Адаптированная программа 4.2 1 класс Изобразительное искусство

Пояснительная записка
Рабочая программа (далее - программа) по учебному предмету «Изобразительное искусство»
составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования с ОВЗ, на основе адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих
обучающихся, программы Б.М. Неменского, Л. А. Неменской Горячевой Н.А., Питерских
А.С. «Изобразительное искусство» М.: Просвещение, 2015 г., учебника «Изобразительное
искусство» Л. А. Неменской 1 класс-М.: Просвещение 2017 г., с учётом учебного плана
МАОУ «Велижанская СОШ» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Общая характеристика учебного предмета
Занятия изобразительным искусством содействуют правильному восприятию
слабовидящими обучающимися действительности, развитию наблюдательности, образного
мышления, творческого воображения; способствуют привитию эстетического вкуса и
приобщают к творческой деятельности.
Изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе
слабовидящих направлено на достижение следующих целей:
- адекватное восприятие действительности, развитие наблюдательности, образного
мышления, пространственной ориентировки и познавательной деятельности,
формирование целостной картины мира;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в доступных видах
художественной деятельности.
Основными задачами реализации содержания учебного предмета являются:
- овладение приемами целенаправленного обследования и наблюдения с помощью
зрительного восприятия и всех анализаторов для формирования адекватных представлений
о предметах окружающего мира;
- использование приемов и способов зрительного и осязательного обследования
натуральных предметов, их моделей, макетов и изображений;
- овладение умениями сравнивать предметы по форме, величине и расположению в
пространстве; умениями соотносить предметы с моделями, макетами, изображениями;
- получение первоначального опыта самостоятельной изобразительной деятельности в
доступных видах графических изображений;
- ознакомление с некоторыми видами изобразительного искусства.
Перечисленные задачи вызывают необходимость применения специальных методов
обучения, направленных на ликвидацию в ходе обучения пробелов, отставаний,
неравномерности развития различных сторон познавательной деятельности. Главное
заключается в создании условий для восприятия учебного материала с учетом остроты и
поля зрения, состояния бинокулярного, глубинного зрения, а также цветоразличительных
функций.
Особенностью предмета является целенаправленное внимание к развитию
зрительного восприятия, расширению чувственного опыта и практической деятельности
школьников.
Отбор содержания учебного предмета «Изобразительное искусство» обусловлен:
- особенностями развития слабовидящих обучающихся, уровнем психофизического
развития детей, поступающих в школу, уровнем развития компенсаторных процессов,
необходимых для систематического обучения;
- степенью выраженности зрительного дефекта, состоянием зрительных функций;
- обедненностью чувственного опыта, требующего развития сенсорной сферы,

