Адаптированная программа 4.2 1 класс Литературное чтение

Пояснительная записка
Рабочая программа (далее - программа) по учебному предмету «Литературное чтение»
составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ, на основе адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих
обучающихся, программы «Литературное чтение» 1-4 классы Л.Ф. Климанова, В.Г.
Горецкий, М.В. Голованова, учебника «Азбука» (В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А.
Виноградская, М.В. Бойкина) 1 класс в двух частях - М.: Просвещение 2017 г.,
утверждённой МО РФ, в соответствии с требованиями Федерального компонента
государственного стандарта начального образования, с учётом учебного плана МАОУ
«Велижанская СОШ» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Общая характеристика учебного предмета
Программа
содержит индивидуально ориентированные образовательные и
коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных
потребностей слабовидящих обучающихся, их интеграцию в образовательном учреждении
и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.
Рабочая программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент
содержания образования. Содержание программы носит воспитывающий и развивающий
характер. При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, работа в
группах, организационные игры и т.д. Содержание курса «Литературное чтение (обучение
грамоте)» позволяет осуществить его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной
школе: с уроками рисования (различные штриховки, раскрашивания), окружающего мира
(расширение знаний об окружающей действительности, природе и обществе), с
математикой (развитие логического, образного мышления).
Цели изучения курса:




владение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования младших слабовидящих школьников;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной
читательской деятельности;
совершенствование всех видов речевой деятельности.
В процессе реализации данных целей решаются следующие задачи:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического
отношения к искусству слова;
 овладение первоначальными навыками работы с учебными и научнопознавательными текстами;
 формирование навыков чтения (сначала слогового, затем целыми словами,
чтения про себя);
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать
свою речь.
воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта
младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие
нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России
и других стран;






воспитание
у
слабовидящих
обучающихся
таких
качеств
как
целенаправленность,
работоспособность,
настойчивость,
трудолюбие,
самостоятельность, бережливость, аккуратность, ответственность за результаты
своей деятельности;
 формирование навыков контроля и самоконтроля, сознательному выполнению
санитарно-гигиенических правил; умения планировать работу и доводить
начатое дело до конца;
 развитие зрительного восприятия; формирование навыков зрительного анализа;
 развитие познавательной деятельности;
 развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
 коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
 расширение кругозора;
 развитие речи (монологической, диалогической и др.).
Содержание обучения грамоте обеспечивает решение трех основных задач его
периодов: добукварного (подготовительного); букварного (основного); послебукварного
(заключительного).
Первый - подготовительный период - делится на 2 ступени: вводную - безбуквенную
и изучение пяти гласных букв и связанных с ними звуков; второй - букварный (основной)
период - посвящен изучению первых согласных звуков и их буквенных обозначений,
знакомство с буквами ъ, ь; третий - послебукварный период - повторно - обобщающий и
закрепляющий все пройденное.
Добукварный (подготовительный) период является введением в систему языкового и
литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной
деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе
уделяется выявлению начального уровня развития устных форм речи у каждого
слабовидящего ученика, особенно слушания и говорения, приобщению к учебной
деятельности, приучению к требованиям школы, развитию предметных представлений об
окружающем мире.
Введение в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с
осмыслением его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых
ситуациях, с различением в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и
графической). У слабовидящих первоклассников формируются первоначальные
представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять
последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся
осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги,
находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь
на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются
первоначальные представления о гласных и согласных (твердых и мягких звуках),
изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы.
Наряду с этой работой в добукварный (подготовительный) период обучения грамоте
слабовидящие первоклассники овладевают умениями зрительно рассматривать предмет,
соблюдая определённую последовательность, используя все способы зрительного
восприятия. Обучающиеся овладевают умениями узнавать и различать предметы по цвету,
форме, величине, соотносить их с цветными рельефными рисунками, самостоятельно
оперировать сенсорными эталонами (цвет, форма, величина).
Введение в мир языка предполагает полноценное слуховое восприятие
слабовидящего первоклассника, которое требует овладение умениями выделять звуки из
окружающей действительности и различать их, соотносить звук с предметом, локализовать
звук (по силе, направлению, удалённости, близости).
В добукварный (подготовительный) период отрабатываются умения ориентировки
на парте (каждая вещь имеет своё постоянное место), умение ориентировки в первой
учебной книге и её страницах, умение ориентировки в кассе букв.


