РП по предмету изобразительное искусство для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения. В.1) 4 класс

2

1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные
нарушения. В.1) для 4 класса составлена на основе:
1.
Приказа МИНОБРНАУКИ России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Приказа МИНОБРНАУКИ России от 19.12.2014
№ 1598 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования» от 20.05. 2020 № 254; от23.12.2020№766.
3.Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями В.1) МАОУ«Велижанская СОШ» от 2021 г;
4.Учебного плана МАОУ «Велижанская СОШ , реализующег о общее образование обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальное нарушение, В.1) на 2022-2023 учебный год.
УМК : «Изобразительное искусство», М.Ю. Рау, М.А. Зыкова Учебник для 4 класса общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. - М.: «Просвещение», 2021 г.
Цель: всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в процессе
приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
Задачи:
•
Воспитание интереса к изобразительному искусству.
•
Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека ;
•
Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;
•
Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественноэстетического кругозора;
•
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего
мнения о них;
•
Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
•
Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том
числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;
•
Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах
изобразительной деятельности;

3

•

Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и
воображению;
Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
Место предмета в учебном плане: 4 класс – 1 час в неделю, 34 ч. в год

2.Содержание учебного предмета.
Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Совершенствование умений передавать глубину пространства: уменьшение величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; загораживание одних предметов другими. Планы в пространстве - передний, задний, средний (использование макета и панно "В деревне" с изображенным пейзажем на трех планах, вариантами изображения домов деревенского типа и
деревьев, разных по величине: больших маленьких, средних).
Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения ее частей (эле
ментов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.
Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения (избушка-на курьих-ножках; деревья в дремучем лесу, сказочном лесу с
глазами из двух дупел, сучьями и ветками, похожими на руки и .т.п.).
Примерные задания
«Рисование с натуры: "Ваза с цветами" (натюрморт); "Веточка мимозы";
Рисование на тему: "Грузовик и автобус едут по городу" (на фоне домов городского типа); "Деревья осенью. Дует ветер"; "Ребята катаются
с гор".
Декоративное рисование: "Полотенце" (узор в полосе, элементы узора - листья, цветы, уточки).
Составление аппликации: "Фантастическая (сказочная) птица".
Декоративная лепка: "Кувшин в виде поющего петуха".
Раздел: Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи
Понятия: "цвет", "спектр", "краски", "акварель", "гуашь", "живопись" и т.д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое
овладение основами цветоведения.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.

4

Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности
цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть).
Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных
образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо - примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому
листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и
декоративном рисовании, аппликации.
Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»
Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать умения изображать с натуры, соблюдая последовательность изображения от общей формы к деталям. (Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа изображения, "графического диктанта"; самостоятельной работы учащихся по памяти).
Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветренную погоду). Учить видеть и передавать в лепке и рисунке
изгибы и "узор" ветвей.
Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека), формирование образов животных.
Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком кисти, "примакивание").
Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в круге и овале с учетом центральной
симметрии (элементы узора - геометрические формы и стилизованные формы растительного мира).
Примерные задания
Лепка: барельеф на картоне "Дерево на ветру"; игрушка "Лошадка" - по мотивам каргопольской игрушки; "Зайка", "Котик" "Петушок" стилизованные образы, по выбору учащихся;
Аппликация: составление узора в круге и овале из вырезанных цветных маленьких и больших кругов, силуэтов цветов, листьев; "Чебурашка", "Мишка" (из вырезанных кругов и овалов), с дорисовыванием.
Рисование с натуры и по памяти предметов несложной слабо расчлененной формы (листьев дуба, крапивы, каштана; растение в цветочном
горшке); предметов с характерной формой, несложной по сюжету дерево на ветру);
передавать
глубину
пространства,
используя
загораживание
одних
предметов другими, уменьшая размеры далеко расположенных предметов от наблюдателя;
работать акварелью "по-мокрому".
Обучение восприятию произведений искусства .* (реализуется при изучении предыдущих разделов)
Примерные темы бесед:

