Адаптированная рабочая программа по чтению (Вариант 1, интеллектуальное нарушение) 8 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» разработана в соответствии с:


Федеральным Законом от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;


Федеральным образовательным стандартом образования обучающихся с

ограниченными

возможностями

здоровья, утвержденный

приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598;


адаптированной основной общеобразовательной программой образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ
«Велижанская СОШ»;


учебным планом МАОУ «Велижанская СОШ»

Цели и задачи обучения чтению и развитию речи.
Рабочая программа по чтению и развитию речи предназначена для развития речи
учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание
содержания художественных произведений.
ЦЕЛЬ: развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков
мыслительной деятельности.
ЗАДАЧИ:


Расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого

общения;


Совершенствование навыка полноценного чтения как основы
пониманияхудожественного и научно-познавательного текстов;



Развитие навыков речевого общения на материале доступных для

понимания художественных и научно-познавательных текстов;


Развитие положительных качеств и свойств личности.



нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе

произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать
навыки нравственного поведения человека в обществе).
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся
от нормально развивающихся сверстников.
Характеристика учебного предмета
Обоснованием выбора примерной программы является соответствие содержания

программы, целей и задач обучения требованиям федерального государственного
образовательного стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития,
обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения
литературы, которые определены стандартом. Программа детализирует и раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития,
обучающихся с ограниченными возможностями средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения чтения, которые определены стандартом, что нашло
отражение

в

выборе

технологий,

используемых

в

обучении,

основных

видов

деятельности, методов и форм обучения, основных форм и видов контроля знаний,
умений и навыков.
На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников
техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания
читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в
достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого
художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании
содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними
требуется большая методическая вариативность.
Школьники

с

ограниченными

возможностями

трудно

воспринимают

биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в
упрощённом варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией
героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом
воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения,
используемые автором для передачи того или иного факта, поступкагероя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания
содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи
учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно,
правильно

и

последовательно

передавать

содержание

прочитанного;

кратко

пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и
второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценить их действия и
поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать
выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
В рабочей программе по чтению для школьников с ОВЗ практическая
направленность обучения, особое внимание обращается на развитие речи как средства
общения, чётко прослеживаются межпредметные связи, закладывается систематизация
программного материала по каждому предмету. Последнее направление очень важно для

обеспечения более осознанного восприятия учащимися единства и общности многих
явлений и понятий.
Учитывая сложный состав учеников, рабочей программы по русскому языку и
чтению указывают на разноуровневые требования к овладению знаниями: 1-ый – базовый
уровень, 2-й – минимально необходимый. Это даёт возможность учителю практически
осуществлять

дифференцированный

подход

к

обучению

ребёнка

с

иным

интеллектуальным развитием.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1.

Положительно относиться к учебному труду

2.

Понимать своего социального окружения, своего места в нём, принятие

соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
3.

Осознавать значение нравственных понятий и моральных норм

4.

Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний в

социальных ситуациях.
5.

Слушать собеседника, вступать в контакт, работать в коллективе.

6.

Узнавать, называть и

определять объекты и

явления окружающей

действительности; наблюдать за предметами и явлениями окружающей действительности.
7.

Оценивать

друг

друга по предложенным критериям, осуществлять

контроль своей деятельности с учетом предложенных критериев
Минимальный уровень

Достаточный уровень
8 класс

-правильное, осознанное чтение в темпе,

-правильное, осознанное и беглое

приближенном к темпу устной речи, чтение вслух, с соблюдением некоторых
доступных по содержанию текстов (после усвоенных норм орфоэпии;
предварительной подготовки);
-определение темы произведения (под

словами и словами автора (выборочное

руководством учителя);
-ответы

на

вопросы

учителя

по

фактическому содержанию произведения
своими словами;
-участие

в

коллективном

-ответы на вопросы учителя своими
чтение);
темы

-определение
художественного произведения;