Букварный (основной) период охватывает изучение первых согласных звуков и их
буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих;
знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не
обозначающими звуки. Специфика данного периода заключается в непосредственном
обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения:
орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со
слоговыми таблицами и слогами слияниями.
Формирование умений работы с рисунками требует определённых предметных
представлений у слабовидящих первоклассников. В процессе формирования предметных
представлений в связи с обучением грамоте на уроке используются натуральные предметы,
чучела, муляжи, игрушки, предметные рисунки, контурные и силуэтные изображения.
Неадекватные предметные представления затрудняют работу с иллюстрациями, что
предусматривает работу по уточнению предметных представлений на предметных уроках.
Послебукварный (заключительный) период предполагает постепенный переход к
чтению целыми словами, формирование умения читать про себя, развитие и
совершенствование процессов сознательного, правильного, темпового и выразительного
чтения слов, предложений, небольших текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом
(словесные способы выражения благодарности, приветствия, прощания и т.п.) на основе
чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и
грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и
навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период слабовидящие
обучающиеся начинают читать литературные тексты и включаются в проектную
деятельность по подготовке к празднику «Прощание с азбукой», в ходе которого происходит
осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
Основной формой обучения является урок. На уроках предусматривается
использование различных наглядных средств обучения (схемы слогов, предложений, касса
букв, как для фронтальной, так и для индивидуальной работы.)
Распределение времени на прохождение программного материала дается
ориентировочно.
Ведущей формой организации является фронтальное занятие, но большое внимание
уделяется групповой и индивидуальной работе.
Занятия проводятся с учётом имеющихся у слабовидящих детей навыков
познавательной деятельности и степени готовности к работе в коллективе. Кроме этого в
обучении должны учитываться рекомендации врача-офтальмолога, наличие и характер
сопутствующих заболеваний, состояние слуха, опорно-двигательного аппарата,
эмоционально-волевой сферы.
Виды речевой деятельности:
Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного общения.
Адекватное восприятие звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных
текстов).
Говорение. Выбор языковых средств, в соответствии с целями и условиями общения
для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение
диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор,
привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими
высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование,
рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте, в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.

Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка
содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Развитие речи
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его
прослушивании.
Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших
рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий,
наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
Уроки по внеклассному чтению проводятся один раз в неделю на уроке обучения
грамоте.
Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане
Согласно учебному плану ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья № 91» на учебный предмет «Литературное
чтение» в первом классе отводится 128 часов (4 ч в неделю, 32 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение»
Ценностным ориентиром предмета «Литературное чтение»» для слабовидящих
обучающихся является его направленность на формирование у первоклассников умения
учиться. Учитывая переходный этап от дошкольного к школьному возрасту, в период
обучения грамоте у первоклассников должны быть сформированы: произвольность на
достаточно высоком уровне, умение планировать и контролировать собственные действия,
умение сосредоточиться на поставленной педагогом задаче, активность и инициативность,
умение проявлять самостоятельность в работе, умение оценить правильность выполнения
собственной работы, позитивное отношение к школе и к учебной работе.
Ещё одним ценностным ориентиром при построении курса является направленность
обучения на понимание первоклассниками того, что язык представляет собой основное
средство человеческого общения. Обучение грамоте как первая ступень изучения русского
языка направлено на формирование коммуникативной компетенции слабовидящих
учащихся — развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а
также первоначальных навыков грамотного письма.
В процессе обучения грамоте большое внимание уделяется формированию нагляднообразного и логического мышления обучающихся. При этом первоклассники учатся
новому способу мышления, постепенно переходя от наглядно-действенного и нагляднообразного мышления к логическому. В то же время самостоятельное построение моделей
даёт возможность формировать у первоклассников важнейший компонент учебной
деятельности — контроль и самоконтроль за правильностью выполнения каждого задания,
а вслед за этим и умение самостоятельно оценивать правильность или неправильность
каждого выполненного действия. В процессе обучения грамоте первоклассники прежде
всего учатся думать, анализировать, сравнивать, искать сходство и различие, осознавать,
как это делается, доказывать свою точку зрения, т. е. дети овладевают метапредметными
учебными действиями и при этом осваивают все необходимые знания в области русского
языка.
Важнейшим ценностным ориентиром курса обучения грамоте является его личностноориентированная направленность. Это достигается тем, что каждая учебная задача
представлена на разных уровнях сложности: часть первоклассников овладевает решением
новой учебной задачи, работая вместе с учителем, часть учеников это же задание
выполняют самостоятельно, а учащиеся, наиболее успешно усваивающие материал,
решают эту же учебную задачу на более сложном материале. Содержание включает в себя
материал для первоклассников, которые пришли в школу, совершенно не умея читать; для