формирования, обогащения, коррекции чувственного опыта;
- замедленном темпом овладения слабовидящими различными движениями и более
низком уровнем их развития (снижение объема движений, качества выполнения);
- нарушением координации движений, снижением уровня развития общей и мелкой
моторики.
Предмет «Изобразительное искусство» является одним из программных курсов,
утвержденных ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основными направлениями изучения курса являются:
1. Восприятие произведений искусства.
2. Виды художественной деятельности.
3. Азбука искусства. Как говорит искусство?
4. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
5. Опыт художественно-творческой деятельности.
Восприятие произведений искусства направлено на первоначальное и общее
знакомство с ними слабовидящим обучающимся, с приемами и способами отражения в
произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и
эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Кроме того, учащиеся знакомятся с
ведущими художественными музеями России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и
региональными музеями.
Направление «Виды художественной деятельности» предполагает изучение и
освоение приемов работы в таких видах изобразительного искусства как живопись,
графика, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство.
В основе изучения графики лежит знакомство с материалы для рисунка (карандаш,
ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д), приёмами работы с различными
графическими материалами. Учащиеся учатся понимать основную и вспомогательную роль
рисунка, осваивают приемы изображения деревьев, птиц, животных, выделять их общие и
характерные черты.
Изучение живописи направлено, прежде всего, на использование цвета как основы
ее языка, на развитие умения выбора средств художественной выразительности для
создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.
Учащиеся осваивают материалы скульптуры, элементарные приёмы работы с
пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа; учатся
передавать объём как основу языка скульптуры.
Обучающиеся знакомятся с истоками декоративно-прикладного искусства, его
ролью в жизни человека, непосредственным использованием в быту (украшение жилища,
предметов быта, орудий труда, костюма); с представлениями народа о мужской
и женской красоте, отражённой в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Учатся
замечать разнообразие форм в природе как основы декоративных форм в прикладном
искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на
стекле и т. д.); знакомятся с произведениями народных художественных промыслов.
Направление «Азбука искусства. Как говорит искусство?» изучает основы
изобразительной грамоты: композицию, цвет, линию, форму, объем, ритм. Слабовидящие
младшие школьники знакомятся с основными приемами их использования для создания
изображения.
Изучение композиции направлено на усвоение элементарных приёмов расположения
предметов на плоскости и в пространстве. Учащиеся знакомятся с такими понятиями как:
горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции, пропорции и перспектива;
линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание; композиционный
центр (зрительный центр композиции); главное и второстепенное в композиции; симметрия
и асимметрия.
Изучение цвета направлено на приобретение первоначальных знаний о его природе.
Младшие школьники знакомятся с такими категориями как основные и дополнительные,

тёплые и холодные цвета. Приобретают первоначальные навыки по смешению цветов,
практическому овладению навыками работы с цветом; знакомятся с эмоциональными
возможностями цвета, учатся передавать с помощью цвета характер персонажа, его
эмоциональное состояние.
Обучающиеся знакомятся с понятием «Линия», ее многообразием. (тонкие,
толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью) и их характером;
учатся понимать значение линии для создания изображения (линия, штрих, пятно,
художественный образ); осваивают приемы передача с помощью линии эмоционального
состояния природы, человека, животного.
Слабовидящие младшие школьники учатся замечать и наблюдать разнообразие
форм предметного мира, осваивают способы их передачи на плоскости и в пространстве,
анализировать сходство и контраст форм, изображать простые геометрические формы.,
понимать принципы трансформации форм. Знакомятся с влиянием формы предмета на
представление о его характере.
Учащиеся учатся сравнивать объём в пространстве и объём на плоскости,
осваивают способы передачи объёма.
Получают первоначальные представления о ритме., знакомятся с. видами ритма
(спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.), ритмом линий, пятен,
цвета; ролью ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке.
Получают первоначальные навыки передачи движения в композиции с помощью ритма
элементов. Знакомятся с ритмом и его ролью в декоративно - прикладном искусстве.
Направление «Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?» имеет своей
целью наблюдение окружающего мира, природных явлений, различий в изображении
природы в разное время года, суток, в различную погоду через непосредственное
наблюдение и восприятие, а также через восприятие шедевров русского и зарубежного
искусства, изображающих природу. Изучается образ человека в разных культурах мира. У
учащихся формируется представление о роли изобразительных (пластических) искусств в
повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Важным направлением предмета является опыт художественно - творческой
деятельности, основанный на развитии способности к изобразительной деятельности.
1 класс является пропедевтическим (подготовительным) этапом к освоению
изобразительной деятельности по причине:
- возможного непосещения учащимися дошкольного учреждения,
- несформированности графо - моторной координации, трудностей зрительного восприятия,
- повышения нагрузки на зрительный анализатор,
- несформированности предметных и пространственных представлений и.т.д.
Поэтому на данном этапе широко используются следующие приемы работ:
выполнение заданий по образцу, по трафарету, шаблону, упражнения на развитие мелкой
моторики, развитие графического навыка. Кроме того, широко используются
нетрадиционные техники изображения, сокращающие нагрузку на зрительный анализатор,
сокращающие время выполнения задания, позволяющие повысить качество работы, развить
интерес ребенка к выполняемому заданию.
Изучение орнаментов, как в 1-ом, так и в последующих классах, рекомендуется давать
блоками. В основу изучения декоративного рисования и декоративно-прикладной
деятельности положены следующие структурные компоненты: повтор – вариативность –
импровизация.
В каждом классе учащимся предлагается такой вид деятельности как тематическое
рисование, включающее раскрытие заданной темы или иллюстрирование литературных
произведений. Планирование разработано таким образом, что предшествующие итоговому
творческому заданию уроки направлены на расширение, обогащение и коррекцию
предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий,
которые, в свою очередь, могут стать основой творческого задания.

