Адаптированная программа 4.2 1 класс Окружающий мир

Пояснительная записка
Рабочая программа (далее - программа) по учебному предмету «Окружающий мир (человек,
природа, общество)» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ, на основе
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
для слабовидящих обучающихся, программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» - М.:
Просвещение, 2014 г., учебника окружающего мира А. А. Плешакова 1 класс в двух частяхМ. Просвещение 2017 г., с учётом учебного плана МАОУ «Велижанская СОШ» для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» занимает
особое место среди учебных предметов начальной школы слабовидящих, поскольку
познание детьми данной категории окружающего мира не ограничивается рамками урока.
Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный предмет является
своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы
работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их
окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы
родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их
познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные
задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от
взрослых.
Изучение курса «Окружающий мир (человек, природа, общество)» в начальной
школе слабовидящих направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на
основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного
осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России,
уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и
культурному достоянию родной страны и всего человечества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, к
России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего
места в нем;
- формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование культуры поведения для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме;
- овладение компенсаторными умениями и навыками познания окружающего мира с
помощью нарушенного зрения;
- накопление и систематизация представлений о предметах и явлениях окружающей
жизни, природы, обогащение нравственного опыта;
- овладение основами экологической грамотности, элементарных правил
нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего
поведения в природной и социальной среде;
- овладение умениями и навыками установления и выявления причинноследственных связей в окружающем мире;
- воспитание ответственного отношения к природе.

Особенностью предмета является целенаправленное внимание к расширению
чувственного опыта и практической деятельности школьников.
При ознакомлении слабовидящих первоклассников с природой необходимо
тщательно подходить к отбору дидактического материала. Выбранные для обследования
объекты должны отвечать особым образовательным потребностям обучающихся, обладать
всеми качествами и свойствами предмета, доступными для непосредственного зрительного
восприятия слабовидящими обучающимися; отвечать требованиям экологичности и
безопасности.
Ознакомление с природой осуществляется на основе наблюдений, проводимых в
ходе экскурсий, учебных прогулок или практических занятий в естественной среде.
Большое значение имеет организация повседневных наблюдений за происходящими
изменениями в природе.
Содержание предмета «Окружающий мир (человек, природа, общество)» имеет три
раздела: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Содержание раздела «Человек и природа» направлено на первоначальное
знакомство с природой, формирование навыков наблюдения простейших взаимосвязей
между живой и неживой природой, взаимосвязей в живой природе посредством
зрительного восприятия и всех анализаторов; использование этих навыков для объяснения
необходимости бережного отношения к природе на основе проведения несложных
наблюдений в окружающей среде. В содержание включено проведение простейших
опытов, доступных слабовидящим первоклассникам, с использованием простейшего
лабораторного оборудования.
Слабовидящие обучающиеся 1 класса учатся словесно описывать на основе
предложенного алгоритма изученные объекты и явления живой и неживой природы,
выделять их существенные признаки, приобретают первоначальные навыки сравнения
объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных
характерных свойств.
Слабовидящие обучающиеся овладевают правилами безопасного поведения в доме,
на улице, природной среде.
Содержание раздела «Человек и общество» направлено на первоначальное
знакомство с Россией как государством, с ее государственной символикой. Учащиеся
знакомятся с населением Российской Федерации, с обычаями и укладом жизни разных
народов на основе зрительного восприятия натуральных предметов и наглядных пособий.
Учащиеся приобретают первоначальные знания о взаимоотношениях людей в
различных социальных группах (семья, группа сверстников), в том числе с позиции
развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; осваивают
первоначальные навыки участия в коллективной коммуникативной деятельности в
информационно- образовательной среде.
Содержание раздела «Правила безопасной жизни» направлено на знакомство с
правилами сохранения и укрепления своего здоровья, соблюдением режима дня, правил
личной гигиены.
Учащиеся знакомятся с правилами безопасного поведения в природе, в лесу и на
воде; на улице и дома; с номерами телефонов экстренней помощи. Приобретают знания
соблюдения правил противопожарной безопасности, при обращении с электричеством и
электроприборами. Усваивают правила безопасности при контактах с незнакомыми
людьми.
В 1 классе занятия носят в основном ознакомительный характер. Для более
глубокого изучения выделяется небольшой круг вопросов, сформулированных в
характеристике видов деятельности обучающихся.
Отбор содержания курса «Окружающий мир (человек, природа, общество)»
осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идеи многообразия мира;
2) идеи целостности мира;
3) идеи уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и
в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических,
исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности,
отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран
и народов. Особое внимание уделяется знакомству слабовидящих младших школьников с
природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и
как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его
материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в
курсе, что осуществляется через раскрытие разнообразных связей между живой и неживой
природой, внутри живой природы, между природой и человеком. Важнейшее значение для
осознания детьми единства природы и общества имеет включение в программу
первоначальных сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему,
основанного на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям,
но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего
человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир (человек, природа,
общество)» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми
нового знания и активное освоение познания окружающего на основе учета особенностей
и особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся. При этом
используются разнообразные методы и формы обучения с учетом требований к
материально-техническим условиям, включающих требования к организации процесса
обучения, к организации пространства, к временному режиму обучения, к организации
рабочего места, к техническим средствам комфортного доступа, техническим средствам
обучения, к учебникам, учебным принадлежностям, дидактическим материалам и
наглядным пособиям для слабовидящих.
Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи
с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по
охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие
ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на
улице, в лесу, парке. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет
организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе
программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации
программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к
которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально
разработанного для начальной школы иллюстрированного справочника; 2) моделирование
экологических связей с помощью рельефных схем и моделей.
В рабочей программе предусмотрены следующие формы организации деятельности
учащихся:
— групповая; парная; индивидуальная;
— проектная, игровая деятельность;
— самостоятельная, совместная деятельность;
— экскурсия, лабораторная работа.
Все формы проводятся с использованием комментирования деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья № 91» на учебный предмет «Окружающий мир
(человек, природа, общество)» в первом классе отводится 64 часов (2 ч в неделю, 32учебные
недели).
Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир (человек, природа,
общество)»
Ценностными ориентирами курса «Окружающий мир (человек, природа,
общество)» для слабовидящих обучающихся выступают:










Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и
общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём
многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию
закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное
сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в
любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к
поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое,
духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историкокультурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение слабовидящим обучающимся начальной
школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
 знание знаменательных для Отечества исторических событий, любовь к своему городу
(краю); осознание своей национальности; уважение культуры и традиций народов России и
мира;
 формирование самооценки с осознанием своих возможностей в учении; умение видеть
свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
 формирование и развитие значимых мотивов учебной деятельности, любознательности
и интереса к новому содержанию и способам решения проблем; приобретение новых
знаний и умений, формирование мотивации достижения результата;
 ориентацию на содержательные моменты образовательного процесса;
 наличие стремления к совершенствованию своих способностей, ориентации на образец
поведения «успешного ученика» как примера для подражания;
 формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде;
 владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;

 способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
 принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 формирование установки на поддержание здоровьесбережения, охрану анализаторов; на
безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
 формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
 активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
 использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
 овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
 умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета;
 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии
с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
 готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества.

Предметные результаты
 освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного
поведения в мире природы и людей;
 освоение норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
 овладение доступными способами изучения природы и общества, компенсаторными
умениями и навыками познания окружающего мира с помощью нарушенного зрения;
 овладение умениями и навыками установления и выявления элементарных причинноследственных связей в окружающем мире;
 использование приемов и способов зрительного восприятия натуральных предметов, их
моделей, макетов;
 умение описывать на основе предложенного плана и алгоритма изученные объекты и
явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
 умение
использовать
зрительно-моторную
координацию,
пространственную
ориентировку и зрительное восприятие для расширения знаний о живой и неживой
природе, формирования целостных представлений о предметах окружающего мира
посредством развития способности вести целенаправленное наблюдение для формирования
умений анализировать свои восприятия, относить их к определенному предмету;
 сравнение объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств, используя зрительное восприятие и все анализаторы,
проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
 умение проводить несложные наблюдения в окружающей среде на основе зрительного
восприятия и использования всех анализаторов, ставить опыты, используя простейшее
лабораторное оборудование и измерительные приборы, средства оптической коррекции;
 обнаружение простейших взаимосвязей между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе;
 узнавание государственной символики Российской Федерации и своего региона;
описание достопримечательностей столицы и родного края;
 уметь находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой
регион и его главный город;
 оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья,
группа сверстников, этнос).
Содержание учебного предмета
1 полугодие (30 ч)
Введение (2 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире.
Наша школа. Дорога от дома до школы.
Экскурсия: Знакомство со школой.
Что и кто? (20 ч)
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору
учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш
город (село) – часть большой страны. Народы России. Что связывает народы России в
единую семью?
Проект «Моя малая родина».
Москва – столица России. Достопримечательности Москвы. Президент России–
глава государства. Правительство России и Государственная дума.
Что можно увидеть на небе днём и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав.