учащихся, читающих по слогам, и для хорошо читающих учеников. Такое построение курса
и процесса обучения приводит к формированию личностного смысла учения и развитию
учебной мотивации, что также является одним из важнейших требований федерального
государственного образовательного стандарта.
Важной особенностью предмета и ещё одной его целевой установкой является
направленность работы не только на тренировку технической стороны чтения, но и на
осознанность чтения, что позволяет заложить основы будущей читательской
компетентности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Программа «Литературное чтение» обеспечивает достижение определенных
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
 осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного
обучения;
 потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого
себя;
 понимание необходимости знакомства с культурно - историческим наследием
России, общечеловеческими ценностями;
 восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
 полноценное восприятие художественной литературы;
 эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
 способность высказывать свою точку зрения, уважать мнение собеседника.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
 определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и
самостоятельно;
 проговаривать последовательность действий на уроке;
 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом
учебника;
 учиться работать по предложенному учителем плану.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД





ориентироваться в учебнике;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме);
 слушать и понимать речь других;

 выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных
задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных
видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению
собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы;
 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения и следовать им;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты
 формирование необходимого уровня читательской компетенции;
 овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного
произведения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных текстов;
 умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
 умение пользоваться словарями и справочниками;
 осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
 умение составлять несложные монологические высказывания о произведениях
(героях, событиях), устно предавать содержание текста по плану, составлять
небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и
описания;
 умение декламировать стихотворные произведения, выступать пред знакомой
аудиторией с небольшими сообщениями.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
По учебному предмету «Литературное чтение» к концу учебного года
слабовидящий первоклассник должен научиться следующему.
Обучающийся научится:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со
знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
 соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
 слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
 пересказывать сюжет известной сказки по рисунку;
 составлять текст из набора предложений;
 выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать
текст;
 различать устную и письменную речь;
 различать диалогическую речь;
 отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
 соотносить заголовок и содержание текста;
 составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания
рисунка);
 составлять небольшие монологические высказывания по результатам
наблюдений за фактами и явлениями языка.
СИСТЕМА ЯЗЫКА

Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:






















различать звуки речи;
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно
произносить;
определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный
или безударный;
различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять
их в слове и правильно произносить;
различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие
согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа
стол, конь, ёлка;
различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова
на слоги;
правильно называть буквы в алфавитном порядке;
различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели
твёрдости/мягкости согласных звуков;
определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости
предшествующего согласного звука.
наблюдать над образованием звуков речи;
определять функцию букв е, ё, ю, я в слове;
обозначать на письме звук [й’];
располагать заданные слова в алфавитном порядке;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа
коньки, утюг, яма, ель;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при
орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, жить и др.);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами
литературного языка (круг слов определён «Орфоэпическим словарём» в
учебнике).
Лексика

Обучающийся научится:
 различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний
(книга — агник);
 различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
 определять количество слов в предложении, вычленять слова из
предложения;
 классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди,
животные, растения, инструменты и др.);
 определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия,
слова-извинения, слова-благодарения);
 осознавать слово как единство звучания и значения;

