Адаптированная программа 4.2 1 класс Музыка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ОВЗ, адаптированной основной общеобразовательной
программы школы для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2), на основе программы
Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной «Музыка». 1-4 классы. - М.: Просвещение,
2017 г., учебников: Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной «Музыка». 1 класс. - М.:
Просвещение, 2017 г., Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной «Музыка». 2 класс. М.: Просвещение, 2017 г., Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной «Музыка». 3
класс. - М.: Просвещение, 2017 г., Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной
«Музыка». 4 класс. - М.: Просвещение, 2017 г., с учётом учебного плана МАОУ
«Велижанская СОШ» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Музыка» входит в образовательную область «Искусство». Программа
направлена на освоение слабовидящими обучающимися базовых знаний и формирование
базовых
компетентностей,
что
соответствует
адаптированной
основной
общеобразовательной программе начального общего образования.
Изучение учебного предмета «Музыка» направлено на достижение цели:
- формирование основ духовно-нравственного воспитания обучающегося через
приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития
личности.
Задачи данного курса:
- формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие;
- формирование основ музыкальной грамоты;
- развитие эмоционально-образной сферы у слабовидящих обучающихся
посредствам различных видов музыкальной деятельности;
- формирование потребности в общении с музыкой;
- привитие основ художественного вкуса;
- формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- выявление и развитие музыкальных способностей слабовидящих обучающихся, в
том числе музыкально одарённых детей;
- развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
- использование в образовательном процессе современных образовательных
технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения
обучающимися социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного
развития с учетом их особых образовательных потребностей;
- предоставление слабовидящим обучающимся возможности накопления опыта
самостоятельности и активности в реализации освоенных умений и навыков в урочной
деятельности;
- формирование чувства любви и уважения к музыке как предмету искусства;
- формирование адекватного восприятия музыки как важной часть жизни каждого
человека;
- формирование умения видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами
искусства;
- формирование навыков осязания и мелкой моторики пальцев рук.
Освоение музыкального материала способствует целенаправленному воздействию
на слуховые рецепторы слабовидящего обучающегося, развитию у него внутреннего слуха,
тем самым, компенсируя частичную или тотальную потерю зрения.

Программа подразумевает использование комбинированного типа урока (пение и
слушание). Наличие у слабовидящего обучающегося наряду с общими особых
образовательных потребностей, детерминирует включение в программу по музыке
коррекционной работы, которая в свою очередь, выступает как исходно заданное
требование к образовательной подготовке обучающегося и направлено на
минимизирование негативного влияния слабовидения на учебно-познавательную
деятельность и обеспечение профилактики возникновения вторичных отклонений в
развитии.
Музыка имеет большое значение для становления личности слабовидящего ребенка,
она может стать не только его профессией, но и помочь в ориентировке и мобильности, так
как способна развить слух. Музыка обязательно должна входить в программу обучения
инвалидов по зрению. Для таких детей это и дополнительный источник информации, и
хобби, и возможная профессия, и способ общения. Музыка способствует адаптации ребенка
в обществе, интегрирует слабовидящего ученика в современное информационное
социокультурное пространство.
В результате изучения музыки у слабовидящих обучающихся будут формироваться
основы музыкальной культуры через эмоционально активное восприятие.
Содержание программы направлено на формирование первоначальных
представлений о роли музыки в жизни человека, её роли в духовном-нравственном
развитии человека. Обучающийся познакомится с основами музыкальной культуры. У него
будет развиваться художественный вкус и интерес к музыкальному искусству и
музыкальной деятельности, к урокам музыки. Он будет учиться воспринимать музыку и
выражать свое отношение к музыкальному произведению, использовать музыку в
театрализованной деятельности, исполнять вокально-хоровые произведения.
Кроме того, содержание программы базируется на художественно-образном,
нравственно-эстетическом постижении слабовидящими младшими школьниками основных
пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции,
произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и
популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир
музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного
порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского, что будет
оказывать позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих
духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. При этом произведения
отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой
художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного
искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение
человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных
фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных
форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение
программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе,
который даёт возможность слепым обучающимся осваивать духовно-нравственные
ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития
музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и
бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на
основе проникновения в интонационно временную природу музыки, её жанровостилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение
предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения
личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу —
художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и
педагогическая целесообразность — заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского.
Основными методическими принципами программы являются: увлечённость,
триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и
контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала, включённого в программу с этих позиций,
формирует музыкальную культуру слабовидящих обучающихся, воспитывает их
музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию
принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании.
Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные
формы общения ребёнка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности слабовидящих
обучающихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование
и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного
характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной
речи.
Помимо этого, слабовидящие обучающиеся проявляют творческое начало в
размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической,
пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, к операм,
балетам, музыкальным спектаклям; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю
фонотеку; в создании небольших проектов о музыке, музыкальных инструментах,
музыкантах и др.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение
образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приёмами сравнения,
анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что
формирует у слабовидящих школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные
содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются
выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в
1 классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с
музыкой в широком жизненном контексте.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья № 91» на учебный предмет «Музыка» в 1 классе
- 32 часа (1 час в неделю, 32 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Музыка»
Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие
эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое
означает «чувственное». Отсюда распространенное мнение, что на уроках надо говорить о
чувствах и настроениях, которые возникают в результате контакта с искусством.

