Адаптированная программа 4.2 1 класс Технология

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Технология (труд)» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования для детей с ОВЗ, на основе адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся,
авторской
программы Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой «Технология» - М.: Просвещение, 2014, учебника
«Технология» Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой, М.;-«Просвещение» 2017, с учётом учебного
плана МАОУ «Велижанская СОШ» для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Технология (труд)» входит в образовательную область «Технология».
Программа направлена на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых
компетентностей, что соответствует основной образовательной программе общего
образования, федеральным государственным образовательным стандартам начального
образования обучающихся с ОВЗ и направлена на обеспечение равных возможностей и
качественного образования слабовидящих детей.
Цель реализации программы - создание условий выполнения требований ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ через обеспечение получения качественного образования
слабовидящими обучающимися в пролонгированные сроки, по итоговым достижениям
соответствующим требованиям к результатам освоения программой учебного предмета
«Технология (труд)», определенным ФГОС НОО, с учетом особых образовательных
потребностей слабовидящих обучающихся начальных классов, развитие слабовидящего
школьника как личности, полноценно владеющей технологическими знаниями и техникотехнологическими умениями.
Задачи данного курса:











формирование первоначального опыта практической преобразующей деятельности;
основ первоначальных конструкторско – технологических знаний и умений;
освоение обучающимися приёмов и способов работы с различными материалами и
инструментами, различных техник изготовления изделий, соблюдая правила
техники безопасности;
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и
людям труда;
овладение учащимися технологическими приемами ручной обработки материалов;
развитие трудовых умений, способностей и компенсаторных возможностей в
процессе овладения трудовыми навыками;
формирование таких личностных и нравственных качеств, как трудолюбие,
организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу,
любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и
результатам труда;
формирование основ трудовой деятельности, необходимых для полноценной
коммуникации, социального и трудового взаимодействия;
совершенствование и уточнение представлений слабовидящих младших
школьников об окружающем мире в процессе проектной деятельности;
формирование потребности в выполнении трудовых действий в активной бытовой и
социальной деятельности; нивелирование иждивенческой жизненной позиции для
преодоления ситуации неуспеха.

Теоретической основой данной программы являются системно-деятельностный
подход и теория развития личности учащегося на основе освоения УУД: понимание
процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих
инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности,
обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Особенностью программы является то, что она направлена на изучение начального
курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека.
Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и
творец
рукотворного мира.
Освоение содержания предмета осуществляется на основе
продуктивной проектной деятельности.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных
детьми в процессе изучения других
учебных предметов: окружающего мира,
изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
Учебный предмет имеет практико-ориентированную направленность. Его
содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как
совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, но и
показывает, как использовать эти знания в разных сферах деятельности. Практическая
деятельность на уроках технологии помогает слабовидящим учащимся овладевать
приемами и способами предметной и пространственной ориентировки, является средством
общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также
формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
В результате изучения учебного предмета «Технология (труд)» у слабовидящих
обучающихся будут формироваться первоначальные представления о созидательном и
нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности
правильного выбора профессии с учетом своих возможностей и противопоказаний. У них
будет формироваться положительное отношение к труду и его значению в жизни человека.
Слабовидящие обучающиеся приобретут первоначальные представления о материальной
культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; об опыте как
основе обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности.
У обучающихся будут развиваться трудовые умения, профессиональные интересы,
способности и компенсаторные возможности в ходе овладения трудовыми навыками.
Слабовидящие обучающиеся приобретут навыки самообслуживания, овладеют
технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоят правила техники
безопасности.
Обучающиеся научатся использовать приобретенные знания и умения для
творческого решения конструкторских, технологических и организационных задач,
приобретут первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; первоначальные знания о
правилах создания предметной и информационной
Также, в процессе трудового обучения выявляется и осуществляется коррекция
недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи,
пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно
мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна способствовать развитию
самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к
общетехническому труду.
На уроках труда, в процессе обучения происходит:
 развитие познавательной деятельности на полисенсорной основе; развитие
пространственных представлений и ориентации;
 развитие познавательной деятельности;
 расширение кругозора;
 коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;
 развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы.
Развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности
на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и
системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям
в новых условиях и нестандартных ситуациях;
Основной формой обучения является урок. На уроках предусматривается
использование различных наглядных средств обучения (модели, муляжи, макеты,
натуральные объекты и т.д.).
Организационные формы, применяемые на уроках, различны: индивидуальное,
коллективное и групповое выполнение заданий.
Занятия проводятся с учётом возрастных особенностей, имеющихся навыков
самостоятельной познавательной деятельности и степенью готовности к работе в
коллективе.
Для осуществления индивидуального подхода при организации занятий необходимо
учитывать дошкольный опыт ребёнка и его положение в семье, зрительные возможности
обучающегося, состояние его здоровья (наличие и характер сопутствующих заболеваний),
особенности эмоционально-волевой сферы, уровень его физического и психического
развития.
Направления работы:
Диагностическое: выявление уровня подготовленности слабовидящего ребенка к
усвоению школьной программы. Анализ результатов.
Организация учебной деятельности. Проведение уроков технологии, и при
необходимости коррекционной работы, выбор наиболее рациональных дидактических
пособий.
Консультативное: проведение консультаций для родителей (законных
представителей), педагогов.
Просветительское: проведение тематических родительских собраний, семинаров,
круглых столов


Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья № 91» на учебный предмет «Технология (труд)» в
первом классе отводится 32 часа (1 ч в неделю, 32 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Технология (труд)» как учебный предмет является комплексным и интегративным. В
содержательном плане он предполагает следующие взаимосвязи с основными предметами
начальной школы:
– с изобразительным искусством – использование средств художественной
выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на
основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна;
– с математикой – моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм
с учётом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными
числами;
– с окружающим миром – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как
универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как
источника сырья с учётом экологических проблем;
– с родным языком – развитие устной речи на основе использования важнейших видов
речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и

обсуждения результатов практической деятельности; повествование о ходе действий и
построении плана деятельности;
– с литературным чтением – работа с текстами для создания образа, реализуемого в
изделии, извлечение предметной информации из деловых статей и текстов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение слабовидящими обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
 воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
 формирование самооценки с осознанием своих возможностей в учении,
способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие значимых мотивов учебной деятельности, любознательности и
интереса к новому содержанию и способам решения проблем;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
 формирование умения ориентироваться в пространственной и социальнобытовой среде;
 способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях;
 формирование установки на поддержание здоровьесбережения, охрану
нарушенного зрения, на безопасный, здоровый образ жизни;
 сформированность бережного отношения к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
 с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на
уроке;
 учиться проговаривать последовательность действий на уроке;

 формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
 учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника;
 с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания
материалов и инструментов;
 учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие
для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую
работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
 выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
 формировать умение понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;
 учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
 наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир
ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и
окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративнохудожественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
 сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать
конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения;
группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому,
технологическому, декоративно-художественному);
 с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от
уже известного;
 ориентироваться в материале на страницах учебника;
 овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
 находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться
памятками (даны в конце учебника);
 преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия,
художественные образы.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
 учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 учиться взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» в процессе изучения курса
технологии;
 совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты

 формирование представлений о созидательном и нравственном значении труда в
жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора
профессии с учетом своих возможностей и противопоказаний;
 формирование положительного отношения к труду и его значению в жизни
человека;
 формирование представлений о материальной культуре как продукте предметнопреобразующей деятельности человека; об опыте как основе обучения и познания,
осуществлении поисково-аналитической деятельности;
 приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами
ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
 развитие трудовых умений, профессиональных интересов, способностей и
компенсаторных возможностей;
 использование приобретённых знаний и умений для творческого решения
несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских),
технологических и организационных задач;
 приобретение знаний о правилах создания предметной и информационной среды и
умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных
художественно-конструкторских задач.
Содержание учебного предмета
1 полугодие (15 ч)
Природная мастерская (9 ч)
Сбор даров природы (листьев, цветов, трав, семян) для уроков художественного
труда. Фантазии из природных материалов (листьев, семян, веток, шишек, желудей,
каштанов). Способы соединения природных материалов. Композиции из листьев, орнамент
из листьев. Художественное конструирование из природных материалов.
Пластилиновая мастерская (4 ч)
Материалы и инструменты, используемые в работе, их свойства, способы лепки,
порядок работы, выбор цвета. Изделия из пластилин: печенье, пирожное, морские
обитатели.
Бумажная мастерская (2 ч)
Художественное конструирование из бумаги новогодних подвесок, гирлянд,
новогодних открыток. Виды бумаги, их свойства. Оригами - древнее Японское искусство
Складывание из бумаги. Объёмные аппликации. Изделия: рыбка, бабочка, птичка, лягушка,
пингвин, морж, тюлень.
2 полугодие (17 ч)
Бумажная мастерская (13ч)(продолжение раздела)
Изготовление подарочной открытки ко Дню Защитников Отечества. Режущий
инструмент- ножницы. Безопасное обращение с ножницами. Мозаика. Подарок-портрет для
мамы. Шаблон. Техника разметки деталей по шаблону. Составление композиций.
Художественное конструирование бабочки из бумаги. Орнамент в полосе. Колорит.
Коллаж, роспись, аппликация- виды художественной техники.

