглохших обучающихся;
-создание условий, обеспечивающих обучающемуся достижение планируемых результатов по
освоению учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
-минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности данной группы
обучающихся для освоения ими АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших;
-оптимизация процессов социальной адаптации и интеграции;
-выявление и развитие способностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся с учетом
их индивидуальности, самобытности, уникальности через систему клубов, секций, студий и кружков
(включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия, в том числе со слышащими
сверстниками), организацию общественно полезной деятельности;
-обеспечение участия педагогических работников, родителей (законных представителей) с
учетом мнения обучающихся, общественности в проектировании и развитии внутришкольной среды;
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса. МАОУ «Велижанская СОШ» предоставляет обучающимся
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС начального общего образования
слабослышащих и позднооглохших обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) следует понимать образовательную деятельность,

осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение
планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы.
План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности.
Коррекционно-развивающее направление является обязательной частью внеурочной
деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Содержание этого направления представлено коррекционно-развивающими занятиями
(индивидуальными занятиями по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной
речи; по развитию познавательных процессов; музыкально-ритмическими занятиями и социальнобытовой ориентировке).

Учебный план принят!
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Велижанская средняя общеобразовательная школа»,
реализующий программу обучения детей начального общего образования для
слабослышащих и позднооглохших обучающихся (Вариант 2.3.)
в условиях обучения на дому (Григорьев)

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Предметные области
Классы

IV

Дистанц
Выход ионное
учителя обучени
е

Обязательная часть
Язык и речевая практика

Русский язык

4

2

2

Чтение и развитие речи

4

2

2

Развитие речи

3

2

1

Математика

Математика

4

2

2

Естествознание

Ознакомление с окружающим миром

1

1

0

Искусство

Изобразительное искусство

1

0

1

Технология

Ручной труд

1

0

1

Физическая культура

Физическая культура (Адаптивная
физическая культура)

3

1

2

Итого

21

10

11

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Ознакомление с окружающим миром
Развитие речи

1
1

0
0

1
1

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)

23

10

13

Внеурочная деятельность:
коррекционные курсы;
занятия по различным направлениям внеурочной деятельности

10

Коррекционные курсы
Коррекционно-развивающая область, из них:

6

4

2

Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи
(индивидуальные занятия)

3

2

1

Музыкально-ритмические занятия (фронтальные занятия)

2

1

1

Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные
занятия)

1

1

0

Развитие познавательной сферы (индивидуальные занятия)

2

1

1

1

1

Занятия по различным направлениям внеурочной деятельности
Занятия по направлениям внеурочной деятельности

2

Всего

33

Внеурочная деятельность
направления
Учебные курсы
Художественноэстетическая
деятельность
ь

Недельная нагрузка
4

рукотворный мир

0.5

школьный театр
"Путешествие в сказку"
я-исследователь

0.5

Проектноисследовательская
деятельность
СпортивноСпортивный клуб
оздоровительная
«движение есть жизнь»
деятельность
ИТОГО недельная нагрузка