Любое чувство – это результат, реакция человека на какие-либо события или явления
жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных
мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать,
оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В
результате содержанием музыкального произведения окажутся не только чувства,
а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.
Таким
образом,
слабовидящий
обучающийся познает музыкальное
произведение как воплощение морально-нравственных понятий, что ведёт к глубокому
осмыслению музыки и духовному росту ученика.
Охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает
постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков
музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических),
выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание
слабовидящим обучающимся содержания музыкального произведения. Основой развития
музыкального мышления ребёнка становятся неоднозначность их восприятия,
множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания»,
«видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках,
близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует
развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и
планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей
личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего
человека. Курс «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка
современную картину мира.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
В результате изучения программы учебного предмета «Музыка» должны быть
достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты
 формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения
лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов,
музыки Русской православной церкви, различных направлений современного
музыкального искусства России;
 целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления
произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей,
религиозных конфессий;
 умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка — ориентация в культурном
многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса,
школы, города и др.;
 уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
 развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение
навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
 формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

 развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и
общества.
Метапредметные результаты
Регулятивные УДД
 принимать и сохранять учебную задачу;
 выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным
правилам;
 оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в
музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под
руководством учителя);
 учитывать выделенные учителем ориентиры - действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителя;
 адекватно использовать слуховое восприятие в учебно-познавательной деятельности;
Познавательные УУД
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
 различать ритмы марша, танца, песни; мажорный и минорный лад; виды музыкального
искусства;
 воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
 владеть певческим голосом и участвовать в творческой деятельности;
 развитие чувство прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой
и отечественной музыкальной культурой разных жанров;
 владение доступными видами музыкального искусства;
 овладение эстетическими представлениями о музыкальном искусстве;
 адекватное использование анализаторов для формирования компенсаторных способов
деятельности на музыкальном материале.
Коммуникативные УУД
 слушать и понимать речь других;
 выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных
задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных
видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного
мнения и позиции; умение задавать вопросы;
 умение соблюдать правила поведения и общения и следовать им;
 учиться выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
 умение взаимодействовать «слабовидящий-зрячий», «слабовидящий- слабовидящий » в
процессе освоения музыкальной деятельности;
 освоение системы социально принятых знаков и символов, существующих в
современной культуре и необходимых как для его обучения, так и для социализации.
Предметные результаты
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

 воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях
как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на
искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах деятельности;
 ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора
России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить
отечественные народные музыкальные традиции;
 соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты
музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в
исполнительской деятельности;
 общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных художественных образов;
 исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация,
музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация
и др.);
 определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных
музыкальных инструментов;
 оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и
профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Содержание учебного предмета
Курс представлен следующими содержательными линиями:
1. «Музыка в жизни человека».
2. «Основные закономерности музыкального искусства».
3. «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление
человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и
характера человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и
о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности.
Песенность, танцевальность, маршевость.
Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России.
Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки,
загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и
профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная
музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и
изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и
мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация — источник
музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм,
темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное
воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в

сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации
музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека,
музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального
развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного
содержания произведений. Формы одно-, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.
.Музыкальная картина мира
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной
жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца.
Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные
театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи,
видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая,
оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский,
мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой,
народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие
этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкальнопоэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
1 класс (31 час)
Содержание программы первого года обучения делится на 2 раздела: «Музыка
вокруг нас», «Музыка и ты».
Музыка вокруг нас (15 ч)
Музыка в жизни человека
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление
человеческой натуры. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и
характера человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и
многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности.
Песенность, танцевальность, маршевость. Балет.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России.
Музыкальный и поэтический фольклор. Народная и профессиональная музыка. Сочинения
отечественных композиторов о Родине.

