Адаптированная программа 4.2 1 класс Русский язык

Пояснительная записка
Рабочая программа (далее - программа) по учебному предмету «Русский язык» составлена
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования для детей с ОВЗ, на основе адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих
обучающихся, авторской программы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н.
Дементьева, Н. А. Стефаненко, Н. А. Федосова; учебника «Азбука» В. Г. Горецкий, В.А.
Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина, М: Просвещение-2017, прописи - В.Г.
Горецкий, Н. А. Федосова- М: «Просвещение», с учётом учебного плана МАОУ
«Велижанская СОШ» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Общая характеристика учебного предмета
Программа по изучению курса «Русский язык» в младших классах школы
слабовидящих начинается с обучения грамоте, после которого начинается раздельное
обучение русского языка и литературного чтения. Содержание всех разделов курса
«Русский язык» направлено на формирование функциональной грамотности и
коммуникативной компетентности учащихся, что требует навыков развития речи в
определённой системе.
Программа по русскому языку построена как органичная часть системы
лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающая готовность
слабовидящих выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Цели изучения курса:
 ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического
мышления учащихся;
 формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
В процессе реализации данных целей решаются следующие задачи:
 формирование у обучающихся начальных представлений о языке как
составляющей целостной картины мира;
 формирование коммуникативной компетенции слабовидящих обучающихся
– развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической
речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного чтения и письма
как показателя общей культуры человека;
 развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического
отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками
работы с учебными и научно-познавательными текстами;
 формировать и совершенствовать навыки чтения (сначала слогового, затем
целыми словами, чтения про себя).
 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать
свою речь.
 воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта
слабовидящих младших школьников, формирование представлений о добре и
зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов

















многонациональной России и других стран.
воспитывать у обучающихся целенаправленность, работоспособность,
настойчивость, трудолюбие, самостоятельность,
формировать навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер,
умение планировать работу и доводить начатое дело до конца;
воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, ответственность за
результаты своей деятельности;
формировать у учащихся внутреннюю потребность и уважительное отношение к
процессу и результатам труда;
воспитывать привычку к чистоте, сознательному выполнению санитарногигиенических правил;
воспитание уважения к народным обычаям и традициям
развитие зрительного восприятия;
формирование навыков зрительного анализа;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие познавательной деятельности;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
расширение кругозора;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
развитие монологической речи

Данный курс предполагает коррекцию и развитие у слабовидящих обучающихся
нарушенных функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии,
интеграцию слабовидящих обучающихся в социальную среду, развитие у них
компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе.
Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ письма с
использованием плоскопечатного шрифта, развитие речевых умений, обогащение и
активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, развитие мелкой
моторики рук, осязания, навыков ориентировки в малом пространстве (на плоскости стола,
в кассе букв, книге, тетради и др.), развитие зрительного восприятия, грамматикоорфографической пропедевтики.
Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и письму. Обучение
письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и
письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных трех
задач его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и
послебукварного (заключительного).
Содержание добукварного (подготовительного) периода направлено на создание
мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу письма. Особое
внимание на этом этапе уделяется подготовке руки к письму и развитию зрительномоторной координации.
У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении,
развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах
различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов
с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог,
«читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву
ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные
представления о гласных и согласных (твердых и мягких звуках), изучаются первые пять
гласных звуков и обозначающие их буквы.
Наряду с этой работой в добукварный (подготовительный) период обучения письму
слабовидящие первоклассники овладевают умениями зрительно рассматривать предмет,