 на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи),
слова, близкие и противоположные по значению;
 подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении
учебных задач;
 на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия
признаков предметов, названия действий предметов.
Содержание учебного предмета
1 полугодие (61 ч)
Добукварный (подготовительный) период (31 ч)
Речь устная и письменная. Общее представление о языке.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова
на слоги с использованием графических схем.
Слог. Ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом),
определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух при произношении
гласных и согласных (твердых и мягких, глухих звонких) звуков: отсутствие или наличие
преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Гласные и согласные звуки, слого - звуковой анализ слов (установление количества звуков
в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение
слышимого и произносимого слова со схемой - моделью, отражающей его слого - звуковую
структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком. Знакомство с буквами пяти
гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам, правильное
соотнесение звуков и букв.
Букварный (основной) период (всего 78 ч)
Букварный (основной) период (в 1 полугодии30 ч)
Обучение чтению. Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами
обозначения твердости и мягкости согласных. Составление из букв и слогов разрезной
азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без
него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому
чтению вслух отдельных слов, коротких предложений небольших текстов, доступных
детям по содержанию. Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные
слова орфографически, т.е. так, как они пишутся, и как они произносятся, орфоэпически.
Развитие устной речи.
Звуковая культура. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи,
слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков,
обучение неторопливому темпу, ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной
громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов (в соответствии с нормами орфоэпии, с
соблюдением ударения). Правильное произнесение всех звуков родного языка, верное
употребление сходных звуков (изолированное произнесение в словах, фразах,
скороговорках).
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.
Правильное употребление слов - названия предметов, признаков, действий - и объяснение
их значения. Объединение и различие по признакам предметов. Проведение логических
упражнений. Умение быстро находить нужное слово. Воспитание чуткости к смысловым

оттенкам слов, омонимы, подбор синонимов. Обучение пониманию образных выражений в
художественном тексте.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме,
борьба с засорением речи нелитературными словами.
2 полугодие (67ч)
Букварный (основной) период (продолжение раздела) (48 ч)
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых
умений. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его
формулирование, использование предложений различного типа. Пересказ знакомой сказки,
небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок текста, объединенных общей темой.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью
учителя словесной картинки. Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть
стихотворений, потешек, песенок, считалок. Развитие грамматически правильной речи
детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности
при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. Воспитание внимательного,
доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
Послебукварный (заключительный) период (19 ч)
Чтение. Развитие устной речи
Знакомство с русским алфавитом.
Слоговое чтение, чтение целыми словами на всем алфавите.
Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие
осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Обучение чтению связных текстов, представление об отличии связного текста от набора
предложений. Подбор заглавия к тексту (с помощью учителя).
Ответы по содержанию прочитанного текста. Нахождение в тексте предложений для
ответа на вопросы. Элементарная оценка прочитанного. Чтение диалогов.
Пересказывание прочитанного текста (по вопросам учителя), устные высказывания о
прогулке, проведенной экскурсий, о знакомой игре. Ответы на вопросы об обследованных
предметах, рисунках, иллюстрирующих содержание прочитанного. Заучивание наизусть
стихотворений и небольших текстов.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.
Знакомство с особенностями устной речи: правильное произношение, громкость,
темп речи, логические ударения, интонации.
Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя, формирование
умения коллективно анализировать прочитанную книгу, правильно её называть, отвечать на
вопросы, о ком она, о чем в ней рассказывается; что прочитано (стихотворение, загадка,
сказка, рассказ).
Заучивание в течение учебного года 5-6 небольших стихотворений.
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его
прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии
сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Тематическое планирование

№ п/п

Название разделов и тем
1 полугодие (61 ч)