5

"Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов,
дизайнеров".
"Виды изобразительного искусства". Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн.
"Как и о чем создаются картины" Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски,
карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники
создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И. Остроухова,
А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.
"Как и о чем создаются скульптуры". Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие
материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем - основа языка скульптуры. Красота человека, животных,
выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.
"Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства". Истоки этого искусства и его роль в жизни человека
(украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм
в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные
узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями
народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская,
городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).
3. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты:












осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других людей;

6



сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Метапредметные результаты:
 осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
 положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию;
 самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
 адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
 активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
 соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;
 принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом
выявленных недочетов;
 делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
 наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
 обращаться за помощью и принимать помощь;
 сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
 доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
 договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими.
Предметные результаты:
Минимальный уровень
Обучающиеся овладеют знаниями:
 названий частей конструкции изображаемого предмета (дерева дома тела человека);
 названий некоторых народных промыслов, изготавливающих игрушки (Дымково, Городец);

7



приемов передачи глубины пространства: загораживание одних предметов другими, зрительное уменьшение их по сравнению с
вблизи расположенными;
 об осевой симметрии.
Обучающиеся получат возможность овладеть умениями:
 сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом с помощью учителя;
 планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции с помощью учителя;
 находить правильное изображение предмета среди выполненных ошибочно; исправлять свой рисунок, используя ластик;
 с помощью учителя достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его
элементов; - изображать некоторые элементы городецкой росписи с помощью учителя;
 соотносить форму предметов с геометрическими эталонами;
 владеть приемами осветления цвета;
 рассказывать, что изображено на картине, перечислять характерные признаки изображенного времени года с помощью вопросов
учителя
Достаточный уровень
Обучающиеся получат возможность овладеть знаниями:
 названий частей конструкции изображаемого предмета (дерева дома тела человека);
 названий некоторых народных промыслов, изготавливающих игрушки (Дымково, Городец);
 приемов передачи глубины пространства: загораживание одних предметов другими, зрительное уменьшение их по сравнению с
вблизи расположенными;
 об осевой симметрии.
Обучающиеся получат возможность овладеть умениями: - самостоятельно сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
 самостоятельно планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции;
 -находить правильное изображение предмета среди выполненных ошибочно; исправлять свой рисунок, используя ластик;
 самостоятельно достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его
элементов; - изображать элементы городецкой росписи самостоятельно;
 соотносить форму предметов с геометрическими эталонами;
 владеть приемами осветления цвета;
 самостоятельно рассказывать, что изображено на картине, перечислять характерные признаки изображенного времени года.

8

4.Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы.
№
п/п

Разделы

Количество часов

Обучение композиционной деятельности
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму
предметов, пропорции и конструкцию
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи
Обучение восприятию произведений искусства
За год:

34 ч.

5. Календарно -тематическое планирование.

№п/п

Тема урока

Дата план

Дата факт Примечания, д/з

1.Инструктаж по ТБ. Знакомство с учебником. Наблюдай,
вспоминай, изображай. Аппликация из обрывков цветной
бумаги №дети собирают грибы в лесу»

уч.с 4-5, закончить аппликацию.

2.Восприятие произведений искусства. Что изображают
художники? Как они изображают?Изображай с натуры и по
памяти.

уч.с 6-9, упр. на стр. 9 принести
предметы для рисования с натуры

9

3. Рассматривай, изучай, любуйся!Рисование предметов с
натуры. Рисуй похоже, как видишь (с натуры)

уч.с 10-11, раскрасить листок
акварельными красками по сырой
бумаге

4.Наблюдай, сравнивай, потом изображай. Цвет листьев
зеленый — светлый и тёмный

Подготовить рассказ о берёзке со
своей картинки

Наблюдай, сравнивай, потом изображай. Цвет листьев зеленый
— светлый и тёмный

Раскрасить листья составными
цветами краски

5.Наблюдай, сравнивай, изображай похоже. Веточка с
листьями, овещённая солнечными лучами. Веточка с листьями
в тени.