Использование приемов активизации изобразительного творчества дает
возможность ребенку со зрительной депривацией почувствовать свои силы, поверить в себя.
Нарушение зрения зачастую сказывается на несовершенстве владения кистью и красками:
работы могут быть блеклыми, не аккуратными, с бедной цветовой гаммой. Поэтому
широкое использование разного рода материалов и техник позволяет нивелировать данные
проблемы, а также повысить интерес к предлагаемой работе.
Планирование
включает
ряд
заданий,
предполагающих
коллективное
изобразительное творчество, направленное на развитие и коррекцию коммуникативной
деятельности.
Необходимым условием успешного овладения изобразительной деятельностью
является реализация специальных приемов алгоритмизации при обследовании и изучении
предметов, рассматривании репродукций и наглядных пособий, последовательность
выполнения изображений, соотнесения предметов и их частей с сенсорными эталонами.
Активно используется чувственный опыт слабовидящего за счет развития всех
анализаторов и зрительного восприятия.
Особое внимание уделяется наглядности, имеющей, прежде всего, познавательный
характер, направленной на уточнение, конкретизацию и систематизацию представлений.
Поэтому, необходимо использовать преимущественно натуральные пособия, графическое
их изображение, а также учитывать требования, предъявляемые к иллюстративному
материалу для слабовидящих.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные
предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, технология,
окружающий мир, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков
изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Таким образом, освоение слабовидящим младшим школьником предмета
«Изобразительное искусство» направлено на формирование предметных и
пространственных представлений, на развитие познавательной деятельности,
компенсаторных механизмов, развитие потенциальных возможностей отображения
реального мира, формирования отношения к окружающему, личностного развития.
В 1 классе занятия носят в основном ознакомительный характер. Преимущественно
структура каждого урока включает 2 этапа:
1. Формирование предметных представлений.
2. Формирование навыков самостоятельной изобразительной деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья № 91» на учебный предмет «Изобразительное
искусство» в первом классе отводится 32 час (1 ч в неделю, 32 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовнонравственное развитие ребёнка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности
и патриотизма: ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с
искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой
культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в
жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка — главный смысловой
стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать слабовидящим школьникам ясные
представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое
привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа
на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является
важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению
своего отношения к действительности должно служить источником развития образного
мышления.
Одна из главных задач курса – развитие у ребёнка интереса к внутреннему миру
человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это
является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в
деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо
освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности.
Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической
отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного
опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение обучающимися 1 класса следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
 формирование самооценки с осознанием своих возможностей в учении; умение
видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
 формирование любознательности и интереса к новому содержанию и способам
решения проблем;
 приобретение новых знаний и умений;
 наличие ориентации на образец поведения «успешного ученика» как примера для
подражания;
 формирование умения ориентироваться в пространственной среде;
 владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
 принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 формирование установки на охрану зрения и сохранных анализаторов
Метапредметные результаты
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
 формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
 готовность слушать собеседника и вести диалог;
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
 овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты
 освоение первоначальных представлений о роли изобразительного искусства
в жизни человека;
 овладение основами художественной культуры (в том числе на материале
художественной культуры родного края), развитие эстетического отношение
к миру;
 понимание красоты как ценности;
 развитие потребности в художественном творчестве и общении с искусством;
 овладение элементарными практическими умениями и навыками в
доступных видах художественной деятельности;
 выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
 развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительно-моторной
координации, ориентировки в пространстве и возможности творческого
самовыражения;
 овладение умениями и навыками выполнения реалистических изображений.
Содержание учебного предмета
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений
художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений,
овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности,
дарования и творческих способностей обучающегося.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых
невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают
представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это
даёт
возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко
технологической стороне.
Тема 1 класса – «Ты изображаешь, украшаешь и строишь».
Обучающиеся знакомятся с присутствием разных видов художественной
деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических
позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного
языка, – рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства
различных художественных материалов.
1 полугодие (15 ч)
Ты учишься изображать (9 ч)
Введение в предмет. Работа с акварелью. Рисунок солнца.
Изображения всюду вокруг нас. Работа гуашью. Рисунок по замыслу.
Мастер Изображения учит видеть. Работа с акварелью и гуашью. Изображение
сказочного леса.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объёме. Работа с пластилином. Лепка животного.
Изображать можно линией. Работа с фломастерами. Изображение линией
«путаница». Графическая работа «Изобрази себя».
Разноцветные краски. Разноцветный коврик.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение).
Художники и зрители (обобщение темы). Рассматривание художественных
произведений.
Экскурсия в художественный музей.
Ты украшаешь (6 ч)

