Адаптированная рабочая программа по русскому языку (Вариант 1, интеллектуальное нарушение) 5 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана в соответствии с:
 Федеральным Законом от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральным образовательным стандартом образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598;
 адаптированной основной общеобразовательной программой образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МАОУ «Велижанская СОШ»;
 учебным планом МАОУ «Велижанская СОШ».
Русский язык в общеобразовательной организации, реализующей адаптированные
основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) изучается на протяжении всех лет обучения.
Программа 5 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, М.: Владос, 2011г.
Предлагаемая программа ориентирована на учебники:
Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской «Русский язык» 5 класс. М.: Просвещение, 2022г.;
Программа по русскому языку в 5 классе определяет содержание предмета и
последовательность его прохождения, учитывает особенности познавательной деятельности
детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она направлена на
разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию,
обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит
материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и
умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цель - дать знания, умения и навыки по русскому языку, необходимые им для
дальнейшей жизни и профессионального обучения.
Основными задачами преподавания русского языка являются:
 образовательная
формирование достаточно прочных навыков грамотного письма на основе изучения
элементарного курса грамматики, а также практически значимых орфографических и
пункционных навыков;
 коррекционно-развивающая
максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной
деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей
каждого ученика на различных этапах обучения;
 воспитательная
воспитание у учащихся интереса к родному языку, формирование нравственных
качеств, целенаправленности, трудолюбия, самостоятельности, аккуратности,
навыков контроля и самоконтроля.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию умственной деятельности школьников.
Принцип коррекционной направленности обучения является
ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у учащихся
специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Характеристика учебного предмета

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 5 класса. Занятия по данной
программе проводятся в форме урока (40 мин). В 5 классе на уроки русского языка отведено
5 часов. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное
в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в
зависимости от уровня усвоения темы учащимися.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный
материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие
высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание
5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных
тем.
Особое внимание обращено на исправление имеющихся у учащихся специфических
нарушений.
При обучении русскому языку используются следующие принципы:
 принцип коррекционно-речевой направленности;
 воспитывающий принцип;
 развивающий принцип;
 принцип доступности обучения;
 принцип систематичности и последовательности;
 принцип наглядности в обучении:
 принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным
решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над
значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над
способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка используется разноуровневый
подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и
индивидуальных особенностей учеников:
Класс условно делится на 3 уровня:
1 уровень - учащиеся, способные усвоить программный материал в полном объеме,
воспроизвести усвоенный алгоритм действий в сходных учебных ситуациях и с
отсрочкой во времени;
2 уровень - учащиеся, способные усвоить более 50% программного материала,
воспроизвести усвоенный алгоритм действий в сходных учебных ситуациях и с
отсрочкой во времени только с дозированной помощью и дополнительным
объяснением учителя;
3 уровень – учащиеся, способные усвоить менее 50% программного материала, не
способные самостоятельно и с отсрочкой во времени воспроизвести усвоенный
алгоритм действий в сходных учебных ситуациях.
Основные направления коррекционной работы:
 развитие зрительного восприятия и узнавания;
 развитие пространственных представлений и ориентации;
 развитие основных мыслительных операций;
 развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
 коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
 обогащение словаря;
 коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
На уроках русского языка будут формироваться следующие личностные результаты:
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;

 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 формирование готовности к самостоятельной жизни.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки,
используемой в образовательной организации.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для учебного предмета «Русский язык», характеризуют опыт по получению
нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их
применения в практической деятельности и должны отражать:
1) формирование интереса к изучению русского языка;
2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в
различных ситуациях общения;
3) овладение основами грамотного письма;
4) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматикоорфографических умений для решения практических задач.
Готовность применения предметных результатов определят два уровня:
минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для
большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень
Достаточный уровень
5 класс
- различение гласных и согласных звуков и
букв; ударных и безударных согласных
звуков; оппозиционных согласных по
звонкости-глухости, твердости-мягкости;
- деление слов на слоги для переноса;
составление
предложений
из
прочитанных слов с опорой на картинку;
списывание предложений после чтения и
анализа содержания.
- списывание по слогам и целыми словами
с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку слов и коротких
предложений (2-4 слова) с изученными
орфограммами;
- обозначение мягкости и твердости
согласных звуков на письме гласными
буквами
и
буквой
Ь
(после
предварительной отработки);
- дифференциация и подбор слов,
обозначающих
предметы,
действия,
признаки;
- выделение из текста предложений на
заданную тему;
- отвечать на вопросы по содержанию
текста или по иллюстрации к тексту;

- различать звуки и буквы;
- характеризовать гласные и согласные
звуки с опорой на образец и опорную
схему;
- списывать с рукописного и печатного
текста целыми словами с
орфографическим проговариванием;
- записывать под диктовку текст,
включающий слова с изученными
орфограммами (30-35 слов);
- дифференцировать и подбирать слова
различных категорий по вопросу и
грамматическому значению (название
предметов, действий и признаков
предметов);
- составлять предложения, устанавливать
связи между словами, между словом и
вопросом с помощью учителя, ставить
знаки препинания в конце предложения;
- делить текст на предложения;
- выделять тему текста (о чём идет речь),
выбирать один заголовок из нескольких,
подходящего по смыслу;
- анализировать слова по звуковому
составу (выделять и дифференцировать
звуки, устанавливать последовательность

- участие в обсуждении темы текста и звуков в слове);
выбора заголовка к нему.
- пользоваться орфографическим
словарем.