составлении

словесно-логического плана прочитанного
и разобранного под руководством учителя

-определение

основной

мысли

текста;

произведения (с помощью учителя);

-пересказ текста по частям на основе
коллективно

составленного

плана

-самостоятельное деление на части

(с

несложного по структуре и содержанию

помощью учителя);
-выбор заголовка к пунктам плана из

текста;

нескольких предложенных;

-формулировка заголовков пунктов

последовательности

-установление

плана (с помощью учителя);

событий в произведении;
-определение главных героев текста;

главных

-различение

и

элементарной второстепенных героев произведения с

-составление
характеристики

героя

на

основе элементарным обоснованием;

предложенного плана и по вопросам
собственного

-определение

учителя;
-нахождение в тексте незнакомых слов и
выражений, объяснение их значения с

отношения к поступкам героев (героя);
сравнение

собственного

отношения

и

отношения автора к поступкам героев с

помощью учителя;
-заучивание стихотворений наизусть (7-9);
чтение

-самостоятельное

использованием примеров из текста (с
помощью учителя);

небольших по объему и несложных по
содержанию

произведений

внеклассного

чтения,

для

выполнение

-пересказ текста по коллективно
составленному плану;

посильных заданий.

-нахождение в тексте непонятных
слов

и

выражений,

объяснение

их

значения и смысла с опорой на контекст;
-ориентировка в круге доступного
чтения; выбор интересующей литературы
(с помощью взрослого); самостоятельное
чтение художественной литературы;
-знание

наизусть

10-12

стихотворений и 1 прозаического отрывка.

Содержание учебного предмета «Чтение»
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества
(сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения
отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и
путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная
литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах
во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о
жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло,
честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды,
рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:


литературное произведение, фольклор, литературные жанры
(сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение),

автобиография писателя.


присказка, зачин, диалог, произведение.



герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя,

пейзаж.


стихотворение, рифма, строка, строфа.



средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).



элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист,

оглавление, предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из
произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование
умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение
главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка
поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к
событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана.
Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение
прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного
чтения (коллективное или с помощью учителя).

Форма промежуточной аттестации по предмету предполагает проверку навыка
чтения и пересказа.

Тематическое планирование уроков по учебному предмету «Чтение»
№
п\п
1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11

12
13
14
15
16
17

18
19
20

8 класс
Тема урока
I четверть
Устное народное творчество. Сказки. Анализ жанров сказок.
Нравственный смысл сказок
Русская народная сказка «Волшебное кольцо» Определение основной
мысли сказки
Русская народная сказка «Волшебное кольцо» Озаглавить части
сказки
Пословицы и поговорки.
Анализ пословиц и поговорок
Баллады.
Нравственный смысл
баллад
В.Жуковский «Перчатка»
Работа над выразительным
чтением
И.Суриков «Нашла коса на камень»
Работа над выразительным
чтением
Былины.
Совершенствование техники
чтения
Былина «Садко»
Составление характеристики
героя
А.С.Пушкин .Биография
Умение отвечать на вопросы
М.Басина «Публичное выступление»
Озаглавить части рассказа
И.Пущин «Записки о Пушкине»
Нахождение в тексте
фрагментов описательного и повествовательного характера,
установление их различий
А.С.Пушкин «Памятник»
Определение главной мысли в
творчестве А.С.Пушкина
А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд» Заучивание наизусть.
А.С.Пушкин «Зимнее утро»
Работа над
выразительным чтением
А.С.Пушкин «И.Пущину»
Работа над выразительным
чтением.
А.С.Пушкин «Няне»
Заучивание наизусть
А.С.Пушкин «Сожженное письмо»,
«Я вас любил»
Работа над
выразительным чтением
А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
Деление сказки на части.
М.Ю.Лермонтов. Биография
Умение кратко пересказать
текст.
М.Ю.Лермонтов.»Смерть поэта»
Работа над