Мир полон украшений. Работа с гуашью. Изображение сказочного цветка.
Красоту нужно уметь замечать. Работа с акварелью или гуашью. Изображение
картин природы. Узоры на крыльях. Украшение бабочки. Ритм пятен. Красивые рыбы.
Украшение рыб. Монотипия.
Украшения птиц. Объёмная аппликация.
2 полугодие (17 ч)
Ты украшаешь(2ч)(продолжение раздела)
Узоры, которые создали люди. Рисование орнамента.
Как украшает себя человек. Рисование сказочного героя.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). Работа с бумагой.
Изготовление снежинок, гирлянд к празднику.
Ты строишь (8 ч)
Постройки в нашей жизни. Работа с гуашью. Рисование сказочного дома. Дома
бывают разными.
Домики, которые построила природа. Работа с пластилином. Изготовление
сказочного домика в форме овощей и фруктов.
Дом снаружи и внутри. Работа с акварелью. Рисование дома в виде буквы алфавита.
Строим город. Лепка города из пластилина.
Все имеет своё строение. Работа с бумагой. Аппликация животного из разных
геометрических фигур. Строим вещи. Изготовление сумочки из бумаги.
Город, в котором мы живём (обобщение темы). Работа с гуашью. Рисование
города.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (7ч)
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Рассматривание работ художников и
детских работ.
Праздник весны. Конструирование птиц из бумаги.
Разноцветные жуки. Работа с гуашью. Изображение божьей коровки.
Сказочная страна. Рисование сказочной страны.
Экскурсия в природу (городской парк). Времена года.
Здравствуй, лето! Образ лета в творчестве художников. Знакомство с творчеством
художников. Рисование летного пейзажа. Урок любования (обобщение темы).
Тематическое планирование
№

1

2
3
4

Наименование разделов, тем
1 полугодие (15 ч)
Ты учишься изображать (9 ч)
Введение в предмет. Работа с акварелью. Солнце. Обводка и
раскрашивание круга. Изображения всюду вокруг нас. Обводка с
использованием трафарета.
Мастер Изображения учит видеть. Сказочный лес. Обводка по
трафарету ели и берёзы.
Изображать можно пятном. Оттиск губкой с использованием трафарета
Изображать можно в объёме. Лепка животного