Содержание учебного предмета «Русский язык»
5 класс
Программа по русскому языку включает разделы: «Повторение. Звуки и буквы»,
«Слово», «Части речи. Имя существительное», «Предложение», «Повторение».
Повторение. Звуки и буквы. Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика
гласных и согласных. Дифференциация мягких и твердых согласных. Обозначение
мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я.
Разделительный ь. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в
безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка написания безударной
гласной. Непроверяемые безударные гласные.
Слово. Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание – изменяемая часть
слова. Приставка как часть слова. Приставка и предлог. Их различение. Суффикс как часть
слова. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Проверяемые и проверочные
слова в группе однокоренных слов.
Части речи. Имя существительное. Употребление разных частей речи в
предложении и тексте. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Значение имени существительного в речи. Имена существительные одушевленные и
неодушевленные. Имена собственные и нарицательные.
Различение имен нарицательных и собственных, делать вывод о правилах правописания
имен собственных. Правописание имен собственных. Изменение существительных по
числам. Различение существительных по родам.
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Постановка вопросов
от главных членов к второстепенным членам. Распространение предложения. Однородные
члены предложения.
Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
Части текста, красная строка. Расположение частей текста в соответствии с данным планом,
деление текста на части по данному плану.
Повторение
Тематическое планирование уроков по учебному предмету «Русский язык»
5 класс
Коли
Дата
№
Тема урока
честв
п\п
о
часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Повторение. Звуки и буквы
Предложение (повторение)
Упражнения в составлении и распространении предложений
Связь слов в предложении
Главные члены предложения:
сказуемое
Главные члены предложения: подлежащее
Второстепенные члены предложения
Повествовательные, вопросительные и восклицательные
предложения
Обобщающие упражнения по теме «Предложение»
Звуки и буквы. Алфавит.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55

Звуки гласные и согласные
Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости
согласных буквами ь, е, ё, ю, я
Разделительный мягкий знак
Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и
глухих согласных на конце слова.
Правописание безударных гласных в корне слов.
Упражнения на правописание гласных и согласных в слове.
Контрольный диктант
Работа над ошибками
Корень и однокоренные слова.
Корень и однокоренные слова.
Окончание.
Окончание – изменяемая часть слова.
Р.р. Составление рассказа по плану.
Приставка – словообразовательная
часть слова.
Приставка – словообразовательная часть слова.
Суффикс – словообразовательная часть слова.
Суффикс – словообразовательная часть слова.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных в корне.
Правописание проверяемых безударных гласных в корне.
Развитие речи. Обучение изложению.
Правописание согласных в корне слова.
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

1
1

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Приставки и предлоги.
Дифференциация приставок и предлогов
Разделительный твердый знак (Ъ) после приставок
Контрольный диктант
Анализ контрольного диктанта
Закрепление темы «Правописания слов в корне»
Деловое письмо. Записка

1
1
1
1
1
1
1
1

Части речи. Имя существительное.
Общие понятия о частях речи
Общие понятия о частях речи
Понятие о существительном
Понятие о существительном
Понятие о глаголе
Понятие о глаголе
Понятие о прилагательном
Понятие о прилагательном
Понятие об имени
существительном
Нахождение существительных по вопросам – кто? что?
Существительные одушевленные и неодушевленные
Р/р. Составление рассказа по иллюстрации

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

56

Существительные собственные и нарицательные

1

57

Существительные собственные и нарицательные.

1

58

1

59

Контрольный диктант по теме
«Существительные собственные и нарицательные»
Работа над ошибками

60

Закрепление темы: «Имя существительное»

1

61

Деловое письмо. Адрес

1

62

Изменение имен существительных по числам

1

63

Изменение имен существительных по числам

1

64

Род имен существительных

1

65

Имена существительные мужского рода

1

66

Имена существительные женского рода

1

67

Имена существительные среднего рода

1

68

Дифференциация имен существительных по родам

1

69

Обобщение по теме «Род имен существительных»

1

70

Правописание существительных с шипящей на конце слова

1

71

Правописание существительных с шипящей на конце слова

1

72

Обобщение по теме «Существительные с шипящей на
конце слова»
Контрольный диктант по теме «Существительные с
шипящей
на конце слова»
Работа над ошибками

1

1

76
77

Обобщение по теме «Род и число
имён существительных»
Повторение и обобщение по теме «Род и число
существительных»
Р.р. Пересказ по вопросам

78

Повторение темы «Число и род существительных»

1

79

Повторение и закрепление темы «Число и род
существительных
Изменение имен существительных по падежам. Понятие о
склонении.