Красота и причудливость облаков. Луна и звёзды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и
красота. Гранит, кремень, известняк.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с
разнообразием плодов и семян.
Что растёт на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями
комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и
осенняя окраска листьев. Что такое хвоинки. Сосна и ель, их различение по общему виду,
хвоинкам, шишкам.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных,
их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода.
Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними
животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Планета Земля, её форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле.
Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в
пути. Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что
это за листья? Что такое хвоинки?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с
лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев
различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных
растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (8 ч)
Что такое семья. Члены семьи. Взаимоотношения в семье. Семейные традиции.
Проект «Моя семья».
Речная и подземная вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила
безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по
усмотрению учителя).
Река и море. Куда текут реки. Пресная и солёная вода. Изучение свойств снега и льда.
Откуда берутся снег и лёд.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями,
необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой.
2 полугодие (34 ч)
Как, откуда и куда? (продолжение раздела)(5ч)
Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад,
изюм, мед и др. (по усмотрению учителя). Как путешествует письмо.
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как
сделать Землю чище.
Экскурсия: Как путешествует письмо?
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших
приёмов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (10 ч)

Что такое класс, коллектив, одноклассники. Оснащение помещения класса для
хорошей учёбы.
Проект «Мой класс и моя школа».
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена
года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелётные птицы. Где они зимуют и как учёные узнали об этом.
Представление о далёком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные
прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного
обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в
будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (19 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звёзд. Созвездие Льва. Луна
– естественный спутник Земли. Почему Луна бывает разной. Почему на Луне не живут
люди.
Почему идёт дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных,
человека.
Звуки окружающего мира. Почему звенит звонок. Почему бывает эхо. Как беречь
уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Домашние питомцы. Правила ухода за домашними любимцами.
Проект «Мои домашние питомцы».
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить
бабочек.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жукносорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой
надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Что такое средства связи. Интернет. Средства массовой информации – радио,
телевидение, пресса (газеты и журналы).
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Правила безопасности в
автомобиле. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего
следования. Правила безопасности в поездах.
Назначение судов. Виды судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Правила безопасности на корабле.
Назначение самолётов. Виды самолётов. Устройство самолёта. Самолёты в прошлом
и теперь. Правила безопасности в самолёте.
Зачем осваивают космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.
Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к
своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
Тематическое планирование
№

Название разделов, тем

Кол-во

урока
п/п

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

часов
1 полугодие (30 ч)

Введение (2 ч)
Интегрированный урок с технологией. Задавайте вопросы
Интегрированный урок с физкультурой. Урок-экскурсия. «Наша школа»
Что и кто? (20 ч)
Интегрированный урок с технологией. Что такое Родина?
Интегрированный урок с физкультурой. Урок-экскурсия. Что мы знаем о
народах России?
Интегрированный урок с технологией. Что мы знаем о Москве?
Интегрированный урок с физкультурой. Проект «Моя малая родина»
Интегрированный урок с технологией. Урок-экскурсия. Что у нас над
головой?
Интегрированный урок с физкультурой. Урок-экскурсия. Что у нас под
ногами?
Интегрированный урок с технологией. Что общего у разных растений?
Интегрированный урок с физкультурой. Что растёт на подоконнике?
Интегрированный урок с технологией. Урок-экскурсия. Что растёт на
клумбе?
Интегрированный урок с физкультурой. Урок – экскурсия. Что это за
листья?
Интегрированный урок с технологией. Урок-экскурсия. Что такое
хвоинки?
Интегрированный урок с физкультурой. Кто такие насекомые?
Интегрированный урок с технологией. Кто такие рыбы?
Интегрированный урок с физкультурой. Кто такие птицы?
Кто такие звери?
Что окружает нас дома?
Что умеет компьютер?
Что вокруг нас может быть опасным?
На что похожа наша планета?
Проверка знаний и умений по разделу «Кто и что?»
Как, откуда и куда? (8 ч)
Как живёт семья?
Проект «Моя семья»
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Откуда в наш дом приходит электричество?
Урок-экскурсия. Как путешествует письмо?
Куда текут реки?
Откуда берутся снег и лёд?
Как живут растения ? Как живут животные?
2 полугодие (34 ч)

31
32
33
34
35
36

Как, откуда и куда?(продолжение) (5ч)
Странички для любознательных
Как зимой помочь птицам?
Откуда берётся и куда девается мусор?
Откуда в снежках грязь?
Проверка знаний и умений по разделу «Как, откуда и куда?»
Где и когда? (10 ч)
Когда учиться интересно?