Всего
часов

1

1
1
1

Изображать можно линией. Изображение линией «путаница».
1
Графическая работа «Изобрази себя». Обводка фигуры человека по
трафарету
1
6 Разноцветные краски. Коврик. Обводка кругов и треугольников
1
7 Изображать можно и то, что невидимо. Изображение настроения
1
8 Художник и зрители.
1
9 Экскурсия в художественный музей
Ты украшаешь (6 ч)
1
10 Мир полон украшений. Изображение сказочного цветка
1
11 Красоту нужно уметь замечать. Изображение картин природы
1
12 Узоры на крыльях. Украшение бабочки
1
13 Красивые рыбы. Украшение рыб
1
14 Украшения птиц. Аппликация
1
15 Узоры, которые создали люди. Рисование орнамента
2 полугодие (17ч)
Ты украшаешь (2 ч)
1
16 Как украшает себя человек. Рисование сказочного героя
1
17 Мастер Украшения помогает сделать праздник. Изготовление снежинок,
гирлянд
Ты строишь (8 ч)
1
18 Постройки в нашей жизни. Рисование сказочного дома
19 Рисуем домики для сказочных животных
1
20 Домики, которые построила природа. Лепка домика в форме овощей и
фруктов
1
21 Дом снаружи и внутри. Домик в виде буквы алфавита
1
22 Строим город. Лепка города из пластилина
1
23 Всё имеет своё строение. Животное из геометрических фигур
1
24 Постройка предметов. Изготовление сумочки из бумаги
1
25 Город, в котором мы живём. Рисование города
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (7 ч)
1
26 Совместная работа трёх братьев-мастеров
1
27 Праздник весны. Конструирование птиц из бумаги
1
28 Разноцветные жуки. Рисование божьей коровки
1
29 Сказочная страна
1
30 Экскурсия в городской парк
2
31- Здравствуй, лето! Рисование летного пейзажа
32
Итого
5

Учебно - методическое и
материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Методические пособия для учителя
1. Рабочие программы. 1-4 классы. Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.
– М.: Просвещение, 2015.

2. Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс. – М.:
ВАКО, 2009.
3. Неменский Б.М., Неменская Л.А., Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.:
методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
4. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1
класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. А. Неменская; под ред. Б. М.
Неменского. - М.: Просвещение
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ
Министерства образования РФ от 19 .12.2014г. №1598)
6. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования слабовидящих обучающихся (вариант 4.2).
Дидактические материалы
1. Гербарии растений.
2. Макеты, трафареты «Животные».
3. Макеты, трафареты «Рыбы».
4. Макеты, трафареты «Птицы».
5. Макеты, трафареты «Насекомые».
6. Трафареты «Деревья».
7. Трафареты «Цветы».
8. Рельефные иллюстрации к сказкам.
9. Загадки об овощах и фруктах.
10. Инструкции по технике безопасной работы с различными инструментами и материалами.
11. Образцы аппликаций по темам.
Учебно-практическое оборудование
1. Набор инструментов для работы с различными материалами:
 ножницы,
 ластик,
 кисточки,
 баночка,
 стеки,
 доски для лепки.
2. Наборы материалов:
 альбом,
 цветные карандаши,
 фломастеры,
 краски,
 палитра,
 пластилин,
 подкладная клеёнка,
 клей,
 бумажные салфетки,
 цветная бумага,
 картон,
 листья.
3.
Наборы шаблонов для изготовления изделий.
4.
Стилизованные игрушки.
5.
Новогодние игрушки (шарики, колокольчики, сосульки).
6.
Наборы муляжей «Овощи и фрукты».
7.
Натуральный букет из листьев.
8.
Натуральные предметы (фрукты и овощи).

9.

Натуральные предметы (платки, кувшины, полотенца, варежки, кружева, вышивки).