1
2
3
4
5-6
7
8
9
10-11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

32
33
34

Добукварный период (31 ч)
Интегрированный урок с русским языком. «Азбука-первая учебная
книга»
Интегрированный урок с русским языком. Речь устная и письменная
Интегрированный урок с русским языком. Предложение. Графическая
модель предложения.
Интегрированный урок с русским языком. Предложение и слово.
Внеклассное чтение. Сказка «Колобок»
Интегрированный урок с русским языком. Предложение и слово.
Моделирование предложений.
Интегрированный урок с русским языком. Слово и слог.
Интегрированный урок с русским языком. Деление слов на слоги и
составление слов из слогов.
Интегрированный урок с русским языком. Деление слов на слоги и
составление слов из слогов. Внеклассное чтение.
Интегрированный урок с русским языком. Слог. Ударение.
Интегрированный урок с русским языком. Звуки в окружающем мире в
речи.
Интегрированный урок с русским языком. Звуки в словах.
Интегрированный урок с русским языком. Гласные и согласные звуки.
Интегрированный урок с русским языком. Гласные звуки: ударные,
безударные. Внеклассное чтение. «Волк и семеро козлят»
Интегрированный урок с русским языком. Согласные звуки: твёрдые и
мягкие.
Интегрированный урок с русским языком. Слияние согласного звука с
гласным. Звуковая модель слова.
Интегрированный урок с русским языком. Слияние согласного звука с
гласным. Звуковая модель слова. Внеклассное чтение. «Муха-Цокотуха»
Интегрированный урок с русским языком. Слияние согласного звука с
гласным. Звуковая модель слова.
Интегрированный урок с русским языком. Гласный звук [а],буквы А,а.
Интегрированный урок с русским языком. Гласный звук [а], буквы А,а.
Интегрированный урок с русским языком. Гласный звук [о], буквы О,о.
Внеклассное чтение. «Маша и медведь»
Интегрированный урок с русским языком. Гласный звук [о], буквы О,о.
Интегрированный урок с русским языком. Гласный звук [и], буквы И,и.
Интегрированный урок с русским языком. Гласный звук [и], буквы И,и.
Интегрированный урок с русским языком. Гласный звук [ы], буквы ы.
Внеклассное чтение. «Курочка-Ряба»
Интегрированный урок с русским языком. Гласный звук [ы], буквы ы.
Интегрированный урок с русским языком. Гласный звук [у], буквы У, у.
Интегрированный урок с русским языком. Гласный звук [у],буквы У, у.
Интегрированный урок с русским языком. Закрепление пройденного
материала. Внеклассное чтение. «Никита Кожемяка»
Букварный период (78 ч)
Букварный период 1 полугодие (30ч)
Интегрированный урок с русским языком. Согласные звуки [н], буквы Н,
н.
Чтение слогов и слов с буквой Н.
Согласные звуки [с], [с,]. Буквы С, с.

Кол-во
часов
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61

62
63

64
65
66-67
68
69
70
71
72
73
74
75
76

Чтение слогов и слов с буквой с. Внеклассное чтение. Ш. Перро. Кот в
сапогах.
Закрепление пройденного материала.
Согласные звуки [к], [к’]. Буквы К, к.
Чтение слов и предложений с буквой к.
Согласные звуки [т], [т’]. Буквы Т, т.
Чтение слов и предложений с буквой т. Внеклассное чтение. Сказки
А.С.Пушкина
Закрепление пройденного материала.
Согласные звуки[л], [л’]. Буквы Л, л.
Чтение слов и предложений с буквой л. Внеклассное чтение. В. Бианки.
Рассказы о животных
Согласные звуки и буквы. Повторение.
Согласные звуки [р], [р’]. Буквы Р, р.
Чтение слов и предложений с буквой Р.
Согласные звуки [в], [в’]. Буквы В, в. Внеклассное чтение. Сказки о лисе.
Чтение слов и предложений с буквой в.
Закрепление изученного материала.
Гласные буквы Е, е.
Буква е –показатель мягкости согласных. Внеклассное чтение. Рассказы о
природе (о лесе).
Закрепление изученного материала.
Согласные звуки [п], [п’]. Буквы П, п.
Закрепление. Буква п.
Согласные звуки [м], [м’]. Буквы М, м. Внеклассное чтение. С. Я. Маршак.
Усатый -полосатый.
Закрепление. Буква м.
Согласные звуки [з], [з’]. Буквы З, з.
Закрепление. Буква З.
Согласные звуки [б], [б’]. Буквы Б, б. Внеклассное чтение. А.С. Пушкин.
«Сказка о царе Салтане».
Закрепление. Буква б.
Согласные звуки [д], [д’]. Буквы Д, д.
2 полугодие (67 ч)
Букварный период 2 полугодие (48ч)
Закрепление. Буква д.
Чтение слов и предложений с изученными буквами. Внеклассное чтение.
В. П. Катаев. «Дудочка и кувшинчик».