Количество
часов
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1

21
22

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

33

34
35
36

37
38
39
40
41
42

43
44
45
46
47
48
49

выразительным чтением.
М.Ю.Лермонтов. «Родина»
Заучивание наизусть
М.Ю.Лермонтов. «Парус»
Заучивание наизусть
М.Ю.Лермонтов. «Сосна»
Работа над выразительным
чтением
М.Ю.Лермонтов. «Песня про купца Калашникова»
Озаглавливание 1 части
М.Ю.Лермонтов. «Песня про купца Калашникова»
Работа над техникой чтения
М.Ю.Лермонтов. «Песня про купца Калашникова»
Составление характеристики героя
Обобщение пройденного по теме М.Ю.Лермонтов
И.А.Крылов. Биография
И.А.Крылов «Волк на псарне»
Соотношение вывода автора с
содержанием басни
И.А.Крылов «Осел и соловей»
Заучивание наизусть
И.А.Крылов «Муха и пчела»
Чтение басни по ролям
Н.А.Некрасов. Биография.
Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»
Сопоставление картины И.Е.Репина «Бурлаки на Волге» со
стихотворением
Н.А.Некрасов «В полном разгаре…» Формирование умения
размышлять над поступками героини с точки зрения современной
жизни
Н.А.Некрасов «Мороз. Красный нос»
Составление
характеристики русской женщины
Н.А.Некрасов «Русские женщины»
Работа над выразительным
чтением
И.С.Никитин. Биография
И.С.Никитин «Русь»
Заучивание стихотворения
наизусть
И.С.Никитин «Утро на берегу озера»
Работа над
выразительностью чтения
И.С.Тургенев. Биография
И.С.Тургенев «Муму»
Составление характеристики
Герасима
И.С.Тургенев «Муму»
Заучивание отрывк5а наизусть
И.С.Тургенев «Муму»
Пересказ по плану
И.С.Тургенев «Муму» ( 4 часть )
Краткий пересказ
И.С.Тургенев «Муму» (5 ч)
Нахождение в тексте
непонятных слов и выражений
И.С.Тургенев «Муму»
Сравнение переживаний
барыни и Герасима
И.С.Тургенев «Муму»
Составление плана этой главы
И.С.Тургенев «Муму»
Составление характеристики
Герасима
Обобщение пройденного.
Работа с кроссвордом
Л.Н.Толстой. Биография
Л.Н.Толстой «После бала»
рассказа
Л.Н.Толстой «После бала»

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

Определение основной мысли

1

Выделение автором

1

50
51
52
53
54
55

56

57
58

59
60
61

62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

73
74
75
76

отношения к изображенным событиям
А.П.Чехов. Биография
А.П.Чехов «Лошадиная фамилия»
Отбор опорных слов для
пересказа
В.Г.Короленко. Биография
В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
Отбор опорных слов для
пересказа
В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
Определение главной черты в
поведении детей
В.Г.Короленко «Слепой музыкант» ( 3 часть)
Чтение главы по
ролям
В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
Работа над кратким
пересказом
В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
5 часть Отбор опорных слов для
пересказа
В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 6 часть
Объяснение
непонятных выражений
В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
Формирование умения
размышлять над поступками героя
В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 8 часть
Работа над кратким
пересказом
В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 9 чась
Формирование умения
выделять незнакомые слова из текста и объяснять их
В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
Формирование умения
выделять незнакомые слова из текста и объяснять их
В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
Работа над вопросами к
тексту
В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
Сравнение детских и
юношеских возрастов героя
Обобщение
М.Горький. Биография
М.Горький «Макар Чудра»
Формирование умения
размышлять над поступками героя
С.Есенин. Биография
С.Есенин «Спит ковыль»
Заучивание наизусть.
С.Есенин «Пороша»
Заучивание наизусть.
С.Есенин «Отговорила роща золотая»
Работа над
выразительностью чтения
А.П.Платонов «Разноцветная бабочка» Деление сказки на части и
озаглавливание
А.Н.Толстой. Биографический очерк
А.Н.Толстой «Русский характер»
Краткий пересказ 1 части
А.Н.Толстой «Русский характер»
Составление характеристики
героя
Н.А.Заболоцкий. Биография
Н.А.Заболоцкий «Некрасивая девочка» Работа над
выразительностью чтения
К.Г.Паустовский. Биография
К.Г.Паустовский «Телеграмма»
Озаглавить данную часть
К.Г.Паустовский «Телеграмма»
Нахождение непонятных слов
и выражений
Р.И.Фраерман. Биография