соблюдая определённую последовательность, используя все способы зрительного
восприятия. Обучающиеся овладевают умениями узнавать и различать предметы по цвету,
форме, величине, соотносить их с цветными рельефными рисунками, самостоятельно
оперировать сенсорными эталонами (цвет, форма, величина).
В добукварный (подготовительный) период отрабатываются умения ориентировки
на парте (каждая вещь имеет своё постоянное место), умение ориентировки в первой
учебной книге и её страницах, умение ориентировки в кассе букв.
На уроках письма дети усваивают требования к положению книги, тетради на парте,
учатся занимать правильную позу при письме и чтении.
Букварный (основной) период охватывает изучение первых согласных звуков и их
буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих;
знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не
обозначающими звуки. Специфика данного периода заключается в непосредственном
обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения:
орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со
слоговыми таблицами и слогами слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных
букв, слогов, слов, предложений и небольших текстов.
Формирование умений работы с рисунками требует определённых предметных
представлений у слабовидящих первоклассников. В процессе формирования предметных
представлений в связи с обучением грамоте на уроке используются натуральные предметы,
чучела, муляжи, игрушки, предметные рисунки, контурные и силуэтные изображения.
Неадекватные предметные представления затрудняют работу с иллюстрациями, что
предусматривает работу по уточнению предметных представлений на предметных уроках.
Послебукварный (заключительный) период предполагает постепенный переход к
чтению целыми словами, формирование умения читать про себя, развитие и
совершенствование процессов сознательного, правильного, темпового и выразительного
чтения слов, предложений, небольших текстов.
Уроки письма в послебукварный (заключительный) период носят обобщающий
характер. Их планирует сам учитель в соответствии с уровнем подготовленности
обучающихся.
На всем протяжении обучения письму проводится работа по развитию зрительного,
слухового, осязательного восприятия в тесной связи с развитием речи и мышления
обучающихся.
Основной формой обучения является урок.
Распределение времени на прохождение программного материала даются
ориентировочно.
Направления работы.
Диагностическое:
выявление
уровня
подготовленности
слабовидящего
обучающегося к обучению письму, уровень развития мелкой моторики, зрительномоторной координации. Анализ результатов.
Организация учебной деятельности. Проведение уроков русского языка и при
необходимости коррекционной работы.
Консультативное: проведение консультаций для родителей (законных
представителей), педагогов.
Просветительское: проведение тематических родительских собраний, семинаров,
круглых столов.
Виды речевой деятельности на уроках русского языка.
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие
звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте,
определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для
эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической

формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь
внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в
соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение
нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,
прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических
норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка
содержания, языковых особенностей и структуры текста.[2]
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом без наклона, с учётом
гигиенических требований к этому виду учебной работы у слабовидящих. Списывание,
письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья № 91» на учебный предмет «Русский язык» в
первом классе отводится 161 часов (5 ч в неделю, 32 учебные недели).
Ценностные ориентиры учебного предмета
• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на
основе:
 проявления доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
 уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право
каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех
участников;
 адекватного использования компенсаторных способов для решения различных
коммуникативных задач;
 опоры на опыт взаимодействий в системе координат «слабовидящий - нормально
видящий», «слабовидящий-слабовидящий», «слабовидящий - слепой»;
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих
принципов нравственности и гуманизма:
 ориентации на оценку собственных поступков, развития этических чувств
(стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
 личностного самоопределения в учебной, социально-бытовой деятельности;
 восприятия «образа Я» как субъекта учебной деятельности;
 внутренней позиции к самостоятельности и активности;
 развития эстетических чувств;
• развитие умения учиться на основе:
 развития широких познавательных интересов, инициативы и любознательности,
мотивов познания и творчества;
 формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности
(планированию, контролю, оценке);
 развития чувственной основы познания, формирования компенсаторных способов
учебной деятельности;
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности на
основе:
 формирования самоуважения и эмоционально-положительного отношения к

себе и к окружающим, готовности открыто выражать и отстаивать свою
позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
 развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям,
ответственности за их результаты;
 формирования целеустремлённости и настойчивости в достижении целей,
готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
умения
противостоять
действиям
и
ситуациям,
 формирования
представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и
общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять
избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда
других людей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Программа «Русский язык» обеспечивает достижение определенных личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:
 осознавать роль языка и речи в жизни людей;
 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
 высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их
поступкам.
Метапредметными результатами
универсальных учебных действий (УУД).