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64

Проект «Мой класс и моя школа»
Когда придёт суббота?
Когда наступит лето?
Где живут белые медведи?
Где живут слоны?
Где зимуют птицы?
Когда появилась одежда?
Когда изобрели велосипед?
Когда мы станем взрослыми?
Проверка знаний и умений по разделу «Где и когда?»
Почему и зачем? (19 ч)
Почему Солнце светит днём, звёзды – ночью?
Почему Луна бывает разной?
Почему идёт дождь и дует ветер?
Почему звенит звонок?
Почему радуга разноцветная?
Почему мы любим кошек и собак?
Проект «Мои домашние питомцы»
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Зачем мы спим ночью?
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Зачем нам телефон и телевизор?
Зачем нужны автомобили?
Зачем нужны поезда? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать
правила безопасности?
Зачем строят корабли?
Зачем строят самолёты? Почему на корабле и в самолёте нужно
соблюдать правила безопасности?
Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово
«экология»?
Проверка знаний и умений по разделу «Почему и зачем?»
Итого:
Перечень экскурсий, обязательных практических работ и проектов

Экскурсии:
Знакомство со школой.
Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что у нас над головой?
Что у нас под ногами?
Что растёт на клумбе?
Что это за листья?
Что такое хвоинки?
Как путешествует письмо?
Практические работы:
Знакомство с комнатными растениями.
Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения.
Распознавание листьев различных деревьев.
Сравнительное исследование сосны и ели.

Что общего у разных растений?
Знакомство с глобусом.
Изучение свойств снега и льда.
Отработка простейших приёмов ухода за комнатными растениями.
Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Простейшие правила гигиены.
Проекты:
Проект «Моя малая родина».
Проект «Моя семья».
Проект «Мой класс и моя школа».
Проект «Мои домашние питомцы».
Учебно-методическое
и материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Литература для обучающихся
1. А. А. Плешаков. Окружающий мир 1 класс, М.: Просвещение, 2017.
2. Е. Ю. Еремеева. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2011.
3. С. Ю. Модестов. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2011.
4. Т. В. Модестова. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2011.
5. Т. В. Модестова. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2012.
6. А. А.Плешаков. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов.
– М.: Просвещение, 2012.
7. А. А. Плешаков. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.:
Просвещение, 2011.
8. А. А. Плешаков. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для
учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2010.
9. Л. Б. Шикина. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2011.
10. Л. Б. Шикина. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2012.
Методические пособия для учителя
1. Т. Н. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1 класс. – М.:
ВАКО, 2014.
2. О. Г. Муковникова. Природоведение. 1 класс. Поурочные планы по учебнику А. А.
Плешакова «Мир вокруг нас». – Волгоград: Учитель – АСТ, 2010.
3. А. А. Плешаков. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов.
– М.: Просвещение, 2011.
4. А. А. Плешаков. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.:
Просвещение, 2011.
5. А. А. Плешаков. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для
учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2012.
6. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое
сентября, 2010.
7. Тупоногов Б.К. Тифлопедагогические требования к современному уроку //Методические
рекомендации.-М., 1999.
8. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования слабовидящих обучающихся вариант 4.2.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ
Министерства образования РФ от 19 .12.2014г. №1598)
Дидактические материалы
10 Дидактический материал «Арктика»
11 Дидактический материал «Дом»
12 Транспорт 1
13 Транспорт 2
14 Птицы 1
15 Птицы 2
16 Грибы
17 Овощи и фрукты
18 Дикие животные
19 Домашние животные
20 Насекомые
21 Рыбы
38.Муляжи животных, насекомых.
22
Муляжи фруктов, овощей;
23
Муляжи и/или чучела домашних и диких животных, насекомых, рыб и т.д.;
24
Корнеплоды и плоды,
25
Скелет лягушки,
26
Модель цветка яблони,
27
Модель цветка пшеницы,
28
Модель стебля растения,
29
Модель строения листа,
30
Трёхпланетная модель (Земля, Солнце и Луна),
31
Строение Земли (разборная), Солнечная система