Текстильная мастерская (4 ч)
Материалы и инструменты, ткань - материал для творчества. Виды ткани. Швейные
приспособления, работа с иглой (только дети с достаточной остротой зрения)
Тематическое планирование
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14-15

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Наименование разделов, тем
1 полугодие (15 ч)
Природная мастерская (9 ч)
Интегрированный урок с окружающим миром. Урок-экскурсия.
Рукотворный и природный мир города и села.
Интегрированный урок с окружающим миром. Урок-экскурсия.
На земле, на воде и в воздухе.
Интегрированный урок с окружающим миром. Урок-экскурсия.
Природа и творчество. Природные материалы. Листья и фантазии.
Интегрированный урок с окружающим миром. Урок-экскурсия.
Семена и фантазии.
Интегрированный урок с окружающим миром. Урок-экскурсия.
Веточки и фантазии.
Интегрированный урок с окружающим миром. Урок-экскурсия.
Фантазии из шишек, желудей, каштанов.
Интегрированный урок с окружающим миром.
Композиция из листьев. Что такое композиция?
Интегрированный урок с окружающим миром.
Орнамент из листьев. Что такое орнамент?
Интегрированный урок с окружающим миром.
Природные материалы. Как их соединить?
Пластилиновая мастерская (4 ч)
Интегрированный урок с окружающим миром.
Материалы для лепки. Что может пластилин?
В мастерской кондитера. Как работает мастер?
В море. Какие цвета и формы у морских обитателей?
Наши проекты. Аквариум
Бумажная мастерская (2ч)
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Наши проекты. Скоро Новый
год!
2 полугодие (17 ч)
Бумажная мастерская (13ч)
Бумага. Какие у неё есть секреты? Аппликация «Домик»
Бумага и картон. Какие секреты у картона?
Оригами. Как сгибать и складывать бумагу?
Обитатели пруда. Какие секреты у оригами?
Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок?
Наша родная армия.
Ножницы. Что ты о них знаешь?
Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок-портрет?
Шаблон. Для чего он нужен?
Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? Оригами «Бабочки»

Всего
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
2

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

26
27
28
29
30
31
32

Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?
Весна. Какие краски у весны? Настроение весны. Что такое колорит?
Праздники и традиции весны. Какие они?
Текстильная мастерская (4 ч)
Мир тканей. Для чего нужны ткани?
Игла-труженица. Что умеет игла?
Вышивка. Для чего она нужна? Вышивка «Цветы»
Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Закрепление.
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
32

Перечень обязательных экскурсий и проектов

Экскурсии:
Рукотворный и природный мир города и села.
На земле, на воде и в воздухе.
Природа и творчество. Природные материалы. Листья и фантазии.
Семена и фантазии.
Веточки и фантазии.
Фантазии из шишек, желудей, каштанов.
Проекты:
Наши проекты. Аквариум.
Наши проекты. Скоро Новый год!

Учебно - методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
Литература для учащихся
1.Лутцева Е.А. Зуева Т.П., «Технология» 1 класс, М.;- «Просвещение» 2017
Методические пособия для учителя
1. Лутцева Е.А., Зуева Т.П. «Технология». Рабочие программы. – Москва: Просвещение,
2014.
2. Лутцева Е.А. Зуева Т.П., Технология. Методическое пособие с поурочными
разработками.
1 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / -М.: Просвещение,
2013.
3. Трушина В. П. Уроки труда в начальной школе. 1-2 классы. – Волгоград: Учитель, 2012
4.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования слабовидящих обучающихся вариант 4.2.
Дидактические материалы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Гербарий растений.
Рельефные иллюстрации животных.
Рельефные иллюстрации «Транспорт».
Рельефные иллюстрации «Посуда».
Рельефные иллюстрации «Деревья».
Образцы поделок «Оригами».
Образцы изделий из «Природного материала».
Образцы «Аппликации».
Инструкции по технике безопасной работы с различными инструментами и

