РП по предмету мир природы и человека для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения. В.1) 4 класс

2

1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету мир природы и человека для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения.
В.1) для 4 класса составлена на основе:
1.Приказа МИНОБРНАУКИ России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Приказа МИНОБРНАУКИ России от 19.12.2014
№ 1598 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования»
от 20.05. 2020 № 254; от23.12.2020№766.
3.Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями В.1) МАОУ«Велижанская СОШ» от 2021 г;
4.Учебного плана МАОУ «Велижанская СОШ , реализующего общее образование обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальное нарушение, В.1) на 2022-2023 учебный год .
УМК: «Мир природы и человека», Н. Б. Матвеева, И. Я Ярочкина, Ь.Ф. Попова, Т.О. Куртова Учебник для 4 класса общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. - М.: «Просвещение», 2021 г.
Цель: формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих
между миром природы и человека.
Задачи:
 уточнение имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
 на основе наблюдений и простейших опытных действий расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы,
формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
 формирование умений наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги
наблюдений и опытных работ;
формирование первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека, учить бережному отношению к природе.

Место предмета в учебном плане: класс – 1 час в неделю, 102 ч. в год.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сезонные изменения
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на
циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.

3

Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений,
животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь
Осень — начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима -начало, середина, конец зимы. Весна - ранняя, середина весны, поздняя
весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в
неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений:
температура воздуха (тепло - холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег - дождь, иней, град); ветер (холодный - теплый,
направление и сила, на основе наблюдений);солнце (яркое - тусклое, большое - маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза),
состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная - заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Экскурсии:
1. Сентябрь- начало осени.
2. Февраль - месяц метелей и вьюг.
3. Весна в апреле.
Наша Родина- Россия. Город, село, деревня.
Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Учреждения города, села, деревни( почта, телеграф, телефонный узел, магазины,
рынок, больница, аптека и др.)
Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные
костюмы. Россия -многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди
страны или края.
Дорожное движение.
Правила дорожного движения: правильный переход улицы( все случаи). Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора,
пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по
пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Экскурсия:
1.Экскурсия к светофору.
Овощи, фрукты, ягоды.
Определение и различение.
Грибы.

4

Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные.
Полевые растения.
Рожь, кукуруза, овес. Части этих растений: корень, стебель( соломина),листья,колос (метелка, початок), зерна .Как используют эти
растения. Осенние работы в поле.
Квартира, комната.
Столовая, спальня, кухня и др. Назначение.
Посуда.
Название посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение.
Одежда, обувь.
Как мы одеваемся в разное время года: одежда летняя, зимняя, демисезонная. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды,
предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).
Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная, текстильная.
Уход за разными видами обуви.
Деревья, кустарники, травы.
Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Определение, различение. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные
представление о способах размножения.
Домашние животные.
Лошадь, корова, свинья и др. особенности внешнего вида. Скотный двор. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям.
Дикие животные.
Лось, олень. Внешний вид, пища, повадки.
Домашние птицы.
Гусь, индюк и др. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям. Птичник.
Дикие птицы.
Гусь, лебедь и др. Внешний вид, места обитания, пища.
Птицы перелетные и зимующие.
Время отлета и прилета разных птиц. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор
веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Насекомые вредные и полезные.
Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха. Роль в природе. Внешнее строение: названия частей тела.
Рыбы.
Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы. Уход за рыбками в аквариуме. Роль в природе.
Охрана здоровья.

5

Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых
впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима
работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Безопасное поведение.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и
своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи
по телефону. Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Повторение пройденного за год.
Сезонные изменения в жизни растений. Скоро лето.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов
и находить выходы из спорных ситуаций;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;

6








освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
активное использование речевых средств и средств информационных для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Развитие речи»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами.

Предметные
результаты.
Минимальный уровень:
 представления о назначении объектов изучения;
 узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
 отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
 называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
 представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
 знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
 знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
 ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
 составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
 адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
 адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
 представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
 узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
 отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
 знание отличительных существенных признаков групп объектов; -знание правил гигиены органов чувств;
 знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
 проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми;
 адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;

7



№
п/п
1.

соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм.
4. Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
Наименование раздела. Темы
Кол-во часов
всего
Сезонные изменения в природе.

теоретические
5

практические
3

8
2.

Наша Родина- Россия. Город, село,
деревня.

2

3.

Доро Дорожное
движение.
да

2

4.

Овощи. Фрукты. Ягоды.

1

5.

Гри Квартира.

1

6.

Мебель.

1

7.

По Посуда .

1

8.

Одежда. Обувь.

1

9.

Охрана здоровья

5

10.

Животные, птицы, насекомые,
рыбы, земноводные.
Растения

8

11.

3

1

1

8

12.

4.
№

Охрана природы.

1

Итого:

34

Календарно - тематическое планирование по предмету мир природы и человека в 4 классе ( В. 1)
Тема

1 Влияние
Солнца на
смену времен
года.
Признаки
осени
2 Растения и
животные
осенью

Основные виды деятельности

Рассматривание рисунка. Составление
рассказа по схеме. Чтение текста
учебника. Нахождение в тексте и
название осенних месяцев, признаков
осени. Определение по рисункам
признаков осени. Составление рассказа
об осенних месяцах.
Сравнение рисунков, нахождение
различий. Объяснение причин признаков
осени. Нахождение и название знакомых
цветов, овощей. Составление рассказа об
использовании овощей. Чтение текста.
Нахождение объектов на рисунке.
Чтение
вопросов, построение ответов.
Разгадывание загадок. Нахождение и
показ на рисунке знакомых объектов

Дата
Дата
планируемая фактическая

9

3 Признаки
зимы

4 Растения и
животные
зимой

5 Труд людей
зимой
6 Растения и
животные
весной

Рассматривание рисунка. Определение
признаков зимы. Объяснение схем.
Чтение текста, ответы на вопросы.
Составление рассказа о зимних месяцах с
опорой на
рисунки
Сравнение рисунков. Составление
описательного рассказа. Нахождение
объектов по заданию. Прослушивание и
чтение текста. Нахождение ответа на
вопросы в тексте учебника.
Рассматривание объектов на рисунке.
Называние знакомых
объектов. Составление рассказа о жизни
растений и животных зимой.
Ответы на вопросы по рисункам. Чтение
текста. Словарная
работа (ветеринар). Составление рассказа
по рисункам
Определение признаков весны по
рисункам. Наблюдение за погодой.
Работа по схемам. Чтение рассказа.
Определение свойств объекта по рисунку
с
доказательством выбора. Отгадывание
загадок. Сравнение рисунков. Отработка
названий весенних цветов. Нахождение в
тексте объектов природы. Составление
рассказа по рисункам. Зарисовка
муравейника в тетрадь.
Название детенышей животных

10

7 Труд людей
осенью и
весной

8 Растения и
животные
летом

9 Труд людей
летом

Рассматривание рисунков. Определение
объектов на рисунке. Составление
рассказа о труде людей. Разучивание
стихотворения. Составление рассказа о
весне, осени по
рисункам. Прослушивание текста,
ответы на вопросы. Словарная работа
(многолетние растения, садовые
инструменты). Практическая работа на
пришкольном участке (сгребание
листвы). Правила безопасного
использования садового инструмента
Нахождение признаков объекта по
рисункам. Работа со схемами. Чтение
рассказа, ответы на вопросы.
Нахождение в тексте определений
явлений природы. Определение весенних
месяцев по рисункам, знакомых
растений.
Определение и разучивание названий
растений сада и огорода. Зарисовка
растений. Работа со стихотворным
текстом. Называние знакомых
насекомых. Нахождение знакомых
насекомых на рисунках. Составление
рассказа о животных
с опорой на рисунки, по опорному плану.
Составление рассказа о ферме.
Нахождение объекта на рисунке
(газонокосилка, коса,
сенокосилка). Чтение рассказа, ответы на
вопросы по