изучения

курса

является

формирование

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
 определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
 проговаривать последовательность действий на уроке;
 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом учебника;
 учиться работать по предложенному учителем плану.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД





ориентироваться в тетради, учебнике;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения
или небольшого текста);
 слушать и понимать речь других;
 выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом
особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более
точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы;

 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения и следовать им;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих
умений:
 проводить звуковой анализ слова, называть звуки, из которых состоит слово
(гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и
непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук»
и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
 читать и составлять схемы звукового состава знакомых слов; определять
количество букв и звуков в слове;
 отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
 обозначать мягкость согласных звуков на письме;
 ставить пунктуационные знаки конца предложения;
 списывать слова, написание которых не расходится с произношением (10-15
слов) и писать под диктовку учителя слова и небольшие предложения (15-20
слов).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Обучающийся научится:
 первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и
неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми
и незнакомыми, с людьми разного возраста;
 соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
 слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
 пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
 составлять текст из набора предложений;
 выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать
текст.
 различать устную и письменную речь;
 составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания
рисунка);
 составлять небольшие монологические высказывания по результатам
наблюдений за фактами и явлениями языка.
 определять тему и главную мысль текста.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
 различать звуки речи;
 понимать различие между звуками и буквами;
 устанавливать последовательность звуков в слове и их число;

 различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно
произносить;
 определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или
безударный;
 различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
 различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их
в слове и правильно произносить;
 различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные
[ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
 устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол,
конь, ёлка;
 различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на
слоги;
 обозначать ударение в слове;
 правильно называть буквы в алфавитном порядке;
 различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
 различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдостимягкости согласных звуков;
 определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости
предшествующего согласного звука;
 наблюдать над образованием звуков речи;
 определять функцию букв е, ё, ю, я в слове;
 обозначать на письме звук [й’];
 устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа
коньки, утюг, яма, ель.
Лексика
Обучающийся научится:
 различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний
(книга — агник);
 различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
 определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
 классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди,
животные, растения, инструменты и др.);
 определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия,
слова-извинения, слова-благодарения);
 на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова,
близкие и противоположные по значению;
 на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия
признаков предметов, названия действий предметов.
Морфология
Обучающийся научится:
 различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия
предметов);
 соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
 соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают
эти слова;

 соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают
эти слова;
 различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
Синтаксис
Обучающийся научится:
 различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие
предложения;
 выделять предложения из речи;
 соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
 определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3
предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
 соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим
схемам;
 составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной
форме);
 составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на
тему «Весна»);
 писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
 сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без
терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию,
(мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
 применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в
предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч,
щ (в положении под ударением); перенос слов; прописная буква в начале
предложения, в именах собственных; знаки препинания конца предложения
(.?!);
 безошибочно списывать текст с доски и учебника;
 писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
 определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
 писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце
слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);
 применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под
диктовку и при списывании.
Содержание учебного предмета
1 полугодие (76 ч)
Добукварный (подготовительный) период (39 ч)
Выявление готовности учащихся к обучению письму.
Понятие речи (устная и письменная). Общее представление о языке.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова
на слоги с использованием графических схем.

Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов в
предложении; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце
предложения.
Слог, ударение. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на
слоги. Определение места ударения.
Звуки и буквы. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его
значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных
твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог-слияние. Чтение и составление схемы слова со
слогом-слиянием.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствий между
произносимыми словами и предъявленными звуко-слоговыми схемами-моделями.
Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, у, ы, узнавание по сочетанию точек,
составляющих их, правильное соотнесение звуков и букв. Формирование зрительного
восприятия букв. Формирование умения различать и узнавать буквы, соотносить их с
соответствующими звуками, воспроизводить звукопроизносительный образ слова, его
прочитывать. Обучение фиксации слабовидящими учениками начала каждого слога (слова),
а далее формирование умения держать линию читаемого текста.
Умение соотносить предметы с рисунком в азбуке и в дидактическом материале,
правильное их определение, узнавание предметов на ярких картинках.
Правильная посадка при письме. Ориентировка на листе; подготовка рук к письму;
развитие осязательного восприятия и мелкой моторики.
Букварный (основной) период (37 ч)
Овладение приемами и способами ориентировки в микропространстве: на рабочем
месте, в учебнике, в тетради (уметь быстро находить нужную страницу, строку, букву; уметь
правильно размещать на парте учебные принадлежности; уметь работать с кассой букв,
раскладывать и составлять в слова буквы из кассы букв и графические схемы слова).
Развивать зрительное, слуховое восприятие и мелкую моторику.
Развитие мелкой моторики пальцев, координации и точных движений руки. Развитие
умения ориентироваться на пространстве листа в тетради.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов с предварительным устным анализом их
состава.
2 полугодие (85 ч)
Букварный (основной) период (продолжение раздела) (68ч)
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами,
знака переноса, знака препинания.
Обучение умению представлять образ (форму) каждой буквы, состоящей из
определённых элементов при её письме, писать буквы, имеющие зеркальное сходство.
Знакомство с правилами правописания и их применение: обозначение гласных после
шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши). Слова с этими сочетаниями.
Послебукварный (заключительный) период (17 ч)
Знакомство с русским алфавитом.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.
Письмо под диктовку учителя слов и предложений, написание которых не расходится
с их произношением.
Списывание букв (прочитать, запомнить, записать по памяти).
Списывание слогов (прочитать, сделать звуко-слоговой анализ, записать по памяти).
Списывание слов (прочитать, разделить на слоги, провести звуко-буквенный анализ,
записать по памяти).
Списывание предложений (прочитать, провести анализ, ещё раз прочитать, записать по
памяти).
В процессе списывания отрабатывать умение использовать правила чтения и письма.
Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Тематическое планирование
№
раздела,
урока п/п

I
1.
1
2
3-4

5
2.
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Наименование разделов, тем
1 полугодие (76 ч)
Добукварный период (подготовительный период)
Знакомство с тетрадью, ручкой. Гигиенические правила письма
Интегрированный урок с литературным чтением. Пропись-первая
учебная тетрадь
Интегрированный урок с литературным чтением. Гигиенические
правила письма.
Обводка рисунков по контуру. Гигиенические правила письма.
Интегрированный урок с литературным чтением. Обводка рисунков по
контуру. Гигиенические правила письма
Интегрированный урок с литературным чтением.Обводка рисунков по
контуру. Штриховка. Гигиенические правила письма.
Рабочая строка. Рисование узоров, обводка фигур
Интегрированный урок с литературным чтением. Рабочая строка.
Верхняя и нижняя линии.
Интегрированный урок с литературным чтением. Рабочая строка.
Письмо полуовалов.
. Рабочая строка. Письмо полуовалов и кругов.
Интегрированный урок с литературным чтением. Письмо длинной
наклонной линии.
Интегрированный урок с литературным чтением.Письмо длинной
наклонной линии с закруглением внизу.
Интегрированный урок с литературным чтением. Письмо короткой
наклонной линии с закруглением внизу.
Интегрированный урок с литературным чтением. Письмо короткой
наклонной линии с закруглением вверху.
Письмо длинной и короткой линий с закруглением внизу
Интегрированный урок с литературным чтением. Письмо короткой
наклонной линии с закруглением вверху
Интегрированный урок с литературным чтением. Письмо длинной и
короткой линий с закруглением внизу

Кол-во
часов
39
5
1
1
2

1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

16
3.
17
18
19
20
21
22
23
24
25
4.
26
27-28
29-30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
II
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