1

Звуки [й, а], [ а]. Буквы Я, я.
Буква я – показатель мягкости согласных звуков.
Закрепление. Чтение текстов с изученными буквами.
Согласные звуки [г], [г’]. Буквы Г, г.
Внеклассное чтение. Загадки.
Закрепление. Буква г.
Согласный звук [ч’]. Буквы Ч, ч.
Закрепление. Буква ч.
Буква ь - показатель мягкости согласных звуков.
Внеклассное чтение. Рассказы о животных
Разделительный мягкий знак.
Согласный звук [ш]. Буквы Ш, ш.
Закрепление. Буква ш.
Звук [ж]. Буквы Ж, ж.

1
1
2
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

Внеклассное чтение. Р.н.с. «Мужик и медведь».
77
Чтение слов, предложений с буквами ж, ш. Сочетания ЖИ, ШИ.
78
Закрепление. Чтение слов, текстов с изученными буквами.
79
Звуки [й’о], [’о] . Буквы Ё, ё.
80
Буква ё – показатель мягкости согласных звуков.
Внеклассное чтение. Загадки о явлениях природы.
81
Согласный звук [й’]. Буква й.
82
Закрепление. Буква й.
83
Согласные звуки [х], [х’]. Буквы Х, х.
84
Закрепление. Буква х. Внеклассное чтение. Р.н.с. «Колосок».
85
Звуки [й’у], [’у]. Буквы Ю, ю.
86
Буква Ю – показатель мягкости согласных звуков.
87
Согласный твердый звук [ц]. Буквы Ц, ц.
88
Закрепление. Буква ц. Внеклассное чтение. К.И.Чуковский «Мойдодыр».
89-90 Закрепление. Буква ц.
91
Гласный звук [э]. Буквы Э, э.
92
Закрепление. Буква Э.
93
Согласный звук [щ’].Буквы Щ, щ. Внеклассное чтение. Н. Н. Носов.
Затейники.
94
Закрепление. Буква щ.
95
Согласные звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф.
96
Закрепление. Буква ф.
97
Знакомство с буквой Ъ. Внеклассное чтение. А.П.Гайдар. Совесть.
98-99 Твердый и мягкий разделительные знаки.
100
Закрепление изученного. Как хорошо уметь читать!
101
Алфавит.
102-103 Внеклассное чтение. Стихи о буквах алфавита.
104
Проект «Живая азбука».
105
Закрепление изученного. Чтение текстов
106-108 Закрепление изученного. Чтение текстов .
109
Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р».
Внеклассное чтение. Читалочка.
Послебукварный период (19 ч)
110
К. Д. Ушинский. Наше Отечество.
111
В. Крупин. Первоучители словенские.
112
В. Крупин. Первый букварь.
113
Творчество А. С. Пушкина. Внекл. чтение. «Хлеб – всему голова!»
114
Л. Н. Толстой. Рассказы детям.
115
Великий педагог К. Д. Ушинский.
116
Творчество К. И. Чуковского.
117
В. В. Бианки. Первая охота. Внеклассное чтение. Рассказы В.Бианки
118
С. Я. Маршак. Стихи.
119
В. А. Осеева. Печенье.
120
М. М. Пришвин. Рассказы
121
Внеклассное чтение. А. Л. Барто. Стихи.
122
С.В. Михалков. Стихи.
123
С.В. Михалков. А что у вас?
124
Б. В. Заходер. Стихи.
125
Внеклассное чтение. В. Д. Берестов. Стихи.
126-127 Обобщение изученного материала.
128
Прощание с Азбукой.
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
3
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
128