11

тексту. Составление рассказа о работе
людей летом.
Чтение стихотворения, нахождение
ответа на вопрос в
тексте. Составление рассказа о правилах
купания. Запись
предложения в тетрадь
10 Почва
Показ объекта природы (планета Земля)
Состав почвы на рисунке.
Чтение текста учебника, ответы на
вопросы по тексту.
Работа с рисунками (нахождение и показ
объектов,
сравнение объектов)
Словарная работа (перегной,
плодородный). Чтение текста
учебника, нахождение ответов в тексте.
Нахождение
объекта на рисунке
11 Обработка
Чтение текста учебника. Составление
почвы
рассказа по
Правила
рисункам об обработке земли в огороде,
обращения с
поле. Запись в
садовым
тетрадь названий садовых инструментов.
инструментом Практическая
работа на пришкольном участке
(перекапывание почвы)
Рассматривание и отбор садового
инструмента
(натуральных объектов). Определение,
чем могут быть
опасны садовые инструменты.
Формулировка правил

12

обращения с садовым инструментом.
Запись правил в
тетрадь. Зарисовка садового инструмента
12 Песок и глина

Опыт: свойства песка (пропускает воду,
сыпуч). Чтение
текста учебника. Составление рассказа о
песке с
использованием текста учебника. Работа
с рисунками
(использование песка)
Опыт: свойства глины (не пропускает
воду, пластичная,
можно использовать для лепки). Чтение
текста учебника.
Составление рассказа о глине с
использованием текста
учебника. Работа с рисунками
(использование глины).
Изготовление поделки из глины

13 Рельеф. Горы,
холмы,
равнины,
овраги

Показ на рисунке объектов природы
(горы, холмы,
вершина). Чтение текста учебника,
ответы на вопросы.
Сравнение гор, холмов, нахождение
сходства и различий.
Зарисовка в тетради гор и холмов,
подпись названий
Словарная работа (равнины, овраги).
Рассматривание
объектов природы (равнины, овраги) на
рисунках, ответы

13

на вопросы. Зарисовка в тетради
объектов природы
(равнина, овраг)
14 Растения.
Огород

Показ объекта на рисунке (поле, огород).
Перечисление
инструментов для перекопки земли.
Беседа об овощах.
Словарная работа (корнеплоды,
овощеводы, теплица).
Чтение текста учебника, нахождение
ответов на вопросы в
тексте
15 Лес.
Чтение текста учебника, нахождение
Ориентировка ответов в тексте.
в
Перечисление названий лиственных и
лесу.
хвойных деревьев.
Запись в тетрадь. Словарная работа
(многолетние,
однолетние, клумбы, цветоводы).
Нахождение на рисунке
объектов природы, определение
знакомых и незнакомых
объектов, их перечисление. Объяснение
выбора объекта
природы по признаку (деревья).
Разгадывание загадок.
Дифференциация предметов по признаку
(деревья,
кустарники)Упражнения на
ориентировку в пространстве
(определение право, лево, сзади,
спереди). Рассматривание

14

приборов для ориентировки в
пространстве (компас). Практическое
упражнение ориентирование по компасу,
по
природным объектам
16 Сад. Растения Чтение текста учебника. Показ садовых
культурные и инструментов на
дикорастущие рисунках, определение их
предназначения. Запись
названий садового инструмента в
тетрадь, зарисовка
одного инструмента. Составление
рассказа о правилах
использования садового инструмента на
основе рисунков и
текста
Нахождение определения дикорастущих
и культурных
растений, ответов на вопросы в тексте
учебника.
Сравнение рисунков. Словарная работа
(культурные,
дикорастущие, сорт). Рассматривание
натуральных
объектов (яблок разных сортов, семян).
Описание по
внешнему виду. Чтение этикеток. Ответы
на вопросы
17 Лекарственные Слушание текста учебника, нахождение
растения
ответов в тексте
Красная книга учебника. Знакомство с лекарственными
растениями
(чтение названия и информации на
аптечной упаковке),

