Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана в соответствии с: Федеральным Законом от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным образовательным стандартом образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598; адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ «Велижанская СОШ»; учебным планом МАОУ «Велижанская СОШ». Русский язык в общеобразовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) изучается на протяжении всех лет обучения. Программа 5 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, М.: Владос, 2011г. Предлагаемая программа ориентирована на учебники: Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской «Русский язык» 5 класс. М.: Просвещение, 2022г.; Программа по русскому языку в 5 классе определяет содержание предмета и последовательность его прохождения, учитывает особенности познавательной деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Цель - дать знания, умения и навыки по русскому языку, необходимые им для дальнейшей жизни и профессионального обучения. Основными задачами преподавания русского языка являются: образовательная формирование достаточно прочных навыков грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики, а также практически значимых орфографических и пункционных навыков; коррекционно-развивающая максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения; воспитательная воспитание у учащихся интереса к родному языку, формирование нравственных качеств, целенаправленности, трудолюбия, самостоятельности, аккуратности, навыков контроля и самоконтроля. Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Характеристика учебного предмета Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 5 класса. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). В 5 классе на уроки русского языка отведено 5 часов. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем. Особое внимание обращено на исправление имеющихся у учащихся специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности; воспитывающий принцип; развивающий принцип; принцип доступности обучения; принцип систематичности и последовательности; принцип наглядности в обучении: принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц. При последовательном изучении курса русского языка используется разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников: Класс условно делится на 3 уровня: 1 уровень - учащиеся, способные усвоить программный материал в полном объеме, воспроизвести усвоенный алгоритм действий в сходных учебных ситуациях и с отсрочкой во времени; 2 уровень - учащиеся, способные усвоить более 50% программного материала, воспроизвести усвоенный алгоритм действий в сходных учебных ситуациях и с отсрочкой во времени только с дозированной помощью и дополнительным объяснением учителя; 3 уровень – учащиеся, способные усвоить менее 50% программного материала, не способные самостоятельно и с отсрочкой во времени воспроизвести усвоенный алгоритм действий в сходных учебных ситуациях. Основные направления коррекционной работы: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие пространственных представлений и ориентации; развитие основных мыслительных операций; развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета На уроках русского языка будут формироваться следующие личностные результаты: развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование готовности к самостоятельной жизни. Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации. Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Русский язык», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать: 1) формирование интереса к изучению русского языка; 2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения; 3) овладение основами грамотного письма; 4) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматикоорфографических умений для решения практических задач. Готовность применения предметных результатов определят два уровня: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Минимальный уровень Достаточный уровень 5 класс - различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости; - деление слов на слоги для переноса; составление предложений из прочитанных слов с опорой на картинку; списывание предложений после чтения и анализа содержания. - списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием; - запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами; - обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки); - дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки; - выделение из текста предложений на заданную тему; - отвечать на вопросы по содержанию текста или по иллюстрации к тексту; - различать звуки и буквы; - характеризовать гласные и согласные звуки с опорой на образец и опорную схему; - списывать с рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; - записывать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (30-35 слов); - дифференцировать