0.5

0,5

2

Пояснительная записка
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Велижанская средняя общеобразовательная школа»,
реализующий программу обучения детей начального общего образования для
слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2.3) в условиях обучения на дому
Учебный план МАОУ «Велижанская СОШ» составлен на основе ФАОП НОО слабослышащих и
позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями (с легкой формой умственной
отсталости) (далее - учебный план).
Учебный план МАОУ «Велижанская СОШ» разработан на основании следующих
нормативных документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 9, 13,
14, 15, 32);
-Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении ФАОП НООО»
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 №28.
Учебный план начального общего образования слабослышащих и позднооглохших
обучающихся с интеллектуальными нарушениями (далее – учебный план) обеспечивает введение в
действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный
объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и
направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения).
Цель: обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством
создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся с нарушениями слуха с легкой умственной отсталостью, обеспечивающих усвоение
ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
формирование общей культуры, духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с
нарушениями слуха с легкой умственной отсталостью, сохранение и укрепление их здоровья;
личностное и интеллектуальное развитие обучающихся с нарушениями слуха с легкой
умственной отсталостью;
удовлетворение особых образовательных потребностей, имеющих место у обучающихся с
нарушениями слуха с легкой умственной отсталостью;
создание условий, обеспечивающих обучающемуся с нарушенным слухом с легкой умственной
отсталостью достижение планируемых результатов по освоению учебных предметов, курсов
коррекционно-развивающей области;
минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности данной группы
обучающихся для освоения ими АООП НОО для обучающихся с нарушениями слуха с легкой
умственной отсталостью;
оптимизация процессов социальной адаптации и интеграции;
выявление и развитие способностей обучающихся с нарушенным слухом с легкой умственной
отсталостью с учетом их индивидуальности, самобытности, уникальности через систему клубов,
секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия, в
том числе со слышащими сверстниками), организацию общественно полезной деятельности;
обеспечение участия педагогических работников, родителей (законных представителей) с
учетом мнения обучающихся, общественности в проектировании и развитии внутришкольной среды;
целенаправленное и планомерное формирование у обучающихся словесной речи (в устной и
письменной формах), речевого поведения в условиях специально педагогически созданной в

образовательной организации слухоречевой среды как важнейшего условия более полноценного
формирования личности, качественного образования, социальной адаптации и интеграции в
общество;
развитие у обучающихся речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее
произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний (включая музыку) как необходимого
условия наиболее полноценного речевого развития, достижения планируемых результатов
начального общего образования, социальной адаптации и интеграции в общество.
Вариант 2.3 предполагает, что слабослышащие, позднооглохшие, перенесшие операцию
кохлеарной имплантации обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) получают образование, которое по итоговым достижениям не соответствует
требованиям к итоговым достижениям нормативно развивающихся сверстников на всех этапах и к
моменту завершения школьного обучения; предусматривается создание условий, учитывающих его
общие и особые образовательные потребности, индивидуальные особенности, в том числе
пролонгация сроков обучения - шесть лет.
Данный вариант предполагает особое структурирование содержания обучения, в большей
степени развитие у обучающихся жизненных компетенций на основе планомерного введения в более
сложную социальную среду, расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов в
доступных для них пределах, в том числе со слышащими людьми разного возраста, поэтапное
формирование разных видов речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение).
Важное значение придается развитию словесной речи (устной и письменной) при использовании в
качестве вспомогательных средств дактилологии и жестовой речи; введение учебных предметов и
коррекционно-развивающих курсов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся;
исключение учебных предметов "Иностранный язык" и "Музыка", что обусловлено особенностями
слухоречевого развития обучающийся с нарушенным слухом с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями); применение как общих, так и специальных методов и приемов
обучения.
Обязательным является программа коррекционной работы, являющейся важным структурным
компонентом АООП, ее реализация в ходе всего образовательно-коррекционного процесса с учетом
особых образовательных потребностей обучающийся с нарушенным слухом с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их индивидуальных особенностей, в том числе
проведение специальной работы по развитию слухового восприятия речи и неречевых звучаний,
включая музыку, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны; по
развитию познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер; по формированию
социальных компетенций, включая социально-бытовую ориентировку, адекватных отношений с
окружающими людьми на основе принятых в обществе морально-этических норм.
В соответствии со ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ вариант 2.3 обеспечивает нецензовый
уровень начального образования. Результаты освоения АООП НОО обучающимися с нарушениями
слуха в варианте 2.3 оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.
АООП НОО способствует всестороннему развитию этой категории обучающихся,
формированию у них жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие, а также интеграцию в социальное окружение, их приобщение к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям, формирование здорового образа
жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.
Необходимым условием достижения обучающимися качественного образования являются
достижение предметных, метапредметных и личностных результатов в обучении и развитии
обучающихся; усиление роли ИКТ, в том числе при использовании специализированных
компьютерных инструментов, разработанных для обучающихся с ОВЗ с учетом их особых
образовательных потребностей.