1

73

74
75

80

1

1

1

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

97

Изменение имен существительных по падежам.
Именительный падеж существительных
Родительный падеж существительных
Дательный падеж существительных
Винительный падеж существительных
Р/р.. Изложение по опорным словам
Творительный падеж существительных
Предложный падеж существительных.
Обобщение по теме «Падежи имён существительных»
Понятие о 1, 2, 3 склонении существительных.
1 склонение существительных единственного числа.
2 склонение существительных единственного числа.
3 склонение существительных единственного числа.
Дифференциация существительных 1, 2, 3 склонения.
Дифференциация существительных 1, 2, 3 склонения.
Р. р. Составление рассказа по опорным словам С.158,
упр.252
1 склонение существительных единственного числа.

98

Именительный падеж.

1

99

Родительный падеж .

1

100

Родительный падеж .

1

101

Дательный падеж существительных.

1

102

Р/р. Составление рассказа по вопросам.

1

103

Винительный падеж.

1

104

Творительный падеж.

1

105

Творительный падеж.

1

106

Предложный падеж.

1

107

Окончания существительных в родительном ,дательном,
предложном падежах.
Обобщение по теме «Существительные в родительном,
дательном, предложном падежах».
Р. р. Составление рассказа по серии картинок.

1

1

111

Контрольный диктант по теме
«Правописание падежных окончаний».
Работа над ошибками.

112

Деловое письмо. Поздравительная открытка.

1

113

Второе склонение существительных единственного числа.

1

114

Именительный падеж.

1

115

Именительный падеж.

1

81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96

108
109
110

1

1
1

1

116

Родительный падеж.

1

117

1

120

Окончания существительных 1, 2 склонения в родительном
падеже.
Дательный падеж имен существительных 2 склонения
единственного числа.
Окончания существительных 1, 2 склонения в дательном
падеже.
Деловое письмо. Письмо .Урок-игра.

121

Винительный падеж существительных.

1

118
119

1
1
1

Винительный падеж существительных.

1

122
123

Творительный падеж.

1

124

Творительный падеж.

1

125

Предложный падеж.

1

126

Контрольный диктант по теме
«Правописание падежных окончаний».
Работа над ошибками.

1

Окончания существительных I, 2 склонения в предложном
падеже.
Упражнения в определении падежей существительных I, 2
склонения.
Упражнения в определении падежей существительных I, 2
склонения.
Р. р. Изложение

1

Третье склонение имен существительных единственного
числа.
Именительный падеж существительных 3 склонения.

1

1

135

Родительный, дательный, предложный падежи
существительных 3 склонения.
Винительный падеж

136

Р/р. Составление рассказа по плану.

1

137

Творительный падеж

1

138

Р/р. Составление рассказа по плану.

1

139

Дифференциация падежных окончании 1,2, 3 склонения.

1

140

Упражнения в дифференциации окончаний 1,2,3 склонений.

1

141

Повторение и обобщение по теме « Правописание
падежных окончаний».
Контрольный диктант по теме «Правописание падежных
окончаний».

1

127
128
129
130
131
132
133
134

142

1

1
1
1

1

1

1

143

Работа над ошибками.

1

144

Главные члены предложения.

1

145

Второстепенные члены предложения.

1

146

1

147

Синтаксический разбор
предложений.
Нераспространенные и распространенные предложения.

148

Словарный диктант.

1

149

Работа над ошибками.

1

150

Однородные члены предложения.

1

151

Однородные члены предложения без союзов.

1

152

Однородные члены предложения с союзом и.

1

153

Р/р. Составление рассказа. Урок-экскурсия.

1

154

Обобщение по теме «Однородные члены предложения».

1

155

1

156

Контрольный диктант по теме «Однородные члены
предложения».
Работа над ошибками.

157

Корень и однокоренные слова.

1

158

Корень и однокоренные слова.

1

159

Различение приставки и предлога.

1

160

Правописание безударных гласных в корне.

1

161

Правописание безударных гласных в корне.

1

162

Правописание звонких и глухих согласных в корне.

1

163

Обобщение по теме «Гласные и согласные в корне».

1

164

Итоговый контрольный диктант.

1

165

Работа над ошибками.

1

166

Падежные окончания существительных 1, 2, 3 склонения.

1

167

1

168

Повторение и обобщение по теме « Существительные 1, 2, 3
склонения».
Знаки препинания при однородных членах предложения.

169

Деловая игра «Путешествие по страницам учебника».

1

170

Итоговый урок.

1

1

1

1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».