Основные закономерности музыкального искусства
Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия.
Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной
выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное
воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель.
Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки: одно-, двух- и трёх-частные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира
Интонационное богатство музыкального мира. Музыкальные театры. Различные
виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая.
Певческие голоса: детские, женские, мужские.
Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.
Музыкальные инструменты.
Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.
Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и
музыкальный язык.
Музыка и ты (16 ч)
Музыка в жизни человека
Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание
окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность,
танцевальность, маршевость. Опера, мюзикл.
Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор. Историческое
прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения
отечественных композиторов о Родине.
Основные закономерности музыкального искусства
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное
состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия.

Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной
выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Композитор — исполнитель —слушатель. Нотная запись как способ фиксации
музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека,
музыкальных тем, художественных образов.
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного
содержания произведений. Форма рондо и др.
Музыкальная картина мира
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной
жизни страны.
Музыка для детей: радио- и теле-передачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных
инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.
Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций.
Содержание музыкального материала
«Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский.
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский.
«Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко».
Н. Римский-Корсаков.
«Петя и волк», фрагменты из симфонической сказки. С. Прокофьев.
Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
«Гусляр Садко». В. Кикта.
«Фрески Софии Киевской», фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с
оркестром. В. Кикта.
«Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова.
«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
«Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен,
слова К. Алемасовой.
«Капельки». В. Павленко, слова Э. Богдановой.
«Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен.
«Осень», русская народная песня и др.
«Азбука». А. Островский, слова З. Петровой.
«Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника.
«Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова.
«Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева.
«Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.
«Дудочка», русская народная песня.
«Дудочка», белорусская народная песня.

«Пастушья», французская народная песня.
«Дударики-дудари», белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича.
«Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.
«Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова.
«Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова.
Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
«Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина.
«Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.
«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Пастораль» из Сюиты в старинном стиле. А. Шнитке.
«Наигрыш». А. Шнитке.
«Утро». Э. Денисов.
«Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.
«Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин.
«Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев.
«Вечер». В. Салманов.
«Вечерняя сказка». А. Хачатурян.
«Менуэт». Л. Моцарт.
«Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.
«Баба Яга». Детская народная игра.
«У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня.
Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.
Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин.
«Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня.
«Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова.
«Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова.
«Волынка». И. С. Бах.
«Колыбельная». М. Кажлаев.
«Колыбельная». Г. Гладков.
«Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.
Лютневая музыка. Франческо да Милано.
«Кукушка». К. Дакен.
«Спасибо». И. Арсеев, слова З. Петровой.
«Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой.
Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский.
«Клоуны». Д. Кабалевский.
«Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова
Е. Манучаровой.
Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.
«Добрые слоны». А. Журбин, слова В. Шленского.
«Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского.
«Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова.
«Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова.
«Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм.
Г. Гладков, слова Ю. Энтина.
Тематическое планирование

1 класс (31 ч)
№
п/п

Тема урока

Кол
-во
час
ов

Содержание

Характеристика деятельности
учащихся

«МУЗЫКА ВОКРУГ НАС» (15 ч)
1.1

«И Муза вечная со
мной!»

1

Истоки возникновения
музыки, рождение музыки
как естественное проявление
человеческого состояния.

Понимать: правила поведения
на уроке музыки. Правила
пения. Смысл понятий
«Композитор – исполнитель –
слушатель», муза.
Определять настроение музыки,
соблюдать певческую установку.
Владеть первоначальными
певческими навыками,
Участвовать в коллективном
пении.
Эмоционально откликаться на
музыкальное произведение и
выражая свое впечатление в
пении, игре или пластике.

1

Музыкальная речь как
способ общения между
людьми, ее
эмоциональное
воздействие на
слушателей. Звучание
окружающей жизни,
природы, настроений,
чувств и характера
человека.

Узнавать на слух основную
часть музыкальных
произведений.
Передавать настроение
музыки в пении.
Выделять отдельные
признаки предмета и
объединять по общему
признаку.
Давать определения общего
характера музыки.

1

Звучание окружающей
жизни, природы,
настроений, чувств и
характера человека. Истоки
возникновения музыки.

Определять характер,
настроение, жанровую основу
песен-попевок.
Принимать участие в
элементарной импровизации и
исполнительской деятельности.