АООП НОО реализуется на основе учебного плана, состоящего из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть включает учебные
предметы обязательных предметных областей; часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для обучающихся, а также их индивидуальных потребностей.
Неотъемлемой частью образовательно-коррекционного процесса является внеурочная деятельность,
которая организуется по различным направлениям, способствующим всестороннему развитию
обучающихся. Обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения
обучающимися содержания АООП НОО, является коррекционно-развивающее направление,
которому в процессе образования данной категории обучающихся придается важное значение. В
состав предметной области внеурочной деятельности "Коррекционно-развивающая работа" входят
обязательные предметы: формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи
(индивидуальные занятия); дополнительные коррекционные занятия "Развитие познавательных
процессов" (индивидуальные занятия); музыкально-ритмические занятия (фронтальные занятия);
развитие восприятия неречевых звучаний и техника речи (фронтальные занятия), социально-бытовая
ориентировка (фронтальные занятия). Выбор остальных направлений внеурочной деятельности и их
содержание определяется образовательной организацией с учетом пожеланий обучающихся и их
родителей (законных представителей) с учетом задач всестороннего развития обучающихся, их
адаптации и интеграции в общество.

Учебный план согласован! Принят!
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Велижанская средняя общеобразовательная школа»,
реализующий программу обучения детей начального общего образования
для слабовидящих учащихся (Вариант 4.1.) в условиях общеобразовательного класса
(Сидоров Д)

неделя

год

неделя

год

Обязательная часть
5 165 5 170

Всего

год

год

неделя

1класс

неделя

Русский язык и
литературное
чтение
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Обществознание
и естествознание
(Окружающий
мир)
Основы
религиозных
культур и
светской этики

Русский язык
Литературное
чтение

Количество часов
2 класс 3 класс 4 класс

год

Учебные предметы

неделя

Предметные
области

5

170

5

170

20

675

4

132

4

136

4

136

4

136

16

540

Иностранный язык

-

-

2

68

2

68

2

68

6

204

Математика

4

132

4

136

4

136

4

136

16

540

Окружающий мир

2

66

2

68

2

68

2

68

8

270

1

34

4

135

4
4

135
135

8

270

3

101

90

3039

90

3039

Основы
религиозных
1
34
культур и светской
этики
Изобразительное
1
33
1
34
1
34
1
34
искусство
Искусство
Музыка
1
33
1
34
1
34
1
34
Технология
Технология
1
33
1
34
1
34
1
34
Физическая
Физическая
2
66
2
68
2
68
2
68
культура
культура
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Физическая
Физическая
1
33
1
34
1
34
0
0
культура
культура
Итого
21 693 23 782 23 782 23 782
Максимально допустимая недельная
21 693 23 782 23 782 23 782
нагрузка
Внеурочная деятельность
направления

Недельная нагрузка
Учебные курсы

Ценностное
развитие
Художествен
но-

Разговор о важном
функциональная
грамотность
Литературный клуб
«Выразитель

2

4

1
0.5

1
0.5

0.25

0.25

эстетическая
деятельност
ь

Проектноисследовательская
деятельность
Спортивнооздоровительная
деятельность
Коммуникативная
деятельность

ное чтение»
рукотворный мир
школьный театр
"Путешествие в
сказку"
я-исследователь

Спортивный клуб
«движение есть
жизнь»
Орлята России
Факультатив
«Говорить
нельзя
молчать!»
Информацион
Факультатив «Моя
информацион
ная культура
наякультура»
Интеллектуаль
Клуб «Я –
ныемарафоны
Путешественн
ик»
Учение с
Факультатив по
увлечением!
разделу
«Орфография»
- «Легко ли писать
безошибок?»
ИТОГО недельная нагрузка