Интегрированный урок с литературным чтением. Письмо большого и
малого полуовалов.
Элементы букв. Петельные элементы букв. Письмо различных
элементов бук
Интегрированный урок с литературным чтением. Письмо коротких
прямых наклонных линий
Письмо длинных прямых наклонных линий
Интегрированный урок с литературным чтением. Письмо короткой
наклонной линии с закруглением внизу.
Интегрированный урок с литературным чтением. Письмо длинной
наклонной линии с закруглением внизу.
Интегрированный урок с литературным чтением. Письмо короткой
наклонной линии с закруглением вверху и внизу.
Интегрированный урок с литературным чтением. Письмо наклонной
линии с петлёй внизу
Письмо наклонной линии с петлёй вверху
Интегрированный урок с литературным чтением. Письмо наклонных
линий с петлей вверху и внизу.
Интегрированный урок с литературным чтением. Письмо овалов и
полуовалов в рабочей строке.
Строчные и прописные гласные буквы
Пропись №2. Интегрированный урок с литературным чтением.
Строчная буква а.
Интегрированный урок с литературным чтением. Заглавная буква А.
Интегрированный урок с литературным чтением. Строчная и заглавная
буквы Оо.
Интегрированный урок с литературным чтением. Строчная буквы и.
Интегрированный урок с литературным чтением. Заглавная буква И.
Строчная и заглавные буквы и,И
Интегрированный урок с литературным чтением. Строчная буква ы.
Интегрированный урок с литературным чтением. Строчная буква ы
Интегрированный урок с литературным чтением. Письмо строчной
буквы у.
Интегрированный урок с литературным чтением. Письмо заглавной
буквы У.
. Письмо заглавной буквы У.Письмо строчной и заглавной букв У.
. Письмо изученных гласных букв.
Букварный период
Букварный период в 1 полугодии
Строчная буква н.
Заглавная буква Н.
Строчная буква с.
Заглавная буква С.
Письмо слов с изученными буквами.
Строчная буква к.
Заглавная буква К.
Письмо слов и предложений с буквами к, К.
Строчная буква т.
Заглавная буква Т.
Письмо слов и предложений с изученными буквами.
Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
105
37
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76

77-78
79
80
81
82-83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100

Строчная буква л.
Заглавная буква Л.
Письмо слов и предложений с изученными буквами.
Строчная буква р.
Заглавная буква Р.
Письмо слов и предложений с изученными буквами.
Строчная буква в.
Заглавная буква В.
Повторение написания букв в, В.
Письмо слов и предложений с изученными буквами.
Строчная буква е.
Заглавная буква Е.
Повторение написания букв е, Е.
ПРОПИСЬ № 3 Строчная буква п.
Заглавная буква П.
Повторение написания букв п, П.
Строчная буква м.
Заглавная буква М. Написание слов и предложений с буквами м, М.
Строчная буква з.
Заглавная буква З.
Повторение написания букв З, з.
Строчная буква б.
Заглавная буква Б.
Строчная буква д.
Заглавная буква Д.
2 полугодие (85 ч)
Букварный период (продолжение ) 68ч
Написание слов и предложений с буквами д, Д.
Строчная буква я.
Заглавная буква Я.
Буква я - показатель мягкости согласных звуков.
Повторение написания букв Я, я. Письмо слов и предложений с
изученными буквами.
Строчная и прописная буквы г, Г.
Повторение написания букв Г, г.
Строчная буква ч, сочетания ча, чу.
Заглавная буква Ч.
Закрепление правописания букв Ч, ч.
Буква ь – показатель мягкости.
Буква ь в середине слова.
ПРОПИСЬ №4 Строчная буква ш.
Заглавная буква Ш.
Повторение написания букв Ш, ш, сочетание ши.
Строчная буква ж.
Заглавная буква Ж.
Повторение написания букв Ж, ж, сочетания жи, ши.
Строчная буква ё.
Буква ё – показатель мягкости согласных звуков.
Заглавная буква Ё.
Буква й.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

101
102
103
104
105
106
107-108
109
110
111-112
113
114
115
116
117
118
119
120
121-122
123
124
125
126
127
128
129-130
131-133
134
135
136-137
138
139
140
141
142
143
144
III
1.
145
146
2.
147
148
3.
149
150
151
152