Перечень обязательных контрольных и практических работ
Проверка техники чтения
1 полугодие - 1
2 полугодие - 1
Учебно - методическое и
материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература для обучающихся
1. Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А. и др. Русская Азбука. 1 класс. - М.: Просвещение
(версия для слабовидящих обучающихся)
Методические пособия для учителя
1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В. А. и др. Русская Азбука. 1 класс. - М.: , 2017г.
2. Крылова О.Н. Карточки по обучению грамоте.
3. Горецкий В.Г., Белянкова Н.М. Обучение грамоте: методическое пособие с
поурочными разработками. - М.: Просвещение, 2004.
4. Электронное приложение к «Азбуке».
5. Содержание и организация образования слабовидящих в свете ФГОС начального
общего образования для обучающихся с ОВЗ /сост. Г.В. Никулина, Е.В. Замашнюк,
А.В. Потемкина, Л.В. Фомичева. – М: Граница, 2015.
6. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования слабовидящих обучающихся вариант 4.2.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ
Министерства образования РФ от 19 .12.2014г. №1598).
8. О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: 1 класс.
М.: ВАКО, 2014
9. Тупоногов Б.К. Тифлопедагогические требования к современному уроку
//Методические рекомендации.-М., 1999.
10. Электронное приложение к «Азбуке».
11. Содержание и организация образования слабовидящих в свете ФГОС начального
общего образования для обучающихся с ОВЗ /сост. Г.В. Никулина, Е.В. Замашнюк,
А.В. Потемкина, Л.В. Фомичева. – М: Граница, 2015.
Дидактические материалы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Письмо букв.
Схемы (предложение, слово, слог, звук).
Антонимы.
Многозначные слова.
Картинки по развитию речи.
Тексты для дополнительного чтения.
Иллюстрации сказочных героев.
Иллюстрации к сказкам.
Слоговые таблицы для учащихся.

10.Дидактическое пособие « Кубик-буква»

Учебно-практическое оборудование
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Классная (магнитная) доска.
Абак.
Разрезные слогослияния.
Сигнальные карточки (знаки препинания).
Мячик.
Наборы муляжей.
Наборное полотно.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

1. ИКТ, аудиовизуальные (презентации, образовательные видеофильмы)
2. Электронный образовательный ресурс для работы в классе. Канакина В.П., Горецкий
В.Г. Русский язык 1, 2, 3, 4 кл. М.: Просвещение. 2011г
3. Электронные приложения к учебникам для 1 класса «Литературное чтение» и
«Азбука» Л.Ф. Климанова и др. (CD)
Презентации:
1. Тематические презентации к урокам.
2. Офтальмологический тренажёр.
При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования. Изза быстрой утомляемости зрения возникает особая необходимость в уменьшении
зрительной нагрузки. В целях охраны зрения детей и обеспечения работоспособности
необходимо:
 рассаживать учащихся с учётом особенностей зрительных возможностей;
 непрерывная продолжительность чтения не должна превышать 10 минут;
 использовать тетради в широкую линейку;
 выполнять записи без наклона ручкой с черной пастой;
 при изготовлении печатных пособий использовать полужирный шрифт Arial не
менее 14 размера, печать через 1,5 интервала;
 чередование зрительной, слуховой и тактильной нагрузки; фронтальной и
индивидуальной формы работы; теоретической и практической работы;
 достаточное разнообразие соответствующих карточек, наглядности и пособий.
 проводить физкультминутки;
 использовать индивидуальные средства коррекции;
 использовать подставку;
 использование ТСО не более 15 минут;
 изображение на экране должно быть качественным, ярким и контрастным;
 расстояние от центра экрана до пола должно составлять 1,0–1,5 м;
 не допускать выключение и включение общего освещения во время просмотра
видеофрагментов и просмотр в полной темноте;
 в солнечные дни использовать жалюзи;
 осуществлять контроль за правильной позой учащихся во время занятий.
При работе с иллюстрациями, макетами и натуральными объектами следует:
 материал должен быть крупным, четким, контурированным (предмет на картинке
должен быть обведён чёрным контуром, ширина которого не более 5 мм)






содержать небольшое количество деталей;
сопровождать осмотр объектов словесным описанием, помогая подетально
формировать учащимся целостный образ;
изображения должны быть не крупнее ладони;
на контрастном фоне: черно-желтый, сине-желтый, черно-белый, зеленый.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».