15

18 Растения
полей.
Поле в разное
время года

19 Парки

способом их применения, сроком
годности
Чтение рассказа учебника, ответы на
вопросы.
Рассматривание иллюстраций о редких
видах растений и
животных, их описание по внешнему
виду. Зарисовка в
тетради одного объекта. Запись названия
Нахождение знакомых объектов на
рисунках, ответы на
вопросы. Объяснение пословицы.
Рассматривание
натуральных объектов. Составление
рассказа об
изготовлении продуктов питания из
муки. Словарная
работа (жатва, зернохранилище, озимые,
соломина, колос,
метелка). Чтение текста (работа в поле в
разное время
года), беседа по рисункам. Отгадывание
загадок.
Сравнение двух объектов (пшеница и
рожь; овес и
гречиха). Изготовление поделки из
соломы
Прогулка (экскурсия) в парк. Словарная
работа (парк, аллея, сквер). Описание
парка (сквера). Называние
известных парков, расположенных
вблизи
местожительства

16

20 Домашние
Чтение названий животных в тексте
животные:
учебника. Показ на
лошадь, корова рисунке знакомых животных. Чтение
рассказа в учебнике,
ответы на вопросы. Составление рассказа
об известном
животном
Рассматривание рисунка с изображением
лошади, коровы.
Выделение частей тела. Описание
животного по плану.
Словарная работа (скакун, тяжеловоз).
Составление
рассказа об использовании лошади,
коровы человеком
21 Свинья, овца
Рассматривание рисунков с
Правила ухода изображением овцы, свиньи.
за домашними Выделение частей тела. Описание
животными
животного по плану.
Составление рассказа об использовании
овцы, свиньи
человеком. Зарисовка домашнего
животного
Рассматривание предметов ухода за
домашними
животными. Запись названий предметов
в тетрадь.
Составление правил ухода за домашними
животными по
вопросам. Чтение текста. Ответы на
вопросы по тексту

17

22 Птицы
Польза и вред
птиц
Водоплавающи
е птицы

23 Дикие и
домашние
птицы

Показ частей тела птиц. Составление
описательного
рассказа по плану. Рассматривание и
называние знакомых
объектов на рисунках. Сравнение птиц
по внешнему виду,
среде обитания. Составление рассказа по
вопросам о
пользе и вреде птиц. Рассматривание
скворечника,
кормушек, объяснение их назначения.
Чтение текста
учебника. Ответы на вопросы по тексту.
Изготовление (в
домашних условиях) кормушки для птиц.
Словарная
работа (водоплавающие птицы).
Нахождение
водоплавающих птиц на рисунках.
Определение, что позволяет птицам
плавать. Сравнение двух
водоплавающих птиц. Нахождение
сходства и различий.
Составление описательного рассказа
Рассматривание птиц на рисунках. Показ
и называние
знакомых объектов (утка, селезень).
Словарная работа
(утка, селезень). Запись названий птиц в
тетрадь.
Определение птиц по контуру. Зарисовка
контура птицы
Нахождение птиц на рисунках.
Составление описательного

18

рассказа. Словарная работа (курица,
петух, цыплята).
Определение значения курицы для
человека. Экскурсия на
птицеферму (по возможности)
Сравнение диких и домашних птиц.
Нахождение сходства
и различий. Чтение текста учебника.
Нахождение ответов
на вопросы в тексте учебника
24 Насекомые.
Нахождение известных насекомых на
Пчела.
рисунках. Чтение
Насекомыетекста. Ответы на вопросы. Отгадывание
вредители
загадок.
Составление описательного рассказа о
насекомом по
плану. Запись названий насекомых в
тетрадь, зарисовка насекомого.
Рассматривание изображения пчелы.
Определение частей тела пчелы.
Определение пользы
пчелы для человека. Правила поведения
на пасеках. Чтение
текста учебника. Слушание рассказа о
насекомыхвредителях. Рассматривание рисунка.
Запись названий
насекомых в тетрадь
25 Человек. Мозг Показ на схеме частей тела человека.
человека
Чтение текста
учебника. Рассматривание рисунков,
ответы на вопросы.
Сравнение мозга собаки и лягушки по
рисункам