и подбирать слова различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов); - составлять предложения, устанавливать связи между словами, между словом и вопросом с помощью учителя, ставить знаки препинания в конце предложения; - делить текст на предложения; - выделять тему текста (о чём идет речь), выбирать один заголовок из нескольких, подходящего по смыслу; - анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность - участие в обсуждении темы текста и звуков в слове); выбора заголовка к нему. - пользоваться орфографическим словарем. Содержание учебного предмета «Русский язык» 5 класс Программа по русскому языку включает разделы: «Повторение. Звуки и буквы», «Слово», «Части речи. Имя существительное», «Предложение», «Повторение». Повторение. Звуки и буквы. Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных и согласных. Дифференциация мягких и твердых согласных. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я. Разделительный ь. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка написания безударной гласной. Непроверяемые безударные гласные. Слово. Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание – изменяемая часть слова. Приставка как часть слова. Приставка и предлог. Их различение. Суффикс как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов. Части речи. Имя существительное. Употребление разных частей речи в предложении и тексте. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Значение имени существительного в речи. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена собственные и нарицательные. Различение имен нарицательных и собственных, делать вывод о правилах правописания имен собственных. Правописание имен собственных. Изменение существительных по числам. Различение существительных по родам. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Постановка вопросов от главных членов к второстепенным членам. Распространение предложения. Однородные члены предложения. Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения. Части текста, красная строка. Расположение частей текста в соответствии с данным планом, деление текста на части по данному плану. Повторение Тематическое планирование уроков по учебному предмету «Русский язык» 5 класс Коли Дата № Тема урока честв п\п о часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Повторение. Звуки и буквы Предложение (повторение) Упражнения в составлении и распространении предложений Связь слов в предложении Главные члены предложения: сказуемое Главные члены предложения: подлежащее Второстепенные члены предложения Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения Обобщающие упражнения по теме «Предложение» Звуки и буквы. Алфавит. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 Звуки гласные и согласные Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, ю, я Разделительный мягкий знак Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Правописание безударных гласных в корне слов. Упражнения на правописание гласных и согласных в слове. Контрольный диктант Работа над ошибками Корень и однокоренные слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Окончание – изменяемая часть слова. Р.р. Составление рассказа по плану. Приставка – словообразовательная часть слова. Приставка – словообразовательная часть слова. Суффикс – словообразовательная часть слова. Суффикс – словообразовательная часть слова. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных в корне. Правописание проверяемых безударных гласных в корне. Развитие речи. Обучение изложению. Правописание согласных в корне слова. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. 1 1 Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Приставки и предлоги. Дифференциация приставок и предлогов Разделительный твердый знак (Ъ) после приставок Контрольный диктант Анализ контрольного диктанта Закрепление темы «Правописания слов в корне» Деловое письмо. Записка 1 1 1 1 1 1 1 1 Части речи. Имя существительное. Общие понятия о частях речи Общие понятия о частях речи Понятие о существительном Понятие о существительном Понятие о глаголе Понятие о глаголе Понятие о прилагательном Понятие о прилагательном Понятие об имени существительном Нахождение существительных по вопросам – кто? что? Существительные одушевленные и неодушевленные Р/р. Составление рассказа по иллюстрации 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 56 Существительные собственные и нарицательные 1 57 Существительные собственные и нарицательные. 