0.5
0.5

0.5
0.5

0.5

0.5

1

1

0,25

0.5
0,25

0.25

0.25

0.5

0,25

0,25

5

6

Пояснительная записка
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Велижанская средняя общеобразовательная школа»,
реализующий программу обучения детей начального общего образования для
слабовидящих учащихся (Вариант 4.1.) в условиях общеобразовательного класса
Учебный план направлен на реализацию целей и задач программ начального общего образования
для слабовидящих детей (вариант 4.1): обеспечение выполнения требований ФГОС НОО ОВЗ;
достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности обучающегося
в ее самобытности, уникальности, неповторимости; создание образовательной среды,
способствующей формированию саморазвивающейся и самореализующейся личности; создание
образовательной среды, предоставляющей возможность получения качественного образования
обучающимися с ОВЗ; качественное образование через индивидуализацию образовательного

процесса; интеграцию детей с ОВЗ в общество, их социальную адаптацию; формирование
личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»).
В соответствии с ФГОС НОО ОВЗ адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования реализуется через учебный план и внеурочную деятельность с
соблюдением требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Предметная область «Математика и информатика» представлена предметом «математика»,
«Информационные умения» формируются через все предметы учебного плана и во внеурочной
деятельности.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлены предметами «русский
язык» и «литературное чтение». Предметная область «Искусство» представлены предметами
«музыка» и «ИЗО». Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена
предметом «Окружающий мир».
Учебный план реализуется с помощью УМК «Школа России».
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.09.2009 № 373 образовательные программы реализуются образовательными
организациями через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами. Под внеурочной деятельностью в рамках
реализации ФГОС начального общего образования следует понимать образовательную деятельность,
осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Учебный план и план
внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации
основной образовательной программы начального общего образования. В соответствии с ФГОС
НОО ОВЗ коррекционно-развивающая работа со слабовидящими учащимися включена в план
внеурочной деятельности. В качестве индивидуальной поддержки учащихся выступают
индивидуальные и подгрупповые занятия развивающей направленности, в ходе которых основное
внимание уделяется преодолению индивидуальных трудностей, препятствующих успешному
усвоению учебного материала и способствующие более успешной адаптации выпускников
начальной школы.

Учебный план
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Велижанская средняя общеобразовательная школа»,
реализующий программу обучения детей начального общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1) (интеллектуальными нарушениями)
в условиях общеобразовательного класса (Хампиева,Хвалько,) (3 класс)
Предметные области

Количество
часов
Класс

Всего

I

II

III

IV

Русский язык

3

3

3

3

12

Чтение

3

4

4

4

15

Речевая практика

2

2

2

2

8

2. Математика

Математика

3

4

4

4

15

3. Естествознание

Мир природы и человека

2

1

1

1

5

4. Искусство

Музыка

2

1

1

1

5

Рисование (изобразительное искусство)

1

1

1

1

4

5. Физическая культура

Адаптивная физическая культура

3

3

3

3

12

6. Технология

Ручной труд

2

1

1

1

5

21

20

20

20

81

-

3

3

3

9

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе)

21

23

23

23

90

Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и
ритмика):

6

6

6

6

24

логопедические занятия

3

3

3

3

12

ритмика

1

1

1

1

4

развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

2

2

2

8

Внеурочная деятельность:

4

4

4

4

16

Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая практика

Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:

Внеурочная деятельность
направления
Учебные курсы
Ценностное развитие

Разговор о важном
функциональная
грамотность

Недельная нагрузка
3
1
0.25

Художественноэстетическая
деятельность

Спортивнооздоровительная
деятельность
Информационная
культура
Интеллектуальные
марафоны
Учение с увлечением!

ИТОГО недельная нагрузка

Литературный клуб
«Выразительное
чтение»
рукотворный мир
школьный театр
"Путешествие в сказку"
Спортивный клуб
«движение есть жизнь»
Факультатив «Моя
информационная
культура»
Клуб «Я –
Путешественник»
Факультатив по разделу
«Орфография»
- «Легко ли писать без
ошибок?»

0.25

0.25
0.25
1

0.25

0.5
0,25

4

Пояснительная записка
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Велижанская средняя общеобразовательная школа»,
реализующий программу обучения детей начального общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1) (интеллектуальными нарушениями)
в условиях общеобразовательного класса
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), в том числе глухим, слабослышащим и позднооглохшим,
слепым, слабовидящим, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами
аутистического спектра.
. Цель реализации ФАООП УО (вариант 1) образования обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - создание условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение
ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательной организацией АООП
предусматривает решение следующих основных задач:
овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности
(нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с
принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности,
проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества с
использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на
основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих соревнований;

участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и
общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды. Коррекционная
работа с обучающимися с умственной отсталостью проводится:
в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса
(индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота
содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и
групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);
в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.