Иллюстрации к темам:
1. Что такое Родина? (Картинная карта России, физическая карта Российской Федерации,
Герб и флаг Российской Федерации).
2. Что у нас над головой? (карта звездного неба с изучаемыми созвездиями,
иллюстрации с видами облаков).
3. Что общего у разных растений? (плакаты с изображением строения цветка, кустарника,
дерева; рисунок-схема: этапы жизни растения).
4. Когда наступит лето? (схема времен года).
5. Где живут белые медведи?
6. Где живут слоны? (изображения белого медведя и слона (отдельно и непосредственно
в среде их обитания).
7. Модели дерева, строения цветка, Земли (глобус), светофора, знаков дорожного
движения
8. Гербарии
9. Коллекция камней
10. Натуральные объекты по изучаемым темам.
11. Фоны для рассматривания иллюстраций желтый, белый, зеленый.
Учебно-практическое оборудование

1. Классная (магнитная) доска.
2. Сигнальные карточки.
3. Раздаточный материал по темам урока.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
1. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс.
2. ИКТ, аудиовизуальные (презентации, образовательные видеофильмы).
3. Офтальмологический тренажёр.
Технические, специальные тифлосредства
реабилитации слабовидящих обучающихся
1. Ноутбук.
2. Мультимедийный проектор с наличием возможности увеличения масштаба печатного
текста и изображений.
3. Экран.
4. Тифломагнитофон
5. Индивидуальные оптические, тифлотехнические средства.
Виды наглядности, используемой в обучении детей с глубоким нарушением зрения
1 . Натуральные наглядные пособия (предметы ближайшего окружения (одежда, обувь,
посуда, мебель), животные, растения, овощи, фрукты и т.д., т.е. предметы, специально
подбираемые для занятия (урока) или объекты и явления, наблюдаемые на прогулках,
экскурсиях.
2. Объемные наглядные пособия (муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты,
геометрические тела).
3. Дидактические игрушки (куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, изображающие
животных, птиц, насекомых и т.д.).
4. Изобразительные наглядные пособия (предметные и сюжетные рисунки (иллюстрации к
сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин, фотоматериалы, слайды, диа, кино и
видеоматериалы, плакаты).
5 . Графические наглядные пособия (таблицы, схемы, планы).
6. Символические наглядные пособия (исторические, географические, биологические
карты).
7. Рельефные наглядные пособия (включают в себя иллюстративную, графическую и
символическую наглядность: рельефно-точечные и барельефные предметные и сюжетные
изображения, а также схемы, планы, таблицы, выполненные таким образом).
Наглядный материал может быть демонстрационным и раздаточным.
Демонстрационная наглядность используется для показа всей группе детей, раздаточный
рассчитан на работу с ним одного ребенка.
Основные требования наглядным материалам, используемым в
обучении детей с нарушением зрения
Огромное значение придается использованию натуральных наглядных пособий,
формированию у детей бисенсорного (зрительно-осязательного или осязательно-слухового)
и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия изучаемого наглядного
материала.
Наиболее эффективно ознакомление детей с натуральной наглядностью происходит
на целевых прогулках и экскурсиях (например, в парк, в лес, к озеру, к строящемуся объекту,
в магазин и т.д.).