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа http://schoolcollection.edu.ru
Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа :http://nachalka.info/about/193.
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа
www.festival.lseptember.ru
www.km.ru/education
www.uroki.ru
http://school-russia.prosv.ru/info.
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
http://planetadetstva.net/detyam/knigi-malysham/pervye-uroki-zadachki-schet-risovani-albom-szadaniyami.html
http://games-for-kids.ru/attention/zadaniya-dlya-detej.php
http://danilova.ru/publication/metod_nikitiny_04.htm
HYPERLINK "http://planetadetstva.net/detyam/knigi-malysham/pervye-uroki-zadachki-schet-risovaniea
l
b
o
m
s
z
a
d
a
n
i
y
a
m
i
.
h
t
m
H
YlHYPERLINK
H
"http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000116-1000-4ddd-6565"Y0
P
E6
P
\0
ER
lR
L0
LI4
"6
IN
_9
K
N
b
K
"l3
ac
"h
tn
h
3
tk4
"/
tp
:i
p
h/:0
t/2

HYPERLINK
"http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000116-1000-4ddd-65650
6
0
0
4
6
9
b
3
c
3
4
H
Технические, специальные и оптические тифлосредства
Y/
реабилитации слабовидящих обучающихся
i
P
1.
Ноутбук.
E0
2
R
2.
Мультимедийный проектор с наличием возможности увеличения масштаба
L_
печатного
I0
текста
и изображений.
7
N
3.
Экран.
_4.
K
Тифломагнитофон.
0
5.
Индивидуальные оптические средства коррекции (лупы различной кратности).
"3
6. Электронный ручной видео-увеличитель «OpticZoom».
.h
7. Электронный увеличивающий сканер-блокнот МТ- 130.
ts
Основные требования к наглядным материалам,
tw
используемым в обучении детей с нарушением зрения
f
p
:"
Огромное значение придаётся использованию натуральных наглядных пособий,
/формированию у детей бисенсорного (зрительно-осязательного или осязательно-слухового)
/\и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия изучаемого наглядного
lматериала.
w
w
Наиболее эффективно ознакомление детей с натуральной наглядностью происходит
"на целевых прогулках и экскурсиях (например, в парк, в лес, к озеру, к строящемуся объекту,
w
._в магазин и т.д.).
b
m
Наблюдая и изучая реальные объекты или явления природы, окружающей
elдействительности в непосредственной близости, в контакте с ними, дети знакомятся с
taмногообразием и вариативностью их признаков, качеств и свойств. Приобретая, таким
n
o
образом реалистические представления о них, дети начинают понимать сущность
k
d
происходящих событий (например, последовательность смены времён года,
k"
взаимосвязанность жизнедеятельности человека с сезонными явлениями и т.п.).
a
Восприятие натуральной наглядности особое значение имеет для тотально слепых
db
детей и слепых детей, имеющих остаточное зрение, не позволяющее, однако хорошо
li
рассмотреть
окружающие объекты. Своеобразие чувственного познания детей данной
rn
категории
обусловливает замедленность, фрагментарность, многоступенчатость их
se
восприятия.
Через
натуральную наглядность с помощью сохранных органов чувств, слепые
tt
дети
получают максимально полную информацию о различных объектах и явлениях, т.е.
o.
информацию,
адекватную для них по значению зрительной.
er
При
первичном
ознакомлении детей с программным материалом (например, по теме
eu
и фрукты», «Мебель», «Посуда» и т.д.) в качестве наглядности обязательно
/«Овощи
HYPERLINK
"http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000116-1000-4ddd-6565предъявляются
натуральные предметы. Лишь после
t0
тщательного
изучения их свойств (например, мягкость, твердость или упругость овощей и
e6
фруктов,
их
запахи,
вкус) на следующих занятиях и уроках можно перейти к муляжам,
m
0
моделям,
игрушкам, изобразительной наглядности.
k0
o
4
l6
l9
eb

