РП 1 класс 8.1. Русский язык

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

РУССКИЙ ЯЗЫК
1 класс
(АООП для обучающихся с
легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)

д. Весёлая Грива
2022 год

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ (ВОЗМОЖНЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
Обучающийся научится (минимальный уровень):
• различению гласных и согласных звуков и букв;
• различению ударных и безударных согласных звуков;
• различению оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердостимягкости;
• делению слов на слоги для переноса;
• списыванию по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;
• записи под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными
орфограммами;
• обозначению мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными
буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
• дифференциации и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
• составлению предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с
ориентацией на серию сюжетных картинок;
• выделению из текста предложений на заданную тему;
• участию в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Обучающийся получит возможность научиться (достаточный уровень):
• различению звуков и букв;
• характеристике гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную
схему;
списыванию рукописного и печатного текста целыми словами с
орфографическим проговариванием;
• записи под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами
(30-35 слов);
• дифференциации и подбор слов различных категорий по вопросу и
грамматическому значению (название предметов, действий и признаков
предметов);
• составлению и распространение предложений, установление связи между
словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения
(точка, вопросительный и восклицательный знак);
• делению текста на предложения;
• выделению темы текста (о чѐм идет речь), выбор одного заголовка из нескольких,
подходящего по смыслу;
• самостоятельной записи 3-4 предложений из составленного текста после его
анализа.
II.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс
Добукварный период
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение
источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи,
где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу
хлопков») и т.д.
Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его
голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки
музыкальных детских инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет волк, шшш — шипит гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с — свистит свисток и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все
слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение»
зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и
где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке,
«запись» слов условно-графической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок повтори:
дом — дым, удочка — уточка, бабушка — бабочка и др.
Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова
картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации
действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим
изображением. «Чтение» предложения.
Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их условнографической схемой. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с
последующим выделением каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу
мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным выбором
соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля, Ва-ся).
Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам,
соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, СА — за, да — та и т.д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные
упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на
горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три). Отработка четкого
звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.
Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с] — [з], [с]
— [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков учащихся).
Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках.
Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении
этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся
с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.

Развитие зрительных и пространственных восприятий
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый,
белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок
(2—3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных
полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка,
стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из
цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их
последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2—3)
разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов
(елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.). Практическое усвоение пространственного
расположения фигур: вверху — внизу, справа — слева. Разложение предмета,
составленного из геометрических фигур, на части: елочка — три треугольника, дом —
треугольник и квадрат.
Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения
последовательно слева направо.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении
речи. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4—6) картинки
по образцу, составление картинки из пазлов (2—4).
Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2—3) по заданной
характеристике — цвету, форме или величине.
Развитие моторных умений
Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и
разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание их,
приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других
предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями
пальцев. Игра с мозаикой.
Формирование графических умений: развитие умения держать ручку, карандаш.
Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание
горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе
бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять
направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение
пределов контура при штриховке фигуры.
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и
письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка — заборчик,
прямая палочка с закруглением внизу — крючок для вешалки, палочка с закруглением
вверху и внизу — уточка, овал — слива, полуовал — месяц и др.
Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по
образцу.
Букварный период (письмо) 1-й этап
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх,
Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв.
Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах,
выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся
с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя.

Изучение рукописного варианта строчных и прописных букв, разбор элементов букв.
Написание элементов букв и самих букв, строчных и прописных. Образование и запись
слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых
двубуквенных (ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов.
Дифференциация и запись сходных звуков изолированно и в слогах: [м] - [н], ма —
на. Запись слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.). Соотнесение
записанного слова с предметом или с картинкой.
Составление и запись слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом,
сын и т.д.
Составление и запись предложений из 1-2 слов.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.
Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов
после предварительного анализа и четкого их протяжного проговаривания
(интонирования). Выкладывание звуко-буквенной схемы слова.
Запись под диктовку букв и слогов.
2-й этап
Повторение пройденных букв. Изучение новых букв в рукописном варианте: Шш,
Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь.
Умение составлять схему слова, слога. Записывать слоги и слова с опорой на схему
после предварительного анализа.
Соотнесение буквы печатного и рукописного шрифта.
Дифференциация и запись букв, слогов, слов, с парными согласными, сходными по
звучанию согласными, сонорными: ([с] - [з], [х] - [к], [р] - [л], [п] - [б]; са - за, ша - жа, коза
- коса и др.); слогов и слов с мягкими и твердыми согласными (мы - ми, лы - ли, ны - ни, мыл
- мил и т.д.); а также с и - й (мои - мой).
Образование и запись открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и
мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д.
Составление и запись слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание
каждого слога в слове. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звукобуквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).
Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов, состоящих из
усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из 2 слов.
Большая буква в начале и точка в конце предложения.
Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова, обозначение
звука в схеме или буквой из разрезной кассы с последующей записью слова в тетрадь.
Самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью. Вставка
пропущенной буквы в словах под картинками.
3-й этап
Повторение пройденных букв, изучение новых рукописных букв: Ее, Яя, Юю, Ёѐ,
Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.
Составление схем слогов, слов и предложений. Запись слов и предложений с опорой
на схемы после предварительного анализа.
Дифференциация и запись букв, слогов и слов схожих по произношению,
оппозиционных: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих: [ф] - [в], [с] [ц], [ч] - [щ]; ма - мя, му - мю, су - цу, ша - ща; цвет - свет, плач - плащ и др.

Образование и запись усвоенных ранее слоговых структур. Образование и запись
слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и запись слов,
состоящих из 1-3 слогов.
Списывание с рукописного и печатного текстов усвоенных букв, слогов, слов и
предложений из 3-4 слов. Вставка пропущенной буквы или слога при списывании.
Прописная буква в именах людей.
Письмо на слух букв и слогов, слов, предложений после предварительного анализа.
Самостоятельное составление слов из разбросанных букв или слогов с опорой на
картинку.
Контрольное списывание.
Формы и методы организации обучения
Формы
работы:
фронтальная,
индивидуальная,
дифференцированная,
самостоятельная. Ведущие методы: демонстрация, упражнение, беседа, работа с
учебником.
Межпредметные связи
Обучение русскому языку тесно связано с другими учебными предметами,
жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и
навыками.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел
Содержание
Добукварный период
Букварный период (1 этап)
Букварный период (2 этап)
Букварный период (3 этап)
ИТОГО

Количество часов
1 класс
18
30
30
21
99


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».