(Урок – путешествие)

1.2

Хоровод муз.
(Урок – экскурсия)

1.3

Повсюду музыка
слышна.
(Урок – игра)

1.4

Душа музыки мелодия.
(Урок – путешествие)

1

Музыка и ее роль в
повседневной жизни
человека.
Песня, танец, марш.
Основные средства
музыкальной
выразительности (мелодия).
Мелодия – главная мысль
любого музыкального
сочинения, его лицо, его
суть, его душа.

Выявлять характерные
особенности жанров: песни,
танца, марша.
Откликаться на характер музыки
пластикой рук, ритмическими
хлопками.
Определять и сравнивать
характер, настроение в
музыкальных произведениях.

Определять на слух основные
жанры музыки (песня, танец и
марш).
Эмоционально откликаться на
музыкальное произведение и
выразить свое впечатление.
1.5

Музыка осени.

1

Интонационно-образная
природа музыкального
искусства. Выразительность
и изобразительность в
музыке.

1.6

Сочини мелодию.

1

Интонации музыкальные и
речевые. Сходство и
различие. Региональные
музыкально – поэтические
традиции.

1.7

«Азбука, азбука
каждому нужна…».

1

Нотная грамота как способ
фиксации музыкальной
речи. Элементы нотной
грамоты. Система
графических знаков для
записи музыки.

1.8

Музыкальная
азбука.

1

Нотная грамота как способ
фиксации музыкальной
речи. Элементы нотной
грамоты. Система
графических знаков для
записи музыки.
Запись нот - знаков для
обозначения музыкальных
звуков.

Различать тембр музыкального
инструмента - скрипки,
Выделять отдельные признаки
предмета и объединять по
общему признаку,
Осмысленно владеть
способами певческой
деятельности: пропевание
мелодии, проникнуться
чувством сопричастности к
природе, добрым отношением
к ней.
Участвовать в коллективной
творческой деятельности при
воплощении различных
музыкальных образов.
Владеть элементами
алгоритма сочинения
мелодии.
Самостоятельно выполнять
упражнения.
Проявлять личностное
отношение при восприятии
музыкальных произведений,
эмоциональную
отзывчивость.
Узнавать изученные
произведения.
Участвовать в коллективном
исполнении ритма,
изображении звуковысотности
мелодии движением рук.
Правильно передавать
мелодию песни.
Узнавать изученные
произведения.
Участвовать в коллективном
исполнении ритма, изображении
звуковысотности мелодии
движением рук.

1.9

Музыкальные
инструменты
народов.

1

Народные музыкальные
традиции Отечества.
Русские народные
музыкальные инструменты.
Региональные музыкальные
традиции.

1.10

«Садко». Из
русского былинного
сказа.

1

Наблюдение народного
творчества

Музыкальные
инструменты.

1

Звучащие картины.

1

1.11

1.12

1.13

Разыграй песню.

Знакомство с народным
былинным сказом
“Садко”.

Музыкальные инструменты.
Сопоставление звучания
народных инструментов
со звучанием
профессиональных
инструментов/

1

Музыкальные инструменты.
Народная и
профессиональная музыка.

Многозначность
музыкальной речи,
выразительность и смысл.
Постижение общих
закономерностей музыки:
развитие музыки - движение
музыки. Развитие музыки в
исполнении.

Сопоставлять звучание
народных и профессиональных
инструментов.
Выделять отдельные признаки
предмета и объединять по
общему признаку.
Передавать настроение
музыки в пластическом
движении, пении.
Давать определения общего
характера музыки.
Внимательно слушать
музыкальные фрагменты и
находить характерные
особенности музыки в
прозвучавших литературных
фрагментах.
Определять на слух звучание
народных инструментов.
Распознавать духовые и
струнные инструменты.
Вычленять и показывать
(имитация игры) во время
звучания народных
инструментов.
Исполнять вокальные
произведения без
музыкального сопровождения.
Находить сходства и различия в
инструментах разных народов.
Музыкальные инструменты.
Народная и профессиональная
музыка.
Узнавать музыкальные
инструменты по
изображениям.
Участвовать в коллективном
пении, вовремя начинать и
заканчивать пение, слушать
паузы, понимать дирижерские
жесты.
Планировать свою
деятельность, выразительно
исполнять песню и составлять
исполнительский план
вокального сочинения исходя
из сюжетной линии
стихотворного текста.
Находить нужный характер
звучания.

1.14

Пришло Рождество,
начинается
торжество. Родной
обычай старины.

1

Народные музыкальные
традиции Отечества.
Народное музыкальное
творчество разных стран
мира.

1.15

Добрый праздник
среди зимы.