материалами.
Учебно-практическое оборудование
1. Набор инструментов для работы с различными материалами:
 ножницы
 иглы
 канцелярские ножи
 линейки
 простые карандаши
 фломастеры
 кисточки
 стеки
 доски для лепки
2. Наборы материалов:
 альбом
 цветная бумага
 картон (цветной и белый)
 ткань
 нитки (мулине, шерстяные)
 игольницы
 скотч
 клей
 пластилин
3. Заготовки природного материала: листья, жёлуди, шишки, веточки и др.
4.
Наборы шаблонов для изготовления изделий.
5.
Коллекция тканей «Лён», «Хлопок», «Шерсть».
6.
Коллекция «Виды швов».
7.
Коллекция «Виды и свойства бумаги и картона».
8.
Наборы муляжей «Овощи и фрукты».
9. Семена растений (цветов, овощных культур).
10. Пакетики и коробочки для семян.
Информационно-коммуникативные средства
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа http://schoolcollection.edu.ru
Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193.
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа
www.festival.lseptember.ru
www.km.ru/education
www.uroki.ru
http://school-russia.prosv.ru/info.
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
http://www.origami-do.ru/index.htm
http://tatianag2002.narod.ru/art.html
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1087/index.htm
http://stoys.narod.ru/index.htm
http://www.metodkabinet.eu/temkollekzii/narodnyepromysly.html
http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/master-klasy-dlja-vospitatelei/podelka-aplikacija-izsalfetok.html

http://masterclassy.ru/podelki/podelki-iz-salfetok/1076-cvety-iz-salfetok-gvozdika-masterklass.html
http://masterclassy.ru/podelki/podelki-iz-salfetok/5827-cvetochnyy-gorshochek-iz-salfetokmaster-klass-s-poshagovymi-foto.html
http://redirect.subscribe.ru/_/-/www.kopilochka.net.ru/podelki/40-kartina/714-vaza.html
Технические, специальные и оптические тифлосредства
реабилитации слабовидящих обучающихся
Ноутбук.
Мультимедийный проектор с наличием возможности увеличения масштаба
печатного
текста и изображений.
3.
Экран.
4.
Тифломагнитофон.
5.
Индивидуальные оптические средства коррекции (лупы различной кратности).
6. Электронный ручной видео-увеличитель «OpticZoom».
7. Электронный увеличивающий сканер-блокнот МТ- 130.
8. Шредер Oastar
9. Обрезчик углов Bulros C002R5
1.
2.

Основные требования к наглядным материалам,
используемым в обучении детей с нарушением зрения
Огромное значение придаётся использованию натуральных наглядных пособий,
формированию у детей бисенсорного (зрительно-осязательного или осязательно-слухового)
и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия изучаемого наглядного
материала.
Наиболее эффективно ознакомление детей с натуральной наглядностью происходит
на целевых прогулках и экскурсиях (например, в парк, в лес, к озеру, к строящемуся объекту,
в магазин и т.д.).
Наблюдая и изучая реальные объекты или явления природы, окружающей
действительности в непосредственной близости, в контакте с ними, дети знакомятся с
многообразием и вариативностью их признаков, качеств и свойств. Приобретая, таким
образом реалистические представления о них, дети начинают понимать сущность
происходящих событий (например, последовательность смены времён года,
взаимосвязанность жизнедеятельности человека с сезонными явлениями и т.п.).
Восприятие натуральной наглядности особое значение имеет для тотально слепых
детей и слепых детей, имеющих остаточное зрение, не позволяющее, однако хорошо
рассмотреть окружающие объекты. Своеобразие чувственного познания детей данной
категории обусловливает замедленность, фрагментарность, многоступенчатость их
восприятия. Через натуральную наглядность с помощью сохранных органов чувств, слепые
дети получают максимально полную информацию о различных объектах и явлениях, т.е.
информацию, адекватную для них по значению зрительной.
При первичном ознакомлении детей с программным материалом (например, по теме
«Овощи и фрукты», «Мебель», «Посуда» и т.д.) в качестве наглядности обязательно
предъявляются натуральные предметы. Лишь после