Наблюдая и изучая реальные объекты или явления природы, окружающей
действительности в непосредственной близости, в контакте с ними, дети знакомятся с
многообразием и вариативностью их признаков, качеств и свойств. Приобретая таким
образом реалистические представления о них, дети начинают понимать сущность
происходящих событий (например, последовательность смены времен года,
взаимосвязанность жизнедеятельности человека с сезонными явлениями и т.п.).
Восприятие натуральной наглядности особое значение имеет для тотально слепых
детей и слепых детей, имеющих остаточное зрение, не позволяющее однако хорошо
рассмотреть окружающие объекты. Своеобразие чувственного познания детей данной
категории обусловливает замедленность, фрагментарность, многоступенчатость их
восприятия. Через натуральную наглядность с помощью сохранных органов чувств слепые
дети получают максимально полную информацию о различных объектах и явлениях, т.е.
информацию, адекватную для них по значению зрительной. (7).
При первичном ознакомлении детей с программным материалом (например, по теме
«Овощи и фрукты», «Мебель», «Посуда» и т.д.) в качестве наглядности обязательно
предъявляются натуральные предметы. Лишь после
тщательного изучения их свойств (например, мягкость, твердость или упругость овощей и
фруктов, их запахи, вкус) на следующих занятиях и уроках можно перейти к муляжам,
моделям, игрушкам, изобразительной наглядности.
Следует отметить, что в некоторых ситуациях, когда невозможно предоставить
детям для обследования натуральные предметы (например, при изучении темы
«Транспорт»), сначала демонстрируют модели, игрушки, обследуют и обыгрывают их. Это
позволяет детям с низкой остротой зрения позже - при наблюдении реальных объектов
транспорта на экскурсии -узнавать их даже на некотором расстоянии.
Натуральные предметы должны широко использоваться и в качестве раздаточного
материала на различных занятиях и уроках (например, на специальных коррекционных
занятиях при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста приемам
осязательного обследования; при обучении их счету, составлению арифметических задач и
т.д.).
При выборе натуральных предметов для демонстрации на занятиях и уроках
следует соблюдать определенные требования:
-предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования;
-предметы должны быть традиционной легко узнаваемой формы с четко
выраженными основными деталями;
-предметы должны быть ярко окрашенными, с выделенными цветом основными
деталями.
К объемной наглядности предъявляются требования передачи характерных
признаков изображаемых предметов (например, модель машины, макет комнаты). Важно
соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете.
Дидактические игрушки, используемые на занятиях и уроках для ознакомления
детей с какими-то предметами быта (например, игрушечная газовая плита или стиральная
машина, кукольная мебель) также выступают в качестве моделей и должны отвечать тем же
требованиям (т.е., быть с четко выделенными основными деталями, характеризующими
изображаемый предмет, например, ручки, конфорки и духовка - у газовой плиты). Игрушки,
изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их
пропорциональное соотношение; игрушки, изображающие животное — особенности строения
этого животного, его реальный окрас.
Рельефная наглядность рассчитана на ее восприятие детьми, имеющими
глубокую зрительную патологию (тотально слепые и слепые с остаточным зрением).
Следует отметить необходимость использования рельефной наглядности и в работе со
слабовидящими детьми, имеющими прогрессирующие зрительные заболевания и большую

потерю зрения. Изготавливается рельефная наглядность в инфомационно-полиграфическом
комплексе «Логос» ВОСа.
Рельефные наглядные пособия должны отражать основные признаки,
характеризующие предмет. Особенно точно должна быть передана форма предмета. Это
важно, т.к. в формировании у слепых детей представлений о предмете форма является
главным информационным признаком, по которому этот предмет узнается в рельефном
изображении. Необходима также передача в рельефном изображении строения
изображаемого предмета, соотношения его частей и правильных пропорций(4,6).
В последние годы многие наглядные пособия для детей с глубокой зрительной
патологией выполняются и в рельефно-точечном и в плоскопечатном (черно-белом или
цветном исполнении) вариантах. Это значительно расширяет возможности их
использования в работе с детьми, имеющими нарушения зрения разной степени тяжести.
Необходимо знать, что использование в работе с детьми, имеющими
глубокую зрительную патологию, рельефной наглядности эффективно только
в
случае
организации
последовательной
предварительной
работы.
Она
должна включать в себя широкое ознакомление детей с окружающим
предметным миром, обучение их приемам обследования, ознакомление с принципами
построения рельефных изображений, обучение чтению рельефных изображений, умению
соотносить реальные предметы с рельефными изображениями и наоборот.
Условия эффективности использования наглядности в обучении
детей с нарушением зрения:
1 . Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы
каждый ребенок мог ее рассмотреть (т.е., в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на
контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).
2. Для обследования (зрительного, зрительно-осязательного) наглядности детям с
нарушением зрения должно предоставляться больше времени (примерно вдвое), чем
нормально видящим.
3. Детям, которые в этом нуждаются, необходимо на занятии или уроке предоставить
возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее,
обследовать с помощью осязания.
4. В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с многоплановыми сюжетными
изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в группу,
класс до начала занятия или урока для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть
ее. После окончания занятия (урока) эта наглядность некоторое время может оставаться в группе
(классе).
5. Использование рельефной наглядности должно сопровождаться соотнесением ее с
реальными предметами.
6. При демонстрации новых, незнакомых детям игрушек, предметов педагог
обращает внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками,
свойствами, качествами, формирует у детей планомерность зрительно-осязательного
восприятия.
7. Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности четким, доступным
пониманию детей данного возраста описанием.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».