Слова с буквой й.
Строчная буква х.
Заглавная буква Х.
Повторение написания букв Х, х.
Строчная буква ю.
Заглавная буква Ю.
Буква Ю – показатель мягкости согласных звуков.
Строчная буква ц.
Заглавная буква Ц.
Повторение написания букв Ц, ц.
Строчная буква э.
Заглавная буква Э.
Строчная буква щ.
Повторение написания буквы щ, сочетания ща, щу.
Заглавная буква Щ.
Строчная буква ф.
Заглавная буква Ф.
Буквы Ь и Ъ.
Закрепление.
Алфавит. Списывание текста (15 минут).
Слово, предложение, текст.
Предложение и текст.
Предложение.
Главные члены предложения.
Восстановление деформированного текста.
Заглавная буква в словах.
Понятие предлога.
Правописание предлогов со словами.
Сопоставление звуков и графических знаков.
Сопоставление звуков и графических знаков
Различие гласных и согласных звуков и букв.
Согласные звуки и буквы.
Фонетический анализ слова.
Алфавит. Слог. Ударение.
Уточнение представлений о слоге.
Ударение.
Распознавание в словах ударных и безударных слогов.
Послебукварный период
Перенос слова
Перенос слов
Закрепление правил переноса слов.
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Обозначение мягкости согласных звуков гласными.
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.
Правописание буквосочетаний
Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ШИ, ЖИ.
Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ,
Правописание ЧК, ЧН.
Закрепление правописания сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК,
ЧН.

1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
3
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
17
2
1
1
2
1
1
6
1
1
1
1

1
Контрольное списывание.
Работа над ошибками, допущенными в контрольном списывании
1
Парные звонкие и глухие согласные звуки
2
Парные звонкие и глухие согласные звуки. Правописание парных
2
согласных звуков на конце слов.
5.
Правописание гласных в ударных и безударных слогах
4
157-160 Правописание гласных в ударных и безударных слогах.
4
6.
Повторение
1
161
Повторение изученного материала. «В мире русского языка»
Итого:
161
Перечень обязательных практических, контрольных и других видов работ
153
154
4.
155-156

Контрольные работы:
Контрольное списывание (итоговая работа за учебный год)
Учебно - методическое и
материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература для учащихся:
1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. и др. Русская Азбука. 1 класс. - М.:
Просвещение, 2017.
2. Горецкий В.Г, Федосова Н.А. Прописи. В 4 частях. - М.: Просвещение, 2018.
Литература для учителя:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ
Министерства образования РФ от 19 .12.2014г. №1598).
2. Горецкий В. Г., Белянкова Н. М. Обучение грамоте: методическое пособие с
поурочными разработками. - М.: Просвещение, 2014.
3. Никулина Г.В., Замашнюк Е.В., Потемкина А.В., Фомичева Л.В. Содержание и
организация образования слабовидящих в свете ФГОС начального общего
образования для обучающихся с ОВЗ. – СПб.: Граница, 2015.
4. О. Н. Крылова Карточки по обучению грамоте: к учебнику В. Г. Горецкого и др.
«Азбука. 1 класс». - М.: Экзамен, 2012.
5. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования слабовидящих обучающихся вариант 4.2.
Дидактический материал и учебное оборудование:

5.

1. Подставка для учебника
2. Дополнительные источники освещения (по необходимости)
3. Тифлосредства для слабовидящих
4. Индивидуальные кассы букв, слогов
Дидактический материал для фронтальной работы (схемы слогов, предложений и
т.д.)
6. Муляжи фруктов и овощей
7. Наборное полотно
8. Предметные картинки, фотографии, плакаты, схематические рисунки

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

1.
Электронное приложение к учебнику «Азбука», 1 класс.
2. ИКТ, аудиовизуальные (презентации, образовательные видеофильмы, тренажёры).
Технические, специальные и оптические тифлосредства реабилитации
слабовидящих обучающихся:
1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.

Ноутбук.
Мультимедийный проектор с наличием возможности увеличения масштаба
печатного
текста и изображений.
Интерактивная доска
Тифломагнитофон
Тифлофлешплеер
Индивидуальные оптические средства коррекции (лупы различной кратности).
Электронный ручной видео-увеличитель «Optic Zoom».
Электронный увеличивающий сканер-блокнот МТ- 130.
Интернет-ресурсы.

http://www.n-shkola.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.uchportal.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://nachalka.info/
http://www.openclass.ru/
http://www.zavuch.info/
http://nsc.1september.ru/
http://www.nachalka.com/photo/
http://interneturok.ru/ru
http://eor-np.ru
http://numi.ru/3130
http://www.metodkabinet.eu/

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».