тщательного изучения их свойств (например, мягкость, твердость или упругость овощей и
фруктов, их запахи, вкус) на следующих занятиях и уроках можно перейти к муляжам,
моделям, игрушкам, изобразительной наглядности.
Следует отметить, что в некоторых ситуациях, когда невозможно предоставить
детям для обследования натуральные предметы (например, при изучении темы
«Транспорт»), сначала демонстрируют модели, игрушки, обследуют и обыгрывают их. Это
позволяет детям с низкой остротой зрения позже – при наблюдении реальных объектов
транспорта на экскурсии – узнавать их даже на некотором расстоянии.
Натуральные предметы должны широко использоваться и в качестве раздаточного
материала на различных занятиях и уроках (например, на специальных коррекционных
занятиях при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста приёмам
осязательного обследования; при обучении их счёту, составлению арифметических задач и
т.д.).
При выборе натуральных предметов для демонстрации на занятиях и уроках
следует соблюдать определённые требования:
- предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования;
- предметы должны быть традиционной легко узнаваемой формы с чётко выраженными
основными деталями;
- предметы должны быть ярко окрашенными, с выделенными цветом основными деталями.
К объёмной наглядности предъявляются требования передачи характерных
признаков изображаемых предметов (например, модель машины, макет комнаты). Важно
соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете.
Дидактические игрушки, используемые на занятиях и уроках для ознакомления
детей с какими-то предметами быта (например, игрушечная газовая плита или стиральная
машина, кукольная мебель) также выступают в качестве моделей и должны отвечать тем же
требованиям (т.е., быть с чётко выделенными основными деталями, характеризующими
изображаемый предмет, например, ручки, конфорки и духовка – у газовой плиты). Игрушки,
изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их
пропорциональное соотношение; игрушки, изображающие животное – особенности строения
этого животного, его реальный окрас.
Рельефная наглядность рассчитана на её восприятие детьми, имеющими
глубокую зрительную патологию (тотально слепые и слепые с остаточным зрением).
Следует отметить необходимость использования рельефной наглядности и в работе со
слабовидящими детьми, имеющими прогрессирующие зрительные заболевания и большую
потерю зрения. Изготавливается рельефная наглядность в инфомационно-полиграфическом
комплексе «Логос» ВОСа.
Рельефные наглядные пособия должны отражать основные признаки,
характеризующие предмет. Особенно точно должна быть передана форма предмета. Это
важно, т.к. в формировании у слепых детей представлений о предмете форма является
главным информационным признаком, по которому этот предмет узнаётся в рельефном
изображении. Необходима также передача в рельефном изображении строения
изображаемого предмета, соотношения его частей и правильных пропорций(4,6).
В последние годы многие наглядные пособия для детей с глубокой зрительной
патологией выполняются и в рельефно-точечном и в плоскопечатном (чёрно-белом или
цветном исполнении) вариантах. Это значительно расширяет возможности их
использования в работе с детьми, имеющими нарушения зрения разной степени тяжести.
Необходимо знать, что использование в работе с детьми, имеющими
глубокую зрительную патологию, рельефной наглядности эффективно только
в
случае
организации
последовательной
предварительной
работы.
Она
должна включать в себя широкое ознакомление детей с окружающим
предметным миром, обучение их приёмам обследования, ознакомление с

принципами построения рельефных изображений, обучение чтению рельефных изображений,
умению соотносить реальные предметы с рельефными изображениями и наоборот.
Условия эффективности использования наглядности в обучении
детей с нарушением зрения
1. Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый
ребёнок мог её рассмотреть (т.е., в хорошо освещённом месте, на уровне глаз детей, на
контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).
2. Для обследования (зрительного, зрительно-осязательного) наглядности детям с нарушением
зрения должно предоставляться больше времени (примерно вдвое), чем нормально видящим.
3. Детям, которые в этом нуждаются, необходимо на занятии или уроке предоставить
возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть её,
обследовать с помощью осязания.
4. В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с многоплановыми сюжетными
изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в группу,
класс до начала занятия или урока для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть
её. После окончания урока (занятия) эта наглядность некоторое время может оставаться в классе
(группе).
5. Использование рельефной наглядности должно сопровождаться соотнесением её с реальными
предметами.
6. При демонстрации новых, незнакомых детям игрушек, предметов педагог обращает
внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами,
качествами, формирует у детей планомерность зрительно-осязательного восприятия.
7. Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности чётким, доступным пониманию
детей данного возраста описанием.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».