1 58 1 59 Контрольный диктант по теме «Существительные собственные и нарицательные» Работа над ошибками 60 Закрепление темы: «Имя существительное» 1 61 Деловое письмо. Адрес 1 62 Изменение имен существительных по числам 1 63 Изменение имен существительных по числам 1 64 Род имен существительных 1 65 Имена существительные мужского рода 1 66 Имена существительные женского рода 1 67 Имена существительные среднего рода 1 68 Дифференциация имен существительных по родам 1 69 Обобщение по теме «Род имен существительных» 1 70 Правописание существительных с шипящей на конце слова 1 71 Правописание существительных с шипящей на конце слова 1 72 Обобщение по теме «Существительные с шипящей на конце слова» Контрольный диктант по теме «Существительные с шипящей на конце слова» Работа над ошибками 1 1 76 77 Обобщение по теме «Род и число имён существительных» Повторение и обобщение по теме «Род и число существительных» Р.р. Пересказ по вопросам 78 Повторение темы «Число и род существительных» 1 79 Повторение и закрепление темы «Число и род существительных Изменение имен существительных по падежам. Понятие о склонении. 1 73 74 75 80 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 97 Изменение имен существительных по падежам. Именительный падеж существительных Родительный падеж существительных Дательный падеж существительных Винительный падеж существительных Р/р.. Изложение по опорным словам Творительный падеж существительных Предложный падеж существительных. Обобщение по теме «Падежи имён существительных» Понятие о 1, 2, 3 склонении существительных. 1 склонение существительных единственного числа. 2 склонение существительных единственного числа. 3 склонение существительных единственного числа. Дифференциация существительных 1, 2, 3 склонения. Дифференциация существительных 1, 2, 3 склонения. Р. р. Составление рассказа по опорным словам С.158, упр.252 1 склонение существительных единственного числа. 98 Именительный падеж. 1 99 Родительный падеж . 1 100 Родительный падеж . 1 101 Дательный падеж существительных. 1 102 Р/р. Составление рассказа по вопросам. 1 103 Винительный падеж. 1 104 Творительный падеж. 1 105 Творительный падеж. 1 106 Предложный падеж. 1 107 Окончания существительных в родительном ,дательном, предложном падежах. Обобщение по теме «Существительные в родительном, дательном, предложном падежах». Р. р. Составление рассказа по серии картинок. 1 1 111 Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний». Работа над ошибками. 112 Деловое письмо. Поздравительная открытка. 1 113 Второе склонение существительных единственного числа. 1 114 Именительный падеж. 1 115 Именительный падеж. 1 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 108 109 110 1 1 1 1 116 Родительный падеж. 1 117 1 120 Окончания существительных 1, 2 склонения в родительном падеже. Дательный падеж имен существительных 2 склонения единственного числа. Окончания существительных 1, 2 склонения в дательном падеже. Деловое письмо. Письмо .Урок-игра. 121 Винительный падеж существительных. 1 118 119 1 1 1 Винительный падеж существительных. 1 122 123 Творительный падеж. 1 124 Творительный падеж. 1 125 Предложный падеж. 1 126 Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний». Работа над ошибками. 1 Окончания существительных I, 2 склонения в предложном падеже. Упражнения в определении падежей существительных I, 2 склонения. Упражнения в определении падежей существительных I, 2 склонения. Р. р. Изложение 1 Третье склонение имен существительных единственного числа. Именительный падеж существительных 3 склонения. 1 1 135 Родительный, дательный, предложный падежи существительных 3 склонения. Винительный падеж 136 Р/р. Составление рассказа по плану. 1 137 Творительный падеж 1 138 Р/р. Составление рассказа по плану. 1 139 Дифференциация падежных окончании 1,2, 3 склонения. 1 140 Упражнения в дифференциации окончаний 1,2,3 склонений. 1 141 Повторение и обобщение по теме « Правописание падежных окончаний». Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний». 1 127 128 129 130 131 132 133 134 142 1 1 1 1 1 1 1 143 Работа над ошибками. 1 144 Главные члены предложения. 1 145 Второстепенные члены предложения. 1 146 1 147 Синтаксический разбор предложений. Нераспространенные и распространенные предложения. 148 Словарный диктант. 1 149 Работа над ошибками. 1 150 Однородные члены предложения. 1 151 Однородные члены предложения без союзов. 1 152 Однородные члены предложения с союзом и. 1 153 Р/р. Составление рассказа. Урок-экскурсия. 1 154 Обобщение по теме «Однородные члены предложения». 1 155 1 156 Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения». Работа над ошибками. 157 Корень и однокоренные слова. 1 158 Корень и однокоренные слова. 1 159 Различение приставки и предлога. 1 160 Правописание безударных гласных в корне. 1 161 Правописание безударных гласных в корне. 1 162 Правописание звонких и глухих согласных в корне. 1 163 Обобщение по теме «Гласные и согласные в корне». 1 164 Итоговый контрольный диктант. 1 165 Работа над ошибками. 1 166 Падежные окончания существительных 1, 2, 3 склонения. 1 167 1 168 Повторение и обобщение по теме « Существительные 1, 2, 3 склонения». Знаки препинания при однородных членах предложения. 169 Деловая игра «Путешествие по страницам учебника». 1 170 Итоговый урок. 1 1 1 1 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)