Учебный план
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Велижанская средняя общеобразовательная школа», реализующего адаптированную
образовательную программу для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1)
(интеллектуальными нарушениями) 1 – в условиях обучения на дому (Тошматов М)
Предметн
Классы
Количество часов в неделю
ые
II
Выход учителя
Дистанционно
Учебные
области предметы
е обучение
Обязательная часть
Речь и
Русский язык
3
2
1
речевая
чтение
4
2
2
практика Речевая практика
2
1
1
Математи Математика
4
2
2
ка
Естествоз Мир природы и
1
1
0
нание
человека
Искусств Изобразительное
1
0 ,5
0,5
о
искусство
Музыка
1
0 ,5
0,5
Технолог Ручной труд
1+3*
1
3*
ия
Физическ Физическая
3
1
2
ая
культура
культура
Итого
20
10
10
*Часть, формируемая участниками образовательных отношений - 3
Максимально допустимая
23
10
13
годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность
4
4
0
(включая коррекционноразвивающую область)
Коррекционно-развивающая
6
6
0
область:
1. Формирование речевого
4
4
0
слуха и произносительной
стороны устной речи
(индивидуальные занятия)*
2
2
0
2.психологические занятия
Внеурочная деятельность
направления
Учебные курсы
Ценностное развитие
Художественно-

Разговор о важном
функциональная
грамотность
Литературный клуб
«Выразительное

Недельная нагрузка
3
1
0.25
0.25

эстетическая
деятельность

Спортивнооздоровительная
деятельность
Информационная
культура
Интеллектуальные
марафоны
Учение с увлечением!

ИТОГО недельная нагрузка

чтение»
рукотворный мир
школьный театр
"Путешествие в сказку"
Спортивный клуб
«движение есть жизнь»
Факультатив «Моя
информационная
культура»
Клуб «Я –
Путешественник»
Факультатив по разделу
«Орфография»
- «Легко ли писать без
ошибок?»

0.25
0.25
1

0.25

0.5
0,25

4

Пояснительная записка
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Велижанская средняя общеобразовательная школа»,
реализующему общее образование обучающихся с умственной отсталостью (вариант1)
(интеллектуальное нарушение,) обучение на дому.
Учебный план составлен на обучающего на основе заключения ТПМПК, по
медицинским и социально-педагогическим показаниям и согласно заявлениям родителей
(законных представителей)
У данного ребенка есть особенность-неспособность, невозможность получения общего
образования в рамках обычной классно-урочной системы обучения в связи с конкретным
физическим недугом, а также по причине определённых отклонений в психическом развитии.
Исходя из основной цели обучения по адаптированной программе ФГОС ОВЗ (вариант1),
общеобразовательная и трудовая подготовка учащихся направлена на коррекцию
познавательной деятельности, формирование положительных личностных качеств, социальную
адаптацию и реабилитацию.
Из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: русский язык, чтение,
математика, мир природы и человека, музыка, изобразительное искусство, физическая
культура, осуществляются речевая практика, ручной труд.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований
Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающей
областей.
Количество часов, отводимых на предметы, изучаемые по адаптированной
образовательной программе для детей с умственной отсталостью, а также образовательные
компоненты частично не совпадают. Недостающие часы по адаптированной образовательной
программе для детей с умственной отсталостью компенсируются за счет изучения данных
курсов в рамках других предметов общеобразовательной программы (как указано в учебном
плане), либо за счет не изучаемых по коррекционной программе (например, иностранный язык).
Индивидуальные коррекционные занятия проводятся с педагогом-психологом, учителемлогопедом до 25 минут. На проведение данных занятий отводятся часы, как в первую, так и во
вторую половину дня.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».