1
1
1
1
1
1

1

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго» Самостоятельное
озаглавливание части
Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго» Составление характеристики
героя
Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго» Формирование умения
размышлять над поступками героя
Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго» Озаглавливание части
Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго» Нахождение в тексте
описательных и повествовательных фрагментов
Л.Кассиль. Биография
Л.Кассиль «Пекины бутсы»
Составление характеристики
героя
Л.Кассиль «Пекины бутсы»
Работа над кратким пресказом
Л.Кассиль «Пекины бутсы»
Формирование умения
размышлять над поступками героя
А.Твардовский. Биография
А.Твардовский «Василий Теркин» «Гармонь» Отбор опорных слов для
пересказа
А.Твардовский «Василий Теркин» «Кто стрелял» Установление
смысловых связей событий
А.Твардовский «Василий Теркин» «В наступление» Использование в
пересказе образных средств языка

1

90

В.Шукшин «Гринька Малюгин»
озаглавливание части

1

91

В.Шукшин «Гринька Малюгин»
размышлять над поступками героя

92

В.Шукшин «Гринька Малюгин»
вопросы к тексту

93

В.Астафьев. Биография

94

В.Астафьев «Далекая и близкая сказка»
выразительностью чтения

95

Р.П.Погодин

96

Р.П.Погодин «Алфред»

97

Р.П.Погодин «Алфред»

98

Р.П.Погодин «Алфред»
размышлять над поступками героя

77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89

Самостоятельное

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Формирование умения

1

Развитие умения ставить

1
1

Работа над

Биография

1
1

Составление характеристики детей
Пересказ текста
Формирование умения

1
1
1

99

Р.П.Погодин «Алфред»
пересказом

Работа над кратким

100

Р.П.Погодин «Алфред»
Алфреда

101

А.А.Сурков «Родина»

1

102

Обобщение за год

1

Составление характеристики

1
1

Материально-техническое обеспечение
1. Чтение. 5 класс : учеб. общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы / авт.-сост. З.Ф. Малышева. – 19-е изд. – М. :
Просвещение, 2020. – 255 с.
2. Чтение. 6 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы / авт.-сост. И. М. Бгажнокова, Е. С. Погостина.
— 18-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2021. — 229 с.
3. Чтение. 7 класс : учеб. общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы / авт.-сост. А.К. Аксёнова. – 14-е изд. – М. : Просвещение,
2021. – 287 с.
4. Чтение. 8 класс : учеб. общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы / авт.-сост. З.Ф. Малышева. – 14-е изд. – М. :
Просвещение, 2019. – 287 с.
5. Чтение. 9 класс : учеб. общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы / авт.-сост. А.К. Аксенова, М.И. Шишкова. –12-е изд. –
М.: Просвещение, 2019. – 270 с.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Чтение» включает:
комплекты учебников; печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с
тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме;
словари по русскому языку; репродукции картин художников в соответствии с
тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного
типа из круга детского чтения;

технические средства обучения;
экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного
слова произведений художественной литературы; слайды,
соответствующие содержанию обучения;
Электронные средства (презентации) по следующим темам:

1

История загадки

2

Русские народные сказки

3

Басни И. Крылова

4

Лето в картинах русских художников

5

Осень в картинах русских художников

6

Зима в картинах русских художников

7

Весна в картинах русских художников

8

Взаимоотношения людей и животных в произведениях русских писателей

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».