1

Обобщенное представление
об основных образноэмоциональных сферах
музыки и о музыкальном
жанре – балет.

Обобщающий урок
по теме «Музыка
вокруг нас»

Импровизировать
«музыкальные разговоры»
различного характера.
Соблюдать при пении
певческую установку, петь
выразительно, слышать себя и
товарищей.
Вовремя начинать и
заканчивать пение.
Понимать дирижерские жесты.
Узнавать освоенные
музыкальные произведения.
Давать определения общего
характера музыки.
Принимать участие в играх,
танцах, песнях.

«МУЗЫКА И ТЫ» (16 ч)
2.1

Край, в котором ты
живешь.

2.2

Художник, поэт,
композитор.

2.3

Музыка утра.

1

Интонационно – образная
природа музыкального
искусства.
Выразительность и
изобразительность в
музыке.

По звучавшему фрагменту
определять музыкальное
произведение, проникнуться
чувством сопереживания
природе.
Находить нужные слова для
передачи настроения.

2.4

Музыка вечера.

1

Интонация как внутреннее
озвученное состояние,
выражение эмоций и
отражение мыслей.
Интонация – источник
элементов музыкальной
речи.

По звучавшему фрагменту
определять музыкальное
произведение, проникнуться
чувством сопереживания
природе.
Уметь сопоставлять, сравнивать,
различные жанры музыки.

1

Сочинения отечественных
композиторов о Родине.
Региональные музыкальные
традиции.
Звучание окружающей
жизни, природы,
настроений, чувств и
характера человека.
Рождение музыки как
естественное проявление
человеческого состояния.
Средства музыкальной
выразительности.

Высказывать, какие чувства
возникают, когда исполняешь
песни о Родине.
Различать выразительные
возможности – скрипки.
Воспринимать художественные
образы классической музыки.
Передавать настроение музыки
в пластическом движении,
пении.
Давать определения общего
характера музыки.
Ритмическая и интонационная
точность во время вступления к
песне.

2.5

Музы не молчали.

1

Обобщенное представление
исторического прошлого в
музыкальных образах.

Определять характер музыки и
передавать ее настроение.
Описывать образ русских
воинов.
Сопереживать музыкальному
образу, внимательно слушать.

2.6

Музыкальные
портреты.

1

Выразительность и
изобразительность в музыке.
Интонации музыкальные и
речевые. Сходство и
различие.

Вслушиваться в музыкальную
ткань произведения.
На слух определять характер и
настроение музыки.
Соединять слуховые
впечатления детей со
зрительными.

2.7

Мамин праздник.

1

Передавать эмоционально во
время хорового исполнения
разные по характеру песни,
импровизировать.
Выделять характерные
интонационные музыкальные
особенности музыкального
сочинения, имитационными
движениями.

2.8

Разыграй сказку.
«Баба Яга» русская народная
сказка.

1

Урок посвящен самому
дорогому человеку - маме.
Осмысление содержания
построено на
сопоставлении поэзии и
музыки. Весеннее
настроение в музыке и
произведениях
изобразительного
искусства.
Музыкальный и поэтический
фольклор России: игры –
драматизации. Развитие
музыки в исполнении

2.9

Музыкальные
инструменты. У
каждого свой
музыкальный
инструмент.

1

Музыкальные инструменты.

Вслушиваться в звучащую
музыку и определять характер
произведения.
Выделять характерные
интонационные музыкальные
особенности музыкального
сочинения.
Имитационными движениями
изображать игру на
музыкальных инструментах.

2.10

Музыкальные
инструменты.

1

Музыкальные инструменты. Сравнивать звучание
музыкальных инструментов.
Встреча с музыкальными
Узнавать музыкальные
инструментами – арфой и
инструменты по внешнему
флейтой. Внешний вид,
виду и по звучанию.
тембр этих инструментов,
Имитационными движениями
выразительные
изображать игру на
возможности.
музыкальных инструментах.

2.11

«Чудесная лютня»
(по алжирской

1

Музыкальная речь как
способ общения между

Инструментовка и
инсценировка песен.
Игровые песни, с ярко
выраженным
танцевальным
характером. Звучание
народных музыкальных
инструментов.

Выделять характерные
интонационные музыкальные
особенности музыкального
сочинения: изобразительные и
выразительные.

Размышлять о возможностях
музыки в передаче чувств,
мыслей человека, силе ее

сказке). Звучащие
картины.

людьми, ее эмоциональное
воздействие на слушателей.
Знакомство с
музыкальными
инструментами, через
алжирскую сказку
“Чудесная лютня”.