Рассмотреть пейзажи по дороге
домой и в школу.

6.Рассматривай, изучай, любуйся. Картина «Пейзаж». Как
рисуют природу (пейзаж).

Закончить рисование картины
«Осенний пейзаж»

7.Нарисуй картину-пейзаж. Рисование деревьев близкодальше-совсем далеко.

По желанию принести предметы
для натюрморта

8.Рассматривай предметы вокруг, любуйся!» Картина
«Натюрморт». Какая картина называется натюрмортом.
Составление натюрмортов.

Раскрасить получившийся
натюрморт.

1.Нарисуй то, что стоит на столе (по выбору). Нарисуй
пожоже. Как рисовать натюрморт.

Читать с. 32-36

2.Наблюдай людей: какие они? Изображай их. Портрет
человека. Третьяковская галерея.

Читать с.37-38

3.Как художник (скульптур) работает над портретом человека.

Нарисовать добрый и злой взгляд

10

4.Как изображать портрет человека (рисовать, лепить), чтобы
получилось похоже. Рисование портрета.

с.42 задание

5.Рисование портрета, лепка портрета.

с.43 задание

6.Рисование портрета, лепка портрета.

с. 47 закончить задание

7.Автопортрет. Рассматривай человека: какой он. Нарисуй его
с натуры. Изучай себя: какой(ая) ты? Нарисуй свой
автопортрет.

Подарить открытку

8.Придумывай, изображай, радуйся! Новогодняя ёлка, Дед
Мороз и снегурочка. Рисование праздничной открытки.

с. 53 закончить задание

1.Художники — о тех, кто защищает Родину.

с.58-59 закончить задание.
Ответить на вопрос :»каких героев
больше нравится рисовать тебе?»

2.Читай, думай, сравнивай. Как художники изображают
добрых и злых героев сказки. Как рисовать добрых и злых
героев сказки. Василиса Прекрасная. Баба-яга.

Нарисовать сказочное дерево

3.Необыкновенные деревья в сказках. Иллюстрации известных
художников. Узор в овале, круге. Орнамент.

Сделать зарисовки вылепленных
фигурок.

4.Узнай больше о человеке. Наблюдай, запоминай, потом
изображай. Фигура человека в движении.

Раскрасить акварелью волны

5.Узнай больше о художниках и скульпторах. Как изображают
море.

Рассматривать работы художников
и скульпторов.

11

6.Как изображают животных.

Записать, какие цвета можно
использовать для изображения
зебры и верблюда.

7.Наблюдай, изучай, любуйся, изображай. Удивительные
животные жарких стран.

Нарисовать картинку на тему
«Звери в зоопарке»

8.Изображай удивительных животных разных стран.

Подарить открытку. Принести
картинки с изображением
насекомых.

9.Тематическое занятие. Рисование открытки к 8 Марта.

Составить список частей тела
насекомых.

10.Узнай больше о насекомых. Рассматривай, лепи, рисуй
насекомых похоже с натуры.

Нарисовать божью коровку

11.Узнай больше о насекомых. Рассматривай, лепи, рисуй
насекомых похоже с натуры.

Вырезать выданные учителем
силуэты посуды

Фарфоровые изделия с росписью. Гжель.Части узора
гжельской росписи. Работа кистью.

Закончить роспись силуэта.

Учись создавать красивое! Украшение посуды гжельской
росписью.

Рассматривать картинки с
изображением жостовских
подносов.

Учись создавать красивое! Жостовский поднос. Создание из
картона заготовки под роспись.

Рассмотреть улицы современного
города.

Учись создавать красивое! Украшение посуды жостовской
росписью.

Закончить рисунок по описанию

12

Наблюдай, запоминай, изображай. Улица города. Люди на
улице города.

Вспомнить, какие цвета
называются теплыми и холодными.

Улица города. Рисунки по описанию. Выставка работ.

Повторение изученного за год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».