Следует отметить, что в некоторых ситуациях, когда невозможно предоставить
детям для обследования натуральные предметы (например, при изучении темы
«Транспорт»), сначала демонстрируют модели, игрушки, обследуют и обыгрывают их. Это
позволяет детям с низкой остротой зрения позже – при наблюдении реальных объектов
транспорта на экскурсии – узнавать их даже на некотором расстоянии.
Натуральные предметы должны широко использоваться и в качестве раздаточного
материала на различных занятиях и уроках (например, на специальных коррекционных
занятиях при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста приёмам
осязательного обследования; при обучении их счёту, составлению арифметических задач и
т.д.).
При выборе натуральных предметов для демонстрации на занятиях и уроках
следует соблюдать определённые требования:
- предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования;
- предметы должны быть традиционной легко узнаваемой формы с чётко выраженными
основными деталями;
- предметы должны быть ярко окрашенными, с выделенными цветом основными деталями.
К объёмной наглядности предъявляются требования передачи характерных
признаков изображаемых предметов (например, модель машины, макет комнаты). Важно
соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете.
Дидактические игрушки, используемые на занятиях и уроках для ознакомления
детей с какими-то предметами быта (например, игрушечная газовая плита или стиральная
машина, кукольная мебель) также выступают в качестве моделей и должны отвечать тем же
требованиям (т.е., быть с чётко выделенными основными деталями, характеризующими
изображаемый предмет, например, ручки, конфорки и духовка – у газовой плиты). Игрушки,
изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их
пропорциональное соотношение; игрушки, изображающие животное – особенности строения
этого животного, его реальный окрас.
Рельефная наглядность рассчитана на её восприятие детьми, имеющими
глубокую зрительную патологию (тотально слепые и слепые с остаточным зрением).
Следует отметить необходимость использования рельефной наглядности и в работе со
слабовидящими детьми, имеющими прогрессирующие зрительные заболевания и большую
потерю зрения. Изготавливается рельефная наглядность в инфомационно-полиграфическом
комплексе «Логос» ВОСа.
Рельефные наглядные пособия должны отражать основные признаки,
характеризующие предмет. Особенно точно должна быть передана форма предмета. Это
важно, т.к. в формировании у слепых детей представлений о предмете форма является
главным информационным признаком, по которому этот предмет узнаётся в рельефном
изображении. Необходима также передача в рельефном изображении строения
изображаемого предмета, соотношения его частей и правильных пропорций(4,6).
В последние годы многие наглядные пособия для детей с глубокой зрительной
патологией выполняются и в рельефно-точечном и в плоскопечатном (чёрно-белом или
цветном исполнении) вариантах. Это значительно расширяет возможности их
использования в работе с детьми, имеющими нарушения зрения разной степени тяжести.
Необходимо знать, что использование в работе с детьми, имеющими
глубокую зрительную патологию, рельефной наглядности эффективно только
в
случае
организации
последовательной
предварительной
работы.
Она
должна включать в себя широкое ознакомление детей с окружающим
предметным миром, обучение их приёмам обследования, ознакомление с
принципами построения рельефных изображений, обучение чтению рельефных изображений,
умению соотносить реальные предметы с рельефными изображениями и наоборот.
Условия эффективности использования наглядности в обучении

детей с нарушением зрения
1. Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый
ребёнок мог её рассмотреть (т.е., в хорошо освещённом месте, на уровне глаз детей, на
контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).
2. Для обследования (зрительного, зрительно-осязательного) наглядности детям с нарушением
зрения должно предоставляться больше времени (примерно вдвое), чем нормально видящим.
3. Детям, которые в этом нуждаются, необходимо на занятии или уроке предоставить
возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть её,
обследовать с помощью осязания.
4. В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с многоплановыми сюжетными
изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в группу,
класс до начала занятия или урока для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть
её. После окончания урока (занятия) эта наглядность некоторое время может оставаться в классе
(группе).
5.Использование рельефной наглядности должно сопровождаться соотнесением её с реальными
предметами.
6. При демонстрации новых, незнакомых детям игрушек, предметов педагог обращает
внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами,
качествами, формирует у детей планомерность зрительно-осязательного восприятия.
7. Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности чётким, доступным пониманию
детей данного возраста описанием.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».