воздействия.
Обобщать характеристику
музыкальных произведений.
Воспринимать художественные
образы классической музыки.
Расширять словарный запас.
Передавать настроение музыки в
пластическом движении, пении.

2.12

Музыка в цирке.

1

Обобщенное представление
об основных образноэмоциональных сферах
музыки и о многообразии
музыкальных жанров.
Песня, танец, марш и их
разновидности.

Определять жанровую
принадлежность музыкальных
произведений, песня- танец –
марш.
Узнавать изученные
музыкальные произведения и
называть имена их авторов;
Передавать настроение музыки и
его изменение: в пении,
музыкально-пластическом
движении.

2.13

Дом, который
звучит.

1

Обобщенное представление
об основных образноэмоциональных сферах
музыки и о многообразии
музыкальных жанров.
Опера, балет. Песенность,
танцевальность,
маршевость. Музыкальные
театры.

Вслушиваться в звучащую
музыку и определять характер
произведения.
Выделять характерные
интонационные музыкальные
особенности музыкального
сочинения.
Эмоционально откликаться на
музыкальное произведение и
выразить свое впечатление в
пении, игре или пластике.

2.14

Опера-сказка.

1

Называть понравившееся
произведение, давая его
характеристику.
Уметь сопоставлять, сравнивать,
различные жанры музыки.

2.15

Опера-сказка.

1

Опера. Песенность,
танцевальность,
маршевость. Различные
виды музыки: вокальная,
инструментальная;
сольная, хоровая,
оркестровая.
Детальное знакомство с
хорами из детских опер.

2.16

«Ничего на свете
лучше нет».

1

Обобщающий урок
по теме «Музыка и
ты».

Музыка для детей.
Музыка, написанная
специально для
мультфильмов. Любимые
мультфильмы и музыка,
которая звучит
повседневно в нашей

Анализировать муз.
произведения, определять
настроение, выделять характер
построения: инструментальное
или вокальное, тембровое
звучание тем.
Через различные формы
деятельности
систематизировать словарный
запас детей.
Уметь размышлять о музыке.
Высказывать собственное
отношение к различным

Заключительный
урок-концерт
Итого

жизни.

музыкальным явлениям,
сочинениям.

31

Описание учебно-методического, материально-технического и информационного
обеспечения образовательного процесса
Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение
1 класс

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Музыка: программа. 1-4 классы для
общеобразовательных учреждений/Е.Д.
Музыка: 1 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –
- М.:Просвещение, 2017.
М.: Просвещение, 2017.
Рабочая тетрадь для 1 класс, М.: Просвещение, 2017. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская,
Хрестоматия музыкального материала к учебнику
«Музыка»: 1 кл.: Фонохрестоматии музыкального
материала к учебнику «Музыка».1 класс. (СD).

Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.:
Просвещение, 2017.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Хрестоматии с нотным материалом.
Сборники песен и хоров.
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).
Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве
основной для проведения уроков музыки.
Книги о музыке и музыкантах.
Научно-популярная литература по искусству.
Печатные пособия

1.
2.
3.
4.

Атласы музыкальных инструментов.
Портреты композиторов.
Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с
тематическими линиями учебной программы.
Дидактический раздаточный материал

1.
2.
3.

Карточки с признаками характера звучания.
Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных
средств.
Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».
Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
Е
д
Р
и
Д
о
н
«Мир музыки». Программно-методический комплекс».
ес
аCD-ROM.
Поурочные
презентации
ятс
си
кй
Технические средства обучения
с
ои
лек
ли
Музыкальный
центр.
еэй
Видеомагнитофон.
кл
Фортепиано.
ео
ц
Компьютер.
кб
и
Экран.
ятщ
Проектор.
реHYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"
о\
Экранно-звуковые пособия
tн
б
н
р
ы
а"
_ез
Аудиозаписи
и фонохрестоматии по музыке.
b
Видеофильмы,
посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных
о
lк
композиторов.
в
aн
Видеофильмы
с записью фрагментов из оперных спектаклей.
а
n
Видеофильмы
с записью фрагментов из балетных спектаклей.
и
т
kВидеофильмы
с записью известных оркестровых коллективов.
ге
"и
Видеофильмы
с записью фрагментов из мюзиклов.
л
Нотный
и поэтический текст песен.
ь
Изображения
музыкантов, играющих на различных инструментах.
и
н
Фотографии
и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной
ы
культуры.
п
й
р
еп
зо
ер
н
т
та
ал
ц
H
и
Y
и
P
EH
YR
L
P
IE
N
R
LK
I

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».