19

26 Профилактика
травм
головного
мозга

Чтение текста учебника. Определение
правил
профилактики травм. Запись правил
профилактики в
тетрадь. Объяснение по рисункам
правильного и
неправильного поведения. Зарисовка
иллюстрации
правильного поведения
27 Режим дня.
Работа со схемой частей суток.
Часы
Определение занятий в
разное время суток. Чтение текста
учебника. Выделение
ответов на вопросы в тексте учебника.
Составление рассказа о любимом
занятии вечером. Рассматривание
часов. Определение предназначения
часов (будильник,
настенные, ручные, песочные).
Практическая работа по
определению времени. Составление
режима дня, запись в
тетрадь
28 Профилактика Практическое разучивание
переутомления физкультминутки для
профилактики переутомления. Запись
комплекса
гимнастики в тетрадь
29 Загрязнение
Выявление причин загрязнения воздуха
воздуха, воды, по рисункам.
почвы
Определение действий человека по
очистке воздуха.
Придумывание пиктограмм, условных
знаков,

20

30 Заповедники.
Зоопарк (по
выбору)

запрещающих загрязнение воздуха.
Чтение текста
учебника, выделение ответов на
вопросы. Выявление
причин загрязнения воды по рисункам.
Определение
действий человека по очистке воды.
Придумывание
пиктограмм, условных знаков,
запрещающих загрязнение
воды. Чтение текста учебника,
выделение ответов на
вопросы. Выявление причин загрязнения
почвы по рисункам. Определение
действий человека по очистке
почвы. Придумывание пиктограмм,
условных знаков,
запрещающих загрязнение почвы,
зарисовка в тетрадь.
Чтение текста учебника, ответы на
вопросы
Определение понятия заповедник.
Чтение понятия в
тексте. Запись понятия в тетрадь.
Составление рассказа о
занятиях людей, работающих в
заповедниках,
лесничествах. Словарная работа
(заповедник, лесничество)
Экскурсия в зоопарк. Слушание рассказа
учителя о
животных зоопарка. Рассматривание
объектов, зарисовка в
тетрадь

21

31 Правила
поведения в
быту, в школе

32 Правила
поведения в
быту, в школе

Определение правильного поведения по
иллюстрациям.
Составление рассказа о безопасном
поведении. Выбор
правильного поведения в стихотворном
тексте. Заучивание
телефонов экстренной помощи. Правила
поведения при
беседе по телефону. Игра «Телефонный
звонок»
Ответы на вопросы. Разыгрывание
ситуаций по правилам
поведения в школе. Составление
рассказа по правилам
поведения в школе. Рисунок «Как
правильно вести себя на
уроке»
Определение правильного поведения по
иллюстрациям.
Составление рассказа о безопасном
поведении. Выбор
правильного поведения в стихотворном
тексте. Заучивание
телефонов экстренной помощи. Правила
поведения при
беседе по телефону. Игра «Телефонный
звонок»
Ответы на вопросы. Разыгрывание
ситуаций по правилам
поведения в школе. Составление
рассказа по правилам
поведения в школе. Рисунок «Как
правильно вести себя на
уроке»

22

33 ПДД. Дорога.
Пешеходный
переход

Определение частей дорог по рисунку.
Работа с опорными
словами (проезжая часть, полоса
движения, трамвайные
пути, тротуар). Ответы на вопросы.
Чтение и разучивание
правил поведения на дороге.
Практическая отработка
правил поведения на дороге.
Рассматривание
иллюстраций. Чтение правил перехода
по «зебре» (по
очереди, по цепочке). Нахождение
предложения в тексте
по заданию учителя. Экскурсия
«Пешеходный переход».
Практическая отработка навыков
перехода дороги по пешеходному
переходу, светофору. Разучивание
стихотворения

34 Транспорт. Мы Прослушивание текста. Работа с
– пассажиры
опорными словами
(пассажирский транспорт, автобус,
троллейбус, трамвай,
метро, водитель, кондуктор).
Нахождение объектов на
иллюстрациях. Чтение правил поведения
в общественном
транспорте. Практическая отработка
правил поведения в
транспорте и общественных местах
(экскурсия)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».